§ 12. Влияние русско-японской войны на усовершенствование боевых кораблей
В январе 1904 г. неожиданным и вероломным нападением японского флота на русскую эскадру, стоявшую на рейде у Порт-Артура, началась русско-японская война.
Эта война велась за передел сфер влияния на Дальнем Востоке и была вызвана стремлением Японии, как и царской России, захватить Манчжурию и Корею. Царская Россия в этой войне и на море и на суше потерпела поражение из-за своей экономической и политической отсталости. Воспользовавшись этим, Япония захватила Корею, забрала у России Порт-Артур и южную половину Сахалина и утвердилась на Курильских островах; таким образом она закрыла для России все выходы в океан на востоке. «Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток»{74}.
Русско-японская война имела, однако, большое значение для дальнейшего усовершенствования боевых кораблей во всех флотах, так как операции под Порт-Артуром, бой при Цусиме и другие действия на море явились первой разносторонней проверкой качеств боевых кораблей. Ряд вопросов по вооружению, защите и живучести кораблей, бывших до того времени спорными, получил направление для их разрешения и был намечен путь для дальнейших улучшений корабля.
Боевой опыт русско-японской войны выдвинул перед кораблестроением следующие основные положения:
1. Необходимо иметь на корабле возможно большее число орудий самого крупного калибра, способных нанести противнику гибельные удары в самые защищенные его части. Стандартная до сих пор установка на линейных кораблях лишь четырех 305-мм орудий в двух башнях была явно недостаточна: при выходе из строя одной башни боевая мощность корабля уменьшалась наполовину, а артиллерия среднего калибра была недостаточна по силе и дальнобойности, чтобы возместить эту потерю. Кроме того, башни средней артиллерии, слабо защищенные, легко могут выйти из строя. При введении на кораблях дальномеров и системы управления артиллерийским огнем стала необходимой установка орудий одного калибра.
2. Число скорострельных пушек небольшого калибра для отражения атак миноносцев должно быть увеличено. Но, учитывая, что миноносцы обычно производят атаки в конце боя, необходимо для сохранения скорострельных пушек расположить их по всему кораблю, а не концентрировать в одном месте.
3. Количество взрывчатого вещества в бронебойных снарядах [134] должно быть увеличено для усиления их разрушительного действия после пробивания брони.
4. Бронирование площади надводного борта корабля должно быть развито возможно полнее, так как небронированные части заведомо будут разрушены фугасными снарядами.
5. Крепление плит на длинных броневых болтах, пропущенных через толстую деревянную прокладку позади брони, причем отдельные плиты просто стыкались в торцах без всякого соединения, неудовлетворительно. Были случаи нарушения прочности крепления брони и вмятин отдельных плит брони внутрь. Деревянная прокладка позади брони в виде упругой подушки, поглощающая часть энергии снаряда, увеличивая вес корпуса, не оправдала возлагавшихся на нее надежд. При последующих постройках это привело к креплению брони непосредственно к обшивке (с оставлением иногда тонкой деревянной прослойки для удобства установки плит). Отдельные плиты устанавливались длинными сторонами вертикально, а не горизонтально, как ранее, а в торцах соединялись клиновыми шпонками, забиваемыми сверху в отверстия, сделанные соответственно в торцах каждых двух смежных плит{75}.
6. Необходимо повысить скорость хода кораблей как одного из важных тактических элементов, дающего возможность выбора наивыгоднейших условий боя дистанции, места и времени, а также сосредоточения удара в желаемом направлении.
7. Должны быть введены конструктивные улучшения корпуса корабля рациональное расположение переборок в трюме и между палубами. Продольные переборки в диаметральной плоскости должны быть исключены (во избежание большого крена при пробоине) или иметь вырезы; не должно быть дверей в главных поперечных переборках ниже ватерлинии.
8. Должно быть обращено внимание на противоторпедную бортовую защиту путем постановки продольной бортовой переборки, заполнения бортовых отделений углем{76}. Необходимо предусмотреть возможность выравнивания крена и диферента корабля при получении им пробоины.
9. Наличие тарана бесцельно.
10. Дерево и другие горючие материалы, могущие создать пожар на корабле во время боя, должны найти крайне ограниченное применение в оборудовании кораблей.
11. Маневренность крупных кораблей должна быть обеспечена как конфигурацией продольного профиля корабля, так и постановкой двух рулей и дублированием рулевых машин. [135]
12. На мачтах должны быть специально оборудованные и защищенные посты наблюдения.
Русско-японская война вскрыла основной недостаток, присущий всем военным кораблям того времени, недостаточное обеспечение непотопляемости, зависящее от недооценки значения запаса пловучести корабля. В подводной своей части корабли были разделены переборками на достаточное число водонепроницаемых отсеков, но между палубами были всего лишь две-три основные водонепроницаемые переборки. Вследствие этого вода, попавшая на палубу через пробоину, могла свободно распространяться по ней и попадать в соседние неповрежденные отсеки трюма. Этим объясняется гибель в бою при Цусиме многих русских кораблей.
На это еще в 1903 г. обращал внимание профессор Военно-морской академии А. Н. Крылов, но в то время его выводы не были учтены.
Бюрократическая верхушка Морского ведомства, преклонявшаяся перед Западом и пренебрегавшая отечественной наукой, не использовала ценные предложения русских ученых и изобретателей, ссылаясь на отсутствие опыта за границей.
Необходимые усовершенствования, подсказанные опытом русско-японской войны, были осуществлены благодаря техническим достижениям промышленности. Применением стали повышенного сопротивления удалось уменьшить толщину ответственных связей корпуса и тем обеспечить выигрыш в весе последнего. При постройке набора корпуса было увеличено число продольных связей, введены накладные пояса наружной обшивки, бортовые связи и продольные бимсы верхней палубы; это дало возможность повысить отношение длины к ширине корабля (благоприятное для увеличения скорости хода) при увеличенном водоизмещении без нарушения продольной крепости корпуса корабля {77}.
В области корабельных механизмов тоже произошли существенные изменения. Конструкция поршневых машин была значительно усовершенствована в смысле уравновешенности работы механизмов и уменьшения их удельного веса. Однако увеличение мощности механизмов для достижения больших скоростей хода столкнулось с невозможностью помещения их под броневой палубой и с необходимостью сокращения длины машинных отделений в целях обеспечения непотопляемости корабля: механизмы были высоки и длинны. Были сделаны попытки распределения мощности механизмов на три гребных винта, но это принципиально не разрешало задачи.
Поэтому решительно перешли к паровым турбинным механизмам, до тех пор применявшимся только в береговых установках. [136] Ряд усовершенствований (в том числе и необходимая для морских механизмов реверсивность действия) позволил применить турбинные механизмы к боевым кораблям. После ряда сравнительных испытаний маневренных качеств турбинных кораблей, с повышением их скорости хода стали ставить паровые турбины на вновь строящиеся корабли. Вместе с тем окончательно были приняты водотрубные котлы повышенного давления с перегревом пара, дающие экономию в весе механизмов. Для приведения в действие корабельных вспомогательных механизмов стало широко применяться электричество.
Следует отметить также применение на кораблях двигателей внутреннего сгорания, работающих на более дешевом топливе нефти. Дизели нашли применение на подводных лодках и небольших кораблях как более экономичные и малогабаритные по сравнению с паровыми двигателями. На крупных кораблях дизели ставились иногда как вспомогательные двигатели экономического хода.