Испытатели кораблей
Об испытателях новой техники, особенно о летчиках, написано немало, но об испытателях кораблей известно немногим. А профессия такая есть. Важная, интересная и по-своему героическая.
Рождается новый корабль: атомная подводная лодка или противолодочный крейсер, морской тральщик или ракетный катер весьма разнообразны классы и типы современных кораблей. Испытание дело трудное и нередко опасное. Испытываются ракеты и бомбометы, реакторы и турбины, радиолокаторы и штурманские приборы, электронные средства связи и управления.
Для любого корабля самым трудным экзаменом являются мореходные испытания. Если в обычных условиях плавания моряки не получают удовольствия от сводки погоды со штормовым предупреждением, то в период мореходных испытаний кораблей испытатели буквально охотятся за штормами и ураганами. В морях и океанах, в полярных и экваториальных широтах порой не одну тысячу миль надо пройти кораблю в поисках самых тяжелых погодных условий, при которых он должен сохранять свои боевые качества.
Противолодочный крейсер «Москва» в погоне за штормовой погодой пересек чуть ли не весь Атлантический океан. Но задача была выполнена. Испытатели проверили способность крейсера держаться на океанской волне, эффективно использовать оружие и технику.
Первое глубоководное погружение подводной лодки. С каждым метром возрастает давление на корпус. Если при сварке был допущен малейший дефект и, как следствие этого, осталось пусть даже микроскопическое отверстие в корпусе по отсеку побежит режущий луч «водяного гиперболоида», возникнет туманная пелена, затрудняющая действия экипажа по сигналу аварийной тревоги. Катастрофа с американской атомной подводной лодкой «Трешер» в 1963 г. произошла именно во время глубоководного погружения.
В советском Военно-Морском Флоте на определенный контингент офицеров возложена ответственная задача испытывать новые корабли. Испытатели должны обладать не только широкой тактической и технической эрудицией, но и волевыми качествами смелостью, мгновенной реакцией, умением в считанные секунды принимать правильные решения с учетом сложившейся обстановки.
Первый пуск ракеты с корабля, первая артиллерийская или торпедная стрельба связаны с определенным риском. Не всегда и не все может предусмотреть конструктор нового оружия. Стендовые испытания на берегу существенно отличаются от проводимых на корабле. И порой возникают непредвиденные, весьма сложные ситуации. Но опыт и знания, смелость и выдержка офицеров-испытателей помогают им находить правильный выход из создавшегося положения.
Корабль отходит от заводского причала, направляясь в испытательный поход. И строители, и моряки с нетерпением ждут, как покажет он себя в своем первом рейсе.