Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава семнадцатая.

Черноморцы идут на запад

Летом 1944 г. перед войсками 2-го Украинского фронта (командующий генерал армии Р. Я. Малиновский) и 3-го Украинского фронта (командующий генерал армии Ф. И. Толбухин) была поставлена задача освободить от врага Советскую Молдавию, вывести из войны Румынию и Болгарию и оказать помощь народам Югославии и Чехословакии в изгнании с их территории немецко-фашистских захватчиков.

К тому времени эти фронты насчитывали 1 250 тыс. человек боевого состава, 16 тыс. орудий и минометов, 1870 танков и самоходных орудий, 2200 боевых самолетов (включая самолеты Черноморского флота){435}.

Советским войскам противостояла группа армий «Южная Украина» в составе 6-й и 8-й немецких, 3-й и 4-й румынских армий, 17-го отдельного немецкого корпуса. Немецко-румынские войска имели 900 тыс. человек боевого состава, 7600 орудий и минометов, 404 танка и самоходных орудия и 810 самолетов{436}.

В конце июля Ставка утвердила план Ясско-Кишиневской наступательной операции. Советским войскам предстояло прорвать оборону противника северо-западнее Ясс и южнее Тирасполя, развить наступление по сходящимся к району Хуши-Вислуй направлениям, окружить и уничтожить основные силы группы армий «Южная Украина» и продвинуться на глубину до 230 км, на линию восточные отроги Карпат, дельта Дуная. Эти задачи они должны были решать во взаимодействии с силами Черноморского флота (командующий адмирал Ф. С. Октябрьский, член Военного совета вице-адмирал И. И. Азаров) и входившей в его состав Дунайской военной флотилией (командующий контр-адмирал С. Г. Горшков, член Военного совета капитан 1 ранга А. А. Матушкин), созданной в апреле на базе расформированной Азовской военной флотилии.

Черноморский флот и Дунайская флотилия должны были уничтожать морские силы противника в море и в базах, овладеть его портами и базами с моря, нарушать морские коммуникации [265] врага, высаживать десанты в его тылу, обеспечивать форсирование водных рубежей и переправу войск через Днестровский лиман и Дунай, оказывать авиационное содействие сухопутным частям и соединениям, действовавшим на приморском направлении. На период Ясско-Кишиневской операции они в оперативном отношении были подчинены командующему 3-м Украинским фронтом. Командный пункт командующего флотом был развернут в Одессе.

К лету 1944 г. обстановка на морском театре складывалась благоприятно для Черноморского флота. После Крымской операции боевая активность немецко-румынского флота, понесшего значительные потери и лишившегося многих баз, снизилась. 2 июля 1944 г. порвала дипломатические отношения с Германией Турция. Это вызвало сокращение перевозок через Босфор и ухудшение общего военно-политического положения фашистского блока.

Основные силы немецко-румынского флота базировались на Констанцу и Сулину. По данным разведки, в августе до 150 боевых кораблей, вспомогательных судов и плавсредств находилось в Констанце и около 50 — в Сулине{437}. На Нижнем Дунае базировались 1-я флотилия обороны побережья и 7-я флотилия десантных кораблей. На аэродромах в Констанце и Сату-Маре насчитывалось до 180 различных самолетов{438}.

Черноморский флот и Дунайская флотилия хотя и превосходили противника в боевых кораблях и авиации, но из-за удаленности военно-морских баз и большой минной опасности{439} не могли использовать всех своих возможностей. В этих условиях к участию в операции привлекались главным образом малые корабли и военно-воздушные силы.

Командование флота организовало тщательную подготовку своих сил и средств к предстоящим боям. Ремонтировались корабли и боевая техника, проводились учения и тренировки. Политорганы и партийные организации уделяли много внимания воспитанию у личного состава высоких морально-боевых качеств. В соединениях прошли собрания партийного актива, на кораблях и в частях — партийные и комсомольские собрания, инструктажи агитаторов.

Напряженно трудились моряки тральных соединений, ликвидируя минную опасность. К августу у западных берегов Черного моря были протралены морской фарватер от косы Тендра до Одессы, прибрежный фарватер в северо-западной части моря — от линии фронта у Днестровского лимана к Одессе и далее к Очакову и Тендровской косе, а также выходной севастопольский фарватер для торпедных катеров — от Херсонесского маяка. [266]

Утром 20 августа войска 2-го и 3-го Украинских фронтов после мощной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление. Прорвав оборону противника ссверо-западнее Ясс и юго-восточнее Бендер, они быстро продвигались на запад.

Еще 19 августа авиация Черноморского флота совершила налет на порт Сулина, а 20 августа нанесла ряд мощных ударов по Констанце — основной базе румынского флота. Вражеские порты подвергались воздействию авиации в течение нескольких суток. В налетах приняли участие 11 авиационных полков и одна авиаэскадрилья (всего 317 боевых самолетов){440}. При этом наиболее отличились летчики 13-й пикировочной авиадивизии (командир Герой Советского Союза полковник И. Г. Корзунов), 2-й гвардейской минно-торпедной авиадивизии (командир Герой Советского Союза гвардии полковник В. П. Канарев), 4-й истребительной авиадивизии (командир Герой Советского Союза полковник И. С. Любимов). В результате ударов по портам было уничтожено 37 и повреждено 10 кораблей и судов{441}. Оба вражеских порта оказались парализованными.

Авиация выполняла свои задачи во взаимодействии с подводными лодками и торпедными катерами, блокировавшими Констанцу и Сулину с моря. Подводные силы флота к этому времени состояли из двух бригад. Первую возглавлял капитан 1 ранга С. Е. Чурсин, вторую — контр-адмирал М. Г. Соловьев.

Дунайская военная флотилия обеспечивала форсирование Днестровского лимана войсками 46-й армии 3-го Украинского фронта. Руководство этой операцией, организацию взаимодействия наземных и морских сил осуществлял заместитель командующего войсками 46-й армии генерал-лейтенант А. Н. Бахтин. Его заместителем по морской части был назначен контр-адмирал С. Г. Горшков.

В десантную группу вошли 83-я и 255-я бригады морской пехоты, 3-й мотоциклетный полк, 252-й полк амфибий, части 1-го гвардейского Новороссийского укрепленного района (всего свыше 8 тыс. человек). Предстояло перебросить группу через Днестровский лиман шириной 11 км на побережье, где противник создал сильную противодесантную оборону. В соответствии с планом операции форсирование осуществлялось одновременно на двух направлениях: Калаглея, Молога, Чигиры Сухие, Чигиры Мокрые и Роксоляны, Шабо-Тырг. Для этого были созданы два отряда кораблей и судов, каждый из которых был разбит на четыре группы высадочных средств. В первом отряде (командир капитан 3 ранга А. Н. Шальнов) насчитывалось 241 десантная лодка, 13 полуглиссеров, 20 паромов, 15 буксирных катеров и во втором (командир капитан-лейтенант Л. П. Потапов) — [267] 168 десантных лодок, 11 паромов, 11 буксирлых катеров и 2 катера-дымзавесчика{442}.

Для имитирования высадки десанта с моря и обстрела противника был выделен отряд корабельной поддержки (8 бронекатеров) под командованием капитан-лейтенанта С. И. Барботько. Другой отряд (4 бронекатера, 2 минометных катера, 2 катерных тральщика и 2 полуглиссера) под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В. И. Великого должен был прорваться с моря в Днестровский лиман, поддержать форсирующие его войска артиллерийским огнем и принять участие в переправе этих частей и соединений.

Форсирование Днестровского лимана и высадка на его западный берег прикрывались 17-й воздушной армией, военно-воздушными силами Черноморского флота и артиллерийской группой Дунайской флотилии и Одесской военно-морской базы (командир группы подполковник И. Н. Яблонский).

Форсирование лимана началось в ночь на 22 августа. Для отвлечения внимания противника от десанта бронекатера капитан-лейтенанта С. И. Барботько обстреляли вражеские опорные пункты на косе Бугаз. Бомбардировочная авиация нанесла удар по опорным пунктам противника в районе Аккермана. Там возникли большие пожары, послужившие хорошим ориентиром для судов. Одновременно первый отряд, приняв на борт в районе Калаглеи 2316 человек десанта, направился к Мологе и Чигирам Сухим. Переход удалось осуществить скрытно, поэтому высадка десанта не встретила организованного противодействия. К утру, как и намечалось, десант овладел плацдармом высадки войск.

Второй отряд, принявший на борт в районе Роксолян 1216 человек, начал движение к Шабо-Тырг. В 600–800 м от берега противник обнаружил отряд и открыл огонь из пулеметов, минометов и артиллерии. Береговая артиллерия флота по сигналу с головных лодок открыла ответный огонь. Десантные лодки были рассредоточены. Под прикрытием дымзавес они устремились к берегу.

В бою за высадку моряки действовали стремительно и смело. Командир одной из высадочных групп старший лейтенант К. И. Бутвин первым бросился в воду и увлек за собой десантников. Разведчик Алексей Лебедев уничтожил из автомата часть орудийного расчета вражеской батареи, а затем взял в плен 27 солдат.

Успешной высадке десанта во многом способствовали решительные действия кораблей отряда Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В. И. Великого, прорвавшихся в лиман через Царьградское гирло. Они нанесли удар по огневым точкам противника [268] на косе Бугаз и приняли участие в переправе войск через Днестровский лиман.

Штурмовые отряды, закрепившись на берегу, обеспечили высадку основных сил десанта в составе 255-й и 83-й бригад морской пехоты, 1-го гвардейского Новороссийского укрепрайона и других частей. Завязались ожесточенные бои за город Аккерман. В ходе их сержант Иван Шатров пробился к школе и ценой собственной жизни водрузил на ее крыше красный флаг. Поднятый над городом стяг вызвал растерянность у противника и в то же время воодушевил советские войска, которые при поддержке флотской авиации и артиллерии 46-й армии и Дунайской флотилии перешли в решительное наступление. Противник, подбрасывая резервы, всеми силами стремился не допустить окружения Аккермана. Но к 18 часам 22 августа десантные части сломили его сопротивление и овладели городом. К исходу дня все западное побережье Днестровского лимана (40 км по фронту и 15 км в глубину) было занято советскими войсками.

С высадкой десанта войска 3-го Украинского фронта окружили 3-ю румынскую армию в районе юго-западнее Аккермана, а танковые соединения 2-го и 3-го Украинских фронтов вышли в тыл 6-й немецкой армии и начали бои на окружение кишиневской группировки противника.

Мощные удары советских войск и их быстрое продвижение создали благоприятные условия для осуществления вооруженного восстания в Румынии. Антифашистские силы страны во главе с коммунистической партией 23 августа свергли фашистскую диктатуру Антонеску, а на следующий день новое румынское правительство объявило войну Германии.

Немецко-фашистское командование стремилось вывести свои войска к Карпатам, но 23 и 24 августа к реке Прут вышли танковые соединения 2-го и 3-го Украинских фронтов. В окружении оказались пять немецких армейских корпусов 6-й и 8-й армий. Прорваться им на запад не удалось. 24 августа советские войска освободили столицу Молдавской ССР — Кишинев и завершили полное окружение вражеской группировки, главные силы которой к концу августа были ликвидированы.

Немецкие части, входившие в состав 3-й румынской армии, попытались также прорваться по узкой Кундукской косе на запад. Дунайская флотилия получила задачу высадить десант в районе Жебриян, чтобы преградить пути отхода противнику. Был сформирован отряд из 285 бойцов 384-го Николаевского батальона морской пехоты во главе с майором Ф. Е. Котановым. Десантников приняли на борт 10 бронекатеров, 3 малых охотника и 5 катеров, которые возглавлял капитан 3 ранга П. И. Державин.

Высадившись в ночь на 24 августа, десант овладел Жебриянами и изолировал значительную группировку противника. Совместными усилиями частей 3-го Украинского фронта, Черноморского [269] флота и Дунайской флотилии она была уничтожена. 15 тыс. немецких и румынских солдат и офицеров сдались в плен{443}.

Освобождение Жебриян открывало путь в дельту Дуная для захвата переправ через дунайские гирла. Эта задача была поставлена перед группой кораблей Дунайской флотилии (11 бронекатеров, 6 минометных катеров, 6 катеров-тральщиков, 6 катеров «ЗИС» и 10 полуглиссеров), которую возглавлял командир 4-й отдельной бригады речных кораблей капитан 2 ранга П. П. Давыдов. Корабли вышли из Одессы и в ночь на 24 августа прорвались в Килийское гирло. Их действия прикрывали 10 торпедных катеров под командованием капитана 2 ранга В. Т. Проценко.

Днем 24 августа бронекатера флотилии высадили десант в Вилково. Одновременно сюда подошла рота 384-го отдельного батальона морской пехоты от Жебриян. В ожесточенном бою моряки, уничтожив более 300 и взяв в плен около 2 тыс. вражеских солдат, заняли Вилково и овладели переправами через Дунай в этом районе. Корабли первого эшелона продолжили движение вверх по Килийскому гирлу. Отряд из пяти бронекатеров (командир капитан-лейтенант С. И. Барботько) сорвал переправу войск противника у Килии Старой. При этом были уничтожены монитор, две груженые баржи, буксирный пароход и рассеяны два батальона пехоты.

Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов успешно продвигались в глубь Румынии. Советское правительство заявило, что СССР будет соблюдать независимость и территориальную целостность Румынии и не намерен разоружать румынские части, если они вступят в борьбу против фашистской Германии. Однако румынское профашистское военно-морское командование стремилось продолжать боевые действия против сил Черноморского флота.

25 августа отряд из пяти бронекатеров Дунайской флотилии под командованием капитана 3 ранга П. И. Державина с десантом на борту (613-я рота морской пехоты) овладел Килией Новой, захватив в плен более 2 тыс. солдат и офицеров и большие трофеи. Затем была занята Килия Старая. 25 августа части 5-й гвардейской стрелковой бригады 46-й армии освободили Измаил. Одновременно корабли бригады бронекатеров высадили на его причалы 369-й отдельный Керченский батальон морской пехоты, взявший под охрану портовые сооружения.

Чтобы заблокировать в Сулинском гирле корабли румынской речной дивизии, бронекатера 26 августа высадили в Тульче роту 5-й гвардейской стрелковой бригады. Заняв Тульчу, она освободила свыше тысячи советских военнопленных. Отряд бронекатеров под командованием капитана 3 ранга С. В. Милюкова с ротой 369-го отдельного Керченского батальона морской пехоты [270] вышел к Рени, а затем к Галацу, где вели бои войска 46-й армии{444}.

27 августа 384-й батальон морской пехоты под командованием майора Ф. Е. Котанова на бронекатерах 4-й отдельной бригады речных кораблей (командир капитан 2 ранга П. П. Давыдов) при поддержке авиации флота овладел Сулиной — важным опорным пунктом обороны противника в устье Дуная. Гарнизон Сулины численностью в 1400 человек сдался в плен{445}.

Таким образом, к концу 27 августа войска 3-го Украинского фронта при содействии Дунайской флотилии заняли все прибрежные пункты от устья Дуная до Галаца.

28 августа 2-й бригаде речных кораблей было присвоено почетное наименование Сулинской, а 4-му дивизиону бронекатеров — Тульчинского. 1-я Керченская бригада речных кораблей и 369-й отдельный Керченский батальон морской пехоты удостоились ордена Красного Знамени.

В ходе Ясско-Кишиневской операции советские войска с 20 по 29 августа окружили и уничтожили крупнейшую группировку противника. К 3 сентября были ликвидированы последние, разрозненные, группы гитлеровцев. С очищением от врага междуречья Днестра и Прута создались условия для полного освобождения Румынии и Болгарии. За период с 20 августа по 3 сентября были уничтожены 22 немецкие дивизии, подверглись разгрому почти все румынские дивизии{446}. Силы Черноморского флота нанесли повреждения 47 вражеским кораблям и судам. Кроме того, в результате действий Дунайской флотилии и быстрого продвижения частей 2-го Украинского фронта гитлеровцы были вынуждены в начале сентября затопить в Прахове около 200 судов{447}.

Войска 2-го Украинского фронта, продолжая наступление, 30 августа вышли к Бухаресту, а войска 3-го Украинского фронта, наступая по обе стороны Дуная, — на линию Хоря, Хыршово, Силиштя, Констанца. Содействуя сухопутным частям и соединениям, Дунайская флотилия продвигалась по Дунаю и десантами, поддерживаемыми огнем кораблей и авиацией флота, полностью овладела нижним течением Дуная. В течение двух недель (с 24 августа по 8 сентября) она переправила через Дунай 179 тыс. человек и большое количество техники{448}. Это позволило выдержать высокий темп стратегического наступления советских войск.

29 августа был высажен десант на аэродроме Сюит-Гол. В тот же день из Сулины в Констанцу вышли 30 торпедных катеров под командованием капитана 2 ранга В. Т. Проценко и [271] 6 малых охотников с 800 морскими пехотинцами на борту. Совместными усилиями сухопутные войска и силы флота овладели Констанцей.

Еще 28 августа был предъявлен ультиматум командующему румынским флотом о капитуляции и сдаче кораблей к 12 часам 29 августа. Ультиматум был принят и выполнен. Однако румынское военно-морское командование продолжало занимать враждебную позицию по отношению к советским морякам в Констанце. Поэтому 5 сентября на всех кораблях в Констанце румынские экипажи были заменены советскими командами.

12 сентября 1944 г. Румыния официально подписала соглашение о перемирии с СССР, США и Великобританией. Румынское правительство обязалось выставить не менее 12 дивизий для участия в войне против фашистской Германии. В соглашении подтверждалась незыблемость советско-румынской границы, установленной договором 1940 г.

Огромная роль Советских Вооруженных Сил в освобождении Румынии от сил фашизма получила высокую оценку ее компартии и всех трудящихся страны.

5 сентября 1944 г. советские войска вышли на болгарскую границу. Царская Болгария формально не участвовала в войне против Советского Союза. В действительности же она являлась сателлитом фашистской Германии, оказывавшим гитлеровцам помощь в их агрессивных действиях. Изгнанные из Румынии немецко-фашистские войска отошли на территорию Болгарии. Болгарское правительство не воспрепятствовало этому, и Советский Союз 5 сентября объявил о состоянии войны с царской Болгарией. На следующий день войска 3-го Украинского фронта и Черноморский флот получили приказ Ставки начать против нее боевые действия. 8 сентября 4-й механизированный корпус и 5-я отдельная мотострелковая бригада, не встречая сопротивления, заняли Варну.

Почти одновременно морские пехотинцы, высаженные с самолетов, заняли аэродром в Варне. Затем торпедные катера высадили в порту морской десант.

9 сентября войска 3-го Украинского фронта продолжали беспрепятственно продвигаться в глубь страны, горячо приветствуемые местным населением. Утром того же дня в Бургасе высадился воздушный десант, а днем — морской (400 человек).

Гитлеровцы еще до начала освободительного похода советских войск бежали с территории Болгарии. Свои надводные корабли и часть подводных лодок они затопили на рейде Варны, а три подводные лодки — у берегов Турции.

В ночь на 9 сентября в Софии началось вооруженное восстание трудящихся. В результате его победы было создано правительство Отечественного фронта, которое заявило о разрыве отношений с фашистской Германией и объявило ей войну.

Фашистский флот на Черном море перестал существовать. Вражеская авиация, целиком занятая содействием своим отступающим [272] войскам, над Черным морем больше не появлялась.

«Болгария, — говорил в докладе о 30-летии социалистической революции в Болгарии товарищ Т. Живков, — никогда не забудет солнечных дней сентября 1944 года, появления Советской Армии на нашей границе, трепетного ожидания у арок с надписями «Добро пожаловать, братья!», слез человеческой радости в глазах обоих народов!»{449}.

В Приморском парке города Варна возвышается мемориальный обелиск с пятиконечной звездой. Здесь находится могила черноморского моряка, погибшего при освобождении Болгарии. На мраморе памятника надпись: «Вечная слава Красюку Гаврилу Парфиловичу, главному старшине Советского флота, трижды орденоносцу, участнику Великой Отечественной войны!» Тропинки к этому памятнику никогда не зарастают травой, сюда постоянно приходят люди, чтобы снова и снова почтить память погибших советских братьев, выразить свою глубокую признательность и благодарность воинам-освободителям.

9 сентября 1944 г. боевые действия на Черном море прекратились. Это позволило Черноморскому флоту передать часть своих сил на другие театры. Дунайская военная флотилия вскоре перешла в непосредственное распоряжение Наркома Военно-Морского Флота и была в оперативном отношении подчинена 3-му Украинскому фронту, с войсками которого она прошла славный боевой путь от устья Дуная до столицы Австрии — Вены.

На Черноморском флоте начались работы по восстановлению разрушенных портов и баз, ремонту изношенной в ходе боев материальной части. Тральные соединения занялись очищением вод и берегов Черного и Азовского морей от мин. [273]

* * *

В ходе Великой Отечественной войны, закончившейся всемирно-исторической победой советского народа и его Вооруженных Сил, Черноморский флот внес значительный вклад в разгром фашистской Германии и ее сателлитов. Черноморцы успешно выполнили стоявшие перед ними задачи, хотя условия борьбы на морском театре были исключительно трудными.

В первый же период войны флот лишился своих основных баз и судоремонтных заводов. Когда же враг был отброшен за пределы страны, большинство освобожденных баз, портов и заводов оказались настолько разрушенными, что использование их для боевых нужд флота было сопряжено с огромными трудностями. Кроме того, в первый период войны боевые действия флота, особенно его надводных сил, серьезно затруднялись минной опасностью и господством в воздухе авиации противника. [273]

Основным видом боевой деятельности флота являлись совместные действия с сухопутными войсками. Это определялось ее прямой зависимостью от обстановки на приморских флангах сухопутных фронтов и решаемых ими задач. В связи с этим Черноморский флот всеми силами или частью их передавался в оперативное подчинение соответствующим фронтам и армиям.

В первом периоде войны важное место в боевой деятельности флота занимало его участие в обороне военно-морских баз. С полной изоляцией с суши таких баз, как Одесса и Севастополь, роль морских сил в их защите резко возрастала и возникала необходимость передачи руководства обороной командованию флота. Оборона же таких баз, как Новороссийск и Туапсе, не подвергавшихся полной блокаде с суши, осуществлялась преимущественно сухопутными войсками во взаимодействии с флотом.

Черноморцы в первом периоде войны оказывали также активное содействие сухопутным войскам в обороне северо-западного побережья Черного моря, северной и восточной части Крыма, северной и восточной части Азовского моря, Северного Кавказа. Несмотря на превосходство противника в воздухе, флот и входившие в разное время в его состав Дунайская и Азовская военные флотилии систематически поддерживали фланги сухопутных войск огнем корабельной артиллерии и береговых батарей, авиационными ударами, перевозками пополнений, оружия и техники.

На морском театре широко использовалась высадка десантов в целях создания нового фронта борьбы (Керченско-Феодосийская десантная операция 1941 г. и Керченско-Эльтигенская операция 1943 г.), обеспечения прорыва обороны противника (десанты у Южной Озерейки и в Новороссийск в 1943 г.), содействия наступлению приморского фланга войск (десанты на северное побережье Азовского моря в 1943 г., западное побережье Черного моря в 1944 г. и другие).

Одновременно флот вел и самостоятельные боевые действия, главным образом по нарушению морских сообщений противника и защите своих перевозок.

В первый период войны боевые действия на морских коммуникациях противника носили ограниченный характер. Это объяснялось незначительностью его морских перевозок, а также тем, что большая часть сил флота отвлекалась на защиту военно-морских баз и содействие сухопутным войскам на приморских направлениях. С конца 1942 г. эти действия начали быстро активизироваться. Они достигли большого размаха весной 1944 г., в период освобождения Крыма, а затем, в связи с резким сокращением судоходства противника у западных берегов Черного моря, вновь приобрели ограниченный характер.

В борьбе с вражескими перевозками на Черном море использовались военно-воздушные силы, подводные лодки и надводные корабли. Наиболее эффективно действовала авиация, на долю которой [274] приходится около 80 процентов тоннажа всех потопленных и поврежденных кораблей и транспортов противника. К концу войны на счету авиаторов было 131 637 боевых вылетов, более 500 потопленных и поврежденных кораблей и транспортов, 2149 уничтоженных самолетов, 680 танков, 780 орудий, свыше 50 тыс. солдат и офицеров противника{450}. 18 самолетов были сбиты таранными ударами.

Черноморские летчики внесли немалый вклад в развитие тактики боевого использования авиационного оружия. Наряду с бомбометанием с горизонтального полета и с пикирования они стали применять более эффективный топмачтовый способ бомбометания, начали переходить от высотного торпедометания к более результативному низкому торпедометанию. Если в начале войны флотская авиация действовала на морских сообщениях противника одиночными самолетами и малыми тактическими группами, то в последующем число самолетов в тактических группах возрастало, а их удары массировались. Стало осуществляться взаимодействие между разнородными силами авиации, а также между ними и другими силами флота.

Подводные лодки действовали на морских сообщениях противника с первых до последних дней войны на Черном море. Между тем условия для этого были сложными и тяжелыми. Основные вражеские коммуникации пролегали вблизи берегов и прикрывались с моря мощными минными заграждениями. Для защиты своих перевозок враг ввел систему конвоев, транспортные суда обычно следовали под сильной охраной боевых кораблей и авиации. Кроме того, подводные лодки флота в 1942 г. вынуждены были перебазироваться в порты Кавказского побережья, что значительно затруднило их действия в западной части Черного моря. Тем не менее подводники успешно продолжали борьбу на морских сообщениях противника. Всего за годы войны они потопили 63 транспортных судна (147 930 брт) и нанесли повреждения 13 транспортным судам (46 959 брт){451}.

На флоте получали дальнейшее совершенствование методы использования подводных лодок. В 1944 г. успешно использовался позиционно-маневренный метод, позволявший оперативно менять позиции лодок в соответствии с разведывательными данными о движении конвоев. Подводники в борьбе с транспортами и боевыми кораблями противника использовали торпедное, минное, а иногда и артиллерийское оружие. В ходе войны был осуществлен переход от стрельбы одиночными торпедами к залповой торпедной стрельбе. Значительно улучшилась организация взаимодействия подводных лодок с другими силами флота. Надводные же корабли, за исключением торпедных катеров, к борьбе с перевозками противника привлекались редко. Это объяснялось тем, что большинство их с ноября 1941 г. базировалось [275] на порты Кавказа, вдали от коммуникаций врага. Обычно разведывательные данные за время перехода кораблей устаревали, и поэтому эффективность таких походов была относительно небольшой. Невысокими результатами закончились, в частности, набеги крейсеров, эскадренных миноносцев и тральщиков на коммуникации и порты противника в Крыму и в западной части моря в 1942–1943 гг. Кроме того, постоянно существовала высокая минная и воздушная опасность, заметно усиливалась боевая деятельность фашистских подводных лодок. Именно этим объясняются подрыв и гибель некоторых кораблей флота.

Большей активностью отличались действия торпедных катеров. Однако они затруднялись относительно небольшой дальностью плавания, а также слабой защитой катеров, что вынуждало их выходить на коммуникации, как правило, в темное время суток. Несмотря на все это, катерники причинили значительный ущерб врагу. Особенно усилилась их боевая деятельность на коммуникациях противника весной 1944 г., когда они перебазировались в Евпаторию и Ялту. Тогда катерники добились особенно больших боевых успехов. Наряду с торпедным оружием они широко использовали реактивные установки, пулеметы и мины.

За годы Великой Отечественной войны торпедные катера Черноморского флота потопили и повредили 63 корабля и транспорта противника, высадили на берег около 4 тыс. десантников и выставили свыше 800 мин на коммуникациях противника{452}.

Большое значение имела защита флотом своих морских сообщений. В первый период войны было особенно важно обеспечить бесперебойное снабжение защитников осажденных с суши городов. Затем все большую роль стали играть перевозки войск и военных грузов в обеспечении наступательных действий советских войск на приморских направлениях. Одновременно осуществлялась эвакуация на восток, а затем, по мере освобождения южных районов страны, — реэвакуация различного оборудования, а также населения.

Основную угрозу для воинских и народнохозяйственных перевозок представляли авиация и минное оружие противника. Начиная с 1942 г. стала возрастать угроза со стороны вражеских подводных лодок и торпедных катеров. Однако, несмотря на эти трудные условия, Черноморский флот в целом успешно справился с задачей защиты своих морских сообщений. Всего за время войны его кораблями и судами было перевезено около 2 млн. человек, свыше 2,6 млн. т различных грузов, в том числе свыше 7500 орудий, 40 тыс. автомашин, 320 тыс. т боеприпасов{453}. [276]

Для перевозок использовался весь наличный на Черном и Азовском морях транспортный флот, а в особых случаях — и боевые корабли всех классов, включая подводные лодки. Основным методом защиты транспортов с первых дней войны стало конвоирование их на переходе морем боевыми кораблями. Для организации конвойной службы в штабе флота и в штабах баз были созданы специальные отделы и отделения. Большое внимание уделялось совершенствованию противолодочной, противоминной и противовоздушной обороны конвоев. Для обеспечения безопасности перевозок в порядке повседневной боевой деятельности велась разведка, неслась дозорная служба и была организована защита коммуникаций в районах военно-морских баз.

В успешном решении Черноморским флотом сложных боевых задач ярко проявились воинское мастерство его личного состава, высокая подготовка командных кадров.

В период войны на флоте широко раскрылись организаторский талант и военное искусство таких военачальников, как Ф. С. Октябрьский, Л. А. Владимирский, С. Г. Горшков, И. Д. Елисеев, Н. Е. Басистый, П. И. Болтунов, Г. В. Жуков, П. А. Моргунов, Н. А. Остряков, В. В. Ермаченков. В ходе боев выросли сотни опытных командиров соединений, частей и кораблей, в том числе В. Г. Фадеев, Н. А. Токарев, В. П. Канарев, Г. Н. Холостяков, М. Г. Соловьев, С. Е. Чурсин, В. Т. Проценко, А. В. Свердлов, Е. И. Жидилов, А. С. Потапов, П. Ф. Горпищенко, Д. В. Красников, А. И. Зубков, А. М. Гущин, Н. И. Сипягин, Д. А. Глухов, П. И. Державин, В. Н. Ерошенко, И. С. Любимов, Г. Д. Дьяченко и многие другие.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза адмиралу флота С. Г. Горшкову, адмиралу Ф. С. Октябрьскому, вице-адмиралам Н. М. Кулакову и Г. Н. Холостякову.

Успехи Черноморского флота в выполнении сложных и ответственных задач стали возможны благодаря помощи и поддержке со стороны Верховного Главнокомандования, командования приморских фронтов, тружеников тыла. Боевые действия черноморцев были составной частью героических усилий всех Вооруженных Сил, всего советского народа, вдохновляемого и руководимого Коммунистической партией.

Воины Черноморского флота самоотверженной борьбой за свободу и независимость социалистической Родины с особой силой продемонстрировали свой пламенный советский патриотизм, монолитную сплоченность вокруг Коммунистической партии. Одним из ярких выражений этого явился рост партийной прослойки в их рядах. За годы войны на флоте было принято свыше 30 тыс. человек кандидатами в члены партии и свыше 22 тыс. — в члены ВКП(б){454}. [277]

Особенно сильным был приток воинов в ряды коммунистов в самые тяжелые периоды боев. Так, в июне 1942 г. в осажденном Севастополе кандидатами партии стали 1014 человек. В ходе Новороссийской десантной операции с 10 по 16 сентября 1943 г. в партийные организации кораблей и частей поступило свыше 700 заявлений о приеме в партию.

Одним из решающих условий успешной боевой деятельности черноморцев явилась активная, содержательная, многогранная партийно-политическая работа. Она была живительным источником и средством повышения морального духа войск, их стойкости, дисциплины, храбрости и воинского мастерства. В этом лишний раз подтвердились слова В. И. Ленина о том, что «там... где наиболее заботливо проводится политработа в войсках... там нет расхлябанности в армии, там лучше ее строй и ее дух, там больше побед»{455}.

Военный совет, командиры, политорганы, политработники, партийные и комсомольские организации разъясняли личному составу характер войны и ее особенности, причины неудач армии и флота на первом этапе войны, сплачивали и организовывали воинов, укрепляли их боевой дух и уверенность в победе над заклятым врагом.

Военные комиссары и политработники, коммунисты и комсомольские активисты находились на самых опасных и решающих участках боя, личным примером вдохновляя моряков на успешное выполнение боевых заданий.

Боевыми, умелыми организаторами и воспитателями военных моряков-черноморцев проявили себя политработники Н. М. Кулаков, И. И. Азаров, П. Т. Бондаренко, В. И. Семин, И. В. Маслов, С. С. Прокофьев, Н. Е. Ехлаков, В. И. Обидин, А. А. Матушкин, И. Г. Бороденко, М. И. Бакаев, В. А. Лизарский, А. В. Комаров, Ф. В. Монастырский, Г. Н. Вишневский, Н. В. Старшинов, М. Г. Степаненко, В. К. Беленков, А. И. Кулешов, А. А. Пасхин, В. Г. Колодкин, П. И. Мусьяков, М. И. Любович, И. А. Слесарев, Д. И. Корниенко, А. М. Ищенко, Д. С. Озеркин, В. А. Митраков, П. Г. Шестаков, В. А. Мартынов, Н. Г. Панченко и многие другие.

Огромную роль в повышении боеспособности флота играли партийные организации. В ходе войны они выросли количественно и укрепились в идейно-политическом отношении. Коммунисты были примером решительности и отваги в бою. Когда нужно было отдать жизнь ради победы, они, не задумываясь, жертвовали собой. Парторганизации были боевыми помощниками и прочной опорой командиров в мобилизации личного состава на успешное решение боевых задач.

Боевитостью и высокой активностью отличалась деятельность флотских комсомольских организаций. Они оказывали действенную помощь командованию и парторганизациям в политическом [278] и воинском воспитании молодежи флота, обеспечивали передовую роль комсомольцев в бою, в выполнении воинского долга. Так, более 30 тыс. военных моряков — комсомольцев, участвовавших в обороне Севастополя, отличились несгибаемой стойкостью, отвагой, дерзостью в жарких схватках с превосходящими силами врага. Беззаветное мужество и героизм членов ВЛКСМ укрепляли авторитет комсомольских организаций, способствовали росту их влияния на молодежь.

Большое внимание командиры и политработники уделяли материально-техническому снабжению кораблей и частей, постоянно заботились об обеспечении воинов всем необходимым для активной боевой деятельности. Особая забота проявлялась о больных и раненых.

Важное значение придавалось правильной расстановке в бою коммунистов, политработников, комсомольского актива и опытных бойцов, личному примеру командиров, политработников, коммунистов в выполнении боевых приказов.

Большое место в партполитработе занимала широкая популяризация героизма и высокого боевого мастерства воинов в устной и печатной пропаганде и агитации.

Главным, определяющим во всей партийно-политической работе были идейная закалка военных моряков, воспитание их в духе животворного советского патриотизма и пролетарского интернационализма, уверенности в победе над фашистскими агрессорами.

Во время войны одной из наиболее действенных форм воспитания была устная агитация. При политических отделах соединений и политуправлении флота были созданы группы агитаторов. Большой отряд идеологического фронта составляли штатные и нештатные агитаторы в частях и на кораблях. Они личным примером героизма в бою и пламенным словом способствовали мобилизации личного состава на успешное выполнение боевых заданий.

Широкое распространение на флоте получила лекционная пропаганда. При политуправлении была создана штатная лекторская группа, но в этой работе участвовали все руководители и офицеры политорганов. Они разъясняли личному составу международное и внутреннее положение страны, события на фронтах Отечественной войны, популяризировали героизм и мужество воинов и тружеников тыла, используя материалы о чудовищных злодеяниях захватчиков на временно оккупированной советской земле, раскрывали звериный облик фашизма, воспитывали у моряков жгучую ненависть к врагу.

Могучим, действенным идейным оружием на флоте было печатное слово. В политическом воспитании моряков широко использовалась центральная и местная печать. На флоте регулярно выходили газета Военного совета «Красный черноморец», газеты флотилий, соединений и крупных кораблей. [279]

Активно и плодотворно работал на Черноморском флоте большой отряд писателей и журналистов, в том числе П. Капица, Г. Гайдовский, П. Сажин, А. Баковиков, И. Всеволожский, В. Ряховский и другие. Писатели активно сотрудничали во флотской газете, участвовали в выпуске листовок, бюллетеней, выступали по радио. Нередко к черноморцам приезжали Л. Соболев, Б. Лавренев, Е. Юнга и другие писатели, создавшие замечательные произведения о флоте и его героях.

Большой популярностью среди личного состава пользовались листовки о выдающихся подвигах моряков, бюллетени пресс-бюро, материалы и памятки для агитаторов, издававшиеся отделом пропаганды и агитации политуправления.

Несмотря на тяжелые условия войны, на кораблях и в частях велась культурно-просветительная работа. На флоте действовали драматический театр, ансамбль песни и пляски, матросская художественная самодеятельность, многочисленные кино — и радиоустановки, библиотеки. Композиторы Ю. Слонов, К. Листов, Б. Терентьев, Б. Мокроусов и другие вместе с поэтами создавали песни о флоте, многие из которых вошли в сокровищницу советской музыкальной культуры.

Военные моряки Черноморского флота внесли достойный вклад в дело победы над врагом. По неполным данным, разнородные силы флота за годы войны уничтожили 835 транспортных судов и боевых кораблей противника и повредили 539. Черноморцы сыграли большую роль в обороне и освобождении приморских городов.

Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили героизм и отвагу личного состава Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. 227 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Воинская доблесть 54 766 черноморцев была отмечена орденами и медалями Советского Союза. 55 кораблей, частей и соединений флота награждены орденами. 18 кораблей и частей стали гвардейскими. Многим из них присвоены почетные наименования Севастопольских, Новороссийских, Керченских, Николаевских, Измаильских, Констанцских. Сам флот удостоен ордена Красного Знамени, а четырем причерноморским городам — Севастополю, Одессе, Новороссийску и Керчи присвоено почетное звание «Город-герой». [280]

Дальше