От Вислы до Одера. О гибели генерала Полбина
Висло-Одерская наступательная операция, осуществленная силами 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов при содействии войск левого крыла 2-го Белорусского и правого крыла 4-го Украинского фронта началась 12 января 1945 года, хотя в начале планировалась на 20 января. Сложившаяся обстановка вынудила изменить ранее намеченный срок. А произошло следующее. Наступление немецко-фашистских войск в Арденах и Вогезах поставило американско-английские войска в трудное положение. В связи с этим премьер-министр Англии У. Черчилль обратился к Советскому правительству с просьбой о помощи. Советское Верховное Главнокомандование, верное своему союзническому долгу, решило начать наступление 12 января. В наступление перешла самая крупная группировка советских войск, когда-либо создававшаяся для проведения стратегической операции. Она включало 2,2 миллиона человек, 33,5 тысячи орудий и минометов, 7 тысяч танков и САУ, 5 тысяч самолетов.
Фронты действовали на 500-километровой полосе, удерживая три плацдарма на левом берегу Вислы в районах Магнушева, Пулавы и Сандомира. Тут оборонялись главные силы немецко-фашистской группы армий «А», имевшие 560 тысяч солдат, 5 тысяч орудий и минометов, свыше 1200 танков и более 600 самолетов. Между Вислой и Одером гитлеровцами была создана развитая система обороны, включающая 7 оборонительных рубежей. К обороне были подготовлены города и крепости Модлин, Варшава, Одер, Варта, Кельце, Лодзь, Краков, Бреслау, Опельн и другие.
К 12 января погода в районе предстоящих боевых действий не изменилась. По-прежнему была низкая облачность. С неба хлопьями валил снег, видимости фактически не было никакой. Массированный удар, к участию в котором готовился полк, не получился.
По приказу из дивизии полк приступил к выполнению боевых задач одиночными экипажами-»охотниками», хотя было известно, что против одиночных самолетов активно действуют истребители ФВ-190. В этой обстановке от каждого экипажа требовалось умение не только обнаружить заданную цель, но и умение использовать облачность для маскировки полета.
В этот день, 12 января, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Петр Черныш одним из первых вылетел выполнять боевую задачу по блокированию аэродрома противника Дешно. При полете к цели летчик маскировался облаками. При выходе из облаков на высоте около 300 метров самолет был атакован парой истребителей ФВ-190. Летчик вынужден был уйти в облака. Маскируясь облачностью, на третьем заходе экипаж сумел сбросить бомбы на цель и, прикрываясь огнем бортового оружия штурмана и стрелка-радиста, ушел в облака и возвратился на аэродром. Через считанные минуты командир звена лейтенант Евгений Бухальцев, используя облака, нанес бомбовый удар по аэродрому Дешно. Но несколько минут спустя, в районе Ракув, самолет Бухальцева вывалился из облаков, упал на землю и взорвался, экипаж погиб. Причины гибели не установлены, однако была версия, что экипаж возвращался на свою территорию через район артиллерийской подготовки и попал под огонь своей артиллерии.
До 15–16 января из-за плохих погодных условий бомбовые удары полк наносил одиночными самолетами. При высоких темпах наступления особенно эффективными оказались вылеты на свободную «охоту». Мелкие группы или отдельные экипажи сами находили танки, автомашины, мосты, небольшие группы пехоты, поезда на перегонах и другие цели, поражали их бомбами и пулеметно-пушечным огнем. Инициативные действия «охотников» более всего соответствовали динамичной обстановке и сложным метеоусловиям. К свободной «охоте» допускались, как правило, летчики, умело разбиравшиеся в тактике противника, в наземной обстановке. В нашем полку было подготовлено более десяти таких экипажей. Одиночные экипажи бомбометание выполняли после выхода из облаков по заранее заданным целям с последующим уходом в облака от возможных атак истребителей противника.
С улучшением погоды после 16 января бомбовые удары вначале стали наносить малыми группами от 5 до 9 экипажей под прикрытием истребителей, а затем и группами до полка. 17 января, когда погода заметно улучшилась, весь полк находился в готовности № 2. В 10 часов из штаба дивизии по телефону была получена боевая задача: в период 13.00–13.30 всем составом полка под прикрытием 12 истребителей «аэрокобра» 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизии нанести бомбовый удар по скоплению войск и техники противника в населенном пункте Опочно и скоплению эшелонов с войсками и техникой на железнодорожной станции Опочно.
После получения боевой задачи командир полка гвардии подполковник В. Я. Гаврилов на основе всесторонней оценки обстановки принял решение поставленную боевую задачу выполнить всем составом полка под прикрытием 12 истребителей «аэрокобра» 1-й и 2-й эскадрилье нанести удар по скоплению войск и боевой техники противника, а 3-й эскадрилье по скоплению эшелонов на железнодорожной станции. В 10.30 командир полка поставил боевую задачу командирам эскадрилий в присутствии летного состава и дал время на подготовку. В 12.10 полк под командованием командира полка произвел взлет, сбор в хорошо отработанном варианте и взял курс на аэродром истребителей.
12 истребителей пристроились сходу, и общий боевой порядок полка под командованием Героя Советского Союза В. Я. Гаврилова взял курс на цель. Линию фронта прошли на высоте около 200 метров, без значительного противодействия противника. Однако при подходе к Опочно зенитная артиллерия открыла заградительный огонь. В это время каждая эскадрилья взяла курс на свою заданную цель, и после выхода на цель началось бомбометание. По результатам фотоконтроля было установлено, что бомбы точно накрыли заданные цели и было уничтожено более 10 железнодорожных вагонов, не менее 30 автомобилей, 20 повозок, разрушено 10 различных построек. В тот же день, 17 февраля, полк произвел еще один боевой вылет на подступах к Кракову и повторил такой же удар 19 февраля. В результате стремительного наступления войск фронта город Краков был спасен от разрушения. После взятия Кракова и до форсирования реки Одер полк продолжал наносить удары по узлам сопротивления и колоннам отступающих войск противника на дорогах.
В период 20–23 января войска 1-го Украинского фронта, наступавшие на бреславском направлении, вышли на реку Одер от Кебен до Опельн, сходу на ряде участков форсировали Одер и закрепили занятые но западном берегу плацдармы.
Выйдя на реку Одер и закрепив плацдармы, советские войска 3 февраля закончили Висло-Одерскую операцию одну из крупнейших стратегических операций Великой Отечественной войны.
В ходе операции советские наземные войска во взаимодействии с авиацией успешно и в более короткие сроки, чем предусматривалось операцией, разгромили группу армий «А», освободили значительную часть Польши, перенесли боевые действия на территорию центральных районов Германии и вышли на ближайшие подступы к Берлину. В сложных погодных условиях 81-й гвардейский авиаполк за январь месяц, оказывая существенную помощь войскам, совершил 136 боевых вылетов с налетом 260 часов, потеряв при этом один экипаж гвардии лейтенанта Е. Н. Бухальцева.
Это был один из опытнейших экипажей полка, пользовавшийся большим авторитетом у командования и своих товарищей однополчан, с которыми прошел боевой путь с января 1943-го по январь 1945 года на Калининском, Волховском, Северо-Западном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.
2 февраля 1945 года наш полк перебазировался на аэродром Альт-Розенберг. Это был наш первый аэродром на территории Германии. Аэродром находился на окраине деревни, которую покинули жители, видимо боясь прилета самолетов. В одном из оставленных домов разместилась наша 2-я эскадрилья. Так как из жителей дома никто не появлялся, кормить голодную живность пришлось нам. Однако вскоре и мы перебазировались на стационарный аэродром Бриг, куда рано наступившая весна 1945 года согнала с раскисших полевых аэродромов несколько авиационных соединений истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, которые повседневно выполняли боевые задачи.
Огромная взлетно-посадочная полоса длиной около 2 километров и шириной около 100 метров обеспечивала одновременный взлет по одной стороне полосы, а посадку по другой. На первый взгляд казалось, что этот вариант использования полосы очень опасен. Однако даже при подобном использовании взлетно-посадочной полосы летных происшествий не было. Для посадки самолетов, получивших повреждения в бою, отводилась грунтовая полоса рядом с бетонированной. Вот на такой аэродром вечером 9 февраля 1945 года произвел посадку наш полк. С 10 февраля мы начали выполнять боевые задачи.
С 8 по 27 февраля войска 1-го Украинского фронта успешно провели Нижне-Силезскую наступательную операцию, в результате которой была разгромлена нижне-силезская группировка немецко-фашистских войск, а войска фронта вышли на рубеж реки Нейсе и заняли наиболее выгодные позиции для последующего наступления на берлинском и дрезденском направлениях. Перегруппировка и боевые действия войск происходили в сложных условиях, когда велись упорные бои за удержание и расширение плацдармов на Одере. Хотя наступление войск началось при неблагоприятной для авиации погоде, войска фронта при поддержке авиации в течение двух дней прорвали сильные позиции одерского рубежа обороны противника. В этой операции участвовал и наш 81-й полк вместе с другими авиационными частями 2-го гвардейского авиакорпуса, направляя свои усилия на поддержку советских войск и нанося удары войскам, боевой технике и огневым средствам противника в районах населенных пунктов Ратибор, Гроткау, Бреслау, Бекерн, Райхенбах, Иордансмюль, Бенау и по танкам но дороге Герлиц-Вальдау.
10 февраля 2-я эскадрилья гвардии капитана Плотникова (штурман гвардии старший лейтенант Яшин) нанесла удар с пикирования по скоплению войск и боевой техники противника в пункте Бекерн. Выполнив два захода на цель, эскадрилья разрушила около 20 построек, уничтожила более 15 транспортных средств. Противник понес значительные потери в живой силе. В этот же день 1-я и 3-я эскадрильи совершили еще два боевых вылета группами по 5–7 самолетов Пе-2. Важную роль в успехе операции и в боевых действиях авиации играла целеустремленная партийно-политическая работа, направленная на поддержание высокого морального духа, организацию обмена боевым опытом, гуманного отношения к немецкому народу.
Самым тяжелым и трагичным для личного состава полка и всего 2-го (6-го) гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии стал день 11 февраля 1945 года. В этот день утром полк выполнил первый боевой вылет с аэродрома Бриг и нанес бомбовый удар по войскам и боевой технике противника в районе населенного пункта Бекерн, а затем вел подготовку к очередным полетам. Пока инженерно-технический состав был занят осмотром самолетов и приведением их в боевую готовность, летный состав направился в один из бывших ангаров, где стояли боевые самолеты, которые при поспешном отступлении фашисты не успели эвакуировать.
Еще до полудня неожиданно для всех прилетел на своем самолете генерал Полбин. Так как о прилете командира корпуса не было ничего известно, его никто из командования не встречал. Только техники и механики, занятые своей работой, обратили внимание на подруливающий к стоянке с небольшим ангаром самолет Пе-2 с нарисованным на борту львом, по которому все узнали самолет командира корпуса. Встречать самолет направился инженер полка гвардии майор Дегтяренко, а за ним, временно прекратив работу, почти весь техсостав.
Вышедшему из кабины самолета в генеральской форме командиру корпуса инженер полка доложил о приведении самолетов в боевую готовность после боевого вылета. Генерал Полбин торопливо поприветствовал встречавших. По всему было видно, что генерал спешил. Но внезапно раздался громкий голос: «Поздравляем с днем рождения, товарищ генерал!». Все сразу загалдели, потянулись ближе к генералу. Такой встречи Полбин не ожидал. Он улыбнулся, поблагодарил за поздравления, приказал готовить самолеты к боевому вылету и вместе со штурманом направился на командный пункт.
Посмотрев из любопытства в большом ангаре аэродрома немецкие боевые самолеты, с которыми мы не раз встречались в воздухе, я наполнил сумку новыми свечами для наших моторов. К счастью, немецкие свечи, как показал давний опыт, подходили для моторов самолета Пе-2. У нас с этой запчастью был кризис. Проходя мимо барака, в котором располагались командный пункт полка и начальник штаба дивизии гвардии полковник Бруславский, я услышал голос, назвавший мою фамилию. Оглянувшись, увидел перед собой генерала Полбина и штурмана Зарукина. Такая внезапная встреча, конечно, меня удивила. Я едва успел поприветствовать генерала. «Трофеями занимаетесь!» генерал не совсем удачно взял мою сумку, и из нее посыпались свечи. «Что это?» спросил он. Я доложил, откуда «трофеи» и для чего они понадобились. Генерал заметил мое волнение: «Не волнуйся, хорошая инициатива всегда полезна. А где здесь у вас вход на КП?». Я проводил его и штурмана до входа на командный пункт. И. С. Полбин приказал собрать летный состав для постановки боевой задачи.
Мы знали, что генерал Полбин просто так не прилетает, и тем более на своем самолете с экипажем. Кроме того, нам было известно, что Маршал Советского Союза И. С. Конев, зная характер, храбрость и любовь генерала Полбина летать на выполнение сложных и опасных боевых задач, приказал командующему 2-й воздушной армии следить, чтобы без крайней необходимости командир 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса не рисковал собой. На боевые задания ему позволялось вылетать с личного разрешения командующего 2-й воздушной армии генерала С. А. Красовского.
Командующий 6-й армии, зная, как Полбин всегда старается помочь войскам в сложных ситуациях, обратился с личной просьбой к генералу Полбину о помощи в выполнении задачи, поставленной командующим 1-го Украинского фронта перед 6-й армией: не выпустить окруженных в Бреслау фашистов, а при сопротивлении и уничтожить.
Генерал Полбин решил помочь войскам и лично возглавил группу снайперов-пикировщиков 81-го гвардейского полка, только что перебазировавшегося на аэродром Бриг, чтобы пикирующим ударом уничтожить войска и боевую технику в юго-западной части Бреслау, прикрытые многослойным огнем зенитной артиллерии. Помощь войскам 6-й армии генерал Полбин считал наиболее важной и ответственной боевой задачей. Поэтому лично сам 11 февраля отобрал 9 экипажей, поставил боевую задачу на бомбовый удар с пикирования в четырех заходах на цель. Высота ввода в пикирование 1200–1500 метров, высота вывода 300–600 метров.
Убедившись в готовности экипажей к выполнению боевой задачи, в расчетное время дал команду на взлет. Взлетело не девять экипажей, а восемь: у одного самолета отказал мотор на взлете. Один круг над аэродромом и, выстроившись в установленном боевом порядке, самолеты взяли курс на Бреслау. К ним подошли и взлетевшие истребители. Ведущую пятерку возглавил генерал, а за ней, с небольшим превышением, шла вторая группа, которую вел командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии капитан Павел Плотников.
Не прошло и 20 минут после взлета, кок в туманной дымке стали просматриваться очертания большого города-крепости Бреслау. При подходе к городу бомбардировщики перестроились в правый пеленг с дистанциями между самолетами в 400 метров. Вытянувшись в цепочку и пройдя над своими войсками, самолеты попали под огонь зениток. Противозенитным маневром ведущий вывел самолеты на цель и первым с высоты 1500 метров перешел в пикирование с углом 60°. Последовательно за ведущим, соблюдая дистанцию, переводили самолеты в пикирование ведомые. После ввода в пикирование последнего самолета круг над целью замкнулся, и началась «вертушка». На цель сыпались бомбы, а на земле бушевал огонь. Взрывы бомб сметали с огневых позиций артиллерию, переворачивали тягачи и машины, рушили стены зданий, превращенных в сеть опорных пунктов. Район удара пикировщиков закрывался огнем пожаров и ржавым дымом. Все труднее было выбирать объект для прицеливания. На высотах ввода и вывода из пикирования свирепствовала зенитка. По радиосвязи были слышны команды ведущего, обращенные как ко всей группе, так и к отдельным экипажам. По этим командам мы понимали, что генерал Полбин видит «вертушку» и она управляется. Начался четвертый, завершающий заход на цель. Краснозвездный самолет генерала вышел на боевой курс среди черных шапок разрывов зенитных снарядов и вскоре перешел в пикирование. За самолетом генерала на боевой курс вышел самолет гвардии старшего лейтенанта Петра Черныша, за ним на дистанции 400 метров его ведомый, гвардии лейтенант Иван Куртов. Мой самолет на круге еще набирал высоту... В это время я услышал по радиосвязи чей-то голос: «Горим!» или «Горит!»... Осмотревшись, я горящих самолетов не обнаружил. Вскоре воздушный стрелок-радист Георгий Пименов доложил, что внизу горящий самолет и белый купол парашюта. К этому времени мой самолет был на высоте ввода в пикирование. Выйдя на боевой курс и выпустив тормозные решетки, по команде штурмана «ввод» перевел самолет в пикирование. Внизу дым, пожары, и трудно определить конкретную важную цель. На высоте 350 метров на цель направлена четвертая бомба. Выйдя из пикирования с разворотом влево, я уловил хвост впереди летящего самолета Ивана Куртова, стремительно набиравшего высоту среди множества разрывов зенитных снарядов. После четвертого захода никаких команд на сбор и возвращение на свой аэродром не последовало и «вертушка» продолжалась... Но восьмом заходе, когда уже не только бомб, но и боеприпасов для штурмовки не осталось, по радиосвязи все услышали команду «Кончайте работу!» Кто подал команду, не известно, однако все поняли, что это для нас. Все надеялись найти ведущего. Так как самолета ведущего не было, пристраивались к самолету комэска Плотникова.
Чувствуя по времени, что самолеты уже должны вернуться, все на аэродроме вглядывались в горизонт и ждали. Прошло около получаса, когда, наконец, вдали показалась группа «пешек», ведомая Плотниковым. На старте к этому времени появился траурный плакат с фотографией генерала Полбина. Мы приземлились на аэродром Бриг, где все уже знали о гибели Полбина и его экипажа от Петра Черныша, который во всех заходах на пикирование следовал за самолетом генерала, а в последнем, четвертом, сопровождал горевший самолет до его падения и взрыва. Затем вернулся на аэродром и доложил командиру дивизии и командиру полка о гибели экипажа генерала И. С. Полбина.
Вскоре в районе аэродрома появилась еще одна «пешка». Это был экипаж гвардии лейтенанта Носкова. Его самолет над целью был подбит артиллерией. Оказался поврежден правый двигатель и бензобак. Летчик на одном двигателе довел самолет до аэродрома Бриг. В районе аэродрома загорелся правый мотор, а затем и бензобак. Носков не растерялся и сумел посадить горящий самолет на фюзеляж рядом с бетонированной полосой и вместе с экипажем покинул самолет. Самолет сгорел, экипаж остался невредим.
Не все возвратившиеся экипажи знали о гибели генерала, хотя и видели во время пикирования объятый пламенем самолет. Однако никто даже думать не мог, что это самолет генерала. На аэродроме офицеры штаба собирали сведения от прилетевших о боевом вылете для подготовки донесения. Сведения были разные, подчас противоречивые.
После глубокого анализа всех данных, полученных от участников боевого вылета, как бомбардировщиков, так и истребителей прикрытия, была подготовлена оперативная сводка штаба 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса от 11 февраля 1945 года.
Разработка оперативной сводки осуществлялась в весьма нервозной обстановке, ведь требовалось доложить высшему командованию объективные, достоверные данные о гибели легендарного командира гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, воспитателя сотен бесстрашных воздушных бойцов-пикировщиков, летчика-новатора, лично нанесшего врагу большие потери, которому в этот день исполнилось всего лишь сорок лет. К тому же боевой вылет не вызывался явной необходимостью и выполнялся без личного разрешения командующего воздушной армии, на котором настаивал командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза И. С. Конев.
Из оперативной сводки № 42. Штаб 2-го гвардейского бак от 11 февраля 1945 года, 24.00: «8 экипажей Пе-2 под командованием командира корпуса гвардии генерал-майора Полбина в период 15.30–15.45 с высоты 1500–600 метров с пикирования с замкнутого круга бомбардировали и штурмовали войска и технику в юго-западной части Бреслау. В результате бомбардировочных действий в юго-западной части Бреслау вызвано 10 очагов пожаров.
Противодействие: в районе Бреслау группа бомбардировщиков обстреляна интенсивным огнем 4 батарей СЗА и 5 батарей МЗА.
При бомбардировании групп методом пикирования с замкнутого круга на четвертом заходе на цель, прямым попаданием снаряда СЗА подожжен самолет, пилотированный гвардии генерал-майором Полбиным с главным штурманом 2-го гвардейского бак гвардии подполковником М. К. Зарукиным, флагманским стрелком-радистом гвардии старшиной В. С. Орловым.
При попытке сорвать пламя у самолета отвалилось хвостовое оперение. Горящий самолет упал на восточной окраине Бреслау и взорвался. Из состава экипажа один человек выбросился на парашюте.
В 1 самолете Пе-2 81-го гв. бап (летчик гвардии лейтенант П. И. Носков) над целью огнем ЗА был подбит правый мотор и повреждена плоскость. В районе Бриг загорелся правый мотор и центральный бензобак. После посадки на аэродром самолет сгорел. Экипаж невредим. Группу прикрывали непосредственным сопровождением с аэродрома Бриг до цели и обратно по 4–8 Як-3 и Як-9 на группу. Погода в районе базирования 9 баллов на высоте 2500–3000 метров, в районе цели 3–4 балла на высоте 2000–4000 метров». Сводку подписали начальник штаба 2-го гвардейского бак генерал-майор Качев и начальник оперативно-разведывательного отдела майор Гуменюк.
О гибели командира 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, дважды героя Советского Союза гвардии генерал-майора Полбина Ивана Семеновича написано в книгах, статьях газет и журналов. В некоторых из них приводятся различные версии, не имеющие ничего общего с действительностью. Нам из опыта известно, как часто отсутствие точной и проверенной информации становится основой для появления всякого рода слухов и домыслов. Вот один из примеров, когда автор, пытаясь показать свою большую осведомленность о происходивших событиях, в том числе и о гибели генерала Полбина, приводит различные домыслы, не соответствующие реальности. В Алма-Ате в 1963 году (издательство «Жазуши») вышла книга дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах», там же переизданная через три года. Есть в ней такие строки: «Генерала Полбина сбили уже в Германии. Благодаря тому, что он носил форму простого летчика, немцы его не узнали и, подобрав среди обломков самолета в беспамятстве, доставили в госпиталь. Генерал очнулся и долго не мог понять, где он находится. Потом среди других пленных он узнал летчика, подозвал его и рассказал ему о себе. Летчик, к сожалению, оказался подлецом и выдал Полбина. О дальнейшей судьбе генерала рассказывают, что его голову, якобы, доставили Гитлеру, чтобы незадачливый диктатор хоть чем-то утешился перед бесславным концом».
Выдумка, какой бы красивой она ни была, остается выдумкой. Действительно достоверные события изложены в оперативной сводке штаба 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса от 11 февраля 1945 года.
Картина, нарисованная в книге Луганского, искажает образ генерала Полбина, который навсегда остался в памяти всех тех, кто знал этого уважаемого человека, бесстрашного командира, до конца преданного Родине и небу. Он никогда не маскировался под рядового летчика. Не такой у него был характер. Летал Полбин в генеральской форме с золотой звездой на груди и самолет у него был особенный. Его не только мы, но и немцы узнавали издали. Версия о мифическом пленении Полбина, о безымянном предателе и доставленной Гитлеру голове, не подтвержденная ничем, вызвало у ветеранов-полбинцев и всех авиаторов законное чувство протеста и возмущения.
«Известно, что подлинная храбрость человека очень важна на войне, велика ее цена в начальниках», писал Маршал Советского Союза И. С. Конев в своих воспоминаниях о войне. О Полбине маршал отзывался так: «Дважды герой Советского Союза генерал Полбин, командир гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, был очень храбрым, я бы даже сказал безумно храбрым человеком. Причем эта храбрость сочеталась у него с высокими командирскими и организаторскими качествами. Всю войну он продолжал летать на выполнение боевых задач, особенно когда это были задачи крупные, ответственные или особо опасные...».
Летный состав был верен своему командиру и решительно шел за ним в бой. Показывая свою личную храбрость и мужество, генерал Полбин учил подчиненных отваге и смелости, высокому летному мастерству бить врага не только силой оружия, но и силой разума.
Чтобы увековечить память дважды Героя Советского Союза, командира 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса гвардии генерал-майора Полбина Ивана Семеновича и главного штурмана корпуса гвардии подполковника Михаила Зарукина сорок лет ветераны-полбинцы были вынуждены доказывать факт гибели И. С. Полбина и М. К. Зарукина, свидетелями которого стали участники боевого вылета на Бреслау 11 февраля 1945 года.
Дело в том, что приказом Главного управления кадров Министерства Обороны № 02227 от 6 июля 1945 года Полбин и Зарукин считались пропавшими без вести. Ни у кого не было сомнений, что Полбин погиб во время бомбометания. Когда с подбитого зениткой самолета не удалось сбить пламя, охватившее весь фюзеляж, самолет врезался в землю и взорвался. Но получилось так, что формально Полбин числился пропавшим без вести. Говорили и писали о его последнем полете-подвиге, а в документах черным по белому было записано «не вернулся с боевого задания». Такая же запись была сделана в документах М. К. Зарукина. То, что командир и штурман не вернулись с боевого задания это истина, но они не пропали без вести, а погибли, и не где-нибудь, а на восточной окраине города Бреслау при выполнении боевой задачи.
Куда только не обращались мы, ветераны-полбинцы! И в Главное Управление кадров Министерства обороны, и в Центральный архив МО СССР... Всюду находились чуткие и отзывчивые люди, помогавшие добиться истины. Только после того, как работники Центрального архива МО СССР обнаружили оперативную сводку штаба 2-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса за 11 февраля 1945 года, справедливость восторжествовала.
Последнему полету генерала И. С. Полбина посвятил стихотворение наш однополчанин, поэт Б. И. Вакурин:
Война все ближе к завершенью,После гибели генерала Полбина его ученики и последователи под командованием вступившего в должность командира 6-го гвардейского бак полковника Никишина Дмитрия Тихоновича продолжали громить врага до полной победы под девизом «За Полбина!»
Боевые действия 81-го гвардейского бомбардировочного полка с аэродрома Бриг продолжались. В конце февраля и в начале марта немецкие истребители-»охотники» активизировали свои действия, атакуя наши самолеты в районе аэродрома и над аэродромом Бриг. Такие действия противника затрудняли нормальное функционирование аэродрома и приводили к потерям наших самолетов. В сложившейся обстановке командующий 2-й воздушной армией генерал-полковник С. А. Красовский принял решение о совместном базировании бомбардировщиков и истребителей на аэродромах, а также об уничтожении истребителей противника на вражеских аэродромах. Одним из аэродромов, с которого активно действовали немецкие истребители, был аэродром Ламсдорф, расположенный в сорока километрах от города Бриг.
Утром 6 марта две эскадрильи полка под командованием Плотникова и Мулюкина нанесли бомбовый удар по войскам и огневым средствам противника в окруженном Бреслау и в 11.00 произвели посадку.
В 13.00 из штаба дивизии поступила новая боевая задача. Двумя группами по девять Пе-2 под прикрытием 12 истребителей «аэрокобра» в период 15.10–15.15 уничтожить самолеты противника на аэродроме Ламсдорф. Выполнение боевой задачи было возложено командиром полка на 2-ю эскадрилью под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Плотникова и 3-ю эскадрилью под командованием гвардии капитана Мулюкина.
На подготовку к боевому вылету не потребовалось много времени. Этому способствовало базирование но одном аэродроме бомбардировщиков и истребителей и совместное выполнение боевой задачи в начале дня. Потребовалось лишь обсудить отдельные элементы совместных действий по такой цели, как аэродром. Причем аэродром с базированием истребителей.
Согласовав все необходимые вопросы удара по самолетам, на аэродроме в 14.50 произвели взлет бомбардировщики, а вслед за ними истребители под командованием майора В. И. Бородачева и взяли курс на цель.
Ограниченная облачность и 6–8 бальная облачность на высоте около 2000 метров способствовали внезапности выхода на цель. Внезапность выхода на аэродром Ламсдорф создавалась и заходом на стоянки со стороны территории противника, хотя над аэродромом барражировали две пары истребителей ФВ-190.
В целях сковывания действий барражирующих истребителей и воспрещения взлета дежурных самолетов, ударная группа истребителей прикрытия на большой скорости вышла на аэродром и связала боем истребители противника. К этому времени обе группы бомбардировщиков с заходом вдоль стоянок произвели бомбометание с планирования бомбами ФАБ-100 и АО-25. Два экипажа, заранее выделенные для нейтрализации действий зенитной артиллерии, с пикирования под углом 60° успешно нанесли удар по складу ГСМ. Огонь зенитной артиллерии вследствие внезапности выхода бомбардировщиков на цель был открыт с опозданием и оказался неэффективным. Результаты бомбового удара были сфотографированы. По данным фотоконтроля на аэродроме Ламсдорф было уничтожено 20 самолетов и склад ГСМ. Бомбардировщики потерь не имели.
В марте месяце 81-й авиаполк вел очень напряженную боевую работу, особенно в Опельнской операции. Боевые действия велись с аэродрома Бриг в течение 29 дней, экипажам приходилось выполнять 3–4 боевых вылета в день. Бомбовые удары наносились группами по 7–9 самолетов с одного-двух заходов на цель. Объектами ударов были войска и боевая техника, огневые средства на поле боя, аэродромы, железнодорожные узлы и станции, а также огневые средства окруженной группировки в Бреслау, Глогау, Марксдорф и в районах Ратибор при овладении узлом сопротивления Нейсе. В целом, ударам подвергались более тридцати объектов в 32-х районах.
В течение месяца было произведено 652 боевых вылета, из них только на Бреслау 142. Боевой налет составил 524 часа. Проведено три воздушных боя с истребителями противника.
16 марта 1945 года в 10.15 группу в составе семи Пе-2 под командованием командира полка при походе к цели и над целью атаковала пара ФВ-190. В результате атак был подбит самолет младшего лейтенанта В. А. Вихрова и летчик пошел на вынужденную посадку. При вынужденной посадке на пересеченной местности экипаж потерпел катастрофу и погиб.
22 марта 1945 года группу в составе девяти самолетов Пе-2 авиаэскадрильи гвардии капитана Мулюкина атаковало шесть Ме-109 и все шесть атак были отбиты. Результат боевых действий за март месяц оказался значительным. Было уничтожено: 21 танк, 115 автомашин, 13 артиллерийских и минометных батарей, 36 железнодорожных вагонов, 17 огневых точек, 20 самолетов, разрушено 35 зданий заводских и 580 городских, 5 казарм, 2 автомоста, а также нанесены значительные потери в живой силе противника.
Наступил апрель последнего года войны. Военные действия охватили значительную часть Германии. 15 апреля наш полк перебазировался с аэродрома Бриг на аэродром Заган. Это был последний аэродром базирования полка в Великой Отечественной войне. К этому времени на аэродроме разместился штаб 1-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии и истребительный авиаполк под командованием подполковника Кривякова, с которым взаимодействовал наш полк. После перебазирования полку была поставлена боевая задача на участие в массированном ударе авиакорпуса 16 апреля 1945 года.
Берлинская операция (16 апреля 9 мая 1945 года)
16 апреля 1945 года началась Берлинская наступательная операция, проведенная войсками 1-го и 2-го Белорусских, 1-го Украинского фронтов, частью сил Балтийского флота, авиации дальнего действия, войск ПВО страны, Днепровской военной флотилией и соединениями Войска Польского. По количеству привлекаемых сил и средств, по достигнутым военно-политическим результатам это была одна из крупнейших стратегических операций второй мировой войны. Боевые действия развернулись в полосе от Балтийского моря до Судетских гор.
Одной из особенностей Берлинской операции было незначительная продолжительность периода ее непосредственной подготовки всего 13–15 суток. В результате огромной боевой и политической работы, проведенной в период подготовки операции, приказ Верховного Главнокомандования «водрузить над Берлином Знамя Победы» был доведен до каждого солдата и офицера. Идея эта овладела всеми воинами и вызвала небывалый подъем во всех войсках.
До начала операции в полосах 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов была проведена разведка боем. В полосе 1-го Украинского фронта такая разведка была проведена в ночь на 16 апреля, и было установлено, что противник прочно занимает оборону на левом берегу реки Нейсе. 2-я воздушная армия должна была перед форсированием реки силами штурмовиков установить дымовую завесу в полосе наступления, а в период наступления и преодоления реки наносить массированные удары по войскам у линии фронта, а также по пунктам управления и узлам сопротивления.
К началу Берлинской операции в составе 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов превосходство над противником составляло: в людях 2,5:1, в артиллерии 4,0:1, в танках и САУ 4,1:1, в авиации 2,3:1. Накануне наступления до личного состава был доведен приказ командующего войсками фронта и обращение Военного Совета, в котором говорилось, что пришло время подвести итог страшных злодеяний, совершенных гитлеровцами на нашей земле и покарать преступников.
Рано утром 16 апреля весь личный состав полка был на аэродроме. На старт было вынесено знамя полка и был проведен короткий митинг. Перед развернутым красным знаменем начался взлет полка для выполнения массированного удара с участием 108 самолетов под прикрытием 50 истребителей. 81-му гвардейскому полку предстояло в период 7.20–7.25 уничтожить войска и артиллерию в пункте Ламсдорф. Через час после посадки быть в готовности к повторному боевому вылету.
Войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление утром 16 апреля. Авиационную поддержку войск осуществляли все силы бомбардировочной и штурмовой авиации фронта. Пикирующие бомбардировщики, обеспечивая форсирование реки Нейсе и прорыв первой полосы обороны, разрушали важнейшие пункты противника. Погода в это время не радовала, стояла дымка и утренний туман. К этому добавились трудности с обнаружением заданных целей после постановки дымовой завесы штурмовиками но рубеже реки Нейсе и вследствие возникших лесных пожаров после ударов авиации и артиллерии. Видимость объектов ударов постепенно снизилась до нуля. Бомбовые удары приходилось наносить за дымовой завесой в 20 и более километров за линией фронта или по самостоятельно выбранной цели. Вот только несколько примеров таких действий. В 11.35 третьей эскадрилье полка под командованием капитана Мулюкина предстояло нанести бомбовый удар по войскам и боевой технике севернее пункта Деберн. За 20 километров до подхода к цели на высоте 1600 метров эскадрилья вошла в дым, который был принят за густую дымку и снизилась до 500 метров для просмотра цели. Пройдя в дыму 15 километров, цель не обнаружила и нанесла удар по запасной цели. В 17.25 второй эскадрилье полка под командованием гвардии капитана Плотникова, в которой постоянным заместителем командира был автор этих строк гвардии капитан Гапеёнок, предстояло нанести удар по огневым средствам противника в непосредственной близости к линии фронта.
Когда эскадрилья отошла от аэродрома на расстояние около 20 километров, впереди по курсу появился дым, и при дальнейшем полете не стала просматриваться земля. Набрав высоту 2300 метров и оказавшись в 18 километрах за линией фронта, по радиосвязи получили разрешение удар наносить по самостоятельно выбранной цели.
В этот день, 16 апреля, в полк из 18-го запасного авиаполка прибыло пополнение в составе четырех экипажей младших лейтенантов Попова, Пянова, Сергеева и Иващенко. Все они в короткое время были введены в строй и к концу войны успели выполнить по два боевых вылета для нанесения бомбовых ударов по Берлину и Бреслау.
В этот же день 1-я эскадрилья под командованием Мулюкина нанесла удар по железнодорожной станции западнее Котбуса, уничтожила 30 вагонов, разрушила депо и ряд служебных зданий. Заключительным боевым вылетом первого дня операции был бомбовый удар звена 2-й эскадрильи во главе с Плотниковым по железнодорожной станции Либерзе. Всего за 16 апреля полк произвел 55 боевых вылетов.
К исходу дня войска первого эшелона вели бои на второй оборонительной полосе. 17 апреля была прорвана вторая полоса обороны противника и наши войска устремились к 3-й полосе, к реке Шпрее. В этот день полк продолжал содействовать войском в овладении рубежом Шпрее. Главными объектами ударов были важные пункты, такие как Котбус, Дребкау, Шпринберг.
Высоко оценил роль авиации, оказавшей войскам большую помощь в овладении рубежом Шпрее, командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза И. С. Конев в своей книге «Сорок пятый».
На второй и третий день погода улучшилась, что позволило авиации использовать все свои возможности для ударов по основным узлам сопротивления, розыску в лесах танковых группировок и их разгрому.
18 апреля эскадрилья Мулюкина в составе девяти Пе-2 нанесла удар по опорному пункту противника в районе Дребкау. После удара эскадрилья была атакована шестью ФВ-190. В результате воздушного боя был подожжен самолет гвардии лейтенанта Великанова. На горящем самолете летчик пытался продолжать полет. Однако когда полет стал небезопасным, экипаж покинул самолет на парашютах.
В воздушном бою был также подожжен и самолет гвардии младшего лейтенанта Захаренко. Горящий самолет упал на землю. Судьба экипажа неизвестна.
В этом боевом вылете в условиях плохой видимости гвардии капитан Мулюкин ушел на цель с двумя парами «аэрокобр», которых над целью связали боем четыре Ме-109, а шестерка ФВ-190 произвела шесть атак по бомбардировщикам и сбила два самолета Пе-2. Огнем бомбардировщиков был сбит один ФВ-190.
Каждый день берлинской операции приносил победы. 19 апреля 3-я танковая армия Рыбалко продолжала наступать на Берлин и с боями продвинулась на 30–35 километров, а армия Лелюшенко до 50 километров. 13-я армия Пухова, обеспечив ввод в прорыв танковых армий, успешно продвигалась на запад, но на ее флангах по-прежнему висели группировки противника справа в районе Котбуса, а слева в районе Шпринберга.
При такой наземной обстановке перед бомбардировщиками по-прежнему продолжала стоять задача содействовать войскам в стремительном продвижении к Берлину. Поэтому 19 апреля полк вел боевые действия группами 7–9 самолетов Пе-2, нанося бомбовые удары с горизонтального полета и пикирования по войскам и технике в районе Котбуса, Дребкау, Шпринберга. Каждая такая группа бомбардировщиков прикрывалась двумя-тремя парами истребителей.
День 22 апреля 1945 года оказался неудачным для 2-й эскадрильи гвардии капитана Плотникова. Во второй половине дня было приказано уничтожить войска и технику противника на опушке леса, что южнее пункта Ламсдорф. К этому времени погода стала ухудшаться, высота облаков не превышала 800 метров, ожидался дождь. Для полета эскадрильи к заданной цели пришлось проходить вблизи аэродрома Герлиц, где базировались истребители ФВ-190. Девятку Пе-2 прикрывали непосредственным сопровождением до цели и обратно три пары «аэрокобр». Удар по цели был удачно нанесен с высоты 700 метров. При отходе от цели общий боевой порядок эскадрильи атаковало 12 ФВ-190. Завязался воздушный бой. Истребители сопровождения связали боем восьмерку ФВ, а четыре ФВ пошли в атаку на бомбардировщиков. Несмотря на сомкнутый боевой порядок и организованный огонь бомбардировщиков, чтобы не допустить вражеских истребителей на дистанцию прицельного огня, наши истребители дерзко шли на сближение и с дистанции 10–15 метров открывали огонь на поражение, хотя и сами тоже становились жертвами.
В ходе боя был сбит самолет младшего лейтенанта Максимова и лейтенанта Клименко. Экипажи не вернулись с задания. Судьба сбитых экипажей осталась неизвестной. Только после победы летчик Клименко и стрелок-радист Минеев вернулись из плена.
Огнем бомбардировщиков было сбито два ФВ-190.
С 20 по 22 апреля наземная обстановка характеризовалась стремительным продвижением войск фронта к Берлину. 20 апреля 3-я танковая армия захватила город Барут важный опорный пункт немцев на подступах к Берлину. За сутки армия Рыбалко продвинулась на 60 километров. В ночь на 21 апреля танковая группировка достигла внешнего Берлинского оборонительного рубежа.
В ночь на 22 апреля 3-я гвардейская танковая армия форсировала канал Нотте, прорвала внешний оборонительный рубеж, перерезала кольцевую берлинскую дорогу и с ходу захватила пригороды, а к вечеру войска ворвались в южные окраины Берлина.
24 апреля наш 81-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк нанес свой первый бомбовый удар по Берлину. К этому дню мы шли долго, об этом думали, мечтали и к этому готовились. Перед первым боевым вылетом в полку была проведена большая работа, направленная на мобилизацию личного состава для успешного выполнения поставленной боевой задачи. Проведены собрания и беседы о важности такого удара по логову фашизма Берлину и ответственности каждого, кто непосредственно будет эту задачу выполнять в воздухе и готовить на земле. Летный состав тщательно изучил по картам и фотосхеме Берлина характерные ориентиры этого большого города, улицы и парки, каналы и средства ПВО. При изучении особое внимание привлекло наличие в городе двух радиолокационных башен для обеспечения средств ПВО, так как ранее с такими средствами ПВО мы не встречались. Появились разговоры, что в городе много зениток и нос уже в первом вылете всех собьют. Такие разговоры отрицательно влияли на отдельных товарищей. Пришлось ветеранам полка, а также специалистам инженерам провести беседы, которые рассеивали элементы страха и вселяли веру в наш большой боевой опыт и боевое мастерство, в нашу авиационную технику.
В первом боевом вылете на Берлин участвовали две эскадрильи 18 самолетов Пе-2: 2-я эскадрилья под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Плотникова (он же ведущий всей группы) и 3-я эскадрилья под командованием гвардии капитана Мулюкина. Командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Гаврилов с большим подъемом ставил боевую задачу летному составу этих двух эскадрилий.
Это тоже вселяло уверенность в успех. Нам предстояло составом 18 самолетов Пе-2 уничтожить войска и технику на юго-восточной окраине Берлина. Точки прицеливания (номера целей) были обозначены на фотосхеме Берлина, которую имел каждый экипаж. В полет нас провожал весь личный состав полка, представители дивизии и корпуса. На старт было вынесено боевое Красное Знамя полка. Все было торжественно. Стояла ясная солнечная погода и только изредка на горизонте появлялись отдельные кучевые облака.
В хорошо отработанном варианте взлета звеньями обе эскадрильи произвели взлет, сбор над аэродромом и взяли курс на Берлин. После пролета реки Нейсе впереди по курсу обозначились кучевые облака на высоте 1500 метров. Чем ближе мы приближались к облаком, тем больше уменьшалась их высота. Ведущий опасался, что дальнейший полет под облаками на малой высоте и к тому же на Берлин может плохо кончиться. Ведущий принял решение выйти за облака и выполнить бомбометание из-за облаков, используя возможные просветы. За облаками на высоте около 4000 метров просветов не наблюдалось. Пришлось снижаться опять под облака, высота которых оказалась 800 метров, а впереди по курсу Берлин. Трудно представить наше положение и, конечно, настроение в сложившейся обстановке. Важно было то, что при пробивании облаков вверх и вниз все экипажи не нарушили боевой порядок общей группы и в заданное время точно вышли на цель, выполнили бомбометание с высоты около 800 метров. Результаты бомбометания сфотографировали. Упорство, настойчивость и мастерство в этом боевом вылете победили.
Нам командование доверило ответственную боевую задачу и ждало положительных результатов. Ждал весь личный состав полка, от наших результатов зависел успех последующих вылетов. Все мы это понимали. Надо отметить, что в этой сложной обстановке не было разногласий между ведущими групп и в каждой эскадрилье. Все точно выполняли команды ведущего гвардии капитана Плотникова, надеясь на его опыт и умение решать сложные проблемы.
Странным оказалось то, что над таким большим городом мы не встретили истребителей противника, а зенитная артиллерия открыла огонь, когда самолеты уходили от цели. Несмотря на пережитое, все экипажи счастливыми и радостными вернулись на свой аэродром.
К этому времени на КП полка ярко светился лозунг: «Гвардейцам эскадрильи Плотникова и Мулюкина, выполнившим первый бомбовый удар по Берлину, слава!». Слава, конечно, и нашему техническому составу за отличную подготовку самолетов и вооружения. Все работало безотказно.
После такого боевого вылета было много вопросов, всех интересовали отдельные детали полета и каким нам показался с воздуха Берлин. Все мы понимали, что Берлин крепкий орешек и что наш боевой вылет был внезапностью для противника и удачей для нас, непосредственных его участников.
Не прошло и двух часов, как поступила боевая задача на повторный вылет. На этот раз появилось много желающих участвовать в боевом вылете. Однако этот боевой вылет уже не был внезапностью для ПВО Берлина и зенитная артиллерия показала свои возможности. Но и на этот раз две опытные эскадрильи успешно выполнили боевую задачу и вернулись без потерь.
День 25 апреля оказался не менее напряженным и беспокойным. В этот день полк произвел 30 самолетовылетов на поддержку 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко. На долю танкистов выпала необычная для них задача штурмовать укрепленный город, брать дом за домом, улицу за улицей в условиях, когда немцы были вооружены таким опасным для танкистов оружием, как фаустпатроны.
Поэтому в этот день трижды полку ставилась задача поддержать действия танкистов. В 11.00 две группы в составе 12 самолетов Пе-2 под командованием командира полка нанесли удар по войскам и технике противника в районе предстоящих действий танкистов. В 16.00 эскадрилья Плотникова нанесла удар по железнодорожной станции Штерлиц, а через полтора часа по кварталам в треугольнике улиц Хейлиндердаммер штрассе, Гельголанд штрассе и Диленбург штрассе. От ударов авиации и стрельбы артиллерии возникали очаги пожаров и дыма. В городе создалась сложная обстановка для поиска заданных целей. Ведение действий большими группами в ограниченном районе стало небезопасно. Поэтому наш полк перешел к эшелонированным действиям малых групп на малых высотах с выполнением нескольких заходов на цель. Выполнить несколько заходов на цель было тоже не просто. Во-первых, длительное пребывание в дыму мог выдержать не каждый экипаж, поэтому приходилось выходить временно из дыма на озеро в районе Потсдама, подышать свежим воздухом и опять на цель, чтобы сделать 2–3 захода. Во-вторых, была опасность столкновения в воздухе самолетов различных групп. Практически экипажи самолетов обнаруживали друг друга в тот момент, когда пролетали друг от друга в 15–30 метрах выше или ниже.
Все боевые вылеты выполнялись при двухсторонней связи с наблюдательным пунктом командира корпуса генерала Д. Т. Никишина. По команде с НП взлетали самолеты. За 10–12 минут до подхода к НП вступали в связь, получали разрешение на выполнение боевой задачи и информацию об обстановке, а при необходимости перенацеливались на другие объекты.
После выполнения боевой задачи получали разрешение для возвращения на аэродром и узнавали результат действий.
Такое управление бомбардировщиками над полем боя было характерно для операции по поддержке 3-й гвардейской танковой армии. Передаваемые приказы командира 6-го гвардейского бомбардировочного корпуса Д. Т. Никишина были согласованы с командующим 3-й гвардейской танковой армии и передавались непосредственно с его наблюдательного пункта. Это позволяло более целеустремленно использовать бомбардировщиков. Случаев удара по своим войскам не было.
Несмотря на то что исход войны был предрешен, гитлеровцы до последнего дня апреля месяца держались за Рейхстаг, ждали подкрепления со стороны армии генерала Венка и его наступления на Берлин с запада и юго-запада. Армия Венка, которая, по замыслу Гитлера, должна была спасти Берлин, понесла сама тяжелые потери от действий штурмовиков корпуса генерала Рязанова. Однако на этом существование армии Венка не закончилось. В последние дни апреля гитлеровское командование предприняло попытку деблокировать осажденный нашими войсками Берлин. С запада к Берлину опять рвались войска 12-й армии Венка. В связи с тяжелым положением войск на дрезденском направлении их поддерживала авиация.
Берлинский гарнизон продолжал ожесточенно сражаться и упорно дрался за каждый квартал, за каждый дом и особенно за Рейхстаг, используя каждую нашу оплошность. В целом же к исходу дня 30 апреля берлинская группировка оказалась расчлененной на несколько изолированных групп. Преемники Гитлера направили на переговоры начальника штаба сухопутных войск. Однако Геббельс и Борман отклонили наши требования о безоговорочной капитуляции. В 1 8 часов 1 мая вся артиллерия советских войск, действовавших в Берлине, нанесло мощный огневой удар по немцам. После этого удара боевые действия не прекращались всю ночь на 2 мая, а утром 2 мая сдался в плен командующий обороной Берлина генерал Вейдулинг.
Весь день 2 мая в Берлине гитлеровцы целыми подразделениями сдавались в плен. Когда об этом узнали немецкие группы, продолжавшие обороняться, капитуляция приняла всеобщий характер и к 3 часам сопротивление берлинского гарнизона прекратилось повсюду и полностью. В этот день войсками 1-го Украинского фронта было взято в плен тридцать четыре тысячи немецко-фашистских солдат и офицеров. 2 мая войска 1-го Белорусского и войска 1-го Украинского фронтов завершили ликвидацию берлинской группировки противника и взяли Берлин. Но война еще не окончилась. Надо было очистить от врага территорию Германии к востоку от Эльбы. Войскам 1-го Украинского фронта была поставлена новая задача: разгромить группу армий генерал-фельдмаршала Шернера и освободить Чехословакию.
3 мая с разрешения командования летный состав полка посетил Берлин. Город еще был в дыму и развалинах. В окнах домов были вывешены белые флаги. Мы побывали в Рейхстаге, в этом большом мрачном здании, расписались на его стенах и колоннах. На площади перед Рейхстагом было много наших солдат и офицеров, гремела музыка, танцевали, веселились. Были тут и жители города из ближайших домов.
После взятия Берлина в тылу наших войск продолжала держаться сорокатысячная группировка гитлеровской армии в городе-крепости Бреслау.
5 мая в 13.15–13.30 74 самолета Пе-2 под командованием командира 6-го гвардейского бомбардировочного корпуса генерала Никишина нанесли мощный бомбовый удар по войскам и технике окруженной группировки противника в Бреслау. После массированного удара бомбардировщиков противник прекратил безнадежное сопротивление и капитулировал.
С 6 мая 81-й гвардейский полк вел боевые действия на дрезденском направлении в Пражской операции 1-го Украинского фронта.
Пражская операция
Пражская операция началась 6 мая 1945 года как освободительная миссия Красной Армии по отношению к чехословацкому народу от немецко-фашистских войск. Главным поводом к наступлению стало Пражское вооруженное восстание, вспыхнувшее 5 мая, и призыв по радио к Красной Армии о помощи. Одновременно были получены разведывательные данные о том, что генерал-фельдмаршал Шернер поспешно стягивает к Праге войска.
Под лозунгом «Вперед, на Прагу! Спасти ее. Не допустить, чтобы она была разрушена фашистскими варварами!» велась вся партийно-политическая робота в частях.
Несмотря на усталость после Берлинской операции, лозунг был подхвачен всеми. 81-й полк вел боевые действия на дрезденском направлении, нанося бомбовые удары по отходящим войскам противника и содействуя этим успешному наступлению войск 1-го Украинского фронта. Бомбовые удары выполнялись группами по 7–9 самолетов с горизонтального полета и пикирования в зависимости от состояния погоды, которая была переменчива. Так, например, 6 мая в районе Дрездена шел проливной дождь. Погода начала улучшаться только со второй половины дня 7 мая. С этого времени начались наиболее эффективные действия полка в таких районах, как Литомержица, Альтенберг. Теплица, Шанов, Дечин и на участке дороги Чика-Липа-Мельник. Особенность действий на дрезденском направлении обусловливалась требованиями непрерывного воздействия на противника и его преследования в быстро меняющейся обстановке по данным своей разведки. В эти дни по планам дивизии было выполнено 23 самолетовылета на разведку. Данные разведки поступали на КП и ведущим групп в воздухе. 8 мая стал не только решающим днем наступления, но и решающим днем операции.
В этот день 5-я гвардейская армия Жадова во взаимодействии с частями армии Гордова, Рыбалко и 2-й армии Войска Польского овладела Дрезденом. Вечером в Москве прозвучал один из предпоследних салютов войны в честь взятия Дрездена.
Удары бомбардировщиков наносились преимущественно по вражеским войскам, пытавшимся отходить от Праги на запад, а также по дорогам, которые еще не успели перекрыть наши танкисты. Первыми ворвались в Прагу утром 9 мая танкисты из танковых армий Рыбалко и Лелюшенко. Для этого им пришлось в ночь на 9 мая совершить неимоверный по темпам восьмидесятикилометровый бросок. О том, что наши танкисты уже в Праге, вскоре узнал и командующий 1-м Украинским фронтом. Однако прежде чем доложить об этом в Ставку, надо было иметь подтверждение из армий, но отказала связь. Попытки получить подтверждение другими способами затянулись. Что Прага освобождена, было ясно, но ни одного вразумительного доклада ни от одного из командующих армиями так и не было. Как выяснилось потом, причиной было ликование граждан Чехословакии. На улицах шли сплошные демонстрации. При появлении любого нашего офицера его начинали обнимать, целовать, качать. Туда и попали офицеры связи командующего. Потом в этих же дружеских объятиях один за другим оказались командующие Лелюшенко и Рыбалко. Никому из них не удалось выбраться из Праги на свои командные пункты и подробнее доложить обстановку.
Радость победы, конечно, была огромной.
Однако вернемся к событиям 9 мая у нас в полку. Все произошло необычно. Еще среди ночи во дворе дома, где жил летный состав 2-й эскадрильи Плотникова, открылась стрельба из пистолетов, нарушившая предутренний сон. Первое, о чем каждый проснувшийся подумал это нападение! Стреляющих в темноте не было видно. Вскоре началась стрельба на аэродроме из пулеметов. Казалось, что мысли о нападении подтверждаются. Это ощущение было вызвано еще и тем, что в нашем районе иногда появлялись мелкие группы вооруженных людей. Надо было принимать какое-то решение. Телефонной связи не было. Все быстро оделись, взяли личное оружие и решили пробираться к самолетам. В это время стрельба во дворе усилилась под крики «Ура!», появился шум подъехавшей автомашины. Сомнений нет, это нападение!.. Вдруг послышался знакомый голос техника самолета Григория Павленко: «Почему спите? Победа!»
Получилось так, что техсостав, оставшийся на аэродроме, продолжал работу в ночное время, чтобы ввести в строй неисправные самолеты. Они первыми по радио услышали о победе и устроили этот «салют».
Наступило утро. Так как пока никаких команд в полк не поступало, было принято решение не нарушать обычный наш распорядок дня, идти в столовую позавтракать и на аэродром ждать указания. Указаний нам долго ждать не пришлось. Дежурный по КП передал приказ о построении всего личного состава полка у штаба дивизии. Строем, со знаменем полка, мы прибыли к месту построения, где уже построились другие полки дивизии. Вскоре на своей машине приехал командир дивизии гвардии полковник Добыш. К этому времени командир дивизии имел все данные о наших дальнейших действиях. После короткого митинга, на котором поздравил всех с победой, пожелал доброго здоровья, большого счастья, комдив поставил боевые задачи командирам полков.
9 мая для нас оказался настоящим боевым рабочим днем. Было выполнено два полковых вылета группами по 9 самолетов Пе-2. Погода в этот день выдалась ясная, и удары наносили с пикирования по отступающим на запад войскам противника у переправ через реку Эльба у пунктов Мельник, Литомержице, Дечин Дубе, Уштек. В это же время отдельные экипажи-разведчики вели разведку отходящих войск за Эльбой. Каждый экипаж за день выполнил по два боевых вылета. Полк потерь в этот день не имел.
Берлинская и Пражская операции являлись завершающими операциями Советских Вооруженных Сил в Европе, венцом советского военного искусства. В них был воплощен огромный боевой опыт Советских Вооруженных Сил, накопленный в годы войны. Стойкость и мужество, любовь к Родине воспитывались в процессе боев и сражений. За время проведенных операций 81-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк произвел 442 боевых вылета и нанес большой ущерб противнику.
За успешные боевые действия в Берлинской и Пражской операциях и взятие Берлина, за проявленный при этом массовый героизм личного состава 81-й гвардейский бомбардировочный авиаполк награжден орденом Суворова 3-й степени.
За 1945 год полк произвел 1478 боевых вылетов с налетом 1497 часов, сбросил по врагу 1300,7 тонн бомб и уничтожил 34 танка, 322 автомашины, 20 повозок, 189 железнодорожных вагонов, 11 артиллерийских и огневых точек, 7 складов боеприпасов и 2 склада с горючим, 27 самолетов, 7 барж, 6 мостов и переправ, 2 минометные батареи. Разрушено и повреждено 1255 зданий, 20 заводских корпусов, 3 паровозных депо и железнодорожные пути на 20 участках, вызвано 23 взрыва и 70 очагов пожара.
В ходе боевых действий полк потерял 11 самолетов Пе-2, из них 6 самолетов от огня зенитной артиллерии и 5 самолетов в воздушных боях с истребителями. За годы Великой Отечественной войны полк произвел 3920 успешных боевых вылетов, сбросил более 2580 тонн авиабомб и при этом уничтожил 775 танков и самоходных орудий, 3050 автомашин с войсками и боевой техникой, около 70 артиллерийских и минометных батарей, более 400 вагонов, около 80 самолетов.
В суровые годы Великой Отечественной войны успехи боевых действий полка достигались совместными усилиями всего личного состава летным составом, который непосредственно над полем боя своими меткими бомбовыми ударами и огнем бортового стрелкового оружия громил врага, проявляя при этом свое мастерство, отвагу и стойкость, мужество и героизм в бою даже с риском для жизни, а также теми, кто оставался на земле, организовывал и осуществлял управление, готовил самолеты, вооружение и спецоборудование, содержал их в постоянной боевой готовности в любое время года и суток в различных метеоусловиях и при любой интенсивности боевых действий; теми, кто обрабатывал данные о результатах боевых действий, заботился о здоровье личного состава и о снабжении всем необходимым для учебно-боевой и боевой деятельности полка в различных условиях. Основным органом управления подразделениями и службами в боевой обстановке являлся штаб полка. Важнейшими его задачами были поддержание постоянной боевой готовности полка; сбор, изучение, обработка и оценка данных обстановки; подготовка исходных данных командиру для принятия решения; доведение задач до подразделений; организация взаимодействия с истребителями и наземными войсками и осуществление мероприятий по его поддержанию; изучение, обобщение и доведение до летного состава боевого опыта и др.
Свою работу штаб осуществлял на основе решения командира и распоряжения вышестоящего штаба. Оперативность и слаженность в работе штаба, включавшего оперативную, разведывательную и строевую части, во многом определяла успех действий полка. Руководство таким важным механизмом, как штаб, возлагалось на начальника штаба. Он же являлся и первым заместителем командира, только ему одному давалось право приказывать от имени командира. Первым начальником штаба в период формирования полка и ведения боевых действий на самолетах СБ был полковник Г. И. Семейкин. С 1942 года, начиная с Калининского фронта, и до победы штабом руководил майор, впоследствии подполковник Новицкий Федор Николаевич. В состав штаба входили опытные, грамотные и трудолюбивые офицеры, такие как офицер по оперативной части капитан А. Л. Лебедев, офицер по разведчасти майор Ф. Л. Назаренко, начальник строевой части старший лейтенант И. Г. Пушкарев, а также начальник связи старший лейтенант В. Г. Варабин, капитан Ф. Б. Панасенко, лейтенант И. И. Мосин.
Инженерно-технический состав полка
Командование и летный состав полка высоко оценили добросовестный труд нашего инженерно-технического состава (таблица 6), который возглавляли опытные главные инженеры: инженер-майор И. Н. Дегтяренко, инженер-капитан А. А. Елисеев и инженер-капитан С. П. Коваль, который после войны, с 1948 года, проходил службу в центральном аппарате ВВС, где ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
Инженеры, техники, механики и мотористы в любое время дня и ночи при любой погоде, нередко под бомбежками, в 30–40-градусные морозы, когда руки примерзали к металлу, готовили самолеты, не жалуясь на трудности...
Все они в самых сложных условиях проявляли изобретательность, инициативу, смекалку, чтобы к заданному времени самолеты и их вооружение были в боевой готовности. Приходилось восстанавливать самолеты вне аэродрома после вынужденной посадки.
Технический состав, как повелось еще с начальных лет боевой авиации, пожалуй, больше всех волновался за летный состав. Трудно представить и рассказать словами, как они переживали, когда самолеты, поднявшись в воздух и скрывшись за горизонтом, уходили на выполнение боевого задания. Всматриваясь в небо, они беспокойно ждали, а как радовались они, когда летный состав возвращался без потерь.
Сколько бы времени ни прошло с тех пор, хочется сказать этим труженикам войны большое спасибо за их нелегкий труд, который давал летчику уверенность, что самолет, вооружение и связь в бою не подведут. Об инженерно-техническом составе нашего полка и говорилось, и писалось много хорошего, в том числе и в стихах.
Механики
Говорить о механиках все-таки нужно.Б. Вакурин, Рыбинск, 1990
№ п/п | Фамилия, инициалы | Должность | Воинское звание |
1 | Агальтинов М. Ш. | Техник самолета | Техник-лейтенант |
2 | Агапов В. Н. | Моторист | Сержант |
3 | Агобян И. М. | Механик по приборам | Сержант |
4 | Акифьев Г. Н. | Инженер аэ | Ст .техник-лейтенант |
5 | Аксаев Ф. М. | Моторист | Сержант |
6 | Алиев А. И. | Моторист | Сержант |
7 | Алиев А. И. | Механик по вооружению | Сержант |
8 | Анопченко П. Е. | Укладчик парашютов | Сержант |
9 | Антонов В. Н. | Моторист | Сержант |
10 | Апатейкин Л. С. | Механик по приборам | Сержант |
11 | Артемьев М. Л. | Механик по вооружению | Сержант |
12 | Бабурин В. Ф. | Моторист | Сержант |
13 | Бабушкин П. И. | Механик самолета | Сержант |
14 | Бакуев П. А. | Инженер аэ | Ст.техник-лейтенант |
15 | Баранов Н. Ф. | Механик по вооружению | Сержант |
16 | Бармин Б. И. | Моторист | Сержант |
17 | Беглецов В. В. | Механик самолета | Сержант |
18 | Беликов С. Н. | Моторист | Сержант |
19 | Болтаев В. Е. | Техник самолета | Мл.техник-лейтенант |
20 | Большаков М. Н. | Моторист- | Сержант |
21 | Бондаренко П. А. | Старший техник по ЭСО | Техник-лейтенант |
22 | Брагин Н. В. | Техник самолета | Старшина |
23 | Брунов В. В. | Механик самолета | Сержант |
24 | Будко П. В. | Моторист- | Сержант |
25 | Вакурин Б. И. | Механик самолета | Ст. сержант |
26 | Варфоломеев С. Г. | Механик самолета | Сержант |
27 | Велижанин К. И. | Механик по вооружению | Сержант |
28 | Вихляев В. В. | Механик самолета | Сержант |
29 | Власов И. С. | Механик самолета | Сержант |
30 | Волков К. Н. | Механик по вооружению | Сержант |
31 | Волков Н. П. | Механик самолета | Сержант |
32 | Волосевич В. А. | Механик самолета | Сержант |
33 | Воропаев | Инженер по спецоборуд. | Ст.техник-лейтенант |
34 | Гайвак С. В. | Механик самолета | Ст.сержант |
35 | Галиулин Г. Г. | Механик самолета | Сержант |
36 | Гафуров А. Н. | Моторист | Сержант |
37 | Глебов В. С. | Моторист | Сержант |
38 | Голиков П. Ф. | Механик по вооружению | Сержант |
39 | Головин С. А. | Механик по ЭСО | Сержант |
40 | Гонтарь П. М. | Механик самолета | Сержант |
41 | Гончаренко М. К. | Механик самолета | Сержант |
42 | Горбатко А. Д. | Техник самолета | Мл. воентехник |
43 | Горячев В. П. | Техник самолета | Техник-лейтенант |
44 | Горячев Н. Г. | Механик | Сержант |
45 | Гришин В. М. | Техник самолета | Мл техник-лейтенант |
46 | Гусев Н. И. | Техник самолета | Мл. воентехник |
47 | Дегтяренко И. Н. | Инженер полка | Инженер-майор |
48 | Дербенцов Л. Г. | Моторист | Ст. сержант |
49 | Диденко К. Е. | Механик | Ст. сержант |
50 | Долгушин К. Ш. | Моторист | Сержант |
51 | Евдокименко Н. Ф. | Механик | Старшина |
52 | Елисеев А. А. | Инженер эск. (полка) | Инженер-капитан |
53 | Жданов | Инженер аэ | Ст.техник-лейтенант |
54 | Жемчужин А. П. | Механик самолета | Сержант |
55 | Завалкин М. Б. | Механик | Сержант |
56 | Загоровский Е. Н. | Механик по радио | Сержант |
57 | Зайцев Н. Г. | Механик по приборам | Сержант |
58 | Закиров З. Г. | Инженер по спецоборуд. | Инженер-капитан |
59 | Захарин Л. С. | Механик | Сержант |
60 | Злобин М. Я. | Техник самолета | Старшина |
61 | Зыков В. С. | Механик | Сержант |
62 | Ильюхин Н. П. | Моторист | Сержант |
63 | Иртышов Г. И. | Механик по вооружению | Сержант |
64 | Казанцев В. Г. | Механик | Сержант |
65 | Карнюшин Г. И. | Механ. по кислор. обор. | Сержант |
66 | Карпов К. С. | Механик по ЭСО | Сержант |
67 | Кирьянов Г. В. | Механик | Сержант |
68 | Кишко Т. И. | Механик | Старшина |
69 | Ковалев А. И. | Инженер по ЭСО | Техник-лейтенант |
70 | Ковалев А. Н. | Механик по ЭСО | Сержант |
71 | Коваль С. П. | Инженер полка | Инженер-капитан |
72 | Колпаков Я. А. | Механик по ЭСО | Сержант |
73 | Кондратенко А. Е. | Техник звена | Техник-лейтенант |
74 | Коновалов Н. П. | Механик | Сержант |
75 | Копытов Г. Г. | Техник самолета | Техник-лейтенант |
76 | Королев В. Н. | Механик | Сержант |
77 | Коротков И. Г. | Механик | Сержант |
78 | Котельников Н. В. | Механик | Сержант |
79 | Кочуров И. Ф. | Механик самолета | Сержант |
80 | Кремной И. И. | Механик | Ст.сержант |
81 | Кретинин И. И. | Механик самолета | Ст. сержант |
82 | Кудрицкий В. И. | Техник | Механик-лейтенант |
83 | Кучин И. Т. | Моторист | Сержант |
84 | Лаврентьев М. И. | Моторист | Сержант |
85 | Ладыничев Н. Д. | Инженер по ЭСО | Ст.техник-лейтенант |
86 | Ларченко А. В. | Механик | Сержант |
87 | Лещенко Н. И. | Механик | Сержант |
88 | Лившиц И. И. | Инженер по радио | Техник-лейтенант |
89 | Лицарев М. А. | Механик самолета | Сержант |
90 | Лобанов А. В. | Инженер эскадрильи | Ст.техник-лейтенант |
91 | Ложкин В. С. | Механик | Сержант |
92 | Лотков Н. Я. | Механик по вооружению | Сержант |
93 | Лукьянчиков Н. И. | Механик самолета | Сержант |
94 | Лясов Н. Л. | Механик самолета | Сержант |
95 | Максимов И. В. | Механик по ЭСО | Сержант |
96 | Максимов К. М. | Механик по ЭСО | Сержант |
97 | Максимов М. С. | Механик по вооружению | Сержант |
98 | Малахов А. М. | Механик самолета | Сержант |
99 | Мальков П. А. | Техник самолета | Мл. воентехник |
100 | Маркитанов В. А. | Механик самолета | Сержант |
101 | Махов Л. Ф. | Механик самолета | Сержант |
102 | Микешин А. Я. | Механик по вооружению | Сержант |
103 | Минченко И. Д. | Механик по ЭСО | Сержант |
104 | Миронов М. Я. | Механик по вооружению | Сержант |
105 | Михалкин И. Д. | Моторист | Сержант |
106 | Мокроусов С. В. | Механик по вооружению | Сержант |
107 | Морозов И. Д. | Моторист | Сержант |
108 | Мчелидзе В. И. | Механик по вооружению | Сержант |
109 | Мясников | Механик по вооружению | Сержант |
110 | Нарметов А. | Механик самолета | Сержант |
111 | Неживых В. Г. | Механик по ЭСО | Сержант |
112 | Ненастьев Б. В. | Техник самолета | Мл. воентехник |
113 | Нечикуренко Г. Г. | Механик самолета | Сержант |
114 | Никитин Н. Ф. | Механик по вооружению | Сержант |
115 | Новожилов А. Г. | Механик по вооружению | Сержант |
116 | Невский С. Ф. | Механик самолета | Сержант |
117 | Носырев М. Е. | Техник самолета | Мл. воентехник |
118 | Олейник В. А. | Механик самолета | Старшина |
119 | Павленко Г. И. | Техник самолета | Мл. воентехник |
120 | Панов Ф. И. | Инженер аэ | Ст.техник-лейтенант |
121 | Пахоменко В. А. | Механик самолета | Старшина |
122 | Пестряков П. М. | Механик по ЭСО | Старшина |
123 | Пиотровский-Барабашкин | Механик самолета | Сержант |
124 | Пискарев А. А. | Механик самолета | Сержант |
125 | Поветин В. М. | Техник самолета | Мл. воентехник |
126 | Подругин Е. С. | Механик самолета | Старшина |
127 | Полетаев Д. Я. | Механик самолета | Старшина |
128 | Поляков А. Е. | Механик самолета | Сержант |
129 | Рассказов С. М. | Механик (писарь) | Сержант |
130 | Резников Б. Г. | Механик самолета | Сержант |
131 | Рыков А. А. | Механик самолета | Сержант |
132 | Рябинкин И. К. | Механик | Сержант |
133 | Садыков Я. С. | Механик самолета | Сержант |
134 | Самарин М. А. | Механик самолета | Сержант |
135 | Самхарадзе А. Э. | Механик по вооружению | Сержант |
136 | Сергиенко В. И. | Механик самолета | Сержант |
137 | Сироткин М. А. | Моторист | Сержант |
138 | Сискетов | Механик по вооружению | Сержант |
139 | Славкин А. Н. | Техник самолета | Мл. воентехник |
140 | Сокуренко М. Н. | Механик самолета | Сержант |
141 | Сорокин Б. А. | Инженер по вооружению | Техник-лейтенант |
142 | Сотников М. Г. | Моторист | Сержант |
143 | Сочнев Н. С. | Техник звена | Техник-лейтенант |
144 | Спиренков М. В. | Механик по вооружению | Сержант |
145 | Стеклов М. Г. | Механик по вооружению | Сержант |
146 | Стецко С. И. | Моторист | Сержант |
147 | ОыромягниковДС | Механик по ЭСО | Сержант |
148 | Сычев Н. С. | Техник по вооружению | Техник-лейтенант |
149 | Тахмазян А. Д. | Механик по радио | Сержант |
150 | Терентьев П. Г. | Механик звена | Сержант |
151 | Тимофеев П. С. | Механик | Сержант |
152 | Тимохин В. А. | Механик по ЭСО | Сержант |
153 | Тихонов В. Н. | Механик по вооружению | Сержант |
154 | Токарев | Моторист | Сержант |
155 | Торшинков П. И. | ||
156 | Трофимов Т. М. | Механик по ЭСО | Сержант |
157 | Труфанов М. С. | Механик по ЭСО | Сержант |
158 | Трущелев | Механик самолета | Сержант |
159 | Тюрин А. А. | Моторист | Сержант |
160 | Федосеев А. А. | Механик | Сержант |
161 | Фроленко В. В. | Моторист | Сержант |
162 | Фролов Ю. С. | Моторист | Сержант |
163 | Хакимзянов И. Г. | Техник звена | Ст.техник-лейтенант |
164 | Халитов М. З. | Техник звена | Ст.техник-лейтенант |
165 | Хомов М. А. | Механик | Сержант |
166 | Циганков И. | Техник звена | Техник-лейтенант |
167 | Цимберг М. И. | Моторист | Сержант |
168 | Черноштан А. И. | Механик самолета | Сержант |
169 | Чернышев Г. Ш. | Механик по вооружению | Сержант |
170 | Чесноков С. С. | Моторист | Сержант |
171 | Чичигин П. И. | Механик по вооружению | Сержант |
172 | Чуфистов И. М. | Моторист | Сержант |
173 | Шарков П. В. | Моторист | Сержант |
174 | Шелдовицин В. В. | Механик самолета | Сержант |
175 | Шульгин П. Я. | Механик по вооружению | Сержант |
176 | Шурашов П. И. | Техник звена | Техник-лейтенант |
177 | Щенников С. М. | Механик самолета | Сержант |
178 | Эберт Ц. А. | Моторист | Сержант |
179 | Яковлев И. И. | Моторист | Сержант |
180 | Ярцев П. И. | Моторист | Сержант |