Приложение 6
6.1. Что такое военно-морское искусство?
На первый взгляд вопрос может показаться чисто формальным откройте солидное энциклопедическое издание и почти наверняка найдете там соответствующее определение. Если убрать некоторые разночтения, то все сходятся в том, что военно-морское искусство есть теория и практика подготовки и ведения военных действий на море{71}. Единственное, что здесь может вызвать вопрос, это почему «теория и практика»? Ответ обычно заключается в том, что военно-морское искусство, с одной стороны, имеет свою теорию, а с другой стороны, имеет прикладной характер, то есть практическую направленность. [618]
Со всем вышеизложенным можно и нужно согласиться, однако почему больше ни одна наука из тех, что мы изучали в школе или ВУЗе, в своем определении не несла этого словосочетания «теория и практика». Почему военное искусство это теория и практика, а математика или химия не «теория и практика»? Что, последние не имеют практической направленности?
Но сначала, не получив пока ответа на первый вопрос, давайте параллельно задумаемся, почему столь серьезное дело, как война, отнесено к искусству наравне с живописью, балетом и уж совсем несерьезной эстрадой? Великий Клаузевиц так и писал: «Война это искусство, а не математика!».
По-видимому, не ответив сразу на два эти вопроса, мы не сможем разобраться, что представляет из себя военно-морское искусство.
Давайте начнем с понятия «искусство». Обобщая различные формулировки, можно сказать, что искусство это прежде всего творчество, которое заключается в индивидуальном (субъективном) осознании какого-либо явления, в создании своего индивидуального мысленного образа этого явления, в своем индивидуальном выражении этого образа в свойственных данному искусству формах. Например, нам предложили решить какую-то математическую задачу. Даже если мы не будем переписывать ее решение друг у друга, если даже мы в ее решении пойдем различными путями, правильный ответ у всех будет один. При этом правила математики мы все равно будем выполнять одинаково. В любом искусстве (не только в военном, а в любом другом живопись, музыка, театр и т.д.) тоже есть свои правила, и они вполне конкретны, зачастую не менее конкретны, чем математические. Однако если мы все будем рисовать один и тот же стол или писать сочинение на одну и ту же тему, то у всех нас будет свой, индивидуальный результат. Вряд ли у кого возникнут возражения по этому поводу применительно к художественному творчеству, но все это в равной мере относится к искусству военному. Именно в силу того, что основа любого Решения на применение сил флота в военных действиях является исключительно продуктом индивидуального творчества, эта деятельность и отнесена [619] к искусству{72}. Отсюда напрашивается два вывода. Во-первых, военным, как и любым другим, искусством овладеть может не каждый, а только лишь «осененный искрой божьей». Во-вторых, любое произведение искусства, в том числе военного, всегда имеет конкретного автора{73}. Последний вывод важен для того, чтобы в будущем не дать себя убедить, с одной стороны, в том, что тот или иной благоприятный исход из тяжелейшей ситуации это везение; с другой стороны, что причина поражения это просто роковое стечение обстоятельств.
А теперь вернемся к вопросу, почему военное искусство, как кстати, и любое другое, это «теория и практика». Дело в том, что в искусстве невозможно стать великим, будучи или теоретиком, или практиком. В математике, физике, химии это возможно, а в искусстве нет. Если человек в совершенстве познал теорию военного искусства, но не имеет практического опыта управления силами, из него получается профессор, которому, естественно, нельзя доверить ведение реальных военных действий. Да они обычно в полководцы и не стремились, хотя многие из них свои знания реализовали в штабах. Как пример можно вспомнить таких военных теоретиков, как все тот же К. Клаузевиц, или американец А. Мэхэн, или наш соотечественник Николай Лаврентьевич Кладо. Если человек имеет колоссальный опыт службы, но слабо подготовлен теоретически, то из него получится военачальник, который будет наилучшим образом управлять вверенными ему силами в повседневной жизни вдали от противника, но в боевой обстановке может бездарно загубить десятки [620] тысяч человеческих душ и не выполнит поставленной задачи. И только из человека, в равной мере обладающего глубокими теоретическими знаниями и огромным практическим опытом, может получиться полководец или флотоводец. Весь опыт прошедших войн полностью это подтверждает, так как почти все общепризнанные полководцы и флотоводцы являлись и авторами военно-теоретических трудов. Например, «Наука побеждать» А.В. Суворова или «Рассуждение по вопросам морской тактики» С.О. Макарова.
Если заглянуть в Военный энциклопедический словарь, то мы найдем там, что «военачальник это войсковой или флотский начальник, занимающий высокую командную или штабную должность в вооруженных силах государства. Понятие «военачальник» является обобщающим, в т.ч. для флотоводцев и полководцев». Таким образом, флотоводец или полководец обязательно является военачальником, но последний совсем не обязательно будет флотоводцем или полководцем. Под «полководцем» в Словаре понимается «военный деятель, военачальник, умело руководящий вооруженными силами государства или крупными воинскими формированиями (как правило, оперативно-стратегическими объединениями) во время войны, владеющий искусством подготовки и ведения военных действий». Аналогичное определение в Словаре дано флотоводцу. Здесь для нас является очень важным понять, что подразумевается под «владеющий искусством подготовки и ведения военных действий». Почему вообще возник этот вопрос? Да потому, что если речь идет о полководцах, то там, как правило, все понятно, там всегда указываются конкретные военные действия, которые они подготовили и провели. Такими действиями являлись операции различного масштаба, которыми лично руководили полководцы на основании принятых ими лично Решений. Сказанное легко проследить на примере Великой Отечественной войны, где, с одной стороны, все известные полководцы имели свои операции, а с другой стороны, все операции имели своих авторов (они же исполнители). Совсем другая картина получается с флотоводцами Великой Отечественной войны. Например, общепризнанный флотоводец Н.Г. Кузнецов лично не провел [621] ни одной операции. Да он в силу своей должности, будучи Наркомом ВМФ, и не мог их проводить, так как Военно-Морской Флот является видом Вооруженных Сил, а они операций не проводят. Таким образом, с точки зрения военно-морского искусства, Н.Г. Кузнецов является военачальником, но не является флотоводцем. Причем его потенциальные флотоводческие способности просто не могли быть реализованы, и мы не можем знать, состоялся бы этот военачальник как флотоводец. В отличие от Н.Г. Кузнецова все командующие флотами проводили свои операции и по формальному признаку могут относиться к флотоводцам, однако в определении сказано, что только «владеющий искусством подготовки и ведения военных действий» может считаться флотоводцем. Таким образом, мало лично подготовить и провести операцию, нужно чтобы эта операция была проведена искусно или, как минимум, успешно, что далеко не одно и то же. Например, командующий Краснознаменным Балтийским флотом В.Ф. Трибуц, безусловно, являлся военачальником восемь лет командовал самым мощным флотом страны! Во время войны лично подготовил и провел как минимум одну операцию по прорыву сил флота из Таллина в Кронштадт. Оценки этой операции противоречивы, но именно они дают право отнести или не отнести В.Ф. Трибуца к флотоводцам. А вот З.П. Рожественского обычно однозначно лишают звания флотоводца за разгром возглавляемой им эскадры в Цусимском проливе, хотя анализ его послужного списка дает все основания отнести его к военачальникам. С точки зрения военно-морского искусства подобное отстранение З.П. Рожественского от высокого звания может быть корректно только в том случае, если мы точно знаем, что на его месте другой флагман это сражение мог не проиграть.
В России принято считать, что военное (военно-морское) искусство является составной частью военной науки. Если обобщить несколько энциклопедических определений, то военная наука это система знаний о законах и военно-стратегическом характере войны, путях ее предотвращения, строительстве и подготовке вооруженных сил и страны к войне, способах ведения вооруженной борьбы. [622]
Обратите внимание на словосочетание «система знаний». Физическими носителями системы знаний являются научные труды, научно-исследовательские работы, таковыми же должны являться учебники, учебные пособия, лекции и так далее.
Одновременно объективно всегда существует еще одна система, которую применительно к нашей теме «возглавляет» военная доктрина. В общем случае под ней понимается система принятых в государстве взглядов на сущность, цели, характер возможностей будущей войны, на подготовку вооруженных сил и страны к войне, способах ведения вооруженной борьбы. Здесь обратите внимание на словосочетание «система принятых в государстве взглядов». Физическими носителями системы принятых в государстве взглядов кроме текста самой военной доктрины являются боевые руководящие документы, в том числе, например, «Наставление по ведению морских операций» (НМО-40), с которым отечественный ВМФ вступил в Великую Отечественную войну, Боевые уставы, различные Тактические руководства и так далее.
В повседневной жизни мы часто пользуемся одновременно как системой знаний, так и принятых взглядов. Например, Вы едете летом в отпуск на поезде, отходящем в 23:00. И есть все основания надеяться, что в 23:00 поезд тронется и унесет Вас к теплому морю, так как во всей стране в данном часовом поясе 23:00 это одиннадцать часов вечера. В это же время штурман на корабле, решив определить свое место по небесным светилам, для расчетов примет не 23:00, а 21:00. Почему? Потому что для определения своего места штурману необходимо фактическое время, соответствующее положению конкретной точки на Земле в пространстве. Это время существует объективно, и мы его знаем благодаря системе научных знаний. Одновременно в нашей стране в 1930 г. ввели так называемый декретный час, а с 1981 г. весной мы стали переводить стрелки еще на час вперед, переходя на так называемое летнее время. Вот и получилось, что согласно системе знаний Ваш поезд тронулся в 21:00, а согласно принятым в государстве взглядам в 23:00. [623]
Обе эти системы научных знаний и принятых в государстве взглядов существуют объективно и в любой стране. Это вполне естественно, так как не всегда можно воспользоваться системой научных знаний «в чистом виде» для практической деятельности, поскольку она не может учитывать национальных, экономических, физико-географических и других существенных особенностей конкретного государства. Одновременно, чем система принятых в государстве взглядов ближе к системе научных знаний, тем в большей мере можно воспользоваться наработанным человечеством опытом, прогнозировать исход тех или иных событий. Причем зачастую не важно, насколько одна система расходится с другой, а важно знать конкретную величину расхождений. Именно знание этого зазора позволит и на поезд не опоздать, и точно определить свое место в море. Кроме того, чтобы знать насколько система принятых взглядов по данному вопросу отличается от научных знаний, надо быть уверенным, что мы владеем именно научными, а не квазинаучными{74} знаниями. Это очень важный момент. Если какая-либо область знания подменена принятыми в государстве взглядами, то такая страна обречена на провал в данной области. Это в полной мере относится и к военно-морскому искусству.
6.2. Извлечение из Временного наставления по ведению морских операций 1940 года
Основные положения
5. Военно-Морской флот имеет основной целью своих действий обеспечение неприкосновенности морских границ и морских сообщений Союза Советских Социалистических Республик.
6. Наиболее решительным средством к достижению этой цели являются уничтожение или парализация флота противника, осуществляемые непосредственно или по частям в зависимости от состава сил противника, характера театра и общей обстановки. [624]
Наряду с действиями по непосредственному уничтожению флота противника должны быть развернуты:
а) борьба за морские сообщения, обеспечивающая питание нашего государства и его вооруженных сил и, наоборот, расстраивающая питание противника;
б) борьба за превосходство в воздухе на морском театре, обеспечивающая систему базирования и развертывания нашего флота и свободу его маневра и расстраивающая базирование флота противника, с целью парализации его развертывания и маневра;
в) борьба за берега, непосредственно обеспечивающая неприкосновенность морских границ государства, своих баз и портов, устойчивость фланга сухопутных сил, упирающегося в море, а также продвижение и закрепление сухопутных сил на неприятельских берегах.
7. Борьба с противником осуществляется посредством целеустремленных операций и повседневных действий как на море, так и на суше и в воздухе.
Каждая операция является суммой боевых усилий (боев и маневров), направленных к достижению оперативной цели, являющейся этапом в достижении конечной цели войны.
Повседневные действия, выполняемые систематически, непрерывно, обеспечивают оперативный режим на театре и в первую очередь систему базирования флота и его свободу маневра на театре. В конечном счете целью всех операций должно быть:
1) уничтожение живой силы противника;
2) уничтожение его боевых средств;
3) ослабление и расстройство его экономической базы;
4) подавление моральной стойкости врага.
8. Общие главнейшие основы, на которых должна строиться каждая операция, должны состоять в следующем:
1) Цель операции должна быть простой, ясной и выбрана так, чтобы при данной обстановке ее достижение действительно приближало к решению общей задачи войны.
2) Затрачиваемые усилия не должны превышать намеченного к достижению эффекта, однако при недостаточности сведений [625] о противнике и его возможностях лучше допустить перенапряжение сил, чем начинать действовать с недостаточными силами.
3) Максимальное количество сил должно быть сосредоточено на главном решающем направлении с тем, чтобы на нем получить решительный перевес над противником.
4) Для предоставления силам, действующим на главном направлении, максимальной свободы в выполнении главной задачи, должно быть выделено достаточное количество обеспечивающих сил.
5) Воздействие на противника должно быть внезапным, не позволяющим ему получить время для организации противодействия. Внезапность может возместить недостаток в силах.
6) Необходима четкая организация взаимодействия и взаимной поддержки сил, выполняющих операцию.
7) Взаимное расположение сил должно обеспечивать возможность их переразвертывания с целью усиления и развития успеха, достигнутого на одном направлении, и готовности к парализованию внезапных действий противника.
8) Напряжение сил, введенных в операцию, должно соответствовать обстановке этапов операции. В решающий момент напряжение должно быть максимальным.
9. Важнейшей и главнейшей основой операции является создание в решительный момент решительного перевеса над противником на главном направлении.
Создание этого перевеса, помимо сосредоточения на решающем направлении максимального количества своих сил, осуществляется сковыванием противника на второстепенных направлениях и привязыванием к этим направлениям возможно большего количества его сил. Это достигается мероприятиями по обеспечению операции, которые в общем случае заключаются в:
ослаблении флота противника в море, в его базах и на выходах из них;
стеснении свободы маневра флота противника блокадой и «минной войной»;
подавлении неприятельской авиации на аэродромах и в воздухе; [626]
расширении своей операционной зоны;
усилении на театре, и в особенности в районе операции, противолодочной, противовоздушной и противоминной обороны для обеспечения свободы своего маневра;
организации базирования (и в необходимых случаях перебазирования на данную операцию) для обеспечения развертывания и снабжения своих сил;
обеспечении выхода своих сил из баз, развертывания их и марш-маневра;
высоком уровне боевого управления, позволяющем в динамике операции надежно управлять всеми взаимодействующими силами.
Особую роль в мероприятиях по обеспечению операции должны играть оперативная разведка и оперативная маскировка.
Оперативная разведка должна обеспечивать своим силам возможно большую свободу и уверенность маневра.
Оперативная маскировка должна скрыть оперативный замысел, ввести противника в заблуждение и заставить его расчленить свои силы. Оперативная маскировка, помимо мер по сохранению военной тайны, должна использовать активные методы: ложное развертывание и перебазирование, демонстрации, дезинформацию противника через прессу и агентуру.
10. Основным элементом операции является целеустремленное взаимодействие различных родов морских сил. Без взаимодействия и комплексирования различных родов морских сил не может быть успешно проведена ни одна современная операция.
Оперативное взаимодействие заключается в единовременном или различном по времени и месту, но согласованном воздействии разнородных сил флота по одному и тому же объекту противника или по разным его объектам для достижения единой оперативной цели.
11. Современное ведение войны на море требует ряда непрерывных, слагающихся в одно целое оперативных усилий на море и в воздухе. Поэтому современную операцию на море нельзя рассматривать изолированно, как одноактное усилие на одном рубеже или [627] на одном участке морского театра. Организация любой операции должна производиться с учетом результатов, созданных предыдущей операцией и в связи с намечаемой последующей оперативной деятельностью.
12. Операции подразделяются:
а) В зависимости от своей повторяемости на систематические и эпизодические.
Систематические операции выполняются систематически (многократно) или в продолжение всей войны, или на определенном относительно продолжительном оперативном отрезке времени.
Эпизодические операции выполняются эпизодически (по мере возникновения необходимости).
б) В зависимости от общих поставленных задач на наступательные, оборонительные, встречные.
Наступательные операции предпринимаются по своей инициативе с целью лишения противника оперативных преимуществ и выражаются в уничтожении сил или средств противника или в вытеснении его из определенного района.
Оборонительные операции предпринимаются как реакция на наступательные операции противника с целью удержания своих оперативных преимуществ и выражаются в активной защите своих сил или средств или в борьбе за удержание определенного района.
Встречными операциями являются наступательные операции, сталкивающиеся с наступательными операциями противника.
в) В зависимости от времени и места выполнения на последовательные и параллельные.
Последовательные операции организуются одна после другой, когда достижение поставленной задачи не укладывается в рамки одной операции, или для развития оперативного успеха.
Параллельные операции организуются одновременно, но на разных направлениях.
г) В зависимости от выбора главного направления на самостоятельные операции флота; совместные операции армии и флота; обеспечивающие операции. [628]
Самостоятельные операции имеют назначением непосредственное уничтожение флота противника или его части, блокаду и противоблокадные действия, операции на морских сообщениях.
Совместные операции армии и флота имеют назначением оказание непосредственно содействия сухопутным силам. К ним относятся операции по поддержке фланга армии, десантные, противодесантные операции против береговых объектов, операции в условиях ледового покрова, операции в шхерных районах.
Обеспечивающие операции имеют назначением создать обстановку, облегчающую одновременное или последующее проведение операций первых групп.
К ним относятся операции, стесняющие свободу маневра противника, и, наоборот, операции, обеспечивающие свободу своего маневра, т.е. операции разведывательные, блокадные, закупорочные, заградительные, набеговые, противоблокадные, по защите своих сообщений, тральные, все демонстративные. Всякая классификация операций является условной. Любая операция может в ходе своего выполнения перерасти и видоизмениться в другой вид. Всякая оборонительная операция должна, помимо защиты своих сил или удержания определенного района, как ближайшей цели обороны, иметь конечную цель обороны ослабление или полный разгром противника. Встречная операция неизбежно должна перерасти в наступательную или оборонительную. Операция, предпринятая с определенной оперативной задачей, при изменении обстановки или обнаружении у противника слабых сторон, позволяющих достигнуть крупного успеха на другом направлении, должна быть перестроена для достижения более быстрым и выгодным путем другой более важной оперативной цели. Такая перемена направления допускается только тогда, когда не нарушается общий план, определенный высшим командованием.
13. Характер современных операций определяется уровнем современной военно-морской техники: повышением скорости кораблей и самолетов, увеличением их живучести, дальности плавания и полета, автономности; увеличением дальности огня; развитием и усовершенствованием мин, противоминных и противолодочных средств [629] борьбы, средств наблюдения и связи, средств береговой и противовоздушной обороны. Эти особенности современного уровня военно-морской техники обусловливают: большой размах действий по пространству, скоротечность операций, чрезвычайное напряжение сил, внезапность изменения обстановки, необходимость постоянной готовности по всем видам обороны.
83. Сущность оперативного управления заключается в обеспечении своевременного и целеустремленного руководства подготовкой, организацией и выполнением операции.
При этом следует помнить, что особо ответственными вопросами оперативного искусства являются:
1) умение своевременно организовать и подготовить необходимые силы и средства в соответствии с поставленной задачей, без помех со стороны противника и скрытно от него;
2) уменье сосредоточить главные силы в решающий момент на наиболее уязвимом для противника пункте, когда направление развития решающего удара определилось;
3) уменье выбрать момент решающего удара, когда противник или может быть застигнут врасплох (неподготовленным к устойчивому сопротивлению), или сопротивление и напряжение его сил достигло критической, переломной точки;
4) уменье довести операцию до конца, через все и всяческие затруднения и осложнения на пути к цели;
5) уменье маневрировать силами не только для развития решающего удара и эксплуатации успеха, но и для обеспечения правильного отхода, когда противник силен и заведомо невыгодно принять бой, навязываемый противником, когда необходимо выиграть время, чтобы ослабить противника и накопить силы для перехода потом в наступление.
84. Основными звеньями оперативного управления (управления операцией) являются подготовка и организация операции; принятие решения, отвечающего задаче при данной конкретной обстановке; постановка подчиненным соединениям флота частных оперативных и боевых задач и организация их взаимодействия, своевременное [630] доведение этих задач до исполнителей: наблюдение за выполнением задач подчиненными соединениями; безотказная и своевременная информация подчиненных и соседей и донесения командованию об обстановке: быстрое реагирование на изменения в обстановке; проявление частной инициативы; организация оперативного обеспечения всех видов; организация связи и работы тыла.
85. Необходимым элементом боевого управления являются оперативные расчеты, производящиеся по:
1) силам и средствам (своим и противника),
2) времени,
3) пространству.
Всякий оперативный расчет должен строиться с учетом изменений в обстановке. Надо рассчитывать силы и средства, движущиеся в текущем времени, в изменяющемся пространстве.
Практически это означает, что, производя расчеты, надо учитывать, что при выполнении операции будет необходимо постоянно проверять и возможно подправлять и изменять сделанные расчеты в соответствии с изменяющейся обстановкой, а следовательно и менять методы действий, производить переразвертывание, усиливать напряжение, дополнять выделенные силы и средства новыми.
86. Оперативные расчеты должны базироваться на учете своих сил, как материальных, так и моральных, и на учете возможного противодействия противника и его сил. Оценка соотношения сил должна учитывать их количество и качество.
87. Оперативное управление должно быть:
1) гибким, четким и быстрым, т. е. должно в соответствии с обстановкой своевременно видоизменяться по методу и темпу; шаблона в оперативном управлении быть не должно;
2) надежным и живучим, несмотря на неблагоприятную обстановку, противодействие или помехи противника;
3) скрытным, т. е. осуществляться так, чтобы противник не мог перехватить или использовать перехваченного обмена в своих интересах.
Для достижения этих требований необходимо стремиться повышать темп управления, сокращая количество и размеры переговоров, [631] и в особенности документов, всемерно сокращая радиообмен и телеграфно-телефонные разговоры; давать свободу действий инициативным флагманам и командирам в пределах, обусловленных Боевым уставом и предоставленных командованием.
Требования, предъявляемые оперативному (и боевому) управлению, могут быть успешно выполнены только в том случае, если управление операцией и боями опирается на единство оперативно-тактического мышления всего командного состава, в первую очередь флагманов и их штабов.
Подготовленность частей и соединений, и в частности, их командиров, флагманов и штабов должна быть такой, чтобы по кратким и четким предварительным распоряжениям, по приказу, директиве или личным указаниям, дополняемым в ходе операции отдельными сигналами, выполнение операции шло целеустремленно и непрерывно, развиваясь инициативой отдельных флагманов и командиров, особенно в случаях непредвиденного изменения обстановки или временного нарушения организации или техники управления.
88. Составление плана операции методически целесообразно строить следующим образом:
1) уяснить поставленную задачу с учетом общей обстановки на театре, последовательно разобрав: задачу высшего соединения (если она известна), свою задачу, задачи соседей, наметив свои намерения (в отношении общего метода действий, главного и обеспечивающих операционных направлений); оценив возможности противника (в частности, в отношении противодействия нашим намерениям), элементы метеорологической и навигационной обстановки и особенностей театра в районе операции.
Выводы из оценки обстановки позволят определить: к чему сводится задача в данных условиях обстановки; выделить главные и обеспечивающие операционные направления и направления ударов; установить вероятную продолжительность операции (что позволит судить об оперативном напряжении сил); наметить задачи разведке.
2) Подсчитать потребность в средствах для выполнения главной и обеспечивающих задач, исходя из оперативных и тактических норм использования необходимых средств. [632]
3) Подсчитать возможность выполнения главной и обеспечивающих задач имеющимися в наличии средствами, учитывая необходимость сохранения сил для обеспечения оперативного режима в районах, не попадающих в район операции. Одновременно предусмотреть оперативный резерв для усиления и развития ударов, для замены убыли, для непредвиденных случаев и для выполнения последующих операций.
При этом надо стремиться к тому, чтобы силы, выделяемые для решения главной и обеспечивающих задач, применялись с возможностью наибольшего использования своей боевой мощи (особенно авиация и подлодки) и не создавали помех друг другу.
4) Если произведенный расчет показывает, что при намеченном распределении сил по задачам нельзя полноценно решить и главную, и все обеспечивающие задачи, то следует изменить соответствующую часть плана, заменив недостающие силы (или средства) одного рода другими родами сил (или средств), которые имеются в достаточном количестве, создав соответствующую комбинацию сил. После такой замены произвести расчет вторично или изменить метод решения задачи и повысить нормы напряжения.
5) Окончательно наметить основные этапы операции (подготовка, развертывание, марш-маневр, выполнение задачи, свертывание или переразвертывание для развития удара или последующей операции); сроки и районы оперативного развертывания сил.
6) Окончательно сформулировать задачи, установить объекты, метод выполнения, силы и средства разведки.
Сформулировать задачу по материально-техническому обеспечению.
89. В случае необеспеченности намеченного решения задачи необходимо просчитать этот вариант решения и в случае необходимости временно сократить силы на других (второстепенных) направлениях, ограничившись на них обороной (или только наблюдением), причем это ослабление части сил должно быть замаскировано от противника.
90. Всякая операция, независимо от проведения на театре повседневной, постоянной разведки, должна быть обеспечена специальной [633] разведкой, обеспечивающей данную операцию. Планирование и расчеты по разведке методически целесообразно строить следующим образом:
1) уяснить задачу, поставленную разведке (что необходимо узнать для обеспечения операции, какие объекты разведки являются основными);
2) уяснить сложившуюся и слагающуюся обстановку (каково расположение сил противника, какова тенденция их перемещений и действий; какие группы противника под каким наблюдением нашей разведки уже находятся; в какой мере обеспечено знание обстановки развернутыми средствами разведки; удовлетворяет ли существующая схема разведки поставленным задачам и что, в основном, потребуется дополнить для приведения ее в соответствие задачам; в оценке должны быть учтены элементы метеорологической обстановки и характеристика обстановки по расстояниям и скоростям передвижения);
3) Разработать план разведки, определив зоны и рубежи разведки, уточнив задачи (по объектам, месту, времени), распределив средства по задачам и избрав методы разведки.
План разведки должен предусматривать обязательное взаимодействие разведки с разведкой соседей и использование разведданных вышестоящих органов оперативного управления.
91. Работу по планированию материально-технического обеспечения операции методически целесообразно строить следующим образом:
1) уяснить задачу, которая ставится тылу по материально-техническому обеспечению, и оценить обстановку для выполнения обеспечения;
2) спланировать необходимые действия по материально-техническому обеспечению по объектам, по месту, по средствам материально-технического обеспечения и по времени;
3) организовать управление тылом и действиями материально-технического обеспечения в ходе подготовки флота (соединения) к выполнению данной операции, в ходе обеспечения боевой деятельности флота и после выполнения операции. [634]
Указания органам тыла по материально-техническому обеспечению операции должны содержать:
1) общую задачу материально-технического обеспечения (без расшифровки замысла операции);
2) частные задачи исполнителям (командирам баз, начальникам тыловых органов);
3) указания на случай помех со стороны противника.
92. Политическая работа по обеспечению операции должна строиться на основе существующих уставных положений (БУМС, глава V, ст. 132–146) и специальных директив Главного управления политической пропаганды Военно-Морского флота.
93. Разработка планов первых операций, выполняемая еще в мирное время, должна осуществляться со всей тщательностью и в последующем все время корректироваться. Разработка планов операций в ходе войны связана временем, так как быстрота выполнения своих оперативных замыслов и упреждение противника дают большое, и иногда решающее преимущество. Быстрота разработки планов операций достигается:
а) отлично поставленной службой оперативного дежурства, обеспечивающей полное знание обстановки на каждый данный момент;
б) наличием типовых расчетов, норм и справочников;
в) наличием в оперативных органах командиров, натренированных в методике расчетов и планирования.
94. Организация операции и работа над ее планом являются одной из составных частей подготовительного этапа операции.
Для сокращения времени подготовки к операции и момента принятия решения командующим операцией, штабом должны даваться все предварительные указания (о готовностях, изменении дислокации, тылу и т.д.) до выпуска общего приказа или директивы.
Быстрота и вместе с тем обстоятельства проработки плана и подготовительных мероприятий могут быть достигнуты только при условии правильной организации операции и соответствующей расстановки сил.
95. Если выполнение операции требует сформирования специального соединения, то командование и штаб этого соединения должны [635] быть назначены возможно раньше. При этом следует стремиться к тому, чтобы штабы не создавались заново целиком, а формировались из существующих постоянных штабов соединений, входящих в состав формируемого соединения.
96. Выбор места, с которого командующий операцией осуществляет вместе со своим штабом оперативное управление, составляет право командующего операцией.
97. Работа штабов соединений в операции осуществляется в строгом соответствии с наставлением по боевой службе штабов соединений ВМФ 1940 г., а работа штабов флотов и флотилий в соответствии с тем же наставлением, но применительно к особенностям организации этих штабов.
182. Значительное изменение оперативного режима в свою пользу и достижение успеха в полной ликвидации или сильном расстройстве блокады при борьбе с достаточно сильным противником потребуют много времени и средств.
Обстановка может потребовать поддержания своих коммуникаций и при наличии блокады противника. В этом случае должны организовываться операции по прорыву блокады.
В основу таких операций должна быть положена особая скрытность при подготовке и выполнении. Скрытность прорыва должна обеспечиваться выбором благоприятствующей обстановки (ночь, туман или шторм, упущения в организации дозорной и патрульной службы противника). При необходимости к тому должна применяться маскировка прорывающего блокаду корабля. Особое значение для надводных блокадопрорывателей будет иметь хорошая скорость. В ряде случаев окажется необходимым организация ударов по находящимся на линии блокады силам противника с целью открытия пути для блокадопрорывателей или производства демонстраций с той же целью.
При прорыве подводных лодок, если самостоятельный проход подводных лодок невозможен, должна быть организована операция по выводу подводных лодок (силами надводных кораблей и авиацией) методами, аналогичными вышеизложенному. В этом случае следует стремиться заставить надводные силы противника маневрировать [636] так, чтобы он обнаружил свои фарватеры (проходы между заграждениями). Во время продвижения и боевых действий надводных сил прорывающиеся подводные лодки должны подтягиваться эшелонами, залегая по мере надобности на грунте и занимая исходные позиции для форсирования барража, метод форсирования которого определяется обстановкой.
Во всех случаях прорыв через блокаду должен обеспечиваться хорошо организованной разведкой, имеющей основной задачей выявление системы организации блокады противником.
При необходимости должно быть организовано траление и гидрографическое обеспечение операции в пределах доступной зоны.
183. Обеспечение переходов транспортов требует применения одного из следующих способов или их комбинации:
1) патрулирования боевых кораблей и самолетов, производящих систематические поиски подводных кораблей противника на главнейших трассах морских путей и, в первую очередь, на их узлах и препятствующих приближению к этим трассам и узлам надводных кораблей противника; патрулирование надводных кораблей, как самостоятельный метод, может принести положительные результаты только при незначительности подводной угрозы со стороны противника и должно применяться поэтому, как правило, в комбинации с методом конвоев;
2) прикрытие транспортов свободно маневрирующим отрядом, который держится в море так, чтобы быть на вероятных путях подхода к прикрываемым транспортам; маневр отряда прикрытия должен отвлечь блокадные силы противника на себя на время, необходимое на прорыв или укрытие транспортов в промежуточной базе; отряд прикрытия должен взаимодействовать с прикрывающей авиацией; в частном случае прикрытие можно осуществлять подводными лодками;
3) системы конвоев, обязательной при наличии угрозы подводных лодок и надводных крейсеров; система конвоев требует очень четкой организации для избежания простоев транспортов;
4) перехода одиночных транспортов, возможного на участках театра, удаленных от баз противника и главным образом ночью на небольших участках. [637]
В дневное время допустим переход одиночных транспортов, вооруженных противолодочной и зенитной артиллерией вдоль своего побережья, особенно если переход производится в зоне действия своей береговой артиллерии и истребительной авиации и если угроза атак подводных лодок относительно невелика. На большом удалении от своих баз переход одиночных транспортов должен обязательно обеспечиваться применением маскировки (обычно под нейтральные торговые суда).
188. Защита своих коммуникаций должна быть активной, поэтому предварительное и непосредственное обеспечение операции должно осуществляться ударами по тем неприятельским силам, которые могут помешать нашей операции, а кроме того, если позволяет оперативное напряжение сил, посредством усиления оперативного режима на ответственных участках театра.
Непосредственное обеспечение, кроме того, должно найти выражение либо в сформировании конвоя, либо в установлении прикрытия или патрульной службы на главном операционном направлении.
Если обстановка позволяет (например, при наличии быстроходных транспортов, способных совершать переход за ночь) или если не хватает сил, чтобы организовать достаточно надежную патрульную и конвойную службы, следует прибегать к обеспечению операции посредством обмана противника оперативной демонстрацией, по возможности, значительными силами флота и на важном для противника направлении, а также посылкой демонстративных групп транспортов. Расчет этой вспомогательной операции должен быть таков, чтобы отвлечь внимание и возможно большие силы противника на столько времени, сколько требуется обеспечиваемым кораблям или транспортам для перехода до безопасной для них зоны.
189. Свертывание (переразвертывание) операции должно происходить сразу по выполнении задачи, причем прекращение деятельности и отход демонстрирующих сил и отдельных обеспечивающих отрядов может происходить даже раньше окончания марш-маневра обеспечиваемых кораблей или транспортов, коль скоро последние [638] вошли в безопасную для них зону или вступили под охрану других отрядов. Однако все действия по свертыванию должны строго координироваться по положению и действиям обеспечиваемых объектов.
192. Особенности планирования и расчетов операции заключаются в расчете перевозки как в отношении количества потребных транспортов, так и в отношении организации погрузки и выгрузки транспортов. При этом необходимо установить:
1) сроки и пункты развертывания транспортов под погрузку (разгрузку); сроки погрузки (разгрузки); места (стенки, причалы) и средства погрузки, разгрузки (краны, транспортеры);
2) обеспечение портов погрузки-разгрузки мерами обороны (ПВО, ПЛО, ПТО, траление), маскировки (техническая маскировка, затемнение, дезинформация противника);
3) маршрут и время перехода (с использованием темного времени суток для прохода через наиболее опасные районы и когда это можно, то нейтральных вод);
4) характер движения, одиночно или в конвое; систему непосредственного охранения транспортов и прикрытия, организацию охраны трассы перехода прикрытием патрулями и дозорами;
5) меры воздействия для ослабления угрозы противника (удары по силам противника, демонстрации).
6.3. Извлечения из Боевого устава Морских Сил РККА 1937 г.
2. Принятие Решения
32. Командир должен непрерывно изучить обстановку.
Чем подробнее и глубже будет повседневное знание фактического состояния своих сил и средств и противника (его состава, техники, политико-морального состояния и тактики), и района театра, в котором производятся боевые действия, тем скорее и правильнее будет принято решение.
Получив задачу или принимая свое решение, командир должен:
а) уяснить общую цель действия высшего соединения; [639]
б) уяснить свою задачу и ее место в общей системе взаимодействующих соединений (соседей);
в) оценить данные обстановки, в условиях которой придется выполнять эту задачу.
Чем ответственнее задача, тем больше потребность в личной рекогносцировке командира для изучения и оценки обстановки.
33. Обстановка всегда должна изучаться и оцениваться под углом зрения стоящей задачи. При этом командир должен:
а) оценить состав, расположение и состояние своих сил и средств;
б) оценить группировку противника; расчленение его походного или боевого порядка, какое противодействие он может оказать; причем эта оценка делается с той точностью, какую позволяет обстановка;
в) учесть выгоды, предоставляемые особенностями и оборудованием района театра, в котором придется выполнять задачу;
г) установить, в какой мере помогают или затрудняют выполнение задачи: время года, суток, условия видимости, освещения, состояния погоды;
д) сопоставляя все данные обстановки, установить, в какой мере совокупность их помогает или затрудняет выполнение задачи, в соответствии с чем выяснить, какие необходимы мероприятия для создания обстановки, дающей преимущество перед противником;
е) определить, сколько времени необходимо для выполнения задачи и как это время себе обеспечить.
Выводы из оценки обстановки должны определить: главный объект противника, поражение которого предрешает общий успех, чем и как может помешать противник в данных условиях, направление, в котором необходимо выполнить операцию (бой), последовательность поражения частей боевого порядка противника и наиболее выгодное сочетание сил и средств для нанесения ударов (т. е. установить главные силы на данное столкновение) и для их обеспечения (обеспечивающие силы и средства).
Эти выводы должны быть обоснованы тактическими расчетами.
34. На основании выводов из оценки обстановки командир, остановившись на лучшем по ожидаемой успешности варианте, принимает решение, которое включает в себя: [640]
а) установление ближайшей и последующей цели действия;
б) состав и распределение сил для главного удара, эшелонирование их по глубине и направлениям;
в) определение вспомогательных задач отдельным соединениям и частям по направлениям и этапам боя.
Одновременно должны быть решены вопросы организации командования отдельными тактическими группировками, на основании чего штаб разрабатывает организацию боевого управления. Решение командира должно ясно указывать конечную цель и определять точно развертывание и задачи на первый этап боя. Способ действий в процессе боя определяется оперативно-тактическими наставлениями для типовых случаев и должен уточняться последующими решениями командира (сигналами), по мере выяснения обстановки, в течение боя.
35. Неполнота сведений об обстановке не освобождает командира от ответственности за принятие своевременного решения. Хуже всего ни на что не решиться или решиться несвоевременно.
Принятое решение проводится в жизнь без колебаний.
Характер последующей работы штаба и политоргана над оформлением решения, степень подробности его изложения и метод доведения его до исполнителей всецело определяются обстановкой и временем, потребным частям для изучения задачи и подготовки к ее выполнению.
3. Методы боевого управления
36. В современном бою нельзя рассчитывать на то, что командующий сумеет своевременно получить исчерпывающие данные об обстановке, сможет лично наблюдать течение боя на всех его этапах или окажется в состоянии лично и своевременно реагировать на все изменения обстановки.
Сложность, глубина и быстрый темп морского боя затрудняют непрерывность боевого управления одним командиром, одним штабом, с одного пункта.
В современном бою управление успешнее всего будет тогда, когда командиры всех ступеней воспитаны в духе смелой инициативы. Частная инициатива имеет решающее значение. Искусство управления [641] старшего начальника заключается: в ясной и четкой постановке задания, в правильном выборе направления для главного удара, в своевременном сосредоточении и развертывании необходимых сил на выбранном направлении, в организации их взаимодействия, в поощрении и использовании всякого проявления частной инициативы, в поддержке и развитии всякого частного успеха.
О всех решениях, принимаемых по своему частному почину, командир немедленно доносит своему начальнику и извещает соседей, если это возможно по обстановке.
37. Поэтому командир обязан:
а) организовать бой, т.е. целеустремить усилия всех взаимодействующих сил и средств на быстрейшее решение поставленной задачи (достижение конечной цели боя);
б) заблаговременно дать все необходимые распоряжения с тем, чтобы каждый ответственный исполнитель ясно понял свою частную задачу и свое место в системе взаимодействия всех сил по этапам боя (т. е. в системе боевого порядка); проверить, правильно ли поняты исполнителями эти распоряжения;
в) направлять действия основных группировок в процессе развертывания и на всех этапах боя для нанесения главного удара, опираясь на командиров основных звеньев боевого порядка;
г) в случае перерыва связи или резкого изменения обстановки предоставить им право, на основе общей задачи и плана взаимодействия, самим наносить удары противнику, не ожидая указаний.
38. Основным методом боевого управления является: централизованное управление боем в целом (разведкой, развертыванием, взаимодействием главных тактических группировок и резерва по основным этапам боя), при одновременном децентрализованном управлении внутри основных тактических группировок (их подготовкой, развертыванием, доразведкой, взаимодействием частей, составляющих каждую данную группировку, и частными атаками по общему плану боя). Управление внутри каждой тактической группы осуществляется их непосредственными командирами.
Чем менее ясна обстановка и чем больше пространства охвачено боем, тем больше инициативы должно быть предоставлено отдельным тактическим начальникам. [642]
39. Боевое управление может осуществляться:
а) личным общением личными указаниями и личным примером при руководстве боевыми действиями и
б) через органы и средства управления когда решение командира передается документами или средствами связи.
В сложных условиях современного базирования, развертывания и проведения боя, как правило, придется управлять комбинированно. В тех случаях, когда это возможно по обстановке, личное общение должно заменять управление при помощи средств связи.
Командиру, организующему бой, рекомендуется лично посетить части (преимущественно те, которым поручено решение главной задачи), что может быть выполнено в период от принятия решения до начала развертывания. Сбор командиров для личных указаний нужно производить только в том случае, если это не помешает их подготовке к бою (операции).
С момента начала развертывания командир должен находиться на своем командном пункте.
Вторичное посещение частей, особенно тех, которые сыграли решающую роль в бою или понесли значительные потери, следует производить после боя, как только к тому представится возможность.
40. Место командующего в бою должно прежде всего отвечать требованию надежности управление боем.
Командующий свободен в выборе своего места в соответствии с принятым им решением о бое.
В зависимости от задач, состава сил и района боя (у своих баз, в море, у берегов противника) место командующего и его штаба может быть:
а) на флагманском пункте флагманского корабля;
б) на береговом командном пункте;
в) в частных случаях на самолете.
Место командующего может меняться в процессе боя (например: переход с берега на корабль на этапе преследования после боя у базы и т.д.), но оно должно быть известно всем командным инстанциям в бою.
Обязательное требование к основному командному пункту: его надежность в отношении живучести, оборудованность всеми необходимыми средствами управления и возможность наблюдать за ходом боя. [643]
41. Для обеспечения управления взаимодействием частей применяются:
а) предварительные распоряжения;
б) приказы (общие и частные) и наставления;
в) приказания обеспечивающим органам;
г) информации (сводки, донесения, информации).
Форма документов и способ их передачи всецело зависят от обстановки и темпа событий. По мере приближения к моменту главного удара подробность их должна сокращаться до краткого условного сигнала (по радио или визуальными средствами).
Решающую роль в быстроте разработки всех распоряжений и их кратности играет наличие и качество постоянных оперативно-тактических наставлений для типовых случаев боя и степень их освоенности личным составом.
Четкая организация управления требует своевременной отдачи предварительных распоряжений.
42. Отдавая приказ, командир должен обратить особое внимание на ясную и четкую формулировку общей задачи соединения (части), выражающей основную идею принятого решения, т. е. направление главного удара для достижения конечной цели боя. Искусство составления приказа требует умения выразить выпукло и категорически идею боя в нескольких словах.
Приказ для боя составляет штаб соединения (части).
Первым пунктом приказа дается сжатая характеристика действий и общей группировки противника (как вывод из последних данных разведки, без перечисления самих данных).
Вторым пунктом указываются задачи соседей или соединений, действующих самостоятельно, вне общего боевого порядка (подлодки, отдельная группа авиации), и разграничительные линии с ними.
Третьим пунктом дается формулировка общей идеи боя, вытекающие из нее задачи и состав основных тактических группировок.
В этом же пункте даются направления для развертывания и последовательные моменты, определяющие взаимодействие отдельных группировок по этапам боя (при нанесении предварительного и главного ударов). [644]
Четвертым пунктом указывается место главного командного пункта и заместителя командира, находящегося на запасном командном пункте.
Приказ подписывают командир и начальник штаба маневренного соединения. Задача высшего соединения (флота, смежной армии или фронта) в приказе не указывается. Ориентировка о ней сообщается устно или письменно, отдельно от приказа, лишь для сведения строго ограниченного числа лиц.
По уяснении задачи письменное сообщение получателем уничтожается.
Распоряжения о разведке, о связи, о мерах обеспечения, а также на особые случаи (туман, рандеву и т.д.), отдаются отдельными приказаниями.
Указания по организации мер обеспечения (ПЛО, ПВО, ПМО, ПТО и ПХО) и охранения даются только в том случае, если требуются дополнения или изменения к типовым наставлениям.
Распоряжения по тылу, на основе решения и специальных указаний командира, отдаются начальником штаба.
44. Боевые приказы отдаются в порядке подчиненности. Если командир найдет необходимым отдать приказ, минуя ближайшего к нему подчиненного командира, он немедленно ставит последнего об этом в известность. Подчиненный, получив приказ, исполняет его и одновременно доносит о получении его своему непосредственному начальнику.
Исполнение всякого боевого распоряжения должно быть проверено. Старший начальник должен проверить получение и исполнение своего приказа. Подчиненный о всех своих распоряжениях, отдаваемых во исполнение полученного приказания, доносит старшему начальнику.
Получающий устные распоряжения повторяет их вслух перед отдающим приказание и приступает к исполнению. Коли устное распоряжение посылается через третье лицо, то последнее повторяет его при получении и по возвращении.
45. Организация управления в бою разрабатывается и осуществляется штабом соединения. [645]
Для планомерного управления необходимо предусмотреть:
а) организацию службы связи в соответствии с планом боя и порядком управления по этапам боя, а именно: порядок использования радиосредств, способы передачи решений командира в процессе боя, система условных сигналов, способы поддержания непрерывной связи с отдельно действующими соединениями (особенно с подводными лодками и ВВС) и способы поддержания непрерывной связи с высшим командованием;
б) организацию разведки и наблюдения за противником;
в) сбор сведений и наблюдение за действиями своих сил;
г) организацию охранения всех видов боевого обеспечения (охранение ПВО, ПЛО, ПМО, ПТО, ПХО, оборудование района и т.д.).
47. Контроль исполнения решения командира является одним из важнейших методов боевого управления.
Однако контроль только в том случае окажет значительную помощь в управлении боевыми действиями, если он будет своевременным, будет охватывать основные звенья боевого порядка (далее на каждой ступени командования свой контроль за действиями подчиненных частей) и если форма и техника контроля не будут загружать связи и тормозить всю систему управления.
На основании этого в процессе подготовки к бою и в ходе его развития штаб должен организовывать сбор сведений и донесений так, чтобы в любой момент быть готовым доложить командующему:
а) какие распоряжения и когда вручены командирам подчиненных частей и как они поняты;
б) местоположение и действия своих группировок;
в) выполнение частных задач командирами отдельных группировок и обеспечивающих частей и служб;
г) состояние частей в отношении готовности, боеспособности и наличия боезапаса и топлива.
48. Для выполнения своевременного контроля без помех для управления каждый штаб (флота и соединений) должен:
а) организовать наблюдение за районом развертывания и боя, используя СНиС театра, кораблей и специальный штабной пост; [646]
б) установить условные сигналы исполнения на важнейшие этапы развертывания и боя для основных группировок;
в) организовать наблюдение за проходящим обменом;
г) в исключительных случаях давать указания о передаче условных сигналов или более подробных донесений об исполнении.
Указанного будет достаточно для контроля исполнения только в том случае, если в штабе будут организованы систематизация и обработка (сопоставление и анализ) всех поступающих сведений.
6.4. Извлечения из Отчета по боевому управлению Краснознаменного Балтийского флота в кампанию 1941 года
5. Оперативная разведка
Главная задача:
«Главной задачей оперативной разведки является не допустить внезапного появления флота противника в средней и северной частях Балтийского моря и устья Финского залива» «Наставление к ведению оперативной разведки на КБФ».
Частные задачи:
1. Выявить состав и дислокацию сил противника, степень их подготовленности к войне, наличие резервов и сроки введения их в действие.
2. Выявить оборону баз, систему ДОЗК, районы минных заграждений, коммуникаций и их охрану.
Исходя из этих задач, оперативная разведка была построена следующим образом:
а) организация и руководство оперативной разведкой на театре возлагалось на Начальника Штаба КБФ, который осуществлял свое руководство через Начальника Разведотдела.
б) Весь театр Балтийского мора был разбит на районы. Районы были распределены между военно-морскими базами, авиасоединениями ВВС КБФ и бригадами подводных лодок. Дополнительно на всем театре Балтийского моря велась разведка силами радиоотряда и агентуры. [647]
Разведка в районах, закрепленных за базами, велась силами кораблей ОВРа и постами СНиС, БО, ПВО по указаниям начальников штабов баз.
В результате развернутой и приведенной в действие оперативной разведки на театре, перед началом военных действий было установлено:
1. Усиление воинских перевозок из Германии в Финляндию, начиная с середины мая. Особой интенсивности перевозки достигли в первой половине июня.
2. Активизация разведки силами надводных и подводных кораблей противника в районах островов: Эзель, Даго и восточной части Финского залива с задачей выявления системы ДОЗК, коммуникаций и БО побережья и островов.
3. Передислокация части немецких кораблей в порты Финляндии.
4. По данным АГ, в конце апреля 1941 г. стало известно о подготовке Германии к войне против СССР.
Основываясь на вышеприведенных данных разведки, командование К.БФ приняло ряд решений о развертывании флота, в частности 19.06.41 на флоте была введена готовность № 2.
Ведение оперативной разведки в первый период войны с 22.06.41 г. по 30.08.41 г.
Обстановка.
Весь первый период войны характеризуется тем, что противник активных боевых действий самим флотом не проводил, а ограничился:
1) активной минной войной на всем Балтийском театре, стремясь максимально парализовать деятельность нашего флота, воспрепятствовать воинским перевозкам путем закупорки фарватеров минными постановками с пл, катеров, транспортов и авиации;
2) обеспечением интенсивных воинских перевозок, тралением и охраной ФВК, эскортированием транспортов и разведкой на театре;
3) проведением десантных операций против опорных пунктов о-вов Эзель, Даго, препятствующих воинским перевозкам противника.
Исходя из обстановки, оперативная разведка на Балтийском военно-морском театре велась во взаимодействии авиации, подводных [648] лодок, радиоразведки, агентурной разведки и надводных кораблей и постов СНиС. Все виды разведки были направлены на обеспечение выполнения флотом задач, поставленных командованием КБФ, фактическими примерами деятельности разведки по обеспечению проводимых операций кораблями флота, береговой обороны, сухопутных частей и авиации могут служить:
а) Перновская операция. В начале августа м-ца 1941 г. были получены достоверные АГД о наличие штаба, танков и скопления войск в гор. Пярну. На основании данных Военный совет КБФ принял решение произвести воздушный налет на Пярну. В результате налета отмечены прямые попадания в скопления танков, жилые помещения офицерского состава и личного состава, что нарушило план наступления левофланговой группировки войск противника.
б) По данным радиоразведки и подтвержденных данных постов СНиС было установлено включение манипуляторных огней на маяке Поркаланд-Калбода с целью приема ПЛ ПЛ для зарядки аккумуляторных батарей. 17:08 нашими ТКА ТКА была проведена успешная операция, в результате которой была потоплена ПЛ противника.
в) Воздушной, корабельной и агентурной разведками было установлено, что Мемель, Виндава и Либава являются портами формирования транспортов для перевозки и питания сухопутного фронта боеприпасами, живой силой и боевой техникой через Рижский залив в порта Рига и Пярну. Первые караваны транспортов под охраной легких надводных сил и авиации были обнаружены на подходах к Рижскому заливу 13.07.41 г. Для воспрепятствования перевозкам противника и нарушения его коммуникаций в районах Ирбенского прохода и Рижского залива была усилена разведывательная авиация и легкие силы БОБРа, а также по указаниям Военного Совета КБФ в распоряжение командира БОБРа была выслана оперативная группа РО КБФ и подвижная РПС. Активное взаимодействие всех видов разведки и сил, находящихся в распоряжении штаба БОБРа, дало возможность нанести противнику значительные потери в корабельном составе и перевозимых грузах. Так, за период с 12:07 по 15:09 было обнаружено семь караванов, в составе [649] 106 транспортов в сопровождении ММ, СКР СКР, ТКА ТКА в прикрытии авиации. Благодаря своевременному обнаружению было потоплено: один ЭМ, четыре М, один СКР, два ТКА, шестнадцать ТР, баржа с танками, один танкер; повреждены один М и тринадцать ТР.
В ходе боевых действий, наряду с положительными действиями организации оперативной разведки, выявились следующие недостатки, которые влияли на успешное выполнение операций, проводимых командованием:
1. РО КБФ слабо занимался вопросом планирования разведки, постановкой задач, руководством и подготовкой исполнителей.
2. Слабая подготовка разведывательных органов в штабах соединений, в организации и ведения разведки на море. Отсутствие должного руководства начальников штабов.
3. В частях и соединениях флота, где отсутствовали штатные ВР, вопросами организация разведки занимались недостаточно.
4. Отсутствовала четкая система разведдонесений, в связи с чем данные о противнике приходили в штаб с большим опозданием и страдали целым рядом неточностей.
5. ВВС КБФ в значительной степени использовались на сухопутных фронтах, что резко сказалось на ведении систематической разведки. (Так, 13.07.41 г. караван из 42 транспортов противника в сопровождении эсминцев подошел незамеченным к Ирбенскому проходу). Этот факт послужил основанием к пересмотру организации воздушной разведки и подчинению районов разведки и усилению контроля за штабом ВВС в деле ведения разведки со стороны Штаба КБФ.
6. В связи с недостаточной тральной разведкой на театре и незначительным количеством данных о минной обстановке, полученных через другие виды разведки, Разведотдел КБФ не сумел вскрыть систему минных постановок, в результате чего наш флот понес значительные потери в корабельном составе.
7. Быстрый отход наших сухопутных сил на восток сократил возможности ведения разведки силами радиоотряда РО КБФ и наблюдательных постов. [650]