Обзор театра военных действий
Общий характер театра военных действий
Театр военных действий на французско-бельгийском фронте заключает в себе территорию Бельгии, великое герцогство Люксембург, Эльзас-Лотарингию, Рейнскую провинцию и северо-восточные департаменты Франции. Восточной границей театра является р. Рейн, западной морское побережье от устья р. Шельды до устья р. Сены, северной граница Голландии, а южной р. Сена от устья до гор. Труа и далее условная линия на Шомон, Везуль, Бельфор и Базель.
В этих границах театр военных действий заключает в себе области, принадлежащие к числу наиболее населенных, культурных и богатых местностей Западной Европы, изобилующих всевозможными средствами, необходимыми для ведения войны и содержания войск; Бельгия и французские департаменты, примыкающие к ней, являются богатейшими в Европе промышленными районами.
Размеры театра: по фронту около 520 км (устье Сены, Париж, Труа, Вельфор, Базель), в глубину около 360 км (Париж, Кельн).
В отношении рельефа вся эта огромная территория может быть подразделена на две части: западную, равнинную, местами даже низменную, заключающую в себе почти всю Бельгию (к западу от Мааса) и французские области между морем и р. Уазой, и восточную, частью гористую, частью вообще возвышенную, остальная площадь театра к востоку от р. Уазы. Каждая из этих частей представляет своими топографическими условиями и выгоды, и неудобства для передвижений и боевых действий войск.
Западный участок
Западная (равнинная) часть обилием дорог и ровным характером местности облегчает передвижения, хотя в своих низменных участках, по р.р. Шельде, Лису и Изеру, изобилующих болотами и глинистым грунтом и перерезанных значительным числом каналов, она представляет во многих местах большие затруднения для движения войск. В тактическом отношении западная часть театра являет собой мало разнообразия: здесь мало удобных и сильных позиций, недостаток хороших наблюдательных пунктов и обширного [9] кругозора; лишь пересеченная местность низменных участков по Шельде, Лису и Изеру, с их болотами, каналами, протоками, представляет известные выгоды для обороняющегося. Многочисленность селений с прочными постройками, весьма пригодными для упорной обороны, является также существенным фактором в тактическом отношении; впрочем, это относится ко всему театру военных действий.
Восточный участок
Восточный, гористый участок театра представляет собою систему трех горных групп, расположенных вдоль франко-бельгийской и франко-германской границ и дающих целый ряд отрогов далеко в глубь французской территории. Из этих трех групп северная Арденны заполняет все пространство левого берега р. Мааса между верховьями р. Уазы и излучиной р. Эна у Ретеля, а к востоку от Мааса прорезает южную часть бельгийского Люксембурга. Арденны не имеют характера ясно выраженного горного хребта; это группа плоских возвышенностей, широко разбегающихся во все стороны; к западу от Мааса эти возвышенности не превосходят нигде 350 метров над уровнем моря, к востоку же от этой реки, вблизи бельгийско-германской границы, они достигают вдвое большей высоты. Примерно на линии Ретель, Монмеди Арденны входят в связь со следующей горной группой Аргоннским лесом, который, в виде двух узких лесистых параллельных цепей, заполняет пространство между р. Маасом и верхним течением р. Эна. Обе цепи Артоннского леса разделяются течением р. Эра (правого притока р. Эна), имеют резко обозначенный характер горных хребтов и представляют значительные затруднения для движения войск на путях из Лотарингии к Реймсу. Однако, высота этих горных цепей незначительна: увеличиваясь с севера на юг, она достигает в южных окрестностях Бар-ле-Дюка всего лишь около 400 метров над уровнем моря.
Арденны и Аргонны отбрасывают к западу целый ряд постепенно ниспадающих отрогов, заполняющих пространство между левыми притоками р. Уазы, а также между р. Марной и ее притоками. Эти отроги в большинстве случаев имеют вид плоских возвышенностей, круто падающих в долины омывающих их рек и представляющих по берегам последних ряд сильных и удобных позиций, обладающих широким кругозором. Такой характер этих возвышенностей и расположение их поперек путей, ведущих из Бельгии к Парижу и р. Марне, естественно, придает им большое тактическое значение; и действительно, как при наступлении германских армий к югу, так и в позиционном периоде войны, все эти междуречные плоскогория сыграли крупную роль в боевых столкновениях.
Вогезы
Третья и последняя горная группа хребет вогезских гор, протянувшийся в меридиональном направлении вдоль границы Эльзаса. Это наиболее высокий и трудно одолимый горный хребет, [10] являющийся как бы барьером, прикрывающим здесь обе стороны от вторжения крупных масс, передвижения и действия коих сильно затрудняются диким характером этих гор. Насколько труден этот хребет для сообщения, свидетельствует то обстоятельство, что его прорезают лишь две сквозные железнодорожные линии: Страсбург, Саарбург, Люневиль и Страсбург, С.-Дье, и то в его наиболее низком, северном участке. Впрочем, число обыкновенных колесных путей значительно на всем протяжении хребта. Вогезы повышаются с севера на юг и достигают наибольшей высоты в своей южной оконечности, на путях от Эпиналя к Кольмару и Мюльгаузену: здесь высшие точки хребта достигают 1500 метров над уровнем моря. Рассматриваемый хребет западнее линии Ремиремон. Бакара теряет характер горной цепи и расширяется в запутанную систему возвышенностей, заполняющих собой обширное пространство на обоих берегах р.р. Мозеля и Мерты до ближайших окрестностей Нанси и Туля.
Из этих трех горных групп, в условиях рассматриваемого театра, Арденны и Аргонны не имеют значения оборонительных линий: Арденны по своему направлению, не пересекающему путей наступления из Бельгии во Францию; Аргоннский лес вследствие расположения своего за оборонительной линией р. Мааса, усиленной крепостными сооружениями. Лишь одни Вогезы как по направлению своих хребтов, так и по своим физическим условиям, способствуют обороне на путях из Эльзаса к Верхнему Мозелю. Однако, оборонительное значение и этой горной группы в сильной степени ослабляется расположением ее вне важнейших операционных путей из Германии во Францию и легкостью обхода этих гор с севера, через Лотарингию. Безусловное оборонительное значение принадлежит лишь упомянутым выше плоским отрогам, сопровождающим течение многочисленных рек, пересекающих между р.р. Уазой и Маасом все операционные пути, ведущие из пределов Бельгии к Парижу и Марне.
Водные оборонительные линии
В противоположность возвышенностям, водные оборонительные линии театра военных действий, в виде рек и каналов, как по направлению своего течения, так и по своим тактическим свойствам приобрели в боевых операциях этой войны большое значение. В этом отношении главная роль принадлежит р. Маасу, имеющей, в общем, направление течения с юга на север и на пути своем, от Лангрского плато до границ Голландии, пересекающей все пути, ведущие из Германии в Бельгию и Францию. На некоторых участках течения оборонительные свойства Мааса усилены фортификационными сооружениями; таких участков имеется три: северный, бельгийский, с крепостями Льежем и Намюром и промежуточным между ними фортом Гюи; средний, арденнский, усиленный фортами Рокруа, Мезьером и Монмеди, и южный, входящий со своими укреплениями, начинающимися у Вердена, в общую крепостную систему восточной границы Франции. Сильнейший из этих участков последний, слабейший средний, хотя [11] здесь естественные условия обоих берегов Мааса, местами прорывающегося через Арденны глубоким ущельем, и представляют во многих местах затруднения для форсирования реки. Маас принадлежит своим течением обоим участкам театра: и западному равнинному, и восточному гористому. Все же прочие водные оборонительные линии принадлежат тому или другому участку.
В западном следует отметить: р. Шельду, прикрывающую пути, ведущие из Восточной Бельгии к морскому побережью, и усиленную на своем левом фланге сильной крепостью Антверпеном; р. Изер, имеющую подобное же значение, и р. Сомму, пересекающую пути, идущие из Западной Бельгии к Парижу.
В восточном участке оборонительное значение имеют: левые притоки р. Уазы Сэр и Эн; последний с впадающими в него р.р. Эр и Вэль, а также р. Марна с двумя своими левыми притоками, Большим и Малым Морэнами. Все эти реки пересекают своим течением пути, ведущие из Восточной Бельгии и Люксембурга к Парижу, и в связи с упоминавшимися выше плоскими возвышенностями, сопровождающими их, приобретают вследствие этого большое тактическое значение. Мы увидим из дальнейшего изложения, как много разнообразнейших боевых столкновений произошло на берегах этих рек.
Сравнительно с ними, второстепенное оборонительное значение по своему положению имеют: верхнее течение р. Мозеля, от истоков в Вогезах до Меца, и ее правый приток р. Мерта, обе реки преграждают пути из Эльзас-Лотарингии к Верхней Марне и усилены крепостями: Мозель системой укреплений Туль, Эпиналь, Ремиремон, а Мерта крепостью Нанси.
Уаза, протекая в направлении главных операционных путей театра, оборонительного значения не имеет; ей принадлежит лишь роль преграды, разобщающей действия войск, совершающих передвижения или сражающихся к западу и востоку от реки.
Как дополнение к рекам, в качестве оборонительных рубежей, следует отнести многочисленные каналы, частью сопровождающие течение рек, а частью соединяющие их. Там, где они идут вдоль течения рек, они значительно усиливают оборонительные свойства последних, образуя двойную водную преграду, местами даже приспособленную к устройству наводнений. В этом отношении особенное значение имеют реки западной, приморской части Бельгии.
Что касается собственно гидрографических свойств водных оборонительных линий театра, то, в отношении ширины своего русла, глубины и быстроты течения, они, в общем, не представляют особенных затруднений для переправы; обилие же на многих из них постоянных мостовых и паромных переправ, а также различных пловучих средств, еще более облегчает форсирование их крупными массами войск. Вообще говоря, реки и каналы театра приобретают характер трудноодолимых преград лишь на тех участках своего течения, которые или усилены укреплениями, или снабжены сооружениями для производства наводнений. Во всех же других местах они имеют лишь настолько оборонительное значение, насколько придает им таковое тактический характер позиций, расположенных [12] на их берегах (как, например, левые притоки Уазы и р. Марна): там, где эти позиции сильны и допускают упорную оборону, реки и каналы могут надолго задержать противника; там же, где позиции слабы, водные линии не имеют серьезного тактического значения. Впрочем, одна лишь р. Маас, особенно на своем бельгийском участке, а отчасти в Арденнах, по своим естественным условиям может представить затруднения для форсирования своего русла, даже независимо от тактического характера своих берегов или наличности на них укреплений.
Население
Состав населения театра военных действий представляется чрезвычайно однообразным: подавляющий процент его составляют французы, остальное бельгийцы и небольшое количество немцев (в рейнской провинции и Эльзас-Лотарингии); как известно, жители Бельгии, городские всецело, а сельские в значительной своей массе, восприняли французскую культуру и французский язык, что сильно сближает их с населением Франции и придает театру вполне однородный этнографический характер. Это обстоятельство являлось, конечно, весьма благоприятным для оборонявшего эту территорию и невыгодным для армии, вторгавшейся в страну; оно вызывало для последней необходимость непрерывного наблюдения за местным населением, что в свою очередь влекло за собой крупный расход войск для тыловых гарнизонов с целью поддержания порядка в стране и обеспечения сообщений.
В отношении размещения населения театр представляет очень благоприятные условия: все его части населены весьма густо, обладают большим количеством крупных городов, снабженных всевозможными приспособлениями для культурной жизни, и почти сплошь покрыты сельскими поселениями, состоящими в большинстве случаев из прочных, каменных, благоустроенных построек. Все это значительно облегчает расквартирование войск и пользование различными видами местных средств.
Средства страны
Средства театра и велики, и разнообразны.
Однако, собственно в продовольственном отношении не все его районы могут удовлетворить огромным потребностям нынешних массовых армий ввиду того, что деятельность местного населения направлена в некоторых из них не на производство пищевых продуктов, а на другие виды сельского хозяйства, каково, например, виноделие в Шампани, а также посвящена добывающей и обрабатывающей промышленности. Добывающая промышленность заключается, главным образом, в разработке угольных копей, которыми богаты многие районы Бельгии, и железной руды, богатейшие залежи которой находятся в районе Брие, к северо-востоку от Вердена, вблизи границ Лотарингии. Обрабатывающая промышленность состоит в производстве сукон и других текстильных изделий, выделываемых на многочисленных французских и бельгийских [13] фабриках, сосредоточенных преимущественно в районе Лиля, Валансьена, Камбрэ и в прилегающих к нему местностях Бельгии.
Естественно, что обладание угольными копями и железными рудниками должно давать существенные выгоды стороне, захватившей их, потому что и то, и другое необходимо для производства предметов вооружения и боевого снаряжения, запасы которых, как бы велики они ни были, не могут удовлетворить колоссальной потребности современной войны. Что же касается текстильного производства, то значение его в деле снабжения войск обмундированием само собой понятно.
В эту войну германцы, захватив Бельгию и весь промышленный район северо-восточной Франции, в течение своего продолжительного владения этой территорией, основательно использовали для военных нужд все ее ископаемые богатства и все ее фабричное производство.
В остальных районах театра население занято, главным образом, земледелием, которое при высокой культурности принятых способов возделывания полей и большом плодородии почвы может доставлять действующим здесь войскам значительное количество продовольственных припасов.
Пути сообщения
Театр изобилует путями сообщения как грунтовыми, так и рельсовыми; водные пути вследствие невыгодного направления течения рек, преимущественно пересекающих операционные направления из Германии во Францию, не могли иметь серьезного военного значения.
Грунтовые дороги
Грунтовые дороги, частью шоссированные, частью мощеные, но вообще отличного качества, густой сетью покрывают всю территорию театра, представляя весьма благоприятные условия для движения всех родов войск во всякое время года. Не только города, но даже многие селения связаны между собой хорошими дорогами, обсаженными деревьями и окопанными канавами, а потому легко приспособляемыми к обороне. Такое состояние грунтовых путей чрезвычайно облегчает широкое пользование средствами механической тяги, способствуя быстрому подвозу к войскам всего им необходимого, а также установлению связи между ними как в глубину, так и по фронту.
Железные дороги
Рассматриваемый нами театр обладает чрезвычайно густой сетью рельсовых путей, имеющей наибольшую густоту в промышленном районе Лиль, Валансьен и прилегающих к нему местностях Бельгии. Наиболее беден железными дорогами горный район вогезского хребта, а также гористые местности Арденн и Аргоннского леса.
Как известно, все железные дороги, независимо от своего протяжения, направления и степени технического оборудования, имеют [14] то или другое военное значение, облегчая ведение войны в самых разнообразных видах. Однако, широкая оперативная роль принадлежит только сквозным линиям большого протяжения, которые связывают исходные пункты стратегического развертывания сторон с конечными пунктами их операционных направлений, а. также устанавливают сообщение вдоль стратегического фронта. При той густоте рельсовых путей, которой обладает изучаемый нами театр, является возможность составить значительное число таких сквозных железнодорожных линий со многими к ним вариантами.
Эти линии могут быть сведены в следующие три группы:
1) Линии, связывающие исходные пункты стратегического развертывания германских армий на германско-бельгийской границе (Аахен, Эйпен, Мальмеди, С.-Вит, Трир) с морским побережьем, имевшим в этой войне столь выдающееся военное значение (на участке Остенде, Кале, Булонь, Этапль, Аббевиль). Они дают возможность в кратчайший срок перебросить крупные массы войск с германско-бельгийской границы к побережью Па-де-Кале{1}. Немцы лишь отчасти использовали эти пути, так как первоначальной задачей своим армиям они поставили вторжение в северо-восточную Францию и разгром французских армий; движение же к морскому побережью, с целью его захвата, явилось более поздней, второй задачей их войск, ставшей на очередь лишь после крушения первоначального германского плана, и, как увидим из дальнейшего, задачей запоздалой.
2) Линии, идущие от исходных пунктов сосредоточения германских армий на германско-бельгийской и германско-французской границе (Аахен, Эйпен, Мальмеди, С.-Вит, Трир, Мец, Саарбрюкен, Страсбург, Мюльгаузен) к Парижу и другим важным географическим пунктам северо-восточной Франции; это пути продольные, пути вторжения{2}. Они способствуют наступлению как из Германии во Францию, так и в обратном направлении значительных войсковых масс одновременно на широком фронте. Однако, распределение их по фронту неравномерно: большая их часть лежит к западу от Арденн, довольно густо пролегают они от границ Лотарингии в бассейн р. Сены, но их совсем нет на участке Шарлевиль, Верден (85 км шириной) и на значительном протяжении вогезского хребта, от С.-Дье до Бельфора.
Если принять во внимание, что все линии лотарингского района, как будет видно из описания укреплений восточной границы Франции, были преграждены крепостями или отдельными фортами-заставами, то одно уже распределение рельсовых путей рассматриваемой группы, этих путей вторжения, выявляет ту идею, которая, естественно, должна была лечь в основу германского наступательного плана в этой войне: идею наступления через Бельгию.
3) Линии, пролегающие вдоль стратегического фронта на всем его протяжении, от морского побережья (Остенде, Дюнкерк, Кале. [15]
Булонь, Аббевиль, Ле-Трепор, Дьепп) к Эльзас-Лотарингии и Вогезам (Страсбург, Мюльгаузен, Бельфор, Безансон); это пути поперечные, пути для связи, способствующие переброске войск с одного операционного направления на другое. Они связывают собой все районы театра военных действий вдоль стратегического фронта между морем и Вогезами{3}. Но кроме этих сквозных линий, в пределах театра существует много поперечных рельсовых путей небольшого протяжения, имеющих местное значение и облегчающих переброску войск на отдельных участках фронта.
Из рассмотрения железнодорожной сети театра видно, что она давала, как вследствие своей густоты, так и направления своих важнейших линий, значительные удобства для широких операций массовых армий, обеспечивая им и достаточное число тыловых рельсовых путей для подвоза, и поперечные пути для выполнения стратегических маневров и перегруппировок на широком фронте.
Крепости и укрепления
Театр обладал большим количеством крепостных сооружений различного типа, начиная от небольших отдельных фортов, имевших узкое значение запереть какую-нибудь железнодорожную линию или горный проход, и кончая большими маневренными крепостями, занимавшими обширную площадь. Несмотря на это, существовавшую до войны подготовку театра в инженерном отношении нельзя признать основательной и целесообразной, особенно, если принять во внимание план германского вторжения во Францию, который уже давно был известен в общих чертах французам и выполнение которого из года в год ожидалось ими при всяком международном осложнении.
Соответственно своему географическому положению и возлагавшимся на них стратегическим задачам, все эти укрепления могут быть разделены на четыре группы: а) бельгийская крепостная система, преграждавшая операционные пути, ведущие из рейнской провинции к морскому побережью и к северо-восточной границе Франции; б) внутренние крепости театра, разбросанные на путях от бельгийской границы к Парижу; в) система крепостей восточной границы Франции, преграждающая пути от Рейна через Вогезы, и г) германские крепости Эльзас-Лотарингии.
Стратегическое значение каждой из этих групп, состав и оборонительное состояние перед войной были весьма различны.
Бельгийская группа состояла из передовой линии по р. Маасу и внутренних укреплений. Первую составляли две небольшие крепости-лагери, Льеж (Лютих) и Намюр, с промежуточным фортом у Гюи, на полпути между ними{4}. Назначение этих передовых укреплений заключалось в усилении оборонительных свойств реки, представляющей на этом участке своего течения серьезные затруднения для переправы. Предполагалось, что при наличии этих укреплений неприятельской армии, вторгающейся из рейнской [16] провинции в Бельгию, придется затратить много времени и усилий для форсирования Мааса и для обеспечения себе сквозного движения по железнодорожным линиям, запираемым этими укреплениями.
За этой оборонительной линией, в 90 километрах к северо-западу, расположена на р. Шельде большая современная маневренная крепость Антверпен, а впереди нее, на полпути до Мааса двойной форт Диест, запиравший железнодорожную линию из Мастриха. Антверпен лежит у северной границы Бельгии, в стороне от кратчайших операционных путей, ведущих из рейнской провинции внутрь страны и к ее столице, а потому не может иметь оборонительного значения в случае неприятельского вторжения с востока: он не усиливает оборонительной линии Мааса и не служит поддержкой ее укреплений. Неприятельские войска, переправившиеся через Маас, имеют возможность захватить столицу Бельгии и занять почти всю ее территорию, оставаясь вне непосредственного влияния этой крепости. Таким образом, в отношении этих операций{5} Антверпен может иметь значение лишь редюита страны, последнего укрепленного убежища для бельгийской армии, понесшей поражение в полевом бою. Как увидим из дальнейшего, такова и оказалась в действительности его роль в этой войне{6}.
Вторая группа укреплений театра, укреплений внутренней части последнего, состояла из большого числа самых разнообразных крепостных сооружений, разбросанных без всякой системы на огромной площади между берегом моря, бельгийской границей и Маасом. Среди них лишь один Париж представлял собой обширную маневренную крепость значительной оборонительной силы, которой, при известных условиях, могло принадлежать большое стратегическое значение. Все же остальные крепости и укрепления этой группы принадлежали к числу старых, сохранившихся от прежних времен и утративших в современных условиях войны всякое боевое значение, или новых, недостроенных, неоконченных, а потому тоже не обладавших надлежащей обороноспособностью. Лишь несколько фортов, запиравших железнодорожные линии, ведущие из Бельгии и Люксембурга, соответствовали современным требованиям, хотя и не обладали большой силой сопротивления. К числу таковых относились: Мобеж (6 фортов и 7 промежуточных укреплений) сильнейшее из этих укреплений, в узле железных дорог, ведущих в долину р. Уазы из Бельгии со стороны Намюра, Брюсселя и Гента; Мезьер (форт Ле-Зайвель), преграждавший железнодорожную линию Намюр, Реймс; Монмеди и Лонгви, запиравшие железную дорогу Трир, Седан.
Прочие крепости и форты, разбросанные вдоль бельгийской границы, каковы С.-Омер, Эр, Лиль, Кенуа, Ландреси, Гирсон, Рокруа, Живэ, не обладали никакой обороноспособностью против современных средств нападения. Дюнкерк как береговая, приморская [17] крепость, не лишен серьезного значения, но по своему положению он не мог играть никакой роли в сухопутных операциях.
Далее к югу, на путях к Парижу, были разбросаны слабые или старые укрепления Амьена, Перонна, Ла-Фэра (3 форта), Лаона (2 форта), Суассона и Реймса (10 фортов).
Французские гарнизоны, находившиеся в укрепленных пунктах рассматриваемой нами группы, в большинстве случаев покидали их до приближения противника или сдавались неприятельским войскам без сопротивления ввиду невозможности оборонять такие пункты под огнем современной артиллерии.
Таким образом, мы видим, что северо-восточная граница Франции оставалась неукрепленной; это объясняется французскими исследователями этой войны расчетом французского генерального штаба на нейтралитет Бельгии, который должен был прикрывать Францию и пути к Парижу с северо-востока. Едва ли возможно согласиться с таким объяснением, потому что идея германского вторжения через Бельгию витала над Францией задолго до последней войны, и, конечно, вероятный план этого наступления не мог быть неизвестен в общих чертах французскому генеральному штабу. Правильнее предположить, что это явилось результатом или непредусмотрительности военного ведомства, или перемены во взглядах французского высшего командования на стратегическую роль крепостей в современной войне. Быть может, с последним связывались намерения вести наступательную войну хотя бы и с нарушением нейтралитета Бельгии, на что имеются некоторые намеки как в плане войны, составленном французским генеральным штабом, так и в стратегическом развертывании французских армий. Однако, как увидим дальше, эти намерения не получили осуществления, и французам пришлось вести на северо-восточной границе Франции войну оборонительную и без крепостей.
Переходя теперь к рассмотрению крепостцой системы восточной Франции, необходимо раньше всего отметить, что эта система была создана исключительно под впечатлением тяжких поражений 1870–1871 гг. и не имеет непосредственного отношения к военно-политической и стратегической обстановке, сложившейся перед последней войной. Франция, подвергшаяся в 1870 г. неприятельскому вторжению с востока, разбитая и униженная, лишенная Эльзас-Лотарингии, естественно, после войны в числе первых же мер по организации своей государственной обороны поставила на очередь мощное укрепление своей восточной границы, которая, по условиям того времени, представляла собой наиболее уязвимое, самое больное место страны. И вот, в ближайшие годы, следующие за франко-прусской войной, осуществляется грандиозный проект генерала Серэ-де-Ривьера по созданию могучего барьера из крепостей вдоль эльзас-лотарингской границы{7}: строятся новые крепости, старые перестраиваются, создается целый ряд фортов, связывающих между собой обширные укрепленные лагери и запирающих [18] железные дороги и горные проходы. Основная идея этого обширного инженерного плана состояла в том, чтобы держать всю пограничную зону вдоль восточной границы под огнем крепостных орудий, оставив для наступления неприятельских войск лишь несколько узких интервалов в этой длинной цепи укреплений и вынудив, таким образом, противника двигаться по заранее известным направлениям и путям. Этот план в полной мере был осуществлен только на протяжении 80 километров лотарингского фронта, где нет ни одной дороги, ведущей к границе, которая не находилась бы под огнем одного или даже двух укреплений.
Главными опорными пунктами этой крепостной системы служили большие крепости-лагери Верден, Туль, Эпиналь и Бельфор, промежутки между которыми были заполнены группами фортов и батарей, связывавших их в один непрерывный железный пояс. Этот пояс должен был, по замыслу Серэ-де-Ривьера, охватить всю границу Франции до морского берега, причем его участок, обращенный к Бельгии, должен был опираться на укрепления Реймса, Мобежа и Лиля. Однако, эта часть плана не была выполнена, укрепления эти не были закончены, и северо-восточный фронт остался неукрепленным.
Левый фланг восточного крепостного фронта опирался на крепость Верден, раскинувшуюся своими укреплениями (26 фортов, более 30 укреплений и батарей) на обоих берегах Мааса и запиравшую прямой железнодорожный путь от Меца на Шалон и Париж. Эта крепость прикрывает восточные выходы из Аргонн, господствует над путями, ведущими к востоку от Мааса, и является надежным щитом для полевой армии, сосредоточивающейся на левом берегу этой реки. От Вердена на юг, вдоль Мааса, по его правому берегу, шла линия долговременных фортов: Женикур, Труайон, С.-Мьель (укрепления римского лагеря), Ларош, Лиувиль и Жиронвиль, входя в связь с северными укреплениями крепости Туля, расположенной в излучине р. Мозеля, на железной дороге Нанси, Бар-ле-Дюк, Витри, Париж. Туль имел двойной ряд фортов, из коих три, сильно выдвинутые к востоку (С.-Венсен, Манонвилер к Фруар), имели назначением прикрывать Нанси. Этот последний пункт не был укреплен перед войной, хотя укрепление его и предусматривалось общим планом постройки крепостей на восточной границе. Повидимому, захвату его неприятелем не придавалось большого значения при наличии в ближайшем тылу Туля. Однако, посещение этого города во время осенних маневров 1912 г. русской военной миссией, обсуждавшей с высшими военными властями Франции его положение в случае войны с Германией, привело к решению немедленно же приступить к работам по созданию здесь долговременных укреплений; эти работы были вскоре начаты, но, вследствие различных обстоятельств, не были закончены к началу войны и продолжались уже во время военных действий, до окончания маневренной войны, когда построенные укрепления вошли в общую линию позиционного фронта.
На юг от Туля, вдоль Мааса, находились форты: Ланьи (на правом берегу реки) и Нэфшато (на левом берегу). Далее к югу, на [19] обоих берегах Мозеля, обширная крепость Эпиналь с системой весьма сильных фортов (50 километров в окружности). Промежуток между Тулем и Эпиналем шириной в 65 километров, не имевший укреплений (так называемый шармский проход), считался наиболее слабым местом восточной границы Франции. Но по характеру местности он был труднодоступен для войск, наступающих с востока, почему и не был в действительности так слаб, как считали во Франции до войны, основываясь единственно на отсутствии здесь долговременных сооружений. Мозель ниже Эпиналя представляет собой сильную преграду (40–50 метров ширины), усиленную к тому же широким и глубоким каналом, идущим вдоль реки; широкая долина последней, открытая и плоская, имеет левый берег очень удобный для обороны, а фланги этого сильного в оборонительном отношении участка упираются в большие крепости (Туль и Эпиналь), выдвинутые форты которых своим огнем сокращают шармский проход до 40 километров. Такие свойства этого участка границы вполне учитывались германским генеральным штабом, который во время войны не поддался соблазну кажущейся легкости прорыва в этом направлении, предвидя вероятность здесь позиционной борьбы.
К югу от Эпиналя, вдоль Верхнего Мозеля, шли форты: Арш, Ремиремон, Рю, Шато-Ламбер, Салон-де-Серванс (два последние близ истоков Мозеля, у подножья главного хребта Вогезов) и Жироманьи; последний входил в связь с северными укреплениями Бельфора.
Крепость Бельфор обширный укрепленный лагерь, имевший внутреннюю ограду и значительное число фортов и укреплений, разбросанных между горными отрогами Вогезов и р. Дуб. Далее, до швейцарской границы, были расположены отдельные форты: де-ла-Шо, Мот-Бар и Ломси с батареями Рош.
Такова эта крепостная система, преграждавшая на протяжении около 250 километров кратчайшие операционные пути из Эльзас-Лотарингии к Парижу.
В тылу этой укрепленной линии, составляя как бы вторую, находились: незаконченная крепость Реймс (10 фортов, несколько батарей), Лангр укрепленный лагерь на лангрском плато и крепости Дижон и Безансон; сильнейшая из них последняя, имевшая цитадель и 12 фортов.
Наконец, последнюю, четвертую группу крепостей театра составляли германские крепости Эльзас-Лотарингии: Диденгофен (Тионвиль) долговременный форт, запиравший железные дороги Седан, Саарбрюкен (или Сааргемюнде) и Верден, Трир; Мец на Мозеле и Страсбург на Рейне большие крепости-лагери современного типа и Ней-Бризах долговременный форт в Верхнем Эльзасе, преграждавший железную дорогу, идущую от восточного склона Вогезов через Кольмар к Рейну. Ни числом, крепостей, ни расположением их эта группа не могла иметь назначением воспрепятствовать вторжению противника в Эльзас-Лотарингию и более соответствовала активным задачам германских войск, прикрывая их сосредоточение [20] и развертывание на французской границе и обеспечивая их наступление к Маасу.
Значение отдельных участков театра военных действий
Изложенное выше описание театра дает нам возможность сделать оценку различных его участков (районов) в отношении к, тем военно-политическим и стратегическим задачам, которые предъявляла война обеим воюющим сторонам.
Раньше всего обращает на себя внимание юго-восточная часть театра, примыкающая к Эльзас-Лотарингии и прикрытая со стороны последней двойным барьером хребтом вогезских гор и сплошной линией крепостей и фортов от Вердена до швейцарской границы. Соответственно таким оборонительным свойствам эта часть театра, естественно, являлась районом, предназначавшимся для пассивных действий, т. е. для второстепенных боевых операций. Этот восточный фронт приобретал для германцев именно такое значение вследствие тех значительных затруднений, с которыми неизбежно было связано его форсирование при попытке вести наступление крупными силами из Эльзас-Лотарингии. Для французов же пассивный характер этой части театра вытекал из самой идеи мощного укрепления восточной границы, потому что если бы французы признавали возможным развить широкие наступательные операции на этом участке своего фронта, то, конечно, не было бы никакой надобности создавать этот железный пояс крепостей, стоивший таких усилий и расходов.
Следовательно, ясно, что такие свойства этой части театра должны были побуждать ту сторону, которая являлась обороняющейся, прикрываться этим укрепленным участком фронта как щитом, удерживай за ним лишь незначительную часть своих войск, чтобы иметь свои главные силы свободными для маневра вне крепостей. С другой стороны, армия наступающая, естественно, должна была обходить своими главными силами этот укрепленный фронт с целью скорейшего выполнения своей главной задачи поражения живой силы противника в открытом поле. Уже самый характер этого района определял собой вероятный план стратегических действий обеих сторон на границе Эльзас-Лотарингии.
Иной характер имела северо-западная часть театра, обнимающая собой бельгийскую территорию и прилетающие к ней местности северной Франции; отсутствие здесь мощных укреплений и сильных оборонительных линий делало этот участок весьма пригодным для широких наступательных действий, для ведения маневренной войны, для вторжения крупных сил с той или другой стороны. Бельгийские крепости на Маасе были слишком слабы для того, чтобы остановить подобный натиск. Антверпен же, как мы видели, расположен вне операционных путей, ведущих от Рейна через Бельгию в северную Францию.
Таким образом, эта часть театра явилась районом активных действий, районом главных боевых операций, которые должны были так или иначе решить исход начавшейся вооруженной борьбы. [21]
Именно сюда, в эти местности, не стесненные оборонительными сооружениями и изобилующие разнообразными путями сообщения, должны были, естественно, стремиться своими главными силами обе враждующие стороны, чтобы в решительных сражениях маневренной войны испытать и свои силы, и свое стратегическое искусство.
Конечно, такие особенности этого района, а также нахождение в его пределах кратчайших и удобнейших путей к столице Франции, придавали ему первенствующее значение в отношении тех стратегических задач, которые должны были ставить себе обе стороны в этой войне.
Совершенно особенное значение имел приморский участок театра береговая полоса от Остенде до Булони. Это побережье должно было служить как бы связующим звеном между территориями двух держав, составлявших коалицию в борьбе против Германии. Здесь, в гаванях и портах Остенде, Дюнкерка, Кале и Булони, должна была поддерживаться непрерывная связь между вооруженными силами Англии и Франции; здесь пересекали французские и бельгийские берега кратчайшие пути, ведущие с британских островов к главным районам и пунктам театра военных действий. Естественно, что при столь важном стратегическом значении этого побережья захват его с целью разобщения союзников или затруднения им связи между собою должен был сделаться одной из важнейших оперативных задач германской армии, вторгавшейся в пределы Бельгии и Франции. После разгрома неприятельской живой силы на путях к Парижу или в районе восточных крепостей эта стратегическая задача могла считаться важнейшей в условиях той обстановки, в которой Германия вела войну с западной коалицией. Заняв это побережье, немцы не только лишили бы англичан прямого, кратчайшего сообщения с фронтом и вынудили бы их поддерживать с Францией связь кружным путем через Гавр или Брест, но и могли бы создать непосредственную угрозу для британских островов как своим флотом, так и возможностью переброски своих войск через канал на английский берег. Понятно, что и то, и другое могло бы затруднить взаимодействие союзников и ослабить военную мощь коалиции, тем более что порожденная этими условиями забота Англии о своей собственной безопасности должна была отвлечь ее внимание от боевых задач на материке. И насколько захват этого побережья представлялся существенным для Германии, настолько удержание его в своих руках являлось необходимым для англо-французов.
Итак, мы видим, что уже одна оценка сравнительного значения различных участков или районов театра, а также главных предметов действий, заключавшихся в их пределах, выявляет нам в общих чертах основные идеи оперативных планов, которыми должны были задаться обе воюющие стороны. [22]