Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава IX.

Использование мин итальянским флотом

Итальянский флот ставил преимущественно-оборонительные загражения в Адриатическом море для защиты прибрежных пунктов, а также для прикрытия от бомбардировки с моря железной дороги, идущей вдоль берега. Активные заграждения ставились у берегов Австрии, Черногории и Албании для стеснения свободы плавания кораблей противника.

Мины ставились с крейсеров «Пулья» и «Морабелло», с миноносцев и даже со сторожевых кораблей (некоторые из последних могли брать только по 5 мин), а также с торпедных катеров. Кроме того, в этих постановках принимал участие английский заградитель «Латона». Итальянская подводная лодка «Х-2» и одна английская участвовали в постановках активных заграждений у неприятельских берегов.

В 1917 г. итальянские торпедные катеры типа MAS выполнили ряд минных постановок. Каждый катер принимал на борт по 4 мины. Минные заграждения ставились двумя группами катеров: первой — базировавшейся на Венецию, и второй — на Бриндизи.

Венецианская группа поставила мины в районе мыса Пенеда, Сан Дзероламо, де-Косада, мыса Кристо и входа в канал Леме. Группа из Бриндизи поставила мины перед Дураццо, Сан-Джиовани ди-Медуа. С наступлением темноты катеры выходили из баз и буксировались миноносцами, развивавшими скорость хода до 15 узлов. При подходе к месту постановки за 5–10 миль буксиры отдавались, [136] и катеры дальше направлялись собственным ходом. Постановка мин выполнялась под электромоторами, которые не давали шума. Возвращение в базу производилось также на буксирах миноносцев. На одном из минных заграждений, поставленном катерами в NO части канала Фазана, подорвалась и погибла австрийская подводная лодка «U-5».

Австрийцами были обнаружены следующие минные заграждения, поставленные итальянским флотом:

1) В 1915 г. у Венеции при входе в гавань — большое минное заграждение, на котором погибли австрийская подводная лодка «U-112» и итальянская «Алеа».

2) В 1916 г. у Дураццо — заграждение, состоявшее в северной части из 22 мин, а в южной из 100 мин.

3) В июле 1916 г. перед Сан-Джиовани ди-Медуа — заграждение из 30 мин, обнаруженное самолетами.

4) Между Дуго и Маслиновик тральщики вытралили 36 мин.

5) У истрийского берега с западной стороны было вытралено 10 мин.

6) В ноябре 1916 г. между Уние и Сансето было обнаружено 26 мин.

7) В январе 1917 г. были обнаружены мины между Родован и Петрини, а затем перед Рыбацем.

В различных местах у своего побережья австрийские тральщики обнаружили около 1100 итальянских мин.

По данным, опубликованным в «Nautilus» за 1938 г., итальянским флотом всего было поставлено 12000 мин.

Большое количество мин из числа поставленных в северной части Адриатического моря итальянцами и австрийцами срывало с якорей штормами, что представляло опасность для плавания.

Для того чтобы не допустить выход из Адриатики неприятельских подводных лодок, явилась необходимость преградить Отрантский пролив. Попытка осуществить это посредством рыбачьих судов, буксировавших противолодочные сети, оказалась недействительной. Эта система требовала большего числа судов, чем их имелось в распоряжении союзников. К тому же, вследствие течения, сети растягивало не поперек, а вдоль пролива.

В мае 1918 г. было принято решение осуществить в Отрантском проливе одновременно стационарное заграждение, которое отстаивали итальянцы и французы, и подвижное, сторонниками которого были англичане.

Стационарное заграждение должно было состоять из прочных сетей высотою до 50 м (160 фут.) с минами. Эти сети должны были поддерживаться большими буями, погруженными в воду на 12 м (40 фут.) от поверхности. Главным затруднением для выполнения такой постановки были большие глубины моря, доходившие в этих местах до 800 м (400 саж.). После того как предварительные опыты дали положительные результаты, было приступлено к осуществлению заграждения. Последнее, несмотря на скверную погоду, было доведено до конца в сентябре 1918 г. Мины, прикрепленные [137] к сетям, были французского образца с механическими взрывателями.

Сетевое заграждение начиналось в 8 милях к востоку от Отранто и оканчивалось в 3 милях от Фано, на противоположном берегу пролива. Последний проход оставался совершенно свободным, а проход у Отранто был прегражден двумя рядами английских мин, поставленных на глубине 20 м (10 саж.).

Чтобы не допускать прохода подводных лодок поверх сетей ночью, севернее заграждения, мелкие корабли буксировали поперек пролива противолодочные тралы с минами.

На рис. 52 приведены заграждения в Отрантском проливе, в том развитии, в каком они находились к окончанию войны.

В августе 1918 г. одна германская подводная лодка застряла в сетях и была уничтожена; другая была потоплена буксируемыми минами.

В сентябре 1918 г. союзниками намечалось увеличение заграждений перед Дарданеллами; постановка новых заграждений в Адриатическом и Эгейском морях, при входе в Эвбейский залив, в Патрасском заливе (после постановки заграждения в Эгейском море) и между островом Имброс и берегом (когда позволят материальные средства).

Одни заграждения в Адриатике и Эгейском море требовали 57600 мин.

Базой для этих операций была избрана Бизерта, которая, несмотря на ее удаленность от районов постановок, являлась безопасной от налетов неприятельских самолетов.

В Бизерте уже начались подготовительные работы: были выстроены склады и подъездные пути на берегу для выгрузки мин с транспортов и для их погрузки на заградители. Работы были прекращены в начале ноября 1918 г. после перемирия, заключенного с Турцией 31 октября, и захвата союзниками Дарданелл и Босфора, а также выхода из войны Австро-Венгрии 3 ноября того же года.

Дальше