Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

От паруса к паровой машине и гребному винту

В 1807 г. отправилось в первое плавание судно Р. Фултона, движимое не ветром, а силой пара. В 1815 г. между Петербургом и Кронштадтом начались регулярные рейсы первого русского транспортного судна с паровой машиной. Казалось, вот-вот на морском горизонте появятся дымы первой эскадры паровых кораблей русского флота. Но до создания эскадры было еще далеко. Более того, темп строительства парусных кораблей продолжал расти. В состав Черноморского флота один за другим входили новые линейные корабли, прототипом которых был хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 84-пушечный линкор «Силистрия».

Осенью 1838 г. после прохождения приемных испытаний вступил в строй линейный корабль «Три Святителя», построенный на Николаевской верфи (строитель — полковник А. Н. Воробьев), через три года — «Двенадцать Апостолов», а несколькими годами позже корабли «Париж» и «Великий князь Константин» (строитель — подполковник С. И. Чернявский).

Черноморские корабли были одними из лучших линейных кораблей парусного периода. В состав артиллерийского вооружения входили новые эффективные 68-фунтовые бомбические пушки. Дальность стрельбы достигала 14 кабельтовых. В своем рапорте командир «Двенадцати Апостолов» капитан 1-го ранга В. А. Корнилов писал:

«Корабль мой на последнем переходе оказался прекрасных качеств. У него было 11 дюймов дифференту, и он отлично слушался руля; в бейдевинд же крутой два раза имел более 8 узлов на одном рифе брамсели...»{31}. [20]

В этот период в состав Черноморского флота вступили 84-пушечные линкоры «Гавриил», «Святослав», «Чесма», «Ростислав» к др.

Победное Синопское сражение стало последней демонстрацией мощи русского парусного флота. В боевых действиях против турецкого флота принимали участие и немногочисленные русские пароходофрегаты. Первый в мире морской бой двух паровых кораблей произошел 5 ноября 1853 г. «Владимир»{32} под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Бутакова нанес большие повреждения 10-пушечному турецкому пароходу «Перваз Бахри» («Владыка морей») и захватил его в плен.

Отмечая в приказе о Синопском сражении своевременную помощь отряда пароходофрегатов под командованием вице-адмирала В. А. Корнилова, П. С. Нахимов писал: «Пароходы содействовали весьма много к последнему истреблению турецкого флота». Пароход Тамань, которым командовал А. А. Попов, будущий адмирал и выдающийся кораблестроитель, уничтожил за время Крымской войны шесть турецких торговых судов, совершил прорыв из блокированного Севастополя в Одессу.

Первым военным пароходом отечественной постройки считается колесный пароход «Скорый», спущенный на воду на Ижорской верфи и сданный Балтийскому флоту в 1818 г. Изготовлен из сосны с медными креплениями, длиной около 20 и шириной 4,5 м, с паровой машиной мощностью 30 л. с. Лет [21] десять спустя в состав того же флота вошел пароход «Ижора», а Черноморский флот пополнился вооруженным пароходом «Метеор», построенным на Николаевской верфи по проекту корабельного мастера И. С. Разумова.

Первый архангельский пароход «Легкий» проходил испытания с августа 1825 г. по май 1826 г. Он предназначался для буксировки и проводки через мелководье линейных кораблей. Испытания проводила приемная комиссия в составе капитан-лейтенантов П. Тыртова, С. Патрика и К. Засса под председательством капитана 1-го ранга С. Васильева. При буксировке линейных кораблей «Азов» и «Иезекииль» 15 мая 1826 г., длившейся 2 ч 20 мин, «Легкий» шел со скоростью 4–6 уз. Скорость свободного полного хода составляла 8 уз. Корабельный мастер В. А. Ершов построил второй архангельский пароход — «Спешный».

В 1830 г. Морским министерством было принято решение о строительстве военного колесного парохода «Геркулес» водоизмещением 823 т. Его вооружение состояло из 28 пушек. Ижорский завод изготовил для «Геркулеса» две паровые машины мощностью по 100 л. с. Корпус корабля строили на Охтинской верфи. После достройки и оснащения «Геркулес» 21 сентября 1832 г. вышел на ходовые испытания из Кронштадта в Финский залив. Результаты испытаний превзошли все ожидания конструкторов. При скорости более 8 уз пароход показал отличную мореходность.

За Геркулесом последовало строительство пароходофрегата «Богатырь» водоизмещением 1342 т. Он прошел ходовые испытания летом 1838 г. В Николаеве был построен в 1842–1845 гг. пароход «Грозный». Мощность машин 120 л. с. Вооружение пять пушек.

Первым в русском флоте военным кораблем с винтовым движителем считается 48-пушечный фрегат{33} «Архимед» (построен на Охтинском Адмиралтействе{34} И. А. Амосовым в 1848 г.), имевший четыре машины общей мощностью 300 л. с. и полное парусное вооружение.

Первый винтовой линейный 76-пушечный корабль «Выборг» водоизмещением 3505 т вошел в состав русского флота в 1855 г. В это время на Николаевской верфи строился для Черноморского флота 135-пушечный «Цесаревич», также снабженный винтовым движителем. [22]

Под руководством корабельных инженеров А. Иващенко и Л. Шведе в 1855–1856 гг. Охтинским Адмиралтейством было построено шесть винтовых корветов{35}: «Рында», «Гридень», «Посадник», «Воевода», «Новик» и «Боярин»{36} водоизмещением по 885 т. Мощность паровых машин 200 л. с. На ходовых испытаниях корветы достигли скорости 13 уз. Несколько позже на этой же верфи построен винтовой корвет «Аскольд», снискавший славу самого быстрого и красивого корабля русского флота. В 1857–1858 гг. в Петербурге на Охте были заложены винтовые фрегаты «Дмитрий Донской» и «Александр Невский» — последние русские деревянные фрегаты.

Летом 1873 г. в Новом Адмиралтействе был заложен головной винтовой клипер «Крейсер», а затем в течение 5–7 лет на разных заводах построены серийные «Джигит», «Разбойник» и «Стрелок» водоизмещением по 1320 т, предназначенные для дальних плаваний и защиты интересов России за рубежом. В ходе испытаний на мерной линии у Толбухина маяка клипер «Разбойник» показал скорость под парами 11 уз. Он отличался от других кораблей этой серии дымовой трубой, которая была [23] сделана заваливающейся, а не телескопической (мешала управлению парусами). Последующий 25-летний опыт боевой службы и дальних плаваний показал отличную мореходность и высокую экономичность этого парусно-парового корабля. Клиперы долго оставались в строю. «Стрелок», например, до 1907 г. числился в составе Балтийского флота как учебный корабль. По проекту адмирала А. А. Попова строителями Н. А. Субботиным и Н. Е. Кутейниковым были построены бронированные парусно-паровые фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» водоизмещением около 4800 т каждый. На ходовых испытаниях в 1873 г. Генерал-адмирал показал скорость 15,3 уз. Председатель комиссии, проводившей испытания и приемку фрегатов, в докладе морскому министру дал высокую оценку кораблям. Мощная нарезная артиллерия позволяла фрегатам вести успешный бой как с крейсерами, так и с броненосцами. Фактически это были первые в русском флоте океанские броненосные крейсеры.

«Русским первым удалось осуществить идею броненосных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии», — писала в то время английская пресса.

В 1892 г. «Генерал-адмирал» был переведен в класс крейсеров, в 1909 г. переделан в заградитель с переименованием в «Нарову». Корабль участвовал в героическом Ледовом походе 1918 г. После гражданской войны заградитель назывался «25 октября».

«Дмитрий Донской», построенный Новым Адмиралтейством в 1880–1883 г., и «Владимир Мономах», постройки Балтийского завода, кроме броневого пояса имели и броневую палубу. В ходе приемных испытаний крейсеры показали максимальную скорость 17,5 уз. Броненосный крейсер «Память Азова»{37} был спущен на воду 20 мая 1888 г., в день 200-летия спуска Петром I ботика — «дедушки русского флота». Как и многие другие корабли, его испытывали в два этапа. Маневренные качества и вооружение корабля проверяли сразу после достройки, а первое заграничное плавание было его мореходным испытанием. В 1887 г. вступил в строй броненосный крейсер Адмирал Нахимов (строитель Н. А. Самойлов), на котором впервые все помещения освещались электричеством.

На клиперах, фрегатах и крейсерах в качестве резервного движителя использовались паруса.

Паровой машиной и парусным вооружением был оснащен и знаменитый корвет «Витязь»{38}, имя которого впоследствии [24] было высечено на фронтоне здания Международного океанографического музея в Монако в знак больших заслуг перед мировой наукой. Корвет строился в 1883–1886 гг. на верфи Галерного острова в Петербурге под руководством выдающегося русского кораблестроителя-самоучки П. А. Титова. За строительством наблюдал корабельный инженер-капитан А. Б. Леонтьев.

«Витязь» имел броневую палубу, прикрывавшую машины и котлы. По сути, это был первый русский бронепалубный крейсер. Водоизмещение корабля 3200 т, мощность машин 3000 л. с. Вооружение состояло из десяти 152-мм и десяти 47-мм орудий. Экипаж 372 чел.

В достройке и приемных испытаниях «Витязя» участвовал командир корабля капитан 1-го ранга С. О. Макаров. В ходе испытаний на мерной линии «Витязь» показал не очень высокую скорость.

«Ход неважный, — писал в своем дневнике С. О. Макаров, — на одном рейсе с натяжкой 14,6 узла при попутном течении... Корвет можно считать неудачным в смысле хода, но дело командира составить имя своему судну и заставить всех офицеров полюбить его и считать несравненно выше других по качеству»{39}.

В длительных плаваниях корабль и его экипаж оправдали надежды своего командира. В 1886–1889 гг. корвет совершил кругосветное плавание, выполнил ряд важных гидрографических и гидрологических исследований Тихого океана, пройдя 60 тыс. миль под паровой машиной и 25 тыс. миль под парусами. В 1892 г. по новой классификации «Витязь» стал крейсером 1-го ранга.

Паровая машина и гребной винт получали все большее распространение. Если в 1853 г. среди 398 кораблей Балтийского и Черноморского флотов насчитывалось всего 16 пароходофрегатов и 36 вспомогательных паровых судов, то через 8 лет только пятая часть кораблей флота осталась парусными. А в 1881 г. почти все военные корабли России были оснащены паровыми машинами и лишь на 14 судах сохранилось парусное вооружение. К 1890 г. в составе русского флота насчитывалось 37 бронированных кораблей общим водоизмещением 125,5 тыс. т. [26]

В целом флот России занимал третье место в мире, уступая лишь Англии и Франции.

Строительство в 1861 г. в Петербурге на Балтийском заводе первого русского броненосного корабля с металлическим корпусом (канонерская лодка «Опыт» водоизмещением 270 т) явилось началом металлического судостроения в России. Бронирование заключалось в установке бруствера из железных плит толщиной 114 мм на 305-мм тиковой подкладке. Бруствер прикрывал 196-мм орудие. Двигателем служила 2-цилиндровая паровая машина мощностью 195 л. с. Корабль испытывали летом 1862 г. Опыт стал и первым миноносцем, впервые испытавшим шестовые мины. С помощью 6-метрового «шпиронного шеста» был произведен взрыв мины, положивший начало широкому внедрению минного оружия на флоте. Находясь в 1901 г. в составе учебно-минного отряда, корабль участвовал в начальных опытах А. С. Попова по внедрению радиосвязи.

Вслед за «Опытом» на Балтийском заводе были построены несколько мониторов — низкобортных мелкосидящих бронированных кораблей, вооруженных одним-двумя орудиями большого калибра, установленными во вращающихся башнях. Головной монитор «Броненосец» вступил в строй в 1865 г.

Броней стали обшивать деревянные корабли, находившиеся к тому времени в постройке. Так, броня была установлена на 58-пушечном фрегате «Севастополь», заложенном в Северном доке Кронштадта, и «Петропавловске», который строили в Новом Адмиралтействе. Общая высота бронирования в районе миделя достигала 5,3 м. Боевую рубку обшили плитами толщиной 102 мм. За счет бронирования водоизмещение фрегатов возросло на 900 т, а парусное вооружение сократилось. Оба корабля имели усиленный броневыми плитами таран.

«Севастополь» проходил испытания в 1865 г. На мерной линии при индикаторной мощности машин 3380 л. с. была получена скорость полного хода около 14 уз. Этот фрегат в качестве флагманского корабля возглавил первый заграничный поход русского броненосного флота с посещением портов Балтийского моря.

«Петропавловск» испытывали двумя годами позже. При водоизмещении 6010 т и индикаторной мощности 2805 л. с. корабль достиг скорости полного хода 11,8 уз{40}. На «Петропавловске» в дополнение к двадцати 203-мм орудиям, предусмотренным проектом корабля, были установлены еще два (203-мм и 152-мм) поворотных орудия, и в 1868 г. этот корабль считался сильнейшим в русском флоте. В списках флота «Севастополь» и «Петропавловск» состояли более 20 лет.

С началом металлического судостроения пушки стали устанавливать на металлические станки, предложенные и сконструированные в 1856–1857 гг. морскими инженерами Андреевым [27] и И. И. Шанцем (впоследствии адмиралом). Несколько позже Шанцем был предложен для тяжелых орудий станок на поворотной платформе с тормозом для задних роульсов с целью уменьшения отката при выстреле.

К этому времени относятся первые научные исследования в области проектирования артиллерийских орудий. Инженером Н. В. Маиевским (1823–1892), впоследствии профессором артиллерийской академии и автором ряда научных работ по баллистике, была рассчитана 60-фунтовая пушка из стали, в которой металл точно распределялся по длине ствола, а казенную часть делали прочней остальной части орудия. Пушка весила 6,2 т, длина ее составляла 15 калибров. На испытаниях пушка Маиевского выдержала 1000 выстрелов. При угле возвышения 15° дальность стрельбы достигала 21 кабельтова.

Дальше