Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники

Куцевалов Т. Ф., генерал-майор авиации, командующий ВВС Забайкальского военного округа

КУЦЕВАЛОВ Тимофей Федорович, род. 8(21).01.1904 г. в с. Ивановка, ныне Днепропетровской обл. В Красной Армии с 1926. После окончания в 1927 г. Военно-теоретической школы ВВС, в 1928 г. — военной школы летчиков служил в строевых частях ВВС летчиком, затем командиром звена, эскадрильи, отд. авиаотряда, отд. авиабригады, истребительного авиаполка. В 1939 г. участвовал в боях на р. Халхин-Гол, совершил 54 боевых вылета, провел 19 воздушных боев, сбил 4 самолета противника лично и 5 в группе; за подвиги присвоено звание Героя Советского Союза. С 1940 г. — командующий ВВС ряда военных округов. В период Великой Отечественной войны командовал ВВС фронтов, воздушными армиями. После войны был начальником отдела ВВС Советской военной администрации в Германии, начальником Высших офицерских летно-тактических курсов ВВС. В 1951 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба, командовал ВВС Уральского военного округа. В 1955 — 1958 гг. — заместитель председателя ЦК ДОСААФ. Генерал-лейтенант авиации (1941). Награжден 8 орденами, медалями, а также иностранными орденами. Умер 6.01.1975 г.

Приведенные товарищами эпизоды из войны на Халхин-Голе и в Финляндии в большей степени касаются больших и малых авиационных начальников. Слабая подготовка театров к войне в мирное время особенно остро давала себя чувствовать в первый период боев. В последующем, когда самые острые работы по подготовке театра были завершены, все же промахи мирного времени значительно стесняли авиацию, так как оставалось еще многое несделанным. Вопросами организации аэродромных баз, аэродромной связи, запасами на аэродроме нужно заниматься в мирное время.

По-моему, мы слишком преувеличиваем успехи германских воздушных сил в Польше. Война в Польше, как здесь т. Кравченко совершенно правильно сказал, тоже не была подготовлена; не было аэродромов, подготовленных к маневрам, поэтому не удалось переменить дислокацию, а отсюда — Польша понесла сразу же поражение.

Применение воздушных сил как в первом этапе войны, так и в последующие должно иметь весьма надежную непосредственную разведку для войсковых и авиационных командиров. Если мы имели целый ряд пустых ударов или неточных ударов, то это является следствием того, что мы действовали вслепую и не знали, что на отдельных участках происходит. Нам нужно пересмотреть систему обучения разведчиков.

Воздушные силы в первый период войны должны строить свои действия на принципах мобильности, внезапности, сосредоточения и рассредоточения.

Здесь вполне справедливо говорили о значении удара с воздуха по воздушным силам противника. Бить материальную часть противника на ее базах значительно легче, нежели в воздушном бою. Поэтому нам нужно готовиться к таким ударам, не забывая, однако, подготовки летчика к воздушному бою, так как ему выполнять боевую задачу приходится в воздухе и он должен быть готовым в любой момент встретиться с воздушным противником.

Одним из не отработанных вопросов тесного взаимодействия с наземными частями является то, что штабы и командиры авиации оторваны от наземных командиров. Я считаю, что авиационные штабы должны действовать плечом к плечу со штабами наземными. В такие ответственные моменты, как удар по переднему краю, как обеспечение развития [успеха] эшелона прорыва [действия авиации] должны всегда проводиться после предварительной рекогносцировки того места, куда именно надо наносить удар.

(С места: С земли или с воздуха?)

Т. Ф. Куцевалов: И с земли и с воздуха. Тогда мы будем способны наносить удар и не будем бить по своим.

Второй момент. У нас плохо поставлено дело фотографирования. Фото на войне имеет большое значение, особенно для артиллерии. Отсутствие хороших топографических карт ставит в затруднительное положение общевойскового командира в корректировке артогня. Неплохо поставлен вопрос с фотографированием у немцев и японцев, которые при помощи фотографии быстро устанавливают боевой порядок своего противника и дают полную ясность командиру. [196]

Большое значение в авиации имеет служба обеспечения. Для того, чтобы численно и качественно не уступить противнику (а я располагаю всеми данными, что мы качественно не уступим и численно тоже), нужно организовать ремонт и восстановление материальной части, нужно научиться планировать обеспечение баз. Так планировать, как мы это делали на Халхин-Голе, в большой серьезной войне нельзя. Нужно пересмотреть нормы боекомплектов, так как существующие нормы и данные уже не подходят, они устарели. Опыт войны немцев, опыт на Халхин-Голе и в Финляндии нужно учесть и соответственно сделать выводы для себя, установить, сколько конкретно чего требуется.

Вот те вопросы, которые я считал необходимым доложить.

Не согласен с выступившим первым в прениях генерал-лейтенантом [Д. Т. Козловым] о потере 8 суток. За 8 суток произойдет очень многое, и если воевать, так воевать нужно без потери времени, тогда будет толк. Нужно навязать сразу бой, навязать силу и эту силу поддержать до окончательного разгрома противника. Так должны строиться, по-моему, операции по применению воздушных сил в современной войне.

РГВА,ф.4,оп. 18,д.57,л.51 — 53.

Дальше