Крылатый артиллерист
Монотонный перестук колес скорого поезда навевал дремоту, убаюкивал. Витрук стряхивал с себя сонливость, вспоминал недавнее. Вновь и вновь мысленно возвращался в свой полк, и всякий раз на память приходило душевное напутствие комиссара полка Макарова, опытного артиллериста.
Нелегко расставаться с вами, прощаясь и пожимая руку, говорил комиссар. Вы требовательный командир и человек хороший. Но, как говорится, кому до завальни, а кузнецу к наковальне, улыбнулся он. Правда, теперь кузнец мечтает подчинить своей воле не молот, а боевой самолет. Ну что ж, дерзайте, сказал он. И, помолчав, добавил: Только учтите, Андрей Никифорович, ведь вы командир, а у летчика нет ни наводчика, ни заряжающего. В небе он сам себе и командир, и подчиненный...
Новое назначение Андрея Витрука не было случайным. В связи с недостатком командных авиационных кадров было признано целесообразным комплектовать командные должности в ВВС страны не только за счет летного состава, а широко привлекать также лучших общевойсковых командиров.
За окном проносились запорошенные снегом леса, время от времени их сменяли необозримые белые просторы полей. [19]
От приглашения соседей по купе пойти в вагон-ресторан Андрей отказался. Оставшись один, решил прочитать письма из дома, которые получил перед самым отъездом.
Витрук достал из сумки небольшие треугольнички, исписанные знакомым почерком. Один из них от брата Петра. В письме брат подробно рассказывал о новостях в селе. Великий поворот в жизни села коллективизация увлек своими масштабами всех в родных Андрушках. Витрук чувствовал гордость за своих земляков.
Новости из дома радовали: колхоз помог семье вспахать огород, дал лошадей свезти сено. В случае нужды можно было и на базар съездить.
Вернулись соседи по купе.
Зря, старшой, не пошел с нами, не успев прикрыть дверь, громко заговорил чубатый, крепкого сложения парень. Борщ мировой был, знаменитый, украинский.
Против хорошего борща я бы не возражал. А вы где к борщу пристрастились, если не секрет? с невинным видом спросил Андрей.
Ну, моя Полтава славится не только галушками, парировал шутливый выпад чубатый парень.
Так мы почти соседи! Я с Житомирщины.
Ну вот, привет земляку! звонко захохотал чубатый полтавчанин и представился: Иван Корниенко. А то мой коллега Анатолий Демкин всегда спорит, что тамбовские блины лучше полтавских галушек.
Андрей назвал свою фамилию и пожал руку Ивану Корниенко и Анатолию Демкину.
Куда едешь, уточнять не положено, заговори опять Корниенко. Сам не один год был таким, правда с крыльями на фуражке. А теперь работаю на заводе.
Витрук понимающе опустил взгляд на стакан с горячим чаем и ждал, о чем сосед поведет речь дальше.
Дорога в небо оборвалась, летчик без самолета, улыбнувшись одними губами, снова заговорил Корниенко.
Андрей вдруг отчетливо почувствовал за нарочито веселостью этого парня глубоко скрытую боль. Все молчали, и Корниенко продолжил:
Помню себя мальчонкой с ниткой и бумажным змеем. Где только не побывали мои «самолеты»!.. Любимая книга у меня была «Воздушный флот в [20] мировой войне». Позже, уже парнями, мы распевали под гармошку:
Есть теперь стальные птицы, Потом аэроклуб, продолжал Корниенко. Военная школа пилотов. Летать любил. А главное, стремился блеснуть. Выжимал из машины все, на что она способна. А когда меня хотели приструнить, «загнать» в приказ или инструкцию, сопротивлялся, пытался доказать, что в небе хозяин я: как хочу, так и лечу. Вот и подломился... Пришлось распрощаться с голубыми петлицами.
Андрей слушал рассказ неудачливого военлета и будто видел кусочек своей биографии мечты об авиации почти у всех ребят его поколения начинались с бумажного змея.
В Борисоглебск поезд пришел утром. Витрук не спеша вышел из вагона, обдумывая, как ему лучше добраться до школы. Решил ехать автобусом, у которого заметил несколько авиаторов. В пути Витрук успел определить, что у него еще три попутчика: два артиллериста и танкист.
Два дня ушло на формальные процедуры: сдачу аттестатов, получение обмундирования и многое другое. Знакомство со школой произошло только на третий день.
Вступительное слово начальника летной, школы П. В. Скробука было кратким. Зачитав приказ о зачислении курсантов на учебу, он рассказал об учебном отделении: когда было создано, кого готовит, какие требования предъявляются к ним, курсантам и слушателям особой группы.
Мы не говорим, что будет трудно. Не напоминаем о строгой уставной службе. Это вы знаете сами, сказал начальник школы. Так что, если кто приехал к нам ради романтики, красивой формы, мы сделаем ему две отметки: «прибыл», и «убыл» к месту прежней службы...
По-иному знакомился с курсантами комиссар В.В. Кузнецов.
Освоить воздушную стихию, подчинить своей воле самолет, ребята, задушевно сказал комиссар, дело увлекательное и интересное. Наша школа вступила в свое второе десятилетие. Из нее вышли такие летчики, как Валерий Чкалов, Николай Каманин, Владимир [21] Коккинаки. Опыт и знания этих пилотов служат примером для летчиков Военно-Воздушных Сил.
Комиссар рассказал об учебной базе, о кадрах инструкторско-преподавательского состава. Напомнил о спортивных традициях школы.
Со всем этим вы познакомитесь в процессе учебы, а сейчас, если нет вопросов, закончил он свое выступление, ясного вам неба и мягкой посадки.
«Уже тогда я твердо усвоил, вспомнит много лет спустя Андрей Никифорович Витрук, что у неба свои суровые законы, оно покоряется отважным, но тем, кто повинуется законам летной службы».
Занятия начались через несколько дней, 1 марта 1933 года. Витрук вновь сидел в учебном классе и внимательно вслушивался в слова преподавателей. Все лекции о материальной части самолета, о конструкции мотора и теории полета аккуратно конспектировал. Специальные термины, нужные цифры, характерные примеры старательно подчеркивал, выделял в тетради с тем, чтобы сразу же, в перерыве, прочитать еще раз, прочно усвоить.
Андрей внимательно присматривался к бывалым авиаторам, прислушивался к их советам, пожеланиям, сознавая, что какую бы работу в первый раз ни начинал человек, ему всегда трудно. Тем более, если это твой первый полет на учебно-боевой машине, а тебе уже за тридцать. Но Андрей работал без оглядки. Учился, не давая себе поблажек, приближаясь к поставленной цели.
В тот день он вернулся домой несколько раньше и удивился, застав жену расстроенной, печальной. Это было так непохоже на внимательную, не унывающую никогда Наташу.
Что-то случилось? с тревогой в голосе спроси Андрей. Не заболела ли? Может, Нина нездорова?
Ничего, Андрюша. Здоровы и я и Нина, все хорошо. Обзавожусь знакомыми на новом месте. Просто сегодня Нина, не задумываясь, на вопрос соседки «Где твой папа?» ответила: «А он от нас уехал...». И главное, дочь ни в чем не виновата. Действительно, она тебя давно не видела. Ты уходишь на занятия, когда она еще спит, а возвращаешься, когда уже спит...
Только сейчас Андрей вспомнил, что за все эти дни он ни разу не побывал за пределами школы. Но и в [22] ближайшее время вряд ли удастся выкроить время для семьи, для отдыха учеба шла в напряженном ритме, нагрузки не снижались. Да и сам он не мог дать себе ни малейшего послабления еще столько предстояло изучить!
Время чередовало зачеты и экзамены, приближалась заветная пора практики. Полеты! Счастливый финиш, к которому идет по тернистой дороге каждый, кто решил обрести профессию мужественных и отважных стать пилотом.
Об Андрее Витруке говорили в учебном отделении и во всей школе, как об одном из лучших слушателей. В канун Дня Воздушного Флота СССР его фотография была помещена на доске отличников. Курсант-командир был избран в состав партийного бюро школы.
В предновогодний декабрьский вечер Андрей вернулся с занятий раньше обычного. По его довольному сияющему лицу можно было догадаться о каком-то сюрпризе. Первой это почувствовала, как всегда, дочь.
Улыбаясь, Андрей достал что-то завернутое в бумагу. Сказал торжественно:
Вот тебе, Нина, подарок к Новому году. Вручив игрушку дочери, он извлек из портфеля небольшой сверток и Наташа ахнула. В руках мужа пылал всеми цветами радуги нарядный шерстяной платок.
Спасибо, Андрюша! Как же ты догадался купить именно то, о чем я давно мечтаю.
Интуиция, Наташа, интуиция, не скрывая удовольствия, отвечал Андрей. Сегодня сдал последний теоретический предмет! объявил он торжественно.
Уложив дочь в постель, они принялись писать поздравительные письма родным и друзьям по случаю наступающего 1934 года.
Новогоднее письмо родителям у Андрея получилось кратким, его дополнила жена. Затем написали в Сумы: там, в школе, осталось много хороших друзей-артиллеристов.
Весна рано заявила о своих правах. Уже в конце марта в лесу забелели подснежники, ярко зазеленел чистотел, поднялись над землей одуванчики. Нарядным стало и очистившееся от снега широкое поле аэродрома.
В то утро летчик-инструктор А. Н. Чернышев выпускал в самостоятельный полет новый отряд курсантов. Приняв от механика рапорт о готовности самолетов к [23] полетам, он не спеша, со всей тщательностью произвел предполетный осмотр. Своими руками проверил каждый шплинт, каждую контровочную булавку. Замерил в баках наличие бензина и масла. Ногой попробовал упругость колес. Лично убедился в готовности каждой машины к полету.
Утреннюю тишину вспугнула строевая песня. Чеканя шаг, к стоянкам самолетов приближалось несколько групп слушателей и курсантов. Одну из них вел командир отделения А. Н. Витрук.
Товарищ командир, группа слушателей и курсантов третьего отделения первой учебной роты прибыл для проведения самостоятельных полетов, доложил Витрук и сделал шаг в сторону.
Вольно! скомандовал инструктор Чернышев и, окинув взглядом притихших курсантов, заговорил:
Итак, с полетами во второй кабине покончено. Все вы получили определенные навыки полетов. Оценки полетных заданий свидетельствуют, что вами все достаточно усвоено и отработано. Теперь вам предстоит сделать первый самостоятельный шаг, с которого и начинается дорога каждого в небо. А теперь вопрос: кто может кратенько охарактеризовать нашего «зеленого кузнечика»? инструктор кивнул на самолет.
Разрешите мне, шагнул вперед Андрей Витрук и, получив разрешение, отчеканил:
Самолет У-2, «учебный второй», биплан конструкции Поликарпова. Двухлонжеронные крылья. С двигателем М-11 в 100 лошадиных сил. Скорость 120 километров в час. На вооружении с января 1928 года. Испытывал самолет летчик Михаил Громов.
Все правильно, одобрительно кивнул Чернышев. Даже про испытателя не забыл. А если мы сегодняшние «испытания» начнем с вас, слушатель Витрук?
Есть вылететь первым! ответил Андрей. Не спеша забрался в переднюю кабину. Осмотрелся и приступил к работе. «Главное последовательность», рассуждал про себя.
Как бы откашлявшись, четко заработал мотор. Выждав заданное время, Андрей получил «добро» и плавно подал ручку сектора газа вперед. Самолет медленно тронулся со стоянки на старт...
Поднят сигнал: «Взлет разрешен». Летчик дает газ, и машина начинает разбег. Андрей сосредоточенно [24] смотрит на капот и легким движением выбирает ручку на себя. Медленно опускается нос самолета, а под крылом начинает стремительный бег земля. Толчок и машина оторвалась от взлетной полосы и зависла в воздухе. Первый круг над аэродромом! Как жаль, что уже пора на посадку... Однако посадка сейчас не менее сложная и ответственная задача для летчика, чем взлет.
Опять набегает земля. Отчетливо видна крупная буква «Т», выстланная из белых полотнищ. Рокот мотора сменяется каким-то глухим шелестом винта. У самой земли самолет поднимает нос, и машина мягко садится на три точки.
Друзья-курсанты, рассыпавшись по стоянке, бросают вверх пилотки в знак успешного завершения первого самостоятельного полета Андрея Витрука.
Скупой на похвалу Чернышев крепко пожал руку Андрею и коротко сказал: Молодец!
20 апреля 1934 года страна назвала первых своих героев, отличившихся при спасении челюскинцев. Звание Героя Советского Союза было присвоено и воспитаннику 2-й Борисоглебской военной школы летчиков Николаю Каманину.
На митинге, состоявшемся в школе по этому поводу, от имени тех, кому предстояло продолжить славные традиции воспитанников школы, выступил член партбюро А. Н. Витрук.
Высшая награда Родины, сказал он, которой удостоен воспитанник нашей школы коммунист Каманин, не только вселяет в нас гордость, но налагает обязанность держать равнение на героя. Скоро мы закончим курс обучения и получим путевку для дальнейшей службы. Я уверен, что крылатые борисоглебцы сделают все, чтобы приумножить славные традиции своего учебного заведения. Во всех делах и поступках мы будем равняться на первых героев Страны Советов. И, прежде всего на Николая Петровича Каманина, получившего путевку в небо в нашей летной школе.
И вот учеба закончена, получен диплом, и в декабре 1937 года А. Н. Витрук отбыл к месту назначения. Его принял командир авиабригады комбриг Степан Акимович Красовский. [25]
Из житомирских Андрушков, значит, родом, добродушно протянул руку комбриг. Я из села Глухи, с Могилевщины. Считайте, почти земляки... Помолчав, поинтересовался: По артиллерии скучать не будете?
По всему было видно, что характер у комбрига покладистый. Приняв рапорт Витрука о его прибытии для прохождения дальнейшей службы, он пригласил садиться.
Андрей сел и, помедлив, сказал откровенно:
Возможно, и буду, только жизнь моя теперь принадлежит авиации.
Ответ, достойный похвалы, довольно заметил Красовский. Я ведь в шестнадцатом году начинал свою службу механиком беспроволочного телеграфа. Думал, лучше моей профессии на свете нет. Но так уж вышло полюбилась и другая, и тоже, уверен, на всю жизнь.
Беседу прервал телефонный звонок. Комбриг взял трубку и, занятый разговором, повернулся к окну. Андрей огляделся. От своих знакомых и друзей он слышал много хорошего об этом боевом командире. Незаметно скользнул взглядом по лицу Красовского. Острый взгляд, две небольшие складки на лбу. Крепко сидящая на плечах бритая голова придает ему сходство с Григорием Ивановичем Котовским, славным героем гражданской войны. На темно-синем френче алел орден Красной Звезды.
Андрей слышал, с какой решительностью и категоричностью Степан Акимович закончил разговор:
Экспериментами заниматься нет времени. Надо летать! Как можно больше и лучше.
Повесив трубку, комбриг задумался. То ли был еще под впечатлением телефонного разговора, то ли размышлял над биографией Витрука, которая чем-то напомнила его собственную.
Это хорошо, что вы получили профессию артиллериста и уже прошли определенную школу, сказал комбриг. Артиллерийские знания летчику нужны. Наш комбриг Александр Николаевич Лапчинский уже после окончания двух университетов, Петербургского и Мюнхенского, экстерном сдал на офицера артиллерии. Неплохим был артиллеристом, затем потянулся в небо и закончил Киевскую военную школу летчиков-наблюдателей. Теперь это отличный штурман и крупный теоретик по вопросам авиации. Его труд «Тактика авиации и [26] вопросы противовоздушной обороны» удостоен премии имени М. В. Фрунзе.
А. Н. Витрук внимательно слушал Красовского и думал: «Не зря в школе говорили, что в Ленинградском военном округе люди служат особые».
Закончив беседу, Степан Акимович встал.
Мы посылаем вас в 110-й отдельный артиллерийский авиационный корректировочный отряд, сказал в заключение. Народ там отличный, летают, бомбят и стреляют весьма умело, так что в добрый час.
Первое, чем поинтересовался при знакомстве командир отряда майор Брынский, где разместил Андрей семью. Брынский тоже был выпускником Борисоглебской школы летчиков, хорошо помнил своих инструкторов боевых руководителей-наставников Костромина, Чернышева, командира звена Иванова. И это сразу придало их беседе непринужденный характер. Витрук сообщил, что многие из тех, кого назвал Брынский, продолжают трудиться в школе и слывут общими любимцами у курсантов.
...И потекли, побежали дни службы. Напряженные полеты сменяли теоретические занятия в классах, на тренажерах. Не все ладилось, особенно в первое время. Но командиры всегда приходили на помощь. Никто не прибегал к категоричному «требую», «приказываю», учили по-деловому: рассказом и показом.
Не один вечер А. Н. Витрук допоздна просидел за учебником А. Н. Лапчинского штудировал статьи по теории полетов бомбардировочной авиации и корректировке огня артиллерии. Накануне его звено не справилось с задачей по бомбометанию. Причина неудачи была найдена. На боевом курсе летчики не выдерживали заданную высоту. Машины давали просадку, и точность бомбометания нарушалась.
Прошло немного времени, и, участвуя в разборе полетов, которые проводил Витрук, майор Брынский высоко отозвался о летчиках звена. Немаловажным было не только умение пилотов отлично летать, но и тактически мыслить. Правда, по-прежнему имела место излишняя торопливость в действиях отдельных экипажей на боевом курсе.
Закончив разбор, Андрей отпустил авиаторов, но Брынский неожиданно попросил его задержаться. [27]
Обычно начальство скрывает от подчиненных свои добрые чувства к ним, пошутил Брынский. Я все же хочу сказать: командование довольно вашим звеном, вашей работой. Однако... и он обстоятельно, спокойно изложил свою точку зрения на то, над чем, по его мнению, еще нужно поработать Витруку, на какие вопросы обратить внимание.
Перед звеном А. Н. Витрука, перед их дивизией и Военно-Воздушными Силами страны стояли большие интересные задачи.
Осень 1938 года выдалась на редкость дождливо, но в полку почти не прекращались полеты. При такой погоде А. Н. Витрук был особенно внимателен ко всему: к подготовке Р-5 к полетам, порядку выруливания на старт, взлету. Всякий раз, поднимаясь в воздух, он примечал особенности ландшафта и линейные ориентиры сообразно изменениям погодных условий. Ему крайне нужен был опыт таких полетов.
Отряд отрабатывал задачи по корректировке огня и бомбардировке малоразмерных целей впереди предстояло участие в больших воздушных маневрах Красной Армии. В учебных классах и кабинах самолетов, на тренажерах, над картами и схемами до позднего вечера молодой командир со своими экипажами закрепляли навыки сложных полетов.
Проигрывали различные варианты поражения малых целей, и это повышало классность и мастерство авиаторов, о чем свидетельствовали результаты последующих полетов.
Вот как протекало одно из таких занятий.
Цель, которую нам предстоит уничтожить, известна это «вражеский» мост, дает вводную Витрук. Знаем мы и расположение огневых средств «противника». Спрашивается, как использовать боевую мощь Р-5, чтобы с первого захода уничтожить объект?
Командир старается подключить к решению этой задачи как пилотов, так и штурманов звена. Недолгая пауза и появляются предложения. Кто-то предлагает вылетать на цель не всем звеном, а попарно: одна пара наносит «удар» по огневым точкам «противника», вторая, идущая за ней, бьет по «мосту».
Однако зенитчики «противника» дремать не будут. [28]
Достанет ли наши Р-5 прицельный огонь противника? Конечно, достанет.
Значит, надо учесть и использовать слабые стороны зенитных средств и прибегнуть к маневру высотой. Вылетать парами с интервалом, первая пара обнаруживает огневые точки «противника», вторая, идущая за ней наносит «удар».
Мысль правильная. Командир звена поддерживает это простое и смелое решение. Довольный, поднимается и объявляет «отбой».
Ответственные учения прошли успешно, задача была выполнена при сложных погодных условиях. Среди других отличилось и звено старшего лейтенанта А.Н. Витрука.
Несмотря на поздний час, Наталья не спала. Уложив дочку, что-то шила, штопала, коротая время.
Дождавшись мужа, сообщила: из Андрушков пришло два письма от родителей и друга детства Федора Мельника. Все живы, здоровы. Переодевшись, Андрей вслух прочитал письмо товарища.
«Мой дорогой дружище, Андрей, писал Федор. Как бы хотелось взглянуть на тебя если не в небе, так хоть на земле. Увидеть твои голубые петлицы, наш андрушковский сокол! Недавно приезжал в село на побывку Сергей Дьяченко, он летчик-истребитель. Пошел в авиацию и Володька Друзь. Только я и остался дома. Думаю, время пересесть с брички на трактор. Твои отец и мать беспокоятся о тебе. В Испании ведь война. Знаю, наши тоже туда едут...»
Наталья смотрела на мужа и удивлялась. В такие минуты Андрей преображался.
Взглянув на часы, Витрук направился к письменному столу. «Как еще много надо сделать», сокрушался про себя.
В сентябре 1938 года старший лейтенант Витрук был назначен командиром авиаотряда. Девять боевых самолётов СБ, коллектив летчиков, техников, механиков и авиаспециалистов получил под свое начало молодой командир. Андрей Никифорович проходил мимо застывших в ровном строю мощных двухмоторных самолетов и ощущал их, как живые существа, знал, что это боевая, сокрушительная сила. В грозной машине его привлекало все: и внешний вид, и летно-тактические данные. [29] Скорость бомбардировщика СБ в полтора раза превышала скорость тяжелого ТБ-3. Обшивка СБ была гладкой, с хорошо обтекаемым фюзеляжем. Полностью убирались шасси. Два двигателя водяного охлаждения мощностью в 760 лошадиных сил.
Но главное, что рождало у старшего лейтенанта гордость и уверенность, готовность выполнить любой приказ Родины это боевой отряд авиаторов. С подчиненными А.Н. Витрук всегда поддерживал такие взаимоотношения, которые сплачивали отряд, воодушевляли воинов на победы в учебе и в работе: для каждого члена коллектива у него было и нужное слово, и добрый совет. Андрей умел вовремя и похвалить подчиненного, и спросить за промахи или упущения.
В один из дней, когда в полку чествовали авиаторов отличившихся на летно-тактических учениях, парторг Алексей Солошин, пожимая руку старшему лейтенанту А. Н. Витруку, сказал:
Ты, как говорят, в рубашке родился. Все тебе по плечу. Понятно, нелегко это достается. Вижу, ребят своих приучаешь к труду, к дисциплине и самодисциплине. Большое делаешь дело!
Витрук знал: если их партийный вожак обращался к кому-то на «ты», значит, говорил с ним, как товарищ с товарищем, по велению сердца.
Из служебной и партийной характеристики старшего лейтенанта Витрука:
Октябрь 1938 г.«...За время командования авиаотрядом добился значительных успехов в боевой и политической подготовке. Вывел подразделение в число передовых. Руководит правильно. Добился хороших результатов в подготовке артиллерийских летчиков-наблюдателей. На полковых учениях и стрельбах работа авиаотряда полностью обеспечила выполнение артстрельб. Дисциплинирован, инициативен, аккуратен, тактичен...»
Как один из лучших командиров отрядов Андрей Витрук вскоре возглавил эскадрилью скоростных бомбардировщиков СБ. Ему присвоили очередное воинское звание капитан.
И снова новые люди. Новые обязанности. Новые задачи. Он работал, учил и учился, Прошло немного [30] времени, и о мужестве и отваге молодого комэска заговорили далеко за пределами полка.
Август 1939 года. Эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ возвращалась с полигона после учебного бомбометания. Уже на подходе к аэродрому командир эскадрильи капитан Витрук заметил, как дернулась и поползла к красной черте стрелка манометра, предупреждая: температура масла левого мотора угрожающе растет.
Командир корабля сообщил штурману о случившемся. Уточнили местонахождение. Капитан Витрук выключил левый двигатель. У экипажа это не вызвало тревоги. И штурман и стрелок-радист хорошо знали своего командира, верили в него.
Вот и аэродром. Сделав разворот, капитан привычно поставил кран шасси на выпуск и продолжал заход на посадку. Но что это? Красная лампочка на приборной доске известила о том, что левое шасси не вышло из гнезда.
Андрей резко послал сектор газа вперед, мотор потащил машину в набор высоты.
Руководитель полетов по радио давал команды пилоту, как можно исправить положение. Витрук выполнял их четко и спокойно.
Для аварийного выброса «ноги» рекомендовалось усиленно покачать гидропомпой. Капитан Витрук проделал и это. Но сигнальная лампочка не гасла. Винт левого мотора неохотно вращался под напором встречного ветра. Ситуация становилась критической. Однако командир не сдавался. Главное выпустить застрявшее шасси!
В который раз самолет набирает высоту и резко, со свистом, идет вниз, покачиваясь с крыла на крыло, с тем чтобы встряхнуть заклинившее шасси.
Уходите в зону. Наберите высоту и прыгайте! приказывает земля. И все же Андрей решается:
Разрешите посадку!
Посадку запрещаю, отрезал командир, но после небольшой паузы четко произнес:
Я «Буран-десять», посадку разрешаю. Будьте внимательны.
К месту посадки, набирая скорость, устремляются санитарная и пожарная машины. [31]
Толчок, еще толчок, и тяжелый двухмоторный самолет на одном работающем моторе и одном колесе катится по взлетной дорожке. Посадка произведена смело и мастерски, как это удавалось только летчикам чкаловского класса. Бомбардировщик, поддерживаемый в равновесии силой инерции, погасив скорость, валится на крыло и, чиркнув консолью о землю, останавливается.
Это был отважный поступок, достойный летчика-аса, но Андрей не любил вспоминать о нем. Позже, в Андрушках, когда земляки расспрашивали его об успехах на службе, он, как правило, отшучивался, когда вопросы были адресованы лично к нему, но зато увлеченно, с необыкновенным подъемом и воодушевлением рассказывал о Валерии Чкалове, Николае Каманине, о Григории Кравченко, Сергее Грицевце, Иване Лакееве, о героях неба республиканской Испании, о подвигах крылатых воинов в боях у озера Хасан и на Халхин-Гола.