Содержание
«Военная Литература»
Биографии

Глава с продолжениями. Кое-что о лодках. Предмет с разных курсовых углов. История вопроса в суждениях и документах. Раздел первый: От потаенного судна...

«Никонов Ефим (гг. рождения и смерти неизвестны), русский изобретатель, из крестьян подмосковного села Покровское. В 1718 году заявил, что может сделать «потаенное огневое судно» для скрытного нападения на неприятельский флот. В январе 1720-го по указанию Петра I Никонову был дан приказ начать строительство судна в Петербурге. Вначале Никонов построил модель, прошедшую испытания на погружение и плавание под водой, а затем и боевое судно. В 1724 году на Галерном дворе в присутствии Петра I начали спуск на воду боевого судна; при этом было повреждено днище, и испытание не состоялось». (Советская военная энциклопедия, т. В.)

* * *

«В 1825 году я изобрел подводное судно и до нынешнего время старался оное усовершенствовать и надеюсь, что мое изобретение может иметь отличительный успех перед другими доныне известными. Итак, ежели будет приготовлен материал и достаточное количество рабочих нужных людей, то в продолжение сорока дней могу построить подводную лодку в несколько саженей, в которой можно будет плавать под водою, опускаться на морское дно для собирания растений и жемчугу, где находится; и в военном искусстве она будет полезною, потому что можно будет под водою подплыть под неприятельские корабли и оные истреблять либо делать вылазку в местах во всех, неожиданных неприятелем. В продолжение шестидесяти дней могу построить подводное судно, в котором можно будет поставить несколько пушек и так нынешней еще осенью можно действовать на подводных судах против неприятелей». (Казимир Черновский, русский изобретатель, 1829 год.)

* * *

«Лодка эта с помощью винта и особого механизма может легко и скоро идти над водою, так же, как и в воде. Быстро нырять на произвольную глубину и опять, когда надобно, всплывать... Люди в лодке, как и на суше, дыша свежим воздухом, могут ходить по палубе и действовать в воде довольно развязно: поднимать из воды затонувшие суда или другие предметы большие и мелкие и с совершенной для себя безопасностью взорвать неприятельское судно в 5–10 минут... В действительности этих свойств лодки могут удостоверить готовые уже модели, чертежи, подробное описание лодки и опыты действия модели под водою». (Из проекта подводной лодки коллежского регистратора А. Г. Шпигоцкого. Середина XIX века.) [16]

* * *

«В начале нынешнего столетия обладание подводной лодкой или производство по сему предмету опытов могло произвести опасение в противнике, но бесполезное для общего хода военных действий, как это обнаружило опасение, порожденное в Англии изысканиями Фультона, производимыми им во Франции; но теперь нельзя надеяться даже и на эту косвенную выгоду в военном отношении, предпринятием опытов над подводными лодками; почему ныне при исследовании вопроса о доставлении средств по производству опытов по сему предмету остается руководствоваться исключительно прямою положительною пользою, которую могут доставить представляемые предложения; и в этом отношении предложения Н. С., основанные на расположениях, обнаружившихся уже на опыте недостаточными или несбыточными по своей несообразности, не заслуживают никакого внимания, и потому не представляется достаточного повода со стороны казны г-ну Н. С. каких бы то ни было средств для приведения в исполнение рассмотренных здесь его предложений... Из приведенных сведений по исследованию над подводными лодками обнаруживается, что домогательства по сему предмету поныне не увенчались успехом, который доставил бы возможность почитать вопрос решенным». (Генерал-майор К. И. Константинов, член Морского технического комитета. Из отзыва о проекте офицера флота Н. Спиридонова. 1854 год.

Здесь надо было бы закрыть скобки, но просто необходимо обратить внимание читателя на одно примечательное обстоятельство. Приведенный отзыв принадлежит перу генерала К. И. Константинова, одного из создателей русской боевой ракеты, имя которого увековечено в названии кратера на обратной стороне Луны. Генерал Константинов был весьма одаренным ученым и изобретателем в области ракетной техники и артиллерии и... люто ненавидел саму идею подводного плавания. Если взять четвертый том Советской военной энциклопедии, то мы увидим список сочинений К. И. Константинова и среди них — статья «Некоторые сведения о домогательствах разрешения задачи подводного плавания», опубликованная в Петербурге в 1857 году. Отзыв о проекте Н. Спиридонова датирован 1854 годом. Значит, спустя три года Константинов специально вернулся к «ненавистным лодкам», чтобы окончательно разделаться с ними.

Поистине любопытный пример того, как предвзятое отношение может ввести в заблуждение даже столь талантливого и дальновидного человека, каким был генерал Константинов. Творец русской боевой ракеты не предвидел возможности союза ракеты и подводной лодки. А ведь еще за два десятилетия до этого — в 1834 году — была построена в Петербурге лодка генерала К. А. Шильдера, которую предполагалось вооружить ракетами. И Константинов не мог не знать об этом.

Вот что делает предвзятость мнения.

Теперь закроем скобки.)

* * *

«Отважная, патриотическая и обильная, в случае полного успеха, важными последствиями идея г. Александровского о подводном плавании начинает осуществляться. Главный вопрос о возможности подводного плавания решен: лодка, созданная [17] Александровским, удобно и легко опускается в воду и всплывает, а быв под водой, ходит с достаточной скоростью». (Из переписки Морского ученого комитета. 1868 год.)

* * *

«Лодка была спущена в три часа пополудни и оставалась под водой до 8-ми часов следующего утра. Во время пребывания под водой гг. офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении лампами и свечами. Клапаны были все закрыты, и однако же воздух в лодке нисколько не был испорчен, все лампы и свечи горели светло и ясно, и никто не ощущал ни малейшего неудобства под водой: ели, пили, спали совершенно так, как в обыкновенных комнатах... Лодка же находилась на глубине 30 фут». (Из доклада И. Ф. Александровского, автора проекта одной из первых русских лодок, об испытаниях 1868 года.)

* * *

«Длина ее около семи сажен, ширина — около двух и вышина — около полутора сажен. Экипаж с командиром семь человек. Неприятельские суда высматриваются посредством камер-обскур, из которых одна — посредине и две — на носу лодки... Лодка сия может быть под водой неопределенное время, имея постоянно свежий воздух через особую подвижную и складную трубу, которая при сближении с неприятелем будет вдвигаться в лодку... Лодка сия будет состоять из разных отделений, сообщающихся между собой особыми герметическими, скоро закрывающимися задвижками, и снабжены будут трубами, указывающими на присутствие в них воды». (Из проекта подводной лодки отставного поручика А. В. Лазарева. 1869 год.)

* * *

«Проект Лазарева может быть отчасти применен к практическому употреблению». (Из отзыва начальника Главного морского штаба.)

* * *

«Ожидать каких-нибудь практических результатов от осуществления к постройке подводных лодок нельзя». (Капитан 1-го ранга С. Зеленой после испытания подводной лодки И. Ф. Александровского. 1880 год.)

* * *

«Если же раз встанем на почву подводной войны, то, конечно, те государства будут сильнее, которого подводные суда будут ходить глубже и быстрее». (Инженер Иван Карышев, один из авторов неосуществленного проекта подводной лодки. 1881 год.)

* * *

«До 1878 года Россия в деле подводных судов была впереди всех, выстроив лодки г. Джевецкого и г. Александровского, но некоторые неудачи, ничего общего не имевшие с вопросом о типе, затормозили дело настолько, что все государства в настоящее время опередили нас и самый вопрос как бы заглох и прекращен, к сожалению, разработкой». (Из справки Морского ученого комитета. 1889 год.) [18]

* * *

«Вопрос о подводных лодках в настоящее время настолько продвинулся вперед, к кратчайшему его решению, что уже обращает на себя внимание всех флотов. Не давая еще вполне удовлетворительного решения в боевом отношении, подводная лодка, однако, является уже оружием, производящим сильное нравственное влияние на противника, раз он знает, что такое оружие имеется против него. Русский флот в этом вопросе шел впереди других и, к сожалению, по разным причинам остановился после первых более или менее удачных опытов». (Из письма контр-адмирала Витгефта командующему морскими силами Тихого океана, 1900 год.)

* * *

«4 декабря 1905 года. Очень секретно.

Мы в настоящее время владеем в Балтике двумя типами (Лэка и Голланда) подводных лодок, уже плавающих и более или менее испытанных. Из Киля прибудут лодки Круппа, на Балтийском заводе заканчиваются лодки Беклемишева и Бубнова. Надо ожидать, что эти последние лодки будут закончены заводом и сданы будущей весной. Таким порядком в Балтике будет 4 типа лодок. В каждом из них найдутся свои недостатки и свои преимущества, и вызвать лодки к жизни, но не забрасывать их, будет делом личного состава, о подготовке которого мы обязаны заботиться. Мы уже более или менее познакомились с лодками имеемых 2 типов. Эти оба — иностранные типы.

Неужели нам и в этом деле быть позади иностранцев и давать им возможность учиться, как нас побеждать на наши же средства? А заказ лодок за границей и даже в России заграничных типов к этому приводит. Строятся еще четыре 400-тонные лодки, хотя в России, на Охте, но иностранцами, и даже изобретатель — г. Лэк, получив от нашего правительства почти миллион (978 508) рублей как первый платеж за лодки, немедленно по заключении контракта открыл контору для постройки этих лодок в Берлине, где и работает над разработкой лодок, а в Петербург посылает только готовые проекты к исполнению. С ним еще много придется возиться...

Форма лодок Круппа неудовлетворительна и никогда не будет повторена в другой раз. Это сознано, хотя лодки еще не готовы.

Дело подводного плавания может жить самостоятельной жизнью, если мы будем строить лодки у себя дома и по нашим проектам, к чему мы уже имеем достаточно практики. Наши лодки Беклемишева и Бубнова плавали около Владивостока самостоятельно и дали результаты не худшие, чем лодки других типов, единственно чем грешили, то это минными аппаратами, непригодными для подводных судов, — это аппараты Джевецкого.

Мы имеем уже таких опытных руководителей постройкой лодок, как Беклемишев и Бубнов. Появляются проекты лодок Гаврилова, Мациевич намерен проектировать лодки. Неужели же бросать дело? Необходимо ассигновать на будущий год около 400 000 рублей, чтобы дело русского строительства лодок не погибло». (Из докладной записки заведующего подводным плаванием контр-адмирала Э. Н. Щенсновича.). [19]

* * *

«Морской генеральный штаб... пришел к убеждению, что в настоящее время совершенно невозможно построить подводную лодку, которая могла бы считаться вполне надежным и целесообразным оружием, но что возможно осуществить лишь такую лодку, которая могла бы оказаться пригодной для боевой деятельности при известных благоприятных условиях». (Из доклада Морского генерального штаба морскому министру России. 1909 год.)

* * *

«Доношу, что за время истечения почти двух лет состояние подводных лодок не изменилось к лучшему, так как причины, вызвавшие его, не были устранены за отсутствием к этому средств... Необходимо все лодки дивизиона заменить другими, которые нам может теперь дать современное состояние техники подводного дела за границей. Необходимо дать лодки большего тоннажа, больших надводных и подводных скоростей и большего подводного района». (Из секретного рапорта начальника дивизиона подводных лодок на Тихом океане капитана 2-го ранга Иванова-тринадцатого. 1910 год.)

* * *

«Секретно. Срочно.

Приступая к осуществлению 5-летней судостроительной программы в части, касающейся постройки подводных лодок, Морское министерство остановилось на постройке первых двух серий подводных лодок по проекту инженера генерал-майора Бубнова». (Из представления Морского министерства России в Совет министров. 1912 год.)

* * *

«Если сравнить английские лодки с нашими строящимися, то единственным преимуществом первых окажется скорость погружения... Кроме быстроты погружения, во всех остальных отношениях английские лодки по своим данным значительно уступают нашим лодкам типа «Барс». (Из докладной записки в Морской генеральный штаб России. 1914 год.)

* * *

«Во что обратится подводная лодка завтра, трудно угадать, и надо осторожно относиться к тем вопросам, где пока нет данных ставить границы развитию предмета. Вот почему я не вижу ничего невозможного в появлении, может быть и в недалеком будущем, подводной лодки водоизмещением в 18 тысяч тонн». (Из лекции известного русского подводника И. И. Ризнича. 1913 год.)

* * *

В нарушение хронологии — из заметки в газете «Красная звезда» 3 сентября 1981 года: «Недавно первая подводная лодка США из семейства «Трайдент» — «Огайо» вышла в море на ходовые испытания. Ее водоизмещение около 19 тысяч тонн».

* * *

«Относительно подводных лодок — поход подтвердил еще раз малую пригодность и малую ценность лодок типа «Барс». Замена лодок более пригодным типом назрела в полной мере и [20] является очередной задачей». (Из заключения по докладу о походе Балтийского флота 8–8 октября 1925 года.)

* * *

«Мы можем быть свидетелями соревнования в постройке подводных артиллерийских кораблей все большего и большего водоизмещения — вплоть до подводного линкора, если мировая революция не прекратит до тех пор всякого военного соревнования». (Из статьи бывшего командира «Пантеры» А. Н. Бахтина. «Морской сборник», 1925, № в/7.)

* * *

«Поздравляю морские силы Балтийского моря со вступлением в строй подводной лодки «Декабрист» — первенца нового советского судостроения и техники. Уверен, что в руках революционных моряков Балтики «Декабрист» явится грозным оружием против наших классовых врагов и в будущих боях за социализм покроет славой свой красный флаг». (Из телеграммы начальника морских сил РККА Р. А. Муклевича. 18 ноября 1930 года.)

Дальше