Фотодокументы по истории военных действий в районе озера Хасан и р. Халхин-гол из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов: проблемы архивоведения
Накануне Великой Отечественной войны Советский Союз участвовал в нескольких локальных военных конфликтах, развернувшихся на его территории и в непосредственной близости границ. Среди них можно назвать боевые действия у озера Хасан, происходившие в июле августе 1938 г. и в районе реки Халхин-гол летом 1939 г. Эти события получили слабое освещение в исторической литературе в 1940–80-х гг. В последнее десятилетие эта тема привлекала внимание исследователей, но большинство публикаций, в основном журнальных, носит узкоспециализированный характер и посвящено анализу военной техники и вооружения, использовавшихся в ходе боев. Фотодокументы, используемые в этих публикациях, носят характер иллюстраций и отражают технический аспект проблемы, хотя их тематическое разнообразие и количественный состав заслуживают отдельного специального исследования.
Цель данного сообщения: выделить наиболее крупные тематические группы фотодокументов, выявить сходство и различия в подходе к освещению этих военных операций, обозначить круг фотокорреспондентов, осуществлявших фотосъемку в районах боевых действий, попытаться проанализировать стиль освещения этих событий на страницах [166] центральных газет («Правда», «Известия»), газет армейских подразделений, принимавших участие в боевых действиях.
На сегодняшний день в Российском государственном архиве кинофотодокументов хранится около 100 фотодокументов о событиях на озере Хасан и более 150 фотодокументов, посвященных боям в районе реки Халхин-гол. Среди них можно выделить несколько крупных тематических групп.
Наиболее многочисленной является группа портретов командиров подразделений, военнослужащих, награжденных орденами и медалями, групповые портреты участников боевых операций. Основной особенностью этих фотодокументов является то, что большинство их выполнено в жанре «парадного портрета» и отличается высоким фотографическим качеством по сравнению с другими снимками.
Вторая группа фотодокументов отражает политико-воспитательную работу в частях: коллективные читки газет, беседы командиров подразделений с подчиненными, партийные и комсомольские собрания в воинских подразделениях.
Следующая группа снимков запечатлела советское вооружение на боевых позициях: самолеты, танки, артиллерию и трофейную японскую военную технику, японских военнопленных.
Немногочисленная группа фотодокументов отражает быт бойцов и командиров в период боевых действий. Эти снимки представляют наибольший интерес, так как позволяют получить представление о реальной обстановке в прифронтовом районе.
Существует особая группа фотодокументов, которая непосредственно не отражает ход боевых действий, но тесным образом связана с ними. К этой группе относятся снимки собраний и митингов протеста на предприятиях СССР в связи с вторжением Японии на территорию СССР [167] 29 июля 1938 г. Эта группа документов достаточно многочисленна и ярко характеризует политическую и идеологическую обстановку в стране в тот период.
Фотодокументов, отражающих непосредственно сами боевые действия, насчитывается не более двух десятков, и практически все они «постановочные». В этом заключена основная проблема, так как фотоснимки, которые непосредственно отражали бы моменты боевых операций, на сегодняшний день в архиве отсутствуют, а это в значительной степени обедняет коллекцию фотодокументов этой тематики.
Анализируя состав этих документов, необходимо сказать, что фотодокументы о событиях на Халхин-голе, отложившиеся в фондах архива, отличаются наибольшим тематическим разнообразием, чем документы о боях на Хасане. Хотя авторами фотодокументов о боевых действиях на озере Хасан являются более десяти фотокорреспондентов, снимки операции на Халхин-голе более подробно отражают ход событий с июня по сентябрь 1939 г., дают более полную информацию о военной технике, использовавшейся обеими воюющими сторонами.
Особое влияние на состав фотодокументов оказала «военная цензура» в лице ГлавПУРа, заранее определявшая объекты съемок, оставляя самим фотокорреспондентам лишь выбор ракурса.
Среди корреспондентов авторов снимков об операции на Хасане такие, ставшие впоследствии известными фотомастерами, как А. Межуев, Ф. Кислов, Н. Кубеев и уже известные фотокорреспонденты Е. Евзерихин, Я. Халип, С. Лоскутов, В. Темин и др. Круг фотокорреспондентов, освещавших события на Халхин-голе, был не менее представителен: С. Гурарий, А. Трошкин, П. Гусев, М. Бернштейн, В. Темин и др.
Помимо съемок для газет и информационных агентств, сотрудниками которых они являлись, фотографы публиковали свои снимки в газетах армейских подразделений, [168] принимавших непосредственное участие в военных действиях. В период боев за Хасан это была газета «На защиту Родины». «Героическая красноармейская» была печатным органом 1-й армейской группы под командованием Г. К. Жукова.
Просматривая подшивки газет «Правда» и «Известия» за август 1938 г. и июнь сентябрь 1939 г., удалось выявить лишь несколько фотоснимков, тем или иным образом связанных с рассматриваемыми событиями.
События на Хасане широко освещались в центральной печати, но преобладание текстовой информации над фотодокументами очевидно. На протяжении августа 1938 г. «Правда» и «Известия» из номера в номер публиковали снимки митингов протеста на предприятиях нашей страны в связи с вторжением Японии на территорию СССР, а в конце месяца эта тема почти полностью была вытеснена публикациями о работе 2-й сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва. Только через год центральные газеты стали публиковать портреты награжденных орденами и медалями за участие в боях на озере Хасан. Фотоснимки японской трофейной военной техники, групп военнопленных, разбитых укреплений неприятеля были опубликованы гораздо позже.
Боевая операция на Халхин-голе не освещалась в советской печати по определенным политическим соображениям. Несколько снимков экипажей танков и групповых портретов летчиков без указания места съемки, опубликованных в этот период в газете «Правда», на наш взгляд, можно отнести к фотодокументам о событиях на Халхин-голе, поскольку их автор М. Бернштейн в этот период, находясь в районе боевых действий и не покидая его наряду с другими фотокорреспондентами, осуществлял фотосъемку для газеты. 30 августа 1939 г. на страницах газеты «Правда» были опубликованы лишь списки награжденных боевыми орденами и медалями и несколько портретов летчиков, которым было присвоено звание Героя Советского [169] Союза. В тексте Указа о награждении не говорилось о том, что награжденные принимали участие в боях на Халхин-голе.
Наряду с этим страницы газет «На защиту Родины» и «Героическая красноармейская» изобиловали портретами командиров подразделений и воинов, отличившихся в ходе той или иной боевой операции, панорамами разбитых укреплений японской армии и водруженными на них Знаменами Победы, видами разбитой трофейной японской военной техники.
Таким образом, большинство фотодокументов, созданных высококлассными фотокорреспондентами, долгое время было опубликовано только на страницах газет воинских подразделений, выходивших тиражом не более тысячи экземпляров, или попадало в архив ГлавПУРа.
Важной архивоведческой и источниковедческой проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание, является атрибуция фотодокументов по истории событий на озере Хасан и реке Халхин-гол при приеме их на постоянное хранение в архив.
Большое количество фотодокументов этой тематики поступило в архив в составе личного фонда фотокорреспондента В. А. Темина в середине 1990-х гг. В состав документов РГАКФД было включено около 60 фотодокументов по истории боев на озере Хасан и более 100 фотоснимков событий на Халхин-голе. Поступившие в архив фотодокументы не имели аннотаций. Провести их правильную атрибуцию удалось только с привлечением разного рода справочной литературы, после консультаций с военными историками.
В процессе работы над этим комплексом документов выяснилось, что на сегодняшний день нет такого универсального справочного издания, которое включало бы не только текстовую информацию по данной проблеме, но и достаточное количество полно и правильно атрибутированных фотоснимков, которые, в свою очередь, выступали [170] бы не в качестве иллюстраций, а как полноценные исторические источники.
Комплекс фотодокументов по истории боевых действий и районе озера Хасан и реки Халхин-гол, хранящийся в Российском государственном архиве кинофотодокументов, будет пополняться и в дальнейшем станет уникальным источником для изучения этой проблемы.
Харитонова Е. В., главный специалист Российского государственного архива кинофотодокументов [171]