Примечания
{1} Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М., Политиздат, 1970, т. 2, с. 51.
{2} Здесь приведено число кораблей и транспортов, достоверность потопления которых подтверждена двусторонними данными.
{3} Названия географических мест и населенных пунктов даны в современном написании, в скобках даны их старые наименования. В примерах, где одно и то же название встречается несколько раз, старое приведено только при первом упоминании.
{4}Условные сокращения даны в приложении 1.
{5} Фрунзе М. В. Избранные произведения. М., Воениздат, 1950, с. 190.
{6} Основные тактико-технические характеристики надводных кораблей ВМФ приведены в приложении 2.
{7} К началу войны в постройке находился линейный корабль «Советский Союз», который по всем тактико-техническим показателям должен был превзойти все корабли этого класса.
{8} Корабль получил это название в 1948 г. Прим. ред.
{9} В состав этого дивизиона в 1943 г. вошли сторожевые корабли «Шквал» и «Шторм».
{10} Полученные СФ в августе 1944 г во временное пользование в счет репараций с Италии линкор «Ройал Соверен» («Архангельск») от Англии, крейсер «Мильвон» («Мурманск») и 9 миноносцев от США были устаревшими кораблями. Их построили еще в период первой мировой войны и по большинству показателей они уступали кораблям советской постройки. Ни линкор, ни крейсер не совершили ни одного боевого выхода, а миноносцы, по заявлению одного американского журнала, «годились только на слом». Прим ред.
{11} Лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» в кампанию 1943 г перешли из состава ТОФ по Северному морскому пути.
{12} Боевой устав Военно-Морских Сил РККА. Госиздат, 1930, с. 9.
{13} Горшков С. Г. Морская мощь государства. М., Воениздат, 1976, с. 222.
{14} Здесь и далее термин «заградитель» относится к кораблю, не принадлежавшему к классу минных заградителей, но привлеченному к постановке мин.
{15} Горшков С. Г. Морская мощь государства, с. 233.
{16} Турбоэлектроход «Балтика».
{17} Торпедные катера «Д-3» и «СМ-3» являлись головными катерами типа Д-3, построенными на судостроительных заводах для ЧФ, причем катер «СМ-3» имел экспериментальный стальной корпус. Эти катера были включены в состав 1-й бригады торпедных катеров ЧФ без установления для них тактических номеров и фигурировали в боевых документах под названием «Д-3» и «СМ-3».
{18} Из-за попадания 23 сентября 1941 г. авиационных бомб и полученных повреждений на линкоре «Марат» находилось в строю только девять орудий главного калибра. Прим. ред.