Кингстоны «Варяга»
Гремел, надрывался оркестр, но его звонкую медь и барабаны заглушали восторженные крики. Город приветствовал строй матросов с одним и тем же именем [126] корабля на бескозырках: «Варяг». Петербург встречал героев боя у Чемульпо. Торжественный марш, потом обед, вручение наград и подарков.
Шагает под серебряное пение фанфар и трюмный механик Яков Саввич Солдатов, и никто в праздничной толпе не знает, что его подпись, как младшего по чину на корабле, стоит первой под документом, которым засвидетельствована для истории героическая гибель «Варяга».
«Акт свидетельства командира и офицеров крейсера 1-го ранга «Варяг» 27 января 1904 года.Мы, нижеподписавшиеся, сим свидетельствуем, что сего числа, вернувшись после часового боя с японской эскадрой, на рейд для исправления повреждений, чтобы иметь возможность возобновить бой, пришли к заключению, что крейсер не может быть исправлен судовыми средствами настолько, чтобы возобновить бой в тот же день, а потому решили уничтожить его, так как в противном случае им мог завладеть неприятель, угрожавший в четыре часа пополудни войти на рейд и овладеть крейсером одержать легкую победу.
На основании сего общим собранием офицеров решили уничтожить крейсер. По свозу раненых и команды были открыты кингстоны, и крейсер в 6 часов 10 минут затонул».
Этот документ не единственное упоминание об участии Солдатова в легендарном бою. В «Донесении командира о распределении обязанностей офицеров в бою» указано: «Яков Солдатов, трюмный механик, при заделке пробоин и тушении пожаров». В воспоминаниях командира крейсера читаем: «Трюмный механик, помощник старшего инженер-механика Яков Солдатов выказал много храбрости при заделке пробоин, задрайке дверей, тушении пожаров и выкачивании воды из трюмов». Вода откачивалась, чтобы удержать израненный крейсер какое-то время на плаву. А потом Солдатаву пришлось заняться противоположным делом. Подписав «Акт свидетельства», он открыл кингстоны...
Заполняя в декабре 1922 года в техническом управлении РККФ длинную анкету «Основной послужной список», старший приемщик кораблей бывший генерал-майор Яков Саввич Солдатов в графе XIX «Бытность в походах, в делах против неприятеля, с [127] объяснением, где именно, с какого и по какое время, чем отличился и полученные на войне раны, контузии, отравления удушливыми газами» напишет: «Во время русско-японской войны участвовал в бою на крейсере «Варяг» с японской эскадрой, во время которого крейсер потерял всю прислугу, потерял способность к маневрированию и ход и был мною затоплен, за что я награжден был орденом св. Георгия 4-й степени».
Яков Солдатов родился в 1877 году. В 1899-м окончил Морское инженерное училище и отправился в заграничное плавание на крейсере «Светлана». Потом его командировали на завод Крампа в Филадельфию (США), где строились крейсер «Варяг» и броненосец «Ретвизан». Должность для молодого инженера немалая: наблюдающий за постройкой и помощник старшего инженер-механика крейсера «Варяг». Плавания на «Варяге»: переход крейсера в Россию, затем на Дальний Восток... И бой. Единственный бой, которого оказалось достаточно, чтобы обессмертить имя корабля.
Талантливость молодого механика замечена. В марте 1904 года Солдатова назначают старшим инженер-механиком строящегося броненосца «Адмирал Чичагов», затем в той же должности на миноносец «Пылкий». Одна за другой заграничные командировки: во Францию наблюдающим за постройкой кораблей для русского флота, в Германию принимать котельные трубы для кораблей, еще одна командировка в Германию, где строятся подводные лодки «Карп», «Карась», «Камбала». Вместе с лодками Солдатов вернулся в Россию и стал подводником. Никто не знал лучше, чем он, устройство этих трех весьма несовершенных кораблей. Он останется в Либаве, в созданном адмиралом Щенсновичем учебном отряде подводного плавания. Знал Зарубина и Гарсоева, принимал у них экзамены по двигателям внутреннего сгорания.
В июле 1914 года после эвакуации из Либавы Солдатов возродил учебный отряд подводного плавания в Петрограде, перевел его в 1915 году в Ревель, затем был помощником заведующего отделом подводного плавания Главного управления кораблестроения, начальником механической части управления подводного [128] плавания при Главном техническом управлении. В этой должности находился до 1921 года.
Автор многих учебников по подводным лодкам и двигателям внутреннего сгорания, один из самых авторитетных специалистов-подводников, Я. С. Солдатов в первые годы после Октября выполняет важные задачи по возрождению флота. Заполняя «Основной послужной список», Солдатов указывает:
«Принимал непосредственное участие в составлении различного рода технических условий по своей специальности по подводному судостроению, в рассмотрении различного рода подводных судов, в непосредственном участии за постройкой подводных судов и их механизмов, в испытании готовых подводных лодок и даче отзывов по всем вопросам, связанным как с постройкой подводных судов, так и их ремонтом, каковые обязанности как особоуполномоченный Гламортеха (Главное техническое управление ВМФ. Ю. С.) нес по 1 октября 1922 года, являясь ответственным с технической точки зрения за постройку и ремонт подводных лодок Черного моря, на каковую должность назначен с марта 1920 года».
Два года и семь месяцев на Черном море остались навсегда памятными для Солдатова. Он не имел ничего ни штата подчиненных, ни особых прав, а должен был достроить одну и построить две новые лодки из комплектов частей, лежащих на заводе с времен первой мировой войны. И об этом говорят документы.
Уполномоченный подплава Солдатов сообщает с Черного моря, что 31 августа 1920 года заложена лодка АГ-25, а АГ-23 приступила к приемным испытаниям. По материалам видно, что Солдатов отвечает не только за постройку и сдачу лодок, но даже и за... сохранность укупорки деревянных ящиков и прочей тары, в которой доставлялись приборы и механизмы. За что только не отвечали уполномоченные в те годы!
Из фондов ЦГАВМФ:
«Отсутствие топлива и смазочных материалов задерживает начало испытаний АГ-23. Солдатов».«Главмех разрешил отправить только сто пудов смазочного масла. Тавота или вискозина не имеется. Наподплава Щеглов. 18 августа 1920 года».
Об условиях, в которых пришлось работать на Черном море, Солдатов докладывает А. Н. Щеглову начальнику [129] отдела подводного плавания Технического управления флота 15 сентября 1920 года:
«Дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд, хотя мною предпринимаются все возможные меры к правильной постановке дела. Если у вас в центре существуют и несогласованность в распоряжениях и неосведомленность о работах на местах, так что же говорить о работниках, сказал бы, честно выполняющих свою работу, без прав и соответствующего кадра сотрудников. Скажем, лично я без корабельного инженера обойтись не могу, а его мне не присылают. Заявился как-то здесь Сердюк (мы еще встретим это имя. Ю. С. ) числа 7–8 сентября, а на днях его надо отправить в Петроград обратно, ведь это же не работник, согласитесь со мной; я убедительно прошу в мое распоряжение прислать корабельного инженера, но не желторотого, которого надо обучать, а опытного инженера, могущего на месте сделать то или иное разумное распоряжение... Здесь создалась такая масса переписки, что я почти уже не справляюсь лично с этим делом, а если и делаю, то в ущерб прямой своей работе; чтобы лишний час провести в мастерских или на лодках, приходится сидеть, писать, переписывать и пр. К слову сказать, последнюю барышню машинистку убирают с завода, так что некому и не на чем даже телеграмму отпечатать, а уже про текущую переписку и говорить не приходится.
Правда, вы прислали машинку, но в таком изуродованном виде, что исправить ее представится ли возможным вопрос. С канцелярскими принадлежностями полный крах; очень прошу послать мне все необходимые для канцелярии принадлежности, здесь достать их абсолютно нельзя; нищенствовал все время, везде одолжаясь, но и этот источник прихода закончился, так как и на заводах нет этих материалов... Сделайте все возможное, ведь работать при таких условиях совершенно невозможно... Суточных мне не выдают, говорят не полагается, несмотря на вашу телеграмму. Надо приказать порту производить выдачу, иначе нельзя же так существовать; благодаря только нераспорядительности центра отправить людей и про них забыть... Ведь шутка сказать, с 30 апреля не получать содержания, точно в каком турецком флоте служишь. Все это мелочи жизни, но согласитесь [130] сами, что из этих мелочей жизнь состоит и молчать о них не приходится. Если вы бессильны поставьте центр в известность, но так или иначе гордиев узел должен быть разрублен и служащие должны получать причитающееся им по праву вознаграждение, ведь мы не капиталисты и живем исключительно на жалованье. Солдатов».
С Черного моря Солдатов возвращается с редкостным по тем временам подарком двумя парами кожаных ботинок, правда ботинки велики, а на месте их обменять не на что. Солдатов привозит их в Петроград, и начальник канцелярии Технического управления просит хозяйственный отдел Петроградского порта заменить ботинки военмору Солдатову... Не просто, очевидно, привыкнуть к новым условиям, лишениям и неудобствам недавнему генерал-майору (он получил это звание в 1917-м), но Солдатов верен долгу и флоту.
Как отмечается в одном из документов, задача на Черном море Я. С. Солдатовым была «блестяще выполнена своевременным вступлением в действующий флот полного дивизиона подводных лодок». В другом документе говорится о заслугах, оказанных «Красному флоту краснофлотцем Солдатовым Я. С. в период гражданской войны (1920–21–22 годов) по приведению в боевую готовность Черноморского флота в должности главного технического руководителя, каковая работа была выполнена, что было отмечено приказом начальника Морских сил, и по настоящее время высшим Морским командованием возлагаются на вышеупомянутого краснофлотца чрезвычайно ответственные задания по созданию Красного флота, в котором он служит непрерывно с начала революции». Документ датирован 28 мая 1925 года.
В послужных списках Солдатов указывал сына Бориса, родившегося в 1907 году. Когда Борис Солдатов окончил школу, флот ходатайствовал за него перед Технологическим институтом. Ходатайство подписано председателем НТК Лемеховым и комиссаром Лесковым. В НТК в то время работал Я. С. Солдатов, возглавляя механико-электротехническую секцию.
Мне удалось разыскать Бориса Яковлевича Солдатова. Ленинградский инженер, автор нескольких книг по истории русских боевых кораблей Р. М. Мельников [131] дал мне адрес капитана 3-го ранга Павла Васильевича Хрулева, много лет собирающего материалы о «Варяге» и членах его экипажа. Он знал адрес Б. Я. Солдатова. Я написал Борису Яковлевичу и только с его помощью установил год смерти подводника.
«Отец был живым и общительным человеком, очень энергичным и способным. На сторону Октябрьской революции, как честный человек, преданный своему делу специалист, он перешел без колебаний. Отец умер в 1935 году от кровоизлияния, писал Б. Я. Солдатов, похоронен на Смоленском кладбище.
Записей и дневников отец не вел. Из всех перечисленных вами имен я помню только Гарсоева. Он умер еще при жизни отца. Это был очень трудолюбивый и упорный человек. Незадолго до своей смерти он решил переквалифицироваться в инженера-строителя.
...Вот и все, что я могу вам сообщить.
Б. Солдатов, 26 октября 1980 года».
Одна из важнейших вех в истории советского кораблестроения декабрь 1926 года. Приказом по Техническому управлению Военно-Морских Сил РККА назначается специальная подкомиссия для составления наряда промышленности на сооружение первых подводных лодок. В ее составе Гарсоев, Зарубин, Солдатов. Председатель подкомиссии помощник начальника Технического управления Евгений Григорьевич Даниленко, весьма сведущий в лодках. Питомец Морского инженерного училища, он окончил курсы подводного плавания в 1906 году и служил в подплаве на разных должностях. С 1916 года флагманский инженер-механик дивизии подводных лодок Балтийского моря. Во время гражданской войны Даниленко организовывал ремонт подводных лодок. С 1921 года был старшим помощником командира Севастопольского военного порта по технической части. В 1926 году стал помощником начальника Технического управления ВМС РККА.
Трудно представить более компетентную в то время группу специалистов, чем те, что собрались в подкомиссии. Один из них уже знает, что ему поручено возглавить [132] проектирование первых лодок, это морской инженер Борис Михайлович Малинин, представляющий в подкомиссии судостроительную промышленность. В 1926 году ему исполнилось 37 лет.