Голиков Ф. И., генерал-лейтенант, заместитель начальника Генерального штаба — начальник Разведывательного управления
Товарищ Народный комиссар, прошедшие доклады и особенно доклад генерала Павлова заставляют меня поднять три вопроса, в которых у нас в армии очень много недостатков и по которым предстоит, как мне кажется, получить Ваше решающее слово для всей армии. Это вопросы: 1) О постановке службы ВНОС в нашей армии. 2) Вопрос о дорожно-мостовой службе по строительству, восстановлению дорог и мостов, особенно в перспективе крупных наступательных операций. 3) Вопрос о постановке в нашей армии службы регулирования. Эти три вопроса в ходе обсуждаемых докладов не получили освещения и должной разработки.
Говоря по первому из них, я должен отметить, как чрезвычайно, мне кажется, важное обстоятельство, что боевая бомбардировочная авиация типа пикировщиков в борьбе с танковыми соединениями, особенно в глубине произведенного оперативного прорыва механизированными корпусами, является одним из важнейших и главнейших врагов крупных механизированных и моторизованных соединений. Не менее важна ее роль в обеспечении боевой деятельности наших танковых сил и в условиях до вступления в прорыв.
Нечего говорить о важности службы ВНОС для всей нашей армии вообще и в особенности в условиях наступательной операции ударной армии. Между тем состояние службы ВНОС в наших частях, в нашей армии в целом, судя и по фактам мирного времени, по пролетам случайным или неслучайным отдельных самолетов противника и во время боевых операций, говорит о том, что вся существующая система связи, оповещения и наблюдения, подготовки и службы наших частей ВНОС, в результате которой целые месяцы остаются без наличия постов ВНОС, не гарантируют нам ни в какой степени нужного времени для предупреждения и подготовки как средств ПВО глубинных пунктов, так даже войск, стоящих непосредственно вблизи линии фронта.
Сам состав постов ВНОС, не говоря о специальных частях ВНОС, (я имею в виду войсковые части), в смысле подготовки и материальной обеспеченности, подготовлен и обеспечен крайне плохо. Нет даже на сегодняшний день твердой и окончательной постановки вопроса о хозяине и руководстве службой ВНОС в смысле точного разделения функций между службой ПВО и управлением ВВС.
Я воспользуюсь некоторыми данными по германской армии для характеристики этого вопроса. Конкретно служба ВНОС в системе ПВО г. Берлина, как говорят опыты налетов английской авиации на Берлин, показывают, что в большинстве случаев воздушные тревоги объявляются за 10 15 минут до появления английской авиации. ПВО и посты ВНОС находятся в удалении от Берлина на 150 200 км. Кроме постов ВНОС, выставляемых в районе обороняемого пункта, организуются посты ВНОС в самом городе. [292] На ряде пунктов Берлина выставляются посты ВНОС, имеющие радиостанции не только для приема, но и для передачи донесений.
Что касается постановки этого дела в войсках, то там имеется организация службы ВНОС путем выделения в действующей армии подвижных средств связи в виде рот ВНОС, которые имеют свои средства передвижения и связи. Нам известно, что эти роты сопровождают мотомехчасти в прорыве и обеспечивают им службу ВНОС. Средствами частей ВНОС является радио и поэтому их сообщения поступают не только в пункты донесения, но и на командные пункты истребительной авиации.
Среди средств службы ВНОС кроме линейной связи широко применяются радио, звуковые и светосигнальные средства связи. Типами частей, обслуживающих службу ПВО и ВНОС, являются батальоны воздушной связи, подчиненные командующим воздушными районами ПВО, и полки воздушной связи в системе службы воздушного министерства.
Второй вопрос: о восстановительной работе при продвижении наших армий. Я думаю, что правильнее ставить вопрос не только о восстановлении, но и создании новых дорог и колонных путей, которых требуется очень много на направлениях наступления.
Использование саперных частей в германской армии по последнему опыту характерно тем, что они в основном предназначались не для решения этих вспомогательных, обслуживающих задач, а для решения главным образом боевых задач совместно с основными родами войск: танками, пехотой и артиллерией, что нашло у нас, в частности, яркое выражение в период боевых действий при прорыве Карельского перешейка, но не находило выражения в целом ряде других операций, где части инженерных и саперных войск ставились в положение обслуживающих.
В этой связи Германия решает задачу создания новых дорог для наступающих армий, их восстановления и организации мостов и колонных путей посредством широко развернутой в государственном масштабе службы трудовой повинности, организованной по военному образцу. В период польской кампании на территории Польши принимали участие 500 рабочих бригад трудовой повинности общей сложностью до 100 000 человек, имеющие в своем составе рабочих средней, высшей и низшей квалификации, которые решали задачи строительства дорог, исправления, поддержания дорог, а составленные из людей средней и высшей квалификации были заняты строительством и ремонтом новых мостов, как в Польше, так и на Западе. Во время западных операций во Фландрии эти отрады, бригады трудовой повинности министерства Тодта{227} были брошены на всем фронте и неустанно работали на мостах и дорогах, освобождая саперные части для основной работы вместе с пехотой и артиллерией. Численность этих частей трудовой повинности в Германии доведена в настоящее время до 3-х миллионов человек.
В нашей стране имеются гораздо большие возможности поставить эту службу как самостоятельную и вывести из того положения, когда мы должны инженерные и саперные части, как было фактически в Польше, бросать для этой работы как для основной.
Третий вопрос: о постановке службы регулирования. Генерал Павлов остановился с должным вниманием на этом вопросе, но я должен отметить, имея свой опыт командования мехсоединениями, что служба регулирования, организованная только танковыми корпусами, не обеспечит задачи. Здесь нужна твердая общеармейская и общефронтовая организация службы регулирования.
В Англии сейчас создали 123 роты регулирования, предвидя динамику боевых действий в случае вторжения германских войск. Мы видели, что отсутствие службы регулирования во Франции и в Бельгии привело к тому, что французские, английские и бельгийские дивизии были сметены с пути сотнями тысяч беженцев, которые затруднили возможности передвижения и не давали возможности передвигаться войскам.
Учитывая опыт регулирования во Франции и Германии, для нашей армии можно принять целый ряд полезных соображений и предложений. [293] В частности там установлена общегосударственная система указателей. Кроме того широко применяется система войсковых указателей, которая, не нарушая секретности, в то же время дает полное направление колоннам, избегает всякого скопления, позволяет двигаться колоннам и не задерживаться. Дежурная полевая жандармерия на дорогах обязана следить за движением. Дорожные пункты должны полностью очищать дороги от всякого гражданского движения.
Теперь специально по теме: о тыле танкового корпуса. Мне приходилось, товарищ Народный комиссар, по вашему заданию проводить опытное учение с мехкорпусом в Киевском округе. Основной вопрос стоял вопрос организации тыла.
Вспоминая опыт этих учений, я должен обратить внимание на три следующие момента. На неудовлетворительную собственную боеспособность тыла и, вспоминая опыт этих крупных учений, поставить вопрос о необходимости обеспечения тыловых подразделений вооружением: пулеметами, как на «Комсомольце»{228}, крупнокалиберными противотанковыми ружьями и танковыми взводами, чтобы не отрывать их от боевых частей. Надо понимать, что тылам танковой дивизии надо будет своими средствами пробиваться к боевой части, когда она будет оторвана.
Для облегчения тыла танковой дивизии и корпуса питанием необходимо сосредоточить внимание на применение различного рода концентратов, галет и прочее, чтобы освободить наш тыл от огромнейших продовольственных грузов, которые довлеют над нашим тылом, чтобы увеличить горючее и снаряды.
Третий вопрос по тылу: чтобы все наши танковые тыловые соединения получили боевой расчет. Когда тыловая колонна идет, никто не имеет боевого расчета и она оказывается захваченной врасплох. Всякое боевое подразделение должно получить боевой расчет, вплоть до командира роты, взвода и отделения, они будут отвечать за свое боевое обеспечение.
И последний вопрос: о вводе танкового корпуса в прорыв. Я бы хотел, чтобы при решении этого вопроса было принято во внимание, что если мы будем вводить танковый корпус на вторые сутки, то для него возникнет угроза встретиться с подкреплениями армейских и корпусных резервов и с отошедшими войсками с первой оборонительной полосы. И, как правило, мне кажется, что танковый корпус должен входить в прорыв в первый же день после взлома. Другое дело, когда эта вторая полоса имеет перед собой значительный водный рубеж тогда нужно, может быть, в этом случае отказаться. [294]
РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 59, л. 85 90.