Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Предисловие

Написать книгу, посвященную начальному периоду войны, одновременно и трудно и легко. Трудно, потому что приходится рассказывать о трагических страницах нашей истории, времени отступления на всех фронтах, оглушительных неудачах, тяжелых потерях в людях и технике. Легко, потому что читатель изначально психологически готов к восприятию тех событий под впечатлением ранее прочитанных книг. Скажем, статистическая информация о неблагоприятном для Красной Армии соотношении потерь, составленная по данным противоборствующих сторон, теперь уже не вызывает изумления. Многие понимают: вопреки нашим пропагандистским лозунгам прошедшая война стоила большой крови и долгое время велась на советской земле.

Данная работа посвящена важнейшим событиям боевых действий авиации в прошедшей войне. Первая глава рассказывает о некоторых этапах формирования и развития советской авиации в период между двумя мировыми войнами и тех людях, которые внесли в это наибольший вклад. Она позволяет лучше понять, каким образом собирались использовать столь мощное оружие, как авиация, политические и военные лидеры Советского Союза. В то же время эта глава не дает ответа на вопрос: в чем причины серьезных неудач ВВС Красной Армии в начальный [6] период войны? Однако делается вывод, что эти причины непосредственно не связаны с вопросами авиационной доктрины государства.

Рассказывая о событиях 22 июня 1941 г. во второй главе, автор стремится показать, что же происходило в это трагическое время на западных границах Советского Союза. В главе говорится о том, как шла подготовка войск к решающим событиям по обе стороны границы, при этом основное внимание уделено ВВС. Уступая нам в численности, люфтваффе благодаря накопленному боевому опыту, лучшей подготовке и организации нанесли тяжелое поражение ВВС Красной Армии.

Фактически в тот момент столкнулись отмобилизованные объединения и соединения «профессиональной» армии, с одной стороны, с «армией мирного времени», с другой стороны; причем генералов и старших офицеров последней предшествующие события (чистки, репрессии и пр.) отучили действовать смело и решительно, брать инициативу в свои руки. Один из результатов известен: передовые аэродромы уже к вечеру первого дня войны были заставлены полностью или частично разрушенными самолетами с красными звездами на крыльях, люфтваффе завоевали оперативное господство в воздухе на важнейших стратегических направлениях, а еще примерно через полмесяца — стратегическое господство в воздухе на всем советско-германском фронте.

При описании в третьей главе подготовки и проведения первой воздушной операции ВВС Красной Армии во Второй мировой войне — налетов на финские аэродромы с 25 по 30 июня 1941 г. автор не упускает случая вступить в полемику с В. Б. Резуном («Суворовым»). Казалось бы, нашей стороне представился шанс нанести упреждающий удар по изготовившемуся к агрессии соседу, причем противником были не умудренные опытом немцы, а гораздо [7] более слабые финны. Однако изучение документов нашего северного соседа и иных финских источников не дает оснований для оптимизма. Во всяком случае, феерической картины десятков одновременно горящих самолетов, стоящих на аэродроме крылом к крылу, когда пожар распространяется от машины к машине, — а именно так представлял Резун внезапное нападение «сталинских соколов» на мирно спящих немцев, — не получилось. А ведь германская ПВО была во много раз сильнее финской.

В этой главе основной акцент делается на сравнении результатов советской операции с теми ударами по советским аэродромам, которые осуществили гитлеровские ВВС за несколько дней до этого. ВВС Красной Армии выполнили за 25–30 июня примерно втрое меньше самолето-вылетов, чем люфтваффе 22 июня, понесли почти такие же, как немцы, потери, при этом уничтожили или серьезно повредили в 300–400 раз меньше машин неприятеля. Рассмотрению причин столь неблагоприятного для нас соотношения уделено значительное внимание.

Центральное место в книге занимает четвертая глава, посвященная противовоздушной обороне советской столицы. В ней рассказывается о событиях не только лета 1941 г., но и предшествующего периода. Так, описаны основные вехи развития противовоздушной обороны, начиная с середины 1920-х годов, рассказывается о людях, внесших определяющий вклад в совершенствование ПВО Москвы.

При описании событий, которые происходили в Москве непосредственно перед вторжением неприятеля и в первые дни войны, проанализированы многие наши недочеты в области ПВО и одновременно показаны усилия, направленные на укрепление воздушной обороны неба [8] над столицей и Подмосковьем, которые, в конечном итоге, не позволили сначала германским разведчикам, а затем ночным бомбардировщикам хозяйничать в московском небе.

Приведены интересные воспоминания германских летчиков и командиров, участвовавших в подготовке или осуществлении налетов на Москву. В работе представлены данные о потерях советских истребителей ПВО Москвы, немецких разведчиков и бомбардировщиков, для которых рейды в район советской столицы завершились фатально. Сведения о разрушениях в Москве, погибших или пострадавших жителях города позволяют каждому читателю оценить степень эффективности действий германской авиации. Это же справедливо относительно проведенного в конце главы краткого сравнения ПВО Лондона летом 1940 г. и ПВО Москвы год спустя.

Завершающая, пятая глава посвящена атакам Румынии, начатым сразу же после того, как вооруженные силы этой страны, в частности авиация, вторглись в территориальное пространство Советского Союза. Уже 22 июня авиация Главного командования и ВВС Черноморского флота получили приказ вскрыть базирование неприятеля в Румынии, после чего нанести решительный удар по немецко-румынской авиации, крупным портам, нефтехранилищам и базам, а также другим важным объектам.

Но неблагоприятное развитие обстановки на советско-германском фронте вынудило внести коррективы в эти планы. Так, авиацию Главного командования пришлось с первых дней боев задействовать преимущественно на борьбе с наступающими мотомеханизированными соединениями неприятеля, и задача атаковать румынские объекты ставилась лишь эпизодически. В то же время для бомбардировочных частей авиаторов-черноморцев она была основной до начала боев за Одессу. [9]

Из пятой главы вы узнаете, какие разрушения были нанесены объектам, прежде всего нефтедобычи и нефтепереработки, в Констанце, Плоешти, Чернаводах, других важных центрах Румынии, какие усилия прилагали немцы и румыны, чтобы сохранить эти объекты. Здесь же показано, что для нанесения неприятелю максимального ущерба советское командование применяло, вероятно, в первый и последний раз в ходе войны, весьма экзотические составные самолеты конструкции инженера B. C. Вахмистрова. Приводятся данные о потерях противников в сражении над Румынией.

Книга написана на основании советских и немецких архивных документов, воспоминаний участников событий. Хочется отметить, что некоторые разделы, ранее публиковавшиеся в периодической печати, значительно расширены и дополнены, другие уточнены в свете ставших доступными в последние годы источников и материалов.

Большую помощь при подготовке рукописи автору оказали (перечислены в алфавитном порядке) Н. Г. Бодрихин, М. Ю. Быков, В. Л. Голотюк, А. А. Егерев, А. Н. Медведь, С. А. Микоян, Ю. Г. Минкевич, М. Э. Морозов, Г. П. Серов, с которыми обсуждались отдельные разделы книги. Ценные сведения по теме работы предоставили финские коллеги-историки К.-Ф. Геуст и М. Салонен. Помощь при обработке и переводе немецких материалов оказали А. В. Михайлов и С. А. Липатов. Значительно улучшила стилистику повествования редактор И. В. Башнина. Всем перечисленным выше коллегам и старшим товарищам автор считает своим долгом выразить глубокую и искреннюю благодарность. [10]

Дальше