Заключение.
Общие выводы.
1. С оперативной стороны Кара-Кумская операция 1927 г., как и операция 1928 г., не является операцией, тщательнейшим образом продуманной до конца. Вопрос взаимодействия северной и южной групп оставался открытым до последнего дня операции и предоставлялся по существу воле событий и «самотеку».
Вместе с тем бросается в глаза несоответствие между активными и пассивными силами. В наиболее ответственный период оказывается, что многочисленные части стоят в бездействии и лишь отряд в 120 чел. и 6 самолетов выматываются до последней степени, пытаясь свободно действующего противника поставить в безвыходное положение.
С оперативной точки зрения бросается в глаза отсутствие экономии средств. В результате этого средства расходуются в большом количестве на содержание пассивных отрядов и никому ненужные переброски войск; когда же наступает решительный и последний этап операции у командования нехватает средств и «духа» довести операцию до логического конца.
2. В последнее время вышла книга Н. Какурина «Операции на отдаленных своеобразных театрах пустыни». В этой книге имеется много надуманных и вредных положений. Не анализируя борьбы в наших конкретных условиях, не разбирая операций в пустыне, проведенных частями Красной армии, Какурин делает ставку на развитие специального автотранспорта и развитие техники, без которых он не мыслит возможности проведения операций в пустыне.
Вместе с тем устанавливая удельный вес и место различных родов войск в операциях на «своеобразных театрах пустыни», он считает, что если до моторизации транспорта главную роль в этих операциях играла конница, то после моторизации роль конницы умаляется и главными действующими силами становятся стрелки, перевозимые на автомашинах. Преимущество пехоты он видит в том, что пехота является наиболее экономным потребителем воды. Делая подобные утверждения, он невольно искусственно отделяет тактические моменты от оперативных, несмотря на то, что каждому ясно, что цель всех оперативных движений [132] есть тактическое использование войск. И вот, если иметь в виду маневрирование пехоты на поле боя в песчаной пустыне, то каждому станут ясными преимущества конницы. Это станет тем более ясным, если сравнить описываемые мною действия конницы в Кара-Кумской операции с действиями в той же пустыне кавказских отрядов в 1873 г.
Достаточно представить себе столкновение в пустыне пехоты и современной конницы, чтобы понять жалкую роль пеших людей, передвигающихся со скоростью черепахи, измученных, отрезанных от колодцев и обстреливаемых то с одной, то с другой стороны и наконец подверженных удару со стороны конницы, действующей как в конном строю, так и в спешенных порядках с любого направления. Всякому ясно, что при развитии автотранспорта, получив машины, действительно способные к длительной работе в любом направлении среди сыпучих песков, мы развяжем руки оператору, но тогда так же ясно, что такое развитие автотранспорта сделает возможными и оперативные переброски конницы на автотранспорте.
3. Следует отметить еще характерный вывод, сделанный в той же книга автором, как только он отвлекается от мото-механизированного транспорта: оперативные формы в его представлении принимают связанный и ограниченный характер, что, как показывает опыт работы 83-го и 84-го кавполков, совершенно неверно.
Нельзя согласиться также с отрицанием выгодности концентрических операций из-за «скудости» направлений. По моему мнению широко задуманная концентрическая операция с учетом всей системы колодцев, баз снабжения и расположения живой силы противника неизбежно приведет его к гибели.
В области управления следует отвергнуть рекомендуемый этим автором приказной метод. Пустыни в силу своей специфичности требуют от начальника каждой колонны самой широкой инициативы и безудержного стремления вперед для разгрома противника. В этих условиях приемлем только директивный метод управления. Во всей работе Какурина резко бросается в глаза стремление заменить живую силу «техникой», автоматическим оружием, а артиллерию авиацией. С нашей точки зрения это вредное увлечение. Технические средства в пустыне остаются вспомогательными средствами. Наземные войска должны быть обеспечены поддержкой артиллерии, а не строить свои действия только в расчете на удачное бомбометание авиации, которое (это надо помнить) может оказаться несвоевременным.
Анализируя характер операции в пустыне, этот автор выявляет себя сторонником оборонительных действий и «булавочных уколов». Опыт Кара-Кумской операции со всей убедительностью говорит за то, что оборонительный характер действий ни в коем случае не может дать окончательного решения вопроса. [133]
4. Желая рассеять легенду о том, что «верблюд может не есть и не питб», тот же автор впадает в абсурдное утверждение противоположного характера и на основании этого пытается запугать читателя гиперболическими расчетами в потребности верблюдов для обеспечения той или иной операции. Эти расчеты ни в коей мере не подтверждаются опытом Кара-Кумской операции. Сила верблюда заключается в том, что он может в течение 4–7 дней не пить, пользуясь своим запасом и удовлетворяясь горько-соленой водой, попадающейся в пустыне. Верблюд пьет много, но может за счет своих запасов переносить длительные перерывы. Если согласиться с утверждением Какурина, что верблюд несет незначительный груз, передвигается медленно, расточителен в воде, требователен в пище, невынослив, тогда непонятно, почему же это животное остается незаменимым спутником номада пустыни, кочующего торговца, ученого путешественника и воина. Верблюды падали и в Кара-Кумской операции, падали и в операции 1924 г., но не из-за отсутствия воды, а от переутомления, от нарушения их рабочего режима и от общего истощения.
5. Кара-Кумская операция заставляет остановиться также на ряде вопросов, затронутых в работе И. Кутякова «Красная конница и воздушный флот в пустыне». И. Кутяков утверждает, что «требование подвижности и гибкости маневрирования конницы несовместимо с обременением ее громоздким тылом.» Это голая постановка вопроса. В этом отношении надо сказать, что азиатской коннице нужен тыл, построенный не по одному шаблону, а на основе учета специфических условий того направления, с которым связано данное кавсоединение. Парная повозка, позволяющая в условиях гор и оазисов производить нагрузку только в 17–20 п. отстающая и «зарезающая» лошадей, неэкономна и неспособна обеспечить быстрого маневра. Там же, где дороги переходят в тропы или в песчаные караванные пути, повозки должны быть неизбежно брошены, ибо они по своей малоподвижности неспособны сделать быстрого скачка по обходным направлениям, чтобы своевременно включиться в систему обеспечения своего кавсоединения. Исходя из этого, тыл азиатской конницы должен состоять из вьючно-транспортных средств, нигде не отстающих, и из авто-транспортных средств повышенной проходимости, способных на быстрый обход недоступных для транспорта преград.
Развивая этот вопрос на основании опыта операции 1927 г. в оазисе и пустыне, следует кратко остановиться и на принципах организации кавполков. Коннице в Средней Азии предстоит действовать постоянно в таких условиях, когда она не может рассчитывать на постоянную и своевременную поддержку прочими частями. Задача конницы, как мы знаем, преимущественно наступательная. В условиях Средней Азии кавполкам придется действовать в отделе от своих бригад и дивизий, а это заставляет [134] утверждать со всей настойчивостью, что конница должна быть обеспечена в первую очередь подвижной артиллерией с крутой траекторией и что кавполки должны иметь вполне законченную организацию отрядного типа, позволяющую самостоятельно разрешать поставленные задачи как в борьбе за населенные пункты, так и в пустынях.
6. Безусловно прав И. Кутяков, когда, рассматривая деятельность авиации, он настаивает «на необходимости тесного согласования во времени действий воздухофлота и конницы». По опыту борьбы с басмачеством необходимо отметить, что слабым местом здесь являются неправильные расчеты, благодаря чему авиация начинает атаку в то время, когда конница еще совершает поход и находится на значительном расстоянии от противника. В результате атаки самолетов боевая часть противника распыляется. Потери несет только его менее подвижный тыл. Расчеты при совместных действиях авиации и конницы против средне-азиатского противника должны быть построены так, чтобы авиация атаковала противника после того, как последний уже ввяжется в бой с нашей конницей. Наш дальнейший опыт борьбы в пустыне со всей убедительностью доказал, что изолированные действия одной авиации, хотя бы и достаточно мощной, против подвижного противника, не связанного с территорией и местными предметами, никаких положительных результатов не дают.
7. Необходимо отметить, что И. Кутяков так же, как и Какурин, неправильно рассчитывает количество верблюдов, потребных для обеспечения операции. Так в телеграмме т. Кутякова командующему войсками округа, посланной во время операции 1924 г., он пишет: «для обеспечения дневного продфуражного довольствия и воды отряда численностью в 500 бойцов необходим вьючный транспорт до 7.000 верблюдов.» Остается неясным, какие же потребности были положены в основу этих расчетов? Читатель по расчетам, приведенным в описании Кара-Кумской операции 1927 г., может легко убедиться, что достаточно даже грубого расчета с большими преувеличениями, чтобы видеть, что дневная дача продфуража, воды, огнеприпасов и всех видов необходимого имущества для; такого отряда может быть поднята 160–170 верблюдами.
Несколько выводов в отношении работы конского состава.
Из похода 84-го кавполка можно сделать выводы, что конский состав, приобретаемый внутри страны, после соответствующей тренировки способен даже в непривычных для себя условиях песчаной пустыни, при недостатке воды и объемистого фуража давать огромное напряжение. [135]
Лучшей лошадью для работы в Средней Азии оказался улучшенный семиреченский «киргиз» и «карабаир», которые способны одинаково легко справляться как с горной, так и с песчанопустынной обстановкой. Эти лошади очень неприхотливы и хорошо переносят холод и жару.
Поход в пустыню в 1927 г. показал, что степная уже езженая лошадь киргиза, узбека, а также частично и крестьянина степных районов, приобретаемая в армию в возрасте 7–8 лёт, является тренированной лошадью, способной без специальной и длительной тренировки на большие походы.
Поход в Кара-Кум со всей убедительностью показал, что от конницы можно требовать быстрых и напряженных передвижений.
Несколько выводов по обеспечению операций в пустыне.
1. Здесь прежде всего необходимо установить основное положение, что в какой бы части пустыни Кара-Кум ни проводила оперативную работу вооруженные силы любой численности, они неизбежно должны будут базироваться или на культурную полосу Хорезмского и Ташаузского оазисов, или на Среднеазиатскую ж. д., или наконец на Ахал-Текинский и Мервский оазисы, либо на специальные базы на берегу Каспийского и Аральского морей.
2. В целях обеспечения оперативной свободы отряд в пустыне должен иметь при себе запас воды не менее чем на 4 суток и продфуража на 12–15 суток.
3. Действуя против конного противника, приспособившегося к жизни в пустыне, имеющего при себе как подвижную базу на хороших верблюдах, так и неподвижную скрытую базу{16}, знающего хорошо старые и новые колодцы, дождевые ямы, имеющего возможность легко менять направление и портить за собой колодцы, наши кавотряды могут догнать и вынудить такого противника к бою, только будучи готовыми оторваться от своего транспорта.
4. Маршруты и остановки оперирующих отрядов на ночлег должны быть строго увязаны с наличием колодцев; в этом отношении не следует никогда забывать исторический пример из похода 1873 г., когда едва не погиб 2-й эшелон Киндерлинского отряда только из-за того, что его начальник не считался с этим требованием.
5. Во время операции в пустыне первейшей заботой всех начальников как находящихся в оперирующих отрядах, так и остающихся в культурной полосе, должна быть забота об обеспечении отрядов водой. Вода в пустыне все. [136]
6. Имеющиеся в войсках фляги для воды в условиях пустыни неудовлетворительны. Нужно иметь на каждом бойце термос емкостью минимумом в 1 л или же специальные цинковые сосуды, приторачивающиеся у кабуров вьючными ремнями. Эти сосуды должны иметь герметическую укупорку. Емкость каждого из них должна быть не менее 1 л.
7. В отношении запасов воды следует сказать, что кроме индивидуального запаса таковой запас должен находиться также и во взводе, и в эскадроне, и в полку в специальных деревянных боченках, сделанных из прожженного внутри дерева. Боченки желательно укутать в кошму. При этих условиях вода долго сохраняет освежающее свойство.
8. Воду можно возить в жестяных баках. При возможности выбирать, воду лучше возить в бидонах из-под бензина, чем из-под керосина, причем бидоны должны быть тщательно промыты и иметь деревянную раму, иначе они разбиваются, а вода вытекает через невидимые наглаз дырки. Бидоны должны обязательно запаиваться оловом, так как никакие пробки не могут спасти воду от утечки. Примеры говорят, что после суточного болтания бидона на спине верблюда из 5–6 ведер воды в бидоне оставалось по 3 1/2 ведра. Поэтому в транспортах необходимо иметь для запайки паяльник, олово, кислоту и т. д. Лучше всего вода сохраняется в специальных туркменских боченках. Отряды, которым предстоит действовать в пустынных театрах, должны иметь такие боченки. Хорошо сохраняют воду также и новые бурдюки. А так как бурдюки легки, не занимают много места в пустом виде, хорошо сохраняются и легко чинятся на походе, то их следует признать незаменимой посудой для воды в пустыне. Бурдюки не следует собирать у жителей перед походом. Их надо иметь в частях постоянно, ибо только тогда можно рассчитывать на их прочность. При выступлении в поход вода в деревянных бочках должна быть взята на особый учет и расходоваться лишь для раненых и больных.
С первых же шагов по пустыне следует установить жесткую водяную дисциплину и точный учет расхода воды. Баки с водой по строгому расчету должны раздаваться по эскадронам в присутствии старшего начальника; при раздаче воды в эскадронах по взводам должны обязательно присутствовать командиры эскадронов.
В походе 1927 г. командиры эскадронов сами распределяли у себя в эскадронах воду.
9. Баки с водой должны быть пронумерованы, причем желательно, чтобы предназначенные для людей были чем-либо отмечены.
10. При выходе в пески бойцы отряда должны быть обеспечены 3-дневным неприкосновенным запасом, состоящим из шоколада, галет и консервов.
11. Для поддержания сил бойцов отряды должны довольствоваться обязательно мясной пищей, для чего при отрядах, кроме [137] зажаренной и законсервированной баранины следует иметь молодых верблюжат, которые, двигаясь без груза, достаточно хорошо и долго сохраняют свой вес и не требуют так много воды и корма, как прочие животные.
12. Поход в пустыню требует предварительной тренировки людского и конского состава. Прежде всего следует приучить людей совершенно не пить воду днем во время жары. Бойцы должны быть приучены, напившись утром перед выступлением в поход, удовлетворять свою жажду и голод лишь вечером, по прибытии на ночлег. Для этого во время учебных походов должна быть установлена и поддерживаться пищевая и водяная дисциплины. Еще в мирной учебе части, которым может предстоять поход в пустыню, должны усвоить правила, что половина воды носимого запаса должна быть привезена с собой на ночлег. Это может быть достигнуто путем постоянного воспитания и личного примера начсостава. В этом отношении следует быть особенно щепетильным начсоставу, который не должен иметь при себе из съестных припасов ничего сверх того, что имеется во вьюках бойцов. Командиры должны выработать для себя правило никогда не прикасаться к пище или воде раньше, чем все это получено бойцами. Только при этих условиях можно внушить молодому бойцу необходимость и полезность подобной тренировки. А от этой тренировки зависит успех операции в пустыне.
13. Объемистого фуража возить с собой не следует. Он слишком громоздок и быстро теряет свою питательность от раструски, теряется, задерживает колонну и поедается верблюдами. Вместо объемистого фуража необходимо иметь удвоенную дачу зерна (не менее 7 кг). Объемистый же фураж иметь только при базах. В пустыне можно использовать траву «силин» или «ябушен», которую очень охотно едят животные и которая может быть обычно найдена в районах колодцев.
14. Вьюки должны быть решительным образом освобождены от всего лишнего. В частности следует изъять подковы и гвозди, так как в пустыне некованная лошадь с хорошо расчищенным копытом двигается легче кованой. Запасное белье и обмундирование следует возить в транспорте отряда. Водопойные ведра и веревки должны быть обязательно коллективными. Иъятие всего того, что не потребуется бойцам непосредственно в самом походе, должно быть сделано для того, чтобы поднять на седле как минимум 2 полных дачи зерна, сухарей, 2 банки консервов и удвоенный запас воды, перевозимый или в маленьком бурдючке или в 2 цинковых бидончиках.
15. Заготавливая медикаменты, необходимо обеспечить себя не только химическими препаратами для определения годности воды, но также и лепешками Буца, квасцами, кислотами, улучшающими вкус воды, и некоторым количеством кислого вина. Вместе с тем, [138] дабы избежать повторения случаев, имевших место во время похода 1927 г., необходимо иметь при отрядах легкие рессорные санитарные дрожки на широких колесах, запряженные верблюдами, и конные носилки.
Большую роль в деле эвакуации тяжело раненых будут играть санитарные самолеты.
16. Во время осенних и зимних походов всаднику необходимо иметь бурку и башлык. Наш зимний шлем вполне пригоден. Для лошади необходима попона. Летом же бойцы должны иметь одежду белого цвета и фуражку с фартучком, прикрывающим затылок и шею до плеч. В фуражке и в фартучке должны быть сделаны отверстия для вентиляции. Для лошади летом необходим налобник из белой материи на проволочном каркасе с тем, чтобы воздух мог протекать между налобником и головой, а в остальное время года зимнюю попону.
17. Останавливаясь на ночлег, следует в целях защиты от ветров делать из саксаула и терескена для людей и животных кольцеобразные шалаши. Таким путем можно несколько предохранить их от простуды.
Готовясь к походам по пустыне, необходимо запастись палатками и подстилочным материалом для людей и животных. Лучшим материалом, несмотря на громоздкость, будет конечно туземная кошма. Неплоха также и так называемая «чипта».Это особый род циновки, выработанной из тростника. Чипта по сравнению с кошмой легка, занимает небольшое место и не так скоро загрязняется, но она не сохраняет тепла.
Оперируя в пустыне поздней осенью и зимой, необходимо иметь в транспорте отряда войлочные юрты.
18. При отряде должна быть сформирована специальная команда для разведки колодцев, для отрывки засыпанных колодцев и очистки их. В состав этой команды должны обязательно включаться туземные колодезные мастера и туземные рабочие, завербованные из кочующих по пустыне скотоводов.
19. Колодцы следует начинать отрывать немедленно по прибытии к ним отрядов, так как это очень затяжная работа. Для этого в колодец спускают на крепкой веревке человека с лопатой, и затем ему подаются на веревках ведра для наполнения песком. Желательно предварительно путем опускания в колодец простого фонаря выяснить возможность работы в нем человека.
Одновременно на 1 эскадрон не следует назначать для отрытия более 1 колодца. Для отрывки следует выбирать менее засыпанные колодцы, что легко определить по степени сухости песка. Ввиду того, что вода в отрываемых колодцах набирается очень медленно, не следует без особой нужды ее вычерпывать, так как в этих колодцах очень легко забить тот маленький ход, по которому струится вода. Установив, что вода не отравлена, необходимо [139] дать ей отстояться, и в дальнейшем не следует обращать внимания на ее запах, так как в Кара-Кумской пустыне он в своем большинстве связан с наличием серы в подпочвенных слоях.
20. В случае движения по пустыне крупных сил следует иметь при них специальные блоки для установления над колодцами и для беспрерывного выкачивания ведрами воды. Необходимо также иметь водопойные корыта. Желательно такие отряды обеспечивать специальными приспособлениями для устройства артезианских колодцев.
21. При каждой делимой части отряда необходимо иметь принадлежности для отрывки колодцев и водопоя.
22. При проведении операции в пустыне необходимо тщательно организовать базы, причем основные базы должны быть организованы в таких пунктах, где имеется возможность быстро сосредоточивать значительные запасы воды, продфуража и огнеприпасов. Эти базы должны создаваться в оазисах в таких пунктах, к которым может подходить автомобильный и колесный транспорт или которые совпадают с местными рынками. Если же эти базы располагаются на железнодорожных станциях, то надо выбирать те из них, которые ближе к важным направлениям в самой пустыне.
Главные передовые базы должны быть вынесены в пустыню и организованы в пункте, имеющем мощную группу колодцев. Здесь должна быть постоянно подготовлена соответствующая посуда с водой для переброски вперед. В этих передовых базах сосредоточиваются запасы в таком количестве, которое может обеспечить действующим частям, как минимум, прохождение половины пустынного пространства от главных передовых баз до таких же баз, расположенных на противоположной стороне пустыни.
Для баз желательно избирать пункты, к которым имеется возможность производить переброску грузов на автотранспорте или гужом. Главная передовая база должна иметь средства для того чтобы выделить из себя передовую базу в случае значительного удаления действующих частей.
Кроме этого необходимо иметь вспомогательные базы, выделяемые от основных баз в различных направлениях пустыни, где по ходу операции могут оказаться отряды. В этих вспомогательных базах должны быть расчищены колодцы и приготовлена вода в количестве, достаточном для водопоя людей и лошадей без перерыва операций. Хорошо будет, если во вспомогательной базе будет находиться также хотя бы самое ограниченное количество зерна и сухарей для пополнения носимого запаса.
В передовых базах должны содержаться верблюды для переброски продфуража и зерна в подвижные верблюжьи транспорты отрядов, тем более что наличие пустынной растительности позволяет не сосредоточивать фуража для кормления самих верблюдов. Если позволяют условия, в этих же передовых базах желательно [140] иметь автоцистерны (повышенной проходимости) с водой и автогрузовики с зерном и сухарями для выручки отрядов, попавших в катастрофическое положение. Большую пользу могут оказать действующим отрядам пассажирские самолеты, которые, судя по опыту этой же операции, имели возможность не только сбрасывать отрядам небольшие посылки, но и опускаться в песчаной степи в районе расположения отрядов. Организация систематического снабжения самолетным транспортом неизмеримо облегчила бы действия оперирующих в пустыне отрядов.
23. Несколько слов в отношении транспортов. Во главе транспортов должны стоять расторопные, боевые, настойчивые и исполнительные командиры, для которых должно быть законом стремление во что бы то ни стало найти, догнать и накормить бойцов и коней действующих отрядов.
24. При организации похода в пустыне желательно для транспорта 1-го разряда использовать верблюдов, собранных из киргизских районов. Опыт показал, что эти верблюды (да и к тому же при киргизах-погонщиках) лучше справляются со срочными задачами.
25. Транспорты в движении сохраняют следующий порядок: в голове транспорта везутся огнеприпасы, затем вода и суточная дача зерна, продовольствие и затем уже все остальное в порядке транспортных подразделений. При выступлении отрядов следует внимательно проверять наличие принадлежностей для отрытия колодцев. При этом надо сказать, что обычные веревки, имеющиеся в транспортах для увязки грузов, не годятся для такой тяжелой работы как беспрерывное тартание песка. Для этой цели нужны веревки особой прочности.
26. В каждом разряде транспорта выделенная в голову суточная дача на лучших и легко-нагруженных верблюдах должна быть подготовлена к продолжению безостановочного движения в любую погоду, в любое время суток до места расположения отряда.
27. При транспорте 1-го разряда должны находиться и эскадронные верблюды. Наличие эскадронных верблюдов дает возможность эскадронам облегчить вьюки.
28. В отношении движения транспорта следует также установить некоторые правила. Через 2–3 км после выступления транспорта необходимо остановиться для осмотра и поправки вьючки. Двигаться следует равномерно, не задерживая верблюдов до тех пор, пока не намечено их посадить для отдыха. Лишние остановки, как и движение толчками, утомляют верблюдов, сбивают вьючку и затрудняют движение. Поэтому, если на походе нужно получить из транспорта часть припасов, то следует отвести в сторону предназначенную часть верблюдов, не задерживая остального транспорта. В целях сохранения верблюдов суточный [141] переход транспорта не должен превышать 45–50 км, но при необходимости он может быть доведен до 70–90 км.
29. При расположении транспорта на отдых груз должен быть сложен в порядка последующего движения; для этого раньше чем разгружать верблюдов следует перестроить транспортную колонну. Груз следует складывать так, чтобы он образовывал более или менее правильные «улицы», а не создавал бы с тол или другой стороны отряда баррикады, мешающие действиям. При деятельном и активном противника грузы необходимо складывать таким образом, чтобы они давали укрытие защитникам транспорта. Транспорт желательно располагать в котловине или же примыкать к какой-либо сопке, чтобы не подвергать его обстрелу со всех сторон.
30. Пески очень скоро заметают следи, вследствие чего отставший транспорт может легко сбиться с направления и уклониться от своего отряда, поэтому:
а) начальник транспорта должен знать задачу отряда;
б) транспорт должен быть обеспечен отличными проводниками;
в) самолеты должны постоянно ориентировать основной отряд, вспомогательные отряды и транспорты об их взаимном положении;
г) ночью для направления транспортов желательно раскладывать костры.
31. При заготовках продфуража необходим учитывать довольствие верблюдов и верблюдовожатых. Систему, применявшуюся в 1927 г., т. е. выдачу на руки верблюдовожатым денежных авансов и объявление им о том, что в походе они ничего от отрядов не получают, следует считать вредной: она приводила к отчаянному хищению продуктов и воды, к истощению животных и создавала почву для антогонизма между бойцами и верблюдовожатыми.
В заключение следует сказать, что как идея операции в пустыне в 1927 г. была построена на ложных основаниях, совершенно также неправильно строился и план хозяйственного обеспечения. Командование, предвидя необходимость движения отрядов в глубь пустыни, делило ее на 2 части: а) борьба в оазисе и б) борьба в пустыне, но последняя не была обеспечена по линии снабжения.
Джунеид-хану был нанесен сокрушительный удар в оазисе. Он бросил оазис и отступил в пустыню. Нашим отрядам необходимо было немедленно развивать успех неотвязным преследованием живых сил Джунеида, нанеся одновременно удар из культурной полосы по его основной базе.
Вместо этого после успеха отряды были оттянуты в исходное положение на время заготовок продфуража и подготовки транспорта. [142]