Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

§ 16. Броненосцы береговой обороны и канонерские лодки в иностранных флотах

Для ведения боевых действий в прибрежных районах, включая поддержку флангов сухопутных армий, обстрел береговых укреплений, оборону гаваней, а также боевые операции на реках и озерах, возникли дополнительные классы военных кораблей — броненосцы береговой обороны , мониторы , а также канонерские лодки.

В период 1870-1880 гг. броненосцами береговой обороны являлись мониторы. Таковы американские двухбашенные с четырьмя 254-мм орудиями мониторы Amphitrite и Monadnock (1883 г.), с 225-мм железной броней по всей ватерлинии водоизмещением 4000 т и со скоростью хода 10,5 узла; однотипные с ними, но более быстроходные (12 узлов) мониторы Miantonomoh и Terror со 175-мм броневым поясом. За ними последовали увеличенные мониторы Puritan (6060 т) с четырьмя 305-мм орудиями в двух башнях, с 350-мм броневым поясом в средней части и 150-мм в оконечностях; скорость хода 12 узлов. В 1891 г. был выстроен монитор Monterey (4800 т) с двумя 305-мм орудиями в двух башнях, 325-150-мм броневым поясом и скоростью хода 13 узлов. В дальнейшем постройка мониторов в США была прекращена, так как для осуществления своей империалистической политики США перешли к постройке обычных высокобортных броненосцев.

В Англии первым броненосцем береговой обороны был Glatton (4900 т ), построенный в 1871 г., с двумя 305-мм орудиями в носовой башне, железным броневым поясом 300-200 мм по ватерлинии и скоростью хода 11 узлов; затем двухбашенные мониторы типа Cyclops (3600 т ) с четырьмя 254-мм орудиями, 200-125-мм броневым поясом, скоростью хода 10 узлов и другие корабли. Английские мониторы отличались тем, что у них выше броневого пояса шел овальный бронированный каземат (бруствер), по концам которого устанавливались башни. Так как скорость хода мониторов в свежую погоду сильно уменьшалась, то в дальнейшем постройка их была прекращена вплоть до первой мировой империалистической войны 1914 г., когда возрождение мониторов специальной конструкции было вызвано необходимостью обстрела бельгийского побережья, занятого германскими войсками. [171]

От мониторов во всех странах перешли к постройке броненосцев береговой обороны водоизмещением 3500-7000 т , вооруженных двумя орудиями крупного калибра и несколькими орудиями среднего калибра и защищенных сравнительно тонкой броней и броневой палубой. Этот класс кораблей весьма разнообразен, для малых государств, как Голландия, Швеция, Норвегия и другие, они являлись основными боевыми кораблями.

Таковы голландский De-Zeven-Provincien (1909 г.) водоизмещением 6400 т, со скоростью хода 16 узлов, с двумя 280-мм орудиями в двух концевых башнях, четырьмя 152-мм орудиями в четырех бортовых башнях, броневым поясом по ватерлинии толщиною 150-100 мм и броневой палубой (50 мм на скосах). Таков и шведский броненосец Sverige (1913 г.) водоизмещением около 7000 т, со скоростью хода 22 узла, с четырьмя 280-мм орудиями в двух концевых башнях, восемью 152-мм орудиями в семи башнях, броневым поясом 200-150 мм по ватерлинии, 100-мм казематом и броневой палубой толщиною 45 мм на скосах. На рис. 90 изображены этот броненосец и норвежский Harald Haarfager (1897 г.) водоизмещением 3900 т и со скоростью хода 17 узлов. Каждый из них имел по два подводных торпедных аппарата.

Следует отметить также два финляндских броненосца береговой обороны Väinämoinen и Ylmarinen подобного же типа, заложенных в 1929 г., водоизмещением 3900 т, со скоростью хода 15,5 узла (мощность двигателей 5000 л. с.); они имели 50-мм бортовую броню и были вооружены четырьмя 254-мм орудиями в двух концевых башнях и восемью 102-мм орудиями в двух средних и двух бортовых башнях. На них в качестве главных механизмов была применена дизельэлектрическая установка.

Канонерскими лодками являются небольшие корабли водоизмещением не более 2000 т, выполняющие то же назначение, что и броненосцы береговой обороны, но в более мелководных районах, а также на реках и озерах. Они вооружены одним-двумя крупнокалиберными орудиями.

С введением железного судостроения появились канонерские лодки мониторного типа, например, шведские типа Hildur (1871 г.), водоизмещения 460 т , 8-узловые с 65-мм бортовой броней и одним 240-мм орудием в башне, защищенной 350-мм броней. В то же время в Англии и других странах были построены небронированные канонерские лодки типа Staunch водоизмещением 180 т , высокобортные, вооруженные одним 229-мм орудием на скрывающемся станке, убирающемся под палубу. В Германии (1875-1880 гг.) были построены канонерские лодки типа Wespe для охраны устьев рек. Эти канонерские лодки водоизмещением 1100 т , со скоростью хода 9 узлов были вооружены одним 305-мм орудием в носовой барбетной установке [172] с 200-мм броневой защитой и тремя 120-мм орудиями; они имели 200-мм бортовой броневой пояс и 50-мм броневую палубу.

К 90-м годам тип мореходных канонерских лодок становится более устойчивым. Диспропорция между водоизмещением и вооружением, вызванная стремлением сделать лодки способными к борьбе с крупными кораблями, выравнивается в соответствии с определенным назначением лодок.

Во Франции строятся (1884-1891 гг.) канонерские лодки водоизмещением 1000-1700 т, со скоростью хода 13 узлов, вооруженные одним 240- или 265-мм орудием в носовой барбетной установке и одним 80- или 140-мм орудием в корме; броневая защита: 240-170-мм пояс по ватерлинии и 50-мм броневая палуба. Англия ограничивается постройкой небронированных канонерских лодок (Sloops) типа Cadmus и Rosario водоизмещением 960-1070 г, со скоростью хода 13 узлов, вооруженных [173] 4-6 орудиями 100-мм калибра. В США с 1888 г. строятся «крейсерские» канонерские лодки — мореходные высокобортные суда водоизмещением 900-1400 т, со скоростью хода 12-15 узлов, предназначавшиеся для несения охранной службы у Вест-Индских островов и у берегов Азии. Они имели под верхней (тонкой) нижнюю водонепроницаемую 8-мм палубу и бортовую защиту углем в ямах, доходящих до верхней палубы; вооружение состояло из 8-10 орудий 100-мм калибра на палубе с броневыми щитами.

Первым таким кораблем был Petrel (890 т) со скоростью хода 12 узлов и вооруженный четырьмя 152-мм орудиями. Вооружение было слишком крупным для такого корабля, а поэтому в дальнейшем корабли такого типа больше не строились. Затем были построены Nashville и Wilmington (1895 г.) водоизмещением около 1400 т, со скоростью хода 16 узлов и вооруженные восемью 100-мм орудиями, а также ряд подобных же кораблей, причем некоторые имели бортовой пояс из 25-мм листов на протяжении машинных и котельных отделений.

Наиболее типичным представителем кораблей, которые понимаются под названием мореходных канонерских лодок, является русская лодка Грозящий (1889 г.) (рис. 91) водоизмещением 1627 т , со скоростью хода 14 узлов. Она имела 82-127-мм броневой пояс по ватерлинии, 25-мм палубу над ним и 38-мм карапасную палубу в носовой части. Однотипная канонерская лодка Храбрый была вооружена двумя 203-мм и одним 152-мм орудиями.

К канонерским лодкам можно отнести также весьма разнообразный тип разведочных и посыльных судов, известных под названием авизо. Это небронированные суда, предназначаемые [174] только для ближних разведок, а потому имеющие большую скорость хода и слабое вооружение; в других случаях они по вооружению приближались к минным крейсерам и служили для защиты крупных кораблей от атак миноносцев.

Дальше