Содержание
«Военная Литература»
Военная мысль

Глава IX.

Боевые действия танков в Ливийской пустыне и на Дальнем Востоке

А. Танки в Ливийской кампании

«Ливийская пустыня, — говорил командир 21-й танковой дивизии генерал фон Равенштейн, — это рай для тактика, но ад для исполнителей». В самом деле, препятствия, непреодолимые для танков, встречаются там сравнительно редко, но, тем не менее, вести боевые действия на этом театре очень трудно. Ливийскую пустыню можно разделить на две зоны. Первая из них представляет собой узкую полосу вдоль морского побережья, которая протянулась на 2 тыс. км от Нила до тунисской границы. Вторая — внутренняя область (плато, сложенное песчаниками и известняками), простирающаяся на 1600 км вглубь африканского континента; она включает западную часть Египта и Ливию. Хотя вся пустыня имеет чрезвычайно жаркий и сухой климат и осадки не выпадают годами, ее прибрежная зона все-таки менее засушлива и в ней есть несколько колодцев. Проходимость танков зависит, кроме всего прочего, и от твердости грунта. В Ливии обширные районы имеют твердый грунт. Там можно передвигаться со средней скоростью 16 км/час, но такой грунт трудно копать. Колесным машинам передвигаться гораздо труднее на мягком грунте, особенно там, где вокруг кустарников образуются кучи песка. К мягким относятся и глинистые грунты. Они не представляют никакой трудности для дорожного транспорта в сухую погоду, но в дождь превращаются в липкую грязь, в которой застревают все машины. В таких случаях приходится обычно ожидать от одного до трех дней, пока почва подсохнет. До середины октября дожди не могут помешать боевым действиям, но в период с ноября по февраль их влияние может оказаться серьезным, особенно если войска продвигаются на запад, где [264] встречаются более обширные глинистые пространства и дождей выпадает больше.

Кроме того, в этих районах следует считаться также с песчаными бурями, во время которых все останавливается. Целые тучи мух — настоящий бич здешних мест — создают тяжелые санитарные условия, а от нестерпимой жары находиться в танке — просто пытка (немцы старались облегчить положение, применяя в своих танках систему кондиционирования воздуха). Наконец, недостаточно развитая дорожная сеть и незначительное число водоемов сильно осложняют работу тыла. Железнодорожная линия связывала вначале Александрию только с Мерса-Матрух; во всей Ливии была лишь одна шоссейная дорога, идущая вдоль всего побережья от Египта до Туниса. Особенно важное значение в Ливии, одном из самых пустынных и засушливых районов мира, имело снабжение водой, которую очень часто приходилось доставлять на грузовиках. В 1940 году итальянцы, чтобы избежать этого, проложили трубопровод до Сиди-Баррани. Впоследствии и англичане построили трубопровод, по которому пошли воды Нила.

1. Ливийские кампании (1940-1942 гг.)

С 1940 по 1942 г. в Киренаике было три наступления, которые, несмотря на быстрое развитие достигнутого успеха, не привели к решающим результатам из-за отсутствия необходимых сил и плохой организации тылов.

Во время первого сражения (декабрь 1940 г.) генералу Уэйвеллу посредством широкого обходного маневра, осуществленного ночью 7-й бронетанковой дивизией, удалось обойти с юга армию маршала Грациани и заставить ее принять бой перевернутым фронтом. Итальянские войска были отброшены, и английские танки одним броском продвинулись до залива Сидра к Эль-Агейла, пройдя 900 км за два месяца и совершив замечательные переходы. Так, например, расстояние от Эль-Мекили до залива (240 км по прямой) было покрыто за 29 час. Но 28 марта 1941 г. генерал Роммель, прибывший в Ливию с Африканским корпусом, перешел в наступление, вынудил англичан оставить Эль-Агейла и Бенгази (4 апреля) и к концу мая подошел к Тобруку; англичане закрепились на рубеже Эс-Саллум, Хальфайский проход. [265]

С мая по ноябрь 1941 г. положение не изменилось. 18 ноября 8-я английская армия начала второе ливийское сражение, чтобы освободить гарнизон Тобрука, все еще окруженный силами стран оси. Она располагала 455 танками (7-я бронетанковая дивизия, 4-я армейская танковая бригада) против 412 танков 15-й и 21-й немецких танковых дивизий и итальянской дивизии «Ариете». Итальянские танки были довольно посредственными, зато немцы имели машины Т-III и Т-IV. Эти танки, вооруженные соответственно 37-мм и 75-мм пушками с дальностью действительного огня 1500 м, определенно превосходили танки «Стюарт», «Крузейдер» и «Валентайн» с 37-мм пушкой, стрелявшей на 800 м. Английские танковые силы состояли из бронетанковых дивизий, оснащенных быстроходными танками (так называемые легкие танки «Стюарт» и «Крузейдер»), и танковых бригад, располагавших танками с сильной броневой защитой, но менее быстрыми (танки «Валентайн» и «Матильда») и предназначавшимися для сопровождения пехоты. 19 ноября 30-й английский армейский корпус (7-я бронетанковая дивизия, 4-я армейская танковая бригада), обойдя с юга правый фланг войск Роммеля, достиг Сиди-Резега в 6 км от оборонительных позиций, занятых гарнизоном Тобрука. Но на следующий день Роммель сосредоточил свои 3 танковые дивизии в районе Сиди-Резега, где с 20 по 23 ноября развернулись ожесточенные танковые бои. Они шли с переменным успехом, и слабее вооруженным английским танкам не удалось добиться превосходства. После того как благодаря поддержке танков частям 30-го корпуса удалось соединиться с гарнизоном Тобрука, Роммель стянул все свои танки, ударил на Сиди-Резег и прорвал фронт 2-й новозеландской пехотной дивизии. Но ввиду понесенных потерь он был вынужден 8 декабря начать отступление. 25 декабря английские передовые части вступили в Бенгази, а 30-го вновь прибыли в Эль-Агейла. Из 412 танков, брошенных Роммелем в бой, осталось только 50. Немцы потеряли 22 тыс., итальянцы — 20 тыс., англичане — 18 тыс. человек.

21 января 1942 г. наступлением Роммеля началось третье ливийское сражение. Застигнутые врасплох англичане, не успевшие еще закрепиться после своего победоносного марша, поспешно отступили, оставив Бенгази, [267] и к 10 февраля организовали оборону на 60-кило-метровом фронте, простиравшемся от Эль-Газалы до Бир-Хакейма. Перед линией фронта протянулись широкие минные поля, однако левый фланг английских войск упиравшийся в пустыню, не был прикрыт ни естественными, ни искусственными препятствиями. Роммель располагал 4 танковыми дивизиями (15-я и 21-я немецкие танковые дивизии и итальянские дивизии «Ариете» и «Литторио»), то есть 550 танками. Почти все танки были вооружены 37-мм и 75-мм пушками. В то же время англичане (1-я и 7-я бронетанковые дивизии, 1-я, 2-я, 4-я, 22-я армейские танковые бригады) имели 630 танков, из которых лишь на 240 были установлены пушки калибром больше 37 мм. В 25 км за линией фронта, удерживаемого 3 дивизиями, в составе которых была французская бригада генерала Кенига, находившаяся в Бир-Хакейме, располагались две бронетанковые дивизии. Эти дивизии, занимавшие центральную позицию в районе Найтс-Бридж, были готовы, используя караванные пути и тропы, расходящиеся из этого пункта к Эль-Гавале, Сиди-Муфта, Бир-Хакейму, Сиди-Резегу и Тобруку, контратаковать противника или неожиданно напасть на его войска, когда они будут совершать марш. 27 мая, в то время как часть немецких сил старалась прощупать английскую оборону на всем фронте, а дивизия «Ариете» атаковала опорный пункт Бир-Хакейм, Роммель с 3 другими танковыми дивизиями и 90-й моторизованной дивизией обошел Бир-Хакейм с юга и вышел в тыл английских войск. Вечером 28 января в результате контратаки английских танков эти соединения были прижаты к минным полям 8-й армии и изолированы от остальной части своих сил. В последующие дни развернулись ожесточенные танковые бои, не давшие, однако, решающего исхода; тем временем немецким саперам удалось проделать широкий проход через английские минные поля. Таким образом, они как бы открыли Роммелю новую линию коммуникаций, благодаря чему он смог сосредоточить большинство своих танков против Бир-Хакейма, гарнизон которого отошел по приказу в ночь с 10 на 11 июня, овладеть 21 июня Тобруком и заставить 8-ю английскую армию отступить к Эль-Аламейну.

Оборонительный рубеж в Эль-Аламейне протяженностью [268] 65 км по фронту упирается с одной стороны в море, а с другой — в Каттарскую впадину. Эта впадина длиной 300 км имеет ширину от 30 до 160 км, и представляет собой высохшее дно древнего внутреннего моря. Сыпучие пески и солончаки делают Каттарскую впадину фактически непроходимой. На севере ее окаймляют отвесные скалы, поднимающиеся примерно на 180 м над уровнем моря, тогда как поверхность солончаков лежит на 60 м ниже этого уровня.

Итак, немцы находились уже в 250 км от Каира и в 96 км от Александрии и дельты Нила. 30 июня Роммель попытался фронтальным ударом прорвать оборону англичан, но потерпел неудачу. Такая же неудача постигла его 5 июля, так как большая часть немецких сил не смогла за ним последовать. Пришлось значительно задержаться, чтобы подтянуть отставшие войска, реорганизовать тылы, учитывая, что сзади теперь находится 400-километровая пустыня, и пополнить личным составом потрепанные части. 31 августа Роммель возобновил наступление: сконцентрировав на правом фланге свои танковые и моторизованные силы (15-я и 21-я немецкие танковые дивизии, 90-я немецкая пехотная дивизия, итальянские танковые дивизии «Ариете» и «Литторио», итальянская мотодивизия «Триест»), он обошел левый фланг английских войск, чтобы захватить гряду Алам-Хальфа, расположенную в нескольких километрах за линией фронта. Эта гряда высотой 120 м представляла собой важный опорный пункт английской обороны. В дальнейшем Роммель намеревался обойти всю 8-ю английскую армию. Но он столкнулся с хорошо организованной системой обороны, которую генерал Монтгомери построил фронтом на юг. Оборонительные позиции занимали 2-я новозеландская пехотная дивизия, 10-я английская танковая дивизия, 22-я армейская танковая бригада и 44-я пехотная дивизия англичан, в то время как их 7-я танковая дивизия беспокоила фланги немецких и итальянских танковых колонн. Войска Роммеля, подвергшиеся сильным ударам английской авиации и не сумевшие сломить в течение 1 и 2 сентября сопротивление англичан и овладеть грядой Алам-Хальфа, отошли 3 сентября на свои исходные позиции. Тем не менее в руках немцев осталось минное поле, созданное англичанами южнее Дейр-эль-Мунассиб. [269]

2. Сражение за Эль-Аламейн

а) Обстановка, предшествовавшая наступлению (7 сентября — 23 октября 1942 г.)

Став командующим 8-й армией (15 августа 1942 г.), генерал Монтгомери решил возобновить наступление, но прежде ему нужно было получить подкрепления, следовавшие из Англии вокруг мыса Доброй Надежды (1900 км, то есть 2 месяца пути) и из Америки через Тихий и Индийский океаны. 44-я и 51-я пехотные дивизии, 2 полка тяжелой артиллерии и 6 полков полевой артиллерии прибыли из Англии, 9-я австралийская пехотная дивизия была переброшена из Сирии. Кроме того, между 1 августа и 28 октября из Англии прибыла 41 тыс. человек. Армия получила самоходные орудия, 7 тяжелых танков, в том числе танки «Черчилль», вооруженных 57-мм пушкой, 300 танков «Шерман», имевших 75-мм пушку и давших возможность вооружить 3 танковых бригады из шести, и 400 противотанковых пушек нового образца калибра 57 мм. Прибытие 8700 автомашин позволило создать 26 авторот подвоза, каждая из которых могла обеспечить снабжение одной дивизии на расстоянии 75 км от станции снабжения. В тыловых службах находилось 500 тыс. мобилизованных и 750 тыс. вольнонаемных.

Авиация была значительно усилена прибытием 9-го американского соединения тактической авиации, оснащенного истребителями-бомбардировщиками «Харрикейн». Эти самолеты, вооруженные двумя 40-мм пушками, предназначались для борьбы с танками и атаковали обычно с пикирования или с небольшой высоты. К началу сражения 8-я армия располагала 500 истребителями и 200 бомбардировщиками.

За тот же период трудности, которые испытывал Роммель в области тылового обеспечения, серьезно возросли вследствие активных действий военно-морского флота и авиации англичан. Объектами нападения надводных кораблей, подводных лодок и самолетов были не только суда, но также порты (Тобрук, Бенгази) и склады (Эд-Дабъа) противника. В течение сентября было потоплено 22 немецких и итальянских транспорта с грузом в 22 тыс. т. В течение первых 8 месяцев 1942 г. [270] самые насущные потребности Африканского корпуса были удовлетворены лишь на 40%. Особенно не хватало бензина. Роммель располагал всего недельным запасом бензина и имел 3,8 боекомплекта вместо потребных ему месячного запаса бензина и 8 боекомплектов. Продовольствие, и особенно хлеб, строго нормировалось. Тобрук был связан с фронтом лишь одной 600-километровой дорогой (состояние которой к тому же оставляло желать много лучшего), что еще больше усложняло транспортную проблему.

Кроме того, потери и болезни (инфекционная желтуха, дизентерия) сильно сократили численность войск Роммеля. Парашютной бригаде Рамке, состоявшей в основном из молодых солдат, постоянно не хватало примерно 12% личного состава.. На 28 октября 15-я и 21-я танковые дивизии насчитывали соответственно 3940 и 3972 человека, 90-я моторизованная дивизия — 2827, 164-я пехотная дивизия — 6343, бригада Рамке — 3376 человек. Подкрепления — 5200 человек — ожидали отправки на фронт в Италии, и 6 тыс. — в Германии. Число танков, которыми располагал Африканский корпус, было доведено до 230; 20-й итальянский танковый корпус имел 300 танков. Из 12194 немецких автомашин 4081 были трофейными, в то время как 2 тыс. застряли в Италии и 1200 — в Германии.

Плато, на котором развернулось сражение, перерезали несколько горных гряд; были и впадины, заполненные песком, и неглубокие каменистые сухие долины — вади. Вдоль берега моря тянулись солончаки, отделенные от моря дюнами. К югу от них простиралась полоса земли шириной не более 3 км, по которой проходили параллельно берегу шоссе и железная дорога. Над пустыней господствовали три главные гряды: на участке английских войск — длинная и узкая гряда Рувейсат, возвышавшаяся на 60 м над уровнем моря, на участке войск оси — гряды Митейрийя (30 м ) и Тель-эль-Эйса. Правый фланг немецкой обороны упирался в вершины Химеймата и плато Эт-Тага. Занятие Роммелем этого района в результате боя при Алам-Хальфе не позволило левому флангу английских войск занять позиции, непосредственно доходящие до Каттарской впадины.

Противники создали в этой зоне примерно аналогичную систему обороны. На севере позиции немецких войск, [271] тянувшиеся от Дейр-эль-Мрейр (к юго-западу от гряды Рувейсат) на 4-8 км в глубину, состояли из 4-6 сплошных полос минных полей и проволочных заграждений. В 6-7 км перед передним краем находились оборонительные сооружения, прикрывавшиеся пулеметным огнем. Однако кое-где были непростреливаемые участки, что впоследствии облегчило английским саперам создание проходов. На переднем крае и в глубине обороны были созданы опорные пункты, включавшие 50-мм противотанковые или 88-мм пушки и прикрытые минными полями. 88-мм пушки были сосредоточены в местах возможного прорыва: в районе поста Томсон на побережье, на высотах Тель-эль-Эйса, напротив гряды Рувейсат и на плато Эт-Тага. В береговом секторе находились вторая и третья оборонительные полосы: вторая, в 5 км за первой, проходила от Сиди-Абд-эр-Рахман до впадин Дейр-эль-Мрейр (25 км ), а третья, еще не законченная, тянулась на 12 км, также начинаясь у Сиди-Абд-эр-Рахман. Между первыми двумя оборонительными полосами были устроены отсечные позиции и минные поля, расположенные таким образом, чтобы направить вклинившиеся войска противника к минированным зонам, поражаемым сосредоточенным огнем артиллерии. К югу от Дейр-эль-Мрейр оборона состояла всего из двух траншей и опиралась только на минное поле, захваченное у англичан во время боев при Алам-Хальфа, и на слабо заминированный войсками Роммеля участок.

Немецко-итальянские войска, оборонявшие эти позиции, разделялись на три группы:

на севере, до гряды Рувейсат — 21-й итальянский армейский корпус, имевший в своем составе 164-ю немецкую пехотную дивизию и итальянские пехотные дивизии «Тренто» и «Болонья», обе последние усиленные 2 батальонами парашютистов из бригады Рамке;

на юге — 10-й итальянский армейский корпус; в него входили пехотные дивизии «Брешиа», «Фольгоре», «Павия», между которыми было распределено 2 батальона бригады Рамке;

за ними — Африканский корпус и 20-й итальянский армейский корпус, имевшие в своем распоряжении: [272]

а) итальянскую пехотную дивизию «Триест» возле Эд-Дабъа и 90-ю немецкую пехотную дивизию в Эль-Газала (между Эд-Дабъа и Сиди-Абд-эр-Рахман), перед которыми была поставлена задача воспрепятствовать всякой высадке англичан в тылу немецко-итальянской обороны;

б) танковые дивизии: на севере за 21-м армейским корпусом — 15-ю немецкую танковую дивизию и итальянскую танковую дивизию «Литторио», на юге за 10-м армейским корпусом — 21-ю немецкую танковую дивизию и итальянскую танковую дивизию «Ариете». Каждая из этих двух групп разбивалась на три тактические группы, с тем чтобы иметь возможность оказать поддержку на любом участке фронта. Такое расположение противоречило принципу сосредоточения танков, который всегда применялся Роммелем (он находился в то время в Берлине).

Поскольку мощные оборонительные сооружения противника нельзя было обойти или прорвать фронтальным ударом танков, генерал Монтгомери попытался сначала использовать для прорыва пехоту, поддержанную мощной артиллерией. Затем танковые дивизии должны были использовать созданную таким образом брешь и развить успех. Монтгомери решил нанести главный удар на севере, предприняв в то же время наступление левым крылом исключительно с целью сковать силы противника на этом участке. Действуя таким образом на более благоприятной местности и с более короткими коммуникациями, 8-я армия могла бы прорваться вдоль побережья, отрезать противника от его баз, угрожать его аэродромам и центру снабжения в Эд-Дабъа. Проникнув между грядами Тель-эль-Эйса и Митейрийя и овладев последней, англичане обеспечивали себе коридор, прикрываемый на обоих флангах возвышенностями и имевший дополнительную защиту — немецкое минное поле, расположенное по другую сторону гряды Митейрийя.

В соответствии с этим планом английские силы располагались следующим образом:

к северу от Рувейсат — 30-й английский армейский корпус, располагавший 9-й австралийской пехотной дивизией, 51-й Хайлендерской дивизией, [273] 2-й новозеландской пехотной» дивизией, 1-й южноафриканской пехотной дивизией, 4-й индийской пехотной дивизией, 9-й и 23-й армейскими танковыми бригадами;

южнее гряды Рувейсат — 13-й английский армейский корпус, имевший в первом эшелоне греческую бригаду, 50-ю и 44-ю пехотные дивизии и 1-ю бригаду войск Сражающейся Франции. Ему была придана 22-я танковая бригада. Во втором эшелоне находилась 7-я бронетанковая дивизия, задачей которой было сдерживать 21-ю немецкую танковую дивизию; ее можно было использовать только в том случае, если это не могло повлечь за собой тяжелых потерь. Выполнив свою задачу, 7-я бронетанковая дивизия должна была отойти на север, чтобы принять участие в главном ударе;

в тылу войск северного участка, в 80 км к востоку — 10-й английский армейский корпус, включавший вначале 1-ю и 10-ю бронетанковые дивизии. 2-я новозеландская пехотная дивизия, приданная 30-му английскому армейскому корпусу, в ходе наступления переподчинялась 10-му армейскому корпусу, чтобы поддержать продвижение бронетанковых дивизий. 3-я пехотная бригада (в действительности 3-й пехотный полк) была взята у 2-й новозеландской пехотной дивизии и заменена 9-й танковой бригадой.

Первоначально этим соединениям были поставлены следующие задачи. 30-й английский армейский корпус, 9-я австралийская и 51-я английские пехотные дивизии должны были, продвигаясь прямо на запад через гряду Тель-эль-Эйса, обеспечить северную сторону коридора, тогда как 2-й новозеландской и 1-й южноафриканской пехотным дивизиям поручалось овладеть грядой Митейрийя и обеспечить южную сторону. Левый фланг наступающие войск прикрывался продвижением 4-й индийской пехотной дивизии вдоль гряды Рувейсат. Пока пехота станет очищать коридор, по нему пройдет 10-й армейский корпус (1-я и 10-я бронетанковые дивизии) и закрепится, чтобы иметь возможность отбить всякую контратаку танковых сил противника или отразить всякую попытку закрыть созданную таким образом брешь. Тем временем 13-й английский армейский корпус начинал [274] наступление в двух направлениях: на север (44-я пехотная дивизия и 7-я бронетанковая дивизия) и на юг (1-я бригада войск Сражающейся Франции) от вершин Химеймат. В случае успеха одного из этих отвлекающих ударов танковая бригада должна была совершить рейд в тыл противника и разгромить склады и аэродромы в Эд-Дабъа.

Точная дата наступления была установлена с учетом фазы луны и в соответствии с общим планом союзников. Чтобы добраться до минных полей противника и проделать в них проходы, быстро обезвреживая мины, нужно было действовать в ясную, лунную ночь. Надо сказать, что этих мин, скрытых обычно под тонким слоем песка, было очень много и располагались они в беспорядке. Так, только в полосе обороны 164-й немецкой пехотной дивизии было поставлено 10300 противотанковых и 11400 противопехотных мин из расчета по одной мине каждого вида на погонный метр. Поиски мин осложнялись тем, что немецкие минные поля были, как правило, обнесены проволочными заграждениями, и приходилось тщательно проверять всякий участок местности, окруженный проволокой, даже если там ничего не было.

Поскольку полнолуние приходилось на 24 октября, наступление было назначено на 23-е, что позволяло увязать это сражение с высадкой англичан и американцев в Марокко и Алжире.

Чтобы ввести Африканский корпус в заблуждение относительно своих истинных намерений, генерал Монт-гомери был вынужден применить на этой местности, лишенной всяких укрытий, и особенно на своем южном участке, различные меры маскировки (строительство нефтепровода из старых бидонов для горючего с ложными насосными станциями, организация и использование радиосети, аналогичной сети 10-го армейского корпуса и подчиненных ему частей, создание огневых позиций с батареями деревянных орудий). Роммель, как и раньше, прятал свои танки под палатками бедуинов, поставленными много недель тому назад. Монтгомери на своем северном участке маскировал танки под грузовики. Настоящие танки заменялись в первоначальных пунктах своего размещения макетами танков и автомашин. [275]

б) Сражение за Эль-Аламейн (23 октября — 8 ноября 1942 г.)

Сражению предшествовали в порядке подготовки действия частей «коммандос» и мощные удары английских военно-воздушных сил. 13 и 14 сентября ночью были совершены нападения на Тобрук с суши и с моря, а также на Джало и Барче. Одновременно небольшая моторизованная колонна, выступившая из Куфры, предприняла действия против Бенгази. За исключением рейда на Джало и Барче, эти атаки не увенчались успехом, но вынудили немцев держать в Бардии дивизию «Пистойя» и отвести в Эд-Дабъа 90-ю пехотную дивизию.

Авиация, как и армия, была передана в распоряжение генерала Монтгомери, поскольку «не могло быть и речи о разделении власти». Это позволило улучшить взаимодействие между сухопутными войсками и авиацией. Последняя непрерывно бомбила железную дорогу, ведущую в Тобрук, и сам порт. Таким образом, страны оси были вынуждены направлять значительную часть своих конвоев на Бенгази, в результате чего увеличивалось расстояние до линии фронта, которое нужно было покрыть на автомашинах. Бенгази также подвергался сильным бомбардировкам. Кроме того, непрерывные удары англичан по аэродромам вынудили командование противника перебазировать свои эскадрильи дальше на запад. 23 октября английские истребители и бомбардировщики совершили налет на аэродромы, огневые позиции артиллерии и скопления войск держав оси. Слишком плотно сосредоточенные немецкие и итальянские танковые дивизии понесли тяжелые потери, английская авиация обеспечила себе такое господство в воздухе, что ее истребители весь день патрулировали над аэродромами противника, не встречая ни малейшего сопротивления.

В пятницу 23 октября в 21 час 30 мин., в полнолуние, английская артиллерия начала артподготовку. На фронте протяженностью 5 км вдоль тропы по Каттарской впадине было размещено 408 пушек-гаубиц калибра 87 мм (102 батареи) и 48 орудий среднего калибра (12 батарей), то есть 21 батарея пушек-гаубиц и 3 батареи орудий среднего калибра. Батареи, сменившие [276] перед самым наступлением свои позиции и тем самым сделавшие значительно менее эффективной контрбатарейную борьбу противника, вели сосредоточенный огонь по артиллерийским позициям, командным пунктам и узлам сопротивления врага. Последние в 22 часа подверглись 10-минутной бомбардировке. В этот же момент двинулась пехота. Каждая часть пересекала минные поля по отдельной тропе, освещавшейся бидонами с нефтью, расставленными на расстоянии 2-3 м друг от друга; в каждом бидоне было отверстие, через которое выходил свет.

Шедшие впереди солдаты переносили эти бидоны по мере своего продвижения. Саперам помогали в разминировании танки-тральщики, называемые «скорпионами» и снабженные цепями, ударявшими по земле впереди танка. Ширину проходов, определенную первоначально в 8 м, нужно было довести до 24 м.

Артиллерия 30-го армейского корпуса переносила свой огонь на 100 м вперед через каждые 2,5-3 мин., причем некоторые участки обрабатывались с особой тщательностью. Направление движения, выдерживаемое по буссоли, указывалось на флангах каждой колонны с помощью трассирующих снарядов зенитных пушек «Бофорс». Основная задача 23-й армейской танковой бригады (танки «Валентайн»), распределенной между 9-й австралийской и 51-й английской пехотными дивизиями, обеспечивавшими северную сторону коридора, заключалась в том, чтобы следом за пехотой выйти к намеченному рубежу и отразить всякую контратаку танков противника до подхода своих противотанковых пушек. За 2-й новозеландской и 1-й южноафриканской пехотными дивизиями, которые должны были захватить южную часть коридора, следовали танки 9-й бригады. Ночью пехота продвигалась без особого труда, и к 7 час. утра 24 октября гряда Митейрийя и большая часть района Тель-эль-Эйса перешли в руки англичан; иными словами, пехота углубилась на 8 км в расположение противника, считая от минных полей перед передним краем, на общем фронте примерно 10 км. В боевых порядках пехоты находилось множество батарей противотанковых орудий, которые при каждой остановке создавали настоящую противотанковую стену. 1-я и 10-я бронетанковые дивизии, пересекавшие исходный рубеж [277] около 2 час. ночи, двинулись вперед по коридору, но были задержаны неожиданным сопротивлением. На рассвете они натолкнулись на новые минные поля, мощный заградительный огонь артиллерии и противотанковых средств и не смогли осуществить намеченное продвижение. В течение всего дня 24 октября эти 2 бронетанковые дивизии оставались на гряде Митейрийя и за ней, обстреливая танки противника. В это время 15-я немецкая танковая дивизия предприняла ряд контратак, отбитых с тяжелыми для нее потерями. К вечеру, благодаря комбинированной атаке 51-й пехотной и 1-й бронетанковой дивизий, поддержанной сильным огнем артиллерии, пехота повсюду достигла намеченного рубежа и дала возможность бронетанковым дивизиям завершить свое развертывание. На юге, в полосе 13-го армейского корпуса, 44-я пехотная и 7-я бронетанковая дивизии, начавшие наступление после артподготовки, такой же, как и проведенная в полосе 30-го корпуса, неожиданно встретили севернее вершин Химеймат минные поля. К югу от этих вершин французская бригада, продвинувшись примерно на 4 км, вступила на плато Эт-Тага. Но так как из-за естественных препятствий противотанковые орудия бригады не могли следовать эа пехотой, контратаки танков противника заставили ее отойти.

В ночь на 25 октября, в то время как 30-й армейский корпус закреплялся на своем предмостном укреплении к западу от минных полей, 13-му армейскому корпусу удалось преодолеть минированный участок севернее Химеймат, но, поскольку продвижение 7-й бронетанковой дивизии было задержано огнем артиллерии и противотанковых средств, этот корпус получил приказ ограничиться лишь действиями местного значения. День 25 октября прошел относительно спокойно, так как немцы предпринимали лишь контратаки на северном участке. Эти контратаки, в которых участвовало до 20-30 танков, были легко отбиты 1-й и 10-й бронетанковыми дивизиями. В ночь на 26 октября австралийцы начали наступление в направлении моря, чтобы расширить коридор, и, продвинувшись на 2 км, захватили весь район Тель-эль-Эйса, позволив тем самым 1-й бронетанковой дивизии и одной бригаде 10-й бронетанковой дивизии закрепиться на Кидни-Ридж (высота Роньон). [278]

Между тем вернувшийся из Германии Роммель перегруппировал свои резервы. Он выдвинул навстречу англичанам пехотную дивизию «Триест», подтянул к фронту 90-ю пехотную дивизию и перебросил с юга 21-ю танковую дивизию и итальянскую танковую дивизию «Ариете». 27 октября он бросил танковые соединения против выступа, который удерживали англичане, и особенно против Кидни-Ридж. Однако танки Роммеля были остановлены сильным огнем английской артиллерии и авиации. Иногда, как, например, 28 октября, им даже не удавалось принять боевой порядок. 26 октября генерал Монтгомери также решил перегруппировать свои силы. 1-я южноафриканская и 4-я индийская пехотные дивизии сменили новозеландскую пехотную дивизию, которая была отведена во второй эшелон и получила в дополнение к трем своим бригадам (из которых одна была танковая) 151-ю и 152-ю бригады соответственно 50-й и 51-й английских пехотных дивизий. Таким образом, 9-я австралийская пехотная дивизия смогла усилить свои позиции на подступах к шоссе, а 7-я бронетанковая дивизия перешла в ночь на 28 октября в распоряжение 10-го английского армейского корпуса.

Используя эту перегруппировку и вклинение своих войск в оборону противника, генерал Монтгомери предпринял новое наступление, чтобы сразу же после прорыва использовать танки на открытой местности и перерезать коммуникации немецко-итальянских сил. Ударная группа под командованием командира 2-й новозеландской пехотной дивизии, состоявшая из 4 пехотных бригад (5-я и 6-я новозеландские бригады, 151-я, 152-я английские) и 2 армейских танковых бригад (9-й и 23-й), прорывала, начав наступление с выступа, систему обороны противника. Танки 23-й бригады сопровождали пехоту, а танки 9-й бригады, следуя за пехотой, должны были обогнать ее у конечного рубежа, чтобы создать предмостное укрепление за тропой, идущей от Сиди-Абд-эр-Рахмана на юг. Наступление новозеландской пехотной дивизии должны были обеспечивать с флангов отвлекающие действия батальона маорийцев и 133-й бригады (44-я пехотная дивизия). Сразу же после создания предмостного укрепления 1-я, 7-я и 10-я бронетанковые дивизии должны были двинуться на запад, [279] а 2 полка бронеавтомобилей — на юго-запад с задачей совершить глубокий рейд по тылам противника. Чтобы расширить прорыв и отвлечь внимание противника, 9-я австралийская пехотная дивизия должна была наступать в направлении побережья и захватить мощный опорный пункт — пост Томсона, расположенный севернее Тель-эль-Эйса. Первое наступление, начавшееся 22 октября в 22 часа, привело к частичному успеху; второе (в ночь на 31 октября) позволило австралийцам, поддержанным танками «Валентайн», достичь моря и окружить 4 батальона (2 итальянских и 2 — 164-й немецкой пехотной дивизии), освободив северный фланг выступа и заставив Роммеля подтянуть к Сиди-Абд-эр-Рахману 21-ю танковую и 90-ю пехотную дивизии. Однако вечером 31 октября 20 танкам 21-й немецкой танковой дивизии удалось помочь окруженным войскам прорвать кольцо австралийцев. В течение всего этого времени 13-й английский армейский корпус оставался в обороне, не переставая, однако, беспокоить противника действиями разведчиков и артиллерии.

2 ноября в час ночи началось наступление на фронте 3600 м. Его поддерживали 360 артиллерийских орудий, ставивших огневой вал (192 орудия калибра 87 мм, то есть 48 батарей; 168 орудий среднего калибра, то есть 42 батареи; таким образом, плотность на 1 км фронта составляла 12 батарей 87-мм орудий и 11 батарей орудий среднего калибра). Конечный рубеж был достигнут в 5 час. 30 мин. после продвижения на 5 км, а на рассвете 9-я бронетанковая бригада вышла к тропе, ведущей в Сиди-Абд-эр-Рахман. Однако английские танки, движение которых было замедлено минами и огнем артиллерии, наткнулись на мощную противотанковую оборону. 3 полка 9-й бригады (3-й гусарский, «Ройял Уилтс», «Варвик Йоменри») уничтожили значительное количество противотанковых пушек, но потеряли более 75% своих танков. Тем не менее, воспользовавшись их продвижением, 2 полка бронеавтомобилей устремились в юго-западном направлении, чтобы перерезать коммуникации немецких войск. Около 9 час. утра передвижения немцев показали, что готовится контратака 15-й и 21-й немецких танковых дивизий; поэтому в 10 час. 40 мин. 3 английские бронетанковые дивизии выдвинулись вперед, чтобы отразить контратаки противника. [280]

После полудня в районе Эль-Акакира между английскими бронетанковыми дивизиями с одной стороны и немецкими и итальянскими танковыми дивизиями — с другой завязался ожесточенный бой за гряду Эль-Акакир, которая господствует над главными тропами, пересекающими этот район. Поддержанные авиацией и самоходными орудиями и опираясь на хорошо организованную систему огня ПТО, английские танки одержали победу, несмотря на частичный прорыв, осуществленный на севере 21-й немецкой танковой дивизией. В конце концов 7-я моторизованная бригада овладела ночью Эль-Акакиром, а 51-я пехотная дивизия, взаимодействуя с танками 23-й бригады, расширила прорыв в южном направлении.

3 ноября авиация сообщила об интенсивном движении на запад по прибрежному шоссе, но огонь противотанковых пушек мешал развитию успеха в глубину. Чтобы преодолеть это препятствие, 51-я пехотная дивизия и 5-я бригада 4-й индийской пехотной дивизии атаковали 4 ноября в 2 часа 30 мин утра в юго-западном направлении от гряды Мийтерийя и под прикрытием артиллерийского огня продвинулись на глубину 7 км, несмотря на минные поля и густую пыль. В это время соединения 10-го английского армейского корпуса (1-я, 7-я и 10-я бронетанковые дивизии, 2-я новозеландская пехотная дивизия), выйдя из боя, приступили к перегруппировке. 1-я и 10-я бронетанковые дивизии направились к Эд-Дабъа. 7-я бронетанковая и 2-я новозеландская пехотная дивизии начали движение с юго-западного угла выступа к ущелью Фука, представлявшему собой единственный проход между скалами высотой 300 м. 30-й английский армейский корпус (9-я австралийская пехотная дивизия, 51-я английская пехотная дивизия, 9-я танковая бригада) перешел во второй эшелон и расположился в очищенной им от противника береговой зоне. 13-й английский армейский корпус добивал противника на южном участке, где пехотные дивизии «Болонья», «Брешиа», «Фольгоре» и «Павия» испытывали на себе удары французской и греческой бригад, а также 44-й английской и 4-й индийской пехотных дивизий. Обойденные с запада, оставленные без воды, продовольствия, боеприпасов и средств транспорта, эти итальянские дивизии быстро сложили оружие.

На протяжении всего сражения южный фланг 8-й [281] армии прикрывала «группа войск дальнего действия в пустыне» (Long Range Desert Group), которая, используя Каттарскую впадину, наносила удары по вражеским тылам и нападала на автоколонны, базы снабжения и аэродромы немецкой авиации.

Войска стран оси понесли под Эль-Аламейном тяжелое поражение. Использовав все наличные средства транспорта, Роммель сумел сохранить немецкие дивизии (90-ю и 164-ю пехотные дивизии, 15-ю и 21-ю танковые дивизии) и итальянские танковые дивизии («Литторио» и «Ариете»), но бросил на произвол судьбы итальянские пехотные дивизии. У него не оставалось больше нетронутых резервов, кроме двух итальянских пехотных дивизий — «Пистойя» на египетской границе и «Специя» в Триполитании. Потери немецко-итальянских войск составляли 10 тыс. убитыми, 15 тыс. ранеными и 30 тыс. пленными, в том числе 10 тыс. немцев. В плен попало 9 генералов, среди них и командир Африканского корпуса фон Тома. Генерал фон Штумме и 2 итальянских генерала были убиты. В руки англичан попало большое количество боеприпасов, продовольствия и военной техники, более 1 тыс. орудий было захвачено или уничтожено. Из 600 танков войск оси 450 остались на поле боя. 70 танков дивизии «Ариете» были впоследствии брошены из-за отсутствия бензина, а в 15-й и 21-й немецких танковых дивизиях насчитывалось всего 80 танков. 90-я пехотная дивизия, которая прикрывала отступление, и 164-я пехотная дивизия фактически представляли собой полки. Англичане потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести 13 500 человек. Хотя более 500 танков были выведены из строя, только 150 из них были признаны непригодными к ремонту. Из 530 танков 10-го английского армейского корпуса, поступивших в ремонтные мастерские, 337 были отремонтированы за 11 дней, пока шли бои, благодаря хорошо поставленной работе английской ремонтно-восстановительной службы.

в) Развитие успеха и захват Триполи (4 ноября 1942 г. — 28 января 1943 г.)

Характер развития успеха, достигнутого в сражении, был обусловлен соображениями стратегического порядка, [282] а также проблемами снабжения. Прежде всего нужно было занять Киренаику, чтобы помешать противнику задержаться в портах Тобрук и Бенгази или закрепиться на рубеже Эль-Агейла. Следующей задачей было овладение Триполитанией и особенно портом Триполи. Кроме того, следовало как можно скорее перебазировать английскую авиацию на аэродромы, расположенные дальше к западу (в частности, на аэродром Мартубы), чтобы дать ей возможность более тесно взаимодействовать с наступающими войсками, установить свое господство в центральной части Средиземного моря и сопровождать караваны судов до Мальты, лишенной с апреля всякого подвоза. Поэтому успех надо было развивать быстро, следовательно, с помощью моторизованных и механизированных войск. Впрочем, это целиком и полностью отвечало положению со связью и снабжением. Протяженность (560 км от Эль-Аламейна до Тобрука, 480 км от Тобрука до Бенгази, 260 км от Бенгази до Эль-Агейла и около 800 км от Эль-Агейла до Триполи) и слабая развитость сети коммуникации наряду с недостатком воды ограничивали численность используемых войск. Подвоз к войскам, участвовавшим в развитии успеха, осуществлялся главным образом по шоссе. Однако грузовики, сколько бы их ни было, не могли снабжать соединения 10-го английского армейского корпуса дальше Мерса-Матрух. Поэтому необходимо было использовать морские и воздушные пути, чем и объяснялось значение захвата и быстрого восстановления портов Тобрук, Бенгази, Триполи и аэродромов.

Действия по овладению Киренаикой велись с 4 по 28 ноября, когда 7-я бронетанковая дивизия подошла к оборонительным позициям Эль-Агейла.

4 ноября, в то время как 1-я и 10-я бронетанковые дивизии натолкнулись в Эль-Газала на мощную противотанковую оборону, 2-я новозеландская пехотная дивизия, усиленная 4-й бригадой 7-й бронетанковой дивизии, далеко обошла эту оборону с юго-запада. 5 ноября около полудня 1-я бронетанковая дивизия достигла Эд-Дабъа, тогда как в районе между этим пунктом и Фука, у Галала, 10-я бронетанковая дивизия вела бои с немецким арьергардом и уничтожила 44 танка. В тот же день проход Фука был взят 4-й бронетанковой бригадой, а находившиеся там остатки пехотной дивизии [283] «Тренто» сдались в плен. На следующий день эта же бригада к полудню достигла Баккуша (50 км к востоку от Мерса-Матрух), где к ней присоединились новозеландская пехотная дивизия и 8-я танковая бригада (10-й бронетанковой дивизии), захватившая в плен 2 тыс. солдат и штаб пехотной дивизии «Фольгоре». Одновременно 7-я бронетанковая дивизия, обойдя с юга скалы Фука, атаковала близ Сиди-Ханейша (на запад от Баккуша) войска противника, взяла 2 тыс. пленных и уничтожила 15 танков и 7 тяжелых орудий. В этот момент у Африканского корпуса оставалось лишь 30 танков. Утром того же дня южноафриканский полк бронеавтомобилей, нанеся противнику тяжелые потери в живой силе и технике, действовал западнее Мерса-Матрух, к которому подходила также 1-я бронетанковая дивизия. Но начавшийся после полудня ливень превратил пустыню в настоящее болото, лишив колесные машины возможности двигаться. Новозеландская пехотная дивизия, перевозившаяся на грузовиках, автоколонны, особенно с горючим, а также моторизованные бригады 1-й и 7-й бронетанковых дивизий застряли на 36 часов. Продолжать преследование могли лишь южноафриканский полк бронеавтомобилей и части 4-й бронетанковой бригады, двигавшиеся по дороге. Однако они были не в состоянии помешать арьергарду противника уйти из Мерса-Матрух. 10-я бронетанковая дивизия, остановившись в Фука, чтобы заправиться горючим, получила днем приказ двигаться по дороге на Мерса-Матрух, но прибыла туда только 8 ноября, после ухода немцев. К этому времени вновь стало сухо и преследование возобновилось; однако вскоре опять пошел дождь и окружить город вместе с находившимися в нем войсками не удалось.

Новой задачей армии являлся захват портов Тобрук и Бенгази, необходимых для организации снабжения. Выполнение этой задачи было поручено 10-му английскому армейскому корпусу, численность которого по мере продвижения все время уменьшалась: люди гибли от плохого питания и отсутствия воды. На долю авиации выпала задача беспокоить отступавшего противника. Самолеты поднимались с аэродромов, расположенных впереди главных сил и обороняемых лишь бронеавтомобилями. 9 ноября английские соединения (7-я бронетанковая [284] дивизия, 2-я новозеландская пехотная дивизия, 9-я танковая бригада) достигли Сиди-Баррани, а 10 ноября разгромили под Бук-Бук вражеский арьергард, организовавший оборону с минными полями. 11 ноября 2-я новозеландская пехотная дивизия овладела ночью проходом Хальфайя, захватив при этом в плен 600 солдат пехотной дивизии «Пистойя». Эта дивизия захватила также Капуццо, Эс-Саллум и Бардию, покрыв за одну неделю более 400 км. Между тем 7-я бронетанковая дивизия, совершив 250-километровый переход по пустыне и пройдя по крутым скатам Хальфайи, повернула на северо-запад и в Капуццо соединилась с новозеландцами. Африканский корпус, не оказывая особенно упорного сопротивления, отходил к Эль-Агейла. Постоянно находясь под ударами английской авиации и испытывая сильный недостаток горючего, он вел арьергардные бои. В этот период немецко-итальянские войска особенно широко пользовались искусственными препятствиями, создавали минные поля, производили разрушения, устраивали всевозможные ловушки. 12 ноября 4-я бронетанковая бригада (17-я бронетанковая дивизия) захватила Гамбут и Эль-Адем. На следующий день 131-я моторизованная бригада (44-я пехотная дивизия) переданная вместе со своей артиллерией в распоряжение 7-й бронетанковой дивизии, вступила в Тобрук, откуда ушла пехотная дивизия «Пистойя», большая часть которой составляла гарнизон города. За девять дней англичане прошли 500 км от Эль-Аламейна. Эль-Газала и Тмими пали 14 ноября.

Для занятия Бенгази и аэродромов Мартубы, Дерны и Эль-Мекили был предпринят двойной маневр. Пока 4-я бронетанковая бригада действовала вдоль побережья, тактическая группа (боевое командование) 7-й бронетанковой дивизии (11-й гусарский полк, Королевский драгунский полк, артиллерия, саперы) повернула на юго-запад через Эль-Мекили и Мсус. 16 ноября 4-я бригада внезапным ударом захватила аэродром Мартубы, а боевое командование 7-й бронетанковой дивизии заняло Эль-Мекили. Однако вечером проливной дождь значительно задержал продвижение колонны, направлявшейся через пустыню (80 км прошли за 24 часа), и остановил ее на некоторое время перед скалами Шелейдима и Антелат, которые удерживал арьергард, прикрывавший [285] эвакуацию Бенгази. 20 ноября англичане ворвались в город. 23 ноября 7-я бронетанковая дивизия обошла оборонительные укрепления Аджедабии, несмотря на минные поля, серьезно задерживавшие ее продвижение. 28 ноября, пройдя за три недели более 1200 км, она подошла к оборонительным позициям у Эль-Агейла, на которых закрепились немцы.

Этот рубеж господствует над всем районом между морем и рекой Фарег, текущей с запада на восток. С севера на юг линия обороны опиралась на два больших солончака — Себка-Сегира и Себка-Гайзаль, отделенных друг от друга коридором в 25 км (сыпучий песок, большие дюны). Переход через солончаки затруднялся и сравнительно дождливой погодой. На юге оборонительные позиции смыкались с местами неприступными скалами, а также дюнами, и солончаками, вследствие чего всякий обходной маневр должен был быть очень широким. Полоса обороны состояла из ряда опорных пунктов, между которыми имелись промежутки в 4-6 км, и прикрывалась редкими минными полями (30 тыс. мин, то есть 1/7 часть того, что было под Эль-Аламейном). Ее удерживали 3 пехотные итальянские дивизии: «Специя», «Молодые фашисты» и «Пистойя». Каждый батальон занимал район шириной 3 км. Силы итальянцев состояли из 25 тыс. человек и 42 танков. Африканский корпус насчитывал 21900 человек (из них 10 тыс. остались без оружия), 54 танка, 66 противотанковых пушек и различных орудий. Продовольственное снабжение было настолько урезано, что некоторые части уже неделю не получали хлеба. Войска располагали половиной боекомплекта; еще один боекомплект находился в Триполи. Несмотря на то, что немецкая авиация ежедневно доставляла 60, а потом 160 т горючего, 17 ноября его запасы иссякли. Подвоз 10 т в Буэрат и 500 т в Тунис позволил удовлетворить лишь самые неотложные нужды.

Несмотря на приказы Гитлера и Муссолини удержать позиции у Эль-Агейла любой ценой, фельдмаршал Роммель, учтя положение своей армии и продвижение англо-американских войск в Алжире и Тунисе, решил оставаться в Эль-Агейла лишь столько, сколько нужно, чтобы заставить 8-ю армию развернуться. Последней потребовалось примерно две недели, чтобы сосредоточить войска и подтянуть тылы, поскольку удаление от основных [286] баз (Бенгази — 260 км, Тобрук — 480 км ) было довольно значительным. 26 ноября, после того как 30-й английский армейский корпус сменил 10-й корпус, генерал Монтгомери решил овладеть позициями противника у Эль-Агейла посредством двойного удара. На правом фланге 51-я пехотная дивизия осуществляла фронтальное наступление в двух направлениях: севернее прибрежного шоссе и южнее Себка-Сегира (левый фланг войск, действующих на этом направлении, обеспечивался наступлением 7-й бронетанковой дивизии вдоль реки Фарег с моторизованной бригадой в первом эшелоне и танковой бригадой во втором). Одновременно 2-я новозеландская пехотная дивизия, наступавшая на левом фланге, должна была выступить из Эль-Хасейята и осуществить с юга широкий охват обороны противника, чтобы перерезать шоссе значительно западнее Эль-Агейла. Наступление должно было поддерживаться мощными ударами с воздуха. К 12 декабря удалось установить, что войска оси готовятся к отходу. Немецкие подвижные войска сменили итальянские пехотные дивизии, 90-я пехотная дивизия выделила арьергард, позиции которого прикрывались минными полями и искусственными препятствиями. Этот арьергард сильно замедлил продвижение англичан. Так, хотя немцы отступили в ночь на 13 декабря, 51-я английская пехотная дивизия вступила в форт Эль-Агейла (50 км к западу от Мерса-Брега) лишь ночью 15 декабря. 7-я бронетанковая дивизия обогнала головные части 51-й пехотной дивизии, однако, обогнув южную оконечность солончака Себка, она, в свою очередь, была остановлена противотанковым рвом, преграждавшим дорогу в 30 км к западу от Эль-Агейла.

Утром 16 декабря, после отхода немецких войск, 7-я бронетанковая дивизия преодолела ров, отбросив арьергард противника на запад. Тем временем 2-я новозеландская пехотная дивизия, оставившая Эль-Хасейят 12 декабря, прошла значительно южнее реки Фарег и пересекла дорогу на Марада в 50 км севернее этого оазиса. 15 декабря вечером она достигла района Вади-Рижель, Мердума, отрезая таким образом отступление германским арьергардам, теснимым на востоке 4-й бригадой (7-я бронетанковая дивизия). На следующий день в этом районе развернулись ожесточенные бои. Немцы, разделившись [287] на небольшие группы, сумели пробиться, так как английские войска были не в силах полностью отрезать пути отступления противника. Это объяснялось тем, что их численность была сокращена из-за трудностей снабжения и отсутствия уверенности в хорошем состоянии грунта. Несмотря на то, что грунт по обе стороны дороги позволял продвигаться с большим трудом, мосты и мостики через многочисленные реки были разрушены, а русла последних — минированы, новозеландцы добрались вечером 16 декабря после 65-километрового перехода до Эн-Нофилии, где 18 декабря завязались ожесточенные бои. Однако, поскольку у англичан не было крупных сил, 19 декабря немцам удалось ускользнуть. 22 декабря немецкие 90-я пехотная и 21-я танковая дивизии соединились с остальными соединениями Африканского корпуса, подготавливавшего оборону в Буэрате, оставив 15-ю танковую дивизию прикрывав Сирт, который был взят 8-й армией 25 декабря.

Оборонительные позиции в Буэрате протяженностью около 40 км во многом напоминали позиции у Эль-Агейла (дорога, проходящая между морем и обширными солончаками, препятствие Вади-Земзем), но организованы были гораздо хуже, и к тому же на южном фланге не было никакого естественного препятствия. 26 декабря бронемашины 4-й танковой бригады вошли в соприкосновение с противником. В течение двух недель положение оставалось без изменений. Роммель стремился выиграть время, необходимое итальянским пехотным дивизиям и 21-й немецкой танковой дивизии для того, чтобы добраться до Туниса. Этот отход производился с 3 января под прикрытием немецких 90-й пехотной и 15-й танковой дивизий и 20-го итальянского армейского корпуса. Роммель располагал лишь 38 танками и ? боевого комплекта. 7 января в Триполи прибыл транспорт, доставивший 14 немецких и 14 итальянских танков и 400 т различных военных грузов. Вместо 400 т горючего в день войска Роммеля имели только 152 т. В свою очередь Монтгомери, прежде чем достичь одним броском Триполи, был вынужден остановить свои войска и эшелонировать их в глубину, чтобы облегчить снабжение и пополнить запасы (в частности, горючего). Удерживавшая фронт 7-я бронетанковая дивизия находилась [288] в 60 км восточнее Вади-Тамет, 2-я новозеландская пехотная дивизия и основные силы 51-й пехотной дивизии — в 160 и 130 км от передовых частей. Воспользовавшись этой передышкой, войска группы дальнего действия в пустыне произвели детальную разведку района.

Генерал Монтгомери намеревался начать наступление вдоль дороги силами 50-й и 51-й пехотных дивизий, а находившиеся на левом фланге 7-ю бронетанковую дивизию и 2-ю новозеландскую пехотную дивизию использовать для широкого охватывающего маневра. Однако неожиданный шторм причинил сильные повреждения порту Бенгази. Теперь вся выгрузка производилась в Тобруке, и поэтому 50-ю пехотную дивизию пришлось оставить в Киренаике, чтобы использовать для подвоза снабжения все ее транспортные средства. Ввиду этого 51-я пехотная дивизия наносила удар вдоль побережья в направлении Курджи, а 7-я бронетанковая дивизия и 2-я новозеландская пехотная дивизия, используя общую конфигурацию побережья, которое выпрямляется от Буэрата на север, должны были обойти через Бени-Улид и Тархуну правый фланг противника. 22-я армейская танковая бригада, следуя первоначально за южной колонной, должна была направиться затем между двумя колоннами к Бир-Дуфану, готовая усилить любую из них в зависимости от обстановки. Наконец, английская авиация должна была обрушить на немецкую оборону мощный удар перед самым наступлением. Немецкая же авиация, которой не хватало горючего, не сумела обеспечить в предыдущие недели ни дальнюю, ни ближнюю разведку.

7-я бронетанковая дивизия и 2-я новозеландская пехотная дивизия начали наступление в 7 час. 15 мин. 15 января и к исходу дня захватили переход Эль-Фаския через Вади-Земзем. 51-я пехотная дивизия атаковала в 22 часа 30 мин. вдоль побережья, не встретив большого сопротивления, поскольку 90-я немецкая дивизия уже начала свой отход.

На следующий день вечером 51-я пехотная дивизия достигла Курджи, тогда как на ее левом фланге 22-я бригада двигалась к Бир-Дуфану, а южная колонна достигла Седады; 17 января наступление вдоль побережья было замедлено искусственными препятствиями [289] и минами, а продвижение в пустыне — состоянием грунта. Однако к исходу дня южная колонна достигла Бени-Улид, а береговая подошла на 16 км к Мисурата, куда вступила 18 января. 19 января 51-я пехотная дивизия заняла Хомс, 7-я бронетанковая дивизия — Тархуну. В тот же день 22-я бригада получила приказ двинуться к Элитен, обогнать 51-ю пехотную дивизию и продвигаться к Кастельверде и Триполи. В то же время английская авиация перебазировалась на аэродромы в Бир-Дуфан, что позволило ей действовать над всем районом Триполи. В последующие дни продвижение обеих колонн замедлилось. На побережье дорога идет на расстоянии 50 км вдоль глубоких оврагов или даже пересекает их, причем некоторые участки настолько разрушены, что их невозможно обойти. Со своей стороны, немцы, обеспокоенные продвижением южной колонны усилили свои танки в районе Тархуны (23 немецких и 16 итальянских танков) парашютистами Рамке, прибывшими из Хомса; 22 января 22-я бригада, занявшая утром Кастельверде, была остановлена западнее этого населенного пункта искусственными препятствиями и действиями арьергарда 90-й пехотной дивизии. Батальону 51-й пехотной дивизии, переброшенному в качестве подкрепления на танках «Валентайн», удалось сломить сопротивление противника. 7-я бронетанковая дивизия также была остановлена 21 января противником, который удерживал холмы вдоль ущелья, пересекающего дорогу на Триполи. Дивизия была вынуждена обойти эти холмы с юга, чтобы проникнуть на равнину, а 2-я новозеландская пехотная дивизия вышла западнее 7-й бронетанковой дивизии.

На этой равнине немцы оказали 22 января последнее решительное сопротивление в Кастель-Бенито, Эль-Азизии и Гариане и лишь к вечеру эвакуировали их, открыв дорогу на Триполи. 23 января в 5 час. утра 51-я пехотная дивизия, 7-я бронетанковая дивизия и новозеландцы ворвались одновременно с запада и с юга в Триполи, где с англичанами соединились прибывшие с оз. Чад силы генерала Леклерка. За 80 дней 8-я армия прошла 226 км, делая в среднем около 30 км в день.

Преследование сил стран оси до самой тунисской границы проводилось частями 7-й бронетанковой дивизии. [290]

Замечания

Во время боевых действий в Польше, Франции, России и на Балканах танковые соединения до конца 1941г. были почти единственным средством для того, чтобы расчистить путь пехотным дивизиям через оборону противника. Иначе обстояло дело в Ливии, где формы боевого применения танков были более разнообразными вследствие мощных противотанковых средств обеих сторон, особых естественных условий театра военных действий, сложности тылового обеспечения и широкого использования авиации.

Прорыв у Эль-Аламейна системы обороны, прикрытой большими минными полями и огнем пулеметов и артиллерии (88-мм противотанковые и зенитные пушки), осуществляли пехотные дивизии, усиленные артиллерией, авиацией, танками и саперами. Последние проделывали проходы через минные поля для танковых дивизий, которые имели задачей развитие прорыва во взаимодействии со специально подготовленной для этого пехотой. Английская пехота поддерживалась армейскими танковыми бригадами, выполнявшими обычную задачу сопровождения, но в ее более гибкой и современной форме.

Во время первого наступления (в ночь на 24 октября) 9-я и 23-я армейские танковые бригады англичан обеспечивали непосредственную поддержку, с одной стороны, 2-й новозеландской и 1-й американской пехотным дивизиям, а с другой — 9-й австралийской и 51-й английской пехотным дивизиям. В ходе последнего, решительного наступления (в ночь на 2 ноября) 23-я танковая бригада непосредственно поддерживала 2-ю новозеландскую дивизию, в то время как 9-я бригада взаимодействовала с ней менее тесным образом. Кроме того, 4-я танковая бригада из состава 7-й танковой дивизии в ходе преследования полностью увязывала свои действия с действиями 2-й новозеландской пехотной дивизии. Взаимодействие различных родов войск, включая и танки, широко использовалось в сражении. Огонь артиллерии, самоходных орудий и противотанковых средств под Эль-Акакиром планировался с учетом действий танковых дивизий и служил основой маневра английских танков на поле боя.

Только мощная противотанковая оборона с учетом [291] всех родов войск позволила Роммелю избежать поражения в этой схватке, а затем уберечь от разгрома свои войска во время отступления к Триполи. Эта взаимозависимость различных родов войск получила свое конкретное выражение в самом составе соединений. Например, 2-я новозеландская пехотная дивизия заменила свою 3-ю пехотную бригаду 9-й танковой бригадой, а во время преследования 7-я бронетанковая дивизия получила от 44-й пехотной дивизия 131-ю пехотную бригаду (на автомашинах) вместе с артиллерией; между прочим, как раз эта бригада овладела Тобруком. Подобное исключительно плодотворное взаимопроникновение привело в бронетанковых дивизиях к усилению танков штатными средствами, включающими все роды войск (пехоту, артиллерию, инженерные войска и т. д.).

В свою очередь, 90-я немецкая легкая пехотная дивизии была специально обучена совместным действиям с танковыми соединениями и использовалась немецким командованием для поддержки танковых дивизий, особенно 15-й и 21-й.

Боевое применение бронетанковых соединений требует таких способов управления и средств связи, которые обеспечили бы почти мгновенное выполнение принимаемых командованием решений. Например, код, который использовался в английской армии, был настолько сложен, что серьезно замедлял темпы боевых действий, в то время как стремительное передвижение войск и быстро меняющаяся обстановка позволяли, за некоторыми исключениями, передавать сообщения открытым текстом.

Роммель обычно управлял войсками, непосредственно наблюдая за полем боя. Для этой цели он использовал самолет-разведчик или командирскую машину с установленной на них радиостанцией. Очень часто во время боя англичане слышали голос Роммеля, отдающего приказания совершенно открыто. Но чтобы все эти формы и способы боевого применения танков были действенными, моторизованные и танковые соединения должны всегда быть подвижными. Несмотря на все усовершенствования, внесенные в конструкцию танков, их проходимость, как показывает кампания в Ливии еще во многом зависит от характера грунта. Так же как и грязь в России, глинистая почва, проливные [292] дожди и мелкий песок ограничивали или даже полностью останавливали продвижение танковых и моторизованных частей, особенно имеющих колесные машины. Роммелю дважды, 6 и 16 ноября, удалось избежать окружения британскими войсками только благодаря сильному дождю.

Если рассматривать кампанию в Ливии со стратегической точки зрения, то надо констатировать, что особенности театра военных действий всегда сильно влияли на форму маневра. В 1940-1942 гг. относительно слабые силы обоих противников и небольшая протяженность фронта позволяли как англичанам, так и немцам сочетать усилия, направленные вдоль побережья, с охватами в южной части Киренаики с помощью танковых дивизий. Однако положение изменилось, когда фронт временно стабилизировался к югу от Эль-Аламейна. Широкая впадина Каттара не давала, больше возможности предпринять подобные действия, а обойти ее противники не могли. Большие минные поля и взаимное расположение сторон делали необходимым только фронтальное наступление в южном (сражение у Алам-Хальфа) или северном районах (сражение под Эль-Аламейном). Удар на севере давал то преимущество, что при его осуществлении можно было использовать единственную хорошую дорогу в Ливии, идущую вдоль побережья, а также морские порты для снабжения войск. В дальнейшем можно было попытаться, если погода позволит, провести обходы или охваты противника (в направлении Эль-Мекили, Мсус, Эль-Агейла, Буэрат).

Численное превосходство англичан в живой силе (150 тыс. против 90 тыс.) и технике (1050 танков против 600, в два раза больше полевых орудий) было одной из главных причин поражения немцев и итальянцев в Ливии. Надо также признать, что Гитлер, целиком поглощенный войной в России, не уделял достаточного внимания средиземноморскому театру и не умел или не хотел как следует организовать операции на этом театре. Роммель проиграл кампанию прежде всего из-за плохого тылового обеспечения: он никогда не получал того, что требовал, касалось ли дело подкреплений или предметов снабжения. Наоборот, господство англичан в воздухе и на море позволило им беспрерывно снабжать 8-ю армию всем необходимым. [293]

Английская авиация все время оказывала поддержку сухопутным войскам, особенно 26, 27 и 28 октября, когда противнику удалось временно остановить продвижение союзников, а также 11 ноября во время захвата прохода Хальфайя 2-й новозеландской пехотной дивизией. Наступавшим частям 8-й армии то и дело попадалась на дорогах разбитая авиацией вражеская техника, особенно между Эд-Дабъа и Эс-Саллумом, где Африканский корпус несколько раз прижимали к самому морю.

На аэродромах противника, особенно в Эд-Дабъа, осталось 550 самолетов, брошенных из-за отсутствия горючего или поврежденных авиацией союзников. Последняя могла всегда быстро оказать помощь наступающим войскам благодаря тому, что она переносила свои аэродромы вперед по мере продвижения танковых войск. 13 ноября две эскадрильи истребителей перебазировались на новый аэродром 290 км восточнее Аджедабии впереди английских передовых частей и нанесли тяжелые потери колоннам противника, огибавшим залив Сидра. 16 ноября, после взятия Дерны, начал использоваться аэродром в Эль-Газала (захваченный 14 ноября), а 18-го с этого аэродрома поднялись истребители, чтобы сопровождать конвой, следовавший на Мальту.

Проблема тылового обеспечения была одной из наиболее трудных проблем, с которыми столкнулась в Ливии 8-я армия. В период временной стабилизации фронта ее 11 дивизий израсходовали 2 млн. л горючего, более 1000 т боеприпасов и около 1300 т продовольствия, не считая 500 т воды. При наступлении и преследовании огромные расстояния, которые надо было покрыть, беспощадно палящее солнце, возросшие потребности, различные разрушения, произведенные противником, во много раз затрудняли снабжение, так что тылы не всегда успевали за продвижением танковых частей. Для решения этой проблемы были использованы все средства. Железную дорогу, которая доходила только до Мерса-Матрух, продлили дальше к западу, и 1 декабря в Тобруке уже разгружались первые поезда, прибывшие из Египта. Чтобы иметь в распоряжении максимальное количество грузовиков и как можно больше уменьшить тоннаж перевозимых грузов, [294] численность войск преследования была сокращена до минимума.

Работы по восстановлению портов велись с исключительной быстротой. Порты Мерса-Матрух и Бардия использовались уже через два дня после их захвата, облегчая 4-й танковой бригаде продолжение преследования, а порт Тобрук — через четыре дня, причем две недели спустя его пропускная способность достигла обычной цифры — 1000 т в день. Портовые сооружения в Бенгази были тоже сильно разрушены, однако 24 ноября, всего через три дня после падения города, первый английский транспорт бросил якорь на рейде Бенгази.

Водоснабжение также представляло очень большие трудности: воды в пустыне вообще мало, а войска Африканского корпуса при отступлении разрушили и привели в негодность много колодцев. После взятия Эс-Саллума туда было доставлено 7 млн. л пресной воды; с 1 декабря для получения воды начали использовать восстановленные сооружения в Бенгази и Тобруке, и с этого же дня в район, расположенный в 40 км западнее Мерса-Матрух, стали ежедневно подаваться по водопроводу 3 тыс. т нильской воды.

Что касается горючего, то англичане старались как можно быстрее доставить его войскам, используя авиацию.

Однако, несмотря на все принятые меры, перебои в снабжении вследствие чрезвычайно растянутых коммуникаций в пустыне вынудили 8-ю армию дважды приостанавливать преследование. Первый раз — (25 ноября — 15 декабря) это произошло перед оборонительными позициями под Эль-Агейла, когда войскам нужно было пополнить запасы боеприпасов и продовольствия для решительного удара; ближайшая же база, Бенгази, находилась в 260 км к востоку, а Тобрук — примерно в 700 км. Второй раз (2 — 14 января) наступление было остановлено под Буэратом, чтобы войска могли получить горючее для продвижения до Триполи, причем до Бенгази было уже 950 км.

Все эти факты доказывают, что тыловое обеспечение являлось серьезной причиной, тормозившей быстрое развитие успеха танковыми и моторизованными частями Монтгомери, а также ограничивавшей возможности маневра войск Роммеля. [295]

Б. Танки на Дальнем Востоке

Применение танков на Дальнем Востоке, особенно в Бирме и на Филиппинах, было весьма ограниченным вследствие неблагоприятных условий местности (обширные лесные пространства, болота, рисовые плантации, горы с узкими и извилистыми дорогами, размываемыми в сезон дождей и т. д.). Поэтому, естественно, там нельзя было использовать танковые соединения.

Танки действовали главным образом в более или менее тесном взаимодействии с пехотой, составляя подвижный огневой резерв. Их задача заключалась в том, чтобы, ведя огонь прямой наводкой, разрушать небольшие укрытия, доты и укрепления полевого типа.

Некоторые американские танки вооружались огне-метами, поражающими противника на дистанции 50 м. Танки применялись также во время боев в Маниле для разрушения домов, укрепленных японцами.

Когда танки действуют на труднодоступной местности, они обычно объединяются в боевые командования. Последние чаще всего состоят из батальона пехоты, батальона танков, артиллерийского дивизиона, саперной и санитарной рот. В этом случае, как, впрочем, и во всех других, каждому танку следует придавать небольшую группу пехотинцев для непосредственной защиты от противника, старающегося неожиданно поразить машину из-за укрытия гранатой или кумулятивной миной. Саперы необходимы для того, чтобы облегчить танкам продвижение по труднодоступной местности, а также для разрушения различных противотанковых препятствий, устроенных противником.

Кроме того, боевые действия на Филиппинах интересны тем, что в них принимали участие танки-амфибии. Такие танки, способные передвигаться по воде, широко применялись не только в крупных морских десантных операциях в районе Тихого океана, но и использовались во время боевых действий значительно меньшего масштаба в тылу японцев, особенно на острове Лейте.

После высадки на этом острове 7-я американская пехотная дивизия двинулась по направлению к его западному берегу через гористую местность, представляющую большие трудности для передвижения артиллерии. [296] Вскоре она достигла Ормокской равнины, где вступила в тяжелые бои с японскими войсками. Присутствие японских военных кораблей у западного берега не давало возможности подбросить подкрепления по морю. Поэтому для усиления 7-й пехотной дивизии было решено послать танки-амфибии. Последние, переброшенные десантными судами до южной окраины острова (на 80 км ), были спущены на воду в Панканском проливе. В сопровождении грузовиков-амфибий они прошли по морю примерно 150 км со средней скоростью 8 км/час, проводя ночи на берегу. Через три дня, не потеряв ни одной машины, танки-амфибии достигли района, в котором действовала 7-я американская пехотная дивизия, в 20 км севернее Байбай. На рассвете 5 декабря они нанесли сокрушительный удар по японским тылам.

23 декабря 1944 г. одна из частей 77-й американской пехотной дивизии, посаженная на грузовики-амфибии, пересекла в сопровождении танков-амфибий Ормокскую бухту и прошла 65 км до Паломпона. На рассвете она высадилась в тылу японцев и захватила порт Паломпон, вынудив противника оставить остров Лейте. В ходе этих боевых действий американские танки-амфибии совершали быстрые и дерзкие нападения на врага. Слабое бронирование не позволяло танкам-амфибиям вести длительный бой на суше, поэтому они стремились неожиданно атаковать противника и быстро исчезнуть под прикрытием огня своих пушек и пулеметов; когда японцы открывали ответный огонь, танки бросались в воду.

Надо отметить, что высокая подвижность танков-амфибий делала их почти неуязвимыми для японской артиллерии. [297]

Дальше