План операции по захвату о. Мидуэй
1. Ямамото вдохновитель операции
Окончательный план операции по захвату о. Мидуэй, разработанный штабом Объединенного флота и официально названный императорской ставкой «операцией О. М.», явился результатом длительной и напряженной работы многих людей. В общих чертах эта операция была разработана старшим офицером оперативного отдела капитаном I ранга Куросима. Он был автором руководства, в котором излагались основы тактики Объединенного флота при ведении им решающего сражения с флотом противника. Главная роль в боевых действиях отводилась линейным кораблям. Разработкой конкретных разделов плана занимались другие офицеры штаба, каждый в сфере своей компетенции. Общее наблюдение осуществлялось инициативным и изобретательным начальником штаба контр-адмиралом Угаки, сторонником наступательных действий флота против Гавайских островов.
Но в плане операции по захвату о. Мидуэй сильнее всего нашли свое выражение идеи и личные качества выдающейся фигуры японского флота, главнокомандующего Объединенным флотом адмирала Исороку Ямамото. Оценку этому выдающемуся руководителю следует давать более сведущим лицам, чем я. Здесь мне хочется рассказать лишь о некоторых впечатлениях и мыслях, которые возникали у меня одного из многих сотен офицеров, служивших под его командованием, при встречах с ним.
Если бы в начале войны на Тихом океане офицеров японского военно-морского флота спросили, кого бы они хотели видеть главнокомандующим Объединенным флотом, то [102] подавляющее большинство, без всякого сомнения, высказалось бы за адмирала Ямамото. Я убежден, что в число его сторонников вошли бы и все офицеры-летчики японского флота. И действительно, когда по окончании войны американские историки задали этот щекотливый вопрос ряду бывших офицеров японской морской авиации (в их числе был и я), наш единодушный ответ был «адмирала Ямамото».
Огромная популярность Ямамото среди летчиков морской авиации объясняется тем, что он был одним из самых ярых ее сторонников. Не являясь летчиком по профессии, Ямамото еще в звании капитана 1 ранга был назначен заместителем командира касумигаурского учебного корпуса морской авиации. С этого времени он занимал в авиации ряд важных постов. Морская авиация находилась тогда в самой ранней стадии своего развития и нуждалась в сильном руководителе и защитнике. Ямамото с энтузиазмом выполнял свои многочисленные обязанности, во всем проявляя присущие ему дальновидность и чуткое отношение к людям.
Тогда профессия летчика привлекала не многих слишком уж велико было число несчастных случаев. Дело доходило до того, что многие из старших офицеров флота боялись даже приблизиться к самолету, если знали, что он должен скоро взлететь. В конце тридцатых годов адмирал Ёсида, одноклассник Ямамото, впоследствии главнокомандующий Объединенным флотом, наотрез отказался войти в самолет, предоставленный ему для одной официальной поездки.
Другие высокопоставленные офицеры только на словах признавали большое значение морской авиации. Они даже убеждали молодых людей, начинавших карьеру во флоте, посвятить себя этому делу, но их энтузиазм мгновенно исчезал, когда дело касалось их сыновей или даже когда их дочери собирались выходить замуж за летчиков. Адмирал Ямамото не принадлежал к подобного рода «энтузиастам». Он искренне верил в авиацию и наглядно доказал это, посоветовав многим своим молодым родственникам вступить в корпус морской авиации.
Ямамото любил азартные игры и имел репутацию искусного игрока в бридж и покер. Из него получился бы настоящий игрок, так как его девизом было «все или ничего». Если и несправедливо утверждение многих, что при нападении на Пирл-Харбор проявилась его «стратегия игрока», во всяком случае оно было как раз в духе Ямамото, [103] и, возможно, именно отчаянная смелость явилась одной из основных причин успешного осуществления удара по Пирл-Харбору.
Ямамото завоевал уважение и любовь молодых офицеров флота не только способностью принимать смелые и оригинальные решения, но и своим твердым и в то же время четким руководством. В этом отношении он был скорее исключением, чем правилом среди адмиралов японского флота. Вероятно, под влиянием английских морских традиций в нашем флоте с самых первых дней его существования большое внимание уделялось воспитанию в морских офицерах джентльменских качеств. Однако, к сожалению, возникла тенденция причислять к хорошему тону недостаток настойчивости и добродушную уступчивость, в результате чего в нашем флоте было много блестящих и приятных адмиралов, но мало хороших руководителей и боевых командиров.
Отсутствие настоящего руководства проявлялось очень часто. Например, после проведения крупных маневров или боевых учений офицеры обычно собирались для их обсуждения. Командующий флотом или морским районом почти всегда присутствовал на таких совещаниях, но лишь в редких случаях активно участвовал в обсуждении или делал какие-либо существенные замечания. Поэтому офицеры часто не знали, правильно ли они действуют.
Адмирал Ямамото в таких случаях поступал иначе. Он лично руководил разбором проведенных учений Объединенного флота. Если какой-либо маневр был произведен неправильно, он указывал на это и объяснял, как следует поступать в таких случаях в будущем. Для Ямамото его штабные офицеры были не «мозговым трестом», а скорее помощниками, которые неукоснительно выполняли его решения. Четкие требования Ямамото не оставляли никакого сомнения относительно его основных установок, и когда его подчиненным приходилось принимать самостоятельные решения, они знали наверняка, какой вариант будет наиболее правильным по мнению главнокомандующего.
Именно благодаря этим качествам Ямамото твердости и настойчивости весь флот видел в нем наиболее подходящего кандидата на пост главнокомандующего. Во время войны судьба всей нации может зависеть от исхода какого-либо одного сражения, что, в свою очередь, во многом зависит от характера и способностей командующего. И это вполне понятно, ибо только сосредоточение власти в одних руках может обеспечить то единство действий, без [104] которого победа невозможна. Например вопрос о том или ином маневре во время боя не может быть предметом обсуждения за круглым столом и решаться большинством голосов. Такие вопросы командир должен решать самостоятельно и с полным пониманием того, что всякий маневр, сделанный однажды, уже нельзя исправить. Чтобы принимать такие решения, нужно обладать исключительной смелостью и уверенностью в себе. Ямамото обладал как раз этими качествами.
Однако война показала, что хотя Ямамото и был выдающимся командующим, он имел недостатки. Доказательством этого, по-моему, может служить та непонятная настойчивость, с какой он высказывался за проведение операции по захвату о. Мидуэй, хотя против нее было много веских доводов. Трудно удержаться от мысли, что сознание Ямамото в данном случае было затемнено навязчивой идеей о возможности воздушного нападения на Токио и чувством ущемленной гордости вследствие рейда Дулиттла. Если бы эти чувства так сильно не угнетали его, он, безусловно, проявил бы большую гибкость в вопросе о нашей последующей стратегии.
Поспешность, с которой Ямамото решился на такое рискованное предприятие, как операция против о. Мидуэй, была, очевидно, обусловлена его уверенностью, что самое большее через два года после начала войны превосходство в военно-морских силах перейдет к Соединенным Штатам. Учитывая важный фактор времени, Ямамото пришел к выводу, что Япония может рассчитывать на успех лишь в случае, если будут предприняты быстрые и решительные действия, которые заставят противника пойти на соглашение. Ямамото надеялся, что удар по о. Мидуэй вынудит Соединенные Штаты принять именно такое решение. В конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Ямагути и другими доверенными лицами Ямамото заявил, что если в ходе операции ему удастся разбить Тихоокеанский флот США, он намерен оказать давление на политических деятелей страны, чтобы начать переговоры о мире.
Ямамото был, бесспорно, прав в своем убеждении о необходимости при первой же возможности вступить в решающее сражение с флотом противника. Если с этой точки зрения и можно в чем-нибудь обвинить его, то только в том, что он не сумел ничего предпринять в этом направлении еще раньше и после нападения на Пирл-Харбор использовать наше мощное Ударное авианосное соединение для ведения [105] боевых действий на востоке. Во всяком случае уже весной 1942 года уничтожение Тихоокеанского флота США стало первоочередной задачей. Но являлась ли операция по захвату о. Мидуэй единственным или наиболее верным путем для достижения этой цели?
С точки зрения тактики план этой операции свидетельствовал о том, что его составители придерживаются устаревших взглядов на линейные корабли как ядро флота. Подобные взгляды были несовместимы с той ролью авиации, какую ей отводил Ямамото. Кажется по меньшей мере странным, что человек, который задумал нанести удар по Пирл-Харбору силами авианосной авиации, не спешил произвести коренные изменения в организации и тактике флота, чтобы сделать авиацию ядром его боевых сил. Быть может, Ямамото придерживался характерной для японцев порочной тенденции оставаться верным прошлому или считал, что традиционные понятия настолько прочно укоренились, что радикально изменить их в короткий промежуток времени просто невозможно.
Часто говорят, что война это бесконечный ряд ошибок с одной и с другой стороны и что победа достается тому, кто сделал их меньше. Адмирал Ямамото и его подчиненные, безусловно, допустили много ошибок, причем некоторым из них трудно найти объяснение. Но для нас гораздо важнее не поиски виновных, а уроки, которые вытекают из этих ошибок и поражения, последовавшего за ними.
2. Общая характеристика плана операции
Как указывалось ранее, план операции, разработанный штабом Объединенного флота, предусматривал решение двух основных задач. Первая и более ограниченная задача захват о. Мидуэй как передовой и авиационной базы с целью обеспечения своевременного обнаружения сил противника, действующих к западу от Гавайских островов. Вторая и гораздо более значительная задача вовлечь в решающее сражение оставшиеся силы Тихоокеанского флота США и разгромить их.
После рейда Дулиттла значение первой задачи операции, разумеется, повысилось, однако уничтожение флота противника по-прежнему оставалось главной целью. Адмирал Ямамото и его штаб были убеждены, что наступление на о. Мидуэй, которое ставит под угрозу безопасность Гавайских островов, вынудит противника оказать противодействие [106] всеми имеющимися в его распоряжении силами и тем самым может привести к «решающему сражению флотов на Тихом океане». Этот замысел лежал в основе военно-морской стратегии Японии, и флот готовился к осуществлению его на протяжении ряда лет.
С точки зрения соотношения сил, у Японии были все основания не сомневаться в победе, в случае если противник примет вызов. Надводные силы американского флота вследствие уничтожения линейных кораблей в Пирл-Харборе значительно сократились и состояли теперь в основном из авианосцев и крейсеров, в то время как ударная мощь Объединенного флота со времени начала войны даже возросла. К концу апреля 1942 года превосходство Японии над Соединенными Штатами в корабельном составе выражалось отношением 3:1. Против четырех авианосцев, которые по нашим сведениям находились в то время в составе Тихоокеанского флота США «Йорктаун», «Саратога»{13}, «Хорнет» и «Энтерпрайз», Объединенный флот мог выставить семь тяжелых и четыре легких авианосца.
Принимая во внимание столь ощутимое превосходство в силах, штаб Объединенного флота пришел к заключению, что наряду с решением поставленных перед ним задач без ущерба для дела можно захватить ключевые позиции в западной части Алеутских островов. Постоянная оккупация северных островов считалась нецелесообразной, поскольку на протяжении большей части года вследствие климатических условий острова не могли служить базами для ведения воздушного патрулирования. Тем не менее предполагалось, что временный захват этих островов и уничтожение находящихся там военных сооружений защитит северный фланг главных сил во время удара по о. Мидуэй. Кроме того, можно было не сомневаться, что действия на севере вызовут у противника растерянность. Поэтому общий план операции предусматривал высадку десантов на острова Адак, Кыска и Атту с последующим отходом в середине сентября.
Для проведения этого гигантского наступления на двух направлениях штаб Объединенного флота планировал привлечь [107] максимальное количество сил. В этой операции должны были принять участие все корабли, за исключением подводных лодок, которые находились в то время на ремонте или вели боевые действия на коммуникациях противника в Индийском океане, южноафриканских водах и в районе Австралия Новая Зеландия. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов. Из них не менее 11 линейных кораблей, 8 авианосцев, 22 крейсеров, 65 эскадренных миноносцев и 21 подводной лодки, а также примерно 700 самолетов. Все корабли и суда за одну эту операцию должны были израсходовать больше топлива и пройти большее расстояние, чем весь японский флот за целый год мирного времени.
Согласно оперативному плану эти силы были разделены на шесть основных соединений под общим командованием адмирала Ямамото. Ниже приводятся назначение и состав этих соединений{14}:
1. ГЛАВНЫЕ СИЛЫ
Адмирал Исороку Ямамото
А) ЯДРО СИЛ
Адмирал Ямамото
Линейные корабли «Ямато» (флагманский корабль Объединенного флота), «Нагато, «Муцу»
Легкий авианосец «Хосё» (8 бомбардировщиков типа «96»)
Легкий крейсер «Сэндай»
Девять эскадренных миноносцев
Гидроавиатранспорты «Тиёда», «Ниссин» (несли карликовые подводные лодки)
Б) СОЕДИНЕНИЕ ПРИКРЫТИЯ (АЛЕУТСКИЙ РАЙОН)
Вице-адмирал Сиро Такасу
Линейные корабли «Хюга» (флагманский корабль), «Исэ» «Фусо», «Ямасиро»
Легкие крейсера «Ои», «Китаками»
Двенадцать эскадренных миноносцев
2. 1-е УДАРНОЕ АВИАНОСНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Вице-адмирал Тюити Нагумо [108]
А) АВИАНОСНАЯ ГРУППА{15}
Вице-адмирал Нагумо
1-я дивизия авианосцев
Вице-адмирал Нагумо
Авианосцы «Акаги» (флагманский корабль), «Кага»
42 истребителя, 42 пикирующих бомбардировщика, 51 бомбардировщик-торпедоносец
2-я дивизия авианосцев
Контр-адмирал Тамон Ямагути
Авианосцы «Хирю» (флагманский корабль), «Сорю»
42 истребителя, 42 пикирующих бомбардировщика, 42 бомбардировщика-торпедоносца
Б) ГРУППА ПОДДЕРЖКИ
Контр-адмирал Хироаки Абэ
Линейные корабли «Харуна», «Кирисима»
Тяжелые крейсера «Тонэ» (флагманский корабль), «Тикума»
В) ГРУППА ПРИКРЫТИЯ
Контр-адмирал Сусуму Кимура
Легкий крейсер «Нагара» (флагманский корабль)
Одиннадцать эскадренных миноносцев
3. СОЕДИНЕНИЕ ВТОРЖЕНИЯ НА о. МИДУЭЙ
Вице-адмирал Нобутакэ Кондо
А) ГЛАВНЫЕ СИЛЫ
Вице-адмирал Кондо Линейные корабли «Конго», «Хиэй»
Легкий авианосец «Дзуйхо» (12 истребителей, 12 бомбардировщиков-торпедоносцев)
Тяжелые крейсера «Атаго» (флагманский корабль), «Тёкай», «Мёко», «Хагуро»
Легкий крейсер «Юра»
Восемь эскадренных миноносцев
Б) ГРУППА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Вице-адмирал Такэо Курита
Тяжелые крейсера «Кумано» (флагманский корабль), «Судзуя», «Микума», «Могами»
Два эскадренных миноносца
В) ТРАНСПОРТНАЯ ГРУППА
Контр-адмирал Райдзо Танака
Двенадцать транспортов и три плавучие базы эскадренных миноносцев с десантом для высадки на о. Мидуэй (5000 человек)
Легкий крейсер «Дзинцу» (флагманский корабль)
Десять эскадренных миноносцев [109]
Г) ГРУППА ГИДРОАВИАТРАНСПОРТОВ
Контр-адмирал Рюитаро Фудзита
Гидроавиатранспорт «Титосэ» (16 поплавковых истребителей, 4 разведывательных самолета)
Гидроавиатранспорт «Камикава Мару» (8 поплавковых истребителей, 4 разведывательных самолета)
Один эскадренный миноносец и сторожевой катер
Д) ГРУППА МИННЫХ ТРАЛЬЩИКОВ
Капитан 1 ранга Садатомо Миямото
Четыре минных тральщика
Три морских охотника
Один транспорт и два грузовых судна
4. СЕВЕРНОЕ (АЛЕУТСКОЕ) СОЕДИНЕНИЕ
Вице-адмирал Мосиро Хосогая
А) ГЛАВНЫЕ СИЛЫ
Вице-адмирал Хосогая
Тяжелый крейсер «Нати» (флагманский корабль)
Два эскадренных миноносца
Б) 2-е УДАРНОЕ АВИАНОСНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Контр-адмирал Какудзи Какута
Легкий авианосец «Рюдзё» (флагманский корабль) (16 истребителей, 21 бомбардировщик-торпедоносец)
Авианосец «Дзунё» (24 истребителя, 21 пикирующий бомбардировщик)
Тяжелые крейсера «Мая», «Такао»
Три эскадренных миноносца
В) СОЕДИНЕНИЕ ВТОРЖЕНИЯ НА О. АТТУ
Контр-адмирал Сэнтаро Омори
Легкий крейсер «Абукума» (флагманский корабль)
Четыре эскадренных миноносца
Один минный заградитель
Один транспорт с армейским десантным отрядом (1200 человек)
Г) СОЕДИНЕНИЕ ВТОРЖЕНИЯ НА О. КЫСКА
Капитан 1 ранга Такэдзи Оно
Легкие крейсера «Кисо» (флагманский корабль), «Тама»
Вспомогательный крейсер «Асака Мару»
Три эскадренных миноносца
Три тральщика
Два транспорта с десантным отрядом морской пехоты (1250 человек)
Д) ОТРЯД ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Контр-адмирал Оигэаки Ямадзаки
Подводные лодки «I-9» (флагманский корабль), «I-15», «I-17», «I-19», «I-25», «I-26» [110]
5. ПЕРЕДОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ)
Вице-адмирал Тэрухиса Комацу
Легкий крейсер «Катори» (флагманский корабль, находился на рейде Кваджелейн)
А) 3-Й ОТРЯД ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Контр-адмирал Тнмаки Коно
Плавучая база подводных лодок «Ясукуни Мару» (флагманский корабль, находился на рейде Кваджелейн)
Подводные лодки «I-168», «I-169», «I-171», «I-174», «I-175»
Б) 5-Й ОТРЯД ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Контр-адмирал Тадасигэ Дайго
Плавучая база подводных лодок «Рио де Жанейро Мару» (флагманский корабль, находился на рейде Кваджелейн)
Подводные лодки «I-156, «I-157», «I-158», «I-159», «I-162». «I-165», «I-166»
В) 13-Й ДИВИЗИОН ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Капитан 1 ранга Такэхару Миядзаки
Подводные лодки «I-121», «I-122», «I-123»
6. СОЕДИНЕНИЕ БАЗОВОЙ АВИАЦИИ
Вице-адмирал Нисидзо Цукахара
А) ЭКСПЕДИЦИОННОЕ СОЕДИНЕНИЕ БАЗОВОЙ АВИАЦИИ
Капитан 1 ранга Тисато Морита
36 истребителей (транспортируемых авианосцами)
10 бомбардировщиков (с о. Уэйк)
6 летающих лодок (с о. Джалуит)
Б) 24-Я ВОЗДУШНАЯ ФЛОТИЛИЯ
Контр-адмирал Минору Маэда
Авиационная группа с гидроавиатранспорта «Титосэ»
Капитан 1 ранга Фудзиро Охаси
36 истребителей, 36 бомбардировщиков-торпедоносцев (с островов Кваджелейн и Уэйк)
1-я авиационная группа
Капитан 1 ранга Самадзи Иноуэ
36 истребителей, 36 бомбардировщиков-торпедоносцев (с островов Аур и Вотье)
14-я авиационная группа
Капитан 1 ранга Дайдзо Накадзима
18 летающих лодок (с островов Джалуит и Вотье) [111]
Действия этих многочисленных соединений и групп были тщательно согласованы. Высадка десанта на о. Мидуэй назначалась на 7 июня. Два фактора обусловили выбор именно этой даты. Во-первых, требовалось время для ремонта, детального осмотра и пополнения всеми видами снабжения кораблей соединения Нагумо и 2-го флота вице-адмирала Кондо, которые возвратились в Японию из южных морей лишь в конце апреля, после завершения операций первой фазы войны. Все эти приготовления должны были занять несколько недель, поэтому день вторжения можно было назначать не ранее, чем на первую половину июня. Во-вторых, следовало выбрать такое время, когда достаточно лунного света, что облегчило бы маневрирование кораблей в ночное время. 7 июня было последним таким днем, и только почти через месяц луна достигла бы фазы, которая благоприятствовала бы проведению десантных операций. Но штаб Объединенного флота резко воспротивился отсрочке нападения на о. Мидуэй до июля.
Все соединения надводных кораблей и транспортные группы, чтобы вовремя выйти на исходную линию, должны были выступить между 26 и 29 мая: Северное соединение из военно-морской базы в Оминато (северная оконечность о. Хонсю), Соединение вторжения на о. Мидуэй, за исключением главных сил вице-адмирала Кондо, с островов Сайпан и Гуам, а главные силы Соединения вторжения на о. Мидуэй под командованием Кондо, 1-е ударное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо и Главные силы под командованием адмирала Ямамото должны были выйти с якорной стоянки у о. Хасира в западной части Внутреннего Японского моря и направиться непосредственно в район предстоящего сражения. По пути Главные силы разделялись на две группы: Ядро сил под командованием Ямамото должно было продолжать движение к о. Мидуэй, а Соединение прикрытия вице-адмирала Такасу пойти на северо-восток, чтобы обеспечить вторжение на Алеутские острова.
Нападением на Алеутские острова Объединенный флот прежде всего намеревался отвлечь внимание противника от направления главного удара (о. Мидуэй). Поэтому удар в северном районе наносился первым. 4 июня 2-е ударное авианосное соединение контр-адмирала Какута, действовавшее как часть Северного (Алеутского) соединения, должно было произвести налет на Датч-Харбор главный опорный пункт противника на Алеутских островах. 6 июня намечалось высадить десант на острова Адак и Кыска. Высадка на [112] о. Адак производилась силами Соединения вторжения на о. Атту, которое после уничтожения военных сооружений и минирования заливов и гаваней должно было оставить остров, а 12 июня осуществить высадку десанта на о. Атту и выполнить таким образом свою основную задачу. Высадка десанта прикрывалась 2-м ударным авианосным соединением контр-адмирала Какута, главными силами Северного соединения вице-адмирала Хосогая, Соединением прикрытия вице-адмирала Такасу и отрядом подводных лодок из состава передового соединения, которые были приданы Северному (Алеутскому) соединению.
Атаковать о. Мидуэй предполагалось примерно в таком же порядке. 5 июня 1-е ударное авианосное соединение из точки, находящейся в 250 милях к северо-западу от острова, производит предварительный удар с воздуха по о. Мидуэй с целью уничтожить авиацию противника, оборонительные сооружения и все надводные корабли, которые там окажутся. 6 июня Группа гидроавиатранспортов контрадмирала Фудзита оккупирует небольшой о. Куре, расположенный в 60 милях к северо-западу от о. Мидуэй, чтобы использовать его в качестве базы гидросамолетов для непосредственной поддержки высадки десанта на о. Мидуэй.
Во время проведения этих предварительных действий Транспортная группа с десантными войсками в охранении эскортных кораблей продвигается к о. Мидуэй и на рассвете 7 июня производит одновременную высадку десантов на острова Санд-Айленд и Истерн-Айленд. Тяжелые крейсера вице-адмирала Курита оказывают непосредственную поддержку высадке десанта, а главные силы Соединения вторжения вице-адмирала Кондо прикрывают десант с юга или юго-запада.
Предполагалось, что главные силы противника примут участие в сражении лишь после высадки десанта на о. Мидуэй. Поэтому планом Объединенного флота предусматривалось, что к 7 июня все силы должны выйти на исходные позиции, и быть в полной боевой готовности к основной и решающей фазе операции. На этих позициях они должны оставаться в течение семи дней после захвата о. Мидуэй, если флот противника не атакует раньше. На ядро Главных сил адмирала Ямамото; Соединение прикрытия вице-адмирала Такасу; 1-е ударное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо; 2-е ударное авианосное соединение контрадмирала Какута; Передовое соединение подводных лодок [114] вице-адмирала Комацу возлагалась задача встретить в разбить флот противника.
Эти силы предполагалось развернуть следующим образом: ядро Главных сил Ямамото в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй;
соединение Такасу в 500 милях к северу от сил Ямамото;
соединение Нагумо в 300 милях к востоку от сил Ямамото;
соединение Какута в 300 милях к востоку от соединения Такасу.
Соединение подводных лодок к 2 июня должно было развернуться в три завесы с задачей обнаружить приближение противника. Завесы предполагалось расположить следующим образом:
Завеса «А» (3-й отряд подводных лодок) между 19°30' и 23°30' сев. широты, 167° зап. долготы.
Завеса «В» (5-й отряд подводных лодок) между 29°30' сев. широты, 164° зап. долготы и 26°10' сев. широты, 167° зап. долготы.
Завеса «С» (подводные лодки «I-9», «I-15», «I-17») между 27° сев. широты, 168° зап. долготы и 36° сев. широты, 168° зап. долготы.
Для различных ситуаций предусматривались соответствующие тактические приемы, но в общем, если какое-либо крупное оперативное соединение противника продвинется западнее 160° зап. долготы, его атакуют прежде всего авианосцы и подводные лодки. Если противник продвинется севернее 40° сев. широты, его атакуют 2-е ударное авианосное соединение и подводные лодки завесы «С» при поддержке соединения Такасу, а если южнее 1-е ударное авианосное соединение, а также 3-й и 5-й отряды подводных лодок при поддержке Главных сил. Если же противник будет наступать всеми имеющимися силами, японские корабли, находящиеся на севере и на юге, соединятся и вступят с ним в решающее сражение. При этом силы Такасу присоединятся к Главным силам адмирала Ямамото, а 1-е и 2-е ударные авианосные соединения объединятся в одно соединение и поступят под командование вице-адмирала Нагумо.
В силу необходимости удар с воздуха по о. Мидуэй наносился авианосными силами, но базовой авиации вице-адмирала Цукахара также отводилась важная роль. Перед началом операции главные силы Цукахара должны были передислоцироваться на островные базы Тихого океана [115] и вести разведку и патрулирование обширных участков, границы которых будут изменяться по мере того, как надводные силы сосредоточатся и станут продвигаться в район сражения. После захвата о. Мидуэй часть сил Цукахара должна остаться на острове для обороны его, а также для ведения воздушного патрулирования в восточном направлении.
Совершенно очевидно, что базовая авиация не могла вести разведку в таком отдаленном районе, как Гавайские острова, находившиеся в 2000 милях от ближайшей японской базы на атолле Вотье (Маршалловы острова). Это ставило перед нами сложную, но крайне важную проблему: сильное противодействие наступлению на о. Мидуэй со стороны флота противника ожидалось именно из района Гавайских островов, и поэтому до начала операции было очень важно установить состав сил противника и внимательно следить за их передвижением. Японские тайные агенты, которые находились на Гавайских островах и очень многое сделали для успеха нападения на Пирл-Харбор, здесь, разумеется, не могли помочь. Можно было бы вести разведку с помощью подводных лодок или небольших самолетов, базирующихся на подводные лодки. Однако первые были недостаточно эффективны вследствие ограниченного радиуса наблюдения и ввиду того, что легко могли быть обнаружены авиационной разведкой противника, а действия небольших самолетов в районе с такой сильной противовоздушной обороной вряд ли были бы успешны.
Пытаясь хотя бы частично разрешить эту проблему, штаб Объединенного флота решил прибегнуть к уловке, которая однажды сослужила хорошую службу. Речь идет об использовании новейших самолетов дальнего действия 31-тонных летающих лодок типа «2». Эти самолеты имели скорость 435 км/час и дальность действия 4000 миль. Однако даже эта дальность действия была недостаточна для беспосадочного перелета от Маршалловых островов до Гавайских и обратно. Но если бы эти самолеты могли совершить посадку у какого-либо не занятого противником атолла и заправиться горючим, заранее доставленным туда подводными лодками, они смогли бы долететь до Гавайских островов, выполнить задание и вернуться на базу.
4 марта, за два месяца до того, как план операции против о. Мидуэй был окончательно утвержден, этот метод был впервые успешно испробован в так называемой «операции К». Вылетев с атолла Вотье, две летающие лодки [116] совершили посадку в районе рифов Френч-Фригейт, заправились горючим с подводных лодок, которые ожидали их там, а затем направились к о. Оаху, где произвели ночную разведку Пирл-Харбора, а перед возвращением на базу сбросили несколько бомб с целью психологического эффекта.
Ввиду успеха «операции К», использованный в ней метод проведения разведки был предусмотрен штабом Объединенного флота и в плане операции по захвату о. Мидуэй. Соединение базовой авиации вице-адмирала Цукахара для выполнения этой задачи должно было своевременно направить две летающие лодки типа «2» к атоллу Вотье между 31 мая и 3 июня (даты восточной долготы), а Передовое соединение подводных лодок вице-адмирала Комацу несколько подводных лодок, базирующихся на Кваджелейн, к берегам Френч-Фригейт с горючим для заправки самолетов.
Кроме того, перед соединением подводных лодок была поставлена задача следить за передвижением флота противника. Командование Объединенного флота пришло к заключению, что наиболее разумным является развертывание подводных лодок в завесы для прикрытия подступов к районам высадки на о. Мидуэй и Алеутские острова. В соответствии с этим план операции предписывал соединению подводных лодок развернуть две завесы по одному отряду подводных лодок в каждой к северо-западу и к западу от Гавайских островов, примерно на полпути между островами Оаху и Мидуэй, и третью также силами одного отряда дальше к северу в направлении к Алеутским островам. Все три завесы по плану следовало развернуть к 2 июня, то есть за 5 дней до начала операции. Об этих завесах уже упоминалось ранее, при описании диспозиции японских сил.
После завершения операции по захвату о. Мидуэй большая часть сил, действовавших в этом районе, к 20 июня должна была прибыть в Трук и начать подготовку к операциям по захвату островов Фиджи, Самоа и Новая Каледония, которые предполагалось начать в первых числах июля. Главные силы под командованием адмирала Ямамото примерно к тому же времени должны были вернуться в Японию и позже, если это будет необходимо, направиться в Трук для подготовки к последующим операциям. Соединению подводных лодок предписывалось продолжать боевые действия против Гавайских островов, используя о. Мидуэй в качестве передовой базы. Основные силы Северного [117] (Алеутского) соединения должны были вернуться в Оминато и получить новую задачу по эскортированию конвоев, направляющихся к о. Мидуэй и Алеутским островам, а также по охране вод к востоку от метрополии.
Таким был вкратце план операции по захвату о. Мидуэй, разработанный штабом Объединенного флота. Как только он был доведен до сведения командиров и штабов соединений, которые должны были принять участие в этой операции, они энергично занялись изучением и детальной разработкой своих задач. Однако внимательное ознакомление с планом показало, что он может удовлетворить только тех, кто настаивает на использовании линейных кораблей в качестве главной ударной силы Объединенного флота. Авианосцам и подводным лодкам также отводилась важная роль в операции, но они должны были действовать прежде всего как силы охранения и прикрытия линейных кораблей, изматывая противника с тем, чтобы линейные корабли в нужный момент могли нанести решающий удар. [118]