Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава пятая.

Корабли одеваются в броню

Во второй половине XIX в. Россия вступила в полосу разительных перемен. После отмены крепостного права в стране стал быстро развиваться капитализм, прежде всего в промышленности. Крестьянское хозяйство, натуральное в недалеком прошлом, все более становилось товарным. Царское правительство, выражая интересы российской буржуазии и крупных землевладельцев, искало новые рынки, активизировало свою внешнюю политику.

Промышленный переворот вызвал существенные изменения в военном деле, в частности переход от парусного флота к паровому. В 1864 г. была проведена военно-окружная реформа. В 1874 г. принимается закон о всеобщей воинской повинности. Сроки службы были сокращены: в армии — до шести лет и на флоте — до семи. Эти реформы ускорили создание вооруженных сил буржуазного типа.

В развитии военно-морского флота был взят курс на оснащение его паровыми броненосными кораблями. Но их строительство Россия могла развернуть только на Балтике. На Черном море этому препятствовали ограничительные статьи Парижского договора. После Крымской войны Россия долгое время не имела здесь военного флота, если не считать нескольких вооруженных пароходов, винтовых шхун и транспортов.

В 1864 г. был образован комитет для рассмотрения вопросов обеспечения защиты Черноморского побережья. Комитет внес предложение — наряду с восстановлением на Черном море приморских крепостей создать оборонительный флот для прикрытия наиболее уязвимых с моря районов, особенно Днепровско-Бугского лимана и Керченского пролива. Было решено по проекту адмирала А. А. Попова строить круглые броненосцы береговой обороны, так называемые поповки. Намечалось получить от промышленности десять таких кораблей, но за 1871–1876 гг. было построено лишь два — «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». Эти броненосцы имели низкие мореходные качества, поэтому их строительство было прекращено.

В 1871 г. Россия добилась отмены унизительного запрещения иметь военный флот на Черном море. Было решено восстановить [53] Севастополь как главную базу Черноморского флота и продолжить до него дорогу из Лозовой. Других же мер по возрождению флота на Черном море царизм не предпринимал. Между тем в 70-х годах Балканы снова стали узлом противоречий и очагом войны. В 1875 г. вспыхнуло восстание против турецкого гнета в Боснии и Герцеговине. В следующем году оно охватило Болгарию.

Россия предложила европейским державам добиться от Турции предоставления автономии ее славянским владениям. Но Англия отвергла этот план. Турецкие войска с невероятной жестокостью расправились с восставшими. Тогда Сербия и Черногория в июне 1876 г. объявили войну Турции.

В феврале 1877 г. царское правительство потребовало от султана прекратить военные действия и провести реформы в пользу славянского населения Балкан. Турция, подстрекаемая Англией, отвергла это требование. 12 апреля Россия объявила ей войну.

Главным сухопутным театром военных действий были Балканы. Активно велись они и на Кавказе. Бои развернулись также в Черном море и на Дунае.

К началу войны Россия на Черном море имела 2 «поповки», 5 пароходофрегатов и корветов и 33 вспомогательных судна{74}. Кроме того, для действий на море было зафрахтовано и вооружено 6 быстроходных пароходов и 4 паровые шхуны торгового флота{75}. Турция же располагала 13 броненосными кораблями, 15 пароходофрегатами и корветами и 30 вспомогательными судами{76}. Все они были современной постройки. Однако в организационном отношении и подготовке личного состава турецкий флот значительно уступал русскому.

Высокая боевая выучка моряков-черноморцев в значительной мере была заслугой контр-адмирала Г. И. Бутакова, назначенного в 1856 г. главным командиром Черноморского флота и губернатором Николаева и Севастополя. Обучению экипажей он уделял большое внимание.

Русская Дунайская армия должна была развернуть военные действия на Балканах. Подготовка к переброске ее через Дунай началась еще до объявления войны. Однако серьезную помеху форсированию реки представляли турецкие крепости и сильная речная флотилия, насчитывавшая 20 паровых судов, 9 из которых были броненосными. Поэтому было решено соорудить береговые батареи и создать свою речную флотилию. В ее состав вошли переброшенные из Кронштадта и Николаева 15 минных катеров и 6 других паровых судов, свыше 20 гребных судов. На месте у частных лиц были куплены более 30 барж, шхун и других [54] гребных судов. Балтийский флот послал на Дунай гвардейский экипаж численностью 490 человек, а Черноморский направил отряд в 210 человек{77}.

Паровые катера, находившиеся на Дунае, были вооружены шестовыми и буксируемыми минами. Шестовая мина представляла собой заряд, заключенный в оболочку с взрывателем и посаженный на шест, который крепился в носу катера. Мина взрывалась от удара или гальванически. Буксируемая мина силой инерции наводилась катером на корабль противника. Атака шестовыми и буксируемыми минами требовала от личного состава большой отваги и сноровки.

С началом войны моряки флотилии приступили к постановке оборонительных минных заграждений для обеспечения переправы русских войск на правый берег реки. Всего в районах Нижнего и Среднего Дуная — от Рени до Никополя — было поставлено 22 минных заграждения (450 мин){78}.

Турки стремились помешать подготовке русских войск и флотилии к форсированию Дуная. Но все их попытки срывались огнем русских береговых батарей и действиями минных катеров. Этому способствовала и неудачная дислокация неприятельской флотилии. Турецкое командование, стремясь установить контроль на всем Дунае, распылило ее силы на протяжении свыше 800 км — от Видина до Черного моря.

29 апреля 1877 г. огнем русских береговых батарей был потоплен броненосный корвет «Лютфи-Джелиль». В ночь на 14 мая отряд катеров («Царевич», «Царевна», «Ксения» и «Джигит») атаковал шестовыми минами три турецких корабля, стоявшие в Мачинском рукаве Дуная, и потопил однобашенный монитор «Сельфи»{79}.

Русские моряки минными постановками и активными действиями на Дунае парализовали турецкую флотилию. В июне главные силы Дунайской армии в районе Зимница, Систово форсировали реку и развернули наступление. Вскоре русские войска осадили город Плевна и после длительной осады в декабре овладели им, взяв в плен 34-тысячную турецкую армию. Затем они преодолели Балканы и в январе 1878 г. стали продвигаться к Адрианополю.

На Кавказском же фронте в первый период войны обстановка для русских войск была неблагоприятной. Турецкий флот подверг бомбардировке ряд прибрежных пунктов, а в мае высадил десант, который занял участок побережья от Очамчире до Адлера. Эти действия турок заставили русское командование принять меры по укреплению обороны портовых городов и усилению корабельного состава Черноморского флота. Для защиты [55] побережья впервые в борьбе на море были оборудованы минно-артиллерийские позиции, получившие широкое развитие в последующих войнах. К маю у Одессы, Севастополя, Керчи и Очакова корабли выставили большое количество мин. Минные заграждения прикрывались береговыми и плавучими батареями. Одесский порт, в частности, прикрывался заграждениями из 610 мин и 13 береговыми батареями{80}.

Активизировались крейсерская служба и разведка вооруженными пароходами. Пароход «Константин» по предложению его талантливого командира лейтенанта С. О. Макарова был вооружен минными катерами («Чесма», «Наварин», «Синоп» и «Минер»), которые в нужный момент спускались на воду, чтобы атаковать корабли противника шестовыми минами. Впоследствии эти катера оснащались самодвижущимися минами (торпедами). 30 апреля 1877 г. они на Батумском рейде атаковали турецкий сторожевой пароход, а 29 мая на Сулинском рейде повредили броненосец противника. В ночь на 16 декабря катера «Константина» в районе Батума впервые применили против противника торпедное оружие. 14 января 1878 г. «Чесма» и «Синоп» на Батумском рейде торпедами потопили сторожевой пароход «Интибах»{81}. Так впервые в истории был уничтожен торпедным оружием военный корабль.

11 июля 1877 г. вооруженный пароход «Веста» под командованием капитан-лейтенанта Н. М. Баранова в районе Констанцы вступил в бой с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», имевшим мощную броню и сильную артиллерию. Пять часов продолжался неравный поединок. Искусно маневрируя под огнем врага, русское судно било по палубе неприятельского корабля, где броня была слабее. Несмотря на повреждения и начавшийся пожар, «Веста» продолжала бой. Вскоре удачным попаданием русские артиллеристы вывели из строя башню броненосца. Затем на турецком корабле произошел взрыв. Турки были вынуждены прекратить преследование{82}.

В честь подвига моряков «Весты» в Севастополе на Северной стороне воздвигнут памятник.

13 декабря 1877 г. вооруженный пароход «Россия» захватил военный транспорт противника «Мерсина», на котором находилось около 800 солдат, следовавших на Кавказский фронт{83}.

В ходе войны русские моряки, проявляя высокую боевую активность, внесли большой вклад в развитие военно-морского искусства, особенно тактики применения минного и торпедного оружия и береговой артиллерии, а также крейсерства на коммуникациях противника. [56]

Неувядаемой славой покрыли свои боевые знамена и русские солдаты. Их подвиги под Пленной и на Шипке вошли в историю как образец мужества, стойкости и воли к победе.

8 января 1878 г. был взят Адрианополь. Русские войска подошли к местечку Сан-Стефано, расположенному на берегу Мраморного моря, в 12 км от турецкой столицы. Путь в Константинополь был открыт. Турецкая армия уже не могла больше оказывать сопротивление. Но в этот момент в Мраморное море вошла английская эскадра. Возникла вероятность войны с Англией. Это обстоятельство не позволило царскому правительству воспользоваться результатами победы.

В феврале 1878 г. в Сан-Стефано был заключен мирный договор, по которому южнославянские государства — Болгария, Сербия и Черногория, а также Румыния получили самостоятельность. Однако усиление России на Балканах не устраивало Англию, Австро-Венгрию, Францию и другие страны, и они организовали Берлинский конгресс для пересмотра Сан-Стефанского договора в ущерб России и Болгарии. По мирному договору, подписанному в Берлине в июле 1878 г., независимость Балканских стран ограничивалась. Территория Болгарии была урезана. Признавались возвращение России юго-западной части Бессарабии и передача ей Батума, Карса и Ардагана с их округами. Однако и невоевавшие страны приобрели новые территории. Англия получила остров Кипр, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину.

Царское правительство ценой огромных жертв русского народа выиграло войну на полях сражений, но не смогло добиться своих целей за дипломатическим столом.

В целом же результаты русско-турецкой войны 1877–1878 гг. имели прогрессивное значение и сыграли большую роль в освободительном движении народов Балканских стран, особенно Болгарии. В знак признательности России за освобождение от турецкого ига болгарский народ установил в стране более 400 памятников погибшим русским воинам.

Россия помогла Болгарии и в создании военно-морского флота. В 1879 г. ей были переданы 5 вооруженных пароходов, 7 паровых катеров и несколько гребных судов. Русские моряки обучали болгарские экипажи военно-морскому делу. Командовал морскими силами Болгарии русский офицер капитан-лейтенант А. Е. Конкевич. В последующем многие болгарские моряки прошли специальную подготовку в России{84}.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. со всей настоятельностью показала, что России необходим сильный паровой, броненосный флот. Принятой в 1881 г. кораблестроительной программой предусматривалось построить в течение 20 лет для Черного моря 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносцев. В 1883 г., когда отмечалось 100-летие Черноморского флота, были [57] заложены первые три эскадренных броненосца («Синоп» и «Чесма» — на Севастопольской верфи и «Екатерина II» — на Николаевской). В строй они вошли в 1888–1889 гг. Эти броненосцы представляли собой довольно мощные боевые корабли (водоизмещение 10 тыс. т, скорость хода 13,5–16,5 узла, шесть 305-мм орудий в барбетных установках, семь 152-мм орудий в бортовых установках и семь торпедных аппаратов).

В 1886 г. в Николаеве закладывается минный крейсер «Капитан Сакен», который был спущен на воду в 1889 г. В Германии Россия заказала минный крейсер «Казарский». В 1887 г. началось строительство трех канонерских лодок в Севастополе («Терец», «Кубанец» и «Уралец») и трех — в Николаеве («Запорожец», «Донец» и «Черноморец»). Тогда же был куплен во Франции крейсер, получивший название «Память «Меркурия».

В 1892–1899 гг. были построены еще четыре эскадренных броненосца — «Двенадцать апостолов», «Георгий Победоносец», «Три Святителя» и «Ростислав». В 1898 г. был заложен броненосец «Князь Потемкин-Таврический».

Во второй половине XIX в. в России быстрое развитие получают наука и техника. Русские ученые и практики вносят значительный вклад в совершенствование военного кораблестроения и боевых средств флота. Появляется подводная лодка как новый класс боевых кораблей. Русские моряки получают на вооружение новые мины и торпеды.

Лейтенант Е. В. Колбасьев создал и в 1896 г. испытал в Севастополе систему телефонной связи для водолазов, которая затем была принята на всем флоте. В октябре 1899 г. изобретатель радио А. С. Попов и его помощник Н. К. Рыбкин, прибыв в Севастополь, установили радиостанции на броненосцах «Георгий Победоносец», «Три Святителя» и на минном крейсере «Капитан Сакен». Но тогда в России своей радиопромышленности еще не было, поэтому потребовалось много лет для того, чтобы оснастить радиостанциями все корабли флота.

Новый, броненосный, флот потребовал и новые кадры моряков. Были пересмотрены программы подготовки офицерского состава. В соответствии с законом 1874 г. о всеобщей воинской повинности улучшилось комплектование флота рядовым составом, осуществлявшееся главным образом за счет торгового флота и промышленных предприятий южных губерний. К концу XIX в. около 60 процентов матросов Черноморского флота было из рабочих.

В феврале 1875 г. в Николаеве для подготовки корабельных специалистов создаются школа машинистов и кочегаров, школа рулевых и сигнальщиков и школа судовых содержателей{85}. Позже [58] в Севастополе были основаны минная школа, учебно-артиллерийская команда и школа радистов{86}.

В 1895 г. Севастополь вновь становится главной базой Черноморского флота. Сюда из Николаева переводятся все основные флотские учреждения, школы учебного отряда, четыре из шести флотских экипажей. Позднее число экипажей в Севастополе было доведено до десяти.

Переход от парусного флота к броненосному, появление новых видов оружия сопровождались разработкой новых теоретических основ ведения войны на море. Большая заслуга в этом принадлежит адмиралам Г. И. Бутакову и С. О. Макарову. Труды «Новые исследования пароходной тактики» Г. И. Бутакова и «Размышления по вопросам морской тактики» С. О. Макарова были руководством к действию для ряда поколений русских моряков в боевом применении броненосных крейсеров и линейных кораблей.

К началу XX в. Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было 7 эскадренных броненосцев, 2 «поповки», 1 крейсер, 3 минных крейсера, 22 миноносца, 6 канонерских лодок, 9 миноносок, 2 парохода, 8 транспортов{87}. [59]

Дальше