Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} 1 сентября 1942 г. войска Северо-Кавказского фронта были преобразованы в Черноморскую группу и переданы в состав Закавказского фронта.
{2} Северная группа войск Закавказского фронта была создана 8 августа 1942 г.
{3} Во второй половине XVI века для обеспечения экономических и политических связей России с Кавказом московскими воеводами было, начато строительство на Тереке русских поселений — казачьих станиц и «городков», прообразов будущих военных укреплений. Позднее, в тридцатых годах XVIII века, для противодействия иранской экспансии на Восточном Кавказе и продолжающимся набегам крымских татар, поощряемых Турцией, русское правительство основало на Тереке первую крепость — Кизляр, положившую начало Кизлярской укрепленной линии. Немного позднее в 200 км от Кизляра возникло укрепленное селение Моздок. Вначале Моздок был окружен невысокими) земляными валами и засеками; во время войны с Турцией ограда Моздока была усилена и в нем были размещены войска. Одновременна с развитием Моздока были построены еще пять новых укрепленных станиц для связи с Кизляром. Так постепенно создавалась по Тереку Моздокская укрепленная линия. В дальнейшем на всем протяжении от Каспийского до Азовского моря была возведена сплошная оборонительная линия, названная «единой Кавказской укрепленной линией». Она состояла из отдельных фортов и редутов, расположенных в 25–30 км один от другого. На всем протяжении линии через каждые 3–5 км были расположены, кроме того, наблюдательные посты и заставы. В оборонительную систему Кавказской укрепленной линии входили также укрепленные казачьи станицы, из которых наиболее крупные (Владикавказ, Георгиевская, Грозная, Бурная, Внезапная и др.) именовались крепостями. В XIX веке, во время многолетней кавказской войны, в целях закрепления позиции русских войск на Северном Кавказе были сооружены укрепленные линии местного значения — Сунженская, Черноморская, Лабинская, Урупская и др. Все эти укрепления, сыгравшие большую роль в борьбе за Кавказ, после окончания Кавказской войны утратили свое значение и были заброшены.
{4} Огневой противотанковый фугас (ОПТФ) представлял собой устройство, напоминающее камнемет, в котором вместо камней закладывались бутылки с горючей смесью. Этот вид заграждений широко применялся не только в Черноморской, но и в Северной группе войск, особенно в период оборонительного сражения.
{5} С января 1943 г. в командование батальоном вступил капитан П. И. Видман.
{6} Танковые качалки изготовлялись из металлических труб. К раме из труб размером 2 X 3 м вдоль широкой стороны приваривались 3–4 одинаково изогнутые дуги; общая высота всей конструкции составляла примерно 1 м. Вершина выпуклой части конструкции закапывалась в землю на 20–25 см, а выступавшая над землей часть маскировалась подручным материалом. При наезде танка на выступающую часть качалка благодаря наличию дуг опрокидывалась на танк и выбрасывала на него бутылки с горючей смесью, привязанные к тыловой стороне рамы. При ударе о корпус танка бутылки разбивались и горючая смесь воспламенялась, растекаясь по броне.
{7} Начальником инженерных войск 46-й армии в то время был полковник Андреев.
{8} 35-й опмб под командованием майора Б. Д. Номинаса, 37-й опмб под командованием майора В. Я. Григорьева и 85-й опмб под командованием майора Масика.
{9} Начальником инженерных войск Черноморской группы Закавказского фронта был в это время генерал Н. С. Горбачев.
{10} В первых числах февраля 1943 г. распоряжением Ставки Северная и Черноморская группы войск Закавказского фронта были объединены в Северо-Кавказский фронт.
{11} Станичка после окончания Великой Отечественной войны переименована в Куниковку в память командира отряда морской пехоты майора Ц. Л. Куникова, погибшего на Мысхако.
{12} За эту операцию ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
{13} Описание инженерного оборудования «Голубой линии» дано в очерке «Прорыв «Голубой линии».
{14} О боевых действиях 37-й армии и их инженерном обеспечении рассказано в очерке «В прикубанских плавнях».
{15} См. очерк «Бои за станицу Крымскую».
{16} В этот период 174-м инженерным батальоном командовал майор А. М. Попов.
Список иллюстраций