Содержание
«Военная Литература»
Первоисточники
Раздел IV.
Создание постоянной организации минного дела в русском флоте

1. Подготовка корабельных специалистов-минеров и учреждение должности заведующего минной частью на флоте

№ 64. 1868 г. октября 23. — Из доклада начальника эскадры броненосных судов Балтийского флота вице-адмирала Г. И. Бутакова управляющему Морским министерством о необходимости создания штатной учебной команды морских минеров и об отпуске на это денежных средств

Осенью прошедшего 1867 г. по разрешению вашего превосходительства была сформирована в Кронштадте под надзором и управлением лейтенанта Терентьева временная школа морских минеров, которая к кампании настоящего 1868 г. дала нам из наших комендоров людей, способных действовать минами. Несмотря на неполную удачу пробных взрывов... истекшим летом, я беру на себя смелость утверждать, что результаты, полученные от этой временной, так сказать пробной, школы, не только не обманули ожидания, но превзошли их.

Невзирая на то, что на лейтенанта Терентьева была возложена побочная и нелегкая обязанность привести в исправность и содержать во время кампании в исправном состоянии все электрические телеграфы на судах эскадры (что впредь я не нахожу возможным возлагать на него, потому что у него и с минами немало дела), несмотря на это и ту неблагоприятную обстановку, что ему приходилось самому вести и отчетность в расходах и официальную переписку [158] с портовым начальством, — талантливый офицер этот немного более чем в полгода из наших матросов-комендоров сделал около 52 комендоров-минеров, из коих многие отправились уже в заграничные кампании и при случае могут быть там очень полезны.

Этот успех побуждает, естественно, стремиться к упрочению временного учреждения минной школы, и в том предположении, что ваше превосходительство разделите этот взгляд, я составил прилагаемый проект положения о команде морских минеров, который имею честь представить на усмотрение ваше{76}.

При артиллерийском учебном корабле была ракетная команда; у нас есть гимнастическая и стрелковая школы; смею думать, что команда минеров, устроенная на подобных им началах, будет нам не менее полезна.

Минные опыты, порученные вашим превосходительством мне и контр-адмиралу Римскому-Корсакову, были в истекшее лето весьма незначительны вследствие позднего получения денег и различных побочных обстоятельств, так что из назначенных на них 5000 р. нами издержано менее 900 р. Между тем, две тысячи из остальной суммы отчислены для мин Давыдова, так что у нас есть остаток около 2100 р.

Не предполагая, чтобы представляемый мною проект положения мог быть вскоре утвержден, даже в случае полного одобрения его, имею честь покорнейше просить об обращении из вышесказанного остатка 2000 р. на расходы минной команды в текущую зиму, с распределением их сообразно проекту положения и организовав ее согласно ему. Тогда эта команда могла бы быть вскоре сформирована с более целесообразной обстановкой, чем прежняя школа, и нет сомнения, что к будущей кампании мы были бы значительно обеспечены относительно деятелей по этой важной отрасли морского военного дела.

Вице-адмирал Бутаков.

Ф. КММ, д. 5925, лл. 13, 74. Подлинник.

№ 65. (1869 г.). — Из отчета по морскому ведомству за 1868 г. — о состоянии минного дела на флоте{77}

...Минное дело обогатилось у нас одним весьма важным изобретением, которое, нет сомнения, будет иметь обширное применение [159] в морском бою{78}. Ваше императорское величество соизволили лично убедиться в простоте и практичности откидных мин при рассмотрении модели, наглядно изображающей это изобретение. В настоящее время мины этого рода приспособляются к броненосному фрегату Князь Пожарский, а равно ими будет снабжено одно из судов, отправляющихся летом в заграничное плавание.

В кампанию 1868 года минный вопрос изучался и на нашей броненосной эскадре. Применялись разные виды приспособлений мин для атаки к паровым шлюпкам, и с тою же целью одна из винтовых лодок была превращена в миноносную и изучались приемы, употребляемые при сооружении минных заграждений. Образованная в 1867 г. при броненосной эскадре особая команда морских минеров заключала в себе уже 70 человек, обученных управлению минами во всех видах. Чтобы придать более единства минным опытам, производившимся у нас в минувшем году несколькими лицами самостоятельно, управляющий Морским министерством... поручил председателю артиллерийского отделения Морского технического комитета принять это дело к ближайшему заведыванию отделения, а для должного его направления учредить при означенном отделении особую комиссию из специалистов по минному искусству...

Отчет по мор. в-ству за 1868 г., СПБ, 1869 г., стр. 42, 43. Печатный.

№ 66. (1870 г.). — Из отчета по морскому ведомству за 1869 г. — о состоянии минного дела на флоте

...Вопрос о применении мин в морской войне во всем его обширном значении потребует еще многих исследований, но тем не менее одна часть этого вопроса получила уже у нас законченный вид. Откидные мины, устраиваемые с боку судна на шестах, получили уже в нашем флоте применение и достаточно разработаны. Все суда, отправленные в отдаленное плавание, снабжены ими, и ваше императорское величество в минувшем году на Транзундском рейде изволили видеть разрушительное действие этих мин. Мало помалу они будут введены и на других наших судах. [160]

Близко следя за всем, что делается в настоящее время по этой части за границею, наши специалисты за удачным разрешением вопроса о вооружении судов минами преимущественно обращают свои усилия на разработку средств для парализации неприятельских судовых мин, когда суда эти находятся на якоре и на ходу, и на исследование способов по заграждению рейдов и обороне морских позиций.

Относительно приготовления минеров Минная комиссия, учрежденная мною при Морском техническом комитете, имея в виду, что люди, как показал опыт, весьма скоро приобретают те познания и практические приемы, которые необходимы для действия готовыми минами и их принадлежностями, пришла к тому заключению, что в учреждении особой минной школы не настоит надобности и что подготовление минеров может с успехом быть ведено при Учебно-артиллерийской команде. С этою целью начальнику Учебно-артиллерийской команды даны программа и руководство, по которым должны обучаться минеры, и представлены все необходимые средства для успешного ведения этого дела. Но в настоящее время минное дело находится не в таком положении, чтобы можно было ограничиться лишь применением к делу выработанных приемов. Оно требует движения вперед, и участие в изучении этой специальности людей развитых может принести ему существенную пользу. В этих видах признано необходимым предложить изучение минного дела офицерам, которым в поощрение предполагается предоставить право на особое за эти занятия вознаграждение. Офицеры, посвятившие себя изучению минного искусства во всем обширном применении, принесут развитию его большое действие и, оставаясь на службе более продолжительное время, нежели нижние чины, будут в состоянии обучать этих последних даже без отсылки их с судов в Учебно-артиллерийскую команду.

Отчет по мор. в-ству за 1869 г., СПБ, 1870 г., стр. 73–75. Печатный.

№ 67. (1874 г.). — Из отчета по морскому ведомству за 1870–1873 гг. — о состоянии минного дела на флоте

...Мы следим с полным вниманием за тем, что делается по минной части за границею, и стараемся подвигать этот вопрос вперед при помощи самостоятельной разработки. Система откидных мин, составляющая русское изобретение, признана нами наилучшим минным приспособлением для военных судов, которые постепенно и снабжаются ими. Упражнение офицеров и команд с этими минами, а равно испытания различных систем мин как наших, так и иностранных производились до сего временя на броненосной эскадре, на Учебном артиллерийском отряде, а также на особом, предназначенном [161] исключительно для этой целя, броненосном фрегате Адмирал Лазарев. Теоретическая разработка минных вопросов исполнялась временною комиссиею, состоявшею при артиллерийском отделении Морского технического комитета. Но все эти принимаемые меры по минной части не имели надлежащего единства, так как не было лица, которое облечено было бы ответственностью за надлежащее развитие этой части.

Важность минного дела могла бы вызвать образование особого отделения при Морском техническом комитете, но невозможность лредоставления этой части той гласности, с которою соединено производство дел в отделениях комитета, побудила отказаться от этой мысли. Вследствие сего высочайшим повелением 21 января сего года постановлено: оставив для разработки у нас минных вопросов существовавшую до сих пор при артиллерийском отделении Морского технического комитета Особую комиссию, отделить ее от артиллерийского отделения и во главе ее поставить особое ответственное лицо, которому предоставить, кроме председательствования в комиссии, наблюдение за исполнением утвержденных предположений и заведывание офицерами и командами по минной части на флоте и непосредственное начальствование теми судами, которые будут специально предназначены для минных исследований.

Заведывание на флоте минною частью на вышеприведенных основаниях возложено на контр-адмирала Пилкина. Представленные адмиралом Пилкиным новые проекты учреждений по минной части в принципе мною уже одобрены и ныне разрабатываются в соответствующих учреждениях морского ведомства. Проектами этими, между прочим, предполагается учредить Минный офицерский класс и Минную школу для нижних чинов с устройством при них кабинета, снабженного образцами и моделями мин и торпед; устроить минную мастерскую для приготовления минных принадлежностей; образовать минный отряд судов для упражнений на нем офицеров и минеров...

Для минных упражнений в кампанию сего года будет образован отряд под командованием контр-адмирала Пилкина, состоящий из фрегата Адмирал Лазарев, корвета Боярин и клипера Изумруд. В число флотских и артиллерийских офицеров на суда отряда назначаются те, которые пожелают впоследствии поступить в Минный офицерский класс, и до 30 человек комендоров последнего выпуска. Равным образом принимаются меры, чтобы в текущем же году в Кронштадте была открыта минная мастерская, в которой приготовлялось бы то, чего нельзя приобрести из мастерских сухопутного ведомства или в частной промышленности в России, а осенью, можно надеяться, будет начато обучение в офицерском минном классе. Этими распоряжениями минному делу в морском ведомстве открывается тот путь, идя по которому оно может получить у нас соответственное потребностям развитие...

Ф. Отчет по мор. в-ству за 1870–1873 гг., СПБ, 1874 г., стр. 91–96. Печатный. [162]

№ 68. 1874 г. апреля 14. — Предписание товарища управляющего Морским министерством контр-адмиралу К. П. Пилкину о принятии им в заведывание минной части на флоте

Секретно.

Вопрос о минах, имеющих такую тесную связь с боевым вооружением флота, с каждым годом получает все большее развитие. Во всех государствах, имеющих флоты и обладающих морским прибрежьем, обращено ныне самое усиленное внимание на усовершенствование подводных мин и на опыты, содержимые в строгом секрете, расходуются большие суммы, в особенности в Соединенных Штатах Северной Америки.

Вследствие сего высочайшим повелением 21 января сего года постановлено, оставив для разработки у нас минных вопросов существовавшую до сих пор при Артиллерийском отделении Морского технического комитета Особую минную комиссию, отделить ее от Артиллерийского отделения и во главе ее поставить особое ответственное лицо, которому предоставить, кроме председательствования в комиссии, наблюдение за исполнением утвержденных предположений и заведывание офицерами и командами по минной части на флоте и непосредственное начальствование теми судами, которые будут специально предназначены для минных исследований. Тем же высочайшим повелением лицу этому поручается:

1. Составить соображения об организации у нас специалистов по минному делу как офицеров, так и нижних чинов; обсудить, образовывать ли из первых особый корпус минеров или установить дополнительный минный курс к общему образованию флотских или артиллерийских офицеров, а для нижних чинов учреждать ли особую школу или дополнительный по минной части курс при учебном артиллерийском отряде.

2. Определить, какие служебные преимущества могли бы быть предоставлены специалистам по минному делу, дабы привлечь к этим занятиям наиболее способных лиц.

3. Иметь непосредственное наблюдение за специальным образованием лиц, посвятивших себя минному делу, и за их службой.

4. Следить за развитием минного дела в иностранных государствах и проверять непосредственными у нас опытами новые изобретения по этой части, затем входить в соображения о применении минных усовершенствований к вооружению судов флота и, по воспоследовании разрешения на применение этих усовершенствований, наблюдать за исполнением предписанных мер.

5. Приступить к разработке проектов по сооружению специальных минных судов и

6. Принимать участие в разработке совместно с военно-сухопутным [163] ведомством плана минной защиты наших берегов при обоюдном содействии сухопутных и морских средств.

Вышеозначенная минная комиссия должна служить совещательным органом при разработке всех этих вопросов.

...Приказом по морскому ведомству от 18 минувшего февраля вы назначены состоять при управляющем Морским министерством с той именно целью, чтобы на вас возложить на вышеизложенных основаниях общее заведывание на флоте минной частью.

Из вышеуказанных предстоящих вам работ по устройству минной части вы усмотрите, что часть эта далеко еще не имеет у нас правильной организации и требует как по личному составу, так и по материальному устройству значительного развития. Высшее морское начальство не может требовать от вас скорого представления соображений по всем вышеуказанным вопросам. Напротив того, оно положительно желает, чтобы каждое ваше представление по ним было результатом подробной разработки и всесторонних обсуждений того, что сделано у нас и что делается за границей. Но не менее того оно желало бы, чтобы эти столь серьезные и требующие времени работы не останавливали приведения в исполнение тех мер, которые могут быть осуществлены немедленно. Вследствие сего с разрешения управляющего министерством предлагаю вам исполнить следующее:

1. Принять председательство в Минной комиссии, бывшей при Артиллерийском отделении Морского технического комитета, и представить, когда убедитесь в необходимости, ваши предположения об изменениях или пополнениях в личном составе означенной комиссии, которые вы найдете полезным для успешного ведения дела. Приглашенный из сухопутного ведомства по минной специальности генерал-майор Петрушевский должен попрежнему оставаться в звании члена, Артиллерийского отделения Технического комитета и участвовать в занятиях минной комиссии.

2. Принять от артиллерийского отделения в ваше ведение производившиеся там до сего времени дела по минной части, затем вновь поступающие по минным вопросам бумаги я приказал канцелярии министерства направлять вам.

3. Дабы дать минным занятиям на судах флота в предстоящую же кампанию возможно большее развитие, представить мне теперь же программу таких занятий и соображения о потребных на выполнение оной средствах. Излишним считаю предупреждать вас о необходимости согласования при этом ваших требований с денежными средствами нашей сметы, быв заранее уверен, что благоразумная экономия без ущерба для дела будет вами принята в соображение.

Товарищ управляющего Морским министерством (подпись).

Ф. КММ, д. 6133, лл. 55–56. Отпуск. [164]

№ 69. 1874 г. апреля 15. — Из отношения вице-директора канцелярии Морского министерства в Инспекторский департамент Морского министерства об организации минного дела на флоте

...генерал-адмирал изволил одобрить предложенные товарищем управляющего Морским министерством следующие меры по минному делу:

1. В помощь контр-адмиралу Пилкину по заведыванию минной частью на флоте назначить в его распоряжение капитан-лейтенанта Верховского, оставив его в должности командира броненосной лодки Чародейка, и лейтенанта Шпаковского.

2. Для минных упражнений в кампанию сего года назначить, кроме фрегата Адмирал Лазарев, еще корвет Боярин и клипер Изумруд. Командование этим отрядом возложить на контр-адмирала Пилкина, исправление обязанностей флаг-капитана — на капитан-лейтенанта Верховского, а флаг-офицера — на лейтенанта Шпаковского.

В число флотских и артиллерийских офицеров на суда отряда назначить тех, которые пожелают поступить в Минный офицерский класс, открываемый будущей осенью, и до 30 человек командиров последнего выпуска. Содержание офицерам и комендорам этих судов в текущем году производить не как учебному отряду, а на общих основаниях.

3. Разрешить контр-адмиралу Пилкину войти в сношение с учеными о составлении программ и руководств для минного класса и школы для комендоров-минеров, которую также предполагается открыть осенью текущего года.

4. Поручить ему же по соглашению с главным командиром Кронштадтского порта избрать в Кронштадте помещение для офицерского минного класса с кабинетом для практических занятий школы для обучения минеров и минной мастерской и

5. Сделать предварительные распоряжения к тому, чтобы с наступлением осени можно было начать обучение в офицерском минном классе и школе минеров, назначив в первый 10 человек офицеров, а в школу 30 комендоров.

Канцелярия Морского министерства уведомляет об этом Инспекторский департамент для зависящих распоряжений, присовокупляя к сему, что относительно выполнения вышеозначенных распоряжений во всем, что касается хозяйственной части, будут даны надлежащие указания главному командиру Кронштадтского порта и контр-адмиралу Пилкину по канцелярии министерства. Предположения по образованию минного класса и школы, кроме того, будут переданы на рассмотрение в свое время Комитету морских учебных заведений.

Вице-директор (подпись).

Ф. КММ, д. 6133, лл. 57–58. Отпуск. [165]

№ 70. 1874 г. апреля 26. — Из письма товарища управляющего морским министерством генерал-адъютанту Э. И. Тотлебену о передаче из военно-инженерного в морское ведомство результатов опытов с подводными минами

Для успешного и правильного развития минного дела на нашем флоте оказалось необходимым заведывание этой частью поручить особому лицу и возложить на него же производство исследований по применению мин к судам, заведывание обучением минному делу морских офицеров и нижних чинов и председательствованйе в учрежденной в морском ведомстве минной комиссии. Обязанности эти... возложены на состоящего при управляющем Морским министерством контр-адмирала Пилкина.

В сухопутном инженерном ведомстве давно уже производятся разные исследования над подводными минами, имеются правильно организованные минные школы для офицеров и нижних чинов и минная мастерская. Не подлежит сомнению, что подробное ознакомление с результатами, полученными по минной части инженерным ведомством, и с вышеозначенными учреждениями послужит к избежанию напрасных затрат денег и времени при организованны минного дела на флоте. Поэтому я обращаюсь к вашему высокопр-ву... с покорнейшей просьбой разрешить подведомственным вам лицам и учреждениям передать контр-адмиралу Пилкину и ближайшему его помощнику капитан-лейтенанту Верховскому возможно полные сведения о результатах исследований, производившихся над подводными минами в инженерном ведомстве, и дать им возможность изучить устройство минных люков и минной мастерской, дабы в предстоящей им деятельности они могли сообразоваться уже с добытыми опытами данными и тем избегнуть излишних в столь серьезном деле ошибок. Я поручил контр-адмиралу Пилкину лично явиться к вашему высокопревосходительству и льщу себя надеждой, что вы благосклонно примете его и укажете ему тех лиц военно-инженерного ведомства, с которыми он должен будет, ввиду вышеизложенной цели, войти в ближайшие сношения.

Товарищ управляющего Морским министерством (подпись).

Ф. КММ, д. 6133, дл. 75–76. Отпуск.

№ 71. (1874 г.). — Записка заведующего минным делом на флоте, поданная временно управляющему Морским министерством, о необходимой секретности в минном деле

Так как откидные минные шесты составляют русское изобретение, то упражнение с ними не должно быть в присутствии иностранцев, а тем более иностранных судов. Тому же правилу следует держаться [166] и в отношении прочих отечественных изобретений и приспособлений по минной части, сохраняя в -этом деле полный секрет{79}.

Контр-адмирал (подпись).

Ф. КММ, д. 6139, л. 22. Подлинник.

2. Организация минного офицерского класса и минной школы

№ 72. 1874 г. мая 15. — Из докладной записки заведующего минным делом на флоте товарищу управляющего Морским министерством об организации минного офицерского класса

Вследствие предписания вашего превосходительства я вошел в соглашение с лицами, принимающими на себя составление программ, курсов, устройство кабинета и чтение лекций в Минном офицерском классе. Условия этих лиц нижеследующие:

1. Г-н Петрушевский (профессор С.-Петербургского университета, читающий лекции в минном сухопутном заведении и известный как составитель изданного курса физики) берется по части гальванизма, электричества и магнетизма составить программу... написать... курс до 28 листов... заняться устройством кабинета, войдя в соглашение с оптиками... и, наконец, читать лекции в Кронштадте...

Профессор Петрушевский находит невозможным разделить составление курса от чтения лекций и полагает, что то и другое неизбежно должно быть соединено в одном лице, соглашаясь на условия только в этом последнем случае.

2. Г-н Лавров (полковник, преподающий химию в Константиновском училище и рекомендованный как специально изучавший взрывчатые составы) согласен составить программу, курс, устроить лабораторию и читать лекции о взрывчатых составах...

Г. Лавров, так же как и г. Петрушевский, находит невозможным разделить составление курса от чтения лекций.

3. Г. Конюхов (капитан инженерного ведомства, заведывающий в Кронштадте гальванической сухопутной частью) принимает на себя чтение собственно о минах и берется составить программу, написать курс и устроить кабинет...

4. Г. Шпаковский (лейтенант флота) прочтет о минах на кораблях и существующих торпедо...

5. Г. Крюков и Трумберг (морские артиллерийские офицеры) составят курсы для нижних чинов...

6. Необходимы два лица для руководства офицеров в практических занятиях в минном кабинете и для помощи профессорам при производстве опытов во время лекций — старшим из них, полагаю, [167] может быть лейтенант Шпаковский, второго же прошу разрешения приискать из посторонних лиц морскому ведомству...

Представляя вышеизложенные условия, я нахожу необходимым доложить вашему превосходительству, что других лиц, могущих взять на себя чтение лекций и в особенности составление курсов, отыскать не только весьма трудно, но и невозможно. Составить курс по гальванизму в том объеме, какой нужен для слушателей минного офицерского класса, соединив в нем возможную краткость с изложением всего необходимого для минеров, не может взять на себя никакой учитель физики в гимназии, и я полагаю, что едва ли профессор Петрушевский не есть единственное лицо, которому может быть поручено это дело. По предмету о взрывных составах полного курса не существует, и те немногие лица, которые, кроме г. Лаврова, занимались взрывными составами, отказались как от составления курса, так и чтения лекций...

Успех дела и весь последующий его ход зависят от начала, к тому же каждое специальное требование должно непременно находиться в руках специалиста, а потому я почтительнейше прошу ваше превосходительство дозволить мне заключить условия с гг. Петрушевским, Лавровым и другими согласно их заявлениям, что тем более признаю рациональным, что предстоящий излишек расхода от приглашения компетентных профессоров есть временный, так как надо надеяться, что из офицеров минного класса образуются вскоре несколько таких, которые будут в состоянии заменить впоследствии профессоров в чтении лекций и, следовательно, понизить плату до нормальных размеров, существующих в С.-Петербурге.

Контр-адмирал (подпись).

Резолюция товарища управляющего Морским министерством: «Приходится согласиться ввиду важности минного дела. ...16 мая 1874 г.»

Ф. КММ, д. 6133, лл. 80–82. Подлинник.

№ 73. 1874 г. сентября 19. — Письмо товарища управляющего морским министерством генерал-адъютанту Э. И. Тотлебену об отпуске из инженерного ведомства образцов подводных мин

Для обучения морских офицеров минному делу и приготовления для флота минеров осенью текущего года открывается в Кронштадте особый офицерский класс и школа для нижних чинов. В видах возможно полного изучения офицерами, слушающими минный курс, всех существующих подводных мин, предлагавшихся разными лицами, признается необходимым ознакомить их, между прочим, и с теми минами, которые испытывались в сухопутном инженерном ведомстве, а также и с предметами, употребляемыми для действия ими. [168]

Зная с каким участием ваше высокопревосходительство относитесь ко всему служащему для развития минного дела и имея в виду, что в случае, когда потребуется применить подводные мины к защите наших прибрежий, флот необходимо должен будет помогать в этом деле инженерному ведомству, а это возможно лишь при основательном знакомстве морских офицеров с устройством и употреблением подводных мин, применяемых инженерным ведомством, обращаюсь к вашему высокопревосходительству с покорнейшей просьбой о безвозмездном отпуске для офицерского класса в Кронштадте из запасов инженерного ведомства образцов подводных мин и минных принадлежностей, поименованных в прилагаемой при сем ведомости.

Товарищ управляющего Морским министерством (подпись).

Ф. КММ, д. 6133, л. 158. Отпуск.

Ведомость образцам подводных мин и их принадлежностям{80}

19 сентября 1874 г. № 6400

Мина системы Давыдова 1
Мина системы Андре 1
Мина системы Яхтмана 1
Мина системы Андреевского 1
Мина системы Попова 1
Мина электромагнитная неподвижная 1
Модель донной гальванической мины 1
Минный якорь 1
Замыкатель с шариком 1
Разъединитель 1

Директор (подпись).

Ф. КММ, д. 6133, л. 159. Отпуск.

№ 74. 1874 г. октября 17. — письмо и. д. товарища генерал-инспектора по инженерной части товарищу управляющего Морским министерством о согласии инженерного ведомства на передачу образцов подводных мин в морское ведомство

Вследствие письма вашего от 19 прошлого сентября за № 6400 имею честь уведомить ваше превосходительство, что вместе с этим мною предложено заведывающему Техническим гальваническим заведением: [169]

1) передать безденежно из Технического гальванического заведения в морское ведомство для обучения морских офицеров Минного офицерского класса в Кронштадте признанные вами необходимыми образцы подводных мин и принадлежностей к ним, поименованные в прилагаемой при этом ведомости № 1, за исключением мины системы Яхтмана, которая, как имеющаяся в одном экземпляре, может быть временно выдана в Минный класс, и модели донной мины, которой совершенно не имеется в Гальваническом заведении, и

2) поименованные в прилагаемой при этом ведомости № 2 подводные мины и принадлежности к ним передать также безденежно в морское ведомство, но в таком лишь случае, если это ведомство признает их необходимыми для минного класса.

Вместе с этим покорнейше прошу ваше превосходительство поручить заведывающему обучением минному делу морских офицеров сообщить заведывающему Техническим гальваническим заведением о тех вещах, из числа поименованных в ведомости № 2, которые будут признаны необходимыми для Минного класса...

Подпись.

Ведомость № 1 образцам подводных мин и принадлежностей к ним, передаваемым из инженерного в морское ведомство

17 октября 1874 г.

№ Название вещей Число вещей 1 Мина системы Давыдова 1 2 Мина системы Андре с пирамидой наверху 1 3 То же, с кругом 1 4 Мина системы капитана Андреевского 1 5 То же, Попова 1 6 Мина гальваническая 1 7 Минный якорь 1 8 Соединительный прибор с шариком 1 9 Разъединитель с шариком 1 0 Мина системы Яхтмана 1 Может быть временно выдана в Минный класс

Помощник начальника Главного Инженерного Управления (подпись). [170]

Ведомость № 2 образцам подводных мин и принадлежностей к ним, передаваемым из инженерного в морское ведомство

17 октября 1874 г.

№ Название вещей Число вешей 11 Реле системы Давыдова 1 12 Разъединитель подполковника Андреевского 1 13 Разъединитель генерал-майора Петрушевского 1 14 К разъединителям с запалами капитана Шах-Назарова: наружных чехлов разных образцов 3 внутренних 2 15 Чехлов на сростки проводников: прямой (двойной) 1 тройной 1 16 Образец приспособления системы г-на Андре для отделения мины от якоря 1 17 Дуга для опускания и подъема пловучих мин 1 18 Образец тележки для помещения мин в трюме киллектора 1 19 Шаровой медный корпус для отдельных соединительных приборов к донным минам 1 20 Гальвано-ударная мина системы механика Андре с деревянной пирамидой 1 21 Образчики имеющихся в заготовке проводников и броневого кабеля

Помощник начальника Главного Инженерного Управления (подпись). Ф. КММ, д. 6133, лл. 230–233. Подлинник.

№ 75. 1874 г. октября 28. — Из письма товарища управляющего Морским министерством генерал-адъютанту Э. И. Тотлебену о прикомандировании полковника М. М. Борескова к техническому гальваническому заведению инженерного ведомства для занятии по минному делу в морском ведомстве

Из предыдущей переписки вашему высокопревосходительству уже известны предположения морского ведомства относительно развития минного дела на флоте. Разработка минных вопросов требует [171] специально подготовленных лиц, которых еще мало в среде морских офицеров, лишь ныне начинающих подробно изучать эту часть. Обстоятельство это вынуждает меня прибегнуть к вашему высокопревосходительству с просьбой помочь специалистами, имеющимися в вашем ведении.

В настоящее время представляется особенная необходимость в лице, которому можно было бы поручить производство исследований над действием... взрывчатых составов, более сильных, чем порох, употребляющийся до сего времени в наших подводных минах. Дело это могло бы быть поручено занимавшемуся уже в морском ведомстве, обладающему необходимыми для сего сведениями и опытностью полковнику Борескову, который состоит ныне командиром 3-го понтонного полубаталиона.

Ввиду вышеизложенного обращаюсь к вашему высокопревосходительству с покорнейшей просьбой не отказать в вашем согласии на прикомандирование полковника Борескова к Техническому гальваническому заведению инженерного ведомства с тем что, состоя при этом учреждении, г. Боресков будет назначен в распоряжение Морского м-ва и за занятия свои в этом ведомстве будет получать дополнительное, к получаемому им по чину жалованью, вознаграждение из сумм морского ведомства.

Ф. КММ, д. 6133, лл. 249–250. Отпуск.

№ 76. 1875 г. января 27. — Из положения о минном офицерском классе и минной школе для нижних чинов{81}

...1. Для приготовления офицеров и нижних чинов, сведущих в управлении минами на судах, учреждаются в Кронштадте: Минный офицерский класс и Минная школа для нижних чинов.

2. Заведывающий Минным офицерским классом и Школою назначается приказом его императорского высочества генерал-адмирала из штаб-офицеров флота, знающих минное дело. Обязанность эта может быть возложена и на одного из командиров судов минного отряда с оставлением его, в этом случае, и командиром судна...

На подлинном товарищем управляющего Морским министерством написано: «высочайше утверждено, в С.-Петербурге, 27 января 1875 года...».

Ф. КММ, д. 6134, л. 64. Печатное. [172]

3. Подготовка флотов Балтийского и Черного морей к широкому использованию подводных мин

№ 77. 1875 г. ноября 19. — Письмо главного командира Кронштадтского порта товарищу управляющего Морским министерством о средствах, необходимых для минного заграждения Кронштадтских фарватеров

В настоящее время одною из действительных преград неприятелю при вторжении его флота в Кронштадт на рейд есть минное заграждение пути. Без сомнения, Кронштадт должен иметь наготове для этой цели не только достаточное количество мин, но уметь ими пользоваться. То и другое тесно связано между собою и только тогда действительно, когда одно другому соответствует, т. е. когда доведены до известного совершенства устройство мин и уменье поставить их скоро и без замешательства.

Первую задачу, именно изготовление мин, как известно, приняло на себя Военное министерство и уже с давнего времени приготовляет их в Кронштадте в мастерской, устроенной в старом адмиралтействе. Ко второй задаче — размещать быстро мины на назначенные места — едва ли даже приступлено и, по всей вероятности, потребуются для этого дела средства от порта. По этой причине не признается ли необходимым войти в сношение с Военным министерством о том, чтобы успех минного заграждения в Кронштадте не застал порт неожиданно и без тех приспособлений, какие, может быть, нужно сделать на паровых барказах и катерах, а главное, не имея к этому делу подготовленных команд.

Если мое предположение будет признано полезным для успеха дела, то я полагал бы с открытием навигации употребить катера, состоящие при экипажах, а также и другие суда, назначив на них офицеров и нижних чинов, остающихся на берегу из не назначенных в кампанию, и таким образом можно бы на практике сделать правильное заключение, в какое время и какие средства нужны для заграждения фарватеров в Кронштадте, что до сих пор, по имеемым мною сведениям, не приведено еще в известность.

(Подпись).

Ф. КММ, д. 6173, лл. 1–2. Подлинник.

№ 78. 1876 г. января 15. — Письмо управляющего Морским министерством военному министру с предложением о совместных действиях по минной обороне г. Кронштадта

Употребление мин для разных военных целей еще более и более развивается... В общих чертах мне известно, что Инженерным Управлением Военного Министерства принимаются различные меры [173] к употреблению подводных мин к ограждению подступов к Кронштадту. Морское министерство с минувшего года также приступили к разработке различных вопросов по употреблению мин к защите от неприятельских нападений стоящих на якоре судов. Убежденный, что эти разъединенные усилия обоих ведомств в деле минных заграждений будут гораздо плодотворнее, если они будут производимы совместно по одной, если возможно, системе и во всяком случае с обоюдною помощью, я имею честь обратиться к вашему высокопревосходительству с покорнейшею просьбою, не признаете ли вы возможным предложить военно-инженерному ведомству сообщить заведующему минным делом на флоте контр-адмиралу Пилкину все то, что до сих пор выработано этим ведомством по предмету заграждения минами подступов к Кронштадту и войти с ним в ближайшее соглашение о тех средствах и приемах, какие полагается употребить для достижения в этом деле столь необходимой быстроты действий. Весьма вероятно, что для успешного и быстрого ограждения Кронштадта минами потребуется участие и наших судов, в таком случае к предстоящей кампании можно бы было выработать на этот конец план совокупных действий и сделать в течение навигации несколько примерных учений заграждения, которые точнее укажут, чего нам недостает и к чему следует стремиться.

Прошу ваше высокопревосходительство благоволить сообщить мне ваше мнение по сему делу...

Подпись.

Ф. КММ, д. 6173, лл. 3, 4. Отпуск.

№ 79. 1876 г. января 29. — Письмо военного министра управляющему Морским министерством о совместных действиях флота и инженерного ведомства по изучению опытов с подводными минами

Вполне соглашаясь с мнением вашего превосходительства, изложенным в письме от 15 этого января за № 3, я вместе с этим сделал распоряжение, чтобы и впредь подобно тому, как это делалось до сих пор, сообщаемы были контр-адмиралу Пилкину все сведения, в которых он встретит надобность, относительно подводных мин, имеющихся в военно-инженерно» ведомстве. Сверх того, сведения о конструкции и способах воспламенения этих же мин могут быть сообщаемы чинам морского ведомства полковником Боресковым, читающим лекции в Кронштадтской минной школе.

Что же касается совместных занятий с подводными минами для определения времени и морских средств, необходимых для быстрой и успешной постановки подводных мин, то я считаю это весьма полезным; для выполнения же этого необходимо бы составить по соглашению генерал-лейтенанта Вансовича с контр-адмиралом Пилкиным предположение об опытах в навигацию этого года. [174]

Совокупные усилия обоих ведомств в деле, направленном к одной общей цели, несомненно принесут значительно больше пользы, чем разрозненные занятия каждого ведомства, не имеющие связи; и потому я бы полагал по этому предмету войти в соглашение для установления постоянного порядка сношений.

Подпись.

Ф. КММ, д. 6173, лл. 5, 6. Подлинник.

№ 80. 1876 г. июня 2. — Доклад заведующего минною частью на флоте управляющему Морским министерством о постановке минного заграждения на Черном море

Секретно.

Сухопутное ведомство рассчитывает, что при экстренном заграждении рейдов минами оно получит для производства работ значительные средства от Морского Министерства, с помощью которых сократит срок постановки мин почти на половину. Так, например, в Николаеве и Очакове для 880 мин 66-дневный срок сократится на 39-дневный, благоприятных для работ в море. Находя, что такие сроки, хотя и сокращенные, весьма мало соответствуют требованиям настоящего времени, и признавая, что Морское министерство может быть до некоторой степени ответственно в своевременном минном заграждении рейдов, я представляю вашему превосходительству, не сочтете ли нужным войти в соглашение с военным ведомством, чтобы в видах незначительности морских средств на Черном море и вследствие этого ограниченности нашей помощи при заграждении рейдов, и имея в виду неопределенность настоящего политического положения дел, было бы теперь же приступлено к постановке мин на Черном море (исключая ударных), которые и оставить в воде в продолжение всего лета, через что, кроме выигрыша во времени, приобретется опыт относительно прочности минных принадлежностей при долговременном нахождении их в воде.

Контр-адмирал (подпись).

Помета директора канцелярии Морского министерства: «Управляющий Министерством приказал снестись с Военным министерством. А. Пещуров. 3 июня (18) 76 г.»

Ф. КММ, д. 6173, л. 15. Подлинник.

№ 81. 1876 г. июня 21. — Заключение заведующего минною частью на флоте по поводу испытания заграждения рейдов минами

Производя испытание заграждения рейдов минами, существующими в настоящее время в складах сухопутного ведомства, пришел к нижеследующему заключению: [175]

1) Постановка мин киллектором и пароходом военного ведомства весьма медленна и требует на каждую мину до 20 минут и непременной постановки киллектора или парохода на якорь.

2) Постановка существующих ударных мин весьма опасна и подъем их, по моему мнению, вовсе невозможен.

3) Сделанные приспособления для бросания гальванических мин с лодки Опыт дали значительно лучшие результаты, так что 5 мин становятся в 25 минут времени, но при этом лодка Опыт должна маневрировать, что при нескольких рядах мин может представить некоторое неудобство.

4) Для успешной постановки мин следует употреблять по возможности короткие паровые суда, устроив на них по пяти стрел на стороне вместо одной, сделанной на лодке Опыт, через что, кроме сокращения времени постановки мин, будет возможно, если не избежать неудобного маневрирования, то значительно сократить его.

5) Сделать на флоте общее расписание между мелкими судами для постановки мин и производить каждое лето репетиции этой постановки и раскладки буйков по створам, означающим линию мин.

6) Склады мин иметь на блокшивах или таких местах, откуда назначенные суда могли бы брать их быстро и где для этого были бы устроены приспособления.

7) Все ударные мины переделать на основании имеемых сведений о соляных минах, причем корпуса мин могут остаться настоящими.

8) Время от времени (не реже одного раза в три года) производить полное заграждение и оставлять его на три или четыре недели, чтобы судить о недостатках и неудобствах, которые только таким способом могут выясниться.

Контр-адмирал (подпись).

Ф. КММ, д. 6173, лл. 22, 23. Подлинник.

№ 82. 1876 г. июля 17. — Письмо военного министра управляющему Морским министерством о необходимых средствах, которые потребуются от морского ведомства при постановке минных заграждений у черноморских портов

Конфиденциально.

Вполне соглашаясь с мнением, изложенным в отзыве вашего превосходительства от 8 минувшего июня за № 3509, и признавая настоятельно необходимым определить размеры средств, какие могут потребоваться от морского ведомства в помощь инженерному для возможно быстрого заграждения подводными минами подступов к портам на Черном море, я имею честь покорнейше просить ваше превосходительство поручить заведывающему минною частью на флоте ныне же совместно с инженерным ведомством составить соображение о том, в каком размере потребовались бы вспомогательные [176] средства от морского ведомства в дополнение к имеющимся уже в распоряжении инженерного ведомства для установки подводных мин у черноморских портов; впрочем, необходимо то же исполнить и относительно Балтийского моря в течение не более 4 или 5 дней, руководствуясь при этом результатами опытов, произведенных в нынешнее лето в Кронштадте.

Если на основании составленного соображения средства флота окажутся недостаточными для постановки всех мин в требуемый срок, то может быть ввиду распоряжение о найме недостающего числа судов и людей, руководствуясь данными, имеющимися в Главном Инженерном управлении.

Что же касается до сообщения заведывающего Техническим гальваническим заведением о том, что для постановки мин в Днепровском лимане у Очакова и на Буге у Николаева потребуется не менее 39 дней, то такой расчет основан на наличных средствах гальванической части, положенных по мирному времени, имея в виду, что каждый порт уделит для постановки мин всего один небольшой пароход с соответствующими гребными судами и морскою командою, требующеюся в самом ограниченном числе; с увеличением же числа судов и команды, хотя бы и не от морского ведомства, устройство минных заграждений может быть окончено в желаемый срок...

Подпись.

Резолюция управляющего Морским министерством: «К личному объяснению с его превосходительством Алексеем Алексеевичем Пещуровым. 18 июля»{82}.

Ф. КММ, д. 6173, лл. 26–27. Подлинник.

№ 83. 1876 г. августа 9. — Отношение военного министра управляющему Морским министерством о командировании генерал-лейтенанта А. Н. Вансовича и полковника М. М. Борескова в Николаев и Керчь

Впоследствие отзыва от 2 августа за № 4476 имею честь уведомить ваше превосходительство, что вместе с этим сделано распоряжение по Главному Инженерному Управлению о командировании генерал-лейтенанта Вансовича и полковника Борескова в Николаев и Керчь для составления совместно с контр-адмиралом Пилкиным подробных соображений о средствах, которые потребуются от морского ведомства вдобавок к имеющимся в инженерном ведомстве к возможно быстрому заграждению наших портов Черного моря, [177] а также сообщено главному командиру Черноморского флота и контр-адмиралу Пилкину, что все сношения по заграждению портов Черного моря должны быть делаемы с заведующим минными складами в этих портах подполковником Афанасьевым, находящимся в крепости Керчь.

Военный министр (подпись).

Ф. КММ, д. 6173, л. 30. Подлинник.

№ 84. 1876 г. августа 10. — Из отношения управляющего Морским министерством главному командиру Черноморского флота и портов об организации минной части в Черноморском флоте

Конфиденциально.

...Ввиду того, что в случае войны ограждение минами наших портов не обойдется без содействия морского ведомства как судами, так офицерами и командами, я в нынешнем году, по соглашению с Военным министерством приказал контр-адмиралу Пилкину приспособить одну из наших канонерских лодок для бросания мин, и первыми, нагрубо сделанными приспособлениями скорость их погружения увеличилась в пять раз против погружений военного ведомства. Ныне военный министр обратился ко мне с просьбою о принятии таких же мер по вверенным вам флоту и портам. С этой целью я посылаю в Николаев контр-адмирала Пилкина, который сообщит вам в подробности мои по этому предположения. В главных чертах они заключаются в следующем.

1) Назначить по вашему выбору благонадежного штаб-офицера для заведывания минной частью в Черном море, через которого контр-адмирал Пилкин знал бы постоянно о нуждах Черного моря в отношении к минным принадлежностям.

2) Помощником; к нему будет назначен один из молодых офицеров, окончивших курс в Минном офицерском классе.

3) Расписать все легкие суда Черноморского флота по тем местностям, где предполагаются минные заграждения и где суда эти в большинстве случаев находятся, с тем, чтобы по телеграфному приказанию командиры их, прибыв на назначенные места, были заранее знакомы с местностью, с линиею положения мин, с местами их складов, а равно и знали бы, к кому из сухопутного начальства им обращаться для приема мин и содействия с их стороны минерами.

4) Назначить в распоряжение контр-адмирала Пилкина одно из судов по вашему усмотрению из тех, которые будут избраны для бросания мин, с тем, чтобы контр-адмирал Пилкин сделал на нем все необходимые приспособления и указал бы в местности, вами избранной, способ наивозможно быстрого бросания мин. [178]

5) Считая этим дело контр-адмирала Пилкина оконченным, ему следует затем возвратиться в Петербург, а в Черном море заготовить указанные контр-адмиралом Пилкиным приспособления на всех судах, назначенных к положению мин, и упражнять их на месте этим делом под надзором назначенного от вас начальника минной части. Так как многие из этих судов, весьма вероятно, имеют определенные занятия по разным станциям и находятся в крейсерстве, то от вашего усмотрения будет зависеть взаимная замена одних другими для того, чтобы все они исполняли на предварительном учении то, что, быть может, придется исполнить на деле в случае войны.

Если, с одной стороны, в этом деле желательна наибольшая поспешность в его исполнении, то, с другой стороны, достижение таковой поспешности облегчается малочисленностью мест, предполагаемых к заграждению, именно: Керчь, Севастополь, Николаев и Очаков, и пригодностью для этого всякого портового судна, а в случае нужды и мелких каботажных и буксирных пароходов коммерческого флота, лишь бы было больше офицеров, знакомых с этим делом.

Управляющий Морским министерством (подпись).

Ф. КММ, д. 6173, лл. 32–33. Отпуск.

№ 85. 1876 г. сентября 22. — Рапорт главного командира Черноморского флота и портов управляющему Морским министерством о мероприятиях по организации минного дела в Черноморском флоте

г. Николаев.

Конфиденциально.

15 мая сего года № 3070 канцелярия Морского министерства сообщила мне резолюцию вашего превосходительства от 8 мая о мерах, которые необходимо принять, имея в виду введение в Черноморском флоте самодвижущихся мин Уайтхеда. На основании этого и во исполнение предписания вашего превосходительства от 10 августа № 14 я по прибытии сюда контр-адмирала Пилкина, генерал-лейтенанта Вансовича и полковника Борескова назначил для заведывания минною частью в Черном море капитан-лейтенанта Дикова, который по познаниям своим вполне оправдывает выбор и будет очень полезен в этом деле. Кроме того, дав тотчас же в распоряжение контр-адмирала Пилкина пароход Инкерман, на котором приступили к устройству по указаниям его всех приспособлений, необходимых для постановки мин, поручил начальнику штаба моего совместно с контр-адмиралом Пилкиным составить полное соображение по этому вопросу. [179]

Мнение комиссии этой было представлено мне, и я вполне согласился со всеми ее предположениями. Мнение это должно было быть доложено вашему превосходительству лично контр-адмиралом Пилкиным по возвращении его в Петербург. Вместе с тем, комиссия составила и записку о минных принадлежностях и пловучих средствах, необходимых в каждом порту для постановки мин, и в моем присутствии выписка эта была доложена г. военному министру, который немедленно сделал все распоряжения, касавшиеся приобретения необходимых принадлежностей для мин, постановки и вооружения батарей для защиты минных заграждений и т. п.

Относительно же средств, которые понадобятся для сего от Русского общества пароходства и торговли, поручил мне войти в сношение с директором общества... контр-адмиралом Чихачевым и определить цены нужных для сего пароходов в случае покупки или найма их. Получив от контр-адмирала Чихачева нижепоказанные цены{83}, я немедленно сообщил о сем генерал-адъютанту Милютину, который передал мне высочайшее повеление о том, что все пловучие средства, предназначенные для постановки мин, должны состоять в ведении морского начальства.

Кроме того, г. военный министр поручил мне совместно с генерал-адъютантом Семекой и контр-адмиралом Чихачевым рассмотреть и решить вопрос о вооружении Одессы минами. Для этой цели я отправился в Одессу, и на общем заседании нашем было постановлено вооружить Одесский рейд минами, числом до 600, которые потребуется выслать из Петербурга, о чем уже сообщено военному министру, который сделал вместе с тем все нужные распоряжение относительно устройства батарей в Одессе и вооружения их артиллерией.

Что же касается до средств, необходимых для этой цели от Морского министерства, то, кроме парохода Инкерман, уже приготовленного для этого и постоянно практикующегося над способами постановки по указаниям капитан-лейтенанта Дикова, в Керчи для этой же цели избран пароход Прут, на котором также уже сделаны все нужные приспособления.

Кроме этих двух пароходов, как всего более пригодных для цели, может еще понадобиться пароход Сулин, остальные же затем суда флота, как винтовые и глубокосидящие, найдены неудобными для постановки мин, и нужные средства будут дополнены пароходами Русского общества пароходства и торговли, о которых сказано выше.

Паровые катера и шлюпки, необходимые при постановке мин, предположено доставить с судов, которые будут зимовать в портах, остальное же число должно быть приобретено от Русского общества [180] пароходства и торговли. Число нижних чинов, потребных для работ, должно быть доставлено нашими командами в портах, и для этой цели я предполагаю оставить зимовать в Керчи (где нужно, по мнению комиссии, 240 человек), кроме постоянно зимующих там, брандвахты, лоцмейстерского судна и пловучих маяков, еще одну или две шхуны и кавказскую промерную партию с ее шлюпками.

В Севастополе, где нужно 100 человек, я предполагаю также оставить на зимовку один корвет Воин, одну или две шхуны, команд коих будет вполне достаточно для всех надобностей этого порта. Кроме того, в Севастополе предполагаю еще оставить поповку Новгород, которая получила приказание быть вполне готовой на случай надобности.

Таким образом, в портах этих соберется достаточное число наших нижних чинов и шлюпок, которые могут быть употреблены в дело в случае нужды. Офицеры, которые будут заведывать пловучими средствами, необходимыми для постановки мин в Керчи, Севастополе, Одессе и Очакове, и будут работать по указаниям капитан-лейтенанта Дикова, также уже избраны мною.

Для того однако же, чтобы в случае нужды мы могли быть вполне готовыми приступить к немедленному заграждению портов минами и к встрече неприятеля, имею честь покорнейше просить скорейшего разрешения вашего превосходительства относительно следующих вопросов.

1) Разрешить прислать сюда возможно скорее чертежи устройства минных приспособлений к судам, судовые мины и все принадлежности к ним. Это необходимо ввиду заявленного контр-адмиралом Чихачевым желания тотчас же приспособить свои быстроходящие пароходы к действию минами для защиты Одессы и других портов. К работам этим должно быть приступлено заблаговременно, и в присылке этих чертежей настает крайняя надобность.

2) Прислать сюда теперь же двух или трех офицеров, окончивших курс в минном классе, для руководства при устройстве минных приспособлений к судам и, если понадобится, то и к шлюпкам, так как до сих пор офицеры наши совершенно не знакомы с этим делом; находящийся же здесь мичман Залесский состоит на поповке Вице-адмирал Попов и может понадобиться на этом судне. Один из присланных офицеров должен быть назначен тотчас же на поповку Новгород.

3) Разрешить выслать сюда на зиму человек до 20 минеров, окончивших курс в минном классе, не считая тех, которые должны быть присланы для укомплектования поповок. В настоящее время мы имеем только двух человек, а ввиду предполагаемого употребления пароходов я не нахожу возможным ограничиться менее чем 20 минерами, тем более что весною по миновании в них надобности они могут быть возвращены на север на свои суда.

4) Ввиду того, что осенью этого года мы должны уже получить некоторое количество пироксилина и мины Уайтхеда, прошу разрешения вашего превосходительства на приступление к устройству [181] минной мастерской, склада для мин и хранилища для пироксилина, из коих последнее, вероятно, возможно будет сделать и без особенных расходов.

Мысль комиссии о приспособлении шхуны Гонец к бросанию и испытанию мин Уайтхеда вполне одобрена мною. На основании ее я поручил инспектору кораблестроительных работ составить свои соображения о приспособлении к этому судну двух машин, снятых с поповки Вице-адмирал Попов, и по окончании их буду иметь честь представить вашему превосходительству.

Вчерашнего числа я телеграфировал вашему превосходительству о высочайшем повелении, полученном мною через г. военного министра, предписывающем немедленную приемку показанных выше пароходов от Русского общества пароходства и торговли и немедленное приспособление их к постановке мин. Командировав для этой цели капитан-лейтенанта Дикова в Одессу и другие порты для принятия этих пароходов, я избрал на них командиров, и так как пароходы эти, по условию моему с контр-адмиралом Чихачевым, сдаются без команды, то нашел нужным поскорее окончить работы промерных партий, в чем и телеграфировал вашему превосходительству. Мера эта, кроме того, вызывалась еще и необходимостью, чтобы в случае нужды команды этих партий были на местах и могли бы, по получении приказания о заграждении портов минами, немедленно приступить к этому.

Так как принимаемые от Общества пароходы должны быть в постоянной готовности и практиковаться над постановкою мин, то считаю своим долгом просить разрешения о производстве морского довольствия командирам и командам этих пароходов.

Вообще, текущие обстоятельства могут потребовать продолжения кампании судам и командам Черноморского флота сверх положенного по программе плавания, и другие непредвиденные и важные распоряжения и расходы, а потому считаю нужным испросить заранее разрешения вашего превосходительства по этому поводу.

Генерал-адъютант (подпись).

Ф. КММ, д. 6173, лл. 42–44. Копия.

№ 86. 1876 г. декабря 4. — Из приказа № 119 генерал-адмирала об учреждении во флоте должности флагманского минного офицера

...учредить во флоте должность флагманского минного офицера, с производством офицерам, назначаемым на такую должность, содержания наравне с флагманскими специальными офицерами...

Генерал-адмирал (подпись).

Ф. КММ, д. 6135, л. 49. Печатный. [182]

№ 87. 1877 г. января 8. — Письмо товарища генерал-инспектора по инженерной части Э. И. Тотлебена управляющему Морским министерством о количестве гальванических мин для заграждения портов Балтийского моря и потребном личном составе для производства работ по постановке этих заграждений

Секретно.

По составленным проектам на устройство минных заграждений в наших укрепленных портах Балтийского моря определилась необходимость в установке под водою гальванических мин с принадлежностями в следующем количестве: в Свеаборге плавучих мин 480, в Выборге — 190, в Кронштадте — 1620 и донных мин 100, в Динамюнде пловучих мин 334.

Из опытов, произведенных при ежегодных практических работах, а в последнее время при устройстве минных заграждений в портах Черного моря оказалось, что при вполне благоприятной погоде, хорошо обученной команде и непрерывной 12-часовой работе в сутки можно поставить до 30 мин, имея для этого один паровой киллектор, одну паровую шлюпку, одну баржу, одну 10-весельную и две 8-весельные шлюпки. Такое число судов с соответственною командою составляет одно рабочее отделение.

Но как успех установки мин прямо зависит от состояния погоды, а в особенности от ветра и волнения, причиняющих замедление и даже совершенное прекращение работ, то следует иметь в распоряжении судовые средства и команды в таком размере, чтобы при благоприятной погоде установить возможно большее число мин, а потому признается необходимым на каждые 200 пловучих и на каждые 100 донных мин назначить по одному рабочему отделению вышеприведенного состава.

На таком основании составлена прилагаемая при сем ведомость, показывающая число судов и личный состав офицеров и нижних чинов морского ведомства, необходимых для устройства минного заграждения в каждом из 4 вышеупомянутых пунктов Балтийского прибрежья. В случае замены киллекторов обыкновенными пароходами, то на устройство требуемых, согласно изложенному в примечании к ведомости, приспособлений, подробное описание и чертежи последних будут представлены дополнительно, вслед за сим.

Препровождая означенную ведомость, имею честь просить ваше превосходительство почтить меня уведомлением: может ли Морское министерство отрядить потребное число судов и команд на устройство вышеозначенных минных заграждений, в случае надобности, весною настоящего года.

Тотлебен. [183]

Помета директора канцелярии Морского министерства: «Весьма нужное. Послать его превосходительству К. П. Пилкину. Не угодно ли будет ему зайти завтра в канцелярию около 3 час. для предварительного обсуждения того дела, перед докладом его управляющему министерством в среду. А. Пещуров. 10 января 1877 г.»

Ведомость количества плавучих мин, числа судов и личного состава, необходимых для устройства минного заграждения в Балтийском море

8 января 1877 г.

Наименование судов Число судов Морского ведомства
офицеров нижних чинов
В Свеаборге      
Пловучих мин — 480      
Паровых минных киллекторов 2 2 52
Паровых шлюпок 2  — 10
Барж 2  — 20
10-весельных шлюпок 2  — 22
8-весельных шлюпок 4  — 36
Итого  — 2 140
В Выборге      
Пловучих мин — 190    —  
Паровой минный киллектор 1 1 26
Паровая шлюпка 1   5
Баржа 1  — 10
10-весельных шлюпок 1  — 11
8-весельных шлюпок 2  — 18
Итого  — 1 70
В Кронштадте      
Пловучих мин — 1620      
Донных мин — 100      
Паровых минных киллекторов 9 9 234
Паровых шлюпок 9  — 45
Барж 9  — 90
10-весельных шлюпок 9  — 99
8-весельных шлюпок 18  — 162
Итого  — 9 630 [184]
В Динамюнде      
Пловучих мин — 334      
Паровых минных киллекторов 2 2 52
Паровых шлюпок 2  — 10
Барж 2  — 20
10-весельных шлюпок 2   22
8-весельных шлюпок 4  — 36
Итого  — 2 140
Всего  — 14 980

Примечание. Киллекторы могут быть заменены обыкновенными небольшими мелкосидящими колесными пароходами, на которых в таком случае должны быть сделаны следующие приспособления:

а) подъемный поворотный кран (на корме);

б) две пентербалки и шпиль (на корме);

в) дубовые крамболы со шкивами (на баке);

На баржах же должны находиться:

а) подъемный поворотный кран;

б) станок для прокладки кабеля.

10-весельные шлюпки должны быть снабжены поворотной платформою для прокладки сетей.

Паровые шлюпки должны быть способны ходить в свежую погоду.

Начальник отделения (подпись).

Ф. КММ, д. 6173, лл. 54–58, Подлинник.

№ 88. 1877 г. июля 2. — Записка начальника эскадры Балтийского моря вице-адмирала Г. И. Бутакова о постановке судами эскадры минного заграждения и выработке правил для расстановки мин

В течение малого числа пригодных для работ дней в июне месяце судами, находящимися в моем распоряжении, сделано следующее.

1) Опасными канонерскими лодками капитан-лейтенанта Березина проверены, обозначены вехами и, сверх того-, во многих случаях створами все подходы к доступным по глубине батареям Северного фарватера Кронштадта.

Канонерские лодки, сверх описных обязанностей, служили для буксировки учебной баржи с минами к местам заграждений и обратно оттуда. [185]

2) На Южном фарватере обследованы ими пути для мониторов и лодок с баржами, а также отчасти проверены уже существующие свайные и ряжевые заграждения.

3) Все мониторы и лодка Ерш крейсеровали посреди отряда, обошли все пути Северного фарватера по нескольку раз, входили в гавани всех доступных по глубине батарей, швартовались в них и выходили, чтобы становиться по различным диспозициям северных фарватеров.

4) Из команд шести мониторов было организовано три отделения для минных заграждений и от двухбашенной лодки Смерч - четвертое. Каждое из этих четырех отделений ставило поочереди вместе с переменною саперною командою минные заграждения на Северном фарватере, пока все не выучились расставлять 10 мин в промежутках от одного часа до полутора часов, с гальваническою поверкою, чем обеспечивается приблизительная скорость постановки всех минных заграждений в Кронштадте в промежуток около 30 рабочих часов.

5) Выработаны мною и саперным поручиком Головкиным, с теплым содействием начальника минной части на флоте контрадмирала Пилкина 1-го, правила для расстановки мин, которые напечатаны в типографии штаба главного командира. Они дают возможность легко научить и новые минные отделения быстрому устройству этих заграждений. К этому последнему учению уже приступлено на южном Кронштадтском фарватере из двух минных отделений, составленных из команды батареи Кремль, и затем будут в свою очередь обучены такие же два отделения из команды батареи Не тронь меня.

6) Обращено внимание инженерного ведомства и получено обещание устранить недостаточность рымов, палов и тумб для швартовления мониторов в гаванях батарей.

Бутаков.

Ф. КММ, д. 6173, лл. 138–139. Подлинник.

№ 89. 1877 г. августа 14. — Из письма управляющего Морским министерством генералу от артиллерии А. А. Баранцову{84} об устройстве электрического освещения на линии кронштадтских минных заграждении

...генерал-адмирал признает необходимым, чтобы линии минных заграждений в Кронштадте, а также и пространства впереди расположений флота как на Южном, так и на Северном фарватерах освещались электрическими фонарями для предупреждения подхода [186] в ночное время неприятельских судов и шлюпок к минным заграждениям и к флоту.

Имеющихся на судах осветительных электрических приборов по расположению кронштадтских рейдов недостаточно для этой цели, и, по мнению его высочества, необходимо иметь приборы для электрического освещения еще на следующих фортах и батареях.

На южном фарватере:

на форте Константин,

на форте № 3 (башенный),

на форте № 1 (ближайший к ораниенбаумскому берегу) и

на форте Александр.

На северном фарватере:

на четырех батареях, поставив аппараты через батарею.

Сообщая о вышеизложенном вашему высокопревосходительству, прилагаю при сем вследствие личного с вами объяснения общие технические соображения об устройстве электрического освещения на фортах и батареях с приблизительною сметою расхода на один аппарат{85}.

Подпись.

Ф. КММ, д. 6173, л. 143. Отпуск. [187]

Дальше