Примечания
{1} Дополнение к Актам историческим, собранное и изданное Археографической комиссией. Т. 5. Спб., 1853.
{2} Морской сборник, 1980, № 3, с. 112.
{3} В парусном флоте фрегатом назывался 3-мачтовый военный корабль с сильным артиллерийским вооружением.
{4} Корабль «Предистинация» пробыл в строю до 1712 г.
{5} Судостроение, 1972, № 12, с. 68, 69.
{6} Судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли.
{7} Близкий по названию Архангел Михаил был 52-пушечным кораблем в строился в Архангельске в 1712–1713 гг. (строитель В. Геренс).
{8} Началом судостроения в Петербурге считается закладка Ф. Скляевым в 1706 г. шнявы Надежда в Главном Адмиралтействе.
{9} Вместе с Ф. Скляевым Петр I разработал таблицу типовых главных размерений для кораблей различных классов («добрые пропорции»). Царским указом строжайше запрещалось отступать от этой таблицы (Быховский И. А. Петровские корабелы. Л., Судостроение, 1982, с. 42).
{10} Определение калибра орудий в весовых единицах в России было введено распоряжением Петра I. Вес чугунного ядра диаметром 2 дюйма (50,8 мм) стал соответствовать так называемому артиллерийскому фунту (около 1,2 торгового фунта). Таким образом, пушка вдвое большего калибра, в 4 дюйма, с этого времени называлась «восьмифунтовой» (имеется в виду кубическая зависимость объема и веса от диаметра ядра).
{11} Записки Ученого комитета Главного морского штаба. Ч. XII. Спб 1835, с. 67.
{15} Курс парусного судна против ветра, когда угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра менее 90°.
{16} Положение движущегося судна к ветру, при котором угол между диаметральной плоскостью корабля и направлением ветра лежит в пределах 90–180°.
{18} При этом способе постройки судна максимальное внимание уделялось обеспечению продольной прочности корпуса.
{19} И. А. Быховский. Петровские корабелы. Л., Судостроение, 1982, с. 78.
{22} Указатель правительственных распоряжений по морскому ведомству. Спб., 1826, с. 38.
{23} М. П. Лазарев. Документы. Т. 1. М., Военмориздат, 1952, с. 243.
{24} Указатель правительственных распоряжений по морскому ведомству. Спб., 1827, с. 18.
{25} Драфцман чертежник, конструктор, рисовальщик. Это звание присваивалось лицам, окончившим Училище корабельной архитектуры.
{26} Тиммерман старший корабельный плотник в парусном флоте.
{27} Указатель правительственных распоряжений по морскому ведомству. Спб., 1827, с. 18.
{28} Указатель правительственных распоряжений по морскому ведомству. Спб., 1827, с. 218.
{30} В то время основным поставщиком морских орудий был Олонецкий завод.
{31} Н. А. Полонский. Парусные линейные корабли Черноморского флота Судостроение, 1978, № 8.
{32} Построен в Англии в 1848 г. Водоизмещение 1713 т, мощность паровой машины 400 л. с., скорость полного хода 12 уз. Вооружение состояло из семи орудий среднего и малого калибра [26, т, 2, с. 157.].
{33} Фрегат середины XIX в. 3-мачтовый корабль с двумя батарейными палубами (открытой и закрытой), предназначенный для действий на морских коммуникациях.
{34} В 1806 г. Охтинская частная верфь была взята в казну, стала государственной, получила название Охтинского Адмиралтейства, строила военные корабли. В 1896 г. Адмиралтейство передано в аренду на 35 лет акционерному обществу «Крейтон и К°» с обязательством переоборудовать завод и оставить по истечении срока аренды все постройки в пользу Морского министерства. Завод «Крейтон и К°» (так стало называться предприятие) просуществовал до 1913 г.
{35} Корвет 3-мачтовый корабль с одной (открытой) батарейной палубой.
{36} Корветы «Новик», «Воевода» и «Боярин», клиперы «Пластун», «Джигит» и «Стрелок» первые русские парусно-винтовые корабли, совершившие в 1882 г. кругосветное плавание.
{37} В годы первой русской революции над крейсером Память Азова взвился красный флаг. Его команда восстала против самодержавия. После жестокой расправы с восставшими царь приказал переименовать корабль и с 1907 по 1917 г. он назывался «Двиной».
{38} Имя «Витязь» имел и другой винтовой корвет, построенный в 1862 г. Строителем был корабельный инженер К. Арцеулов. В 1870–1871 гг. на нем плавал знаменитый путешественник и исследователь Н. Н. Миклухо-Маклай. В 1882 г. корвет был переименован в «Скобелев».
{40} В. Б. Грибовский. Русские броненосные корабли переходного периода. Судостроение, 1983, № 3, с. 58, 59.
{41} Мерная линия (или мерная миля) участок моря точно определенной длины и направления, используемый для испытательных пробегов кораблей.
{42} Канонерская лодка артиллерийский корабль, предназначенный для ведения боевых действий в прибрежных районах и на реках.
{43} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 33, л. 332.
{44} Русалка строилась как улучшенный тип 2-башенной броненосной лодки для защиты Кронштадта и побережья Финского залива. Вступила в строй в 1868 г. Водоизмещение 1870 т. Длина 62,9 м, ширина 12,8 м. В 1892 г. Русалка переведена в класс броненосцев береговой обороны.
{45} Водоизмещение 6600 т. Вступил в строй в 1896 г.
{46} «Русалку» обнаружили водолазы ЭПРОНа в 1932 г. Корабль лежал на грунте вверх днищем на глубине 90 м.
{47} Броненосный крейсер Громобой водоизмещением 13220 т построен на 5 Балтийском заводе. Его вооружение четыре 8-дюймовых, двадцать два 1 6-дюймовых орудия, четыре торпедных аппарата.
{48} Во время русско-японской войны контр-адмирал К. П. Иессен командовал Владивостокским отрядом крейсеров.
{49} Деятельность вице-адмирала С. О. Макарова в судостроении. Л., Судостроение, 1977, с. 36.
{50} С неподвижным броневым бруствером и вращающимся вместе с орудиями бронеколпаком.
{53} И. А. Быховский. Корабельных дел мастера. Л., Судпромгиз, 1961, с. 122.
{54} Точнее, главного командира Черноморского флота; так в то время назывался командующий флотом.
{55} Необходимо отметить, что из всей серии только часть лодок имела аккумуляторные батареи и электромоторы. Остальные лодки приводились в движение экипажем с помощью ножных педалей.
{56} Одна из подводных лодок Джевецкого («Кета») с аккумуляторной батареей и электродвигателем после переоборудования и модернизации участвовала в русско-японской войне (В. А. Молчанов. Возвращение из глубин. Л., Судостроение, 1982, с. 92).
{57} Позже вместо И. С. Горюнова в создании «Дельфина» принял участие А. Д. Долголенко.
{58} Судостроение, 1981, № 1, с. 48.
{59} В числителе цифры, относящиеся к надводному, в знаменателе к подводному положению.
{60} И. А. Быховский. Корабельных дел мастера. Л., Судпромгиз, 1961, с. 186.
{61} В ноябре 1918 г. подводные лодки «Минога» и «Макрель» были переведены на Каспий, вошли в состав Астрахано-Каспийской флотилии. Лодки приняли активное участие в боевых действиях против кораблей интервентов и белогвардейцев. «Миногой» командовал Ю. В. Пуаре, «Макрелью» Г. А. Шредер. За мужество и героизм, проявленные в период боевых действий, рулевой «Макрели» М. В. Лашманов был награжден орденом Красного Знамени.
{62} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 183, л. 63.
{63} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 183, л. 63.
{65} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 3, д. 48, л. 46.
{66} До назначения на «Краб» А. А. Андреев командовал подводной лодкой «Карп», построенной для России на заводе Круппа в Германии. В конце 1913 г. на должность командира «Краба» был назначен окончивший Морскую академию капитан 2-го ранга Б. Н. Быков. Через год его сменил старший лейтенант Л. К. Феншоу.
{67} ЦГА ВМФ, ф. 418, оп. 1, д. 1868, л. 56.
{68} В 1935 г. «Краб» был поднят ЭПРОНом со дна моря. Его не стали восстанавливать, так как уже строили новые современные подводные заградители типа «Ленинец».
{69} H. А. Залесский. «Краб» первый в мире подводный заградитель. Л., Судостроение, 1967, с. 99.
{70} Только две подводные лодки типа Барс (Змея и Кугуар) имели дизели проектной мощности. На других были установлены дизели по 250 или 420 л. с., в связи с чем скорость соответственно составляла 11 и 13 уз.
{71} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 183, л. 132.
{72} Морской сборник, 1975, № 2, с. 112.
{73} Судостроение, 1974, № 7, с. 57; И. А. Козлов, В. С. Шломин. Краснознаменный Северный флот. М., Воениздат, 1983, с. 28.
{75} Вице-адмирал Корнилов. М., Воениздат, 1947, с. 11.
{76} Судостроение, 1978, № 6, с. 62.
{77} В 1871 г. главная база флотилии была перенесена из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. Модель транспорта Манчжур ныне установлена на ростральной колонне при въезде во Владивосток на 28-м км шоссе. Колонна воздвигнута 20 июля 1960 г. в честь 100-летия основания города.
{78} Судостроение, 1982, № 9, с. 62.
{79} Судостроение, 1983, № 2, с. 70.
{80} В 1902 г. корабли получили новые названия: «Внимательный», «Внушительный», «Выносливый», «Властный», «Грозовой».
{81} В период русско-японской войны «Властным» командовал П. Н. Черкасов. В результате минной атаки «Властного» на внешнем рейде Порт-Артура был потоплен японский миноносец. В 1915 г. в Рижском заливе канонерская лодка «Сивуч» под командованием П. Н. Черкасова повторила подвиг «Варяга», вступив в неравный бой с германским крейсером «Аугсбург», а затем и двумя линейными кораблями «Позен» и «Нассау». Экипаж «Сивуча» вместе с командиром геройски погиб, отстреливаясь до последнего снаряда.
{82} Судостроение, 1983, № 1, с. 51.
{83} Судостроение, 1982, № 3, с. 66.
{84} ЦГА ВМФ, ф. 427, оп. 1, д. 319, л. 135–146.
{85} Судостроение, 1973, № 2, с. 59.
{86} P. M. Мельников. Крейсер 1 ранга Светлана. Судостроение, 1980 № 2, с. 66.
{87} Заложен в 1913 г. в Ревеле.
{88} Судостроение, 1980, № 10, с. 67.
{89} В. П. Костенко в качестве сдаточного инженера завода участвовал на броненосце «Орел» 2-й Тихоокеанской эскадры в Цусимском бою. В книге А. С. Новикова-Прибоя «Цусима» Костенко выведен под фамилией Васильева. В советское время В. П. Костенко внес большой вклад в дело восстановления Балтийского флота [9, с. 170.].
{90} Горюнов известен также как один из инициаторов создания миноносцев с турбинными двигателями. Эту идею он высказал после проведения испытаний первого в русском флоте турбинного миноносца «Ласточка».
{91} Судостроение, 1980, № 11, с. 71.
{92} Корабль участвовал в первой мировой войне. В 1919 г. входил в состав белогвардейского флота как штабной. В ноябре 1920 г. уведен Врангелем в Бизерту.
{93} Броненосец «Двенадцать Апостолов» прожил долгую жизнь. С 1912 г. он стал минным блокшивом, в 1925 г. «сыграл» роль броненосца «Потемкин» в одноименном кинофильме С. А. Эйзенштейна (Судостроение, 1980, № 10, с. 66).
{94} В 1920 г. «Ростислав» затоплен белогвардейцами в Керченском проливе.
{95} Кондуктор воинское звание сверхсрочнослужащих унтер-офицеров.
{96} В 1907 г. корабль был переименован в «Кагул», а с 1917 г. снова стал называться «Очаковым».
{97} С 1907 г. «Память Меркурия».
{98} В 1922 г. линейный корабль «Заря свободы» был разобран на металл.
{99} Строителем «Генерал-адмирала» Апраксина был корабельный инженер Скворцов. Ему помогал молодой инженер А. П. Шершов, впоследствии крупный ученый-кораблестроитель, инженер-вице-адмирал. В 1912 г. А. П. Шершов наблюдал за достройкой линкоров «Полтава» и «Гангут», а в 1916 г. был послан в Англию, где строился ледокол «Святогор» (позднее «Красин»). С первых дней Советской власти и до конца своей жизни А. П. Шершов много сил и энергии отдавал делу отечественного кораблестроения.
{100} «Алмаз» единственный из русских крейсеров, сумевший после Цусимского боя прорваться во Владивосток. Крейсером командовал капитан 2-го ранга И. И. Чагин.
{101} Судостроение, 1966, № 7, с. 68.
{102} Контрминоносец корабль, предназначенный для ведения борьбы с миноносцами противника.
{103} Судостроение, 1982, № 10, с. 66–68.
{104} Судостроение, 1983, № 3, с. 63–66.
{105} Судостроение, 1983, № 4, с. 68–70.
{106} Судостроение, 1982, № 6, с. 56.
{107} Судостроение, 1982, № 7, с. 64–68.
{108} «Финн», «Эмир Бухарский» и «Москвитянин» были переведены с Балтики на Каспий в 1918 г.
{109} Боевая летопись русского флота. М., Воениздат, 1958.
{110} И. Ф. Цветков. Линкор «Октябрьская революция». Л., Судостроение, 1983, с. 16.
{111} И. Ф. Цветков. Линкор «Октябрьская революция». Л., Судостроение, 1983, с. 17.
{112} Головной броненосец «Цесаревич» заложен в 1899 г. в Тулоне (Франция), в январе 1901 г. спущен на воду. Вступил в строй в 1903 г. Участвовал в русско-японской войне; после боя в Желтом море в сентябре 1904 г. прорвался в китайский порт Киао-Чао, где был интернирован. В 1917 г. переименован в «Гражданин». Участник Ледового похода из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1924 г. разобран на металл.
{113} История русско-японской войны. Т. 5. Спб., 1909, с. 1043.
{114} И. Ф. Цветков Линкор «Октябрьская революция». Л., Судостроение, 1983, с. 19.
{115} История русско-японской войны. Т. 5. Спб., 1909, с. 1043.
{116} История русско-японской войны. Т. 5. Спб., 1909, с. 1043.
{117} История русско-японской войны. Т. 5. Спб., 1909, с. 1043.
{118} Крейсер Изумруд строился на Невском заводе в Петербурге.
{119} История русско-японской войны. Т. 5. Спб., 1909, с. 1045.
{120} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 39, л. 5.
{122} Принят в состав флота в 1912 г. Участвовал в первой мировой войне и Февральской революции. Вместе с другими кораблями в 1918 г. перешел из Гельсингфорса в Кронштадт (Ледовый поход). Подвергся атаке английских торпедных катеров в 1919 г., торпедирован ими, но остался на плаву. В 1923 г. разобран на металл.
{124} Ю. Г. Степанов, И. Ф. Цветков. Эскадренный миноносец «Новик». Л., Судостроение, 1981, с. 17.
{125} Договорную стоимость корабля выплачивали заводу-строителю поэтапно, по мере завершения и сдачи заказчику (в том числе Комиссии) отдельных механизмов и устройств, а затем и корабля в целом.
{126} Гальванер рядовой специалист для обслуживания артиллерийской электротехники на кораблях.
{127} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 21-а, л. 22.
{128} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 21-а, л. 22.
{129} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 21-а, л. 20.
{130} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 21-а, л. 47.
{131} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 21-а, л. 50.
{132} ЦГА ВМФ, ф. 455, оп. 1, д. 21-а, л. 60.
{133} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 21-а, л. 41.
{134} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 335-а, л. 72, 73.
{135} В 1911 г. МТК был упразднен, его функции переданы ГУК.
{136} В течение 1914–1915 гг. Новиком было выставлено 542 мины.
{137} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 183, л. 66.
{138} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 233, л. 4, 5.
{139} В 1904 г. «Стерегущий», получивший в неравном бою с японскими миноносцами серьезные повреждения, был затоплен двумя оставшимися в живых матросами, которые погибли вместе с ним. В бою на Кассарском плесе 1 октября 1917 г. «Гром» получил тяжелые повреждения и стал тонуть. Команду сняла канонерская лодка «Храбрый». Вражеский корабль, пытавшийся взять «Гром» на буксир, потопил торпедой минно-машинный старшина Ф. Е. Самончук, затем взорвал свой корабль (Боевой путь советского ВМФ М., Воениздат, 1974, с. 11).
{140} Эскадренный миноносец «Энгельс» погиб 24 августа 1941 г. при сопровождении каравана судов в составе пяти транспортов, гидрографического судна «Гидрограф» и ледокола «Октябрь». Эсминцы «Артем» и «Володарский» погибли во время перехода флота из Таллина в Кронштадт.
{141} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 233, л. 8, 9.
{142} В 1918 г. старшим помощником на эсминце «Изяслав» был И. С. Исаков, впоследствии видный советский военачальник, Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза, член-корреспондент АН СССР.
{143} В 1917 г. А. В. Домбровский, будучи командиром линкора «Полтава», безоговорочно перешел на сторону трудового народа. В мае 1920 г. он был назначен начальником Морских Сил Черного и Азовского морей. За умелое руководство защитой от белогвардейцев и интервентов подступов к Донбассу Домбровскому была объявлена благодарность РВС Южного фронта за подписью М. В. Фрунзе. В 1920–1925 гг. А. В. Домбровский возглавлял Главный штаб РККФ, а затем перешел на преподавательскую работу.
{144} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 183, л. 35.
{145} Судостроение, 1984, № 8, с. 61.
{146} ЦГА ВМФ., ф. 425, оп. 1, д. 183, л. 35, 36.
{147} В честь побед, одержанных русским флотом под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова, корабли этой серии были названы «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия», «Цериго», «Занте», «Фидониси», «Корфу» и «Левккс».
{149} Эсминец «Калиакрия» был поднят со дна бухты водолазами ЭПРОНа в 1925 г. 24 августа 1929 г. корабль под именем «Дзержинский» вошел в состав Черноморского флота.
{150} Стрингеры продольные связи набора корпуса корабля.
{152} Наблюдение за строительством линейного корабля «Императрица Екатерина II» осуществлял на заводе полковник Н. И. Егоров (ГУК).
{154} В Бизерте этот линкор, переименованный в «Генерал Алексеев», находился до середины 30-х годов, после чего был сдан на слом. В 1944 г. орудия линкора были установлены немцами на одной из береговых батарей о-ва Джерси (Судостроение, 1983, № 5, с, 60).
{155} В. Г. Симоненко. Военное кораблестроение в России в 1901–1917 гг. Судостроение, 1974, № 7, с. 56.
{156} С. С. Хесин. Моряки в борьбе за советскую власть. М., Наука, 1977, с. 11.
{157} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д, 253, л. 355.
{158} Эльпидифоры небольшие плоскодонные десантные пароходы водоизмещением около 1000 т были заказаны Морским министерством в феврале 1917 г. николаевскому заводу «Руссуд». Они были вооружены 130-мм орудиями. Могли принимать 120 чел. Скорость не превышала 10 уз. Постоянная комиссия испытала и приняла в 1917–1919 гг. шесть таких пароходов (три из которых были уведены белогвардейцами за границу).
{159} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 253, л. 355.
{160} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 293, л. 372.
{161} Механический отдел ГУК.
{162} Член Постоянной комиссии по механической части.
{163} ЦГА ВМФ, ф. 425, оп. 1, д. 293, л. 1.
{164} Красный флот, 1925, № 8, с. 5.
{165} Так назывался Балтийский флот до 9 янв. 1935 г.
{166} В. И. Ленин. Военная переписка (1917–1920). М., Воениздат, 1956, с. 256.
{167} КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., Госполитиздат, 1970, с. 265.
{168} Через некоторое время «Орлица» была переоборудована в торговое судно «Совет».
{169} ЦГА ВМФ. Приказ по флоту и морскому ведомству от 13 марта 1924, № 13.
{170} Морской сборник, 1970, № 10, с. 54.
{171} А. С. Селяничев. Великий подвиг Балтики. М., Просвещение 1968 с. 110.
{172} М. В. Фрунзе. Избранные произведения. Т. 2. М., Воениздат 1957 с. 391.
{174} Боевой путь советского Военно-Морского Флота. М., Воениздат, 1967.
{175} ЦГА ВМФ, ф. Р-890, оп. 1, д. 1, л. 5, 6.
{176} Бывший «Светлана», позднее «Профинтерн» и с 1939 г. «Красный Крым». В 1929 г. крейсер и линкор «Парижская коммуна» («Севастополь») были переведены с Балтийского на Черное море.
{177} Управления кораблестроения флота, Комнаба и др.
{178} ЦГА ВМФ, ф. Р-890, оп. 1, д. 1, л. 5, 6.
{179} Судостроение, 1973, № 2, с. 66.
{180} ЦГА ВМФ, ф. Р-890, оп. 1, д. 1, л. 68.
{181} ЦГА ВМФ, ф. Р-890, оп. 1, д. 1, л. 55.
{182} В 1933–1936 гг. «Войков» и «Сталин» перешли на Дальний Восток.
{183} 4 ноября 1944 года крейсеру «Красный Крым» была оказана честь возглавить флот, входивший в бухту освобожденного Севастополя.
{185} Н. Г. Флеров. Корабль имени Революции. М. ДОСААФ, 1967.
{187} [26, т. 7, с. 277.]
{189} Литерно-цифровые наименования «Д-1», «Д-2», «Д-3» подводные лодки получили в сентябре 1934 г.
{191} На некоторых подводных лодках типа «Декабрист» кроме 100-мм орудия была установлена и 45-мм пушка.
{192} По данным приемного акта «Декабриста».
{194} В состав ЭОН-1 входили эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевые корабли «Ураган» и «Смерч», подводные лодки «Д-1» и «Д-2».
{196} А. Г. Головко. Вместе с флотом. М., Воениздат, 1960, с. 10.
{197} Старшим на борту «Д-3» был командир дивизиона К. Н. Грибоедов.
{199} И. А. Колышкин был удостоен звания Героя Советского Союза первым из советских подводников участников войны с фашистской Германией за участие в потоплении восьми транспортов и сторожевого корабля (Морской сборник, 1982, № 1, с. 76). В послевоенные годы И. А. Колышкин несколько лет служил в Постоянной комиссии.
{202} Г. Н. Холостяков. Вечный огонь. М., Воениздат, 1976, с. 32.
{204} Некоторые серии подводных лодок типа «Л» не имели торпедных аппаратов в корме.
{205} Морской сборник, 1983, № 6, с. 71.
{206} Судостроение, 1981, № 2, с. 64.
{207} Судостроение, 1981, № 7, с. 63.
{208} С. С. Могилевский в послевоенные годы продолжительное время служил в Постоянной комиссии.
{210} Краснознаменный Балтийский флот, 1934, 31 янв.
{211} Позже эта лодка плавала под номером «Щ-101».
{212} Морской сборник, 1978, № 7, с. 61.
{213} Судостроение, 1975, № 7, с. 82.
{214} «Судостроение, 1981, № 2, с. 64.
{215} А. В. Басов. Флот в Великой Отечественной войне. М., Наука, 1980, с. 35.
{216} Работами по подкреплению «Щ-423» для обеспечения безопасности плавания во льдах руководил военный инженер 2-го ранга А. И. Дубравин [10, с. 74.]
{220} Судостроение, 1975, № 7, с. 81.
{221} В 1959–1969 гг. вице-адмирал Г. И. Щедрин возглавлял Постоянную комиссию государственной приемки кораблей ВМФ.
{222} Подводными лодками командовали: «С-51» капитан 3-го ранга И. Ф. Кучеренко (на ее борту находился командир дивизиона Герой Советского Союза А. В. Трипольский), «С-54» капитан-лейтенант Д. К. Братишко, «С-55» капитан 3-го ранга Л. М. Сушкин.
{223} [26, т. 7, с. 210.]
{224} «С-11» подорвалась на мине осенью 1941 г. Часть экипажа была спасена проходившим мимо катером. Три человека выбрались из кормового отсека через торпедные аппараты. Около 8 ч. они плыли до берега, сумели спастись. После войны в 1955 г. «С-11» была поднята со дна моря спасательной службой флота.
{225} В послевоенные годы Н. Т. Зиновьев служил в Постоянной комиссии. В 1963 г. за освоение новой техники награжден орденом Ленина.
{226} Подводная лодка «П-1» погибла в сентябре 1941 г. на переходе из Кронштадта в Ханко. Лодка была загружена боеприпасами и продовольствием для защитников военно-морской базы.
{228} Морской сборник, 1982, № 10, с. 57.
{229} ЦГА ВМФ, ф. 890, оп. 1, д. 114, л. 29.
{230} Лодка вступила в строй 11 декабря 1937 г. под номером «М-88» [26, т. 5, с. 64.].
{232} Во время войны на отдельных подводных лодках типа «К» минные шахты были переоборудованы под топливные цистерны, что увеличивало дальность плавания и автономность этих лодок.
{233} Морской сборник, 1975, № 12, с. 68.
{234} А. И. Родионов. Ударная сила флота. М., ДОСААФ, 1977, с. 24.
{237} Впоследствии капитан 1-го ранга, автор книги «Корабли нашей юности».
{238} Героические корабли российского и советского ВМФ. М., Воениздат, 1981, с. 168.
{239} Аббревиатура образована из начальных букв Андрей Николаевич Туполев.
{240} В. И. Никитин. Катера пересекают океан. Лениздат, 1980, с. 37.
{241} Буква Г в аббревиатуре означает глиссерныи.
{242} Морской сборник, 1976, № 8, с. 59.
{243} Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского, инв. № 216/5, л. 34.
{244} Героические корабли российского и советского ВМФ. М., Воениздат, 1981, с. 168.
{245} Водоизмещение серийных катеров достигало 17 т, максимальная скорость 55 уз, длительная скорость хода 40–45 уз, мощность двигателя в зависимости от их модификации до 1250 л. с., экипаж 6 чел.
{246} Были выпущены катера этого типа («СМ-3») со стальным корпусом.
{248} В послевоенные годы капитан 1-го ранга Б. П. Ущев служил в Постоянной комиссии.
{249} В. И. Ачкасов, Н. Б. Павлович. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1973, с. 270.
{254} Боевой путь советского Военно-Морского Флота. М., Воениздат, 1974, с. 349.
{256} Морской сборник, 1978, № 7, с. 70.
{257} Г. И. Хорьков. Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1981, с. 15.
{261} Изобретателем трала является офицер русского флота К. Ф. Шульц.
{263} С. Е. Захаров, М. Н. Захаров, В. Н. Багров и др. Тихоокеанский флот. М., Воениздат, 1966, с. 135.
{265} Из 108 442 мин, выставленных на наших морских театрах, на Балтийском море насчитывалось более 70 %.
{266} Судостроение, 1978, № у, с. 62.
{267} Судостроение, 1980, № 10, с. 66.
{268} Морской сборник, 1977, № 10, с. 112.
{269} Для упрощения технологии постройки.
{270} Н. Г. Кузнецов. Курсом к победе. М., Воениздат, 1972, с. 81.
{271} Судостроение, 1978, № 7, с. 62.
{274} Военно-исторический журнал, 1973, № 10, с. 28.
{276} Авиацией Балтийского флота в период войны командовал генерал-майор авиации М. И. Самохин.
{282} Морской сборник, 1974, № 11, с. 72.
{283} Правда, 1974, 7 июля.
{284} Морской сборник, 1983, № 7, с. 64.
{285} Такое соотношение сохранялось до марта 1936 г., когда Советом Труда и Обороны было принято постановление «О постройке серийных эскадренных миноносцев», которым более чем вдвое было увеличено задание на строительство кораблей этого класса.
{287} Судостроение, 1971, № 4, с. 48.
{289} Г. И. Хорьков. Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1981, с. 261.
{290} Советские Вооруженные Силы. М., Воениздат, 1978, с. 193.
{292} Обстановка сложилась так, что было принято решение снять экипаж с «Гневного», а корабль уничтожить (Нева, 1982, № 4).
{293} Капитан 1-го ранга В. Р. Новак в послевоенное время служил в Постоянной комиссии.
{295} А. Б. Тухов бежал из плена, вступил в партизанский отряд и сражался с врагом до марта 1944 г. Он погиб в бою близ местечка Голованевск [4.].
{297} Контр-адмирал С. С. Ворков в послевоенные годы некоторое время служил в Постоянной комиссии.
{299} Имя и лучшие традиции эсминца «Гремящий» унаследовал современный большой противолодочный корабль Краснознаменного Северного флота.
{300} Судостроение, 1975, № 5, с. 16.
{301} Во время ремонта в 1943 г. были установлены еще два универсальных 100-мм орудия; 45-мм орудия заменили десятью 37-мм автоматами.
{302} По современной терминологии командиры боевых частей и начальники служб.
{303} Акт о приемке крейсера «Молотов» был подписан за семь дней до начала Великой Отечественной войны.
{304} Судостроение, 1977, № 10, с. 70.
{305} Судостроение, 1990, № 2, с. 65.
{306} Морской сборник, 1973, № 13, с. 112.
{308} Морской сборник, 1976, № 11, с. 63.
{310} Судостроение, 1977, № 3, с. 50.
{311} Записки по гидрографии, 1977, № 198, 199.
{313} Судостроение, 1977, № 3, с. 52.
{316} М. М. Лобанов. Начало советской радиолокации. М., Советское радио, 1975, с.
{317} Морской сборник, 1974, № 12, с. 77.
{320} Позже их стали называть государственными испытаниями.
{326} Б. В. Никитин. Катера пересекают океан. Лениздат, 1980, с. 107.
{327} Судостроение, 1975, № 4, с. 68.
{330} Судостроение, 1975, № 4, с. 71.
{332} Судостроение, 1973, № 2, с. 55.
{334} Судостроение, 1974, № 2, с. 62.
{335} Судостроение, 1974, № 2, с. 60.
{337} Б. В. Никитин. Катера пересекают океан. Лениздат, 1980, с. 107.
{339} Б. А. Ткаченко. История размагничивания кораблей советского Военно-Морского Флота. Л., Наука, 1981, с. 76.
{340} Морской сборник, 1971, № 2, с. 88.
{341} Судостроение, 1975, № 7, с. 79.
{342} Судостроение, 1975, № 7, с. 79.
{345} Морской сборник, 1976, № 9, с. 112.
{346} Н. Г. Кузнецов. Курсом к победе. М., Воениздат, 1972, с. 315.
{347} Судостроение, 1971, № 5, с. 45.
{348} Б. В. Никитин. Катера пересекают океан. Лениздат, 1980, с. 109.
{349} 18 июня 1943 г. приказом народного комиссара ВМФ подводной лодке М-200, построенной на средства семей североморцев, присвоено имя Месть.
{350} Морской сборник, 1971, № 2. с. 90.
{351} А. В. Басов. Флот в Великую Отечественную войну. М., Наука, 1980, с. 35.
{352} От англ, слов: lend давать взаймы и lease-сдавать в аренду.
{353} История второй мировой войны 1941–1945 гг. Т. 3, М., Воениздат, 1974.
{354} Военно-исторический журнал, 1977, № 7, с. 52.
{355} Советская военная энциклопедия. Т. 4. М, Воениздат, 1977, с. 599.
{356} По приходе в СССР пулеметы были демонтированы из-за их низких боевых качеств.
{357} Боевой путь советского Военно-Морского Флота. М., Воениздат, 1974, с. 486.
{360} М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники. М., Воениздат, 1982, с. 195.
{361} М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники. М., Воениздат, 1982, с. 193.
{363} Судостроение, 1984, № 1, с. 56.
{364} С. Борзенко, К. Непомнящий. Визит дружбы. М., Воениздат, 1956, с. 10.
{365} Красная звезда, 1983, 21 окт.
{367} Это название унаследовано от подводной лодки Челябинский комсомолец, построенной в годы войны на средства молодежи Челябинской обл.
{368} Морской сборник, 1975, № 11, с. 128.
{369} РДП работа дизеля под водой.
{370} М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники. М., Воениздат, 1982, с. 202.
{373} В составе экипажа первой атомной подводной лодки были офицеры Л. Жильцов, Г. Белешов, Б. Акулов (впоследствии контр-адмиралы), В. Рудаков (впоследствии вице-адмирал), М. Лодяков, Л. Романенко, Е. Золотарев, А. Шурыгии, В. Мамлов, И. Колтон, И. Бечик и др.
{375} Правда, 1968, 28 июля.
{378} Правда, 1962, 20 июля.
{379} Красная звезда, 1982, 20 июля.
{382} Морской сборник, 1976, № 2, с. 62.
{383} Морской сборник, 1978, № 7, с. 3.
{384} Красная звезда, 1983, 17 сент.
{385} Красная звезда, 1968, 13 июля; Морской сборник, 1968, № 11 с 21–25.
{387} Красная звезда, 1980, 18 апр.
{388} [26, т. 4, с. 519.]
{389} Красная звезда, 1983, 7 апр. и 21 июня.
{391} Морской сборник, 1973, № 6, с. 3.
{392} Морской сборник, 1975, № 7, с. 5.
{394} Морской сборник, 1973, № 2, с. 21.
{395} [26, т. 4, с. 437.]
{396} Красная звезда, 1973, 3 июля и 4 авг.
{397} [26, т. 4, с. 438.]
{398} Красная звезда, 1983, 31 июля.
{400} Морской сборник, 1972, № 9, с. 35.
{401} Морской сборник, 1976, № 11, с. 20.
{402} Морской сборник, 1973, № 11, с. 1.
{404} Морской сборник, 1976, № 6, с. 17.
{405} Красная звезда, 1976, 15 авг.
{406} Красная звезда, 1983, 30 июня; Морской сборник, 1983, № 9 с 14.
{407} Красная звезда, 1983, 11 окт.
{408} Морской сборник, 1979, № 6, с. 17.
{409} Красная звезда, 1981, 4 февр.
{411} Морской сборник, 1973, № 6, с. 39.
{412} Красная звезда, 1983, 2 июля; Морской сборник, 1983, № 9, с. 9.
{414} Морской сборник, 1976, № 9, с. 18.
{415} Морской сборник, 1983, № 9, с. 14.
{416} Страж Балтики, 1974, 18 дек.
{418} Морской сборник, 1978, № 5, с. 24.
{419} Морской сборник, 1977, № 12, с. 20.
{420} Красная звезда, 1983, 3 февр.
{421} Красная звезда, 1983, 15 марта.
{422} Первый корабельный вертолет испытывался на балтийском крейсере «Максим Горький» в декабре 1950 г. летчиками-испытателями Д. Ефремовым и Е. Гридюшко (Морской сборник, 1981, № 4, с. 68).
{423} [26, т. 5, с. 414.]
{424} Морской сборник, 1971, № 3, с. 6.
{425} Морской сборник, 1972, № 8, с. 27; 1976, № 11, с. 21.
{426} Морской сборник, 1975, № 3, с. 20.
{427} Красная звезда, 1980, 13 февр.
{428} Морской сборник, 1979, № 11, с. 1.
{429} Красная звезда, 1983, 24 февр.
{430} Морской сборник, 1983, № 9.
{431} [26, т. 3, с. 55, 56.]
{432} Судостроение, 1982, № 5, с. 51.
{433} Красная звезда, 1984, 13 окт.
{435} Красная звезда, 1973, 12 авг.
{436} Красная звезда, 1975, 21 авг.
{437} Красная звезда, 1983, 10 сент.
{438} Морской сборник, 1977, № 11, с. 128.
{439} Красная звезда, 1983, 20 июля.
{440} Морской сборник, 1974, № 7, с. 23.
{441} Красная звезда, 1983, 24 авг.
{443} Первое судно на подводных крыльях было спроектировано в 1891 г. русским изобретателем С. А. Ламбертом [26, т. 4, с. 353.].
{444} Первое советское судно на воздушной подушке «Л-1» испытывалось в 1934 г., второе «Л-5» в 1936 г. На испытаниях судно развило скорость хода 130 км/ч. «Л-5» двигался не только над водной поверхностью, но и над сушей (Б. В. Никитин. Катера пересекают океан. Лениздат, 1980, с 85, Судостроение, 1981, № 2, с. 64).
{445} Правда, 1980, 10 янв.; Красная звезда, 1980, 6 марта.
{446} Записки по гидрографии, 1972, № 189, с. 7, 8.
{447} Морской сборник, 1971, № 3, с. 29.
{448} Красная звезда, 1983, 1 марта.
{450} Морской сборник, 1975, № 11, с. 39.
{451} Морской сборник, 1974, № 11, с. 72.
{452} Правда, 1974, 7 июля.
{453} Морской сборник, 1980, № 1, с. 86.
{454} Морской сборник, 1976, № 1, с. 16, 17.
{455} Красная звезда, 1983, 7 янв.
{456} Морской сборник, 1974, № 7, с. 32.
{457} Красная звезда, 1981, 10 марта.
{458} Красная звезда, 1983, 13 дек.
{459} Морской сборник, 1983, № 7, с. 98.
{460} Записки по гидрографии, 1977, № 198, 199, с. 41.
{461} Имеется в виду плавание военных шлюпов «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
{462} Морской сборник, 1983, № 12, с. 78.
{464} Красная звезда, 1984, 23 фев.; Морской сборник, 1984, № 6, с. 51.