На Черном море и Каспии
К началу войны на южных заводах страны строились 30 надводных кораблей и более 10 подводных лодок: крейсеры «Фрунзе» и «Куйбышев», лидеры «Киев» и «Ереван», эсминцы «Совершенный» и «Свободный», тральщик «№ 453», подводные лодки «Л-23» (головная), «Л-2»4, «М-117», «М-118», «М-120», «Щ-216», «С-35», 12 торпедных катеров{338}.
Фашистам не удалось захватить ни одного исправного корабля ни на плаву, ни на стапелях. Верфи были взорваны, уникальное оборудование и станки вывезены. Большую часть рабочих и инженерно-технического персонала эвакуировали. Им предстояло достраивать, ремонтировать и испытывать корабли в новых, мало приспособленных для этого местах.
Некоторые корабли проходили заводские и государственные испытания у Крымского побережья. Программа заводских испытаний эсминца «Быстрый» в связи с военной обстановкой была сокращена, и вскоре корабль предъявили Постоянной комиссии на государственные испытания, которые заняли 10 дней. После подписания приемного акта «Быстрый» вошел в состав Черноморского флота. Судьба нового эсминца сложилась трагически. В июле 1941 г. он погиб, подорвавшись на мине{339}.
Запланированный по программе государственных испытаний на 22 июня 1941 г. выход в море подводных лодок «М-111», «М-112» и «М-113» не состоялся из-за начала боевых действий. Командование флота приняло решение завершить испытания без выхода в море, на стоянке в бухте. В первых числах июля акты о приемке лодок были подписаны. Подводные лодки «М-117», «М-118» и «М-120» в день начала войны проходили швартовные испытания. В июле, находясь в высокой степени готовности, они своим ходом прибыли в Севастополь, а оттуда в Очамчири{340}. Испытания проводила комиссия под председательством капитана 1-го ранга Д. М. Косьмина. Лодки вошли в состав флота 28 октября 1941 г. Они совершили не один боевой поход, в том числе в осажденный Севастополь.
Своим ходом ушла в Севастополь 10 июля подводная лодка «Л-23». На нее успели установить пушки, погрузить боезапас. Все оборудование было смонтировано, но не испытано. На борту находилась сдаточная команда во главе со старшим строителем В. Д. Сталоверовым{341}. Лодка прошла испытания у Кавказского побережья и в октябре 1941 г. была зачислена в состав Черноморского флота. Она семь раз прорывалась в осажденный Севастополь. В январе 1944 г. в районе Тарханкута [176] «Л-23» погибла вместе с экипажем и командиром бригады подводных лодок капитаном 1-го ранга А. В. Крестовским.
«Л-24» уходила последней. Аккумуляторной батареи на лодке не было. Не удалось завершить монтаж некоторых вспомогательных систем. В связи с этим командование флотом приняло решение перевести лодку в Севастополь в надводном положении. Старшим на лодке был Герой Советского Союза капитан 2-то ранга И. А. Бурмистров. На выходе лодку обстреляла вражеская артиллерия, а в районе мыса Тарханкут она попала в сильный шторм. Через заклепочные отверстия съемных листов над дизельным и электромоторным отсеками проникла вода, нарушившая работу ряда механизмов. Однако до Севастополя «Л-24» дошла. Испытания проходили в районе Поти{342}. Флот получил ее в апреле 1942 г.
На подводной лодке «С-35», переведенной на буксире в Севастополь, были отправлены десятки тонн цветных металлов, которые очень пригодились впоследствии Севастопольскому морскому заводу для восстановительных и ремонтных работ. Непростым был этот переход. В районе Очакова буксир подорвался на мине и затонул. Оказавшийся поблизости танкер «Москва» продолжил буксировку «С-35» до Севастополя.
По-разному сложилась судьба недостроенных надводных кораблей, уходивших своим ходом и на буксирах. Не закончив швартовных испытаний, отошел от заводской стенки эсминец «Свободный». Механизмы работали с перебоями. Выяснилось, что котельная вода сильно засолена, а опреснительная установка не давала нужной производительности. Только благодаря самоотверженному труду сдаточной команды, возглавляемой ответственным сдатчиком А. Г. Митрофановым, корабль дошел до Севастополя{343}. Через несколько месяцев «Свободный» прошел испытания и был сдан флоту.
Недолгим, но героическим был боевой путь эсминца. В июне 1942 г. «Свободный» конвоировал санитарный транспорт «Абхазия» на переходе из Новороссийска в Севастополь. Во время разгрузки боеприпасов и продовольствия в Корабельной бухте корабль подвергся ожесточенной бомбардировке с воздуха. Экипаж мужественно отражал атаки фашистских самолетов, а главным калибром вел огонь по скоплениям войск у станции Мекензиевы Горы. Свыше 100 бомб было сброшено на эсминец, девять из них попали в цель. Оставшиеся в живых моряки до конца боролись за живучесть корабля, а после его гибели влились в ряды защитников Севастополя. Погиб и транспорт «Абхазия». Подвиг отважного экипажа «Свободного» увековечен в памятнике, воздвигнутом на Павловском мысе Южной бухты.
Эсминец «Совершенный» в сентябре 1941 г. был предъявлен государственной приемной комиссии. Было сделано несколько [177] выходов в море. Долго не удавалось получить заданной проектной скорости. На мерной линии 30 сентября эсминец подорвался на мине. Погибло много рабочих и матросов. Эсминец отбуксировали в Казачью бухту Севастополя, а затем поставили в док. Из-за тяжелых повреждений, которые не могли в то время устранить, корабль решили не восстанавливать. С него сняли орудия и установили их на Малаховом кургане. Крейсеры во время войны не достраивали. Корпус крейсера «Фрунзе» побывал и в Севастополе, и в Туапсе, и в Поти. Кормовая часть его была использована для ремонта поврежденного крейсера «Молотов». Она была немного шире и выше кормы «Молотова», но строители так подогнали ее, что крейсер с чужой кормой на ходовых испытаниях в мае 1943 г. показал проектную скорость. Об этом необычном ремонте бывший директор Севастопольского морского завода им. Серго Орджоникидзе Михаил Николаевич Сургучев в своих воспоминаниях пишет:
«Корабль выглядел как новый. Неопытному глазу трудно было установить, что он перенес «трансплантацию» (пересадку) чужой кормы. Об этом напоминала лишь чуть приподнятая верхняя палуба»{344}.
В суровые годы войны был достроен и сдан головной эсминец нового проекта «Огневой», разработанного в 1937–1938 гг. Его водоизмещение составляло 2600 т, длина 117 м, ширина 11 м. Скорость полного хода достигала 36 уз. Главный калибр состоял из двух 2-орудийных башенных установок 130-мм калибра. Имелось зенитное вооружение. На палубе были установлены два 3-трубных 533-мм торпедных аппарата. Для поиска и уничтожения подводных лодок корабль оснащали гидроакустической аппаратурой, бомбометами, бомбосбрасывателями и глубинными бомбами{345}.
В достройке «Огневого» участвовал личный состав корабля во главе с командиром капитаном 2-го ранга П. А. Бобровниковым. Все тактико-технические элементы корабля, параметры его вооружения и механизмов были доведены до спецификационных норм. На нем была установлена радиолокационная станция «Редан-2» для управления стрельбой артиллерии главного и зенитного калибров.
Провести испытания нового или отремонтированного корабля во время войны было делом нелегким. Постоянно действующих полигонов для испытаний не существовало. Корабль испытывался там, где в данное время была менее вероятной встреча с противником. Испытателей подстерегала минная опасность. Не хватало сил обеспечения. Большая потребность флотов в пополнении корабельного состава обусловливала исключительно сжатые сроки испытаний. Эту трудную задачу Постоянная комиссия решала вынужденным совмещением государственных (приемосдаточных) и заводских испытаний, сокращением объема проверок корабля и его техники. Основное [178] внимание уделялось оружию и вопросам живучести.
«Строительство кораблей во время войны стало делом исключительно сложным. Не хватало и производственных мощностей, и металла, и энергии. И несмотря на это, флот продолжал пополняться новыми кораблями. Так, в 1942–1944 гг. от промышленности были приняты два легких крейсера, шесть эсминцев и сторожевиков, двадцать девять подводных лодок, свыше четырехсот пятидесяти боевых катеров, много других судов и плавучих средств»{346}.
Успешно действовали на Каспийском море сдаточные базы по постройке и испытаниям кораблей, приходивших сюда по рекам{347}. Так, в Баку проходили испытания большие охотники за подводными лодками (БО). Их вооружение состояло из 85-мм пушки на баке, двух крупнокалиберных пулеметов и больших глубинных бомб в бомбосбрасывателях на корме. БО предполагалось использовать на Каспии для противовоздушного охранения танкеров при переходе из Баку и Красноводска в Астрахань. Но 85-мм пушка не могла вести огонь по самолетам из-за недостаточного угла возвышения, а одни пулеметы были малоэффективны{348}.
По предложению уполномоченных Постоянной комиссии Б. В. Никитина и Н. Е. Хавина, проводивших испытания БО, артиллерийское вооружение этих кораблей было усилено 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом. Четыре БО, принятые в состав Каспийской флотилии, успешно выполняли задачу сопровождения танкеров на Каспии и Волге, а позже в составе Волжской флотилии участвовали в боях под Сталинградом.
В конце 1942 г. завершили швартовные и государственные испытания малые подводные лодки «М-200» (головная){349} и «М-201». Акты о приемке лодок государственная комиссия подписала весной 1943 г.{350}. Кроме «малюток» флоту были сданы три средние лодки «С-15», «С-103» и «С-104», а к середине 1944 г. завершили испытания подводные лодки «С-16», «С-19» и «М-202». Достроенные [179] на Каспии и переведенные затем на Северный флот, эти подводные лодки успели принять участие в боевых действиях. Позже были приняты в состав флота «М-203», «С-18», «С-21» и «С-22».
Наблюдение за достройкой кораблей вела группа офицеров под руководством Н. И. Березина и Н. И. Рыбакова. Вооружение и механизмы кораблей принимали в соответствии с программами швартовных испытаний. Государственные испытания проводила Постоянная комиссия, в которую входили опытные подводники капитаны 1-го ранга А. С. Заостровцев, Г. А. Булавинец, К. М. Бубнов и Ф. С. Маглич.
За военные годы флот пополнился двумя легкими крейсерами, 54 подводными лодками (четыре типа «К», пять «Л», 16 «С», семь «Щ» и 22 типа «М»), 15 большими охотниками типа «Артиллерист», эсминцами, тральщиками, сторожевиками и мониторами, а также более чем 870 боевыми катерами{351}.