Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Примечания

{1} ЦГА ВМФ, ф. 807, оп. 1, д, 58, л. 265.
{2} И. Ф. Александровский назвал изобретенный им снаряд торпедой, именно так после второй мировой войны и стала называться самодвижущаяся мина.
{3} Цит. по кн.: Лупач В. В. Русский флот — колыбель величайших открытий и изобретений. М., Изд-во ДОСААФ, 1952, с. 119.
{4} Первые миноносцы этого типа, как правило, имели названия, но впоследствии в связи с ростом их числа названия были заменены номерами.
{5} Название «эскадренный миноносец» в России официально установилось только после русско-японской войны, в 1907 г. До этого минные корабли этого класса именовались миноносцами или минными крейсерами.
{6} «Ласточка» (бывш. яхта «Каролина») в 1919 г. была зачислена в состав отряда миноносцев Волжской военной флотилии.
{7} В русском флоте водотрубные котлы были впервые установлены на «номерных» миноносцах (№ 270—273), построенных в 1895—1896 гг., а также на эсминцах 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр и на миноносцах, построенных на добровольные пожертвования.
{8} В русском флоте на жидкое топливо в 1897—1900 гг. было переведена 20 эсминцев.
{9} Цит. по кн.: Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906—1914 гг.). М., Наука, 1968, с. 59.
{10} Американский политический и военный деятель контр-адмирал А. Мэхен изложил свои взгляды на способы использования флота в войне на море в работах «Влияние морской силы на историю» (1890) и «Влияние морской силы на Французскую революцию» (1892), а английский военный идеолог вице-адмирал Ф. Коломб — в книге «Морская война, ее основные принципы и опыт» (1891). Они обосновали теорию «морской силы» и тезис о «господстве на море», под которым понимали полное устранение неприятельского флота в генеральном сражении линейных кораблей. Эта теория, оправдывавшая агрессивные цели империализма, была официальной морской доктриной США и Англии, вплоть до второй мировой войны.
{11} Так раньше называлось оперативно-тактическое задание.
{12} Впоследствии, когда на Обуховском заводе была создана 4-дюймовая (102-миллиметровая) пушка, они были заменены новейшими орудиями.
{13} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 45, л. 7; д. 1759, л. 53—57, 66—87.
{14} Полностью эта должность именовалась так: главный инспектор кораблестроения — начальник кораблестроительного отдела.
{15} В 1908 г. вышел в свет классический труд А. Н. Крылова «Теория корабля», в котором автор обобщил все гидродинамические разделы основ современного кораблестроения. В этот же период И. Г. Бубновым были разработаны основы строительной механики корабля, теория пластин и нормы допускаемых напряжений в конструкциях корпуса корабля.
{16} Продольная система набора корпуса корабля за границей известна как «русская система набора».
{17} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 1—6.
{18} Миноносец «Коссак» показал на испытаниях скорость 33 уз при мощности двигателей 14250 л. с. и водоизмещении 800 т.
{19} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1758, л. 7.
{20} Там же, д. 1759, л. 23.
{21} Там же, л. 23, 26.
{22} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 199.
{23} Там же, л. 139—143.
{24} Там же, л. 139—143.
{25} Там же, л. 117—122.
{26} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 117—122.
{27} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 33—46, 187—197, 202—212.
{28} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 248—249.
{29} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 304—308.
{30} Там же, л. 269—270, 271—278.
{31} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 266—268.
{32} Там же, л. 354—358.
{33} Там же, л. 402—409.
{34} Там же, д. 1859, л. 2—4.
{35} Там же, л. 1.
{36} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 397, 405, 410, 415.
{37} Там же, д. 1859, л. 6, 10.
{38} Там же, л. 53.
{39} Там же, д. 1899, л. 3—4.
{40} ЦГА ШФ, ф. 421, оп. 1, д. 1899, л. 5—6; АЕГ — Algemaine Elektrlsche Geselschaft — Всеобщая электрическая компания.
{41} ЦГА ВМФ, Ф. 421, оп. 1, д. 1899, л. 19—20.
{42} Там же, д. 1859, л. 152—158, 185—186.
{43} Там же, д. 1899, л. 97—116.
{44} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 73, л, 2.
{45} Годовой отчет (6/II 1904—6/II 1905 гг.) высочайше учрежденного особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. СПБ, 1905 г. — В кн. Бубнов И. Г. Избр. труды. Л., Судпромгиз, 1956, с. 412.
{46} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 11, л. 12—14.
{47} Там же, л. 115—116.
{48} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 45, л. 7.
{49} Там же, д. 1759, л. 1—4.
{50} Там же, д. 45, л. 9—12.
{51} Там же, д. 1759, л. 199.
{52} Там же, д. 45, л. 2—4.
{53} ЦГА ВМФ, Договор и спецификация на постройку минного крейсера со скоростью 36 узлов.
{54} Функции его как строителя корабля носили чисто административный характер, что подтверждается рядом подписанных им официальных документов, хранящихся в ЦГА ВМФ СССР.
{55} ЦГА ВМФ, ф. 227, оп. 1, д. 302, л. 79.
{56} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 364—369.
{57} ЦГА ВМФ, ф. 227, оп. 1, д, 302, л. 225, 258.
{58} Д. Н. Вердеревский (1873—1946) командовал эскадренными миноносцами «Генерал Кондратенко» и «Новик», крейсерами «Адмирал Макаров» и «Богатырь», 1-й бригадой крейсеров, дивизией подводных лодок, 1-й бригадой линейных кораблей. За боевые заслуги в первой мировой войне награжден георгиевским оружием и несколькими орденами. В 1916 г. произведен в контр-адмиралы. После Февральской революции 1917 г. назначен начальником штаба командующего флотом Балтийского моря, а затем морским министром Временного правительства. После Великой Октябрьской социалистической революции эмигрировал во Францию и жил в Париже. В период Великой Отечественной войны участвовал в движении эмигрантских деятелей против фашистской Германии. После окончания войны подал заявление о своем желании получить советское гражданство и вернуться на родину, но выехать не успел — помешала смерть в 1946 г. — ЦГА ВМФ, ф. 405, оп. 9, д. 568, л. 25—27.
{59} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 3, д. 21, л. 24.
{60} Воздушный компрессор высокого давления.
{61} Первоначально в спецификации на постройку в качестве вооружения указывались 105-миллиметровые орудия, но на «Новике» они никогда не устанавливались. По-видимому, это потребовалось лишь для резервирования веса и габаритов, поскольку технические данные новых 102-миллиметровых орудий Обуховского завода еще не были окончательно определены.
{62} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4223, л. 2, 3, 5.
{63} В 1911 г. МТК был ликвидирован, его отделы вошли в состав реорганизованного Главного управления кораблестроения (ГУК).
{64} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4013, л. 264, 293, 294.
{65} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 104, л. 77, 78.
{66} Там же, оп. 4, д. 43, л. 89—93.
{67} Там же, ф. 417, оп. 1, д. 4223, л. 10, 11.
{68} Там же, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 79.
{69} Там же, ф. 417, оп. 1, д. 4223, л. 9.
{70} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4013, л. 13.
{71} Там же, ф. 406, оп. 9, д. 508, л. 25—37.
{72} Там же, ф. 401, оп. 4, д. 48, л. 105.
{73} Указанную скорость и соответствующую ей мощность механизмов эсминцев развил в течение непродолжительного времени, комиссия опасалась выхода из строя котельной установки при ее предельной форсировке.
{74} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 106.
{75} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 104, л. 1, 4.
{76} Там же, оп. 1, д. 700, л. 19—20.
{77} Там же, оп. 3, д. 21, л. 31, 32.
{78} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 3, д. 21, л. 51—53.
{79} Там же, ф. 417, оп. 1, д. 423, л. 19.
{80} Там же, л. 21—23.
{81} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 423, л. 41.
{82} Там же, д. 4286, л. 5.
{83} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки. М., Изд-во АН СССР, 1956, с. 213—214.
{84} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки, с. 214.
{85} Вопрос об установке цистерн Фрама на других эсминцах типа «Новик» отпал в результате некоторого изменения главных размерений этих кораблей, и в частности увеличения осадки, что позволило уменьшить метацентрическую высоту до 0,6—0,7 м и сделать качку более умеренной. Тем не менее установка цистерн Фрама на балтийских эсминцах в связи с более критичными параметрами волны на Балтийском море обсуждалась в ГУКе, но не была принята из-за резкого удорожания строительства кораблей.
{86} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4286, л. 30, 32.
{87} Там же, л. 14.
{88} Там же, л. 16, 38, 85—87.
{89} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4286, л. 20.
{90} Там же, л. 36.
{91} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4286, л. 52—55.
{92} Там же, д. 235, л. 4—5.
{93} Там же, оп. 4, л. 219, л. 8; оп. 1, д. 4286, л. 4—5.
{94} Там же, оп. 1, д. 4286, л. 80.
{95} ЦГА ВМФ, Договор и спецификация на постройку минного крейсера со скоростью 36 узлов.
{96} Винтер В. А. Описание механизмов эскадренного миноносца «Новик». Кронштадт, 1914, с. 102.
{97} ЦГА ВМФ, ф. 401, on. 1, д. 377, л. 9—10.
{98} ЦГА ВМФ, ф, 417, оп. 1. д. 4286, л. 81, 91.
{99} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 44, 45, 47, 49, 61.
{100} Там же, оп. 2, д. 104, л. 115—118.
{101} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 104, л. 103—104.
{102} Там же, л. 84.
{103} 3 марта 1900 г. А. А. Реммерт, тогда лейтенант, находился на о. Acne, в 30 милях от о. Гогланд, и принял первую радиограмму по беспроволочному телеграфу с аппаратами А. С. Попова при снятии с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин».
{104} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 9, 11, 16.
{105} Там же, оп. 3, д. 168, л. 59—62.
{106} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 6, д. 1389, л. 7, 21.
{107} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 6, 15, 23.
{108} Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906—1914 гг.), с. 243.
{109} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп, 1, д. 71, л. 145—150; д. 74, л. 30—40; д. 75, л. 21—25.
{110} Там же, ф. 425, оп. 1, д. 1, л. 52.
{111} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 73, л. 35.
{112} Там же, л. 26.
{113} Там же, д. 73, л. 26; д. 332, л. 121—122.
{114} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 73, л. 35.
{115} Там же, д. 71, л. 145—150.
{116} ЦГА ВМФ, ф. 401, д. 73, л. 50.
{117} Там же, л. 72.
{118} Там же, оп. 1, д. 73, л. 60, 72.
{119} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 73, л. 114.
{120} Там же, д. 332, л. 97—108.
{121} Там же, л. 97—108, 121—122.
{122} Там же, оп. 1, д. 73, л. 125.
{123} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 332, л. 121—122.
{124} Там же, д. 253, л. 151—162.
{125} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 15.
{126} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 15.
{127} Там же.
{128} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 2—4.
{129} Там же, д. 76, л 1—3.
{130} Там же, л. 14—15.
{131} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 41.
{132} Там же, д. 76, л. 1—3.
{133} Там же, л. 5—6.
{134} Там же, д. 227, л. 167—168.
{135} Там же, д. 76, л. 14—15.
{136} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 75, л. 108.
{137} Там же, д. 74, л. 45—47.
{138} Там же, д. 227, л. 108.
{139} ЦГА ВМФ, ф 401, оп. 1, д. 332, л. 97—108.
{140} Там же, л. 121—122.
{141} ЦГА ВМФ, ф. 401. оп. 1, д. 332, л. 156, 158.
{142} Там же, л. 159, 170.
{143} Там же. л. 197.
{144} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 74, л. 45—47.
{145} Там же, д. 332, л. 1, 7, 49.
{146} Там же, л. 97—108.
{147} Эта скорость была критической для глубины 20 м; для преодоления ее эсминцу потребовалось бы развить мощность 33 тыс. л. с., т. е. больше контрактной.
{148} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки, с. 618—620.
{149} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1950, л. 9—12, 10—17.
{150} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 229, л. 2—3.
{151} Там же, д. 71, л. 10—17.
{152} Там же, л. 114—115.
{153} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1. д. 71, л. 143—144, 240—241.
{154} Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906—1914 гг.), с. 238—239.
{155} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 71, л. 240—241.
{156} Там же, л. 205—206.
{157} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 71, л. 207—208, 288—289.
{158} Там же, оп. 6, л. 69—72, 74—75.
{159} Там же, оп. 1, д. 236, л, 67.
{160} Записка о принятых Компанией Санкт-Петербургского Металлического завода мерах к постановке дела судостроения. СПб., 1912 (Фонды ЦВМБ).
{161} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки, с. 250.
{162} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 53—57.
{163} ЦГА. ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 220, 228.
{164} Там же, л. 144.
{165} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 223, л. 59.
{166} Там же, л. 4.
{167} Там же, л. 20, 64.
{168} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 233 л. 41.
{169} Там же, л. 15—16.
{170} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 233, л. 21.
{171} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 233, л. 47.
{172} ЦГА ВМФ, д. 401, оп. 1, д. 575, л. 2—15.
{173} Там же, д. 229, л. 15, 17, 25, 27, 29, 37.
{174} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 154—172.
{175} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 253, л. 203.
{176} Там же, д. 211, л. 105.
{177} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 231, л. 97, 100, 134, 163; д. 233, л. 23.
{178} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 6, д. 382; оп. 1, д. 23, л. 47, 185.
{179} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 149, 164—172.
{180} Там же, л. 53—57.
{181} И. С. Исаков (1894—1967) — видный советский военачальник, адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза, член-корреспондент АН СССР. Занимал ряд ответственных постов: командующего Балтийским флотом, начальника Главного штаба и заместителя главнокомандующего; Военно-Морского Флота, генерального инспектора Министерства обороны СССР.
{182} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 235.
{183} Там же, л. 239.
{184} Там же, оп. 6, д. 253, л. 203.
{185} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 219.
{186} Там же, л.197аиб.
{187} Там же, л.194, 195, 198.
{188} Там же, л.200—201; ф.876, оп.102, д.А-12 (колл. черт.).
{189} ЦГА ВМФ, ф.479, оп.1, Д.253, л.138—142.
{190} Окончательный вариант перевооружения эсминцев типа «Гогланд» выполнен Металлическим заводом при разработке проекта эсминца-тральщика.
{191} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 3, д. 286, 600.
{192} Там же, д. 725.
{193} Там же, д. 558.
{194} Там же, д. 612, л. 1, 2.
{195} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 329, л. 338—340.
{196} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 295.
{197} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 748, л. 1—20; оп. 3, д. 914, л. 10—15.
{198} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 320, л. 37—44, 61—62.
{199} Там же, л. 72—75.
{200} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 37—44.
{201} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 233.
{202} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 17, 106.
{203} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 85, 115.
{204} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 56—57, 160.
{205} Там же, д. 229, л. 4—6.
{206} С началом войны крейсера «Адмирал Невельской» и «Муравьев-Амурский» были реквизированы германским правительством и достраивались под новыми названиями «Эльбинг» и «Пиллау».
{207} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 148.
{208} Там же, оп. 6, д. 699, л. 1—25.
{209} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 149.
{210} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 857, л. 15—20.
{211} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 200—201.
{212} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 200—201.
{213} Там же, л. 73, 98, 132—134.
{214} Там же, л. 73, 98, 132—134; Флот в первой мировой войне/Под ред. Проф. И. С. Исакова, Т. 1. М., Воениздат, 1964, с. 323—324.
{215} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 53—69.
{216} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 126.
{217} Все корабли этой серии названы в честь побед русского флота 1790 и 1799 гг. под руководством адмирала Ф. Ф. Ушакова, поэтому она получила название «Ушаковской», а дивизион, сформированный из этих кораблей, — «Памяти адмирала Ф Ф. Ушакова».
{218} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 126.
{219} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 97—98.
{220} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 173—177.
{221} Получила такое название лишь потому, что эсминцы должны были строить фактически по тому же проекту, что и эсминцы первой Ушаковской серии. Названия им не присваивали.
{222} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 137.
{223} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 236.
{224} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 756 и оп. 6, д. 1303.
{225} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 132, 134.
{226} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 1.
{227} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 146, л. 1—40.
{228} Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 90.
{229} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 970, л. 27.
{230} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 970, л. 46.
{231} Там же, д. 286, л. 4.
{232} ЦВММ, рукописный фонд, № 6/3324, с. 34.
{233} Боевая летопись русского флота. М., Воениздат» 1948, с. 365.
{234} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 314, л. 46.
{235} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 314, л. 68.
{236} Фирле Р. Война на Балтийском море, т. 1. М., Воениздат, 1937, с. 316.
{237} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 1197, л. 9—11.
{238} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 357, л. 3.
{239} Год их вступления в строй — 1914, водоизмещение — 1313 т, скорость — 37 уз, дальность плавания — 2250 миль при скорости 20 уз, артиллерия — три 105-миллиметровых орудия, шесть торпедных аппаратов калибром 500 мм.
{240} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 465, л. 58—59.
{241} ЦВММ, рукописный фонд, р/3324, с. 121.
{242} Там же, р/3323, с. 135.
{243} ЦВММ, рукописный фонд, р/3323, с. 135.
{244} Там же, р/3324, с. 168.
{245} Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914—1917 гг. М, Военмориздат, 1939, с. 369.
{246} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп, 1, д. 465, л, 122—123.
{247} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. l, д. 465, л. 117—118.
{248} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 519, л. 57.
{249} Пузыревский К. П. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Л., Судпромгиз, 1940, с. 295.
{250} ЦГА ВМФ, ф. 716, оп. 1, д. 9, л. 18.
{251} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 590, л. 148.
{252} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 535, л. 27—28.
{253} Лорей Г. Операции германо-турецких морских сил в 1914—1918 гг, М., Военмориздат, 1934, с. 169—170.
{254} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1г д. 1242, л. 49.
{255} Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 209.
{256} ЦВММ, рукописный фонд, р/3324, с. 174.
{257} Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 212.
{258} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 828, л. 58.
{259} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 328, л. 66.
{260} Там же, л. 78 об.
{261} Там же, д. 265, л. 130.
{262} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 877, л. 61.
{263} Морской атлас, т. III, ч. 1. Описания к картам. М., Изд-во ГШ ВМФ, 1959, с. 811; Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 412.
{264} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 837, л. 1, 2.
{265} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1. д. 965, л. 24—25.
{266} Там же, л. 1—20.
{267} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 965, л. 38, 47.
{268} Там же, д. 575, л. 7, 10.
{269} Небольшое парусное судно, предназначенное для перевозки грузов и людей.
{270} Лорей Г, Операции германо-турецких морских сил в 1914—1918 гг., с. 367.
{271} Цит. по кн.: Измайлов Н. Ф., Пухов А. С. Центробалт. М., Воениздат, 1963, с. 33.
{272} ЦГА ВМФ, ф. р-95, д. 27, л. 2; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. М., Воениздат, 1974, с. 40.
{273} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 348.
{274} Морской атлас, т. III, ч. 1. Описания к картам, с. 827—828.
{275} К марту 1917 г. минная дивизия Балтийского флота (начальник контрадмирал М. А. Кедров) насчитывала в своем составе 14 эсминцев нового типа. Они были сведены в три дивизиона под командованием капитанов 1 ранга П. В. Вилькена, А. В. Развозова и К. В. Шевелева (1-й дивизион: «Победитель», «Гром», «Орфей», «Забияка»; 2-й дивизион: «Десна», «Летун», «Самсон», «Азард», «Капитан 2 ранга Изыльметьев»; 3-й дивизион: «Автроил», «Изяслав», «Гавриил», «Константин»). Начальник дивизии держал свой флаг, на «Новике».
{276} ЦГА ВМФ, ф. р-95, оп. 1, д. 16, л. 34.
{277} ЦГА ВМФ, д. р-395, оп. 1, д. 6. л. 5—6.
{278} ЦГА ВМФ, ф. р-342, оп. 2, д. 125, л. 178—180.
{279} ЦГА ВМФ, ф. р-342, оп. 2, д. 125, л. 186—188.
{280} Цит. по кн.: Пухов А. С. Моонзундское сражение. Лениздат, 1957, с. 68—69.
{281} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 390.
{282} ЦГА ВМФ, ф. 481, оп. 1, д. 78, л. 308.
{283} Там же, ф. р-92, оп. l, д. 109, л. 258.
{284} Там же, л. 265.
{285} ЦГА ВМФ, ф. р-95, оп. 1, д. 29, л. 95.
{286} Там же, ф. 870, оп. 6, д. 84, л. 69 об.
{287} Ленин В, И. Полн, собр. соч., т. 35, с 450.
{288} Мордвинов Р. Н. Курсом «Авроры». М., Воениздат, 1962, с. 84—85.
{289} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 132, л. 51.
{290} ЦГА ВМФ, ф. р-96, оп, 1, д. 6, л. 5.
{291} Тюрин В. М., Яковлев И. И. Ледовая одиссеи Балтфлота. М., Политиздат, 1976, с. 82—83.
{292} ЦГА ВМФ, ф. р-2, оп. 1, д. 276, л. 13—14.
{293} Военно-исторический журнал, 1963, № 2, с. 124—125.
{294} Центральный военно-морской архив, ф. 2, оп. 38, д. 25, л. 34—35.
{295} ЦГА ВМФ, ф. р-55, оп. 1, д. 1, л. 7.
{296} Там же, ф. р-181, оп. 1, д. 43, л. 225.
{297} Буржуазно-националистический орган власти на Украине в 1917—1918 гг.
{298} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 1—2.
{299} Там же, ф. р-342, оп. 1, д. 146, л. 177—178.
{300} Моряки за власть Советов на Украине. (Сб. документов). Киев, Изд-во АН УССР, 1963, документ № 120, с. 129.
{301} ЦГА ВМФ, ф. р-342, оп. 1, д. 146, л. 169.
{302} Там же, л. 177—178.
{303} ЦГА ВМФ, ф. 2, оп. 1, д. 5084, л. 1—2.
{304} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 50, с. 81.
{305} Контр-адмирал М. П. Саблин, избранный на должность командующего флотом при поддержке меньшевиков и эсеров, выехал в Москву для доклада СНК о переводе флота в Новороссийск, а на обратном пути бежал к Деникину. В 1919 г. он командовал Черноморским флотом белогвардейцев. — Моряки за власть Советов на Украине: (Сб. документов), с. 599.
{306} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 708.
{307} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 6, 7.
{308} Герои и подвиги. Кн. пятая. М., Воениздат, 1968, с. 75—79.
{309} Эсминец унаследовал имя миноносца, геройски погибшего в Цусимском бою с отрядом японских кораблей.
{310} Герои и подвиги. Кн. пятая, с. 80.
{311} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 8.
{312} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 9.
{313} Там же.
{314} Кукель (Кукель-Краевский) Владимир Андреевич (1885—1940) после потопления «Керчи» принимал активное участие в боевых действиях флотилии Астраханского края. В начале февраля 1919 г. переведен на Балтийский флот и назначен командиром крейсера «Богатырь». В июне 1919 г. назначен начальником штаба морских сил Каспийского моря и Азербайджанского флота. За умелое руководство операцией по освобождению форта Александровского награжден орденом Красного Знамени. В июле 1920 г. назначен начальником штаба Балтийского флота. В 1920—1923 гг. занимал различные командные должности в Балтийском флоте. После увольнения в 1923 г. с военно-морской службы и до 1937 г. был на ответственных должностях в Народном комиссариате по морским делам и в судостроительной промышленности.
{315} ЦГА ВМФ, ф. р-1, оп. 3, д. 755, л. 10—11.
{316} Гражданская война, т. 3. М., Изд. Морской истор. комиссии, 1925, с. 95.
{317} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 402.
{318} ЦГА ВМФ, ф. р-55, оп. 1, д. 54, л. 59—60.
{319} В конце декабря 1918 г. эсминцы «Автроил» и «Спартак» (бывш. «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай») совершили разведывательный рейс в ревельскую гавань. На обратном пути они попали в плен к интервентам. С 1919 по 1933 г. эти корабли находились в составе эстонского флота и назывались «Вамбола» («Спартак») и «Леннук» («Автроил»). В 1933 г. они были проданы.
{320} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 158, л. 70.
{321} ЦГА ВМФ, ф. р-1, оп. 3, д. 65, л. 6.
{322} Там же, ф. р-307, оп. 1, д. 14, л. 20—21.
{323} Там же, ф. р-92, оп 1, д. 158, л. 36.
{324} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 445, л. 29.
{325} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 158, л. 277.
{326} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 2. д. 47, л. 76.
{327} Там же, оп. 1, д. 158, л. 415.
{328} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 231.
{329} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 227, л. 240.
{330} Там же.
{331} Военно-исторический журнал, 1966, № 9, с. 116.
{332} ЦГА ВМФ, ф. р-307, оп. 1, д. 39, л. 4.
{333} ЦГА ВМФ, Приказы по флоту Балтийского моря за 1919 г., № 740.
{334} Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой. Калининград, Книжное изд-во, 1972, с. 10.
{335} Эсминец «Мечислав», строившийся на Адмиралтейском заводе, «Ф. Стратилат» и «Брячислав», строившиеся на Путиловской верфи, были законсервированы.
{336} Эсминец «Капитан Белли» назван в честь предка В. А. Белли Г. Г. Белли, который в 1799 г. вместе с небольшим десантным отрядом участвовал в штурме столицы Неаполитанского королевства — Неаполя.
{337} Цит. по кн.: Гриншин Д. И. Военная деятельность В. И. Ленина. М., Воениздат, 1960, с. 384.
{338} КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 7-е. М., Госполитиздат, 1953, ч. I, с. 571.
{339} Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5-ти т; М., Политиздат, 1967, т. 1, с. 248.
{340} Балтийский флот: Исторический очерк. М., Воениздат, 1960, с. 222.
{341} ЦГА ВМФ, ф. р-206, оп. 1, д. 73, л. 4.
{342} Фрунзе М. В. Избр. произв. Т. 2. М., Воениздат, 1957, с. 391—392.
{343} В декабре 1940 г. «Яков Свердлов» закончил последний ремонт. При этом он был существенно приближен к первоначальному проекту, так как функции штабного корабля с него были сняты.
{344} Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М., Воениздат, 1978, с. 171.
{345} Из южных судостроительных заводов на постройке и ремонте военных кораблей специализировались «Наваль — Руссуд» и завод Севастопольского Адмиралтейства.
{346} В 1932—1937 гг. на этом заводе прошли капитальный ремонт эсминцы «Петровский», «Незаможник» и «Фрунзе».
{347} ЦГА ОР УССР, ф. 257, оп. 1, д. 90, л. 199.
{348} Там же, д. 96, л. 285.
{349} «Красный черноморец», 1929, 2 декабря.
{350} Остальные корабли дивизиона также имели маркировку на трубах: эсминцы «Незаможник» и «Железняков» — по одной красной полосе на средней трубе, «Шаумян» и «Фрунзе» — по одной красной полосе на второй и третьей трубах.
{351} «Судостроение», 1971, № 4, с. 51—52; 1973, № 4, с. 17.
{352} Рябикин А. Последний парад «Громкого». — Молодой коммунист, 1969, № 3, с. 79—86.
{353} Морской атлас, т. 3, ч. 2, л. 22, карта «Б».
{354} Там же.
{355} В 1935—1936 гг. В. Ф. Трибуц — командир эскадренного миноносца «Яков Свердлов» (бывш. «Новик»).
{356} Дважды Краснознаменный Балтийский флот, с. 192.
{357} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-303, с. 41—43.
{358} Там же, с. 46.
{359} Там же, с. 48.
{360} Там же, с. 49.
{361} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-303, с. 50—51.
{362} ЦВММ, рукописный фонд, В-12925, л. 16, 25.
{363} Там же, л. 26.
{364} Пантелеев Ю. А. Морской фронт. М., Воениздат, 1965, с. 125.
{365} Трибуц В, Ф. Балтийцы вступают в бой, с, 21; ЦВММ, ф. 217, д. 7418, л. 65.
{366} ЦВММ, рукописный фонд, № 18042, с, 2.
{367} Там же, № 21088, с. 34.
{368} ЦВММ, рукописный фонд, № 21088, с. 38.
{369} Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 181.
{370} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р. 2766, л. 125—126.
{371} Вайнер Б. А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М.* Воениздат, 1964, с. 165.
{372} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-2766, с. 134—135.
{373} Там же, с. 136.
{374} «Карл Либкнехт» вступил в строй после капитального ремонта в 1944 г.
{375} Краснознаменный Северный флот. М., Воениздат, 1977, с. 213.
{376} ЦВММ., рукописный фонд, сф/р-276б, с. 154.
{377} Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 324.
{378} Ванеев Г. И. Черноморцы в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1978, с. 5.
{379} ЦВММ, рукописный фондг № 5117, л. 2.
{380} Там же, л. 3—4.
{381} Горшков С. Г. Морская мощь государства. М., Воениздат, 1976, с. 236.
{382} Там же, с. 237.
{383} Годлевский Г. Ф., Гречанюк Н. М., Кононенко В. М. Походы боевые. М.. Воениздат, 1966, с. 130—131.
{384} Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 511.
Список иллюстраций