§ 22. Судостроение в Московском государстве
В России переход от феодальной раздробленности к централизованному государству так же, как и на Западе, совершался в результате роста производительных сил, общественного разделения труда, обмена и образования рыночных связей.
Дальнейший рост производительных сил северо-восточной Руси дал возможность Московскому великому княжеству в XV в. занять ведущее положение и объединить другие русские феодальные княжества в Московское государство.
Процесс образования централизованного государства был [264] ускорен особыми условиями существования северо-восточной Руси и необходимостью борьбы с иноземными захватчиками Товарищ Сталин особо подчеркивал, что: «...интересы обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока требовали незамедлительного образования централизованных государств, способных удержать напор нашествия»{100}. Уже в первой половине XVI в. Московское государство начало борьбу за возвращение исконных русских земель на западе, востоке и на юге, а также за выход на морские торговые пути, имевшие особенно важное значение для дальнейшего экономического и культурно-политического развития страны.
Московское государство стремилось установить торговые сношения с Западной Европой путем выхода к берегам Балтийского моря, захваченным ранее шведами и ливонским орденом.
Во время ливонской войны г. Нарва стал оживленным пунктом морской торговли Московского государства. В ходе ливонской войны 1558-1583 гг. возникла острая необходимость иметь военный флот для защиты торговли и обеспечения боевых действий русских войск на побережье.
Военные и торговые суда строились на отечественных верфях в Нарве, Вологде, на Западной Двине, в Архангельске и частично покупались за границей. Для строительства кораблей Россия имела все необходимые материалы, а для их вооружения и артиллерию, однако созданию сильного военного флота в короткое время мешала затяжная война. Ливонская война, начатая с Ливонией в неблагоприятных для русского государства условиях и переросшая в войну Московского государства с коалицией, состоявшей из Ливонии, Швеции и Польши, закончилась неудачно для русских. Война показала всю необходимость создания сильного военного флота, а выход России к морю стал еще более исторической необходимостью.
Нужда в оружии и металлических изделиях заставила Московское государство обратить усиленное внимание на рудные богатства своей страны, которая с давних пор производила добычу и обработку металлов. Были организованы разведочные экспедиции для разыскания новых залежей железных, медных и других руд, построены заводы, необходимые для производства огнестрельного оружия.
Время появления на Руси огнестрельного оружия точно не установлено, но достоверно известно, что уже в 1365 г. на верху стен вновь построенного великим московским князем Дмитрием Ивановичем Донским белокаменного Кремля было установлено пятнадцать орудий (пушек); кроме того, огнестрельное оружие применялось русскими в 1408 и 1451 гг. против татар, осаждавших Москву. В XV в. отмечается, как уже давно существовавшее, литье пушек в Москве. Производились серпантины (называвшиеся [265] «змеями»), мортиры и гаубицы. В 1552 г., согласно летописи, при осаде Казани русские имели 150 пушек.
Известны русские мастера, изготовлявшие еще в 1615 г. пушки с клиновыми механическими затворами и винтовыми нарезами. Инициатива и предприимчивость русских людей опережали достижения иностранной техники.
Развитие морской торговли и создание своего флота, вызывавшиеся экономическим развитием страны и потребностью во внешнем товарном обмене, вот две первоочередные задачи, которые решала Россия. Правда, последующие исторические события не дали возможности развернуть это дело, но русские не.прекратили борьбы за создание своего военного и торгового флота. Не имея возможности создать его на Балтике, они начали строить корабли на Волге для обеспечения широкой торговли с Персией, Индией и народами Кавказа на Каспийском море.
Со второй половины XVI в. в Казани, Нижнем-Новгороде и Астрахани существовали казенные мастерские для постройки волжских и каспийских судов. В Казани мастера под наблюдением воевод строили суда для военных и торговых целей и изготовляли различные предметы снабжения судов. Таким же центром судостроения являлся и Нижний-Новгород. В Астрахани в 1624 г. был организован казенный «Деловой двор», строивший суда для рейсов в Баку и Дербент и ведавший охранными судами. Постройка более крупных кораблей относится к 1636 г.
В Нижнем-Новгороде был построен из соснового дерева корабль Фредерик (рис. 118){101}. Корабль этот длиной 36 м, шириной 12 м, осадкой 2 м имел плоское днище, три мачты с парусами и, кроме того, 24 весла; он был вооружен несколькими пушками.
В 1667 г. правительство строит корабли для Каспийского моря на Оке, в селе Дединове Коломенского уезда. Ведение корабельного дела было поручено боярину Афанасию Ордину-Нащекину. Строили корабли русские мастера Яков Полуектов и Степан Петров, строевой лес в Дединово доставлялся из Коломенского и Вяземского уездов, а тульским и каширским заводам было приказано «давать железо самое доброе на корабельное дело». Плотники и кузнецы набирались из соседних сел. Срок постройки первых кораблей был намечен к весне 1668 г., но денежные и материальные затруднения (недостаток канатов и парусов) задержали постройку еще на год. Только в 1669 г.,. после ледохода, построенные корабль Орел, две шнеки и один бот ушли в Астрахань. Орел имел длину 24,5 м, ширину 6,5 м, осадку 1,5 м и был вооружен 22 пушками. В 1670 г. корабль Орел был сожжен при взятии Астрахани Степаном Разиным.
Московское государство имело выход лишь к Белому морю. [266]
Там существовало строительство судов и ранее. Верфь Соловецкого монастыря с XV в. строила морские ладьи, а верфь братьев Строгановых, созданная в 1590 г. в Соломбале (предместье Архангельска), строила корабли для плавания в северных морях на острова Новую Землю, Грумант (Шпицберген) и др.
В 1700 г. на реке Вавчуге при впадении ее в Северную Двину существовала русская корабельная верфь братьев Бажениных, строившая различного типа морские и промысловые суда. Корабли, построенные на этой верфи, отличались большой прочностью и оценивались голландскими и английскими купцами во много раз выше кораблей, построенных на английских и голландских верфях.