Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Уроки локальных войн

Большое влияние на развитие военно-морского искусства оказывал опыт локальных войн, что позволяло проверять правильность сложившихся военно-теоретических концепций и взглядов, подтверждать или опровергать их. Локальные войны оказывали также влияние на строительство и организационную структуру военно-морских сил.

По мнению многих военных специалистов, их опыт способствовал выбору направлений, по которым шло развитие и совершенствование оружия и боевой техники ВМС. Основными считаются следующие:

— универсализация техники и вооружения ВМС с учетом возможности ведения боевых действий в различных географических условиях;

— улучшение качества вооружения с целью повышения его боевой эффективности и совершенствования способов его применения;

— создание и развитие средств автоматизации управления кораблями, авиацией и морской пехотой при ведении ими боевых действий; [424]

— развитие вооружения и техники морской пехоты, способствующих повышению мобильности ее частей и соединений для их быстрой переброски в удаленные районы.

Анализ опыта применения военно-морских сил в локальных войнах позволяет определить характерные черты и особенности современного военно-морского искусства. В большинстве случаев боевые действия флотов велись с целью обеспечения операций сухопутных войск, в то время как в годы Второй Мировой войны действия ВМС, как правило, носили самостоятельный характер. Для выполнения основных задач создавались специальные группировки из соединений, частей всех видов вооруженных сил, часто при ведущей роли флотов. Так было в войне в Корее, во Вьетнаме, в англо-аргентинском конфликте и др. Военно-морские силы, как правило, использовались при полном господстве нападающей стороны на море и в воздухе, в тесном взаимодействии с другими видами вооруженных сил путем проведения совместных операций и организации боевых действий одновременно во всех сферах — на суше и на море, в воздухе и под водой. Группировки военно-морских сил, действующие в интересах сухопутных войск, создавались для высадки морских десантов, авиационной и артиллерийской поддержки войск в наступлении и обороне, для блокады побережья и обеспечения морских перевозок. Группировки для действия в открытом море создавались значительно реже (индо-пакистанский вооруженный конфликт 1971 г., англо-аргентинский конфликт 1982 г.).

Основными формами применения ВМС были операции, систематические боевые действия и морские бои. Масштабы некоторых операций соответствовали масштабам подобных действий периода Второй Мировой войны, а в отдельных случаях превосходили их. В локальных войнах 50 — 70-х гг. воевавшие страны использовали в основном те же формы и способы применения военно-морских сил, что и во [425] Второй Мировой войне. Однако появление принципиально новых средств (реактивной авиации, атомных подводных лодок и надводных кораблей, кораблей на воздушной подушке и др.), оружия и боевой техники (ракет различных типов, новых радиоэлектронных средств, автоматизированных систем управления и др.) не могло не повлиять на характер боевых действий флотов. Уже первые примеры успешного применения ракетного оружия в арабо-израильской войне 1967 г., а затем и в других войнах заставили военных специалистов произвести переоценку различных родов сил и боевых средств флота и изыскивать новые формы и способы их применения.

Удары по наземным объектам

К нанесению ударов по наземным объектам привлекались различные рода сил: палубная авиация, артиллерийские корабли и ракетные катера. Масштабы их применения зависели от продолжительности локальной войны, размаха боевых действий и складывающейся обстановки. Основными формами применения сил флота при нанесении ударов по береговым военным, промышленным и другим объектам были операции и систематические действия. При этом если в войне в Корее силы флота, как правило, использовались в форме операций, то в войне во Вьетнаме — в форме систематических действий, а в индо-пакистанском конфликте (1971 г.) и арабо-израильской войне (1973 г.) — в форме так называемых «набеговых операций».

Главной силой в решении задачи являлись авианосные ударные соединения (группы). Основной формой применения палубной авиации были массированные, групповые и одиночные удары — как самостоятельные, так и во взаимодействии со стратегической и тактической авиацией (воздушные операции).

Одним из направлений оперативного взаимодействия палубной авиации и ВВС явилось распределение между ними районов действий. Авиация флота) [426] действовала преимущественно на приморских направлениях. Оперативное руководство взаимодействующей авиацией осуществлялось командованием ВВС.

В локальных войнах почти не использовалась высокая мобильность авианосцев, которые фактически использовались как плавучие аэродромы, с которых круглосуточно совершала полеты авиация для нанесения ударов по объектам противника.

Война во Вьетнаме в значительной мере повлияла на развитие авиационной техники. На основе ее опыта в США получили развитие палубная реактивная авиация, беспилотные самолеты-разведчики, появились новые типы боеприпасов.

В боевых действиях авианосцев отчетливо проявилась тенденция перехода от тактики одиночных носителей оружия к групповой, основанной на комплексном использовании различных средств поражения всеми тактическими группами в налете и на узкой «специализации» каждой из них. При нанесении ударов палубной авиацией по наземным объектам во Вьетнаме каждая ударная группа, решая свою специфическую задачу, обеспечивала в то же время действия других групп, применявших оружие. Эта же тенденция прослеживается в действиях ракетных катеров в индо-пакистанском конфликте и в арабо-израильской войне.

Интенсивность применения палубной авиации в войне в Корее и во Вьетнаме
Война Кол-во вылетов Количество вылетов в сутки с авианосцев Общий вес сброшенных боепр., млн.т
с 1 с 2 с 3
Война в Корее (1950 -1953 гг.) 205 000 60-120 210 ок. 300 1.8
Война во Вьетнаме (1964 -1973 гг.) 750 000 178 311 Бол. 350 6.5

К нанесению ударов по наземным объектам широко привлекались артиллерийские корабли. По признанию зарубежных военных специалистов, интенсивность их использования в локальных войнах была намного выше, чем во Вторую Мировую войну.

Командование американских ВМС, оценивая действия линейных кораблей во Вьетнаме, отметило, что их способность действовать практически в любых погодных условиях, большая точность и эффективность огня по поражению защищенных целей выдвинули линкор на первое место по сравнению с полевой артиллерией, бомбардировочной и штурмовой авиацией. При проведении локальных войн, как считают западные специалисты, необходимо и в дальнейшем наращивать артиллерийскую ударную мощь кораблей для нанесения ударов по береговым объектам.

Артиллерийская и авиационная поддержка сухопутных войск

В отличие от Второй Мировой войны, когда авиационная и артиллерийская поддержка чаще всего осуществлялась при высадке морских десантов, в локальных войнах этот вид обеспечения сухопутных войск имел самостоятельное значение.

Из опыта локальных войн следует, что в период интенсивного развития ракетного оружия роль артиллерийского корабельного вооружения незаслуженно принижалась, что мешало выявлению огневых возможностей кораблей в целом. В ходе локальных войн были приняты необходимые меры по повышению скорострельности орудий, дальности стрельбы, а также по созданию универсальных автоматических (с высокими тактико-техническими характеристиками), артиллерийских систем среднего и малого калибров.

Усиленная «береговая» направленность действий сил флота повлияла на изменения и в оперативно-тактической подготовке кораблей ВМС США, что выразилось в отработке ими действий по нанесению [428] артиллерийских ударов по различным площадным и точечным объектам при любых метеоусловиях.

Опыт применения артиллерийских кораблей для огневой поддержки сухопутных войск на приморских направлениях был учтен при разработке новых систем средне- и крупнокалиберной корабельной артиллерии, предназначенной для вооружения современных сил надводного флота США и стран НАТО. В 1975 г. в США после 11-летнего перерыва в строительстве миноносцев в состав флота вошел головной (из серии до 30 кораблей) эскадренный миноносец «А.Спрюэнс» с двумя 127-мм артиллерийскими установками Mk 45 с дальностью стрельбы до 24 км. В Англии в 1975 г. после 22-летнего перерыва в строительстве эсминцев вступил в строй эскадренный миноносец «Шеффилд» со 114-мм автоматизированной артиллерийской установкой Mk 8 фирмы «Виккерс» с дальностью стрельбы 20 км при скорострельности 25 выстр./мин. и готовности к открытию огня 15 секунд.

Помимо артиллерийских кораблей, для огневой поддержки сухопутных войск широко использовались палубная авиация и авиация морской пехоты.

Для повышения эффективности артиллерийской и авиационной поддержки американское командование большое внимание уделяло взаимодействию между авиацией, кораблями и сухопутными войсками. Специально создаваемые координационные группы согласовывали действия кораблей, авиации и наземных частей, разграничивали зоны и районы их боевого применения, а также определяли объекты для ударов. Особое внимание уделялось обеспечению безопасности сухопутных войск и авиации от поражения огнем своей корабельной артиллерии. При этом в целях безопасности устанавливались предельная высота траектории снарядов и минимально допустимая высота полета для самолетов.

В ходе войны в Корее более четко обозначилась тенденция, наметившаяся в последние годы Второй [429] Мировой войны: замена бомбардировщиков истребителями-бомбардировщиками (на авианосцах — штурмовиками).

В войне во Вьетнаме из-за резкого повышения динамичности наземного боя, быстрой смены обстановки, а также значительной подвижности линии фронта потребовались существенные изменения в тактике авиации. Быстрая реакция на вызов с переднего края и своевременность прибытия самолетов к объектам ударов достигались путем базирования авиации морской пехоты на аэродромы, расположенные вблизи линии фронта, а также организацией подачи заявок на поддержку по специальным каналам связи.

Взаимодействие между палубной авиацией и сухопутными войсками осуществлялось в форме непосредственной авиационной поддержки или выражалось в заблаговременном создании и выдвижении в определенные районы оперативных группировок ВМС в интересах действий сухопутных войск.

При нанесении воздушных ударов стремились заблаговременно дезорганизовать работу радиоэлектронных средств противника, а также защититься от ударов зенитных управляемых ракет и воздействия средств РЭБ. Это достигалось с помощью тщательной разведки (выявления необходимых характеристик, местоположения РЛС противника), маскировки внезапного и массированного применения средств РЭБ в интересах выполнения главной задачи. Широко применялась маскировка ударных групп помехами со специальных самолетов-постановщиков из нескольких зон барражирования, что затрудняло действия сил ПВО, но в то же время сковывало маневр ударных групп, а сами постановщики помех были уязвимы: их настигала истребительная авиация.

Для повышения эффективности действий авиации в течение 1967 г. истребительная авиация США оснащалась новой контейнерной станцией помех, что, по оценке военных специалистов США, снизило в 50 [430] раз вероятность поражения самолетов зенитными ракетными комплексами. Непрерывность авиационной поддержки сухопутных войск днем и ночью в любую погоду как принцип общевойскового боя обозначалась еще в годы Второй Мировой войны и особенно проявилась в ходе войны во Вьетнаме.

Особенности действия авиации ночью: значительное затруднение или исключение групповых действий; некоторые виды атак, рассчитанные на определенную дальность обнаружения и сопровождения цели (2,5 — 5 км днем); способы применения оружия по визуально не наблюдавшимся целям; методы поиска и целеуказания, используемые авиационными воздушными наводчиками.

В локальных войнах на Ближнем Востоке и в ходе англо-аргентинского конфликта в темное время суток для выполнения задач поддержки было выполнено не более 2% от общего количества самолето-вылетов.

По мнению иностранных специалистов, проблема ночных действий авиации в интересах действий сухопутных войск пока остается нерешенной.

Высадка морских десантов

В связи с появлением ядерного оружия значительно поколебалась уверенность официальных кругов и военных теоретиков капиталистических государств в возможности успешного проведения крупных морских десантных операций, под сомнение ставился весь опыт, накопленный в период Второй Мировой войны.

Такие взгляды послужили «тормозом» в развитии не только морских десантных сил и средств, но и теории морской десантной операции. И только анализ опыта испытаний ядерного оружия и опыта применения морских десантов в войне в Корее позволил иностранным военным специалистам сделать однозначный вывод о возрастающей роли десантных действий и получить ответы на многие вопросы военного искусства, в том числе и на разработку теории морской десантной операции. [431]

«Инчхон вновь продемонстрировал неоценимое значение десантных операций»,— отмечали американские исследователи войны в Корее. Этот опыт послужил толчком к возрождению десантного искусства. При этом указывалось на возрастание роли морской пехоты в морских десантных операциях. Поэтому в США уменьшенная после Второй Мировой войны численность морской пехоты была в дальнейшем доведена до 300 тыс. человек. Кроме того, 60% десантных кораблей постройки периода Второй Мировой войны, выведенных после ее окончания в резерв, были вновь введены в строй.

С учетом боевого опыта и проведенных учений в начале 50-х гг. в США были разработаны основные положения по ведению морских десантных операций, вошедшие в официальное наставление. Аналогичное наставление появилось в Великобритании и других странах НАТО. В зависимости от состава привлекаемых сил и решаемых ими задач американские военные специалисты стали подразделять морские десантные операции на три основных вида — «вторжение», «захват» и «рейд».

По своему составу большая часть десантов, высаженных в ходе локальных войн и военных конфликтов, не превышала тактического, а иногда оперативного уровня. Однако некоторые из них преследовали достижение стратегических целей (Инчхонская десантная операция).

В ходе локальных войн и военных конфликтов послевоенного периода высадка морских десантов проводилась в форме морских десантных операций и боевых действий по высадке морских десантов. Вооруженное вторжение американских сил на Гренаду осуществлялось в форме воздушно-морской десантной операции.

В некоторых случаях высадка морского десанта носила характер контрудара с моря в тыл наступающим войскам противника (Инчхонская десантная операция), в других случаях это был упреждающий удар для срыва [432] наступления войск противника на приморском направлении (десантные действия во Вьетнаме).

Во многих локальных войнах и военных конфликтах с помощью высаженного десанта осуществлялась полная и частичная оккупация всей страны, подвергшейся агрессии, или наиболее важных ее районов (Гренада, Кипр, Ливан, Гватемала, Панама).

Состав войск морского десанта в каждом отдельном случае определялся боевой задачей, наличием сил и средств для ее решения, составом войск и сил противодесантной обороны противника и необходимым соотношением сил сторон для успешной высадки морского десанта и решения его войсками задач на берегу.

В ходе локальных войн основными тактическими подразделениями морской пехоты стали батальонные десантные группы, включающие в себя батальон морской пехоты с подразделениями усиления и обеспечения общей численностью до 2500 человек. Батальонная десантная группа (экспедиционный батальон морской пехоты) стала основной тактической единицей при планировании и выполнении расчетов в ходе подготовки морских десантных операций.

Для успешного ведения десантных действий, как и в годы Второй Мировой войны, обязательным считалось выполнение следующих условий: изоляция района боевых действий; создание превосходства сил на суше, на море и в воздухе; максимальное ослабление противодесантной обороны противника до начала высадки десанта; достижение скрытности подготовки и внезапности высадки. Именно так организовывались Инчхонская, Суэцкая, Фолклендская и другие десантные операции.

Высадка большей части морских десантов в локальных войнах и военных конфликтах осуществлялась в строгом соответствии с руководящими документами, регламентирующими подготовку и проведение морских десантных операций с применением всех сил и средств для высадки войск десанта, их боевого обеспечения и прикрытия даже при отсутствии противодействия противника на всех этапах операции или отдельных из них. [433]

В общем случае морские десантные операции планировались и проводились по этапам: планирование; посадка войск и погрузка боевой техники и грузов на десантно-транспортные средства; репетиция высадки; переход десанта морем; бой за высадку и решение войсками десанта задач на берегу.

Количество морских десантов, высаженных в ходе локальных войн и военных конфликтов после Второй Мировой войны

Локальная война,военный конфликт

Количество высаженных морских десантов

Всего
оперативно-стратегических оперативных оперативно-тактических тактических

Война в Корее (1950-1953 гг.) 1 2 - 10 13
Вооруженная агрессия США против Гватемалы (1954 г.) - - 1 - 1
Англо-франко-израильская агрессия против Египта (1956 г.) 1 1 - - 1
Вооруженная агрессия США против Ливана (1958 г.) - 1 - - 1
Вооруженная агрессия США против Кубы (1961 г.) - - - 1 1
Вооруженная агрессия США против Панамы (1964 г.) - - - 1 1
Вооруженное вторжение США в Доминиканскую Республику (1965 г.) - 1 - - 1
Агрессивная война США во Вьетнаме (1964-1973 гг.) - -- - 69 69
Вооруженное вторжение греческих, турецких войск на о. Кипр (1974 г.) - 1 - 1
Англо-аргентинский вооруженный конфликт (1982 г.) - -- 1 2 3
Вооруженное вторжение США на о. Гренада (1983 г.) - - 1 1 2
Всего 1 5 4 84 94

Организационная структура сил, участвующих в морской десантной операции, зависела от ее масштаба. [434]

В крупных морских десантных операциях с участием всех видов вооруженных сил предусматривалось создание сил вторжения (объединенных десантных сил) в составе объединений (соединений) сил флота, войск десанта и ВВС. В операциях меньшего масштаба создавались амфибийные десантные соединения (объединенные десантные отряды). В него входили соединения флота и морской пехоты с приданными им соединениями и частями.

В общем случае целями высадки морских десантов были содействие сухопутным войскам при ведении ими оборонительных и наступательных операций; свержение правительств независимых государств; восстановление колониального статуса; борьба с партизанами; подавление национально-освободительных движений и поддержка реакционных режимов; решение территориальных споров.

После войны в Корее в состав войск морского десанта, помимо соединений морской пехоты и сухопутных войск, как обязательный компонент стал включаться воздушный эшелон, состоящий из частей и подразделений воздушно-десантных войск численностью до 3000 человек в Суэцкой десантной операции, до батальона при вторжении на Кубу и до 5000 человек при вторжении американских войск на Гренаду.

Независимо от состава войск и сил противодесантной обороны агрессоры всегда стремились к созданию и поддержанию в районе высадки подавляющего превосходства над противником в войсках, силах и средствах. На примере локальных войн выявлена устойчивая тенденция к централизации управления силами. Общее руководство силами в морской десантной операции обычно осуществлял главнокомандующий вооруженными силами на театре военных действий, а непосредственное — командующий объединенным оперативным соединением ВМС или амфибийным десантным соединением (представитель ВМС). Командиром сил высадки, как правило, назначался командир амфибийной группы, амфибийного [435] десантного соединения или объединения, в зависимости от масштабов десантных действий.

Ответственность за ведение боевых действий войсками десанта на берегу нес командир десанта. В операциях крупного масштаба он обычно назначался из состава командования сухопутных войск, а в десантных действиях тактического масштаба — морской пехоты.

Амфибийные десантные соединения, как правило, включали в себя несколько оперативных отрядов или групп (отряд прикрытия, передовой отряд, отряды десантных кораблей, транспортов, кораблей управления, огневой поддержки), а также соединения и части палубной авиации, авиации морской пехоты и ВВС.

Характеристики некоторых морских десантов, высаженных в ходе локальных войн и военных конфликтов
Морская десантная операция, место и дата высадки войск Инчхонская десантная операция («Кромайт»), порт Инчхон, сентябрь 1950 г.
Наступающая сторона США
Продолжительность подготовки 1 месяц
Состав участвующих войск и сил:

общее 45000
воздушный десант -
вертолетный десант -
корабли и суда 250
самолеты 500
Время высадки десанта

морского утро, во время полной воды, вечер, во время полной воды
воздушного не высаживался
вертолетного не высаживался
Продолжительность огневой подготовки:

артиллерийской 45 мин.
авиационной 45 мин.

Морская десантная операция, место и дата высадки войск Суэцкая десантная операция («Мушкетер»), Порт-Саид, сентябрь 1956 г.
Наступающая сторона Англия, Франция
Продолжительность подготовки 3 месяца
Состав участвующих войск и сил:

общее 40000
воздушный десант 3000
вертолетный десант 415
корабли и суда 130
самолеты 751
Время высадки десанта

морского утро 06.11.1956
воздушного утро 05.11.1956
вертолетного одновременно с морским
Продолжительность огневой подготовки:

артиллерийской 45 мин.
авиационной 45 мин.

Морская десантная операция, место и дата высадки войск Вооруженное вторжение США на Кубу («Плутон»), залив Кочинос, апрель 1961 г.
Наступающая сторона США
Продолжительность подготовки 12 месяцев
Состав участвующих войск и сил:

общее 1400
воздушный десант батальон
вертолетный десант
корабли и суда 9
самолеты 38
Время высадки десанта

морского ночь 3:00 17.04.1961
воздушного утро 17.04.1961
вертолетного
Продолжительность огневой подготовки:

артиллерийской не проводилась
авиационной не проводилась

Морская десантная операция, место и дата высадки войск Высадка тактического десанта на полуостров Транг-Фан («Старлайт»), Вьетнам, август 1965 г.
Наступающая сторона США
Продолжительность подготовки 8 суток
Состав участвующих войск и сил:

общее 5000
воздушный десант
вертолетный десант около 500
корабли и суда 8
самолеты около 100
Время высадки десанта

морского утро
воздушного не высаживался
вертолетного одновременно с морским
Продолжительность огневой подготовки:

артиллерийской 15 мин.
авиационной 15 мин.

Морская десантная операция, место и дата высадки войск Фолклендская десантная операция («Корпорейтед»), Фолклендские (Мальвинские) острова, апрель — июль 1982 г.
Наступающая сторона Англия,
Продолжительность подготовки 1,5 месяца
Состав участвующих войск и сил:

общее 9000
воздушный десант -
вертолетный десант около 1000
корабли и суда около 100
самолеты 70
Время высадки десанта

морского ночь
воздушного не высаживался
вертолетного одновременно с морским
Продолжительность огневой подготовки:

артиллерийской 30 мин.
авиационной 30 мин.

Морская десантная операция, место и дата высадки войск Вторжение США на Гренаду («Вспышка ярости»), о. Гренада, октябрь 1983 г.
Наступающая сторона США
Продолжительность подготовки 15 суток
Состав участвующих войск и сил:

общее 14000
воздушный десант 5000
вертолетный десант 400
корабли и суда 11
самолеты около 100
Время высадки десанта

морского утро
воздушного одновременно с морским
вертолетного одновременно с морским
Продолжительность огневой подготовки:

артиллерийской не проводилась
авиационной не проводилась

Одним из важных элементов амфибийного десантного соединения являлся передовой отряд, который прибывал в район высадки заблаговременно, до подхода главных сил, с задачами доразведки района высадки, траления проходов в минных заграждениях к пунктам высадки, предварительной авиационной и артиллерийской подготовки района высадки, проведения подводно-подрывных работ для уничтожения противодесантных инженерных заграждений в воде и на берегу, ведения демонстративных действий. Для решения указанных задач в состав передового отряда включались соответствующие отряды и группы сил и средств. Чтобы преждевременно не раскрывать район предстоящей десантной операции или главного направления высадки морского десанта, в других районах проводились демонстративные действия. Например, в ходе предварительной огневой подготовки в районы высадки и траления Инчхонского рейда было высажены несколько демонстративных отрядов, а по наиболее десантно-доступным местам наносились отвлекающие удары.

Иногда с целью достижения внезапности предварительные действия передового отряда не планировались, а свои задачи он выполнял в ходе высадки. Из опыта локальных войн видно, что для действий передового отряда следует предусматривать достаточное время для полного решения поставленных ему задач. Невыполнение этого условия приводило к срыву высадки морского десанта. Так, в ходе Вонсанской десантной операции американское командование направило передовой отряд в район Вонсана за 10 суток до начала высадки морского десанта. При этом времени на уничтожение противодесантных минных заграждений ему не хватило. Высадку же англичан на Фолклендские острова обеспечивал сильный передовой отряд, которому за 30 суток удалось значительно ослабить противодесантную оборону противника и полностью вскрыть [440] систему обороны архипелага, что позволило при захвате островов иметь незначительные потери.

В морских десантах большая роль отводилась таким видам обеспечения, как разведка, маскировка, радиоэлектронная борьба. Практически всегда перед высадкой главных сил на берег забрасывались разведывательно-диверсионные группы с целью разведки ПДО противника, нарушения линий связи, диверсий по уничтожению пунктов управления, складов боеприпасов, боевой техники, корректировки огня корабельной артиллерии и наведения авиации на объекты.

В ходе локальных войн наметилась устойчивая тенденция к применению различных способов достижения внезапности высадки десантов. Это достигалось путем скрытия факта подготовки десантной операции, ее планов, усиления охраны мест сосредоточения войск и штабов, использования кодовых наименований, установления соответствующих грифов секретности на документах, ограничения круга лиц, допущенных к разработке планов операции и других документов, сокращения использования средств радиосвязи, активной борьбы с разведкой противника, а также проведением отвлекающих, демонстративных действий и дезинформации.

Во всех десантных операциях особое значение придавалось надежному поражению противодесантной обороны противника путем проведения эффективной авиационной и артиллерийской подготовки высадки и огневой поддержки действий десанта на берегу. При этом в первую очередь поражались объекты противодесантной обороны, препятствующие действиям передового отряда. На примере локальных войн была доказана целесообразность более широкого применения артиллерийских кораблей для подавления и уничтожения группировок войск и объектов ПДО на плацдарме глубиной до 20 км от берега. При этом эффективное применение корабельной артиллерии определялось возможностью [441] быстрого маневра траекториями, переносом и сосредоточением огня по наиболее опасным объектам; достижением в короткие сроки сосредоточения огня в наиболее ответственные моменты действий десанта на берегу по заявкам командиров подразделений.

При назначении даты и времени высадки морского десанта учитывались возможный характер противодействия противника; степень готовности своих сил; сроки, установленные вышестоящим командованием; возможность наиболее эффективного использования сил авиационной и корабельной поддержки; продолжительность светлого и темного времени суток; местные гидрометеорологические условия, и т.д. В большинстве случаев высадка десантов производилась на рассвете, что позволяло в максимальной степени использовать светлое время суток для решения задач на берегу. Однако с принятием на вооружение приборов ночного видения стало возможным осуществлять высадку морского десанта ночью, как например в ходе англоаргентинского конфликта.

Считается, что высадка десанта в темное время суток обеспечила достижение тактической внезапности, исключила возможность противодействия авиации противника, а также помешала аргентинскому командованию правильно оценить обстановку и своевременно принять контрмеры. Кроме того, светлое время суток непосредственно после ночной высадки способствует быстрому развитию морской десантной операции.

Вместе с тем ночью ограничиваются возможности оказания авиационной и артиллерийской поддержки десанта, что требует высокого уровня совместной подготовки сил к боевым действиям на суше и в море. В ночных условиях снижаются также темпы наращивания войск, сил и средств десанта на берегу с помощью вертолетов.

Война в Корее послужила толчком к дальнейшему развитию амфибийных сил и средств. Именно с [442] этого периода начался переход от узкой специализации десантных кораблей и судов к их универсализации. Вначале появились десантные вертолетоносцы, а затем десантно-вертолетные корабли-доки, которые в отличие от десантных транспортов-доков постройки военных лет могли принимать не только морские десантно-высадочные средства, но и вертолеты.

Соотношение сил сторон в некоторых десантных операциях

Войска и силы

Десантные операции

Инчхонская Суэцкая Фолклендская
Сухопутные войска 20:1 5:1 1:1,3
Военно-морские силы Подавляющее Подавляющее Подавляющее
Военно-воздушные силы Подавляющее Подавляющее 1:2

Новым явлением в Суэцкой десантной операции (1956 г.) стала впервые осуществленная высадка морского десанта способом «вертикальный охват». Применение вертолетов в этой операции привело к мысли, что обычные вертолеты не приспособлены к таким действиям, необходимо создавать специальные транспортно-боевые вертолеты, способные принимать значительное количество личного состава и тяжелой боевой техники. Первый десантный вертолетоносец ВМС США «Тетис Бей» был переоборудован в 1955 — 1956 гг. из эскортного авианосца типа «Анцио». Однако из опыта учений следует, что такие вертолетоносцы малопригодны для размещения на них тяжелых транспортно-десантных вертолетов. Наличие на полетной палубе всего четырех взлетно-посадочных площадок и одного подъемника не обеспечивало желаемого темпа проведения высадки войск морского десанта.

Был сделан вывод, что строить надо десантные вертолетоносцы специальной конструкции. Пока велась разработка такого корабля, в 1956 г. [443] США в десантные вертолетоносцы переоборудовали тяжелые противолодочные авианосцы «Боксер» и «Принстон», но и эти корабли не отвечали предъявляемым требованиям, хотя на них уже могли размещаться 30 — 40 десантных вертолетов и один усиленный батальон морской пехоты численностью до 1000 человек.

В дальнейшем в США в период с 1961 по 1969 г. было построено 7 десантных вертолетоносцев: «Иводзима» (1961 г.), «Окинава» (1968г.), «Гуадалканал» (1963г.), «Гуам» (1965г.), «Триполи» (1966г.), «Нью-Орлеан» (1968 г.) и «Инчхон» (1969 г.), (LPH 2, 3, 7, 9—12 соответственно), способных нести на борту до 26 вертолетов. На современных десантных вертолетоносцах может размещаться и длительное время находиться один усиленный батальон морской пехоты с соответствующими транспортными средствами и вооружением, приспособленными для доставки их на берег с помощью вертолетов, и необходимыми грузами, боеприпасами и запасами материальных средств. Группа одновременно взлетающих вертолетов с такого корабля может перебросить на берег за один рейс до 300 морских пехотинцев. В период с 1962 по 1971 г. в США были построены 2 десантно-вертолетных корабля-дока типа «Рэли» (LPD 1,2) и 11 типа «Остин» (LPD 4—10, 12 — 15), имеющих на борту по 6 вертолетов.

При боевых действиях десантных амфибийных групп во время войны во Вьетнаме из-за несогласованности действий кораблей этих групп иногда нарушалась организация высадки войск десанта.

Исходя из этого тогда у американцев возникла идея создания универсального десантного корабля, который обладал бы одновременно качествами вертолетоносца, транспорта-дока и корабля управления. Такой корабль, по мнению американского командования, должен был стать ядром батальонной десантной группы, способной самостоятельно решать [444] тактические задачи в морской десантной операции. Ни один из существовавших в то время десантных кораблей такие задачи решать не мог. Контракт на постройку головного универсального десантного корабля типа «Тарава» (LHA) был заключен в ходе Вьетнамской войны, а всего за период с 1976 по 1980 г. ВМС США получили 5 таких кораблей (LHA 1-5), на которых предусматривалось базирование до 30 транспортно-десантных вертолетов, вертолетов огневой поддержки и др., а также до 6 десантных катеров. Кроме того, эти корабли могли нести на борту самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Все высадочные средства этого корабля позволяли одновременно доставлять на берег до 1,5 тыс. человек. Один десантный корабль типа «Тарава» мог заменить десантный вертолетоносец типа «Иводзима» и десантно-вертолетный корабль-док типа «Остин». Наличие на борту этого корабля транспортно-десантных вертолетов и десантных катеров позволяло высаживать батальон морской пехоты способом «вертикальный охват». Пять универсальных десантных кораблей могли решать те же задачи, что и 8 десантных транспортов, 4 грузовых транспорта и 2 десантных вертолетоносца одновременно: высадить на необорудованное побережье способом «вертикальный охват» экспедиционную бригаду морской пехоты с боевой техникой и материально-техническими средствами.

Боевые действия ВМС США во Вьетнаме явились своеобразным полигоном, на котором подвергались испытаниям новые образцы боевой техники и вооружения кораблей и морской пехоты, вырабатывались новые концепции десантных действий, впоследствии нашедшие отражение в официальных наставлениях и боевых инструкциях морской пехоты и амфибийных сил. Десантные действия американских ВМС в тот период носили характер скоротечных поисково-карательных десантных действий типа «рейд». Все морские десанты высаживались способом [445] «вертикальный охват», при этом наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению состава морской пехоты, десантируемой вертолетами.

Новыми факторами в морских десантных действиях во Вьетнаме явились создание и первое применение американцами мобильных амфибийных десантных групп. Одна или две такие группы с десантом и боевой техникой на борту постоянно маневрировали вдоль побережья Вьетнама в готовности к высадке тактических десантов в назначенном районе.

При высадке морских десантов американцы применяли два способа действий — «молот и наковальня», «кольцо». При способе «молот и наковальня» одна группировка (сухопутные войска и артиллерийские корабли) занимала блокирующие позиции, выполняя функции «наковальни», другая, ударная (морской десант), «молот» вела наступление с целью вынуждения противника отойти в сторону блокирующих позиций, где и должен последовать его полный разгром. Способ «кольцо» заключался в высадке морского десанта таким образом, чтобы силы противника оказались в окружении. После массированного огня артиллерии, ударов боевых вертолетов и авиации завершался разгром этих сил.

Война во Вьетнаме способствовала увеличению огневой мощи морской пехоты США. От плавающих танков из-за их невысоких боевых возможностей американцы отказались. Отказ был обусловлен тем, что плавающие танки входили в первые волны десанта, а их малая скорость на воде снижала темпы высадки десанта. Кроме того, оказалось, что точность стрельбы танка на плаву невысока, а выходить на берег такой танк мог только в том случае, если берег пологий, с твердым грунтом. Основным боевым танком морской пехоты стал танк М60, который за время войны во Вьетнаме модернизировали с учетом полученного опыта. Самоходные [446] гаубицы 203,2- и 155-мм калибра явились главным артиллерийским вооружением морской пехоты.

Из опыта высадки морских десантов во Вьетнаме следует, что десантно-высадочные средства существующих типов не отвечают предъявляемым к ним требованиям. Их малая скорость (9 — 12 узлов), недостаточная мореходность (не более 3 баллов), а также отсутствие амфибийных качеств отрицательно сказались на проведении морской десантной операции.

Действия десантных катеров на воздушной подушке (КВП) получили положительную оценку американского командования. Тогда же был сделан вывод о целесообразности использования таких катеров в качестве десантно-высадочных средств. Их высокая скорость позволяла достигать тактической внезапности и значительно повышать темпы высадки, а их амфибийные качества — успешно форсировать ими противодесантные заграждения в воде, действовать в условиях ледового покрова, на мелководье, над равнинными и заболоченными участками местности и даже производить маневр в тактическую глубину обороны противника. Движение с отрывом от водной поверхности значительно уменьшало уязвимость КВП от известных в настоящее время образцов торпедного и минного оружия.

Применение КВП в качестве десантно-высадочных средств позволяло уменьшить потери десантных кораблей и транспортов, располагая внешние и внутренние районы их стоянки при высадке на значительном расстоянии от береговой черты (25 — 30 миль), то есть за пределами эффективной дальности стрельбы артиллерии противодесантной обороны противника. Кроме того, КВП давали большие возможности в выборе района высадки подразделений десанта. Это послужило основанием для начала в США опытно-конструкторских работ по созданию современных десантно-высадочных средств на воздушной подушке и вооружения ими десантных [447] кораблей. В результате этих работ в США в 1983 г. началось серийное строительство десантных катеров на воздушной подушке типа LCAC.

Таким образом, с учетом опыта морских десантных действий в войне во Вьетнаме значительно изменились теоретические взгляды на морские десантные операции и на развитие амфибийных сил и вооружения морской пехоты США.

В период англо-аргентинского конфликта при наличии приборов ночного видения высадка десанта в ночное время обеспечивала большую степень внезапности и успешность выполнения десантом задач на берегу. Опыт высадки воздушно-морских десантов привел к зарождению новой формы совместного применения различных видов вооруженных сил — воздушно-морской десантной операции.

В результате локальных войн подтвердилось и большое значение противоминного обеспечения в десантных действиях. Так, недостаточно организованные, несвоевременно выполненные противоминные действий привели к срыву Вонсанской морской десантной операции (1951 г.), спланированной американцами по всем правилам военного искусства. Американские ВМС оказались абсолютно не подготовленными к борьбе с минной опасностью, даже при отсутствии противодействия противника. Почти 300 кораблей и судов с войсками на борту вынуждены были ожидать окончания траления района высадки, на что ушло 15 суток вместо 5 запланированных.

Успешность высадки морских и воздушных десантов в некоторых операциях обусловливалась прежде всего четкой организацией взаимодействия (Суэцкая десантная операция 1956 г., вооруженное вторжение на Гренаду в 1983 г.). Помимо разработки детальных планов взаимодействия, накануне высадки проводилось оперативное ориентирование, на котором уточнялись поставленные задачи, очередность и сроки их выполнения. Однако не всегда [448] удавалось добиться четкого взаимодействия сил (вооруженное вторжение на Кубу в 1961 г. и др.).

Анализируя многие десантные операции, можно предположить, что в дальнейшем совершенствование способов высадки морских десантов будет осуществляться путем принятия на вооружение новых скоростных десантно-высадочных средств, прежде всего десантных катеров на воздушной подушке, глиссирующих катеров, тяжелых транспортно-десантных вертолетов и самолетов с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой, а также новых десантных кораблей с увеличенными десантовместимостью и дальностью плавания.

Применение десантно-высадочных средств на воздушной подушке расширит десантнодоступность побережья с 17 до 70% от общей протяженности береговой черты, увеличит возможности высадки десанта на необорудованное побережье и повысит темпы высадки войск на берег, а также обеспечит дальнейшее развитие способов высадки «горизонтальный» и «вертикальный» охват. Спуск на воду десантно-высадочных средств будет происходить на удалениях от берега более чем на 30 — 35 миль (сейчас 2 — 3 мили), то есть за границей эффективной дальности стрельбы артиллерии противодесантной обороны (способ высадки «удар из-за горизонта»).

Существенные изменения произойдут в организации артиллерийской подготовки и поддержки в десантных операциях. По мнению военных специалистов США, отсутствие на современных кораблях артиллерии крупного калибра не позволяет оказывать эффективную артиллерийскую поддержку войскам десанта.

Повышение эффективности огня корабельной артиллерии предполагается осуществить за счет применения активно-реактивных снарядов 155- и 203,2-мм калибров, с полу активной системой наведения на конечном участке траектории, принятия на вооружение [449] облегченных корабельных артиллерийских установок 203,2-мм калибра, с дальностью стрельбы до 28 км, а также модернизации и ввода в строй артиллерийских кораблей, находящихся в резерве. По мнению иностранных специалистов, в современных условиях роль морских десантов значительно возрастет.

Для отдельных театров и направлений высадка десантов может стать главным содержанием военных действий. О важности морских десантов свидетельствует и направленность боевой подготовки ОВС НАТО. Почти на всех учениях этого блока одно из важных мест занимают десантные операции крупного масштаба, количество которых за последние 15 лет возросло в 3,5 раза.

Морская блокада

Одной из форм участия флотов в локальных войнах и вооруженных конфликтах послевоенного периода являлась морская блокада. Наибольшее распространение блокадные действия получили во время войн в Корее, Вьетнаме и Южной Атлантике. Во всех локальных войнах и вооруженных конфликтах они носили противоправный характер. Особенностью блокадных действий являлось то, что обороняющаяся сторона, как правило, не обладала ВМС, способными оказывать сопротивление противнику, имеющему сильный флот. Исключение составлял лишь англо-аргентинский конфликт, где стороны имели примерно равные по численности ВМС.

В некоторых локальных войнах морской блокаде отводилась первостепенная роль. Так, например, при захвате Фолклендских островов морской десант был высажен только после установления блокады.

В зависимости от задач и масштабов морской блокады могли достигаться не только оперативные, но и стратегические цели. В самом начале военных [450] действий нападающая сторона официально объявляла об установлении морской блокады с указанием даты начала блокадных действий и ее границы (называлась она по-разному: «зона военных действий», «район морской войны», «операционная зона», «карантинная зона» и др.), которая проходила на удалении от блокируемого побережья от нескольких десятков до сотен миль. Так, глубина зоны морской блокады при вооруженном вторжении США на Гренаду составляла 50 миль, в войне в Корее — 100— 130 миль, а в англо-аргентинском конфликте — 200 миль. Протяженность блокадных зон в отдельных случаях доходила до 2 тыс. миль. В некоторых войнах блокировались лишь отдельные участки морского побережья, отдельные порты и военно-морские базы. Обычно это были районы высадки морских десантов или участки побережья, граничащие с местами расположения группировок сухопутных войск. Для ведения морской блокады побережья, военно-морских баз и портов привлекались надводные корабли, подводные лодки (в том числе атомные), морская авиация (палубная, базовая патрульная и морской пехоты), которые, как правило, сводились в соединения целевого назначения.

В войне в Корее, объявив блокаду, американское командование не имело ни четких планов, ни устоявшихся взглядов на организацию ее проведения. В первое время она носила импровизированный характер. Кораблям, патрулирующим у побережья КНДР, ставилась задача воспрепятствовать морским перевозкам противника и попутно производить обстрел его береговых объектов с целью нанесения потерь в живой силе и технике. Самые же крупные силы привлекались во время Карибского кризиса (октябрь — ноябрь 1962 г.) для морской блокады Кубы. По данным зарубежной печати, в блокаде принимали участие более 180 кораблей, в том числе 8 авианосцев, ,т,е. практически весь Атлантический флот CШA. [451]

При проведении морской блокады в общем случае применялись три способа действий сил: патрулирование в зонах морской блокады и несение дозоров у военно-морских баз и портов противника; нанесение ракетно-артиллерийских ударов по пунктам базирования, портам и прибрежным сухопутным коммуникациям; минирование военно-морских баз, портов и морских коммуникаций.

Локальные войны и военные конфликты внесли существенный вклад в искусство ведения морской блокады. Из анализа опыта блокадных действий следует, что их организация и способы ведения определялись военно-политическими целями, составом и соотношением сил противоборствующих сторон; характером применения и боевыми возможностями сил по ведению блокады и контрблокады; географическими и гидрометеорологическими условиями района боевых действий.

Хотя морская блокада непосредственно не приводила к достижению целей войны, она в значительной мере способствовала успешному решению задач, стоящих не только перед ВМС, но и перед вооруженными силами воюющих государств. Для достижения оперативно-стратегических целей войны (конфликта), и прежде всего подрыва военно-экономического потенциала противника, блокада и впредь будет оставаться составной частью действий на море и одной из важных задач ВМС.

В большей части локальных войн и военных: конфликтов цели морской блокады достигались главным образом путем создания подавляющего превосходства в силах над противником. Но даже в таких условиях блокадные силы несли ощутимые, часто неоправданные потери. Например, в период с апреля по июнь 1952 г. батареям Вонсана удавалось по 5 раз в месяц поражать американские корабли. В локальных войнах дальнейшее развитие получило [452] комплексное применение разнородных сил и средств флотов при ведении блокадных действий. Возрос их пространственный размах, расширились объем решаемых задач, целей и масштабы блокадных действий, увеличились плотность блокадных сил, значение обеспечивающих мероприятий.

При ведении морской блокады возросло значение минного оружия, которое помимо поражения кораблей и судов оказывало еще и психологическое воздействие на личный состав и требовало для борьбы с ним привлечения значительных сил и средств противоминной обороны. Морская блокада в локальных войнах и военных конфликтах практически всегда дополнялась политическими и экономическими санкциями. Не умаляя важности других способов ведения блокадных действий, многие военные специалисты отмечают возрастающую тенденцию к нанесению ударов по береговым объектам, расположенным как на побережье, так и в глубине территории противника. При этом они подчеркивают роль в решении этих задач модернизированных и введенных в состав ВМС США линейных кораблей типа «Айова», которые, по мнению американских военных специалистов, являются «идеальным средством» для нанесения ударов по береговым объектам.

Необходимо отметить, что опыт блокадных действий ВМС в локальных войнах и военных конфликтах уже применяется в практике оперативной и боевой подготовки национальных и объединенных ВМС многих государств. Так, за последние годы возросло количество учений с отработкой блокадных действий в различных регионах мира, и особенно в проливных зонах Черного и Балтийского морей, у берегов Японии, в Северном, Норвежском и Средиземном морях. При этом к отработке задач блокады привлекались все классы надводных кораблей, авиации и подводные лодки. [453]

Уничтожение сил флота противника в море и в базах

Основными формами боевых действий при уничтожении сил флота в море и в базах были морские бои, удары по кораблям в базах и минные постановки. При этом было потеряно более 150 кораблей и вспомогательных судов.

Ведущая роль в уничтожении сил флота противника в море и в базах принадлежала средствам воздушного нападения. Если в ходе Первой Мировой войны на долю авиации пришлось 1 — 2% от всех потопленных кораблей, то потери боевых кораблей от ударов авиации за время Второй Мировой составили уже 35,7%. В военно-морских базах авиацией было уничтожено 126 надводных кораблей и подводных лодок из 158, что составило 80% от общих потерь. В ходе локальных войн и военных конфликтов средствами воздушного нападения воюющих сторон было уничтожено 54% боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе с использованием авиационных бомб — 37% и противокорабельных ракет — 17%.

В англо-аргентинском конфликте потери кораблей и судов от средств воздушного нападения значительно возросли и составили 80% от числа потопленных и 93% от числа поврежденных кораблей и судов обеих сторон. Основными причинами того, что англичане понесли тяжелые потери в кораблях, являются недостаточная надежность ПВО их корабельной группировки ввиду отсутствия в ее составе самолетов ДРЛО и управления «Нимрод» для раннего обнаружения воздушных целей, а также самолетов и вертолетов радиолокационного дозора. Сказалось также недостаточное количество на кораблях ЗРК «Си Вулф», которые положительно зарекомендовали себя в ходе боевых действий, поскольку обладали высокой степенью реагирования. [454]

Из анализа потерь кораблей и вспомогательных судов в ходе локальных войн следует, что больше всего кораблей и судов погибло от авиационных бомб, что явилось полной неожиданностью для зарубежных военных специалистов. Считалось, что с принятием на вооружение зенитных управляемых ракет, скорострельных зенитных артиллерийских комплексов, а также автоматизированных систем управления оружием самолеты не смогут сблизиться с кораблями для выполнения бомбометания.

Эффективность применения авиационных бомб подтверждается и тем, что в англо-аргентинском конфликте (1982 г.), применяя обычные авиабомбы, аргентинские летчики потопили 4 новейших корабля ВМС Великобритании и более 20 кораблей повредили. При этом как потопленные, так и поврежденные корабли имели самые современные средства обнаружения воздушных целей, зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, современные комплексы радиоэлектронной борьбы, автоматизированные системы отображения обстановки и др. Особенно эффективны были удары при массированных налетах в сложных метеоусловиях и с малых высот. На основании анализа опыта англо-аргентинского конфликта западные эксперты пришли к выводу, что авиационные бомбы являются эффективным средством поражения кораблей, особенно при действиях в островных и шхерных районах, при сильном радиоэлектронном противодействии противника, а также-кораблей, имеющих сильное бортовое и палубное бронирование. В целом степень поражения боевых кораблей при применении авиационных бомб характеризуется тем, что из всех кораблей, атакованных авиацией с применением бомб, 25% было уничтожено и 75% повреждено. Как правило, от авиационных бомб корабли получали осколочные повреждения открытых боевых постов и надстроек. Прямые попадания авиабомб в некоторых случаях приводили к разрушению подводной части корпуса [455] корабля. 80% уничтоженных кораблей погибло в результате сильных пожаров, вызванных попаданиями авиабомб, которые в дальнейшем взрывались и приводили к нарушению герметичности корпуса, и как следствие, к потере устойчивости или плавучести. Уроки локальных войн свидетельствуют о том, что для уничтожения боевых кораблей таких классов, как эскадренный миноносец, фрегат, большой десантный корабль, необходимо добиться прямого попадания 2 — 3 авиабомб до 500-кг калибра. Новшеством при уничтожении сил флота противника в море и базах по сравнению с опытом Второй Мировой войны явилось применение с конца 60-х гг. противокорабельных ракет (ПКР). Несмотря на ограниченное их применение, от ракетного оружия погибло 22 боевых корабля и вспомогательных судна, что составило 17% от всех погибших кораблей и судов. В результате боевого применения противокорабельных ракет в арабо-израильской войне 1967 г. отмечена их значительная эффективность. Потопление в ходе этой войны арабскими ракетными катерами израильского эсминца «Эйлат» и последующие успешные действия ракетных катеров привлекли к этому классу кораблей повышенное внимание военно-морских специалистов и способствовали их интенсивному строительству, а также к переоценке родов сил, классов кораблей и боевых средств. Опыт боевого применения ПКР в локальных войнах послужил толчком к развертыванию широких работ по их совершенствованию. В 70-х гг. начался процесс переоценки роли и значения надводных кораблей в решении наступательных задач флота. Он был ускорен путем создания новых видов оружия и техники, среди которых следует прежде всего отметить ПКР: в США — «Гарпун» и «Томагавк», во Франции — «Экзосет», в Норвегии — «Пингвин», в Италии — «Си Киллер», в Израиле — «Габриэль». Вооружение кораблей ПКР обеспечило значительное повышение их наступательных возможностей. [456]

Распределение случаев гибели боевых кораблей и вспомогательных судов в зависимости от видов применявшихся боеприпасов
Класс кораблей Всего Причины гибели Количество
Крейсеры 1 торпеды 1

Эскадренные миноносцы

7

авиабомбы 1
ракеты 4
мины 2

Фрегаты

4

авиабомбы 2
артиллерия 2

Сторожевые корабли

4

авиабомбы 2
ракеты 1
торпеды 1

Десантные корабли

2

авиабомбы 1
артиллерия 1

Тральщики

36

авиабомбы 4
ракеты 2
артиллерия 2
мины 24
берегов. артил. 4

Боевые катера

63

авиабомбы 32
ракеты 13
артиллерия 15
берегов. артил. 3

Подводные лодки

2

ракеты 1
глубинные бомбы 1

Вспомогательные суда

6

авиабомбы 4
ракеты 1
мины 1
Всего 125

125

1. В таблице учтены потери 17 тральщиков от мин в ходе послевоенного траления в 1945 — 1951 гг.

2. В таблице не учтены потери кораблей и катеров в ходе ирано-иракской войны 1980—1988 гг. и войны в Персидском заливе 1991 г. ввиду отсутствия достоверных сведений о поражении их конкретными видами оружия. [457]

Анализ причин гибели крупных боевых кораблей и вспомогательных судов в ходе локальных войн и военных конфликтов в послевоенный период
Класс корабля (судна) тральщик «Пайрет»
Водоизмещение, т 960
Страна США
Дата гибели 12.10.1950
Причина гибели потеря плавучести от подрыва на мине

Класс корабля (судна) тральщик «Пледж»
Водоизмещение, т 960
Страна США
Дата гибели 12.10.1950
Причина гибели потеря плавучести от подрыва на мине

Класс корабля (судна) фрегат «Прайз»
Водоизмещение, т 1375
Страна Таиланд
Дата гибели 07.01.1951
Причина гибели от пожаров и взрывов в результате попадания артиллерийских снарядов береговой артиллерии

Класс корабля (судна) океанский буксир «Сарси»
Водоизмещение, т 1675
Страна США
Дата гибели 27.08.1952
Причина гибели потеря плавучести от подрыва на мине

Класс корабля (судна) фрегат «Домайт»
Водоизмещение, т 2175
Страна Египет
Дата гибели 01.11.1956
Причина гибели от пожаров и нарушения герметичности корпуса в результате попаданий артиллерийских снарядов корабельной артиллерии

Класс корабля (судна) эскадренный миноносец «Эйлат»
Водоизмещение, т 2555
Страна Израиль
Дата гибели 21.10.1967
Причина гибели потеря остойчивости и плавучести в результате попадания 4 противокорабельных ракет

Класс корабля (судна) подводная лодка «Гази»
Водоизмещение, т 3500
Страна Пакистан
Дата гибели 03.12.1971
Причина гибели потеря плавучести в результате поражения глубинными бомбами

Класс корабля (судна) эскадренный миноносец «Хайбер»
Водоизмещение, т 3361
Страна Пакистан
Дата гибели 05.12.1971
Причина гибели потеря остойчивости и плавучести в результате попадания 2 противокорабельных ракет

Класс корабля (судна) сторожевой корабль «Кукри»
Водоизмещение, т 1536
Страна Индия
Дата гибели 08.12.1971
Причина гибели потеря плавучести в результате попадания 1 торпеды

Класс корабля (судна) эскадренный миноносец «Уоррингтон»
Водоизмещение, т 3479
Страна США
Дата гибели 1972
Причина гибели потеря плавучести от подрыва на 2 донных неконтактных минах

Класс корабля (судна) тральщик «Ярмук»
Водоизмещение, т 600
Страна Сирия
Дата гибели 06.10.1973
Причина гибели потеря плавучести в результате попадания 3 противокорабельных ракет

Класс корабля (судна) подводная лодка «Сайта Фе»
Водоизмещение, т 2425
Страна Аргентина
Дата гибели 25.04.1982
Причина гибели потеря плавучести в результате попадания 2 противокорабельных ракет

Класс корабля (судна) крейсер "Генерал Бельграно»
Водоизмещение, т 13645
Страна Аргентина
Дата гибели 02.05.1982
Причина гибели потеря плавучести в результате попадания 2 торпед

Класс корабля (судна) патрульное судно «Комодоро Сомеллера»
Водоизмещение, т 800
Страна Аргентина
Дата гибели 02.05.1982
Причина гибели от пожаров, взрывов и нарушения герметичности корпуса в результате попадания 2 противокорабельных ракет

Класс корабля (судна) эскадренный миноносец УРО «Шеффилд»
Водоизмещение, т 4100
Страна Англия
Дата гибели 04.05.1982 :
Причина гибели затонул 10 мая при буксировке в результате потери плавучести от попадания противокорабельной ракеты

Класс корабля (судна) фрегат УРО «Ардент»
Водоизмещение, т 3250
Страна Англия
Дата гибели 21.05.1982
Причина гибели потеря плавучести в результате попадания 4 авиабомб

Класс корабля (судна) фрегат УРО «Антилоупа»
Водоизмещение, т 3250
Страна Англия
Дата гибели 23.05.1982
Причина гибели потеря остойчивости и плавучести в результате попадания 2 авиабомб

Класс корабля (судна) эскадренный миноносец «Ковентри»
Водоизмещение, т 4100
Страна Англия
Дата гибели 25.05.1982
Причина гибели потеря остойчивости и плавучести в результате попадания 3 авиабомб

Класс корабля (судна) авиатранспорт «Атлантик Конвейер»
Водоизмещение, т 14946
Страна Англия
Дата гибели 25.05.1982
Причина гибели от пожаров и взрывов в результате попадания 2 противокорабельных ракет

Класс корабля (судна) десантный корабль «Сэр Галахэд»
Водоизмещение, т 5676
Страна Англия
Дата гибели 08.06.1982
Причина гибели от пожаров и взрывов в результате попадания авиабомб

Степени поражения КР, ЭМ, ФР, ТЩ, ПЛ в зависимости от видов применения по ним боеприпасов
Тип боеприпасов Погибло кораблей, % Повреждено кораблей, %
Противокорабельные ракеты 77,7 22,3
Авиационные бомбы 25 75
Мины 60 40
Артиллерийские снаряды 5 Около 95
Торпеды 40 60
Глубинные бомбы 50 50

В ходе индо-пакистанского конфликта (1971 г.), арабо-израильской войны (1973 г.) и англо-аргентинского конфликта (1982 г.) ПКР благодаря высоким боевым характеристикам прочно вошли в число наиболее эффективных средств поражения надводных кораблей и береговых объектов. Степень поражения кораблей и судов составила 77,7% от числа всех уничтоженных целей, атакованных ПКР и 22,3% поврежденных кораблей. Из опыта локальных войн видно, что для уничтожения корабля класса эсминец необходимо попадание двух-трех ракет, класса сторожевой корабль, фрегат, тральщик водоизмещением до 600 тонн, большой десантный корабль — одной-двух, а для кораблей меньшего водоизмещения — одной. Исключением стала арабо-израильская война (1973 г.), в ходе которой для потопления катера водоизмещением около 200 тонн израильтяне расходовали до 4 ракет типа «Габриэль». Но это объясняется малой мощностью боевой части израильских ракет. Сразу после окончания военных действий этот недостаток ими был устранен.

Как правило, попавшая в борт корабля противокорабельная ракета образовывала значительную пробоину, иногда до 8 кв.м. После подрыва боевой части ракеты на корабле обычно возникал сильный пожар, в некоторых случаях сопровождавшийся [462] взрывами корабельных боеприпасов и топлива. Особенно сильными были пожары тогда, когда пуск ракет производился с малых дистанций. В этих случаях несгоревшее ракетное топливо разбрасывалось взрывом на большую площадь, вызывая множество очагов пожара. В некоторых случаях от попадания ракеты нарушалась прочность корабля. Он терял запас плавучести и тонул.

Вооруженные противокорабельными ракетами надводные корабли, самолеты и подводные лодки могут решать в настоящее время разнообразные задачи в боевых действиях на море и представляют потенциальную опасность для надводных кораблей всех типов.

Оказались несостоятельными утверждения, будто бы эра надводных кораблей закончилась. Вооружение их современным оружием и боевыми средствами различного назначения сделало их самыми универсальными кораблями из всех родов сил флота. Свидетельством повышения роли надводных кораблей является дорогостоящее восстановление американцами на новой технической основе 4 линейных кораблей и развертывание во многих странах строительства крейсеров, эскадренных миноносцев и фрегатов.

Использование крылатых ракет привело к радикальным изменениям в оперативном искусстве и тактике боевых действий на море, придало им современное наступательное содержание, обусловило новое построение боевых порядков сил в бою.

Анализируя боевой опыт применения ракетного оружия в ходе локальных войн и военных конфликтов, можно показать, что эффективное его применение возможно при качественной подготовке сил к выполнению боевой задачи, принятии обоснованного решения на приведение сил в готовность и на применение противокорабельных ракет, на развертывание сил в условиях тактической и оперативной маскировки при стремительном сближении с противником [463] и нанесении ему упреждающего ракетного удара, при развитии успеха последующим применением ПКР и других видов оружия. Достичь успеха в современном морском бою невозможно без его всестороннего обеспечения, особенно силами разведки и РЭБ. По мнению многих военных специалистов, одна из главных причин успеха действий израильского флота и неудач сирийских и египетских ВМС связана со своевременным обеспечением кораблей разведывательными данными о противнике и централизованным управлением силами в море, а также непосредственным управлением катерами в бою с помощью современных автоматизированных систем.

Первоочередными требованиями, предъявляемыми к разведке, явилась необходимость обеспечения применения ПКР на загоризонтные дальности. Кроме того, возникла потребность обнаруживать носители ракет на расстояниях, превышающих дальность стрельбы ракетного оружия, поэтому без знания загоризонтной тактической обстановки возрастает угроза быть внезапно атакованным ПКР.

Наиболее характерной особенностью для англо-аргентинского конфликта явилось комплексное применение всех видов разведки Великобритании и взаимодействие ее со спецслужбами и космическими системами США.

Впервые были широко использованы данные космической фото-, радио- и радиотехнической разведки. Американские искусственные спутники Земли оптико-космической разведки («Ки Хоул 11»), фото- и радиотехнической разведки («Биг Берд») собирали и передавали английскому командованию обширную информацию.

Касаясь способов использования средств РЭБ, военные специалисты сделали вывод о том, что эти средства должны применяться по тщательно разработанному плану, комплексно, с учетом сложившейся тактической обстановки, возможностей противника [464] и своих сил. При этом обращалось внимание на правильность постановки активных и пассивных помех ПКР. Например, поспешно сформированное облако пассивных помех с помощью дипольных отражателей при отражении налета аргентинской авиацией 25 мая 1982 г. без учета построения ордера кораблей увело ракеты «экзосет» от английского авианосца «Гермес» на находившийся поблизости контейнеровоз «Атлантик Конвейер».

С учетом опыта локальных войн сделано заключение, что проблема обороны кораблей от средств воздушного нападения противника стала одной из главных. Военные специалисты считают, что ПВО должна включать в себя противосамолетную и противоракетную оборону, а также находится в едином централизованно управляемом комплексе с силами и средствами обнаружения воздушных целей, оповещения о них, зенитными огневыми средствами, истребительным прикрытием и средствами РЭБ.

Корабельные ударные группы, применявшие ПКР, формировались в ходе локальных войн однородного или разнородного состава. В последнем случае в их состав, кроме ракетных катеров или надводных кораблей с ракетным вооружением, входили эскадренные миноносцы, фрегаты, сторожевые корабли. При анализе опыта локальных войн военные специалисты указывают на необходимость при нанесении ударов по соединению кораблей противника авиацией с применением ПКР иметь в составе боевого порядка ударных групп авиации следующие группы: разведки, демонстративных действий, подавления средств ПВО, радиоэлектронной борьбы, наведения и управления, воздушного прикрытия и группы для непосредственного нанесения ударов. Они также считают, что ПКР имеют и определенные недостатки, к которым относятся дозвуковая скорость полета, уязвимость от корабельных зенитных огневых средств, ограничения избирательности целей, недостаточная помехозащищенность головок [465] самонаведения, необходимость привлечения специальных сил для обеспечения загоризонтного целеуказания и придания боевой устойчивости носителям. При сравнительном анализе боевых возможностей ПКР выявлено, что недостатки этого вида морского оружия вполне компенсируются его достоинствами. Именно благодаря этому они взяты на вооружение кораблей многих государств. Массовое оснащение ВМС ПКР в значительной мере повлияло на изменение характера боевых действий на море, на совершенствование тактики морского боя.

В послевоенный период от мин погибло 27 кораблей (22%). Сразу после окончания Второй Мировой войны для борьбы с оставшейся минной опасностью было создано «Международное тральное бюро», располагавшее 1600 тральщиками. С августа 1945 по 1951 г. ими была протралена водная акватория площадью 250 тыс. миль и уничтожено 38 973 мины. При этом погибли 17 тральщиков, 12 получили повреждения. За это же время на минах погибло 218 торговых судов, 186 получили повреждения. Мины обладают высокими поражающими свойствами и по своей эффективности уступали только противокорабельным ракетам. Из всех случаев подрыва кораблей на минах 60% погибло, 40% получили повреждения.

При подрыве на мине корабли водоизмещением до 1 тыс. тонн, как правило, тонули. Причем тральщики водоизмещением до 500 тонн тонули в течение нескольких минут. Минное оружие оказывало большое психологическое воздействие на личный состав и отвлекало значительные противоминные силы и средства для борьбы с минами. Однако подрыв кораблей на минах мог быть и большим, так как воевавшие стороны выставили более 20 тыс. мин.

Столь незначительные потери объясняются тем, что с возникновением минной опасности определенные районы закрывались для плавания кораблей и судов и открывались только после уничтожения мин. [466]

Например, даже незначительное количество мин, выставленных в Суэцком канале в 1967 г., почти на 6 лет прервало международное судоходство по важнейшей водной артерии, связывающей Атлантический и Индийский океаны.

Как и в годы Второй Мировой войны, в локальных войнах корабельная и береговая артиллерии особой роли в уничтожении кораблей не сыграли.

От огня артиллерии погибло всего 20 кораблей (16%): в основном это малые боевые корабли (тральщики и торпедные катера, 17 ед.). Артиллерийскими снарядами были уничтожены только 2 крупных корабля — египетский фрегат «Домайт» (1956 г.) и таиландский фрегат «Прайс» (1951 г.). Из общего числа поврежденных артиллерией кораблей погибало менее 5%. В Корейской войне огнем береговых батарей повреждено более 60 боевых кораблей, из которых только 2 погибли.

С помощью торпед уничтожено всего 5 боевых кораблей (4%), из них только 2 крупных — аргентинский крейсер «Генерал Бельграно» и индийский сторожевой корабль «Кукри». Столь малая доля потерянных боевых кораблей от торпедного оружия вызвана прежде всего ограниченным его применением.

В связи с тем что в локальных войнах редко проводились морские бои с участием разнородных сил, потери от комбинированного воздействия боеприпасов составили всего 4 корабля (3%). Примером может служить бой на минно-артиллерийской позиции в районе Вонсана: были потоплены американские тральщики «Пайрет» и «Пледж».

Опыт локальных войн и военных конфликтов при решении задач уничтожения сил флота в море и базах оказал значительное влияние на развитие военного кораблестроения.

Успешное применение крылатых ракет вызвало появление кораблей новых классов, ракетных кораблей (кораблей УРО) и ракетных катеров. В английской [467] печати военные специалисты отмечали, что «Фолкленды спасли надводный флот Великобритании». Дело в том, что в начале 80-х гг. существовали планы постепенного сокращения численности надводных кораблей из-за перераспределения финансовых средств, направлявшихся в основном на строительство подводных лодок и базовой патрульной авиации. Специальная комиссия пришла к выводу, что в составе британского флота необходимо иметь не менее 50 эскадренных миноносцев и фрегатов.

Для повышения живучести основных постов кораблей предусматривалось применение композитных броневых листов. Американские судостроители высказались за применение для защиты жизненно важных постов корабля так называемой динамической брони и за исключение применения в судостроении (по возможности) легковоспламеняющихся и токсичных материалов.

Так, по сообщению военной прессы, находящийся в постройке новый американский эскадренный миноносец УРО типа «Орли Берк» впервые в практике будет почти полностью стальным, а алюминиевые сплавы будут использоваться в очень ограниченных количествах. Наиболее важные помещения, погреба боезапаса, шахты пусковых установок, посты управления будут защищены броней.

К другим мерам повышения живучести западные кораблестроители относят увеличение количеетва водонепроницаемых отсеков, пожарных рожков и насосов, индивидуальных средств защиты (изолирующих противогазов и термостойких костюмов), снижение уровня физических полей, герметизацию кабельных вводов в водонепроницаемых переборках, расположенных даже выше ватерлинии, деление внутренних помещений корабля на автономные противопожарные зоны, сокращение применения дымообразующих и легковоспламеняющихся материалов, снижение их токсичности при горении. [468]

С учетом случаев пожаров, происходивших во время англо-аргентинского конфликта, на английские корабли стали поступать изолирующие противогазы, обеспечивающие нахождение личного состава в задымленном помещении в течение 45 мин. Приняты на вооружение аварийные дыхательные аппараты ELSA непродолжительного действия, которые будут использоваться для эвакуации личного состава из задымленных отсеков. Для повышения эффективности противопожарной защиты кораблей предусмотрено их оснащение новыми, более эффективными системами пенного и объемного пожаротушения. Корабельные аварийные партии получили портативные тепловизионные камеры, позволяющие быстро находить очаг пожара и пострадавших, а также ориентироваться в задымленных отсеках.

Требование британского Адмиралтейства — повысить живучесть кораблей — нашло отражение в проекте строительства фрегатов типа «Норфолк», начатого 1985 г. Этот корабль полным водоизмещением 3900 тонн разделен на 5 автономных зон с противопожарным оборудованием, аварийными дизель-генераторами и насосами забортной воды, индивидуальными средствами спасения, расположенными вдоль вероятных маршрутов выхода личного состава.

Обеспечение воинских морских и океанских перевозок

Обеспечение воинских морских и океанских перевозок в ходе локальных войн являлось одной и» важных задач.

Их значение возрастало в продолжительных войнах с участием крупных группировок различных видов вооруженных сил (в войнах в Корее, во Вьетнаме, в англо-аргентинском конфликте). Интенсивность и масштабы воинских перевозок зависели от размаха вооруженной борьбы и удаления театра военных действий от метрополии. [469]

Так, ежемесячный объем океанских перевозок в Южный Вьетнам составлял 1,5 — 2 млн тонн, в том числе 85 тыс. тонн боеприпасов, 320 тыс. тонн горючего, 15 млн суточных рационов продовольствия. Годовые перевозки составили 7,5 млн тонн грузов, 4 млн тонн нефтепродуктов.

В англо-аргентинском конфликте океанскими перевозками было занято более 54 судов общим водоизмещением около 700 тыс. тонн, в том числе 16 танкеров. Они перевозили более 100 тыс. тонн грузов, 9 тыс. человек личного состава и 95 самолетов. Танкеры ежемесячно доставляли 150 тыс. тонн, топлива.

С целью повышения темпов морских и океанских перевозок использовались транспортные суда новейшей конструкции, в том числе контейнеровозы, что давало выигрыш во времени на их разгрузку в 6 — 8 раз. В ходе англо-аргентинского конфликта для перевозки в район конфликта самолетов и вертолетов англичане впервые использовали контейнеровозы, переоборудованные по проекту АРАПАХО под авиатранспорты. Характерной особенностью океанских и морских перевозок явилось то, что переход морем и выгрузка судов осуществлялись без. противодействия, а поэтому большая часть судов следовала без охранения, а если оно и было, то лишь в целях отработки способов защиты морского судоходства.

Особенностью океанских перевозок в ходе англо-аргентинского конфликта явилось отсутствие передовых военно-морских баз и портов, что вынуждало англичан держать часть судов с грузами в защищенных районах, удаленных от метрополии более чем на 7 тыс. миль.

В ходе локальных войн военно-морским командованием США и Великобритании были определены средние нормы потребности использования вспомогательных и гражданских судов для обеспечения снабжения войск и сил в районах боевых [470] действий. На примере англо-аргентинского конфликта было установлено, что соотношение боевых кораблей и судов обеспечения должно быть примерно 1:1, чтобы удовлетворить все потребности по снабжению материально-техническими средствами оперативного соединения.

В локальных войнах военно-морские силы также решали задачи по обеспечению перегруппировки войск и их эвакуации с изолированных плацдармов.

Так, в начале войны в Корее американским и южнокорейским войскам удалось избежать окончательного разгрома на Пусанском плацдарме только благодаря тому, что американцы смогли в спешном порядке перебросить на этот плацдарм из Японии морем пять дивизий сухопутных войск. В декабре 1950 г. при отступлении из Северной Кореи американское командование, спасая свои войска от полного разгрома, осуществило эвакуацию морем из Нампхо, Сончжина и Хыннама около 90 тыс. человек. Для эвакуации войск было привлечено около 200 десантных и транспортных судов. Для прикрытия эвакуации использовались 6 авианосцев, линейный корабль, 2 тяжелых крейсера и 45 эскадренных миноносцев.

Помимо океанских и морских перевозок, в ходе локальных войн получили развитие воздушные перевозки грузов и личного состава. Значительных размеров они достигли в войне во Вьетнаме. Среднегодовые воздушные перевозки воинских грузов в период с 1965 по 1968 г. составили более 450 тыс.

Объем океанских и морских перевозок, осуществленных американскими ВМС в период войн в Корее и во Вьетнаме

Название

Объем перевозок

Кол-во привлекаемых к перевозкам судов и боевых кораблей

личного состава, млн. воинских грузов млн. т нефти млн. т
Война в Корее (1950-1951 гг.) 5 52 22 от 300 до 658 судов, 82 боевых корабля
Война во Вьетнаме (1964- 1973 гг.) 2 66 27 300 судов

Оборона морского побережья

Задача обороны морского побережья в ходе локальных войн решалась, как правило, силами военно-морских флотов государств, подвергшихся нападению, совместно с соединениями и частями сухопутных войск и военно-воздушных сил. [471]

К решению этой задачи привлекались береговая артиллерия, авиация и минное оружие. Основными формами применения сил были оборонительный бой на минно-артиллерийской позиции, постановка оборонительных минных заграждений, авиационные, артиллерийские и ракетные удары с берега.

С учетом опыта войны в Корее можно подтвердить вывод о том, что массированное применение минного оружия может привести к оперативным результатам. Даже малые минные заграждения, прикрываемые береговой артиллерией, являлись эффективным средством обороны побережья. В результате постановки минного заграждения на подходах к порту Вонсан сорвалось проведение американцами Вонсанской десантной операции в октябре 1950 г. ВМС США оказались абсолютно не подготовленными к борьбе с минной опасностью даже при отсутствии противодействия противника. Основываясь на этом опыте, командование ВМС США уже в 1951 г. восстановило минно-тральные силы и [472] направило промышленности заказы на строительство 125 новых тральщиков. К концу 50-х г. ВМС США имели в своем составе более 200 эскадренных и базовых тральщиков и около 100 тральщиков — искателей мин. Кроме того, командованием ВМС США сделало заказ на разработку новых образцов минного оружия.

Дальше