Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава VII.

Использование мин австро-венгерским флотом

Австро-Венгрия имела в Адриатическом море три весьма удобно расположенные в географическом отношении укрепленные базы: Пола, Себенико и Катарро. В обороне этих баз в течение войны 1914–1918 гг., помимо береговой артиллерии, видную роль сыграли минные заграждения. Постановка минных заграждений была начата с первых дней войны, чему способствовало выступление Италии на стороне союзников.

Кроме того, австрийский флот ставил минные заграждения и в других районах Адриатического моря, например, в заливе Антивари, у мыса Планка и у Дураццо.

Минные заграждения ставились с заградителей и миноносцев. Минная война австрийского флота носила преимущественно оборонительный характер. Наиболее крупным, а также самым известным по своему расположению было минное заграждение у главной военно-морской базы Пола (рис. 46). Оно состояло из четырех минных полей и находилось под прикрытием береговых батарей. Кроме того, было поставлено еще два небольших минных заграждения для обороны самого входа в бухту Пола. Число мин в этих двух [128] заграждениях достигало 150–200 штук. Постановка минного заграждения была начата с открытием военных действий, а в последующие годы оно усиливалось и подновлялось.

Район Пола защищался минным заграждением с трех направлений: с запада, юга и востока. Для подхода к базе было выставлено пять входных и выходных фарватеров, причем три из них имели форму раструбов с растворением в сторону моря; два фарватера располагались вдоль берегов.

Минное поле № 1 (на NW) имело 500 мин; минное поле № 2 (на SW) — 540 мин; минное поле № 3 (на SO) — 110 мин; минное поле № 4 (на Ost) — 300 мин. Всего в четырех квадратах было поставлено 1450 мин.

От береговой черты это заграждение отстояло максимально на 12 миль. Наибольшая глубина его была в минном поле № 2 и доходила до 10 миль. С начала войны и до 31 декабря 1914 г. из этого заграждения убыло 476 мин, которые срывались с минрепов, в особенности после штормов. Таким образом продолжительность службы мин была весьма ограниченной. [129]

В районе Пола, помимо минных заграждений, были поставлены противолодочные и боновые заграждения.

Минное заграждение в районе Себенико (рис. 47) состояло из 36 отдельных небольших линий в 350 мин и тоже имело оборонительный характер. Для прохода в базу своих кораблей было оставлено два фарватера. Этот район, кроме минных заграждений, защищался еще противолодочными сетями и боновыми заграждениями.

Минные заграждения в заливе Катарро (рис. 48) были поставлены в самом начале войны, а затем они усиливались и подновлялись.

Вначале минные заграждения, состоявшие из пяти отдельных линий, были выставлены преимущественно в узких местах залива, который являлся главной базой германских подводных лодок, оперировавших в Средиземном море. В последующие годы они были вынесены мористее, где ставились в виде больших линий. Входы и выходы для подводных лодок обеспечивались фарватерами, створами, специальными знаками и огнями.

Количество поставленных у Катарро мин установить не представилось возможным, но, судя по общему плану заграждения, длине отдельных линий и числу сорванных к 31 декабря 1914 г. мин (107), можно считать, что общее число их было не менее 500.

Помимо минных заграждений, в этом районе ставшись противолодочные и боновые заграждения. [130]

Минные заграждения в заливе Антивари (рис. 49) были поставлены 22 февраля 1915 г. четырьмя миноносцами для обороны побережья от набеговых операций кораблей противника. Количество выставленных мин — 40; углубление — 3,5 м.

Минные заграждения у мыса Планка (рис. 50) были поставлены 15 июня 1916 г. у скалы Мулло. Всего выставили 158 мин в три [131] ряда с большим углублением — против подводных лодок противника.

Минные заграждения у Дураццо (рис. 49 и 50) были выставлены 16 марта 1916 г. четырьмя миноносцами; это заграждение, состоявшее из 40 мин, было активного характера.

Кроме перечисленных выше заграждений, в июне 1915 г. минный крейсер «Хамелеон» дважды выходил из базы Пола на постановку мин в Триестинской бухте, причем им были поставлены австрийские [132] мины, а также итальянские, выловленные, сорванные с минрепов и приведенные снова в полное боевое состояние.

В январе 1916 г. австрийские миноносцы (2 эскадренных и 9 номерных) поставили активное минное заграждение у северо-восточных берегов Италии. Заградитель «Саламандра» под прикрытием миноносцев и самолетов также поставил мины у итальянского побережья.

Повидимому, этот перечень не исчерпывает минных заграждений, выполненных австрийским флотом. По данным, опубликованным в германском журнале «Nautilus», австрийским флотом в войну 1914–1918 гг. было выставлено всего 6000 мин.

Кроме того, германские подводные заградители, базировавшиеся на Катарро, поставили в Средиземном море 2593 мины, из которых значительная часть приходится и на Адриатическое море. Для снабжения подводных заградителей мины поступали из Германии.

На рис. 51 нанесены минные заграждения, поставленные итальянским, австро- венгерским, германским и английским флотами в Адриатическом море и у западных берегов Италии. Установить, где ставились мины каждым из указанных флотов, весьма затруднительно.

На рис. 52 показан противолодочный дозор в 1918 г. в Отрантском проливе.

Особенности минной войны австро-венгерского флота таковы:

1) Австрийцы ставили, главным образом, оборонительные заграждения у своего побережья для защиты баз флота от набеговых [133] операций кораблей противника; активных заграждений было поставлено мало.

2) В узкостях у баз минные заграждения дополнялись противолодочными и боновыми заграждениями. [134]

3) В начале войны австрийцы ставили мины из своих запасов, впоследствии оказывалась помощь Германией. Затем австрийцы научились разоружать итальянские мины и использовали их для постановки у берегов Италии.

4) Продолжительность боевой службы австрийских мин была чрезвычайно низка, что объяснялось конструктивными недостатками соединений мин с якорями, а также свежими погодами. Кроме того, держащая сила якорей была недостаточна, вследствие чего мины дрейфовали. С начала войны по 31 декабря 1914 г. убыль выразилась в 588 мин, что составляло свыше 30% от общего числа поставленных к этому времени мин. Несмотря на ряд усовершенствований, мины все же и в дальнейшем срывались с минрепов. Сорванные мины как австрийские, так впоследствии и итальянские, затрудняли плавание австрийскому флоту, в особенности торговому. Так, например, на сорванных минах погиб в 1914 г. австрийский миноносец «26».

5) Австрийцы периодически производили поверку поставленных мин, причем в результате каждой поверки отмечалась убыль мин. Каким путем она производилась — не совсем ясно, можно предположить, что прозрачность воды позволяла осматривать заграждения на мелкосидящих катерах или шлюпках глазомерно с поверхности.

6) Поставленные австрийским флотом мины были эффективны: на них погибли 1 броненосный крейсер, 4 миноносца, 1 вспомогательный крейсер и 2 подводные лодки.

Дальше