К читателям
Пожалуй, это первая книга, в которой рассказано об испытаниях и испытателях военных кораблей русского и советского флота. Авторы ее Герой Советского Союза вице-адмирал А. И. Сорокин и кандидат военно-морских наук капитан 1-го ранга В. Н. Краснов не только кадровые военные моряки, но и опытные испытатели кораблей. Они написали книгу о том, что хорошо знают и в чем имеют большой практический опыт.
Известно, что каждый надводный или подводный корабль, прежде чем вступить в состав флота, проходит такой важный и ответственный этап, как государственные приемные испытания. От того, насколько полно и тщательно проверены его боевые, мореходные и эксплуатационные качества, техническое оборудование и механизмы, во многом зависит будущее корабля, безопасность его плавания и успешность морской службы.
Приемным испытаниям, или, как говорили раньше, пробе, подвергались уже парусные корабли XVIII в., о чем свидетельствуют записи того времени в журнале Адмиралтейств-коллегий. Проверялись их мореходные качества, постановка и уборка парусов, артиллерийское вооружение.
Естественно, что с появлением паровых судов, оснащенных винтовыми движителями, программы испытаний существенно изменились. В них стали включать скоростные испытания кораблей на мерной линии. Методику этих испытаний разработал и внедрил в практику знаменитый ученый-кораблестроитель А. Н. Крылов. Весьма трудной оказалась проблема выбора оптимальных гребных винтов для корабля, в решении которой принял участие Д. И. Менделеев.
При всем многообразии видов испытаний в этот период им были свойственны такие существенные недочеты, как бессистемность и недостаточная полнота, что приводило в ряде случаев к трагическим последствиям. Так, в ходе русско-японской войны были выявлены серьезные просчеты в боевых качествах ряда кораблей, которые не были вскрыты при их испытаниях. Указанное побудило Морское министерство искать пути совершенствования организации приемки кораблей. Результатом этого явилось учреждение в 1909 г. Постоянной комиссии для испытаний судов военного флота.
В советском флоте Постоянная комиссия по приему кораблей действует с 1927 г., т. е. с периода, когда был взят курс на создание большого отечественного морского и океанского флота. С этого времени стала действовать единая строго регламентированная система испытаний корабля, которая позволила за годы предвоенных пятилеток испытать и принять от судостроительной промышленности в состав флота более 600 надводных кораблей и подводных лодок.
Строительство и приемные испытания кораблей не прекращались и в трудные годы Великой Отечественной войны. В ходе ее корабли советского Военно-Морского Флота подверглись суровым испытаниям и с честью выдержали их. Нередко оружие и ходовые качества кораблей проверялись в обстановке боевого воздействия вражеской авиации и подводных лодок, в условиях минной опасности. Не обходилось и без потерь.
Читая эту книгу, вы совершите интересный экскурс в историю русского и советского кораблестроения, от парусников Петровской эпохи до современных атомных кораблей.