Примечания
{1} По тому времени около 290 миллионов рублей золотом.
{2} США, захватившие после войны с Испанией в 1898 г. Филиппины, были особенно заинтересованы в китайском рынке.
{3} Эти два крейсера были предложены для покупки русскому правительству, но последнее ответило отказом. В декабре 1903 г. русское правительство пыталось приобрести два эскадренных броненосца, строившихся в Англии по заказу Чили. Покупка не состоялась, так как английское правительство, не желая, чтобы эти корабли попали в Россию, оставило их за собой.
{4} Из них два, «Ниссин» и «Кассуга», купленные у Аргентины, вступили в строй 11 апреля 1904 г.
{5} В это число входят два так называемых минных крейсера «Всадник» и «Гайдамак».
{6} За два дня до начала войны главный командир Кронштадтского порта адмирал Макаров, узнав, что порт-артурская эскадра находится на внешнем рейде, в письме на имя управляющего морским министерством адмирала Авелана предупреждал, что японцы не упустят столь благоприятного случая для внезапной атаки русской эскадры. Вскоре в действительности это подтвердилось.
{7} 8.2.1904 г. были сделаны следующие сигналы:
10 час. 00 мин. Со спуском флага прекратить сообщение с берегом.
11 час. 35 мин. Сегодня вступить в дежурство крейсерам «Аскольд» и «Диана».
11 час. 40 мин. Сегодня дежурными по освещению быть «Ретвизану» и «Палладе».
17 час. 40 мин. Судам, стоящим на внешнем рейде, приготовиться отразить минную атаку. 6-дюймовых башенных орудий не заряжать.
{8} Размер пробоины: разрыв 160 кв. футов, вмятина 400 кв. футов.
{9} Размер пробоины: разрыв 200 кв. футов, вмятина 500 кв. футов.
{10} Размер пробоины: разрыв 140 кв. футов, вмятина 380 кв. футов.
{11} Из остальных пяти один погиб, а четыре остались в портах Средиземного моря для ремонта.
{12} Для усиления своего флота на Дальнем Востоке русское правительство в апреле 1904 г. решило послать из состава Балтийского флота часть кораблей, составивших так называемую 2-ю Тихоокеанскую эскадру. В середине сентября большая часть кораблей была готова и находилась в Ревеле.
{13} Вышедшая из России 15 октября эскадра к 3 ноября сосредоточилась в Танжере (Северная Африка).
{14} К моменту сдачи Порт-Артура 2-я Тихоокеанская эскадра находилась у острова Мадагаскар.
{15} Прорвались в Киао-чао «Смелый» и «Бойкий», в Чифу «Статный», «Сердитый», «Скорый» и «Властный».
{16} Специальная организация, созданная в 1878 г., пароходы которой предполагалось использовать для крейсерской войны.
{17} Акционерами этой компании были английский король и другие лица руководящих английских кругов.
{18} Некоторые круги русского правительства рассчитывали купить эти крейсеры в Чили и Аргентине.
{19} Отмель в средней части Северного моря свыше 270 миль длиною и 34 миль шириною. Преобладающие глубины 20–40 м, а в западной части 10–11 м. Место богатых рыбных промыслов.
{20} «Камчатка» следовала совместно с крейсерами «Аврора» и «Дмитрий Донской», но из-за аварии в машине отстала от своего отряда. Ночью, встретив группу норвежских рыбацких судов, она приняла их за миноносцы и обстреляла.
{21} Обстрелянные рыбачьи суда были приписаны к городу Гуллю.
{22} Ранее при управлении огнем прицел давался из боевой рубки управляющим огнем, и поправку на целике брал сам наводчик.
{23} Всего японцы потеряли на русских минах 2 эскадренных броненосца, 3 крейсера, 4 канонерские лодки, 1 корабль береговой обороны и 2 эскадренных миноносца.
{24} С 17.04.1904–1-я эскадра флота Тихого океана.
{25} С 24.02 по 31.03 вице-адмирал С.О. Макаров (командующий флотом) (+).
С 31.03 по 2.04 и с 28.07 по 24.08 контр-адмирал П.П. Ухтомский.
С 3.04. по 22.04 генерал-адмирал Е.И. Алексеев.
С 22.04 по 28.07 временно исполняющий должность контр-адмирал В.К. Витгефт (+).
С 24.08 по 20.12 капитан 1 ранга (с 29.08 контр-адмирал) Р.Н. Вирен.
{26} С 27 марта по 11 мая и с 29 июля по 2 августа кораблем командовал вр.и.д капитан 2 ранга Д.П. Шумов, с 12 мая командиром броненосца являлся капитан 1 ранга Н.М. Иванов 2-й (с 15 февраля командовавший «Дианой»). В дальнейшем должности командиров судов 1-й эскадры, за исключением особо оговоренных случаев, указываются на 26 января 1904 года (по старому стилю).
{27} С 17.03 капитан 2 ранга (с 20.07 капитан 1 ранга) Н.О. Эссен.
{28} По спискам числился крейсером 1 ранга.
{29} До 27 февраля, затем капитаны 2 ранга Ф.Р. Скорупо и Е.П. Елисеев, лейтенант А.С. Максимов.
{31} Затем капитаны 2 ранга М.В. Бубнов и Е.И. Криницкий.
{32} С 4 марта контр-адмирал К.П. Иессен.
{33} Позднее капитаны 1 ранга А.П. Андреев и В.А. Лилье.
{34} Позднее капитан 2 ранга А.П. Угрюмов и капитан 1 ранга Л.А. Брусилов.
{35} Все три корабля по спискам числились крейсерами 1 ранга.
{36} Эти 25-тонные корабли постройки конца 1870-х годов практически полностью утратили свое боевое значение.
{37} Фактически «Донской» и «Мономах» являлись броненосными крейсерами.
{38} В список не включены интернированные и недостроенные корабли, а также вспомогательные крейсера, отделившиеся от 2-й Тихоокеанской эскадры.
{39} Доставлялись во Владивосток по железной дороге с конца 1904 года. Часть этих лодок впоследствии приняла участие в Первой мировой и Гражданской войнах.
{40} Миноносцы № 204 и № 208 были потеряны в ходе боевых действий.
{41} Номерные 2-го и 3-го классов.
{42} Бывший русский эсминец «Решительный», захваченный японцами в китайском порту Чифу 12 августа (н. ст.) 1904 года.