Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1}Фамилия Сикорских встречается не редко в Юго-Западном Kpae. Один из однофамильцев, а может быть и родственников И. И. Сикорского - Константин Викентьевич С., был участником Севастопольской обороны. Семнадцатилетним юношей он поступил юнкером в Якутский пех. полк (11 пех. дивизии) и состоял до самого конца осады ординарцем при известном генерале Хрулеве. При штурмe Малахова Кургана был тяжело контужен осколком гранаты. Награжден был знаком отличия военного ордена (Георгиевский крестг); за отличие был произведен в чин прапорщика, а затем подпоручика и награжден был орденами Св. Анны 3 и 4 степ. После окончания войны 1854-55 г. г. служил в Виленском пех. полку и в составе послднего участвовал на Кавказе в покорении Чечни, в 1876 году отправился добровольцем в Сербию к генералу М. Г. Черняеву и командуя ротой в отряде полковника Медведовского был убит 16 сент. 1876 года в бою под Шиленговацем. Старший брат его Василий Викентьевич также участник Севастопольской обороны, служил сначала юнкером, а затем офицером в Якутском пex. полку, был ранен. Кроме знака отличия военного ордена и др. орденов награжден был орденом Св. Владимира 4 степени с мечами. По выходе в отставку, кажется служил мировым посредником в г. Дубно Волынской губернии. Дед Игоря Ив. Сик-го был священником; родной брать И. И. - морской офицер окончил Александровскую Военно-Юридическую Академию. 11 окт. 1914 года он погиб на крейсере "Паллада" потопленном неприятельскими минами в Балтийском море вместе с эскадренным миноносцем "Летучий".
{2}См. Профессор И. А. Сикорский. Экспертиза по делу об убийстве Андрюши Ющинского. СПБ. 1913.
{3}Bce даты этого очерка, относящееся к дятелности И. И. Сикорского и его воздушных кораблей в России приведены по старому стилю.
{4}Старший брат М. В. Шидловского - Николай Влад. - действ тайный сов., сенатор, Член Государственного Совета, был по Высочайшему повелению назначен Председателем Комиссии по выяснению причин рабочих безпорядков в 1905 году ("Гапоновская история"). Второй брат Сергей Вл. заслуженный ордин. профессор Императорской Военно-Медицинской Академии, Академик и Член незскольких ученых обществ, известен своею деятельнсстью по оздоровлению Петрограда (проэкт канализации, снабжение Петербурга водою из Лaдожского озера и пр.)
{5}Как на один из примеров прочности Р. Б. автомобилей можно указать на случай имевший место в начале войны в 1914 г., когда русско-балтийский автомобиль штаба 1 отд. кавал. бригады упал близ Инстербурга в Восточной Пруссии в реку с моста взорванного немцами. По извлечении этого автомобиля из воды, ехавшие на нем офицеры, к счастью не пострадавшие серьезно, продолжили на этой же машинe свой дальнейший путь.
{6}Для разбera "И. М." при нормальных условиях в то время нужно было разстояние не менеe 400 шагов, поэтому такой разбег на лишенном снега аэродроме, покрытом огромными лужами представлялся очень трудным.
{7}Кап. Пруссис, был инструктором Гатчинской авиационной школы, участвовал в войнe с Германией, командуя авиационным отрядом. Погиб совершая полет, как инструктор с еще неопытным учеником - летчиком на Гатчинском аэродром.
{8}Императорское Русское Пожарное Общество избрало за этот подвиг экипаж воздушного корабля своими членами выдав знаки О-ва: золотые: И. И. Сикорскому и лейт. Г. И. Лаврову и серебрянный - В. С. Панасюку.
{9}В том числе: сбито неприятелем 25; 14 погибло от бури и 12 от взрывов. На русском фронте было сбито несколько нмецких дирижаблей в том числе: один под Либавой (огнем пограничной стражи). в августе 1915 года был сбит огнем Усть-Двинской креп. артиллерии дирижабль L. V; кроме того, 4 мая 1916 года был сбит нашей артиллерией дирижабль L. VII.
{10}Во время очищения нашими войсками Варшавского района, летом (конец июля 1916 г.) бомбами сброшенными с Цеппелина на ст. Белосток, произведен был пожар и взрыв поезда со снарядами, сопровождавшиеся большой паникой.
{11}Первый Цеппелин L. Z. I. имел 130 метр, длины, 11,70 м. в диаметре и обем 12.000 куб. метров. Цеппелин Z. R. 3 - перелетевший Океан и приобретенный правительством Сев. Амер. Соед. Шт. (получил название Los-Angelos) имел 220 м. длины, 22 метра в диаметре и обьем 70.000 куб. метров.
{12}В обратный путь дирижабль: "Граф Цеппелин" вылетел 29 окт. 1928 г. Разстояние от Нью-Йорка до Фридрихсгавена он пролетел в 50 с лишним часов. Этот дирижабль имел длину 236,60 метра, диаметр - 30,5 метр, и обем - 105.000 куб. метр. Приводился в движение пятью моторами, по 550 лош. сил каждый. Скорость до 128 килом. в час. Он мог нести 15000 кило полезнаго груза. Радиус действия до 16.000 километров. В полете из Фридрихсгавена в Нью-Йорк он имл на себе 58 человек (40 чел. экипажа и 18 пассажиров) я 660 килогрм. рочты (62000 писем). Пробыл в воздухе 112 часов. В полете сильным порывом ветра у него повредило руль. В августе 1929 г. этот самый дирижабль несколько переделанный, совершил перелет из Фридрихсгафена в Токио покрыв разстояние около 12.000 километров в 104 часа. Из Токио "Граф Цеппелин" продолжил свой путь в Лос-Ангелос где спустился благополучно 26 авг. 1929 г. в 2 ч. 40 мин. утра. Разстояние около 4000 килом, он пролетел в 48 час. 35 мин. Полет вокруг света продолжался 21 день 5 ч., причем Гр. Цеппелин пролетел 34.500 километров, пробыв в воздухе - 11 дней, 22 часа, 11 минут.
{13}Формирование отрядов производилось под общим руководством Нач. Гатч. Авиац. Школы, полк. Ульянина, выдающегося летчика, хотя и имевшего к Муромцам довольно отдаленное отношение и перегруженного своей работой.
{14}Начальнику Штаба Верховного Главнокомандующего.
{15}Пристрастие командира "Ильи Муромца I" к иноземным аппаратам не было единичным явлением. Корни этой склинности ко всему заграничному можно видеть в космополитизме Главного Военно-Технического Управления, ведавшего авиацией. В то время (конец 1914 и начало 1915 г.г.), имелись уже малые русские аппараты, нисколько не уступавшие, а иногда превосходивиле по своим качествам современные им иностранные аппараты. Напомним о С-16, стрелявшем через винт, чего еще не было у немцев. Несколько позднее, двухместные бипланы русской конструкции, постройки завода Анатра: "Анасаль" (с мотором Salmson в 130 л. с. имели скорость около 140 кил. в час, были приняты в нашей армии, но не получили распространения. Интересно отметить, что в 1918 году после окупации Украины австро-германцами, австрийцы использовали эти аэропланы. В Югославии, в Новом Саду, находились три оставшиеся от австрийцев аппарата "Анатра"; на них летали наши летчики, попавшие туда после эвакуации Крыма, и служившие в Югословенской авиации.
{16}Напомним, кстати, начало народной былины о богатыре Илье Муромце: "В старину было в стародавнюю, "Еще Володимер-князь да стол держал, "В ту пору было во славном города во Муроме, "В большом селе Карачарове "Жил крестьянин Иван Тимофеевич. "У того ли крестьянина изо всех детей, "Было детище любимое, "Илья Муромец, да сын Иванович. "Как сидел он сиднем ровно тридцать лет, "Тридцать лет не имел ни рук, ни ног, "На печи ли яму под собой протер, "Приходило тут время то летнее "Время страдное, дни сенокосные, "Уходил осударь ево батюшка "Са родителем его, со матушкой "Да со всем семьем любимым "На работушку на ту на крестьянскую "Очищать от дубья - колодья поженку. "Оставался дома один Илья. "Идут тут мимо старцы незнатные, "Нища братия, калики перехожие, "Остановились под окошечко косящатое, "Говорили Илье таковы слова: "Ой ты гой еси, Илья Муромец, крестьянский сын, "Возставай-ка на резвы ноги, "Отворяй-ко ворота широкие, "Впускай-ко калик во хоромину, "Подавай-ка каликам напитися...
{17}Два средних мотора по 170 лош. сил и два крайних по 130 л. с. каждый, общая мощность 600 л. с.
{18}В числе этих аппаратов был двухмоторный "Илья Муромец VI", улучшенный тип Б, с моторами "Salmson". Командиром этого И. М. VI быль в. л., шт.-кап. Б. Н. Фирсов. Этот аппарат был разбит во время учебного полета в м. Яблонна, 13 февраля 1915 г.
{19}Значительно позже: в марте 1915 года автору этого очерка пришлось разговаривать о "Муромцах" с военным инженером, полковником П. К., причем послдний был чрезвычайно удивлен узнавши что "Муромцы" летают. По его словам, на "Муромцев" не только в военных, но и в промьшленных кругах смотрели как на аферу Русско-Балтийского завода, ловко поддевшего военное ведомство с заказом на аппараты Сикорского.
{20}Военный инженер, полковник В. Ф. Найденов пробыл в Эскадру Воздушных Кораблей, на должности Помощника Нач. Управления Эскадры до июня 1915 года. Получив довольно тяжелые повреждения (перелом ключицы, сильная контузия) при катастрофе при поездке на автомобиле 17 июня 1915 года, он был эвакуирован и к эскадре не возвращался. Умер в Петроград в голодные годы при советском правительстве.
{21}Тип Б - узкокрылый. Передняя часть кабины имела стекла расположенные под острым углом ("остроносый"). Заводом выпущено было всего лишь три таких аппарата.
{22}За труды по приведению в порядок Эскадры Воздушных Кораблей, ген.-м. Шидловский был нагрджден орденом св. Владимира 2-ой степени.
{23}Начальником Штаба Ново-Георг. Крепости в то время был проф. Военной Академии, Ген. Шт. ген..-лейт. Ельчанинов.
{24}Точность попадания бомб с "Ильи Муромца" зависела от сконструированного И. И. Сикорским и усовершенствованного впослдствии шт.-кап. А. А. Наумовым и шт.-кап. В. А. Ивановым (независимо один от другого) прицельного прибора. Над усовершенствованием этого прибора много работали также: артил. офицер возд. кор. "Илья Муромец III" пор. Гагуа (разбившийся в бытность его в Гатчинской Авиационной Школе в 1916 г.) и моторист того же корабля ст. ун.-оф. Фогт (убит при гибели возд. кор. "Илья Муромец III", 2-го ноября 1915 года). При бомбометании с "Муромца" пользовались баллистическими таблицами проф. Г. А. Ботезата, определявшими угол прицела (сбрасывания) по высоте и скорости аппарата. Пользования этими таблицами в закрытой кабине "Муромца", было очень удобно. По отзывам артиллеристов эти таблицы давали очень точный первоначальный угол сбрасывания. Примечание автора.
{25}В изданной в Сов. России книгe Никольского: "Вопросы тактики бомбардировочной авиации" приведена следующая немецкая сводка: "20 апреля 1915 г. в 7 час. 15 мин. над Сольдау появился самолет "Сикорский" и несколькими кругами сбросил 13 бомб. В состав поезда попали двe бомбы. Один паровоз разрушен. Убито и ранено много железно-дорожных служащих и ряд солдат"...
{26}5 апреля 1915 г. "Илья Муромец Киевский" бросал в этот мост, тогда еще наведенный, бомбы. Этими бомбами были разбиты двe стоявшие у моста баржи, а кромe того в г. Плоцк разрушены были два дома стоявшие на набережной у моста.
{27}В немецкой сводка (приведено по вышеупомянутой книгe Никольского) сообщалось: "В Млаве сброшено 13 бомб. 6 солдат убито, 16 ранено, есть потери лошадьми. В войсках ощущается недостаток зенитных батарей.
{28}Не будет излишним вспомнить, что именно в этих же местах Восточной Пруссии происходили в войну 1806-1807 г. г. столкновения русских войск под начальством гр. Бенигсена с непобедимым до того времени Наполеоном. Разница была в то время в том, что тогда Россия спасала Пруссию от разгрома ее французами.
{29}По словам корреспондента одной из газет, захват 15000 пленных нашей apмией под Люблином в 1915 г. был выполнен на основании сведений добытых разведкой "Ильи Муромца".
{30}В то время считали, не будучи достаточно осведомленными о состоянии немецкой авиации, что на высоте 3500 метров, на которой летал "И. М.", немецие легкие аппараты не смогут атаковать "Муромца". Облегченный пулемет Виккерса весил около 70 фунтов, при нем имелись кассеты на 125-250 патронов.
{31}Как оказалось впоследствии - сломалась планка отсечки отражателя.
{32}До поступления в Эскадру Возд. Кораблей т. е. до июня 1915 г. шт.-кап. Озерский состоял инструктором Гатчинской Офиц. Авиационной Школы. Несмотря на недоброжелательное отношение к "Муромцам", наблюдавшееся в то время среди офицеров школы, он отказался от должности командира авиационного (легкого) отряда, предпочев ему "Муромца" находя, что именно на этом типе аппаратов можно принести наибольшую пользу на театре военных действий. До поступления в авиацию служил в 1-м Лейб-Гренадерском Императора Александра II полку.
{33}Русско-Балтийские авиационные моторы, автомобильного типа, шестицилиндровые с водяным охлаждением, радиаторы последнего расположены были у них по сторонам мотора. Они имели двойное зажигание и смазку; пуск в ход пусковым магнето. Сконструированы были эти моторы служившим на Р.-Балт. автомобильном заводе в Ригe инженером Киреевым.
{34}Командир в. л. шт.-кап. И. С. Башко, помощник к-ра шт.-ротм. А. В. Середницкий, артил. оф. шт.-кап. Наумов, ген. шт. кап. К. К. Витковский.
{35}Поручик, впослдствие шт.-кап., Г. В. Алехнович, после большевистского переворота служил в Красной армии. Получив приказание при приближении "белых" спасать "Муромцев", находившихся на ст. Ертиль Тамб. губ. и принять их от в. л. Башко, он при взлете разбился на смерть. Интересно его предложение снарядить экспедицию на "Муромцах" на Северный полюс. Экспедиция эта, конечно, не была осуществлена правительством Советов; мысль эта была осуществлена позднее американцами: аэропланом Берда и итальянцами (дирижабли: Norge с Амундсеном (1926 г.) и Italia с ген. Нобиле (1928 г.).
{36}Так напр. было с известным франц. летчиком Грезо, состоявшим в наших войсках, который попал в плен в мае 1915 г.
{37}После занятия большевиками Украины служил в польских войсках. Был начальником эскадрильи, совершившей перелет из Варшавы в Париж . Разбился в 1926 году при перелете из Варшавы в Краков.
{38}В 1919 году автору этого очерка пришлось быть очевидцем гибели шести русских летчиков, заживо сгоревших на трех английских аэропланах R-E-8, во время пробных полетов. Этими аэропланами Англия любезно снабдила "Белую Армию", носившую название: "Вооруженных Сил на Юге Poccии", возглавлявшуюся тогда генералом А. И. Деникиным.
{39}Как пришлось сльшать впоследствие автору этого очерка от бывших австрийских офицеров, от налетов "Муромцев" очень пострадал Бучач, где сброшенными бомбами было убито много народа. Что касается сбитого немецкого аэроплана, то повидимому это был аппарат "Бранденбург" под управлением германского летчика, капитана Макензена. Последний был ранен и умер от последствий ранения. Германский аэроплан упал в лес. Спутник Макензена лейт. Богумил Марек отделался незначительными повреждениями.
{40}Этот отряд получил название: Первого боевого отряда Э. В. К.; второй отряд находился в Зегевольде на Рижском Фронте. "Муромцы" первого отряда имели моторы "Argus", а "И. М. II" - имел моторы Русско-Балтийского Завода.
{41}Воен. летч., шт.-кап., впоследствии полковник Алексей Васильевич Панкратьев состоял командиром "И. М. II" с возникновения Эскадры. После революции в 1917 г. назначен был помощником Нач. Э. В. К., а затем Начальником ее. В 1918 г. служил в Красной армии и занимал высокий пост в Гл. Управлении Воздушного Флота. Погиб в 1923 году при пробе нового аэроплана: сгорел заживо, придавленный мотором.
{42}Командовал VII Apмией в то время генерал Щербачев, а Начальником Штаба был генерал Головин.
{43}Пор. Г. Н. Шнеур участвовал в Русско-Японской войнe, поступил в apмию в 1914 г. из запаса, был в Гатч. Авиац. Школe; в ноябре 1918 года был арестован Петлюровцами в г. Виннице Подольской губ. и затем разстрелян в г. Проскурове.
{44}Погиб в 1919 году, служа в донской авиации (Вооруженных Сил Юга России).
{45}Приказ по XII Apмии 5 окт. 1916 г. за № 770.
{46}Еще ранee был сконструирован И. И. Сикорским и построен на Р. Б. Заводе "Илья Муромец" тип Д (Д. И. М.), четырех моторный (Рено); моторы расположены были попарно (тандем) с тянущими и толкающими винтами. Этот аппарат давший на предварительных испытаниях на заводе xoрошие результаты, не удовлетворил И. И. Сикорского и от этой установки моторов он отказался.
{47}Убит в 1919 году в Екатеринодарском Войсковом собрании при столкновении с казачьими офицерами, в бытность его командиром Конного татарского полка.
{48}По слухам один из "Красных Муромцев" принимал участие в военных дейсвиях против армии ген. Врангеля, в Крыму в 1920 году.
{49}Aero-Digest. September 1923. Allow us tD present Sikorsky.
{50}В 1927 г. Sikorsky Manufacturing Corp. имело под своими мастерскими и пр. площадь в 44.003 кв. фут (Long Island College Point), a в 1928 году приступило к постройке большого завода на собственной земле - в 125.000 кв. фут с выходом и на воду. Прежнее число рабочих: 200, из коих больше половины была русских, предположено было увеличить до 500. Завод находится в Бриджпорт, вштате Коннектикут. В 1929 г. Sic. Aviations Corp. соединилась с самой могущественной авиационной группой в Mире: "United Aircraft Corp." в состав которой входят несколько авиационных предприятий и заводов aвиационных моторов. Такое слияние, конечно не препятствует свободному творчеству Sic. Aviatiois Corp.
{51}См. Henry Merimee. Revue de Paris. 1841. Mars.
{52}Этот пробел в настоящее время восполнен в советской России, гдe помимо популярных книг об открытии Попова, выпущены были даже специальные почтовые марки, посвященные ему. Такое внимание к русскому ученому, не имевшему отношения к коммунизму, надо обяснить стремлением правительства Советов подчеркнуть ошибки старой "буржуазной" России, а главное пробуждением национального чувства у русских людей, оставшихся в России, и пытающихся сохранить остатки русской культуры.
{53}Постройка этой "огневой воздуходувной" машины И. И. Ползунова обошлась в 7.435 руб. 51 коп. Она была пущена в ход 20 мая 1766 года. Сам Ползунов не дождался этого, так как за четыре дня до того, т. е. 16 мая 1766 года он умер, повидимому от туберкулеза легких. Императрица Екатерина наградила Ползунова (еще при его жизни) чином и жалованьем инженерного капитана-поручика и 400 рублями единовременного денежнаго пособия. Эти деньги, однако, Ползуновым получены не были. Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов, где служил П., выдала их впоследстивии с большими затруднениями, чуть ли не по вторичному Высочайшему повелению, семье покойного. В 1804 году была выбита медаль с изображением этой машины. Подробное описаше этой машины И. И. Ползунова см. в статье А. Н. Воейкова "Русская Старина" 1883 г. Т. XL стр. 407.
{54}Одним из главных помощников И. И. Сикорского является инженер Глухарев.
{55}Young Man Christian Association - Хриспанский Союз Молодых людей. И. И. Сикорский читал лекции в Америке - по теории авиации и по астрономии, любителем и знатоком которой он был и раньше.
{56}Эти рули представияли характерную особенность больших многомоторных аэропланов Сикорского, его "Русского Витязя" и "Ильи Муромца".
{57}Имелись и двухмоторные аэропланы типа "Илья Муромец" (с моторами "Salrason" и "Sunbeam"), но участия в боевых полетах они не принимали и служили как учебные самолеты.
{58}Кромe того вес экипажа, багажа, инструментов (т. наз. Special equipment)... около 600 кгм.
{59}В числe пожертвований на постройку нового S-35, собранных в Югославии обращали внимание 10 долларов "от группы армян и евреев гор. Галаца" в Румынии.
{60}Полет этот совершен на аппарате Breguet 19 с мотором Hispano-Suiza в 500 л. с.
{61}Итальянские летчики Ferrarin и Del-Prete вылетевшие на аппарате "Savoia" в 19 час. 51 мин., 3 июля 1928 г. из Рима, спустились в Genitabes в Бразилии в 19 час. 50 мин. 5 июля, покрыв разстояние по прямой линии в 7200 килом, втечение 42 час. (47 час. 59 мин.), побивши таким образом рекорд Columbi'и.
{62}10 мая 1926 г. R. Bird перелетел через Северный полюсь на аэроплане, на два дня опередивши экспедицию Амундсена, перелетевшем полюс на управляемом аэростатe "Norge".
{63}31 мая 1628 г. австралийские летчики: Kingsford Smith Ulm, навигатор (лейт. амер. фл.) Lyon и радиотелегр. Warner совершили перелет на трехмоторном аппарате .Southern-Cross" из Oakland (Калифорния), в Австралию. Этапы.: Взлет 31.V в 9 ч. утра. Гонолулу (Гавайские острова). - 1.VI - 12 ч. 18 м. 2100 миль, в 27 ч. 27 м. при благоприятных метеорол. условиях. 2-й этап Гонолулу - остр. Фиджи (Fidjl) - 3138 миль - 5020 клм. в 34 ч. 33 м. приб.: 5.VI. (На экваторe выдержали бурю).
{64}В том числе: 16.VIII, аэроплан 1) Golden-Aigle летчики: Skott и Frost и 2) "Miss Mildred Doran (летч. Педлер, Кнорп и 16 летняя мисс М. Доран), 3) аэроп. Esprit of Dalas (пилоты Эрвин и Ерхваль) погибли в Тихом Океане. 31.XIII аппарат Saint-Rafael (Анпия) - Минчен, Хамильтон и Княгиня Левенштейн Вертхейм. 6-IX. Old. Glory (из Нью-Йорка) 7.IX. Sir Iohn Carling.
{65}Амфибия - самолет могущий по желанию садиться на сушу или на воду.
{66}Кроме г-жи Ф. Грейсон, погибли лейт. Оскар Омдаль и г. Фред Келлер (Koehler).
{67}В том числе платный груз, включая пассажиров 1850 клгр.
{68}См. Aero-Digest August 1928. Flug Sport № 18, August 1928. New-York Herald Trtbune Magazin cct. 21, 1928.
{69}Sikorsky Amphibion S-38 принят в Американском флотом, как аппарат для дальних развдок (patrol Ship).
{70}Толщину слоя воздуха принято считать 60-80 километров, хотя воздух имеется и на высотe около 200 километров. Давление воздуха на высоте 5000 метр. равно 406,5 милим., на высоте 10.000 м. - 217,4 милм. Принято считать, что температура воздуха понижается в среднем на 0,5° на каждые 100 метров. Таким образом, температура на высоте 12.000 метров должна быть на 60° ниже таковой на поверхности земли. На высоте около 13000 метров t° установлена - 55°. Барометрическое давление 145 млм.
{71}Напомним исправление Телушкиным шпица церкви Петропавловской крпости без установки дорого стоивших лесов, а также доставку и установку русским подрядчиком громадных гранитных монолитов для памятников Петру Великому и Александру I (Александровская колонна) в Петербурге.
{72}Кроме указанных выше успхов, которых достигло в Америке предприятие Сикорского, не лишним будет упомянуть о том, что pyccкиe летчики и инженеры в Америке сумели зарекомендовать, себя так хорошо, что при образовали новых предприятий, лица их, финансировавшие ставили условием, чтобы половина инженеров - были pyccкиe.
{73}См. Письмо И. И. Сикорского в редакцию газет.: "Pyccкий Военный Вестник" 15 мая 1927 года № 92 и статью В Кладищенского: "У И. И. Сикорского" в той же газете 19.8 г. 15 aпр. № 110.
Содержание