Подстрочные примечания
{*1} По мнению М. А. Столяренко, к весне 1905 г. в социал-демократические группы «Потемкина» входило около 30 человек
(Столяренко М. А. Непобежденная территория революции. М., 1975. С. 36). В действительности, вероятно, их было больше, так как названная цифра относится к более позднему времени, когда группы были значительно ослаблены списанием политически неблагонадежных матросов.
{*2} Шесть варяжцев зачислили в команду также принимавшего участие в восстании броненосца «Георгий Победоносец»: матросов В. Ф. Бакалова, С. Беспалова, А. Исламова, П. И. Сенцова, комендора С. С. Проценко, кочегарного квартирмейстера первой статьи С. Иванова
(Мельников Р. М. Крейсер «Варяг». 2-е изд. Л., 1983. С. 261).
{*3} «Потемкин» имел следующий состав экипажа: 20 офицеров флота, четыре инженера-механика, два врача, священник, 12 кондуктóров, 763 матроса. Для испытаний механизмов и орудий на нем находились гарантийный механик Николаевского завода А. Н. Харкевич, 23 мастеровых и три офицера от высших технических органов морского ведомства.
Вооружение «Потемкина» составляли орудия калибром: четыре 305 мм, 16–152 мм, 14–75 мм, шесть 47 мм и два 37 мм. Кроме того, броненосец имел две десантные пушки В. С. Барановского калибром 64 мм, четыре пулемета, четыре торпедных аппарата и два минных катера. Машины корабля могли развивать ход в 16 узлов.
Башни орудий главного калибра прикрывала броня в 254 мм. Толщина брони бортового пояса доходила до 229 мм. Броневых палуб было две: нижняя, толщиной 66 мм со скосами 76 мм, и верхняя 38 мм. Боевую рубку опоясывала броня в 229 мм.
При длине 115,4 м и ширине 22,2 м стандартное водоизмещение корабля равнялось 12 480 т.
В трюмах и погребах имелось 30 тыс. пудов угля, более 10 тыс. снарядов, торпеды, порох, пироксилин.
В судовой кассе было 21 391 руб. 50 1/2 коп. казенных денег и 683 руб. 87 коп., принадлежавших гарантийному механику А. Н. Харкевичу (Пономарев И. И. Герои «Потемкина». М., 1956. С. 247, прил.).
{*4} Исследователи событий проходят мимо этого факта, а между тем его можно считать свидетельством усиления революционной агитации накануне восстания.
{*5} Сведения о роде занятий до службы удалось обнаружить лишь для 144 человек. Из них крестьян было 112 (77,6%), рабочих 19 (12,1%), мещан 11, один из купеческих детей и один из почетных граждан.
{*6} Для связи с берегом «Потемкин» сопровождала миноноска № 267 бывший «Измаил», маленький корабль, построенный в Николаеве в 1887 г. Водоизмещение миноноски составляло 76,5 т, длина 38,9 м, ширина 3,5 м, скорость хода 17,5 узла. Корабль имел два орудия калибром 37 мм и два торпедных аппарата, но ни снарядов, ни торпед на нем не было. Экипаж насчитывал 20 человек. Сведений о количестве революционно настроенных матросов в команде миноноски, к сожалению, нет.
{*7} За последнее время получила распространение версия, согласно которой Гиляровский приказал не только принести брезент, во и накрыть им группу матросов. Эта ошибочная версия, попавшая даже в Историческую энциклопедию (см. статью «Потемкин» в кн.: Советская историческая энциклопедия. IV XI. М., 1968. Стб. 476), появилась, как уже говорилось, после выхода фильма С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», где эпизод с брезентом введен в качестве режиссерского приема. Сам С. М. Эйзенштейн, вспоминая о работе над фильмом, писал: «...никто никогда никого на «Потемкине» брезентом не накрывал! Сцена с матросами, покрытыми брезентом, была... чистой выдумкой режиссуры!»
«Я отчетливо помню, рассказывал С. М. Эйзенштейн, как в отчаянии хватался за голову мой консультант и эксперт по флотским делам, бывший морской офицер... когда мне взбрело на ум покрыть матросов брезентом при угрозе расстрелом!
«Нас засмеют!.. вопил он. Так никогда не делали!»
И потом подробно объяснил, что при расстреле на палубу действительно выносили брезент. Но совсем с другой целью: он расстилался под ногами обреченных с тем, чтобы кровь их не запятнала палубы...
Помню, как я огрызнулся:
«Если засмеют так нам и надо: значит, не сумели сделать...»
Сцена осталась в фильме.
Вошла в плоть и кровь истории событий». (Эйзенштейн С. «Двенадцать Апостолов» // Броненосец «Потемкин». М., 1969. С. 93).
Помимо эпизода с брезентом в фильме допущены и другие отступления от реальной истории восстания. Рассмотрение их не входит в мою задачу. Они очевидны каждому, кто пожелает сравнить изображение событий в фильме и в действительности. В данном случае мне важно было лишь правильно установить, что явилось поводом и сигналом к восстанию.
Большие сомнения вызывает также рассказ Г. Н, Полторацкого о присутствии Г. Н. Вакуленчука в группе матросов, которых хотели расстрелять (Полторацкий Г. Н. 1905 г. Вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» // Революционное движение в Черноморском флоте в 1905–1907 гг. М., 1956. С. 56), В этом вопросе Полторацкого не поддерживают все другие участники восстания. Вероятнее всего, Г. Н. Вакуленчук как руководитель потемкинских социал-демократов одним из первых перешел к башне, подавая пример матросам.
{*8} Утром 17 июня Мигачев, Михайленко и Сопрыкин бежали с «Потемкина» (ЦГАВМФ, ф.1025, оп.2, д.17, л.87).
{*9} Л. В. Богуцкая без ссылки на источник утверждает, что Ф. В. Мурзак был членом РСДРП
(Богуцкая Л. В. Очерки по истории вооруженных восстаний в революции 1905–1907 гг./ Под ред. А. М. Панкратовой. М., 1956. С. 58). В действительности Мурзак в 1905 г. не только не состоял в РСДРП, но на судебном следствии выдавал участников восстания (см., например, судебное постановление полковника П. А. Воеводского в кн.:
Пономарев И. И. Указ. соч. С.258–262, прил.). Впоследствии он искупил свою вину активным участием в гражданской войне. Расстрелян белогвардейцами на станции Семь Колодезей
(Лычев И. А. Воспоминания потемкинца. М., Л., 1925. С. 75–76).
{*10} Следует заметить, что А. П. Березовский (Кирилл) ошибочно включил в состав решений комиссии письмо к французскому консулу в Одессе, которое сам же датирует утром 15 июня, в то время как заседание комиссии закончилось в ночь на 15 июня
(Кирилл. Одиннадцать дней на «Потемкине». СПб., 1907. С.99).
{*11} Утверждение А. С. Пухова о «моральном разложении» в команде «Потемкина» источники не подтверждают
(Пухов А. С. Тридцать лет назад// Морской сборник. 1935. № 8. С.116).
{*12} В 1905 г. в Одессе параллельно существовали две организации РСДРП: большевистский Одесский комитет и меньшевистская Одесская группа при ЦК РСДРП.
{*13} Журналисту И. И. Пономареву удалось установить, что автор обращения кочегар В.З. Никишкин
(Пономарев И. И. В поисках героев-моряков. Краснодар, 1968. С. 105).
{*14} Утверждение М. Я. Попова о том, что К. И. Фельдман и А. П. Березовский уже тогда были делегатами Соединенной комиссии, источниками не подтверждается
(Попов М. Я. В. И. Ленин о вооруженных восстаниях 1905 года в Черноморском флоте // Некоторые проблемы социально-экономического развития Украинской ССР. Днепропетровск, 1970. С. 111, 115). Любопытно, что Фельдман снимался в фильме С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», где играл самого себя (Броненосец «Потемкин». М., 1969. С. 98, 360).
{*15} В книге Р. М. Мельникова имеется важная фактическая ошибка: он написал, что большевик И. П. Лазарев съехал с «Потемкина» через несколько часов
(Мельников Р. М. Броненосец «Потемкин». Л., 1980. С. 156). Из этого А. С. Пухов и Р. М. Мельников делают вывод о «меньшевистском руководстве» в судовой комиссии и объясняют этим нерешительность восставших. В действительности же Лазарев съехал с «Потемкина» 17 июня, после встречи с эскадрой Вишневецкого (Морской сборник. 1935. № 8. С. 114, 118;
Мельников Р. М. Указ. соч. С. 155–156).
{*16} «Веха», достроенная в Николаеве в 1893 г., имела водоизмещение 473 т, длину 54,9 м, ширину 8,4 м, осадку 1,8 м. Ее скорость хода достигала всего 12 узлов при мощности машин 600 л. с.
{*17} Любопытно отметить, что на «Вехе» матросы с «Потемкина» обнаружили вдову убитого ими на Тендре старшего офицера капитана второго ранга И. И. Гиляровского, которая вместе с дочерью ехала к мужу. Потемкинцы отпустила обеих, снабдив деньгами наравне с офицерами (ЦГАВМФ, ф. 1025, оп. 2, д. 17, л. 18, 43).
{*18} Этот факт широко известен. Однако в исследованиях советских историков не показало во всей полноте его значение для развития рабочего движения в Одессе во время пребывания там с Потемкина», а также не выявлено непосредственное участие полиции и военных властей в разгроме порта.
{*19} Эта версия основана только на воспоминаниях А. П. Березовского
(Кирилл. Одиннадцать дней на «Потемкине». СПб., 1907. С. 130).
{*20} Ошибка А. П. Платонова, П. П. Гришина, А. И. Герасимова и А. Питерского заключается в смещении ими событий во времени. На самом деле потемкинцы узнали об этом нападении только в 21 час, т. е. уже после обстрела (см., например, воспоминания А. Н. Матюшенко // ЦМР, ГИК, № 5138/3, л.7-в).
{*21} Одним из выступавших на траурном митинге был Е. М. Ярославский (Знамя коммунизма. 1955. 26 июня).
{*22} С. А. Томилов ошибочно указывает, что три первых выстрела были пристрелочными и делались из 47-миллиметровой пушки
(Томилов С. А. Броненосец «Потемкин». Одесса, 1975. С. 48).
{*23} В работах П. П. Гришина в Р. М. Мельникова при описании этого момента имеется хронологическая ошибка. Они отнесли разведку ко времени между уходом эскадры Вишневецкого и появлением эскадры Кригера
(Гришин П. П. Уроки «Потемкина» и тактика вооруженного восстания. М.; Л., 1932. С. 34;
Мельников Р. М. Броненосец «Потемкин». Л., 1980. С. 158). Против них свидетельствуют мемуары К. И. Фельдмана и показания капитана «Смелого» В. А. Кривоходкина, причем последний называет точное время выхода своего корабля на Тендру около 7 часов, т. е. до прихода эскадры Вишневецкого (ЦГАВМФ, ф. 1025, оп. 2, д. 18, л. 172 об.).
{*24} С. А. Томилов без ссылки на источник сообщил, что в июне 1905 г. в подпольную организацию «Георгия Победоносца» входило около 30 человек
(Томилов С. А. Броненосец «Потемкин». Одесса, 1975. С. 59).
{*25} Версия С. А. Томилова о том, что офицеры «заняли оборону» на мостике, источниками не подтверждается (
Томилов С. А. Указ. соч. С. 59–60).
{*26} Броненосец «Георгий Победоносец» был заложен в 1889 г., спущен на воду в 1892 г., вступил в строй в 1896 г. Имел водоизмещение 10 280 т, мощность машин 10 600 л.с. и скорость хода 17 узлов. Толщина броневого пояса по борту доходила до 406 мм, броневой палубы 57 мм. Орудийные башни и боевую рубку прикрывала броня в 305 мм. Это был корабль типа «Чесма», четвертый в мире после «Екатерины II» и «Синопа» броненосец с тремя башнями орудий главного калибра. Две такие башни, с двумя 305-миллиметровыми орудиями в каждой, стояли по обе стороны от боевой рубки и одна на корме (заметим, кстати, что именно эти корабли послужили английскому инженеру Р. Риду основой для проекта знаменитого «Дредноута», многобашенного линкора броненосца с единым калибром главной артиллерии, который стал прототипом для всех последующих линейных кораблей). Помимо шести 305-миллиметровых орудии «Георгий» имел семь 152-миллиметровых, десять 37-миллиметровых и две десантные 64-миллиметровые пушки.
{*27} Л. В. Богуцкая утверждает, что предложение внес А. Н. Ма-тюшенко
(Богуцкая Л. В. Очерки по истории вооруженных восстаний в революции 1905–1907 гг. / Под ред. А. М. Панкратовой. М., 1956. С. 64). Однако ее версия не подтверждается ни одним известным источником.
{*28} С тех пор версия о том, что «Георгий Победоносец» был якобы посажен на мель, встречается почти в каждой статье и книге о потемкинском восстании.
{*29} В последнем издании своих мемуаров К. И. Фельдман отнес это событие к более раннему времени к вечеру 15 июня, сославшись на И. П. Лазарева как на соавтора идеи выбора комитета
(Фельдман К. И. Броненосец «Потемкин». М., 1964. С. 83). Однако в воспоминаниях последнего и в его отчете в ЦК РСДРП отсутствуют сведения о комитете. Другие источники подтверждают, что комитет был выбран по пути в Констанцу (см., например:
Кирилл. Одиннадцать дней на «Потемкине». СПб., 1907. С. 217;
Лычев И. А. Потемкинцы. М., 1965. С. 104).
{*30} Ввиду имеющихся расхождений в публикациях текста документа здесь он приведен по фотокопии с подлинника, хранящейся в Центральном ордена Красной Звезды музее Вооруженных Сил СССР.
{*31} Отказ от Красного знамени показатель низкого уровня политического сознания большинства команды. Однако следует заметить, что на отказ матросов сразу же после восстания поднять Красное знамя повлияло то, что по морским законам того времени чисто-красный флаг (как и чисто-черный) считался пиратским флагом, а в сочетании с военным флагом боевым сигналом. Знамя с надписями являлось удачным компромиссным решением. Его предложил А. П. Березовский.
{*32} К признанию Н. Негру добавим, что противостоять потемкинцам могли только солдаты на берегу и крейсер «Елизавета». Это был старый корабль постройки 1887 г. водоизмещением всего 1320 т, вооруженный четырьмя 152-миллиметровыми орудиями, шестью мелкими пушками и четырьмя надводными торпедными аппаратами. «Потемкин» мог уничтожить его в несколько минут.
{*33} Версия С. Ф. Найды о том, что миноноска № 267 и катер уходили, отстреливаясь
(Найда С. Ф. Революционное движение в царском флоте. 1825–1917. М.; Л., 1948. С. 139), источниками не подтверждается. Как было отмечено, миноноска не имела боеприпасов, а на катере не было даже винтовок. Иначе матросы не оставили бы своих товарищей.
{*34} Версию А. К. Селяничева о походе «Потемкина» из Феодосии в Сухум источники опровергают
(Селяничев А. К. Флот под красным стягом. Книга для учащихся. М., 1983. С. 16).
{*35} Версия И. А. Лычева о передаче революционного знамени румынским социал-демократам
(Лычев И. А. Потемкинцы. С. 114) другими источниками не подтверждается.
{*36} «Прут» был спущен на воду в 1879 г. Судно имело водоизмещение 5459 т, длину 109,7 м, ширину 13,1 м и углубление 7,9 м. Его машины обладали мощностью 2628 л.с. и сообщали судну ход в 13,5–14 узлов. Вооружение составляли восемь 47-миллиметровых и два 37-миллиметровых орудия, три пулемета. Кроме того, на «Пруте» было 152 винтовки личное оружие матросов.
{*37} Д. П. Алексеев во время гражданской войны в Крыму был расстрелян деникинцами как «командир «Потемкина». Они не стали разбираться, какую роль сыграл он в ходе восстания: для них было достаточно сочетания двух этих страшных им слов.
{*38} Встречающееся в литературе иногда написание «умираю за правду с гордостью» не соответствует подлинному тексту.
{*39} З. К. Арборе-Ралли российский эмигрант-народоволец, профессор. В его доме в Бухаресте часто собиралась потемкинцы и другие эмигранты.
{*40} Обуховских рабочих потемкинцы отправили на берег по приходе в Одессу.
{*41} Подвиг потемкинцев вдохновил и советских деятелей культуры поэта М. Рудермана и композитора Б. Терентьева, написавших песню «Броненосец «Потемкин» (Советский моряк. 1955. № 11, обложка).
{*42} Судьба других кораблей, принявших участие в потемкинском восстании, менее примечательна: миноноска №267 в 1907 г. была переоборудована в тральщик № 9 и прослужила до 1913 г. (
OCR: очевидно до 1918 г.), после чего пошла на слом. «Георгий Победоносец» во время первой мировой войны использовался как штабной корабль. В 1918 г. он не смог уйти с эскадрой в Новороссийск, был захвачен белогвардейцами и в 1920 г. уведен П. Н. Врангелем в Бизерту, где впоследствии сдан на слом. «Прут» 20 октября 1908 г. был переклассифицирован в транспорт, а с 1 декабря 1909 г. стал заградителем. 30 октября 1914 г. при встрече с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» во избежание захвата последним затоплен командой.