Введение
Марксистско-ленинская наука требует при изучении общественных явлений брать за основу условия материальной жизни данного общества. Без этого нельзя понять и определить изменений и явлений, происходящих в процессе его развития.
Товарищ Сталин в своем труде «О диалектическом и историческом материализме» дает ключ к раскрытию и пониманию законов общественного развития, указывая, что: «...источник формирования духовной жизни общества, источник происхождения общественных идей, общественных теорий, политических взглядов, политических учреждений нужно искать не в самих идеях, теориях, взглядах, политических учреждениях, а в условиях материальной жизни общества, в общественном бытии, отражением которого являются эти идеи, теории, взгляды и т. п.
Значит, если в различные периоды истории общества наблюдаются различные общественные идеи, теории, взгляды, политические учреждения, если при рабовладельческом строе встречаем одни общественные идеи, теории, взгляды, политические учреждения, при феодализме другие, при капитализме третьи, то это объясняется не «природой», не «свойством» самих идей, теорий, взглядов, политических учреждений, а различными условиями материальной жизни общества в различные периоды общественного развития.
Каково бытие общества, каковы условия материальной жизни общества, таковы его идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения»{1}.
Из этого положения следует, что возникновение и формирование общественных идей, теорий, политических взглядов и учреждений на любой ступени развития человеческого общества определялось соответствующими условиями материальной жизни общества. Возникнув и развившись, общественные идеи, теории, политические взгляды и учреждения начинают затем воздействовать на экономику, направляя ее развитие по необходимому [6] для общества пути. Это и есть так называемый процесс обратного влияния общественной надстройки на экономику.
Оказав непосредственное влияние на направление дальнейшего развития материальных условий жизни общества, эти общественные теории и взгляды, идеи и учреждения в последующем приходят в противоречие с новым, более высоким уровнем развития общественного бытия, требующим новых идей и теории соответствующих новым экономическим условиям, которые в своем развитии вновь оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие материальной жизни общества.
Это непрерывное взаимодействие экономического базиса и надстроек товарищ Сталин формулирует следующим образом:
«...общественные идеи, теории, политические учреждения, возникнув на базе назревших задач развития материальной жизни общества, развития общественного бытия, сами воздействуют потом на общественное бытие, на материальную жизнь общества, создавая условия, необходимые для того, чтобы довести до конца разрешение назревших задач материальной жизни общества и сделать возможным дальнейшее ее развитие»{2}.
Эти положения марксистско-ленинского учения полностью относятся к истории кораблестроения.
Идея преодолевать водные пространства возникла на очень ранней ступени развития человеческого общества, но могла быть реализована только тогда, когда для этого созрели необходимые экономические условия, сделавшие возможным постройку корабля. Следовательно, история военного кораблестроения может быть правильно понята в том случае, если в своем исследовании мы будем исходить из этих основных положений марксистско-ленинской науки, из которых следует, что военное кораблестроение появилось на определенной исторической ступени общественного развития, когда экономические условия сделали возможным, а вооруженные столкновения и необходимым постройку военного корабля.
Кораблестроение базировалось на экономических основах, присущих данному этапу общественного развития, и зависело от имеющихся материалов, орудий производства и производственных отношений, диктовавших организацию труда при постройке кораблей, их конструкцию, типы, вооружение и использование.. Совершенствование оружия на базе развития техники вызывало в различные эпохи значительные изменения в конструкции корпуса и появление новых типов кораблей, что в конечном счете определяло характер боевых действий на море.
Развивающиеся формы и методы ведения боевых действий на море, характер задач, стоящих перед вооруженными силами, в свою очередь сами предъявляли определенные требования [7] к дальнейшему совершенствованию и улучшению существующего оружия, типов кораблей и их конструкции. Так, зародившаяся тактика таранного удара, естественно, привела к специальным креплениям и усовершенствованиям носовой части корабля, а затем и к новой конструкции корабля в целом.
Наиболее трудным при изучении истории военного кораблестроения является судостроение рабовладельческого общества из-за отсутствия письменных документов и достоверных данных. Имеются лишь далеко не точные указания некоторых военных историков о морских боях, с самыми общими данными о кораблях, а также изображения на камне (египетские и римские памятники и барельефы), рисунки на вазах, изображения кораблей на монетах.
Эти данные приходится считать настолько условными, что только путем сопоставления их удается получить более или менее ясное представление о конструкции и типах кораблей рабовладельческой эпохи. При этом следует оговориться, что эти далеко не точные данные относятся к периоду уже развитого рабовладельческого способа производства государств той эпохи, существовавших в бассейне Средиземного моря.
На смену рабовладельческому способу производства пришел феодальный, о котором сохранились достаточно подробные данные и соответствующие письменные документы. Возникновение феодальных отношений в странах Западной Европы относится к V в. и занимает период времени от падения Римской империи и до половины XI века.
Низкий уровень производительных сил с его системой натурального хозяйства и слабое развитие общественного разделения труда препятствовали налаживанию прочных экономических связей и привели к политическому раздроблению государств Европы. В эту эпоху раннего средневековья в военном судостроении, как и во всем военном деле в целом, наблюдается застой, а в некоторых государствах военный флот исчезает.
Корабли того времени почти не отличались от кораблей рабовладельческих Греции и Рима. Между военными и торговыми судами совершенно не было различия: все они одинаковой конструкции и все вооружены для отражения нападений морских пиратов. Преобладающим типом судов в это время были весельные галеры с вспомогательным парусом.
К концу периода раннего средневековья складываются два центра военного и торгового судостроения: один в бассейне Средиземного моря, занимающий до XV в. ведущее положение в судостроении, второй центр судостроения развивается в бассейне Балтийского и Северного морей и начинает занимать господствующее положение только в начале XV в., когда центр экономического развития общества стал перемещаться из бассейна Средиземного моря на Север. [8]
Развитие первого центра судостроения в IX XII вв. связано с образованием и развитием государств, занимавших побережья Черного и Средиземного морей, и особенно Киевского государства, образовавшегося в IX в., а также приморских республик городов Венеции и Генуи, рост которых к XI XIII вв. явился следствием повышения уровня развития производительных сил и развивающихся на этой основе оживленных торговых сношений юга Европы со странами Ближнего Востока.
Киевское государство, выгодно расположенное между Балтийским и Черным морями, на речном торговом пути, пролегавшем по течению Днепра, развернуло у себя судостроение, используя предшествующий опыт славянских племен, которые еще задолго до образования Киевского государства имели своеобразный тип судов ладьи. С возникновением и развитием Киевского государства судостроение быстро шагнуло вперед. Кораблями Киевского государства были ладьи, однодеревки, шитики и другие гребные суда с вспомогательным парусом, используемым при попутном ветре.
Значительно позднее в Венеции и Генуе появляются более крупные, громоздкие высокобортные, исключительно парусные корабли (нефы, карраки), но это преимущественно торговые или транспортные суда; типичными же военными кораблями были видоизмененные галеры и дромоны, представляющие гребные корабли с вспомогательным парусом. При низких тактико-технических свойствах оружия того времени и при малых возможностях поражения неприятельского корабля на расстоянии военные суда, будучи чисто парусными, могли быть захвачены при безветрии неприятельскими гребными судами. Поэтому их основным движителем оставались весла.
До XIII в. корабли строились примитивным способом жителями прибрежных селений. С XIII в. появились морские арсеналы (дарсены), в которых работали выходцы из горожан-ремесленников.
Развитие второго центра судостроения было связано с возникновением и ростом Новгородской республики и Ганзейского торгового союза, основанием для возникновения которых явился рост производительных сил и, как следствие этого, развитие обмена торговли, главным образом морской.
Активным участником в создании и в последующей деятельности Ганзейского союза была Новгородская республика, установившая широкую торговлю с приморскими городами. Корабли новгородцев по типу были сходны со средиземноморскими нефами, но только значительно большего водоизмещения, они также использовались и для военных целей.
Мореплавание в ту эпоху сильно шагнуло вперед, но попрежнему крупным тормозом в его развитии было отсутствие приборов для кораблевождения. Плавание совершалось, как правило, вдоль побережий, а выход в открытое море, а тем более выход [9] в океан, был сопряжен с большим риском. Мореходная астрономия была еще слабо развита, а определение места корабля в море по Полярной звезде, практикующееся с древнейших времен, не обеспечивало точность кораблевождения. Изобретение, а затем и применение в XIV в. магнитного компаса открыло большие возможности мореплавания и, в частности, океанского плавания. Используя магнитный компас в мореплавании, русские поморы открыли в Северном Ледовитом океане острова Шпицберген (Грумант), Кильдин, Вайгач, Колгуев, Новую Землю, которые были нанесены на все географические карты, изданные в Западной Европе в конце XIV века.
Русские мореходцы и землепроходцы Москвитин, Поярков, Дежнев, Никитин и другие на Востоке, а Колумб, Васко-де-Гама и Магеллан на Западе расширили существовавшее до их открытий представление о пределах земного шара.
Испанцы и португальцы, используя торговые парусные суда генуэзского типа, выработали специальный тип небольшого парусного судна для дальних плаваний каравеллу. На этих судах многочисленные испанские и португальские колонизаторы устремились через океан для захвата и порабощения колоний. Этот период многочисленных океанских плаваний непосредственно связан с тем новым капиталистическим способом производства, который развивался в недрах феодализма.
Появление нового общественного класса буржуазии и ее торговые и захватнические интересы обусловили направление дальнейшего развития мореплавания и, превратив его, по выражению Энгельса, «в буржуазный промысел», наложили свой отпечаток на дальнейшее развитие военного кораблестроения.
Началась эра колониальных завоеваний, порабощения и угнетения народов захваченных колоний, расширилась морская торговля. Центр экономического и политического развития переместился из бассейна Средиземного моря на запад и северо-запад Европы, сюда же переместился и центр кораблестроения. В странах Западной Европы, расположенных по побережью Атлантического океана, быстро развивалось кораблестроение и, в особенности, военное.
Фридрих Энгельс в статье «Флот», вскрывая причины, обусловившие развитие военного кораблестроения в указанный период жизни общества, писал: «Эра колониальных предприятий, которая теперь открылась перед всеми морскими нациями, также свидетельствовала о необходимости постройки больших военных флотов для защиты их торговли и новых колоний. С этого времени начинается период, более богатый морскими сражениями и развитием морских вооружений, чем какой-либо из предыдущих»{3}. [10]
С этого времени возникли и стали развиваться постоянные военно-морские флоты.
Жестокая эксплоатация колоний способствовала накоплению богатств в странах Западной Европы, а изобретение в XIV в. пороха и введение огнестрельного оружия в связи с этим «...повлияло революционизирующим образом не только на самое ведение войны, но и на политические отношения господства и угнетения»{4}.
Дальнейший рост производительных сил развитие горного дела и металлургии, зарождение и развитие внутри феодального общества капиталистической мануфактуры вызвал совершенствование огнестрельного оружия. В эпоху первоначального накопления капитала и разложения феодализма корабли вооружались пушками и совершенствовалась конструкция корабля. В этот период строились высокобортные, чисто парусные военные корабли с усовершенствованной оснасткой (три мачты с прямыми парусами вместо прежних двух мачт с косыми парусами) и установкой пушек по бортам.
Уровень развития производительных сил каждой исторической эпохи влиял на технические, конструктивные и боевые качества кораблей. С повышением уровня развития производительных сил улучшались боевые качества судов, а это вело к изменениям в тактике и характере боевых действий. Абордажный бой с рукопашной схваткой на палубе неприятельского корабля заменился артиллерийским боем, т. е. поражением противника на расстоянии, что явилось следствием вооружения кораблей огнестрельным оружием пушками. Вместо «строя фронта» боевых кораблей появились линейный строй и кильватерная колонна.
Боевые действия и характер использования боевых кораблей изменялись, но, изменяясь, в свою очередь требовали изменений и улучшений тактико-технических данных корабля и его вооружения и вскоре привели к тому, что на морях стал господствовать исключительно парусный корабль, а в морских сражениях основную роль стал играть парусный линейный корабль.
Гребные и парусно-гребные суда отжили свой век и стали достоянием истории. Вскоре после морского сражения в 1571 г. при Лепанто в Коринфском заливе гребные и парусно-гребные суда перестали входить в боевой состав военных флотов. Только в России и Швеции парусно-гребные корабли наряду с чисто парусными продолжали сохраняться в боевом составе флотов вплоть до конца XVIII в., что объяснялось спецификой плавания в ряде районов Балтийского моря.
С появлением постоянных военных флотов введено деление кораблей на классы в зависимости от их боевого использования [11] (линейные корабли, фрегаты, корветы, клиперы, бриги, брандеры и другие).
Боевое назначение кораблей определяло размеры их, количество пушек и парусность. Торговые корабли также вооружались пушками для защиты от корсаров и пиратов, но отличались от военных кораблей общим видом и оснасткой.
Значение военных и торговых флотов сильно возрастало в связи с борьбой за гегемонию в мировой торговле и захват колоний (начало XVIII в.) в период развития капитализма. Революция в промышленности во второй половине XVIII в. произвела коренной переворот во всех областях производства, в том числе и в кораблестроении.
Дерево и парусный движитель быстро сошли на нет, их заменили железо (затем сталь) для постройки корпусов кораблей, и паровые машины, сначала с гребным (колеса), а затем с винтовым движителем. Деревянные корабли, достигшие предела совершенства, затруднявшие применение и развитие уже вошедших в жизнь технических достижений, были заменены железными паровыми сначала в торговом флоте, а со второй половины XIX в. под влиянием развития артиллерии и в военном.
Особенно важное значение в переходе от строительства деревянных кораблей к строительству железных имел опыт боевых действий русского флота, в частности Чесменское и Синопское сражения, в которых деревянные корабли турок были сожжены артиллерийским огнем русских.
Возросшая мощь артиллерии настоятельно требовала замены деревянного корабля железным, а развитие промышленности, прежде всего металлургической, создало все необходимые условия для перехода к железному и броненосному судостроению. Кораблестроение в целом, военное в особенности, становится на более высокую научную базу, соответствующую промышленно-техническому уровню данного периода.
Экономические условия жизни общества на рубеже XIX и в начале XX вв. характеризуются тем, что промышленный капитализм, основанный на свободной конкуренции, перерос в свою последнюю стадию, в монополистический капитализм империализм.
При империализме развитие капиталистических стран, как учил В. И. Ленин, идет неравномерно, скачкообразно: развитие одних стран совершается за счет ограбления и вытеснения других, и война становится неизбежным, непременным спутником империализма.
Неизбежность империалистических войн за рынки сбыта и сферы влияния, за новый передел мира привели к гонке вооружений, к усиленному строительству военных флотов всеми капиталистическими странами.
Все силы промышленности, науки и техники были направлены [12] на постройку мощных боевых кораблей различных классов, на создание новых средств нападения и защиты.
Россия, в начале XVIII в. создав военный флот для защиты своих политических и экономических интересов, в дальнейшем продолжала развивать его на базе отечественного кораблестроения. Вступив же в начале XX столетия на путь империалистического развития, она, как и все капиталистические страны, усиленно строила военно-морской флот. Однако самодержавие было тормозом на пути экономического развития России. Кораблестроительная промышленность так же, как и другие отрасли промышленности, была отсталой и находилась в зависимости от иностранного капитала, не заинтересованного в экономическом развитии страны и усилении ее военно-морской мощи, рассматривавшего Россию как свой колониальный рынок; политика же господствующих классов России способствовала отставанию русской отечественной промышленности и росту зависимости от иноземного капитала.
Экономическая зависимость царской России от иностранного капитала, недостаточно мощная судостроительная база и неверие правительства в творческую способность русских конструкторов и изобретателей приводили к строительству значительной части военных кораблей за границей, причем тактико-технические данные этих кораблей были хуже, чем у кораблей отечественной постройки. Отсталый государственный строй России, с его феодально-крепостническими пережитками, неспособен был развивать, поддерживать и поднимать материальные и духовные силы русского народа.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила Россию от иностранной зависимости, передала орудия и средства производства, в том числе и кораблестроительную промышленность, в руки освобожденного трудового народа. Она раскрепостила силы народа и создала все условия для наиболее полного раскрытия его замечательных творческих способностей и неисчерпаемой энергии.
Под руководством большевистской партии и своего мудрого любимого вождя и величайшего полководца товарища Сталина советский народ в борьбе за построение и укрепление первого в мире социалистического государства в годы сталинских пятилеток создал прочную кораблестроительную базу и развернул строительство мощного военно-морского и океанского флота, оснащенного всеми новейшими достижениями боевой техники.
Во время Великой Отечественной войны советские моряки с честью оправдали доверие и заботы о них своего народа и Великого Сталина. Советский народ и в настоящее время принимает все меры к тому, чтобы сделать свой Военно-Морской Флот еще более могучим и сильным. [13]