§ 15. Влияние появления торпеды на военное кораблестроение. Развитие класса миноносцев
Первое удачное применение русским флотом во время Крымской войны 1853-1856 гг. против кораблей противника мин заграждения, изобретенных русским ученым Б. С. Якоби, привело к появлению шестовой мины и мины-крылатки, используемых активно против определенного корабля.
Шестовая мина помещалась на конце шеста длиною 8-10 м, укрепленного в носу катера наклонно вниз, чтобы удар мины пришелся в подводную часть корабля.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. катера с шестовыми минами, усовершенствованными С. О. Макаровым, широко применялись в русском флоте. Ими был потоплен турецкий монитор Сельфи. Тогда же С. О. Макаров разработал и с успехом применил мину-крылатку, буксируемую катером. Такой миной был подорван турецкий броненосец Ассари Шевкет.
Широкое развитие минного дела в России привело к изобретению в 1868 г. И. Ф. Александровским самодвижущейся мины-торпеды (за год до изобретения торпеды Уайтхедом).
На испытаниях торпеда Александровского показала хорошие боевые качества, большую точность и скорость хода.
В 1875 г. скорость торпеды была доведена до 10 узлов, а в 1879 г. до 18 узлов, в то время как торпеда Уайтхеда двигалась со скоростью всего 7 узлов. Однако из-за преклонения царских чиновников перед всем заграничным, из-за равнодушного и пренебрежительного отношения их к трудам соотечественников торпеда, впервые изобретенная в России, была предана забвению, а торпеда Уайтхеда, с худшими боевыми качествами, была принята на вооружение флота.
Небольшие паровые минные катера были первыми миноносными кораблями, развитие которых впоследствии пошло по двум направлениям, были созданы торпедные катера и миноносцы.
Идея создания торпедных катеров принадлежит талантливому русскому адмиралу С. О. Макарову, который первый применил торпеды в боевой обстановке с катеров, специально оборудованных для торпедной стрельбы. Россия, первая оценившая значение этого нового оружия, построила несколько миноносок водоизмещением 12 т.
Появление торпеды и удачное применение мин русским флотом в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. произвело сильное впечатление на морские круги других государств, обладавших большим числом крупных кораблей, повидимому, беззащитных против этого нового оружия, так как казалось, что сильная артиллерия и толстая броня ничто перед малым по величине судном, несущим гибель крупному кораблю.
Переоценка значения торпеды и недооценка крупной артиллерии и мореходности кораблей тем или иным путем отразились [164] на развитии строительства крупных кораблей. В Англии при постройке броненосца Inflexible ограничили бронирование лишь короткой средней цитаделью; кроме того, англичане усилили постройку быстроходных небронированных крейсеров. В Италии постройка быстроходных кораблей типа Italia также отразила влияние этих взглядов. Россия в период 70-80-х годов прошлого века строила не броненосцы, а броненосные крейсера и интенсивно увеличивала свой минный флот. Франция, не прекращая постройки броненосцев, заказала до пятидесяти 80-тонных 19-узловых миноносцев, которые оказались неудачными из-за малой их мореходности и были перестроены, после чего на два узла уменьшили скорость хода. В Англии и Франции кредиты на постройку броненосцев были временно сокращены, что заставило комбинировать их активные и защитные элементы в пределах ограниченного водоизмещения.
Кораблестроители с появлением торпеды усилили свое внимание к вопросу обеспечения непотопляемости кораблей; появляются первые попытки создания системы противоторпедной защиты продольные броневые переборки вдоль бортов.
От миноносок водоизмещением 20-30 т с одним неподвижным торпедным аппаратом в носу перешли к строительству более крупных минных судов с поворотными палубными торпедными аппаратами, получивших название миноносцев. Первым миноносцем можно считать русский Батум, построенный в Англии по проекту русских корабельных инженеров. После благополучного перехода Батума в Черное море, установившего для подобных кораблей репутацию мореходных, началась во всех государствах постройка мореходных миноносцев, что в связи с увеличением их вооружения, скорости хода и запаса угля для котлов приводило к повышению водоизмещения. Вместе с тем встал вопрос и о борьбе с новым видом боевого оружия. На крупных кораблях, кроме элементов маневренности (увеличение скорости хода и поворотливости), были введены противоторпедные сети{82}, прожекторы, бортовая защита углем, усилена малокалиберная скорострельная артиллерия.
Развитие миноносцев пошло по двум направлениям как специально торпедных кораблей (увеличение числа торпед) и как истребителей неприятельских миноносцев (увеличение артиллерии); последние получили название контрминоносцев. Главный элемент неуязвимости этих сравнительно небольших [165] небронированных кораблей большая скорость хода. До 1900 г. миноносцы имели на палубе два-три однотрубных поворотных торпедных аппарата 355-450-мм калибра, две 37-45-мм пушки; истребители, строившиеся преимущественно в Англии и Японии, при двух торпедных аппаратах имели три-пять 37-57-мм пушек. Скорость хода как тех, так и других была 22-28 узлов при водоизмещении 80-300 т; истребители были большего водоизмещения, чем миноносцы. Постройка этих кораблей велась сериями, и они были многочисленны во всех флотах.
В 80-х годах прошлого столетия полагали, что миноносцы при их малой величине не мореходны, имеют недостаточную дальность плавания; поэтому не пригодны для действий в открытом море. Появились минные транспорты суда водоизмещением 5000-6000 т, со скоростью хода до 20 узлов, на палубе которых устанавливались 8-10 малых (до 18 т) миноносок со скоростью хода 16-17 узлов, вооруженных двумя бортовыми торпедами и двумя скорострельными пушками.
Идея создания минных транспортов принадлежит С. О. Макарову. Первым минным транспортом был пароход Великий князь Константин, специально оборудованный для базирования на нем минных катеров, успешно действовавших во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. По примеру России во Франции был построен транспорт Foudre, в Англии Hecla, a затем в 1889 г. Vulcan водоизмещением 6600 г, вооруженный восемью 117,5-мм орудиями, двенадцатью 3-фунтовыми скорострельными пушками и шестью торпедными аппаратами, из которых два подводных. Он брал девять миноносок и три минных катера, спускавшихся на воду двумя подъемными кранами.
Необходимость в увеличении скорости хода при уменьшении веса механизмов и корпуса в пользу основных боевых качеств миноносцев при наименьшем возможном водоизмещении побудила конструкторские силы и промышленность, особенно заводы, специализировавшиеся в их постройке, к выработке нового типа легких и мощных котлов и механизмов.
Выработка типа истребителей миноносцев происходила в период 1883-1893 гг. Сначала велась постройка кораблей увеличенного до 1000 т водоизмещения со скоростью хода 17 узлов. Эти корабли не удовлетворяли по величине и маневренности поставленной цели. Был сделан переход к уменьшению водоизмещения до 400-500 т и к повышению скорости хода до 20 узлов. Но с увеличением скорости хода до 23 узлов у миноносцев и эти корабли оказались неудовлетворительными; произошел переход к постройке истребителей типа увеличенных миноносцев с сильным вооружением и большой скоростью хода.
В 1893 г. в Англии были построены истребители Havock (водоизмещением 240 т, со скоростью хода 26,8 узла) и Daring (водоизмещением 260 т, со скоростью хода 27,7 узла). Вооружение [166] их состояло из одной 12-фунтовой, трех скорострельных 6-фунтовых пушек, одного носового торпедного аппарата и двух аппаратов палубных.
В дальнейшем Англия строила большое число миноносцев, повышая скорость их хода до 30 узлов, с соответствующим увеличением водоизмещения до 300 т. Постановка носовых торпедных аппаратов, опасных при стрельбе из них на большом ходу для самих миноносцев, больше не применялась. Их стали устанавливать на палубе.
Последующие попытки увеличения скорости хода миноносцев с поршневыми механизмами не увенчались успехом. Опыты с гидравлическим движителем также не дали хороших результатов.
В 1899 г. в Англии были построены 370-тонные миноносцы Viper и Cobra с паровыми турбинными механизмами; они были четырехвальные, по два гребных винта на каждом борту.
Однако стремление к получению таких больших скоростей на кораблях малого водоизмещения и облегченной конструкции корпуса привело к катастрофе. Первый миноносец, сев на мель, переломился пополам, второй же от чрезмерных напряжений обшивки и продольных связей разломился и затонул. Хотя причина гибели этих миноносцев и не была приписана наличию на них турбинных механизмов, но все же введение их задержалось на несколько лет.
Ко времени русско-японской войны в русском флоте стабилизировался тип мореходных 350-тонных миноносцев с двумя двухтрубными (450-мм ) или тремя однотрубными торпедными аппаратами на верхней палубе, расположенными в диаметральной плоскости, с одной 75-мм и пятью 47-мм пушками, со скоростью хода до 29 узлов.
Во время русско-японской войны миноносцы несли охранную и разведывательную службы с выходом в открытое море, иногда на них возлагались блокадные действия. Они вели борьбу с неприятельскими миноносцами и лишь после эскадренного боя, преимущественно в ночное время, производили торпедные атаки на крупные, уже ослабленные корабли.
Для успешного выполнения этих задач необходимо было создать вполне мореходный и быстроходный миноносец с большой дальностью плавания и усиленным вооружением. Были окончательно приняты турбинные механизмы, введено почти исключительно нефтяное отопление котлов, применены трехтрубные торпедные аппараты сначала 450-мм калибра, а затем, с 1910 г., 533-мм. Калибр артиллерии был увеличен (100-мм пушки). Создается тип сильного эскадренного миноносца , могущего сопровождать эскадру. Водоизмещение этих миноносцев постепенно возросло до 1000-1300 т, а скорость хода до 35 узлов. Наружные очертания миноносца приобрели характерный для него вид: был введен высокий полубак для улучшения [167] мореходных качеств (вместо прежнего полукруглого покрытия в носовой части) и увеличено отношение длины к ширине с 7-8 у миноносцев постройки до 1880 г. до 10,0-10,5 у миноносцев постройки 1908-1910 гг.
В Англии с 1902 г. последовательно строились 25,5-узловые истребители типа River в 550 т , затем в 1907 г. 33-35-узловые типа Cossack в 880 т. В период 1908-1914 гг. водоизмещение истребителей возросло до 1200 т , причем миноносцы типа Basilisk (1910 г.) были вооружены торпедами 533-мм калибра. Прежние 12-фунтовые пушки заменены двумя-тремя орудиями 100-мм (25-фунтового) калибра.
На некоторые миноносцы возлагалась дополнительная задача постановка мин заграждения; они могли принять на палубу до 50 мин с установкой их на рельсовых путях вдоль палубы, со сбрасыванием с кормы. Применявшееся ранее сбрасывание мин также и с бортов было впоследствии исключено как опасное из-за возможности попадания мины под гребные винты миноносца.
После русско-японской войны в Англии стали сомневаться в пригодности миноносцев для целей разведки. Исходя из этих соображений англичане построили ряд малых крейсеров-разведчиков как среднее между миноносцем и крейсером. Таковы Sentinel, Pathfinder и другие водоизмещением около 3000 г, со скоростью хода 25 узлов. Они имели тонкую 15-мм броневую палубу (на скосах 25-30-мм ), двухтрубный торпедный аппарат и десять 12-фунтовых 65-мм пушек. На некоторых из них был также короткий броневой 50-мм пояс по ватерлинии на протяжении машинных и котельных отделений. Однако эти корабли не удовлетворяли требованиям как по скорости хода, так и по защите и вооружению при чрезмерной их величине. Они были зачислены в разряд малых крейсеров, а взамен их в виде опыта англичане построили (1907 г.) миноносец Smift водоизмещением в 1800 т, вооруженный четырьмя 100-мм орудиями и двухтрубным торпедным аппаратом. В дальнейшем англичане строили миноносцы меньшего водоизмещения.
Подобные же миноносцы строились в Германии. В начале 90-х годов был создан тип дивизионного миноносца, по тому времени довольно крупный (до 550 т ), быстроходный (29 узлов) и сильно вооруженный, могущий оказать помощь малым миноносцам. В дальнейшем (1910-1913 гг.) Германия строит крупные (до 850 т) миноносцы со скоростью хода 30-33 узла, вооруженные двумя 80-мм (24-фунтовыми) пушками и четырьмя-пятью торпедными аппаратами 450-мм калибра в различной установке: у одних в диаметральной плоскости, у других по бортам. По сравнению с английскими германские миноносцы были слабее по артиллерии, но сильнее по числу торпедных аппаратов и имели назначение специально торпедных кораблей.
В России раньше, чем в других странах, установился определенный [168] взгляд на развитие минных кораблей. При последовательном переходе от миноносок и малых миноносцев к средним (до 200 т) был создан в конце 90-х годов тип минных крейсеров водоизмещением 600 т, со скоростью хода 20 узлов, вооруженных 4-6 трехфунтовыми, 4-8 однофунтовыми пушками и несколькими (4-6) однотрубными торпедными аппаратами: машина и котлы были прикрыты 18-мм палубой. Таковы Лейтенант Ильин, Капитан Сакен и др. После русско-японской войны также был построен ряд минных крейсеров: Сибирский стрелок, Кондратенко и другие, водоизмещением до 700 т, со скоростью хода 26 узлов, вооруженных тремя однотрубными торпедными аппаратами, двумя 127-мм или 75-мм орудиями и шестью 6-фунтовыми пушками. Эти минные крейсера в дальнейшем превратились в миноносцы большого водоизмещения, получившие окончательное оформление с постройкой в 1912 г. эскадренного миноносца Новик (1300 т).
Идея бронирования миноносцев подвергалась обсуждению еще в 80-х годах прошлого века. В 1886 г. заводом Ярроу в Англии был построен для Японии миноносец Kotaka водоизмещением 190 т , у которого борт и палуба на протяжении машинных и котельных отделений были покрыты 25-мм стальными листами.
В 1900 г. во Франции на заводе Нормана были построены миноносцы типа Audacieux водоизмещением 185 т, со скоростью хода 26 узлов. Борт на протяжении машинных и котельных отделений, а по высоте от 0,2 м ниже ватерлинии до верхней палубы имел толщину 19 мм; той же толщины была и палуба в этом районе. Миноносцы Branlebas и Fanfare постройки 1908 г. водоизмещением 328 т, со скоростью хода 25 узлов также были забронированы 19-мм листами; вооружение их, сравнительно слабое, состояло из двух однотрубных торпедных аппаратов, одного 9-фунтового орудия и шести 3-фунтовых пушек. В дальнейшем попытка бронирования не получила распространения, так как незначительная толщина не обеспечивала непробиваемости борта даже снарядами 57-мм пушек.
Следует отметить специальные типы судов, появившихся в связи с развитием класса миноносцев. К таковым относятся водобронный миноносец и миноносец-таран. В 1878 г. был построен миноносец Destroyer длиною 40 м, шириною 3,7 м. Особенность конструкции его состояла в том, что палуба была из толстых листов, выпуклая, вроде спины черепахи; над нею возвышалась водонепроницаемая надстройка длиной 20 м и высотой 1,4 м, передняя стенка которой была забронирована толстым железным листом. При надводном водоизмещении 165 т миноносец мог принять 94 т воды в трюм, тогда палуба уходила под воду на 0,6 м и над водою возвышалась только часть рубки вышиною 0,8 м, представлявшая весьма малую цель. Скорость хода в надводном положении была [169] 13 узлов, а в подводном значительно уменьшалась, что являлось крупным недостатком этого миноносца, вооруженного одним носовым подводным торпедным аппаратом, действующим сжатым воздухом. Идея конструктора заключалась в том, чтобы за счет стоимости одного броненосца построить 60 малых судов, несущих гибель броненосцу, но результаты испытаний не оправдали возлагавшихся на нее надежд.
В 90-х годах прошлого столетия в России был создан, но не осуществлен проект водобронного миноносца. Миноносец имел покатую водонепроницаемую палубу, а выше ее, под верхней палубой, во всю длину миноносца помещался поплавок, набитый пробкой (рис. 89). Для перехода из надводного в подводное положение водяной балласт принимался в пространство выше нижней покатой палубы и в таком положении он был не уязвим для снарядов. Для выхода из внутренних помещений наверх служили бронированные трубы. На миноносце предполагалось поставить керосиновый двигатель и электромотор; водоизмещение его 140 т на поверхности воды и 155 т в подводном положении, скорость хода в первом случае 24 узла, во втором 19. Снаружи бортов предусматривалась установка двух торпед в специальных аппаратах.
В то же время в Англии был построен 17,8-узловой миноносец-таран Polyphemus (2650 т) ; идея создания такого корабля заключалась в том, чтобы сделать корабль достаточно защищенным и способным вести нападение как путем тарана, так и торпедной атакой. Для отражения нападения миноносцев на судно было поставлено несколько скорострельных пушек в легкой башне, покрытой 20-мм листами. Верхняя палуба была покатой и покрыта 75-мм броней с броневыми гласисами вокруг выходных люков; броня опускалась на 1,8 м ниже ватерлинии. В днище у киля была устроена выемка, в которой помещалось 300 т чугунного балласта, который можно было в случае необходимости отдать. Миноносец имел пять торпедных аппаратов один носовой и четыре бортовых; к носовой части приделывался съемный таран (шпирон), связанный с броней и выступавший на 3,5 м за форштевень. Миноносец имел рули в корме и в носу, обеспечивавшие ему хорошую поворотливость. В 1893 г. в США было построено подобное судно Katadhin (2100 г, 16 узлов), отличавшееся от предыдущего тем, [170] что предназначалось только для тарана, торпедных аппаратов на нем не было; кроме того, чугунный балласт был заменен водяным. Бронирование было усилено до 150 мм на скосах палубы. Дальнейшего развития эти суда не получили, так как усовершенствованная к тому времени торпеда могла поражать подводную часть кораблей без необходимости сближения их вплотную с противником.