Примечания
{1}U. Wilсkеn. Griechishe Geschichte in Rahmen der Altertumsgeschichte. Berlin, 1958, стр. 245.
{2} W. W. Tarn. Alexander ihe Great. I-II. London, 1948.
{3}A, Stein. Der romishe Ritterstand. München, стр. 220, прим. 4.
{4}Кстати, биограф Арриана приходится родственником упомянутому Диону из Прусы. Возможно, что Кассий Дион написал биографию своего земляка. побужденный личным знакомством. Сложное родовое имя — Эппий Флавий — результат усыновления.
{5}Н. А. Машкин. История Рима. М., 1947, стр. 432.
{6}W. Сhrist-Sсhmid. Geschichte der grechischcn Lileratur, II, 2. München, 1924, стр. 830 и сл. В этом руководстве собраны наиболее достоверные историко-литературные данные.
{7}W. Dittenberger. Sylloge inscriptionum Graecarum, Bd. 2. Leipzig, 1918, стр. 538.
{8}Christ-Schmid, ук. соч., II, 2, стр. 746.
{9}Arriani. Indica, 4.15.
{10}Арриан. Поход Александра, V.7.2-3.
{11}Там же, V.7.5. С этим сообщением можно сравнить Цезаря (Bellum Gallicum. IV. 17).
{13}W. Christ-Schmid, ук. соч., II, 2, стр, 748.
{14}Luc. Alex., 2; Ciс. de off., II.40.
{15}W. Сhrist-Sсhmid, ук. соч.. II, 2. стр. 746.
{16}Арриан. Поход Александра, I.12.2.
{17}Там же, I (введение).
{23}См.: Eugen Рridik. de Alexandri Magni epistolarum commercio. Dorpat. 1893.
{24}Арриан. Поход Александра, VI.1.25-26. Глава 24 взята не из «дневников», а скорее всего рассказана по Аристобулy, на которого Арриан ссылается.
{25}Papyrus Sсhubart 35: «Один кубок яда доказал, что великий Александр был смертен», См.: R. Меrkelbach. Literarische Texte unter Ausschluss der Christlichen. Archiv f. Papyrusforsch., XVI. 1956. стр, 125. Подозрение, что Александр был отравлен, полностью не удалось устранить, оно и сейчас существует в литературе. Правда, Арриан приводит также версии об убийстве, которые он и сам считает неправдоподобными..
{26}См.: G. Wirth. Ptolemaios als Historiker. Pauly — Wissowa — Kroll. XXIII, 2. ст. 2467 сл.; E. Schwartz. Aristobulos. Pauly — Wissowa, II, 911 сл.; F. Wenger. Die Alexandergeschichte des Aristobul von Kassandrea. 1914. В статье Вирта заслуживает внимания анализ устных выступлений Александра.
{27}Арриан. Поход Александра. III. 6.6.
{28}Там же, III.6.6 и IV.16.2.
{33}Там же, VII.24.1. сл.
{39}Там же, V-14,4-5: «Но Птолемей, сын Лага, которому я следую, рассказывает иначе».
{40}Там же, V.7.1: «О том, как сделан был для Александра мост через Инд, не говорят ни Арнстобул, ни Птолемей, которым я главным образом следую». И дальше он рассказывает о способе мостостроения, который он знает, по-видимому, из собственной практики.
{43}Strabо, XIV.682; XV.730.
{44}Арриан. Поход Александра, VI.28.1-2.
{45}Там же, VII.13.2-3. сл.
{46}Arrians Anabasis erkl. v. С. Sintenis. Berlin, 1860, стр. 161.
{47}Арриан. Поход Александра, I,4.5. Жертвоприношение по случаю переправы через Инд (V.3.6) и другие примеры.
{48}Там же, VII.24.4 н другие места.
{51}Athen. XII. 530b. Легенда о Сарданапале истолковывалась представителями различных философских школ по-своему. Неясно, как надо относиться к тексту Каллисфена.
{52}H. Berve. Das Alexanderreich, I. München, 1926, стр. 103 сл. Здесь, дана лучшая просопография деятелей александровской эпохи.
{53}Арриан. Поход Александра, 1.12.7.
{54}Там же. VII. 11.1 и 11.6.
{56}Арриан. Поход Александра, II.11.9: «и некоторые другие жены персов, равных по достоинству». См. VII.29.4.
{59}Арриан (IV.9) порицает дерзкое выступление Клита, но одновременно резко бичует поведение Александра, убившего Клита: «... он (т. е. Александр, — O. K.) обнаружил, что находится во власти двух пороков, а именно, гнева и пьянства — разумному человеку подобает быть во власти даже одного из них». Дальше, однако, Арриан хвалит своего героя за то, что он сознавал свою вину, сознался в падении, свойственном человеку. Правда, Александр только до некоторой степени обвинял себя: в конечном итоге свое «падение» он приписывает гневу бога Диониса.
{60}Арриан. Поход Александра, IV.14.1, VII.27 и много других примеров.
{61}Тамже, I,13.3-4 и 13.6.7.
{69}См.: Wirth, ук. соч., где наряду с исследованием деятельности Птолемея особое внимание уделено стилю устных выступлений Александра.
{70}Арриан. Поход Александра, IV.20.3.
{75}Там же, II.14.4, III.18.2.
{76}Веrvе, ук. соч., стр. 320 cл.
{77}О независимых племенах см.: Арриан. Поход Александра, VI.4, VI.6 и другие места той же шестой книги.
{78}Там же, VI. 15-4: «...сам он отплыл в столицу согдов». «Столицей» здесь переведено слово, имеющее по нашим словарям обычно значение «царский дворец».
{83}Там же, I.19-6; I.28.1.
{85}Там же, IV. 15.5.; см.: Berve, ук. соч., стр. 221 сл.
{86}Арриан. Поход Александра, III.6.8.
{87}Там же, IV.7.2.; см.: Berve. ук. соч..стр. 274 сл.
{88}Арриан. Поход Александра, III.16.4.
{89}Там же, IV.18.3: «так как ему сообщили о смерти вавилонского гипарха Мазея».
{92}Там же, V.29.4-5: «Тут пришли к нему Арсак, князь страны, соседней с Абисаром, брат Абисара и другие его родственники с дарами, которые у индов считаются особо почетными, и 30 слонами от Абисара. Абисару, сказали они, прийти невозможно, потому что он болен. Это подтвердили и послы Александра, отправленные им к Абисару. Вполне доверяя этому, он поставил Абисара сатрапом над его страной и подчинил Арсака Абисару», См.: Berve, ук. соч., стр. 275 и сл.
{93}См.: Арриан. Поход Александра, III.6.5. Ср.: W. Сареllе — под слотом «Nearchos» (Pauli — Wissowa, Real-Enzyklopädie), где подробно разобраны все свидетельства о деятельности Неарха и его сотрудничестве с Александром.
{94}Арриан. Поход Александра, VI.19.1