Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Кингстоны «Варяга»

Гремел, надрывался оркестр, но его звонкую медь и барабаны заглушали восторженные крики. Город приветствовал строй матросов с одним и тем же именем [126] корабля на бескозырках: «Варяг». Петербург встречал героев боя у Чемульпо. Торжественный марш, потом обед, вручение наград и подарков.

Шагает под серебряное пение фанфар и трюмный механик Яков Саввич Солдатов, и никто в праздничной толпе не знает, что его подпись, как младшего по чину на корабле, стоит первой под документом, которым засвидетельствована для истории героическая гибель «Варяга».

«Акт свидетельства командира и офицеров крейсера 1-го ранга «Варяг» 27 января 1904 года.

Мы, нижеподписавшиеся, сим свидетельствуем, что сего числа, вернувшись после часового боя с японской эскадрой, на рейд для исправления повреждений, чтобы иметь возможность возобновить бой, пришли к заключению, что крейсер не может быть исправлен судовыми средствами настолько, чтобы возобновить бой в тот же день, а потому решили уничтожить его, так как в противном случае им мог завладеть неприятель, угрожавший в четыре часа пополудни войти на рейд и овладеть крейсером — одержать легкую победу.

На основании сего общим собранием офицеров решили уничтожить крейсер. По свозу раненых и команды были открыты кингстоны, и крейсер в 6 часов 10 минут затонул».

Этот документ — не единственное упоминание об участии Солдатова в легендарном бою. В «Донесении командира о распределении обязанностей офицеров в бою» указано: «Яков Солдатов, трюмный механик, при заделке пробоин и тушении пожаров». В воспоминаниях командира крейсера читаем: «Трюмный механик, помощник старшего инженер-механика Яков Солдатов выказал много храбрости при заделке пробоин, задрайке дверей, тушении пожаров и выкачивании воды из трюмов». Вода откачивалась, чтобы удержать израненный крейсер какое-то время на плаву. А потом Солдатаву пришлось заняться противоположным делом. Подписав «Акт свидетельства», он открыл кингстоны...

Заполняя в декабре 1922 года в техническом управлении РККФ длинную анкету — «Основной послужной список», старший приемщик кораблей бывший генерал-майор Яков Саввич Солдатов в графе XIX — «Бытность в походах, в делах против неприятеля, с [127] объяснением, где именно, с какого и по какое время, чем отличился и полученные на войне раны, контузии, отравления удушливыми газами» — напишет: «Во время русско-японской войны участвовал в бою на крейсере «Варяг» с японской эскадрой, во время которого крейсер потерял всю прислугу, потерял способность к маневрированию и ход и был мною затоплен, за что я награжден был орденом св. Георгия 4-й степени».

Яков Солдатов родился в 1877 году. В 1899-м окончил Морское инженерное училище и отправился в заграничное плавание на крейсере «Светлана». Потом его командировали на завод Крампа в Филадельфию (США), где строились крейсер «Варяг» и броненосец «Ретвизан». Должность для молодого инженера немалая: наблюдающий за постройкой и помощник старшего инженер-механика крейсера «Варяг». Плавания на «Варяге»: переход крейсера в Россию, затем на Дальний Восток... И бой. Единственный бой, которого оказалось достаточно, чтобы обессмертить имя корабля.

Талантливость молодого механика замечена. В марте 1904 года Солдатова назначают старшим инженер-механиком строящегося броненосца «Адмирал Чичагов», затем в той же должности — на миноносец «Пылкий». Одна за другой заграничные командировки: во Францию — наблюдающим за постройкой кораблей для русского флота, в Германию — принимать котельные трубы для кораблей, еще одна командировка в Германию, где строятся подводные лодки «Карп», «Карась», «Камбала». Вместе с лодками Солдатов вернулся в Россию и стал подводником. Никто не знал лучше, чем он, устройство этих трех весьма несовершенных кораблей. Он останется в Либаве, в созданном адмиралом Щенсновичем учебном отряде подводного плавания. Знал Зарубина и Гарсоева, принимал у них экзамены по двигателям внутреннего сгорания.

В июле 1914 года после эвакуации из Либавы Солдатов возродил учебный отряд подводного плавания в Петрограде, перевел его в 1915 году в Ревель, затем был помощником заведующего отделом подводного плавания Главного управления кораблестроения, начальником механической части управления подводного [128] плавания при Главном техническом управлении. В этой должности находился до 1921 года.

Автор многих учебников по подводным лодкам и двигателям внутреннего сгорания, один из самых авторитетных специалистов-подводников, Я. С. Солдатов в первые годы после Октября выполняет важные задачи по возрождению флота. Заполняя «Основной послужной список», Солдатов указывает:

«Принимал непосредственное участие в составлении различного рода технических условий по своей специальности по подводному судостроению, в рассмотрении различного рода подводных судов, в непосредственном участии за постройкой подводных судов и их механизмов, в испытании готовых подводных лодок и даче отзывов по всем вопросам, связанным как с постройкой подводных судов, так и их ремонтом, каковые обязанности как особоуполномоченный Гламортеха (Главное техническое управление ВМФ. — Ю. С.) нес по 1 октября 1922 года, являясь ответственным с технической точки зрения за постройку и ремонт подводных лодок Черного моря, на каковую должность назначен с марта 1920 года».

Два года и семь месяцев на Черном море остались навсегда памятными для Солдатова. Он не имел ничего — ни штата подчиненных, ни особых прав, а должен был достроить одну и построить две новые лодки из комплектов частей, лежащих на заводе с времен первой мировой войны. И об этом говорят документы.

Уполномоченный подплава Солдатов сообщает с Черного моря, что 31 августа 1920 года заложена лодка АГ-25, а АГ-23 приступила к приемным испытаниям. По материалам видно, что Солдатов отвечает не только за постройку и сдачу лодок, но даже и за... сохранность укупорки — деревянных ящиков и прочей тары, в которой доставлялись приборы и механизмы. За что только не отвечали уполномоченные в те годы!

Из фондов ЦГАВМФ:

«Отсутствие топлива и смазочных материалов задерживает начало испытаний АГ-23. Солдатов».

«Главмех разрешил отправить только сто пудов смазочного масла. Тавота или вискозина не имеется. Наподплава Щеглов. 18 августа 1920 года».

Об условиях, в которых пришлось работать на Черном море, Солдатов докладывает А. Н. Щеглову — начальнику [129] отдела подводного плавания Технического управления флота 15 сентября 1920 года:

«Дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд, хотя мною предпринимаются все возможные меры к правильной постановке дела. Если у вас в центре существуют и несогласованность в распоряжениях и неосведомленность о работах на местах, так что же говорить о работниках, сказал бы, честно выполняющих свою работу, без прав и соответствующего кадра сотрудников. Скажем, лично я без корабельного инженера обойтись не могу, а его мне не присылают. Заявился как-то здесь Сердюк (мы еще встретим это имя. — Ю. С. ) числа 7–8 сентября, а на днях его надо отправить в Петроград обратно, ведь это же не работник, согласитесь со мной; я убедительно прошу в мое распоряжение прислать корабельного инженера, но не желторотого, которого надо обучать, а опытного инженера, могущего на месте сделать то или иное разумное распоряжение... Здесь создалась такая масса переписки, что я почти уже не справляюсь лично с этим делом, — а если и делаю, то в ущерб прямой своей работе; чтобы лишний час провести в мастерских или на лодках, приходится сидеть, писать, переписывать и пр. К слову сказать, последнюю барышню машинистку убирают с завода, так что некому и не на чем даже телеграмму отпечатать, а уже про текущую переписку и говорить не приходится.

Правда, вы прислали машинку, но в таком изуродованном виде, что исправить ее представится ли возможным — вопрос. С канцелярскими принадлежностями — полный крах; очень прошу послать мне все необходимые для канцелярии принадлежности, здесь достать их абсолютно нельзя; нищенствовал все время, везде одолжаясь, но и этот источник прихода закончился, так как и на заводах нет этих материалов... Сделайте все возможное, ведь работать при таких условиях совершенно невозможно... Суточных мне не выдают, говорят — не полагается, несмотря на вашу телеграмму. Надо приказать порту производить выдачу, иначе нельзя же так существовать; благодаря только нераспорядительности центра — отправить людей и про них забыть... Ведь шутка сказать, с 30 апреля не получать содержания, точно в каком турецком флоте служишь. Все это мелочи жизни, но согласитесь [130] сами, что из этих мелочей жизнь состоит и молчать о них не приходится. Если вы бессильны — поставьте центр в известность, но так или иначе гордиев узел должен быть разрублен и служащие должны получать причитающееся им по праву вознаграждение, ведь мы не капиталисты и живем исключительно на жалованье. Солдатов».

С Черного моря Солдатов возвращается с редкостным по тем временам подарком — двумя парами кожаных ботинок, правда ботинки велики, а на месте их обменять не на что. Солдатов привозит их в Петроград, и начальник канцелярии Технического управления просит хозяйственный отдел Петроградского порта заменить ботинки военмору Солдатову... Не просто, очевидно, привыкнуть к новым условиям, лишениям и неудобствам недавнему генерал-майору (он получил это звание в 1917-м), но Солдатов верен долгу и флоту.

Как отмечается в одном из документов, задача на Черном море Я. С. Солдатовым была «блестяще выполнена своевременным вступлением в действующий флот полного дивизиона подводных лодок». В другом документе говорится о заслугах, оказанных «Красному флоту краснофлотцем Солдатовым Я. С. в период гражданской войны (1920–21–22 годов) по приведению в боевую готовность Черноморского флота в должности главного технического руководителя, каковая работа была выполнена, что было отмечено приказом начальника Морских сил, и по настоящее время высшим Морским командованием возлагаются на вышеупомянутого краснофлотца чрезвычайно ответственные задания по созданию Красного флота, в котором он служит непрерывно с начала революции». Документ датирован 28 мая 1925 года.

В послужных списках Солдатов указывал сына Бориса, родившегося в 1907 году. Когда Борис Солдатов окончил школу, флот ходатайствовал за него перед Технологическим институтом. Ходатайство подписано председателем НТК Лемеховым и комиссаром Лесковым. В НТК в то время работал Я. С. Солдатов, возглавляя механико-электротехническую секцию.

Мне удалось разыскать Бориса Яковлевича Солдатова. Ленинградский инженер, автор нескольких книг по истории русских боевых кораблей Р. М. Мельников [131] дал мне адрес капитана 3-го ранга Павла Васильевича Хрулева, много лет собирающего материалы о «Варяге» и членах его экипажа. Он знал адрес Б. Я. Солдатова. Я написал Борису Яковлевичу и только с его помощью установил год смерти подводника.

«Отец был живым и общительным человеком, очень энергичным и способным. На сторону Октябрьской революции, как честный человек, преданный своему делу специалист, он перешел без колебаний. Отец умер в 1935 году от кровоизлияния, — писал Б. Я. Солдатов, — похоронен на Смоленском кладбище.

Записей и дневников отец не вел. Из всех перечисленных вами имен я помню только Гарсоева. Он умер еще при жизни отца. Это был очень трудолюбивый и упорный человек. Незадолго до своей смерти он решил переквалифицироваться в инженера-строителя.

...Вот и все, что я могу вам сообщить.

Б. Солдатов, 26 октября 1980 года».

* * *

Одна из важнейших вех в истории советского кораблестроения — декабрь 1926 года. Приказом по Техническому управлению Военно-Морских Сил РККА назначается специальная подкомиссия для составления наряда промышленности на сооружение первых подводных лодок. В ее составе — Гарсоев, Зарубин, Солдатов. Председатель подкомиссии — помощник начальника Технического управления Евгений Григорьевич Даниленко, весьма сведущий в лодках. Питомец Морского инженерного училища, он окончил курсы подводного плавания в 1906 году и служил в подплаве на разных должностях. С 1916 года — флагманский инженер-механик дивизии подводных лодок Балтийского моря. Во время гражданской войны Даниленко организовывал ремонт подводных лодок. С 1921 года был старшим помощником командира Севастопольского военного порта по технической части. В 1926 году стал помощником начальника Технического управления ВМС РККА.

Трудно представить более компетентную в то время группу специалистов, чем те, что собрались в подкомиссии. Один из них уже знает, что ему поручено возглавить [132] проектирование первых лодок, — это морской инженер Борис Михайлович Малинин, представляющий в подкомиссии судостроительную промышленность. В 1926 году ему исполнилось 37 лет.

Дальше