Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Глава V.

Корабли в океане

И слава флота продолжается,
И ей простор огромный дан,
И флаги выше поднимаются,
И горны громче отзываются
В безбрежном слове —
Океан.
Николай Флёров

В дальних походах

В настоящее время наши военные корабли плавают по всем морям и океанам планеты. Советский Военно-морской флаг можно увидеть в Индийском океане и в Атлантике, на просторах Тихого океана и в Средиземном море. На всех широтах Мирового океана — в полярную стужу, в тропическую жару, во время грозных тайфунов и в штилевом море — экипажи настойчиво совершенствуют боевую выучку, выполняют сложные учебные задачи, проходят проверку на политическую зрелость, верность присяге, воинскому долгу. Дальние походы стали подлинной школой боевой выучки советских моряков.

«Экипажам приходится действовать в сложной обстановке, выдерживать испытание штормами, резкой сменой климатических и погодных условий, — характеризует условия дальних походов Главнокомандующий Военно-Морским Флотом Герой Советского Союза, адмирал флота В. Н. Чернавин. — Нередко в опасной близости маневрируют натовские корабли и самолеты.
Но ничто не может помешать советским морякам выполнить учебно-боевые задачи. Они идут в океан, чтобы настойчиво учиться военному делу, неустанно повышать свою специальную и морскую выучку. Радиограммы, поступающие из точек с самыми различными координатами, конкретны и немногословны. В них — четкие доклады о проведенных ракетных, торпедных и артиллерийских стрельбах, учениях, поисковых действиях, заходах в иностранные порты, заправках топлива на ходу... О том, что прочно вошло в наши будни».

Суровая практика дальних походов постоянно экзаменует моряков и требует от них всегда быть готовыми [167] к решительным и грамотным действиям по обеспечению безаварийного плавания.

В дальних походах иногда возникают самые неожиданные ситуации, требующие от личного состава хладнокровия, смелости, решительности. Эти качества необходимы и в море, и на стоянке в чужом порту, В жизни всегда есть место подвигу, не только на войне, но и в дни боевой учебы. Особенно это проявляется во время проведения аварийных ремонтных работ в море.

Адмирал В. Г. Новиков, подчеркивая важность высокой эксплуатационной и ремонтной подготовки наших корабельных специалистов, приводил примеры успешных действий моряков в дальних походах. Вот его рассказ: «На одном корабле в походе подплавился подшипник линии вала. Установка и подгонка новых вкладышей даже в заводских условиях требует высокой квалификации слесарей, ибо дело это достаточно сложное и тонкое. А в море, на ходу, подгонка еще более осложняется. Но целеустремленная учеба в предпоходовый период помогла корабельным специалистам справиться с этой задачей. Дали ход под одной машиной, личный состав, руководимый командиром электромеханической боевой части офицером В. Мухиным, сменил вкладыш, и корабль продолжал плавание.

На корабле, где командиром электромеханической боевой части офицер Н. Куделя, в море вышел из строя турбокомпрессор. Это ограничивало скорость хода. Положение усугублялось штормовой погодой. После вскрытия агрегата обнаружилось, что повреждено несколько рабочих лопаток на роторе. Обычно такая неисправность устраняется на судоремонтном заводе высококвалифицированными специалистами с применением сложного оборудования и последующей динамической балансировкой ротора.

Командир электромеханической боевой части и заместитель командира соединения по электромеханической части капитан 2 ранга-инженер Факторович приняли смелое техническое решение — вырубить в поврежденном ряду симметрично расположенные лопатки и проверить ротор статической балансировкой. После ремонта механизм исправно работал (с некоторым ограничением по мощности) до возвращения корабля в базу». [169]

А вот еще пример. Большой противолодочный корабль «Комсомолец Украины» выполнял учебно-боевые задачи в Средиземном море. В течение нескольких суток он почти все время ходил на повышенной скорости и успешно атаковал подводного «противника». Но вот из кормовой машины поступил доклад, что вышел из строя один из агрегатов. По инструкции ремонт этого агрегата возможен только в заводских условиях. Но ведь корабль находился в тысяче миль от родной базы. И надеяться можно было только на отличную подготовку экипажа.

Командир подразделения поручил выполнение ремонтных работ лучшим специалистам Бондарчуку и Тараненко. Но и остальные моряки отделения, которое обслуживало агрегат, включились в работу, хотя многим из них можно было отдыхать, так как через несколько часов им надлежало заступать на ходовую вахту.

Летел час за часом. Никто из работавших не обращал внимание на усталость и жару. Пот заливал глаза. Моряки помнили, что корабль в дальнем походе, вдали от родных берегов, что рядом натовские корабли и самолеты, внимательно следящие за ними. В любую минуту командир корабля должен иметь возможность дать полный ход.

Короткий отдых, и вновь Бондарчук с товарищами склоняются над разобранным агрегатом. Настойчивость и умение победили. Агрегат исправили, готовность технических средств корабля полностью восстановили. И вновь за кормой легли походные мили.

Не раз бывало, что ремонт технических средств в дальнем походе приходилось проводить в экстремальных условиях. Серьезное испытание выпало на долю специалистов электромеханической боевой части, которой руководил капитан 2 ранга Л. Сидоренко.

При переходе корабля в одном из районов Атлантики увеличился расход котельной воды. Опытные специалисты определили, что это связано с неисправностью парового котла. Командир разрешил вывести его из действия.

Не ожидая пока котел остынет, офицер С. Трепутнев и расчет котельного отделения переоделись в термостойкие костюмы и приступили к ремонту, по очереди сменяя друг друга. Несмотря на нестерпимую жару, [170] работы были выполнены безукоризненно. Корабль получил возможность вновь развить полный ход.

Интересен и такой пример мужества и самоотверженности. На корабле комплексного снабжения «Березина» в условиях полярной ночи, ограниченной видимости, непрекращающихся снежных зарядов в результате воздействия морской воды и низкой температуры воздуха произошло обледенение наружных концевых выключателей устройства для передачи грузов.

Волнение моря достигло 5 баллов. Необходимость работы на высоте при качке и слабой освещенности не остановили мичмана В. Малюкина и старшину 2-й статьи С. Прудникова. Забравшись на мачту, они в считанные минуты устранили неисправность и тем самым обеспечили бесперебойную работу передающего устройства. Сложная задача по обеспечению кораблей в море различными запасами была выполнена успешно.

В борьбе за живучесть корабля сейчас, как и в годы Великой Отечественной войны, успех во многом зависит от личной храбрости и самоотверженности моряков. Необходима психологическая готовность к подвигу. Так было 30–45 лет назад, так обстоит дело и в наши Дни.

В 1957 г. подводная лодка Черноморского флота под командованием капитана 3 ранга Р. Белозерова вела ходовые испытания. Во время срочного погружения произошло непредвиденное.

Подлодка стала проваливаться с большим дифферентом на корму. Затопило шестой и седьмой отсеки. Кормовые аварийные средства оказались поврежденными. Экипаж сохранил самообладание, принимались все меры к выравниванию дифферента, вплоть до того, что начали вручную переносить воду (ведрами, в резиновых мешках) из кормовых отсеков в носовые. Было перенесено более 10 т воды.

Из-за нехватки кислорода дышать становилось все труднее. В лодке заметно похолодало. К исходу вторых суток удалось установить связь с поверхностью. Аварийно-спасательная служба принимала необходимые меры к спасению экипажа и самой подлодки.

Водолазы через торпедные аппараты доставили подводникам резиновые мешки с теплой одеждой и металлическими патронами, в которых находилась горячая пища. Вскоре к лодке подключили шланг и подали [172] воздух высокого давления. На четвертые сутки удалось закрепить стальной трос, с помощью которого мощные морские буксиры оторвали корму лодки от илистого грунта. Мужественные действия многих членов экипажа, а также водолазов были отмечены высокими государственными наградами.

Советские подводники и сейчас в сложных аварийных ситуациях ведут себя достойно, проявляют мужество, самоотверженность, психологическую стойкость.

Подводная лодка длительное время находилась в походе. Все шло нормально, но вдруг в одном из отсеков создалась аварийная ситуация. Срочно задраили люки в водонепроницаемых переборках.

В отсеке более десяти моряков оказались в полной изоляции от товарищей. Командование отсеком принял на себя капитан-лейтенант-инженер Б. А. Поляков, секретарь партийной организации лодки. Он решил бороться до последнего, чтобы спасти остальной экипаж. Все находившиеся в отсеке моряки поддержали это решение.

20 суток в условиях жесточайшего шторма и низких температур, в кромешной тьме, по сути без воды и пищи подводники под его руководством боролись за живучесть технических средств отсека и всего корабля. Сложившуюся ситуацию даже мысленно трудно представить. И все это время Поляков воодушевлял людей личным примером, самоотверженностью и стойкостью. Моряки выстояли, выдержали все невзгоды. Мужественный, волевой офицер за совершенный подвиг получил орден Красного Знамени.

Дальние океанские плавания кораблей зачастую протекают в сложной и напряженной военно-политической обстановке. Наши моряки не раз показывали отличную морскую выучку, стойкость и преданность Родине при провокациях и вызывающих действиях, санкционированных агрессивными представителями блока НАТО.

В 1970 г. в Средиземном море в 100 милях западнее о. Крит английский авианосец «Арк Ройал» пошел на пересечение курса советского эсминца, нарушая «Международные правила предупреждения столкновения судов в море». Командир эсминца принял все меры, чтобы уклониться от удара, но это было уже невозможно. [174]

Весь экипаж эсминца проявил отвагу и хладнокровие. Каждый старался сделать все возможное для быстрой ликвидации последствия столкновения. Вахтенный механик старший лейтенант В. Любанцев вместе с матросами работали без отдыха, чтобы исправить повреждения. Мужественные и умелые действия главных старшин комсомольца Д. Козлова и коммуниста П. Сулеймы обеспечили нормальную работу двигателей. Не спасовали и молодые матросы-комсомольцы. Они не отставали от своих старших товарищей, опытных специалистов.

Неожиданное и суровое испытание выпало на долю экипажа. Матросы с благодарностью вспоминали самоотверженные действия корабельного врача лейтенанта медицинской службы Талалаева, который оказывал первую медицинскую помощь пострадавшим. Благодаря энергичным действиям офицеров, мичманов, старшин и матросов повреждения механизмов были устранены, корпус приведен в состояние, позволявшее кораблю продолжить движение, и эсминец убыл в советский порт.

К сожалению, подобные действия кораблей и самолетов стран НАТО, которые справедливо могут быть оценены как провокационные, имели место и в дальнейшем. 23 августа 1982 г. в Ионическом море палубный самолет с авианосца ВМС США «Форрестол», зайдя с кормовых курсовых углов, выпустил две осветительные ракеты и сбросил три учебные авиабомбы в четырех кабельтовых от советского тральщика с бортовым номером 912.

23 сентября 1982 г. в Балтийском море крейсер УРО ВМС США «Ярнелл» вошел в район, где советские корабли проводили учение с подводными лодками. На подаваемые предупредительные сигналы с советских кораблей крейсер не реагировал, и только после того, как на него навелась учебная торпеда, выпущенная с подводной лодки, «Ярнелл» увеличил ход и удалился. В этом случае действия командира американского корабля не только могли привести к повреждению находившихся в районе учения подводных лодок и надводных кораблей, но и создавали опасную ситуацию для собственного корабля.

Зачастую только грамотные и решительные действия членов экипажей советских кораблей предотвращали [175] аварии и повреждения в подобных обстоятельствах. Во время одного из учений на Краснознаменном Тихоокеанском флоте в непосредственной близости от эсминца «Осмотрительный» следовали корабли капиталистических стран. Им, вероятно, хотелось «проверить» степень обученности тихоокеанцев.

Сигнальщик матрос А. Абраменко заметил, что иностранный корабль начал опасный поворот и одновременно поднял флаги, означавшие «Ограничен в возможности маневрировать». Он тут же доложил об этом вахтенному офицеру. Не теряя ни секунды, офицер перевел ручку машинного телеграфа на «самый полный назад». Столкновения не произошло.

Послушный специалистам электромеханической боевой части, «Осмотрительный» погасил инерцию. Отлично действовали машинисты-турбинисты и котельные машинисты, находившиеся на вахте. Вся цепочка, от сигнальщика до маневристов, управлявших работой главных турбинных двигателей, сработала четко.

Маршрут противолодочного крейсера «Ленинград» при следовании в Индийский океан, пролегал через Красное море, где по вине империалистов сложилась напряженная военно-политическая обстановка и возникла минная опасность. На минах неизвестной конструкции подорвался ряд транспортных судов. «Борьбе за живучесть — неустанное внимание», — так заявили коммунисты крейсера на партийном собрании, проходившем в плавании.

Командование поставило задачу перед экипажем быть готовым к любой неожиданности, умело вести борьбу с огнем и водой и восстанавливать боеспособность в кратчайшие сроки. Весь период плавания моряки добивались предельной взаимозаменяемости различных звеньев главного командного пункта и пункта управления электромеханической боевой частью — поста энергетики и живучести, отрабатывали действия личного состава вахтенных смен, доводили до высочайшего уровня степень готовности средств водоотлива. В результате расчеты аварийных партий значительно повысили свою профессиональную выучку. На учениях все отвечало реальным условиям современного боя: и быстрота действий личного состава и качество отработки каждой вводной. [176]

На вахте и дежурстве

В дальних походах у корабельных механизмов и устройств, где требуется непрерывная бдительность и безотлучное пребывание на посту, несется особый вид дежурства — походная вахта. Вот когда необходима высочайшая готовность немедленно устранить возникшую неисправность в любых условиях, даже если это связано с опасностью для здоровья, если это грозит жизни вахтенного. И советские моряки неоднократно доказывали, что в любых ситуациях они верны до конца Родине, присяге.

Штормило... Огромные волны били о борт противолодочного крейсера. Шли полеты. В ночное небо поднялся очередной вертолет, экипажу которого предстояло выполнить посадку при крене палубы. Дважды палуба «оттолкнула» вертолет, но мастерство летчиков преодолело стихию: вертолет сел точно в посадочный круг. Однако случилось непредвиденное — от удара сломалась правая стойка шасси. Возник пожар...

На палубе нес службу матрос И. Павлюченко, исполнявший обязанности вахтенного пожарного. Он увидел пламя и дым. Мгновения решали все. Вахтенный бросился к системе пожаротушения и включил ее. К несчастью, горящий вертолет придавил отважного моряка... Через полторы минуты огонь был сбит. Медики сделали все, но спасти вахтенного не удалось.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил Ивана Павловича Павлюченко орденом Красной Звезды. На корабле создан уголок славы комсомольца Ивана Павлюченко.

Бдительность и самоотверженность при несении ходовой вахты — непреложный закон поведения советских моряков. Ракетный крейсер «Грозный» находился в длительном плавании. Вахту у главных двигателей нес комсомолец А. Козловский. Он внимательно следил за показаниями приборов и действовал строго по инструкции.

Корабль выполнял ответственные задачи. Весь экипаж дал слово обеспечить безаварийную эксплуатацию механизмов и систем. Молодой матрос гордился доверием командования, допустившего его к самостоятельному несению ходовой вахты. [178]

Проверяя очередной раз уровень масла в цистерне, он обнаружил небольшой перерасход, что его насторожило. Козловский доложил об этом и решил тщательно осмотреть все магистрали, переходные муфты и соединения. Опасения молодого вахтенного оказались не напрасными.

В компенсаторе системы смазки редуктора обнаружился свищ. Рядом находились горячие части газохода и, попав на них, масло могло в любой момент вспыхнуть. Матрос решительно втиснулся между раскаленным газоходом и двигателем и приступил с помощью товарищей к ликвидации утечки. Так бдительность комсомольца помогла предотвратить пожар и повреждение механизмов.

Особо бдительно несут вахту и дежурство воспитанники морских школ ДОСААФ, получившие отличную выучку и закалку еще до начала службы на флоте. Астраханская морская школа ДОСААФ гордится своим воспитанником мичманом Виктором Бескровным. Для прохождения действительной военной службы его направили на Краснознаменный Черноморский флот.

Шло время. Молодому моряку присвоили старшинское звание. В иностранном порту, неся вахту, командир отделения сигнальщиков старшина 1-й статьи Виктор Бескровный заметил, что из кузова одной машины, стоявшей на причале, вырвались языки пламени. Старшина мгновенно оценил обстановку: рядом с машиной бочки с горючим, техника, грузы, люди. Он выскочил на причал, в несколько прыжков достиг автомобиля, схватил огнетушитель и направил пенную струю в бушующее пламя.

Пожар не прекращался, огонь жег лицо и руки. Моряк не отступил, действовал мужественно, решительно и настойчиво. Взяв новый огнетушитель, он сбил пламя и тем самым предотвратил гибель людей, грузов и техники.

За мужество, проявленное в сложной обстановке, за решительные действия при тушении пожара старшина 1-й статьи Виктор Бескровный был награжден орденом Красного Знамени.

Вот еще случай, произошедший много лет назад на Краснознаменном Тихоокеанском флоте, но запомнившийся надолго, так как он наглядно показал, что на вахте нет мелочей, все важно, любое отклонение от [179] нормального состояния может привести к тяжелым последствиям.

Ночью погода ухудшилась. Вооруженный вахтенный на причале, у которого были ошвартованы ракетные катера, озабоченно наблюдал, как усиливается волнение в заливе. Катера начало раскачивать, только наличие больших плетеных кранцев между причалом и корпусами предохраняло их от повреждений.

«Надо еще раз осмотреть крепление кранцев и натяжение швартовных тросов», — подумал вахтенный матрос Семен Заровный. Он понимал, что безопасность катеров зависит сейчас, в первую очередь, от его внимательности и бдительности. Ведь на этих небольших катерах, переоборудованных из торпедных, ночью не было личного состава. Экипажи после трудного похода и ракетных стрельб отдыхали в помещении береговой базы.

Заровному вспомнились напутствия дежурного по дивизиону катеров, сказанные на разводе суточного наряда: «Предполагается ухудшение погоды. Обращаю на это особое внимание вахтенных на причале и требую от них непрерывного контроля за состоянием катеров и их швартовных устройств».

Уже перед самой сменой матрос заметил, что кормовые швартовы одного из катеров туго обтянулись. Это его насторожило. «Надо проверить, в чем дело», — подумал он и нажал кнопку вызова лиц дежурной службы. Через некоторое время к нему подошел мичман — помощник дежурного по дивизиону. Вахтенный доложил о своих наблюдениях. Мичман прошел на катер, осмотрел помещения в кормовой части и обнаружил, что в трюм моторного отсека поступает вода через свищ в корпусе приемного кингстона охлаждения двигателя, который к тому же, как выяснилось впоследствии, не был полностью закрыт молодым мотористом после возвращения катера в базу и остановки дизелей. Поступление воды в трюм привело к увеличению осадки кормой и ненормальному натяжению швартовов. Принятыми дежурной службой мерами поступление воды в отсек было прекращено, вода из трюма откачена за борт.

На следующий день командир дивизиона объявил Заровному благодарность за бдительное несение вахты и предотвращение выхода из строя материальной [180] части и поставил его отношение к службе в пример всему личному составу.

В корабельном дежурстве нет малоответственных постов. На корабле каждое лицо дежурной службы отвечает за безопасность на своем посту. Казалось бы, какая особенная бдительность и расторопность нужна дневальному по помещению? Следи за порядком и чистотой и все. Но ведь дневальный отвечает также и за соблюдение правил безопасности в районе кубрика, где он несет службу. А это уже меняет дело.

Один из кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота возвратился с учений. Личный состав занялся подготовкой материальной части к новым походам. Трюмные машинисты после обеда приступили к ремонту невозвратной захлопки на отливном патрубке водоструйного эжектора, расположенного в выгородке под носовым кубриком.

Для проведения ремонтных работ матросы вскрыли горловину, ведущую в выгородку, и сняли захлопку. Старшина поручил молодому трюмному заглушить отливной патрубок. Рабочий день заканчивался, матрос не выполнил задания полностью и решил: «Не буду устанавливать заглушку, ведь утром все равно ее снимать перед установкой захлопки на место после ремонта». В нарушение требований Корабельного устава вахтенный у вскрытой горловины выставлен не был.

К вечеру погода ухудшилась, в заливе поднялось волнение. Через несколько часов после окончания рабочего дня дневальным по носовому кубрику заступил старший матрос Сергей Горячев. Он обошел кубрик и сразу обратил внимание на открытую горловину в эжекторную выгородку. Горячев взял аккумуляторный фонарь и подошел к горловине поближе. Заглянув в выгородку, он увидел, что при ударе волны в борт через незаглушенный фланец отливного патрубка в выгородку вливается забортная вода. Сама выгородка к тому времени была уже на треть затоплена.

Дневальный немедленно доложил о попадании забортной воды внутрь корпуса дежурному по кораблю. Были приняты срочные меры, вызваны лица специального дежурства электромеханической боевой части. Фланец отливного патрубка сразу же заглушили. Через час невозвратную захлопку установили на место, водоотливной эжектор ввели в действие и выгородку осушили. [181] Так бдительность и расторопность дневального по кубрику предотвратили затопление помещения и выход из строя технических средств.

В наше время, когда корабли насыщены сложнейшей техникой, может показаться, что дежурный боцман является фигурой, так сказать, «исторической». Но это совсем не так. Оказывается, безопасность корабля во многом зависит и от него, так как он обязан руководить приемкой подходящих к кораблю плавсредств. Если дежурный боцман проявит нерасторопность и невнимательность, то подошедший буксир с баржой или танкер могут повредить борт корабля, а то и сделать в нем пробоину.

Перед выходом корабля в море дежурный боцман проверяет крепление всех грузов на верхней палубе. Безусловно, это очень важные обязанности. Море не терпит и не прощает халатности и безответственности. Ведь были случаи, когда на корабле, попавшем в шторм, ударами волн срывало грузы, закрепленные на верхней палубе, что приводило не только к потере имущества, смытого за борт, но часто и к. повреждению корабельного оборудования.

При анализе обстоятельств, приведших к потерям, всегда выяснялось, что одним из виновников происшествия являлся дежурный боцман, который нерадиво отнесся к своим обязанностям и не проверил перед выходом корабля в море состояние крепления грузов на верхней палубе.

Есть на кораблях лица дежурной службы, обязанности которых прямо и непосредственно связаны с обеспечением живучести. Это дозорные по живучести. Они контролируют соблюдение на корабле мер пожарной безопасности и обеспечения непотопляемости корпуса. Безусловно, в число таких дозорных назначают самых подготовленных, инициативных и расторопных моряков. И не раз их бдительность предотвращала серьезные аварии.

Выполняя интернациональный долг

Советские моряки не раз оказывали помощь народам развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, проявляя при этом мужество, стойкость и самоотверженность. [182]

В 1972 г. по просьбе правительства Бангладеш с Тихоокеанского флота была направлена спасательная экспедиция, которая более двух лет трудилась в этой молодой республике, очищая акваторию порта Читтагонг от невзорвавшихся снарядов, бомб, мин и затонувших кораблей.

Условия были исключительно трудными. Водолазы все время работали при сильном течении и высокой температуре воды и воздуха. Вода в гавани была мутной от большого количества ила, выносимого рекой Карнапхули. Не исключался и подрыв водолазов на минах. Но советские моряки преодолели все трудности, проявив мужество и героизм, высокую специальную подготовку, а во многих случаях и моряцкую смекалку.

В процессе выполнения всех работ пришлось использовать десятки километров стальных тросов, разрезать 1500 м стальных конструкций. Наши водолазы провели под водой при работах в порту Читтагонг более 40 000 ч. Они впервые в мировой практике разрезали более 300 м металла электрокислородным способом при полном отсутствии видимости, произвели 200 направленных взрывов, подняли со дна 26 судов.

Подвиг тихоокеанских моряков получил высокую оценку. Министр коммуникации Бангладеш, выступая на митинге, посвященном проводам экспедиции на Родину, сказал: «Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду — восстановили ворота жизни». Все участники экспедиции удостоились наград республики Бангладеш, а наиболее отличившиеся адмиралы, офицеры, мичманы, старшины и матросы были награждены орденами и медалями СССР.

Весь мир стал свидетелем подвига тихоокеанских тральщиков, которые под командованием капитана 1 ранга А. Н. Апполонова (ныне контр-адмирал) провели в 1974 г. траление мин в районе Суэцкого залива. 3 июня отряд вышел из базы Тихоокеанского флота и, пройдя около 8000 миль, 15 июля начал траление.

Военно-политическая обстановка в районе траления сложилась исключительно сложная. Провокационные действия правящих кругов Израиля создали, по существу, обстановку прифронтовой зоны. Выполнение отрядом боевой задачи осложнялось отсутствием точных данных о расположении минных полей, наличием большого [184] количества коралловых рифов, тропической жарой, накаляющей палубы и надстройки до 50...60°С, песчаными бурями, частыми штормами. Нельзя забывать, что район траления не имел необходимого навигационного оборудования. Очень трудно было обеспечить корабли достаточным количеством пресной воды.

И тем не менее траление велось с рассвета до захода солнца, а временами — круглосуточно, в любую погоду. Это действительно был массовый подвиг экипажей, проявивших стойкость, мужество и самоотверженность. Особо отличился экипаж тральщика «Сахалинский комсомолец» под командованием капитана 3 ранга Ш. Зияева. Трал этого корабля первым подсек якорную мину, комендоры расстреляли ее метким огнем.

* * *

Высокую техническую выучку и подготовку к борьбе за живучесть продемонстрировал экипаж тральщика под командованием капитана 3 ранга В. Свиридова. Во время боевого траления у борта корабля взорвалась мина. Взрывной волной контузило командира, отбросило на крыло мостика политработника старшего лейтенанта С. Михайлова. Корабль получил серьезные повреждения. Через 13 пробоин в румпельное, в оба машинные отделения, в топливные цистерны хлынула вода. Всего внутрь корпуса ее поступило около 100 т. Полностью вышло из строя электрооборудование, навигационные и радиотехнические средства, рулевое управление, получили повреждения отдельные трубопроводы.

Но экипаж корабля не дрогнул, все стойко и мужественно боролись за живучесть. Котельный машинист матрос Ю. Миронов, находившийся в момент взрыва на вахте, обнаружил, что вода поступает через топливную цистерну. И он совершил немыслимое — нырнул под слой топлива, на глубине полтора метра ниже ватерлинии нашел в полной темноте три пробоины и мастерски заделал их, забив в отверстия деревянные пробки.

Этот самоотверженный поступок Юрий Миронов совершил не случайно. В его действиях проявилась идейная убежденность, отличная физическая подготовка, прекрасное знание устройства корабля и своей специальности. Недаром отличник боевой и политической подготовки Миронов был специалистом 1-го класса по [186] основной специальности котельного машиниста и специалистом 2-го класса по смежной специальности.

Решительно грамотно действовали в сложной обстановке борьбы за живучесть корабля командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант В. Симонов и его подчиненные. За 10 суток непрерывной работы была полностью восстановлена боеспособность корабля.

Более 17000 миль прошли тральщики Краснознаменного Тихоокеанского флота с тралами в Суэцком заливе. Моряки отряда стремились в кратчайшие сроки выполнить ответственное правительственное задание. Отряд «пропахал» район 21 раз. Минные поля площадью 1250 квадратных миль были ликвидированы. 11 ноября тральщик под командованием капитана 3 ранга В. Тихонова сделал последний галс. Задание Родины тихоокеанцы выполнили с честью.

При проведении боевого траления в Суэцком заливе там находились также черноморские корабли — противолодочный крейсер «Ленинград» и большой противолодочный корабль «Скорый».

Самоотверженно действовал личный состав электромеханической боевой части корабля, командиром которой был капитан 2 ранга Н. П. Куделя.

От близкого взрыва в котельном отделении корабля на одном из паропроводов вырвало штуцерное соединение. Струя перегретого пара, прорвав изоляционное покрытие паропровода, ударила буквально в полуметре от вахтенного старшего матроса Н. Ковалева.

Помещение сразу наполнилось паром, стало трудно дышать. Первой мыслью Ковалева было не допустить повреждения котельной автоматики питания и горения, прикрыть ее и обеспечить нормальную работу котла и подачу пара на турбины. Котельный машинист не покинул вахты, пока не устранил неисправность паропровода. Только тогда он передал вахту товарищу. Благодаря хладнокровию и самоотверженности Ковалева корабль ни на минуту не терял заданного хода.

Работа по разминированию проводилась в условиях непривычного жаркого климата. Температура забортной воды поднималась до 35 °С, а температура воздуха постоянно держалась 40...45°С. Так сказывалось близкое соседство аравийских и африканских пустынь. Холодильные машины корабля работали на пределе [187] возможностей. Вот здесь-то и потребовалось отличное знание устройства и использования корабельной техники и мастерство личного состава. Особенно отличились командир дивизиона живучести и его подчиненные — трюмные машинисты, которые обеспечили длительную эффективную работу холодильной системы.

Командиру электромеханической боевой части в этом трудном плавании не раз приходилось решать сложные проблемы, которые ставила сама жизнь.

В патрубке, по которому в холодильные машины поступала забортная вода для прокачки конденсаторов, образовался свищ. Его следовало заделать, но патрубок находился в топливной цистерне для мазута. Под руководством командира боевой части командир отделения котельных машинистов старшина 2-й статьи Н. Яровой справился с этим трудным заданием. Он спустился в цистерну, частично заполненную мазутом, пробрался к месту установки патрубка и в полной темноте заделал свищ.

Офицера Н. П. Куделю характеризует также личная смелость и решительность. Однажды, когда корабль находился в ремонте, рядом с ним у причала вели работы водолазы. На рассвете матрос разбудил только что уснувшего после ночной проверки службы Н. П. Куделю. Он доложил, что рядом с кораблем под водой придавило водолаза. Схватив на ходу легководолазное снаряжение, офицер выскочил на пирс, быстро надел костюм, включился в аппарат и погрузился в воду.

В мутной воде он разглядел, что водолаза придавило бетонным блоком. Офицер поднялся наверх. Недалеко стоял подъемный кран, но не было крановщика. Н. П. Куделя сам сел у пульта управления краном и взялся за рычаги включения силовых электродвигателей крана. Водолазы завели стропы, и он осторожно поднял бетонный блок из воды. Впоследствии офицер был награжден медалью «За спасение утопающих».

Работа экипажей кораблей Краснознаменных Тихоокеанского и Черноморского флотов получила высокую оценку на Всеармейском совещании идеологических работников. Там было отмечено, что разминирование Суэцкого залива стало настоящим испытанием «на мужество, боевую выучку, выносливость. Советские моряки с честью выдержали это испытание, показали высокую моральную стойкость и выдержку в критические [188] моменты, неоднократно возникавшие в ходе боевого траления».

А в 1975 г. образцы отваги и стойкости тихоокеанцы продемонстрировали вновь. 11 февраля крейсер «Дмитрий Пожарский», выполнявший учебно-боевые задачи в Индийском океане, получил приказ идти к острову Маврикий. Остров пострадал от тропического циклона «Жервез». Вышли из строя линии электропередачи и телефонной связи, нарушились водоснабжение и канализация, тысячи жителей остались без крова.

Тихоокеанцы продолжили благородную традицию русских моряков: всегда первыми прийти на помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Весь мир был свидетелем гуманности, бескорыстия и великодушия русских моряков еще в начале века в 1908 г., когда моряки с линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», крейсеров «Богатырь» и «Адмирал Макаров», канонерских лодок «Гиляк» и «Кореец» первыми пришли на помощь жителям пострадавшего от землетрясения сицилийского города Мессина.

Теперь же 12 суток работали тихоокеанцы в различных местах острова, повсеместно вызывая восхищение у местных жителей своей самоотверженностью. Они восстановили 132 км линии электропередачи, подключили к электросети сотни домов, ввели в строй телефонную связь, отремонтировали госпиталь, выполнили много других восстановительных работ, заслужив всем этим любовь и признательность маврикийцев.

Всегда и во всех случаях советские моряки проявляют чудеса мужества и самоотверженности при оказании помощи терпящим бедствие кораблям и судам. Вот один характерный пример. На югославском торговом судне при входе на Мурманский рейд возник пожар. На помощь терпящему бедствие транспорту вышло океанское спасательное судно «Памир» Краснознаменного Северного флота.

Обстановка осложнилась тем, что иностранные моряки, покидая судно, не успели загерметизировать переборки, люки и двери. На транспорте обнаружили баллоны со сжатым воздухом и емкости с бензином. Стоило спасателям проявить нерешительность, замешкаться только на минуту, взрыв стал бы неизбежен.

Но на «Памире» экипаж натренирован и дисциплинирован. Все учебно-боевые задачи, связанные с борьбой [189] за живучесть, успешно отработаны во время пребывания в базе и в период морских походов. Важно, что отработка действий экипажа шла без послабления и упрощений.

Более 10 часов аварийно-спасательные группы, сменяя друг друга, вели бой с огнем. Мастерство, сноровка, самоотверженность победили. Пожар на борту иностранного судна был ликвидирован.

Мужество и отвагу проявили советские моряки танкера «Луганск», доставляя нефть в никарагуанский порт Сандино.

20 марта 1984 г. рейс подходил к концу. За кормой остались тысячи миль перехода из Одессы к берегам Никарагуа. Позади штормовые ночи, опасные проливы, плавание на виду у военных кораблей США, проявлявших назойливый интерес к советскому судну.

Приняты на борт лоцман и никарагуанские таможенники. Судно начало маневр для захода в порт. По трансляции прозвучал голос старшего помощника капитана: «Боцману — на бак! Палубной команде занять места по швартовному расписанию!». Незамедлительно прибыла баковая группа во главе с третьим помощником капитана.

В 22.52 по московскому времени над морем прозвучал взрыв. Танкер подорвался на мине, поставленной наймитами американских империалистов. Вода стала быстро поступать в помповое отделение. Вышли из строя носовая станция пенотушения, пожарные извещатели, получила повреждение бункеровочная магистраль.

Чудом удалось избежать взрыва нефти, ведь ее на борту было более 34 000 т. Судно спасло только то, что взрыв произошел вдали от танков с горючим. Немаловажную роль в предотвращении взрыва сыграло также тщательное соблюдение на танкере правил безопасности: все грузовые отсеки были надежно загерметизированы, пары топлива не «гуляли» над палубой.

Весь экипаж встретил беду достойно, действовал смело, решительно и грамотно. Четыре моряка получили при взрыве ранения, двоих из них пришлось для оказания квалифицированной медицинской помощи доставить в береговую больницу.

Под руководством капитана А. Азова экипаж самоотверженно боролся за спасение танкера. Находившиеся поблизости советские суда «Полесск» и «Илья Ульянов» [190] сразу же предложили свою помощь «Луганску». Но луганцы заверили, что сумеют справиться с последствиями подрыва на мине самостоятельно. И все же не просто было прекратить водотечность. Взрывной волной сорвало с фундамента и повредило пожарный и осушительный насосы, работа которых в первую очередь необходима при борьбе за живучесть. От взрыва деформировались водонепроницаемые переборки танков, разрушились некоторые трубопроводы.

Но экипаж вышел победителем в борьбе за живучесть. Поступление воды внутрь корпуса было везде ликвидировано, носовое помповое отделение осушено, отремонтированы швартовные лебедки и насосы. Команда танкера стремилась не только спасти судно, но и предотвратить разлив нефти, который имел бы катастрофические последствия для всего побережья.

В порту Сандино создали специальную комиссию по расследованию этой диверсии. Ее возглавил заместитель начальника Главного управления безопасности Никарагуа. Было точно установлено, что ответственность за этот беспримерный акт государственного терроризма несут правящие круги США, которые вооружают и снабжают никарагуанских «контрас».

Завершив ремонт, «Луганск» снялся в обратный путь. Танкер благополучно прошел Панамский канал, Карибское море, Атлантику. Отважный экипаж торжественно встретил родной Новороссийск. И в этот раз мужество, стойкость и выучка советских моряков достойно противостояли провокациям и диверсиям врагов.

Дальше