Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} Всеобщая мобилизация была объявлена Россией в полдень 31 июля 1914 г., а постановка минного заграждения на Центральной минной позиции производилась с 7 до 11 ч. 20 м. того же дня. Германия объявила войну России на другой день.
{2} В 1915 г. после занятия германцами Либавы и Виндавы эти заграждения фактически стали активными.
{3} «Marine Rundschau». № 7, 1927 г.
{4} Катеры именовались теплоходами. Их было два типа. Водоизмещение 40–50 т, длина 23–25 м, ширина 5–5,2 м, осадка 1,3–1,5 м; скорость хода 8 узлов; они имели два мотора системы Болиндер. Запас мин доходил до 30–40. У первого типа катеров минный погреб располагался в кормовой части, и подъем мин из погреба производился с помощью рельса. У второго типа катеров минный погреб был расположен в носовой части и подъем мин производился стрелой. Первый тип в отношении подъема мин был более удобным, особенно при работе в свежую погоду.
{5} При постановке минных заграждений Передовой позиции, глубины местами на которой доходили до 55 саж., в южной части наблюдалось большое количество взрывов мин.
{6} Эти заградители были переоборудованы из пароходов «Русского общества пароходства и торговли», взятых по военно-судовой повинности.
{7} Точное место заграждения неизвестно, так как место миноносцев во время постановки определялось только по счислению.
{8} Линейный корабль «Мария» имел скорость хода 21 узел, а линейный крейсер «Гебен» — 27 узлов.
{9} «Эльпидифорами» назывались каботажные паровые суда, плававшие преимущественно в Азовском море. Водоизмещение их колебалось от 500 до 1200 т, осадка носом от 0 до 1–3 м (2–3 фут.) и кормой 1,5–2,5 м (5–8 фут.); скорость хода до 7 узлов. «Эльпидифоры» в войну 1914–1917 гг. использовались в качестве тральщиков для постановок мин и для высадки десантных отрядов.
{10} «Синоп» мог использоваться и как прерыватель минных заграждений.
{11} Гидрокрейсерами назывались авиатранспорты «Александр I» и «Николай I», оборудованные в начале войны из пароходов (9200 т). Их длина — 130 м, ширина — 17 м, осадка 7–8 м, ход 14 узлов; вооружение — шесть 120-мм орудий. Принимали они по семь гидросамолетов на палубу. Самолеты спускались на воду и поднимались стрелами.
{12} Минное заграждение, поставленное заградителями 23 августа у Констанцы, ставилось как оборонительное; впоследствии, после оставления Констанцы, оно стало активным.
{13} «Дейчланд» — пароход-паром, обслуживавший ж.-д. линию Засснитц (на острове Рюген) — Троллеборг (Швеция), имел, вследствие своего назначения, тяжеловесный по виду корпус, что и хотел использовать его командир в целях маскировки.
{14} Вследствие неполноты опубликованных материалов по постановкам за 1916 г., приводятся только два заграждения и то без указания даты постановки и числа поставленных мин.
{15} Вспомогательный крейсер «Арланца» подорвался на германской мине после того, как утром в тот же день тральщиками был протрален фарватер. Повидимому, под влиянием приливно-отливного течения, углубление мин настолько менялось, что мина могла быть пропущена тралами.
{16} В это число не входят 38 подводных заградителей, которые начали вступать в строй с июля по октябрь 1918 г.
{17} Указанное количество мин — приближенно.
{18} По всей вероятности от взрыва собственной мины при постановке.
{19} Проникновение германцев на рейд Скапа-Флоу было весьма затруднительно благодаря местным специфическим условиям этого района, сильным и переменным течениям, наличию шхер, трудным условиям плавания и постоянным, многочисленным дозорам английских кораблей.
{20} При составлении таблицы 22 были использованы данные из Морского сборника № 11 за 1926 г. (стр. 140), в которых указывается, что за последнюю четверть 1917 г. в Гельголандской бухте и Па-де-Кале было выставлено 10389 мин. Нами это число распределено в таблице между двумя этими районами приблизительно пропорционально предыдущим постановкам.
{21} При составлении настоящей главы использована главным образом статья Травиничева «Великое Северное заграждение», помещенная в № 12 Морского сборника за 1929 г.
{22} Причинами этого считается чрезмерная чувствительность взрывателя и недостаточная тщательность выделки отдельных частей, что, в свою очередь, объясняется срочностью выполнения такого большого количества мин по новым чертежам.
{23} Мины в количестве 317 штук, поставленные крейсером «Бреслау» и «UC-15», включены в число мин, поставленных германским флотом (табл. 19, глава III).
{24} После окончания войны англичанами было вытралено небольшое болгарское минное заграждение у Дедеагача. Так как мины стояли мелко, то траление было опасным, но обошлось без потерь.
{25} Под остальными подразумеваются флоты: шведский, норвежский, болгарский, румынский и португальский. В 1916 г. русскими было передано Румынии 1025 мин.
{26} «Rivista Marittima» № 9, 1934.
{27} «Слава» хотя и была затоплена своей командой, но одной из причин к этому послужили повреждения в бою, полученные от артиллерийского огня.
{28} Заградитель «Прут» был затоплен своею командою при встрече с германским крейсером «Гебен».
{29} Классификация кораблей, принятая в английском флоте.
{30} Класс кораблей, созданный во время войны 1914–1918 гг. главным образом для борьбы с подводными лодками.
{31} Таблица составлена на основании материала, изложенного в журнале «Rivista Marittima» № 9, 1934 г.
{32} Данные, приведенные в этой графе, не являются точными. Кроме того, в них не входят погибшие корабли и суда, имеющие второстепенное значение.
{33} Данные, приведенные в таблице, являются приближенными.
{34} Данные о крейсерах, миноносцах, тральщиках и катерах, ставивших мины в Балтийском море в войну 1914–1917 гг., приведены в таблице 40.
{35} Переделывались в заградители из подводных лодок типа «Барс».
{36} Есть основание считать, что германским флотом в районе Моонзунда было выставлено не менее 5000 мин.
{37} Изложенное ниже относительно надводных заградителей германского флота заимствовано из книги Р. Köppen, «Die überwasserstreitkräfte und ihre Technik».
{38} Фактическая, а в скобках контрактная.
{39} Последние 7 кораблей числились как вспомогательные крейсеры.
{40} Сведения заимствованы из статьи «Германские подводные заградители», помещенной в журнале «Морской сборник» № 5 за 1928 г.
{41} В скобках обозначено подводное водоизмещение при наибольшем запасе топлива.
{42} Летом 1917 г. эти катеры посылались на постановку мин у светящегося буя около Зеебрюгге.
{43} По данным, относящимся к 1921 г., англичане удовлетворялись этими возможностями для кабельных заградителей того времени, но наряду с этим считали необходимым для будущего предусмотреть возможность непрерывной постановки 50 мин на проводах.
{44} В июне 1915 г. германский подводный заградитель «UC-2» был протаранен британским пароходом в районе Лоустофта. «UC-2» был поднят англичанами и использован при переделке под заградители подводных лодок типов «Е» и «L».
Список иллюстраций