Глава IV.
Военное кораблестроение в России
Кораблестроение в русском государстве имеет свою собственную очень древнюю историю. Оно шло и развивалось своими особыми путями и стояло выше кораблестроения государств Западной Европы.
Русские корабли по своим тактико-техническим данным были лучше кораблей государств Западной Европы; боевое использование их, т. е. военно-морское искусство русского флота, было выше и не страдало схематизмом и шаблоном, а конструкторская мысль русских обгоняла по своей глубине, оригинальности и времени появления мысль западноевропейских конструкторов.
Русская научно-техническая мысль с большим вниманием относилась ко всему передовому и прогрессивному, достойное изучала, критически осмысливала и, применяя к своим конкретным условиям, охотно воспринимала и развивала дальше.
Государства Западной Европы в области кораблестроения и военно-морского искусства не раз вынуждены были признавать превосходство русских, изучать и заимствовать наш опыт. Оригинальные проекты русских конструкторов на многие десятилетия и даже века опережали свою эпоху и удивляли мир талантливостью и живостью ума русских изобретателей и конструкторов.
Часто эти проекты не получали официального одобрения и не были приняты. Десятки замечательных оригинальных русских проектов и изобретений были упрятаны под спуд, не встречали поддержки со стороны правящих кругов, пресмыкавшихся перед всем заграничным, душивших живую творческую мысль русских ученых и талант самородков и изобретателей, создавая им непреодолимые препятствия при осуществлении их проектов и изобретений. [259]
Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции в России, осуществленной под руководством большевистской партии и великих вождей Ленина и Сталина, Советская власть раскрепостила силы народа, создала условия для наиболее полного раскрытия и применения его творческих способностей и дала полную возможность развернуть свои таланты.
В годы сталинских пятилеток и созидательного труда под руководством Великого Сталина, на базе построенного в нашей стране социализма, научно-техническая мысль советского народа поднялась на недосягаемую высоту, оставив далеко позади себя реакционную буржуазную науку капиталистических государств.
В ногу с передовой русской научно-технической мыслью в прошлом шло развитие отечественного кораблестроения, преодолевая на своем пути всякие преграды; в ногу с советской наукой идет оно и в наши дни, опираясь на самый передовой в мире общественно-экономический строй.
В своем историческом развитии русское кораблестроение прошло через те же социально-экономические ступени развития народа, как и судостроение народов других стран, изучая и используя опыт этих народов, но развиваясь и двигаясь вперед на своей собственной национальной русской основе.
Как в истории других народов и государств, так и в жизни русского народа, на его более ранней ступени развития, не сохранилось достаточно полных и достоверных памятников о судостроении. Именно поэтому исследование и изучение нашего отечественного кораблестроения принято начинать с образования и развития Киевского государства, которое хронологически относится к периоду складывания и развития дофеодальных отношений достаточно полно содержащих в себе многочисленные пережитки рабовладельческого строя, а также значительные пережитки более раннего периода развития славянских племен со всеми их специфическими особенностями.
§ 21. Судостроение в Киевской Руси
Славяне еще задолго до образования Киевского государства строили суда и использовали их для торговли и военных походов и были известны Риму и Византии как воинственный, храбрый и свободолюбивый великий народ под именем антов (рассеян). Византийцы высоко ценили их военное искусство и считали славян опасным противником. Истории хорошо известны плавания и походы южных и восточных славян еще в IV VII вв., когда флотилии славянских моноксилов (судов-однодеревок) появились в Мраморном, Эгейском, Средиземном и Черном морях. Уже тогда Черное море арабы называли Русским морем.
Славяне в целях самозащиты с моря осаждали Царьград и другие города, действовали на берегах Малой Азии, в Эпире. [260]
Славянский флот в 610 г.. осаждал Солунь, в 623 г. вел боевые действия против острова Крит, в 626 г. против Константинополя.
Славяне, являясь потомками и преемниками древнепричерноморского мира, в IV VII вв. достигли высокого уровня развития материальной и духовной культуры, общественного строя и политической жизни. Именно с этим и связывается выход славян на просторы морей. Наиболее активные действия славян на море происходили в период складывания дофеодальных государств у восточных славян и борьбы их против колонизаторской деятельности Византийской империи.
На берегах рек Днепра, Буга и Днестра возникали и расцветали древние славянские города, в которых сосредотачивались ремесленное производство и торговля. Раннее освоение русскими выработки железа и изделий из него (оружие, сошники, топоры и др.) и крупный лес, которым была покрыта большая часть территории, способствовали постройке судов-однодеревок.
В истории русского народа реки имели большое значение; они были удобными путями сообщения, способствовали развитию рыбного промысла и кораблестроения. Они помогли русским стать предприимчивыми мореходцами и способствовали объединению славянских племен в великий русский народ в их борьбе с иноземными захватчиками.
Племена, осевшие у верховьев рек, осваивали их устья. Речное судоходство было перенесено сначала на взморье, а затем и в открытое море. На протяжении нескольких столетий славяне, ведя борьбу с Византийской империей, пользовались морским путем для торговли, передвижения и нападения.
Византия, высоко оценивая их воинскую доблесть, знание военного и морского дела, привлекала славян к себе на службу и поручала им высокие должности не только в армии, но и на флоте, а также неоднократно заключала военные союзы со славянами против соседних государств.
Англичане, фальсифицировавшие в своих «ученых трудах» историю русского флота, должны были признать, что русский флот имеет в действительности большие права на древность, чем флот английский. Они писали, что русские еще до появления первых британских кораблей на своих судах сражались в отчаянных морских боях и «первейшими моряками того времени были они, русские».
Флот восточных славян и флот Киевской Руси, несомненно, использовал, применив к своим условиям, навыки мореходства и кораблестроения античного периода.
В VII IX вв. н. э. восточно-славянские племена населяли громадное пространство в бассейнах рек Днепра, Западной Двины, Волхова, Оки и Днестра, доходя до устьев Дуная.
Особенно большое значение имел Днепр, верховье которого близко подходит к бассейну Западной Двины и к озеру Ильмень [261] с рекой Волхов, т. е. к двум главным артериям, сообщающимся с Балтийским морем; притоки Днепра соединяли Приднепровье с бассейном Волги и Дона с востока, а на западе с бассейнами Вислы и Днестра. Днепр с отдаленных времен являлся естественной коммуникацией для внутренних и внешних торговых сношений. Эти торговые отношения поддерживались посредством греческих колоний Ольвии у лимана реки Буг, Херсонеса на юго-западном берегу Крыма, Пантикапеи (ныне Керчь) и других. По Днепру шел водный путь из Балтийского моря по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень и реке Ловать, затем волоком суда переправлялись в Днепр, а оттуда в Черное море. На этом пути возникли два крупных торговых города Новгород на севере и Киев на юге, которые и сделались центрами русской государственности.
Предпосылки создания Киевского государства начали накапливаться за много столетий до IX в., когда Киевское государство достигло значительного могущества.
Новгород, а затем и Псков с XI в. вели торговлю с Ганзейским союзом и имели суда, плававшие по Балтийскому морю, о чем свидетельствуют древние былины (например, о торговом госте Садко), упоминая о «буссах-кораблях».
Киевские князья, по свидетельству византийских летописцев, как и древние славяне, продолжали строить моноксилы, т. е. суда-однодеревки, представлявшие собой ладьи, выдолбленные из крупного ствола липы или дуба с прибитыми к нему досками для образования надводного борта (рис. 117). Эти ладьи, длиною не превышавшие 20 м, были достаточно широки, высокобортны и могли вмещать до 40 человек. На этих ладьях русские спускались по Днепру до порогов, миновали их волоком, выходили [262] в Черное море и затем под веслами и парусами направлялись к греческим колониям или вдоль черноморского побережья до Византии. Славяне строили и более совершенные суда: наборные ладьи морские из досок с поперечными ребрами. Киевские князья и новгородцы имели покрытые ладьи, с палубой для защиты гребцов и воинов от поражения. Эти ладьи были крупными мореходными судами с парусным вооружением, которое широко использовалось русскими в дальних морских походах.
Стремление Византийской империи подчинить себе Киевскую Русь и несоблюдение Византией условий торговых и военных договоров влекли за собой походы киевских князей на Византию.
В 867 г. в походе под предводительством киевского князя Аскольда было до 200 судов, а в каждом судне помещалось 40 человек. По данным рурской летописи, подтверждаемой историческими документами других народов, в том числе и самой Византии, киевский князь Олег дважды ходил походом на Царьград.
Одержав победу, он заключил в 911 г. выгодный торговый договор с Византией, захватил богатые трофеи и в знак победы прибил свой щит на воротах Царьграда.
В 941 г. при походе князя Игоря на Византию русским пришлось столкнуться с «греческим огнем». Большая часть судов флота Игоря была сожжена. Летописец (по Лаврентьевскому списку) так говорит об этом: «Русь же, видяще пламень, вметахуся в воду морскую, хотяще убрести и тако прочий возвратищася во-свояси». Современник Игоря греческий император Константин Багрянородный пишет в своем исследовании, что суда россов строились в зимнее время племенами кривичей или лучан (на севере России) и по вскрытии Днепра доставлялись в Киев, где продавались князьям. Флот собирался и вооружался у Витичева (на правом берегу Днепра, ниже Киева), откуда и шел на юг.
Позднейшие походы князей Святослава на Дунай и Византию (970 г.) и Владимира на Корсунь (990 г.), причем у последнего число судов доходило до 350, свидетельствуют о том, что и в этот период своей истории русские продолжали строить суда.
Летописи указывают, что князь Изяслав в 1151 г. построил боевой палубный корабль. Гребцы на нем были укрыты под палубой, а воины находились на специальном помосте. В корме и в носу этого корабля были рулевые весла.
Можно отметить, что старые способы постройки судов дошли и до позднейших времен. В XVI и XVII вв. запорожцы боролись с турками на берегах Черного моря, так же, как древние славяне с Византией. По свидетельству современника, казацкие чайки («дубы») вмещали 50-60 человек с вооружением, имели длину около 20 м, ширину около 4 м и такую же высоту. Суда не имели киля, в основании было выдолбленное [263] бревно, с боков обшивались досками шириною 0,3 м во всю высоту борта. Они осмаливались снаружи и внутри, а поверх борта обносились толстым поясом, сплетенным из камыша, предохранявшим ладью от потопления при заливании водой, а людей от поражения. С каждого борта было по 10-15 весел; суда имели мачту с одним косым парусом, два руля для лучшего маневрирования и были вооружены 4-6 фальконетами.
Последовавший затем период феодальной раздробленности, нашествие татарских орд, завоевание Византии турками (1453 г.) и перенесение центра русской государственности на север в Москву на долгие годы прекращают сообщения Руси с Черным морем, отделенным от нее южными степями.
Образовавшееся вскоре Московское государство хотя и было отрезано от Черного моря, но на Украине казаки из Запорожской сечи вели борьбу с крымскими татарами и турками на берегах Черного моря в Крыму и на побережье Турции. Только Новгород и Псков, оставшиеся до включения в состав Московского государства свободными городами, вели торговлю с Ганзой и имели морские суда, ходившие в Швецию и Данию; на острове Готланд в городе Висби новгородцы имели свою факторию для продажи товаров. В области судостроения новгородцы следовали имевшимся на Руси навыкам, но их суда были более совершенными, имели палубы, были большей вместимости и мореходнее. Новгородцы строили морские парусные ладьи длиною 25-30 м, которые принимали до 200 т груза, а также промысловые карбасы и суда для прибрежного и речного плавания. Известны случаи (1142-1154 гг.) нападения шведов на новгородские суда; в 1242 г. у князя Александра Невского во время борьбы со шведами на Неве были вооруженные суда. Новгородцы, имея выход к Балтийскому морю, владея побережьем Белого моря и Ледовитого океана, ходили на своих судах в открытое море, на Новую Землю, Колгуев, вели торговлю с Норвегией. Военно-морские походы новгородцев в Финляндию и против шведов, немцев и датчан сыграли огромную роль в истории русского народа, который устоял против нашествия с Запада.