Пепел Цусимы
Пять лет небольшой срок. И потому недавнее прошлое, что называется, смотрело на «Тамбове» из всех щелей. Однажды Малинин, выйдя покурить, услышал, как поют на полубаке матросы. Он знал, что никогда ранее и нигде такую песню слышать не мог. Но названия, мелькавшие в ней, были хорошо знакомы... Да это же бухты, в которых стояла эскадра Рожественского по пути к Цусиме. Он до дыр зачитывал газеты тех дней.
Рывком поднялся по трапу, стараясь остаться незамеченным, не помешать, слушал матросов, старательно выводивших:
Уходили из ЛибавыПри первом удобном случае Малинин выяснил у Киселева, правильна ли его догадка. Механик подтвердил: песню сложили в пути матросы 2-й Тихоокеанской эскадры. На «Тамбове» Киселев был единственным офицером со времен того похода, а вот рядовых участников осталось довольно много. Были и кочегары, рядом с которыми Малинин стоял вахту в раскаленных котельных, машинисты, с ними делил трудные часы возле жарко дышавших цилиндров.
«Тамбов» отправился в далекий путь на восток 28 октября 1904 года из Севастополя. Капитан 2-го ранга Федор Шидловский повел транспорт в порт Суда на острове Крит. Здесь на рейде стояли эскадренный броненосец «Сисой Великий» под флагом контр-адмирала Фелькерзама, эскадренный броненосец «Наварин», [86] крейсер 1-го ранга «Светлана», крейсера 2-го ранга «Алмаз», «Жемчуг» и семь миноносцев. Эти корабли отделились от эскадры Рожественского в Танжере, поскольку осадка позволяла им пройти через Суэцкий канал. Остальные броненосцы Рожественский повел вокруг Африки. Рандеву назначили в порту Носси-Бе на Мадагаскаре. Отряд Фелькерзама из разношерстных кораблей и судов двигался не спеша, без особых приключений. В Носси-Бе прибыл на несколько дней раньше Рожественского.
Такая у нас жизнь, говорил Киселев, беседуя со студентами. Пушек не носим, однако подкрепления для них сохраняем. Едва где порохом запахнет пожалуйте стричься, бриться и в строй. В первый же день войны и мы курс меняем. Был добровольный, стал действительный. В русско-японскую славно поработали. Отряд транспортов почти сплошь из «добровольцев» обеспечивал эскадру. А самого большого «добровольца» «Камчатку» переделали под госпитальное судно.
Киселев замолчал. Лицо его потемнело. Рванул ворот:
Ну да не одна Цусима в нашей истории. И не один Рожественский. Был и сгинул. Зато остаются с нами и нашими потомками рыцари российского флота Ушаков и Нахимов, Сенявин и Бутаков, Макаров еще есть, Степан Осипович, боцманский сынок.
Он встал, вытащил из отверстия подставки графин с водой, наполнил стакан:
Господа будущие инженеры могут подумать, с чего это стармех ударился в лирику? Тем, кто еще не понял, поясняю: хотя вы ходите нынче в рядовых «духах», однако через год-другой получите дипломы и сами станете командовать людьми. Чем бы вы ни занимались, что бы ни делали, вам предстоит служить долгие годы России на море или возле оного, сооружая корабли. А коли так, надо знать историю. Гордиться надо своей историей. А Цусиму будем помнить долго. Полагаю, ни один матрос, кроме русского, такой поход не выдержал бы. В котельных падали замертво. А сколько на своих плечах матросики перетаскали угля? А всякого другого добра? Ведь это уму непостижимо, чего только транспорты не везли в своих трюмах! [87]
Из вахтенного журнала парохода «Тамбов»:
«Воскресенье, 2 января 1905 года. Стоя на якоре на рейде Носси-Бе. С полуночи случаи: выдавали провизию из трюмов первого и третьего. Отпущено на «Бородино» крупы гречневой 260 пудов и овсянки 70 пудов. На «Орел» вина обыкновенного 154,6 ведра».«4 января. Отпущено на миноносец «Бравый» 18 ведер вина и на крейсер «Аврора» 115 ведер, 80 чар. вина».
«5 января. Команда продолжала скатывать палубу. Из трюма № 3 выдавали провизию, всего дано на «Бородино» консервы: щи с мясом и кашей 4800 банок и мясных 1200 банок, на «Аврору» консервы: щи с мясом и кашей 3600 банок. Судовой катер прибуксировал 4 бота с водой, выкачивали в цистерну».
«1 февраля. С полудня случаи: принимали с ботов подошедших пароходов уксусную эссенцию 200 ящиков, асбестового картону 55 ящиков, бумажных очесов 13 тюков, сахару 86 ящиков, 470 пудов 37 фунтов, масла коровьего 40 ящиков 80 пудов. Все погружено в трюм № 1 эмигрантского отделения. В 7.45 молитва».
«2 февраля. Приняли с ботов сотни ящиков сахару (1653 пуда 18 фунтов)».
«4 февраля. Отпущено на «Орел» масла коровьего 60 пудов, на миноносец «Бравый» кудели 6 пудов 5 фунтов. Отпускали парусину и флагдук разных цветов».
«5 марта 1905 года. Идя Индийским океаном. Застопорив машины, подали буксир на миноносец «Бравый». Подали провизию 10 1/2 пуда хлеба и 1 пуд 25 фунтов мяса. Дождь. Пасмурно».
Что еще щедро раздавал «Тамбов»? Малинин листал выписки из вахтенного журнала, сделанные Киселевым. Сухари в ящиках, мыло, горох, ром и вино обыкновенное, сиречь водку, сахар, соду, масло минеральное, дрова дубовые и древесный уголь, кудель и уксусную эссенцию... Еще квашеные бураки и шинкованную капусту, топленое масло и русский сыр. И уголь. Его выгружали из трюмов транспортов на баркасы, те отправлялись к броненосцам, и начиналась перегрузка. Бесконечное множество угля требовали ненасытные топки боевых кораблей. [88]
Однажды, по обыкновению посопев, что означало крайнюю степень волнения, Киселев дал Малинину еще одну выписку из вахтенного журнала:
Последняя наша выгрузка. Трюмы уже под метелку обобраны были. Нас и «Меркурия» после нее отпустили с богом. А сами пошли на гибель.
«Четверг, 5 мая 1905 года. Стоя в Южно-Китайском море. С полудня случаи: продолжали погрузку угля из трюмов № 1 и № 4 на баркасы броненосцев «Бородино» и «Орел».В 1.10 спустили паровой катер и шестерку и отправили на транспорт «Ливию» 2 судовых манильских перлиня в 10 дюймов и 8 дюймов толщиной.
В 1.30 развели команду по работам.
В 2.45 сигнал адмирала: «При построении курс NO 72 градуса».
В 3.00 сигнал адмирала: «Тамбов», «Меркурий», адмирал изъявляет свое особенное удовольствие за службу; идти по назначению».
В 3.15 сигнал адмирала: «Окончить погрузку угля, поднимать все шлюпки».
Отпущено на броненосец «Орел» угля 163 тонны, мыла 125 ящиков, на броненосец «Бородино» угля 170 тонн.
По возвращении катера и шестерки подняли их.
В 4.40 дали ход, легли на SW 40 градусов по главному компасу.
В 5.10 выпущен лаг. Подняли сигнал: «Желаю благополучного плавания». «Суворов» ответил: «Тамбов», благодарю».
В 6.25 легли на SW 52 градуса по главному компасу. Огней не открывали.
Погода температура воздуха в полдень до +27 градусов».
Тепло и влажно было в этот день в Южно-Китайском море...
Так вот и расстались? Малинин поглядел на Киселева.
А ты чего бы хотел, студент? Артиллерийский салют грохать? Нет-с... Их ждал впереди другой салют. Через неделю и два дня...
Однажды, когда разговор в который уж раз зашел о Цусиме, Киселев стал вспоминать:
Двадцать четвертого марта это было? Да, точно, [89] двадцать четвертого. Накануне мы втянулись в Малаккский пролив. От Носси-Бе через океан прошли за двадцать суток три тысячи сто шестьдесят миль... Так вот, плывем проливом и часов в семь утра между «Суворовым», флагманом, и колонной миноносцев, что по его левому борту шла, вдруг забурлила, закружилась вода вроде воронки в стакане, если ложкой быстро вертеть. Что тут было! «Суворов» вправо кинулся, за ним все броненосцы, а миноносная компания шарахнулась влево. Почему, думаете, такая чертовщина?
Полагали, всплывает японская подводная лодка?
Так точно. У страха глаза велики. А оказалось, между нашими судами решил зародиться смерч. Такая тонкая кишка с небом связалась и потом прошла неподалеку от «Тамбова».
А разве были тогда у японцев подводные лодки?
В том-то и дело, что никто этого не знал. А боялись их все, чего скрывать! На Владивосток базировалось несколько русских субмарин, по пальцам их можно сосчитать, а японцев удерживали на почтительном расстоянии от города одним своим присутствием.
А представьте себе, Иван Петрович, такую подводную лодку, которая идет вместе с эскадрой, или, действуя, к примеру, из Владивостока, топит далеко в океане вражеские суда. Может, тогда обошлось бы и без Цусимы?
Где ж они, студент, такие лодки? И не мыслю их в походном ордере. Миноносцы и то еле дотащились. Вот уж где служба, не приведи господь! Не служба, а просто собачья жизнь!
А вы и на миноносцах ходили?
Посылал меня Шидловский на «Грозный», течь там у них в носу открылась, и сами никак не могли управиться. Несколько суток маялся я на миноносце. Ну, мать честная! Просто удивительно, как люди терпят! Едва «Грозный» ход даст, как начинает все трястись, дрожать, писать невозможно, карандаш из рук выбивает. Нещадно качает, а грязищи-то: везде сажа! Тесно, сыро, по кают-компании вода гуляет, волны миноносец то и дело «с головой» накрывают... После миноносцев эта моя каютка дворцом показалась. [90]
Киселев умолк, утратив нить в разговоре.
Так с чего это я вдруг на миноносцы съехал? А, про подводные лодки мы заговорили... Так ты хотел бы такую лодку, чтобы сопровождала эскадру океаном? Сказки, студент. Нет таких лодок.
Почему сказки? Нет, так будут.
Года два назад в Петербурге у стенки завода довелось мне увидеть «Акулу». Господи прости, кто же на такой отважится идти в океан?
На «Акуле» и верно в океан не сунешься, но дело подводного плавания движется вперед, и «Акула» не последнее слово.
Ну что ж, поглядим.
Когда про Цусиму читал у меня дома в Москве все газеты хранятся не раз думал про лодку. Будь у нас хоть одна большая лодка, как сейчас предлагает инженер Журавлев, не наши ребята, а японцы пошли бы кормить рыб.
Журавлев? Не слыхал. Но нам еще плыть и плыть, как-нибудь расскажешь. Сейчас не о том душа болит. Ведь будто вчера мы тут шли, и «Суворов» нам прощальные сигналы поднимал... Так и расстались. Мы на зюйд-вест, они на норд-ост... К погибели. Дымы еще долго висели над океаном. И вот теперь, как вспомню я все, так стопку-другую пропущу и бреду к флагштоку на корму. Оттуда я глядел, как они удалялись навеки. И знаешь, студент, еще песню ору во всю глотку, благо никто меня не слышит, один я одинешенек у флагштока. Хорошая песня, простая, не артисты ее складывали. Вот только с мотивом у меня не получается, как говорят, медведь на ухо наступил:
И не помню, хоть убей,Столько боли и горечи было в словах Киселева, что Малинину показалось, будто и он видит те дымдл, уплывавшие в вечность. И вслед за механиком Борис повторял:
Уходили из ЛибавыНе там ли, в далеком и бесконечном чужом море, где волны катились над погибшими русскими кораблями, впервые столь определенно подумалось: «Только [91] лодки!» Он стоял вахты, сиживал у Киселя, думал о том, что впереди еще не один год учебы, но на душе стало куда спокойнее, чем прежде. Тогда внутри был холодок от мыслей о будущем. А теперь твердое: «Только лодки!» Большие лодки, океанские. Он все-таки рассказал Киселеву, какую лодку задумал корабельный инженер поручик Журавлев:
Кстати, он мой тезка, тоже Борис Михайлович. Служит на Черном море. Газеты много пишут о его проекте подводного крейсера.
Крейсера? хмыкнул Киселев.
Вот именно. Подводным водоизмещением пять тысяч четыреста тридцать пять тонн...
Это ж больше половины нашего «Тамбова», изумился Киселев. И ты, студент, полагаешь, что можно построить такое подводное чудовище?
Проект господина Журавлева привлекает своей продуманностью, относительной простотой устройства крейсера. И еще поручик утверждает, что ничего такого из механизмов, чего не существовало бы сейчас, ему не потребуется. В том числе и двигатели.
Двигатели, конечно, сразу заинтересовали Киселева. Малинин пояснил:
Господин Журавлев предлагает два варианта с паровыми турбинами или с дизелями. В первом случае надводную скорость обещает до двадцати шести узлов.
Так даже «Аврора», уж на что быстроходный крейсер, а и та не дает больше двадцати. А что за оружие твой Журавлев поставит?
Тридцать торпедных аппаратов, пять пушек, сто двадцать мин заграждения. Дальность плавания над водой пятнадцать тысяч миль, в подводном положении двести пятьдесят миль, скорость под водой может развить до четырнадцати узлов... Сам изобретатель называет свой корабль так: «Автономный подводный бронепалубный крейсер».
Еще и броню на палубу?
Очевидно.
Я, конечно, не велик в теории и потому не берусь утверждать наверняка, но, полагаю, немало наворотил тут твой Журавлев. Зачем лодке броня?
Для артиллерийского боя. [92]
Допустим. Ну а как он с горячими котлами, под воду нырнет?
Сначала стравит пар.
А сколько времени уйдет? Пока стравит, пока погрузится, его и прикончат. Нет, не верю я в такое. Не бывать подводным крейсерам, не убедишь.
Дружная, в общем, компания стала распадаться во Владивостоке. Там с парохода списались сначала Семенов, а вскоре Руберовский: дома, в селе Пестяки Владимирской губернии, опасно заболела мать. Ксенофонт помрачнел, развернув во Владивостоке письмо, и, ни с кем из друзей не советуясь, пошел к Киселю. Тот развел руками: «Мать у каждого одна. Надо ехать. А на будущий год нанимайся снова. Сплаваем».
Через месяц в Моджи рассчитали Ивана Каубиша. Малинин, Крюгер и Казанский списались 3 октября 1910 года в Константинополе: кончался срок, проставленный на отпускных билетах, а «Тамбов» сначала направлялся в Батум. Вернулись они в Одессу на подвернувшемся попутном «добровольце». До Батума «дотерпели» трое. И только один из политехников, Модест Ерюхин, завершил плавание там, где оно началось, 19 октября «Тамбов» ошвартовался в Одессе у того же Платоновского мола.
Капитан К. К. Камышанский сообщил комитету, а тот в Политехнический институт, что студенты «за время плавания были безукоризненного поведения и выказывали большое старание в отношении занятий».
С Киселем прощались на скорую руку. В машине опять что-то стряслось, и стармех поглядел на студентов отсутствующим взглядом: «Мир невелик, авось встретимся». Малинину сказал отдельно: «На прощание можно, думаю, не зазнаешься, голова у тебя хорошая, так распорядись ею как следует. Лодочки твои это игрушки на елку детям. Несерьезно. Любя говорю». И скрылся внизу, в царстве запахов, казалось, пропитавших Малинина за четыре месяца насквозь.
Плавание на «Тамбове» осталось для Малинина особой страницей жизни. С двумя «тамбовцами» Руберовским и Крюгером он будет работать на одном заводе. [93]
Незадолго до окончания Малининым института, Татьяна Владимировна и Борис Михайлович обвенчались. В январе Малинин получил диплом. В нем, в частности, говорилось, что обладатель его «имеет право занимать должности штатного преподавателя в специальных учебных заведениях, заведовать фабриками и заводами, составлять проекты всяких зданий и сооружений, производить всякого рода строительные работы и сооружать всякого рода суда, судовые машины и механизмы: вообще ему предоставлены все права и преимущества законами Российской империи, с званием морского инженера соединяемые».