В боях за Вену
Шла последняя военная весна. Дни фашистской Германии были сочтены. Войска 3-го Украинского фронта, завершив освобождение Венгрии, в конце марта — начале апреля 1945 г. перенесли боевые действия на территорию Австрии.
Разбитые фашистские войска группы армий «Юг» отходили к Вене, пытаясь организовать оборону на выгодных рубежах. Однако остановить советские войска противнику не удалось. Они все ближе подходили к столице Австрии. Авиация, не прекращая боевых действий, совершила аэродромный маневр, с тем чтобы максимально приблизить штурмовики и истребители к линии фронта.
Советские воины горели желанием разгромить немецко-фашистских захватчиков, помочь австрийскому народу восстановить независимость и суверенитет своей страны.
Стремясь сохранить Вену от разрушения, спасти ее исторические памятники и предотвратить напрасные жертвы среди населения, Военный совет фронта 6 апреля обратился к жителям австрийской столицы с воззванием организовать борьбу против гитлеровских оккупантов, всячески препятствовать фашистам минировать город, мешать вывозу из Вены материальных ценностей. Обращение заканчивалось [237] словами: «Граждане Вены! Помогайте Советской Армии в освобождении столицы Австрии — Вены, вкладывайте свою долю в дело освобождения Австрии от немецко-фашистского ига».
Население Вены с пониманием отнеслось к этому воззванию. Многие австрийские патриоты помогали советским воинам в нелегкой борьбе.
В этот же день начались ожесточенные бои за овладение Веной. Успешно выполняли боевые задания наши летчики. «Ильюшины» с утра до ночи находились над полем боя. Они, поддерживая наступающие войска, наносили удары по вражеским опорным пунктам, штурмовали колонны и скопления боевой техники противника. Скоростные бомбардировщики наносили мощные бомбовые удары по железнодорожным узлам и эшелонам.
Советская истребительная авиация полностью господствовала в воздухе. Отдельные попытки врага нанести удары с воздуха по нашим войскам немедленно пресекались.
9 апреля отличилась группа штурмовиков в составе 13 Ил-2 306-й штурмовой авиадивизии. Ведущий группы капитан Г. П. Ковалев получил задание выйти на аэродром Аспер и вывести его из строя. Время удара было выбрано удачно: немецкие техники и летчики готовили самолеты к очередному вылету. Штурмовики подошли к аэродрому со стороны солнца и нанесли бомбовый удар по стоянке. Факелами вспыхнули два вражеских самолета. Затем штурмовики стали в круг и с высоты 100 — 150 м открыли огонь из пушек и пулеметов по другим самолетам и бегущим по летному полю фашистским солдатам и офицерам. Вот загорелись еще один «фоккер» и несколько бензозаправщиков. Убедившись, что аэродром выведен из строя, капитан Ковалев повел группу домой.
В этот же день ощутимый урон врагу нанесли бомбардировщики. Приказ о нанесении ударов по железнодорожным эшелонам в районе Вены поступил в 861-й полк рано утром.
Как обычно, летчики и штурманы работали с картами: изучали район предстоящих действий, прокладывали маршрут к цели. Уже при первом знакомстве с ней стало ясно, насколько ответственно задание. К станции Флори-дсдорф, на которой было обнаружено скопление большого количества эшелонов с техникой, боеприпасами, горючим, [238] примыкали густонаселенные районы. Нужно было уничтожить эшелоны, парализовать работу станции, но при этом не допустить, чтобы хотя бы одна бомба упала на жилые кварталы.
К назначенному сроку подготовка к боевому вылету была закончена. Ведущий группы скоростных бомбардировщиков майор М. М. Пырков и штурман майор Н. Г. Головенков убедились, что экипажи задачу усвоили. И вот 24 бомбардировщика взяли курс на железнодорожную станцию Флоридсдорф. Высота — 3000 м. Внизу широкой лентой извивался Дунай. Небо было спокойным, и казалось, ничто не может помешать экипажам сбросить бомбы на цель.
Вдруг впереди вспыхнул разрыв зенитного снаряда, за ним другой, третий. Вскоре все слилось в сплошную стену огня, вставшую на пути самолетов. Взрывными волнами их бросало из стороны в сторону.
— Боевой! — скомандовал майор Головенков, склонившись над прицелом.
В этот момент совсем рядом разорвался снаряд и град осколков обрушился на самолет.
Цель — в перекрестии прицела. Майор Головенков нажал на кнопку сброса. В 9 часов 48 минут вся группа с одного захода сбросила бомбы на скопление железнодорожных эшелонов. Мощные взрывы потрясли окрестность. В какое-то мгновение вся станция превратилась в огромный дымящийся костер. Вскоре начали рваться вагоны с боеприпасами и горючим.
Всего на станции было уничтожено до 150 вагонов, взорван склад с горючим, разрушены станционные постройки и пакгаузы.
Выслушав доклад Пыркова о выполнении задания, командир тут же поставил перед ним новую задачу. В 13 часов 30 минут бомбардировщики поднялись в воздух. В 14 часов 02 минуты с высоты 2900 м они сбросили бомбы на скопление эшелонов, войск и техники противника на железнодорожном узле Вены между Дунайским каналом и Дунаем. В результате налета был взорван склад с боеприпасами, уничтожено свыше 160 вагонов и платформ, разрушены станционные пути и постройки.
Только за Венскую операцию летчики 244-й бомбардировочной авиадивизии уничтожили и повредили 24 танка и бронетранспортера, 13 складов с горючим и боеприпасами, [239] 8 мостов и переправ, 886 автомашин, 1206 железнодорожных вагонов, большое количество солдат и офицеров противника{104}.
Господство в воздухе безраздельно принадлежало советской авиации. Штурмовики и бомбардировщики почти не встречали противодействия со стороны авиации противника. Вражеские самолеты редко появлялись над полем боя. Но если они и пытались нанести удар по наземным войскам, то только большими группами самолетов. Такой тактикой немцы стремились как-то уменьшить потери своей авиации.
Так было и 10 апреля. Командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза капитан Н. М. Скоморохов с ведомым лейтенантом Б. С. Горьковым возвращались на свой аэродром из района Герасдорфа, где они прикрывали штурмовики. Им встретилась большая группа наших штурмовиков под прикрытием трех Ла-7. Возглавлял группу прикрытия старший лейтенант В. И. Калашонок. Оценив обстановку, Скоморохов решил усилить группу сопровождения и вернуться к линии фронта. Бензина в баках было достаточно, а боекомплект еще не израсходован. Он передал о своем решении на командный пункт и вместе с ведомым занял место в боевом порядке.
При подходе к цели летчики заметили большую группу «фокке-вульфов», идущих группами по 4 — 8 самолетов в сопровождении «мессершмиттов». Пятерка «лавочкиных» оказалась против 34 немецких самолетов. Командир принял решение всей группой ударить по «фокке-вульфам». Резкий маневр и стремительная атака советских истребителей вызвали переполох среди фашистских летчиков. В первой же атаке с дистанции 150 м Скоморохов короткой очередью сбил ведущего восьмерки ФВ-190. Вражеский самолет резко накренился и стал беспорядочно падать. Делая горку, Скоморохов снизу сзади сбил еще один «фокке-вульф». Набрав высоту, летчик увидел уходящие на свою территорию самолеты противника. Переведя машину в пикирование, он настиг один из них и пушечной очередью вогнал в землю.
В пылу боя Н. М. Скоморохов не заметил, что пара фашистских самолетов пытается атаковать его сверху [240] сзади. Но он хорошо знал своего ведомого и верил, что тот в любой обстановке прикроет его. Горьков заметил вражеские самолеты, стремительно сблизился с ними и длинной очередью сбил один из них. Другой поспешил выйти из боя.
Продолжая воздушный бой с превосходящими силами противника, группа сбила еще четыре вражеских самолета. Отважная пятерка, не имея потерь, в этом бою сбила восемь ФВ-190. Остальные фашистские самолеты были обращены в бегство{105}.
Пока шел воздушный бой, штурмовики «обработали» передний край немецко-фашистских войск и направились на свой аэродром. Их надежно прикрывали истребители.
12 апреля по решению командующего фронтом был проведен общий штурм вражеских позиций в Вене. Маршал Ф. И. Толбухин приказал командующему 17-й воздушной армией организовать подавление артиллерии противника и огневых точек до начала штурма и в ходе его.
С раннего утра сотни штурмовиков и истребителей, поддерживая наземные части, барражировали над городом и подавляли огневые точки и артиллерию врага. Летчики, вдохновленные приближающейся победой, не знали усталости: совершив боевой вылет, тут же отправлялись в следующий.
13 апреля Вена была полностью очищена от гитлеровцев. Остатки немецко-фашистских войск, бросив технику, бежали на север. Авиация беспрерывно преследовала отступающего врага, нанося ему удар за ударом.
Венская операция успешно завершилась. В результате этой операции было нанесено сокрушительное поражение группе фашистских армий «Юг». Только пленными противник потерял более 130 тысяч солдат и офицеров. Советские войска захватили и уничтожили 1345 танков и штурмовых орудий, более 2550 полевых орудий и минометов, свыше 300 самолетов и много другой военной техники.
В ходе Венской операции части и соединения воздушной армии совершили 24100 боевых вылетов, провели 148 воздушных боев, в которых сбили 155 самолетов противника. На вражеские танки, скопления войск, автоко-лонны, [241] железнодорожные эшелоны было сброшено 5023 тонны бомб, 7276 реактивных снарядов, израсходовано 494 тысячи снарядов и более 2 миллионов патронов к авиационным пушкам и пулеметам{106}.
Бои, которые вела в небе Венгрии и Австрии 17-я воздушная армия, вошли в историю нашей авиации как пример эффективного применения боевых самолетов против крупных бронетанковых группировок противника.
В архивах Министерства обороны хранится интересный документ — акт о результатах действий авиации и артиллерии 3-го Украинского фронта по уничтожению танков и самоходных артиллерийских установок в период боев в районе озера Балатон. Этот документ подтверждает, что половина вражеских танков была выведена из строя силами воздушной армии. Таких результатов в ходе второй мировой войны не могли добиться военно-воздушные силы ни Англии, ни США.
Неувядаемой славой покрыли себя в период этих сражений советские летчики, плоть от плоти своего народа, воспитанные Коммунистической партией. Высокие политические, моральные и боевые качества воздушных бойцов, их коллективизм, нерушимая боевая дружба и товарищество служили залогом успехов в ратных делах.
Плечом к плечу с летчиками сражались с врагом их боевые товарищи — техники, механики, мотористы, оружейники. Это они, не зная устали, обеспечили безотказную работу боевой техники в десятках тысячах самолето-вылетов, это они только за Венскую операцию восстановили и вернули в строй сотни поврежденных самолетов.
Много и упорно в этой операции работал личный состав тыловых частей воздушной армии. На аэродромы было доставлено 8448 тонн боеприпасов, более 900 тонн горюче-смазочных материалов. Воины тыла обеспечили 94 перебазирования полков в ходе аэродромного маневра, восстановили 21 поврежденный аэродром и 7 построили заново{107}. Каждый воин на своем участке стремился внести вклад в общее дело победы над врагом.
За героические дела тысячи летчиков, техников, связистов, зенитчиков, воинов авиационного тыла удостоены правительственных наград. Всему личному составу, принимавшему [242] непосредственное участие в боях за столицу Австрии, была вручена медаль «За взятие Вены».
Ряду соединений воздушной армии присвоено наименование Венских, их стали именовать: 10-й Одесско-Венский штурмовой авиационный корпус, 288-я Павлоградско-Венская Краснознаменная, ордена Суворова II степени истребительная авиационная дивизия, 194-я Венская истребительная авиационная дивизия.
Победоносному завершению Венской операции во многом способствовала каждодневная, целенаправленная партийно-политическая работа. Политический отдел 17-й воздушной армии определил конкретные задачи перед партийными и комсомольскими организациями по мобилизации летчиков, штурманов, техников, всего личного состава на поддержку с воздуха наступающих войск, нанесению силами штурмовой авиации ударов по опорным пунктам, колоннам и скоплениям гитлеровских войск, силами бомбардировочной авиации — по железнодорожным узлам и эшелонам противника. Политработники, партийные и комсомольские активисты провели большую подготовительную работу. В этот период партийно-политическая работа была нацелена на всестороннюю подготовку личного состава к боям за Вену с учетом накопленного боевого опыта в прошедших операциях.
Разгром крупной вражеской группировки в Венгрии и Австрии создал благоприятные условия для нанесения завершающего удара на берлинском направлении. Стремительным наступлением на Вену советские войска ускорили капитуляцию немецко-фашистских войск в Северной Италии и оказали помощь Народно-освободительной армии Югославии в полном освобождении своей страны. Карта гитлеровских главарей, поставленная на затягивание войны, была бита.
Победоносное наступление Советской Армии избавило австрийский народ от фашистского рабства.
На земле Австрии, освобождая ее от гитлеровской тирании, пали в боях свыше 26 тысяч советских воинов{108}.
Великий подвиг Советских Вооруженных Сил, многочисленные жертвы, принесенные советским народом во имя свободы и независимости Австрии, высоко оценила прогрессивная австрийская общественность. В августе [243] 1945 г. на одной из центральных площадей Вены был установлен памятник советским воинам, погибшим в боях за освобождение Австрии.
После разгрома венской группировки немецко-фашистских войск части 3-го Украинского фронта решением Ставки Верховного Главнокомандования были временно остановлены на рубеже Штоккерау, Санкт-Пельтен, Глоггница. Воздушная армия выполняла задачи по разведке, прикрытию своих войск, а также действовала по вражеским войскам в Чехословакии в интересах 2-го Украинского фронта.
Господство в воздухе по-прежнему безраздельно принадлежало советским летчикам. Отдельные попытки фашистской авиации нанести бомбардировочные и штурмовые удары по наступающим войскам немедленно пресекались нашими истребителями.
В те дни в небе Австрии и Чехословакии успешно действовали летчики 295-й истребительной авиационной дивизии. Не зная усталости, они уходили в небо, чтобы найти и уничтожить самолеты противника. Показывая образцы отваги и героизма, впереди, как и всегда, шли коммунисты и комсомольцы.
Прикрывая свои войска севернее Вены, шестерка Ла-7 встретила десять ФВ-190. Летчики стремительно атаковали противника и уничтожили семь вражеских самолетов. Это было захватывающее зрелище: семь горящих факелов один за другим падали на землю, оставляя за собой шлейфы черного дыма. Пехотинцы и артиллеристы, наблюдавшие за этим боем, восторженно приветствовали наших асов, одержавших на их глазах блестящую победу. После этого боя на счету у коммуниста Н. Скоморохова прибавилось еще два сбитых гитлеровских самолета. Его боевые товарищи В. Калашонок, Б. Горьков, А. Валеев, В. Щелканов и Н. Мозгов уничтожили по одному ФВ-190.
Комсомолец лейтенант Н. А. Михалев, находясь в воздухе во главе четверки Ла-5, получил сигнал с наземного пункта наведения о приближении к боевым порядкам советских войск трех бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием четырех ФВ-190. Выйдя в указанный район со стороны солнца и обнаружив врага, он с ведомым обрушился на «юнкерсы». Вторая пара завязала бой с «фокке-вульфами». В результате смелых и решительных дей-ствий [244] Н. А. Михалев, Н. Д. Гончаренко и В. П. Аганин сбили по одному фашистскому самолету.
Утром 27 апреля войска фронта возобновили наступление в западном направлении с целью уничтожения и пленения фашистских войск. Летчики воздушной армии активно поддерживали наземные войска. Своими налетами они сеяли панику в стане деморализованного врага, принуждая его сдаваться в плен.
Наиболее напряженную работу вела авиация 7 мая. В этот погожий весенний день только 10-й штурмовой авиакорпус произвел 454 самолето-вылета на штурмовку отходящих на запад вражеских колонн.
Две группы штурмовиков 210-го авиаполка последовательно бомбили и штурмовали скопление фашистских войск на станции Милафон и на дороге Косовице — Таловице. Ведущий первой группы гвардии подполковник А. В. Самохин личным примером увлек летчиков в атаку с бреющего полета. Вскоре подошла группа штурмовиков во главе с майором А. Ю. Заблудовским, которая также нанесла по врагу сокрушительный удар.
В этот же день опытный летчик лейтенант Г. И. Чмыхунов несколько раз водил штурмовики на боевые задания. Его группа бомбила и расстреливала из бортовых пушек скопление машин и живой силы гитлеровцев на дорогах Машовице — Безков, Мратице — Павлице, в населенных пунктах Унанов, Луков, Машовице. В результате налетов были уничтожены десятки автомашин и до сотни фашистских солдат и офицеров.
Большую помощь штурмовикам оказывали летчики 96-го отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка. Они отыскивали цели и наводили на них ударные группы. В этих боях высокое мужество и отвагу проявили майор Г. И. Харламов, капитан В. И. Мысниченко и старший лейтенант Н. П. Юферов. Они были удостоены звания Героя Советского Союза.
Близился конец Великой Отечественной войны. Над поверженным рейхстагом уже развевалось Знамя Победы. Советские танкисты спешили к столице Чехословакии, чтобы подать братскую руку помощи восставшим пражанам. По всему чувствовалось, что еще один удар, еще один нажим со стороны советских войск — и окончательно [245] рухнет германский фашизм со своей хваленой армией. Весна несла народам великую победу над фашизмом.
И вот этот день настал. 8 мая в берлинском пригороде Карлсхорсте в штабе советских войск собрались представители союзных армий. Советское Верховное Главнокомандование представлял Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.
Сюда же были доставлены фельдмаршал Кейтель и другие представители командования гитлеровской армии.
12 часов ночи. Маршал Жуков предложил немецкой стороне подписать акт о безоговорочной капитуляции всех вооруженных сил Германии. Кейтель, не глядя на окружающих, подошел к столу и подписал предложенный документ.
Война в Европе закончилась. Занимался новый день, 9 мая — День Победы.
Весть об окончании войны облетела всю нашу страну с быстротой молнии. Неописуемое ликование охватило советский народ. В столице нашей Родины Москве у стен древнего Кремля восторженные люди скандировали: «По-бе-да! По-бе-да!», «Да здравствует Коммунистическая партия!», «Слава народу-победителю!», «Слава советским воинам!». Красная площадь была заполнена ликующим народом. Русские и белорусы, украинцы и грузины, латыши и узбеки — представители всех наций, населяющих нашу необъятную Родину, поздравляли друг, друга с великой Победой. Поздно вечером праздничный салют озарил своим многоцветием радостные лица людей.
Авиаторы 17-й воздушной армии встретили праздник Победы далеко от Москвы, на аэродромах Венгрии и Австрии. Для них война еще не закончилась. В тот самый момент, когда на праздничной Красной площади торжественно зазвучали куранты и стрелки показали шесть часов, экипажи 951-го штурмового полка гвардии майора И. Т. Красночубенко приступили к выполнению боевого задания. 12 «ильюшиных» под прикрытием 24 «лавочки-ных» ушли в небо. Вели их Герои Советского Союза П. М. Долгарев и В. В. Кирилюк. На борту штурмовиков находился полный боекомплект, в бомболюках подвешены бомбы, а под плоскостями поблескивали сигарообразные реактивные снаряды.
Какие же могут быть боевые действия, если фашистская Германия приняла все условия безоговорочной капитуляции?! [246] Да, могут быть! Уже после подписания акта о капитуляции утром 9 мая полк получил приказ: «От самолетов не отходить, находиться в готовности номер два». Лишь после обеда, который был доставлен прямо к самолетам, полк получил задание на вылет. Оказалось, что по шоссейным магистралям отступали на запад не сложившие оружие и не признавшие капитуляцию некоторые части 8-й и 6-й фашистских армий. Нужно было помешать врагу увезти боевую технику, не дать ему уйти от заслуженного возмездия.
В этом боевом вылете рядом с ветеранами, такими, как И. Примакин, М. Рыбак, летели еще совсем молодые воины: Федоров, Мурашко, Егоров. Но молодежь хорошо держала свое место в строю боевых машин.
Вот и город Санкт-Пельтен. От него на запад уходила фашистская группировка. С крутого планирования, почти пикируя, «илы» пошли в атаку. На фашистскую колонну обрушились фугасно-осколочные бомбы и реактивные снаряды. На земле ярким пламенем вспыхнули автомашины и цистерны с горючим. Колонна остановилась. Штурмовики повторяли атаку за атакой, сбрасывая бомбы, поливая гитлеровцев огнем из пушек и пулеметов. Вслед за штурмовиками фашистов атаковали истребители.
— Задание выполнено, — доложили ведущие групп по возвращении на свой аэродром.
9, 10 и 11 мая в частях и соединениях воздушной армии с исключительно большим подъемом проходили митинги личного состава, посвященные великой Победе. На митингах выступали летчики — Герои Советского Союза, ветераны, прошедшие от Сталинграда до Вены, и молодежь. Всего выступило более 800 человек. Все они с чувством гордости за свой народ, за свою великую Родину, Коммунистическую партию единодушно подчеркивали всемирно-историческое значение нашей великой Победы над гитлеровской Германией.
Окончилась война, самая кровопролитная и опустошительная в истории человечества. Советское социалистическое государство вышло победителем в смертельной схватке с фашистской Германией, угрожавшей поработить весь мир.
Всемирно-историческая победа советского народа и его Вооруженных Сил показала, каким прочным, несокрушимым является единство партии и народа, какой могучей [247] силой и жизнеспособностью обладает наш социалистический общественный и государственный строй.
Победа Советского Союза была достигнута прежде всего потому, что во главе первого в мире социалистического государства стояла Коммунистическая партия, вооруженная передовой марксистско-ленинской идеологией. На фронте и в тылу партия выступала как единая мобилизующая и направляющая сила. Она опиралась на такие могучие движущие рычаги, как идейно-политическое единство, советский патриотизм, дружба народов СССР.
В ознаменование Победы 14 мая в австрийском местечке Вальзее (35 км восточнее Линца) состоялся парад войск 3-го Украинского фронта. Чеканя шаг, мимо трибун проходили пехотинцы, артиллеристы, саперы. Громыхая гусеницами, шли танки и самоходные установки, ведомые отважными фронтовиками. Шли воины с суровыми, обветренными войной лицами. За их спиной был нелегкий, но славный боевой путь от берегов Волги до предгорья Альп. Это они, как и воины других фронтов, наголову разбив гилеровскую армию, защитили честь и независимость нашей Родины, принесли народам Европы освобождение от фашистской чумы. А в это время в воздухе в сомкнутом строю проносились бомбардировщики, штурмовики, истребители 17-й воздушной армии.
Командующий фронтом маршал Ф. И. Толбухин, прищурив глаза от яркого солнца, с восторгом следил за полетом боевых машин. С волнением наблюдали за парадом представители союзных армий, где они еще раз смогли увидеть мощь и несокрушимую силу закаленной в боях Советской Армии.
На лице генерала В. А. Судец нескрываемая гордость за своих боевых питомцев, бороздящих прозрачное весеннее небо. Глядя на пролетающие самолеты, он по почерку полета легко угадывал подчиненные ему авиационные полки.
С оглушительным ревом прошли грозные скоростные бомбардировщики 244-й Лозовской Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого авиационной дивизии полковника П. В. Недосекина. Среди них выделялась группа самолетов 449-го Нижне-Днестровского ордена Суворова авиаполка. Вел ее командир полка майор В. Ф. Тюшевский. Летчики этого полка совершили 5310 боевых самолето-вылетов на бомбежку аэродромов, железнодорожных [248] станций и узлов, скопления живой силы и техники противника. На их счету сотни уничтоженных автомашин, десятки сожженных самолетов, танков и разрушенных переправ, много железнодорожных эшелонов. Три летчика стали Героями Советского Союза: лейтенант А. К. Шевкунов, капитан Г. П. Евдокимов и старший лейтенант Е. А. Мясников.
За бомбардировщиками летели грозные штурмовики. «Черной смертью» называли их враги. «Горбатыми» ласково именовали их летчики и техники.
Звеньями шли «ильюшины» 306-й Нижне-Днестровской Краснознаменной, ордена Суворова авиадивизии полковника А. В. Иванова. Впереди были летчики 672-го Галацкого орденов Суворова и Кутузова штурмового авиационного полка во главе с прославленным командиром Героем Советского Союза подполковником С. К. Ананьиным. За войну в полку 11 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
В одном строю с ними летели пилоты 951-го Нижне-Днестровского Краснознаменного, ордена Суворова и 995-го Измаильского ордена Кутузова штурмовых полков. За отвагу и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 14 летчикам этих полков было присвоено звание Героя Советского Союза.
Летчики дивизии были настоящей грозой для врага. Они смело вступали в единоборство с фашистскими «тиграми», «пантерами», «фердинандами» и всегда выходили победителями. Ими было уничтожено на поле боя свыше 760 танков и самоходных артиллерийских установок, тысячи автомашин с грузами, десятки тысяч гитлеровских вояк.
И теперь на параде уверенной рукой вели свои боевые машины Герои Советского Союза капитаны А. И. Кобелев, Н. Е. Платонов, старший лейтенант И. М. Павлов. А рядом с ними те, кому это высокое звание было присвоено впоследствии: капитаны А. И. Чухарев, И. П. Разин, старший лейтенант П. Ф. Головко, лейтенанты А. И. Грошев, И. Б. Непочелович, Н. М. Говорунов, Г. П. Одноценов, И. В. Примакин, Н. А. Прибылов и С. С. Конюхов.
Всеобщее оживление вызвало появление на горизонте прославленных истребителей, которые боролись за господство в воздухе в небе Сталинграда, под Курском, в Донбассе. [249] Они очищали от вражеских самолетов небо Украины, Молдавии, добились безраздельного господства в воз-духе на заключительном этапе войны в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Появление в воздухе отважных асов капитанов А. И. Колдунова, П. Г. Якубовского, майоров Д. С. Кравцова, Д. Д. Сырцова, старших лейтенантов Н. Г. Сурнева, О. Н. Смирнова, лейтенантов В. В. Кирилюка, М. Д. Цыкина всегда вызывало панику и растерянность среди фашистских летчиков. На счету воздушных бойцов были сотни сбитых гитлеровских самолетов. Только истребители одной 295-й авиадивизии за войну уничтожили 1105 фашистских стервятников.
Парад закончился.
В соответствии с приказом командующего 17-й воздушной армией от 17 мая 1945 г. части и соединения приступили к боевой и политической подготовке в новых, мирных условиях. Особое внимание уделялось глубокому изучению опыта боевых действий, приобретенного в годы Великой Отечественной войны.
22 июня 1945 г. в газетах был опубликован приказ Верховного Главнокомандующего, в котором говорилось:
«В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы...»
И вот наступил этот незабываемый день, который все так долго ждали. На Красной площади выстроились войска.
Десять ударов Кремлевских курантов. На миг все замерло. Но вот заиграли фанфары, грянул сводный военный оркестр. Под звуки торжественного марша мимо Мавзолея В. И. Ленина, четко печатая шаг, проходили сводные полки фронтов действующей армии. В шеренгах — Герои Советского Союза и наиболее отличившиеся в сражениях воины: пехотинцы, танкисты, летчики, артиллеристы, моряки.
А впереди полков шагали прославленные советские военачальники: маршалы и генералы, непосредственные организаторы побед над гитлеровскими полчищами. И среди них — командующие воздушными армиями, под руководством которых наши летчики разгромили хваленый [250] воздушный флот Германии и своими мощными бомбо-штурмовыми ударами помогали пехотинцам и танкистам прорывать оборону врага, окружать и уничтожать крупные группировки фашистских войск.
Чеканным шагом проходили по Красной площади воины 3-го Украинского фронта. В парадном строю — летчики 17-й воздушной армии Г. Ф. Сивков, Н. М. Скоморохов, И. Д. Павлов, П. Г. Якубовский, Г. П. Чмыхунов, М. П. Петраков и авиатехник Н. В. Гришин. Среди знаменосцев сводного полка — мастер штурмовых ударов Герой Советского Союза Н. Е. Платонов, который нес знамя 306-й штурмовой авиадивизии. А впереди шел их командарм генерал-полковник авиации Герой Советского Союза В. А. Судец.
Летчики воздушной армии под руководством генерала. В. А. Судец участвовали во всех операциях Юго-Западного и 3-го Украинского фронтов. Командующий войсками 3-го Украинского фронта маршал Ф. И. Толбухин 12 февраля 1945 г. так отзывался о В. А. Судец:
«Вполне подготовленный, опытный, культурный командующий воздушной армией. Заботливо и хорошо умеет готовить авиационные силы к бою. В проведенных операциях на Днестре и Дунае показал умение сосредоточить большую массу авиации на главных направлениях. Добился постоянной связи с наземными войсками, благодаря чему улучшилась оперативность воздействия военно-воздушных сил на противника. В отдельные дни летчики 17-й воздушной армии срывали контрудары вражеских танков».
В конце Великой Отечественной войны Владимиру Александровичу Судец было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. На его парадном мундире было десять орденов и шесть медалей Советского Союза, а также семь наград, полученных от монгольского, болгарского, югославского и венгерского правительств. Он — Народный Герой Югославии, почетный гражданин Тирасполя, почетный летчик Монгольской Народной Республики и Югославии.
В организации и руководстве боевыми действиями авиации большую помощь командарму оказывали заместитель командующего по политической части генерал В. Н. Толмачев, заместитель командарма генерал А. Е. Златоцветов, начальник штаба генерал Н. М. Корсаков, [251] главный инженер генерал А. Л. Шепелев, начальник тыла генерал П. М. Ступин.
Воздушная армия в годы войны прошла славный боевой путь. Летчики совершили 532 тысячи боевых вылетов, сбросили на войска и боевую технику врага 32 тысячи тонн авиационных бомб. В воздушных боях и на аэродромах уничтожили 4759 вражеских самолетов, разбили и сожгли 3448 танков и самоходных установок, 39 698 автомашин с войсками и грузами, 3120 орудий полевой артиллерии, 5609 железнодорожных вагонов, 1052 склада с боеприпасами и горючим, 108 мостов и переправ, рассеяли и частично уничтожили до 155 тысяч солдат и офицеров противника{109}.
Верховный Главнокомандующий тридцать два раза объявлял благодарность личному составу 17-й воздушной армии. Более 220 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а 6 летчиков стали дважды Героями Советского Союза.
Исторический Парад Победы продолжался несколько часов. Вслед за колоннами войск по площади двигались танки, артиллерия и другая боевая техника. Это было неповторимое зрелище, демонстрация могущества нашей социалистической державы, превосходства общественного и государственного строя, советского военного искусства, полководческого мастерства наших генералов и маршалов.
Прошло более тридцати лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. За эти годы судьба разбросала бывших воинов 17-й воздушной армии по всем уголкам Советского Союза. Но где бы они ни находились, они всюду в первых рядах активных борцов за построение коммунизма в нашей стране.
Многие авиаторы продолжают служить в рядах Вооруженных Сил СССР. Одни — на ответственных должностях в управлениях Министерства обороны СССР, другие — в военных округах, третьи — в высших учебных заведениях. Это дважды Герои Советского Союза А. И. Колдунов, М. В. Кузнецов, В. И. Попков, Г. Ф. Сивков, Н. М. Скоморохов; [252] Герои Советского Союза Г. А. Баевский, М. Г. Батаров, А. А. Бордюгов, А. И. Володин, Г. Т. Дворников, А. Ф. Карушин, В. И. Мысниченко, И. В. Пащенко, А. П. Чурилин, Г. А. Шадрин, П. Г. Якубовский; ветераны Ю. Н. Артамошин, М. С. Дворников, С. Г. Дедух, Б. И. Журавлев, Н. В. Козлов, И. Ф. Модяев, А. П. Попов, П. К. Рочагов, И. Г. Савченко, В. Д. Соколов, М. Л. Симисинов, Д. Д. Тормохов, Н. М. Федяев и многие другие.
В народном хозяйстве трудятся Герои Советского Союза А. А. Калачев, П. П. Каравай, В. В. Кирилюк, Д. С. Кравцов, Е. А. Мясников, Б. А. Смирнов, О. Н. Смирнов, Д. Д. Сырцов, Г. Г. Черкашин, И. Т. Фролов, ветераны нашей армии П. А. Абрамов, О. П. Александровский, В. Гриценюк, М. П. Делягин, Н. Ф. Исаенко, В. В. Калашонок, Н. А. Казанский, И. И. Калишенко, А. А. Копитченко, Б. И. Кисляков, Б. Н. Котов, М. Ф. Кучмии, Н. И. Рекин, А. Е. Ларичев, В. Б. Меркулов, Е. А. Митрохин, А. А. Потапенко, Г. К. Сидышев, А. Б. Султан-Галиев, А. Д. Третьяк и другие.
Ветераны армии много сил отдают военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Немало героических страниц вписали в историю армии наши славные девушки: воздушные стрелки и оружейницы, мотористки и механики, укладчицы парашютов и связистки, врачи и медицинские сестры, воины многих других специальностей. С большой теплотой и сердечностью вспоминают ветераны о Вере Акимовой, Ане Андреевой, Маше Бочковой, Вале Гавриловой, Сании Гильмановой, Симе Дергачевой, Кате Джебко, Дусе Заварзиной, Ире Капитоновой, Маше Коржук, Кате Кузнецовой, Маше Кушнаревой, Тане Лагуновой, Оле Ломтевой, Лиде Лунтовской, Любе Масловой, Тине Миськовой, Лене Мухиной, Люде Онуфриевой, Нине Орловой, Тае Поповой, Тае Рюмковой, Кате Точиленко, Ире Старостиной, Лене Сухаревой, Маше Топорковой, Наде Угольниковой, Дусе Хвост, Оле Черниковой, Саше Юдаевой, Тасе Яковенко.
В воздушных боях и сражениях с немецко-фашистскими захватчиками пали смертью храбрых многие летчики нашей армии. Их имена и героические подвиги золотыми буквами вписаны в летопись боевой славы Советской Армии. Наш народ, воины Вооруженных Сил свято чтят героев, отдавших жизнь за честь, свободу и независимость [253] Родины. О многих из них написаны книги, статьи, стихи, песни, созданы кинофильмы. В память о них воздвигнуты обелиски. Их именами названы улицы, площади, школы, пионерские дружины и отряды.
Воинов, сильных духом, с несгибаемой волей и неиссякаемой энергией, беспредельно преданных делу Ленина и Коммунистической партии, было тысячи в 17-й воздушной армии. И все они будут жить в памяти благодарного человечества.
Грозные события Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое, но опыт героической борьбы против фашизма все больше привлекает к себе внимание советского народа, Вооруженных Сил СССР.
Свято хранят славные боевые традиции героев минувших боев, преумножают их своими делами военные летчики 70-х годов.
На подвигах воинов-фронтовиков учатся те, кто сейчас в боевом строю продолжает славные традиции Военно-Воздушных Сил, кто изо дня в день крепит боевую мощь Советской Армии, бдительно стоит на страже мирного труда советского народа, кто готов в любой момент по приказу Родины выступить на борьбу с ее врагами и драться против них так же отважно, мужественно и героически, как воевали ветераны.