§ 10. Переход к строительству паровых и железных кораблей в иностранных военных флотах
В середине XIX века сильно развилась металлургическая промышленность, улучшилась качественно плавка и обработка железа, появился ряд новых отраслей промышленности.
Паровая машина завоевала прочное место не только в самом производственном процессе, но появилась и нашла применение в вооруженных силах, предъявляя новые требования к военному искусству и к подготовке личного состава. Это нашло свое отражение и на флоте в начавшемся переходе к строительству паровых железных кораблей и в изменении принципов комплектования и обучения матросов и офицеров.
Период 1840-1860 гг. представляет знаменательную переходную эпоху в истории развития военного кораблестроения, когда, развиваясь на базе растущей промышленности и прежде всего металлургии, торговое судостроение с очевидностью доказало преимущество паровых и железных кораблей. Однако традиции парусного флота и высказываемые морскими авторитетами опасения (пожар на корабле от искр, вылетающих из дымовой [102] трубы, большой расход топлива, слабая сопротивляемость железного борта, возможные поломки машины и наружных колес, влекущие за собой потерю хода) тормозили дело. Уступка требованиям современности была сделана лишь в отношении кораблей легкого типа: появились парусно-паровые фрегаты и корветы с колесным движителем для разведочной службы и для буксировки крупных парусных кораблей. На рис. 53 показан французский пароходо-фрегат Gomer водоизмещением 1500 т с машиной 450 л. с. постройки 1832 г.; скорость хода его была 10 узлов. На пароходо-фрегатах (колесных) орудия устанавливались на верхней и нижней палубах, а на других колесных пароходах (корветы и шлюпы) только на верхней палубе.
Однако прогресс шел своим чередом. Механизмы совершенствовались. Проект кормового колодца, в который можно поднимать винт во время хода корабля под парусами, чтобы не уменьшать его скорости хода, был осуществлен на французском корвете Chaptal; это изобретение имело полный успех и послужило поводом к постройке ряда парусно-винтовых фрегатов и корветов.
Применение винтового движителя победило предубеждение против паровой машины. В 1847 г. ео Франции был заложен винтовой 90-пушечный линейный корабль Napoléon (рис. 54) в 5047 т, с главными размерами 71,3x16,2x7,7 м; он развивал небывалую до того скорость хода 13,5 узла. Корабль вступил в строй в 1852 г.; по этому типу было построено еще пять кораблей. [103]
В 1822 г. появилась пушка большого калибра (220 мм), стрелявшая 80-фунтовой разрывной гранатой зажигательного действия; для малых кораблей была сконструирована такая же пушка с 30-фунтовой гранатой. Опыты, произведенные в 1834 г., показали разрушительное действие гранат{58}. В 1842-1843 гг. были поставлены опыты сравнительной стрельбы ядрами и гранатами [104] по железным плитам толщиной 150 мм, составленным из отдельных 10-12-мм листов; плита задерживала 50-фунтовое ядро, но граната разрывала листы на осколки, которые разлетались позади плиты. Это дало повод официально заявить, что железо не пригодно для постройки военных кораблей; ряд железных фрегатов, начатых постройкой в Англии, был переделан в пловучие склады. Преимущества железного корпуса не были еще оценены. Правда, железо того времени было непрочным, оно действительно пробивалось ядром бомбической пушки, но пробоина не приводила к гибели корабля, который после заделки пробоины оставался на плаву. В то же время удар той же бомбы в деревянный корпус вызывал пожар и гибель корабля.
Вскоре ложные выводы были опровергнуты боевой практикой русского флота.
18 ноября 1853 г. эскадра русского Черноморского флота под командованием вице-адмирала Нахимова в сражении при Синопе почти полностью уничтожила турецкий флот, стоявший на якоре под прикрытием береговых батарей.
Вице-адмирал Нахимов, решительно сблизившись с противником на предельно короткие дистанции, использовал в бою всю артиллерийскую мощь своих кораблей, вооруженных бомбическими пушками, снаряды которых имели большое разрушительное и зажигательное действие.
Синопский бой был первым боем, в котором были использованы бомбические пушки, и последним крупным сражением парусных флотов. Он показал высокие боевые качества русских; военных кораблей, русского оружия и военной техники и превосходство русского военно-морского искусства над турецким и английским.
Этот бой оказал большое влияние на дальнейшее развитие военного кораблестроения и привел к прекращению строительства крупных деревянных военных кораблей и к замене их железными, а дальнейший прогресс артиллерии сделал необходимым прикрытие железных кораблей броней. Однако уроки Синопского сражения не сразу и не везде были восприняты и постройка деревянных кораблей с установкой на них бомбических пушек еще некоторое время продолжалась.
Только в России раньше, чем в других странах, решительно, без колебаний, учитывая опыт Крымской войны, перешли к строительству крупных железных и паровых военных кораблей. Идея постройки железных боевых кораблей, прикрытых броней, впервые предложенная еще в 1824 г. строителем первых русских пароходов механиком Чистяковым, продолжала развиваться.
Металлургическая промышленность европейских стран выделывала броню толщиной до 100 мм путем проковки железных болванок. Но в 1856 г. уральский мастер металлург В. С. Пятов: первым изобрел и применил на Холуницких заводах способ производства [105] брони путем прокатки и стал изготовлять стальные плиты толщиной в 4 1/2 дюйма с цементированной поверхностью. Освоение производства такой брони металлургической промышленностью оказало большое влияние на дальнейшее развитие военного кораблестроения, в частности на повышение боевой мощи артиллерийского вооружения и его размещение и на конструкцию самого корабля. Кораблестроители доказывали, что выигрыш в весе корпуса у железного корабля позволит прикрыть броней машины и котлы, которые у деревянного корабля остаются незащищенными. Нет надобности ставить много пушек, достаточно иметь их меньше, но крупного калибра, в забронированном каземате. Такой корабль, утверждали кораблестроители, разобьет любой деревянный и устоит против береговых батарей.
Во время Крымской войны во Франции были построены как опытные три деревянных винтовых судна Dévastation, Lave и Tonnante с главными размерами 53x13,1x2,5 м, водоизмещением 1460 т, с машиной в 120 л. с., сообщающей судну скорость хода 3-4 узла. Они были вооружены 12-16 крупнокалиберными (50-фунтовыми) пушками, борт покрыт 100-мм железной броней. Эти немореходные пловучие батареи (рис. 55) были отбуксированы в Черное море и принимали участие в бомбардировке крепости Кинбурн (в устье Днепра). Англичане уже после войны построили по типу французских несколько пловучих батарей. [106]
В результате Крымской войны в 1857 г. во Франции был издан закон, по которому все корабли, не имеющие машин, исключались из списков боевого флота как вносящие разнобой в его тактическое использование; в 1859 г. был построен корабль La Gloire {59} водоизмещением 5600 т, с главными размерами 77,3x16,2x7,8 м. Корпус его деревянный. За счет уменьшения парусности на 1/3 и замены большого числа пушек тридцатью крупнокалиберными (162мм) 50-фунтовыми пушками, заряжающимися с казенной части, борт был прикрыт по высоте двумя поясами брони из железных кованых плит. Расположение брони (рис. 56) таково: нижний пояс, толщиною 120 мм, защищая жизненные части корабля, опускался на 2 м ниже ватерлинии [107] и доходил до средней палубы (корабль трехпалубный); верхний 100-мм пояс защищал надводный борт и батарею, в нем прорезаны порты для орудий, и он доходил до верхней палубы, на которой открыто стояли шесть мелких пушек. Броня положена на толстую деревянную обшивку борта; по концам батареи поставлены броневые траверзы для защиты пушек от огня с носа и с кормы. При машине в 1000 л. с. корабль развивал скорость хода 12,8 узла. По этому типу было построено еще несколько кораблей (Magento, Solferino и другие).
В ответ на строительство этих кораблей англичане построили железный винтовой броненосец Warrior водоизмещением 9360 т и скоростью хода 14,3 узла. Он был забронирован 112-мм железной броней. В отличие от французского La Gloire он имел броню только в средней части в виде каземата для защиты механизмов и орудийной батареи. Вооружение его состояло из тридцати восьми 68-фунтовых гладкоствольных пушек, часть которых была расположена вне каземата и на верхней палубе. По концам каземата были поставлены траверзные броневые (112-мм ) переборки для защиты пушек от продольного огня. Отсутствие брони в оконечностях возмещалось постановкой водонепроницаемых платформ, обеспечивающих пловучесть корабля при пробоине в носу или в корме. По типу Warrior было построено еще несколько кораблей.
Постройка корпуса из железа позволила увеличить размеры Warrior и его длину (116 м) без нарушения продольной крепости. На рис. 57 показан общий вид этого корабля, а на рис. 58 конструкция его корпуса. Была принята так называемая поперечная система конструкции набора с некоторыми изменениями [108] в отношении усиления продольной крепости корабля. Набор состоял по каждую сторону от вертикального киля из шести продольных непрерывных связей, между которыми поставлены поперечные ребра (шпангоуты) из отдельных кусков листового железа; угольники же шпангоутов были непрерывны и проходили сквозь отверстия в продольных связях. Поверх набора на днище (только в пределах первых продольных связей) для увеличения продольной крепости наложена внутренняя железная обшивка. Толщина листов набора доходила до 12 мм, а наружной обшивки до 22 мм. Корпус был разделен поперечными и двумя продольными бортовыми переборками для обеспечения непотопляемости корабля.
Этот корабль, равно как и деревянный La Gloire, представляли собой тип броненосца с бортовой бронированной батареей. В США был построен в 1862 г. деревянный броненосец New Ironsides в 4000 т со скоростью хода б узлов, вооруженный двенадцатью 280-мм гладкоствольными пушками; он имел заваленный внутрь надводный борт, покрытый 100-мм железными плитами. По состоянию артиллерии того времени такое бронирование представляло достаточную защиту: New Ironsides при бомбардировке форта Семтер получил до 70 попаданий, но пострадал незначительно.
Эти броненосцы имели забронированный надводный борт до верхней палубы по всей длине корабля или по большей ее части и сохраняли полную парусность. Броневой палубы не было, так как стрельба велась на близких дистанциях, без угла возвышения; орудия имели некоторый угол снижения, поэтому броню стали опускать на 1,5-2 м ниже ватерлинии.
Между тем артиллерия продолжала совершенствоваться. С 1867 г. на кораблях стали устанавливать пушки с нарезными стволами, стрелявшими удлиненными снарядами. Орудия заряжались с казенной части. Конструкция самих орудий с увеличением энергии снаряда при повышенном количестве заряда совершенствуется: орудия изготовляются из литой стали, стволы скрепляются кольцами, а прежняя лафетная установка была заменена поворотными механическими орудийными станками.
Увеличение калибра орудий повлекло за собой уменьшение их числа. Все крупнокалиберные орудия защищались броней. Увеличивается дистанция стрельбы и вводятся приборы для определения расстояния. Все это положило начало не прекращающейся и до сих пор борьбе между артиллерией и броней.
Потребовалось увеличить толщину бронирования, но шаблонное расположение бронирования без учета расположения артиллерии чрезмерно увеличивало водоизмещение корабля: английские броненосцы Warrior улучшенного типа, с железной [109] броней, толщиной в 140 мм по всей длине корабля, достигли водоизмещения 11 000 т (Minotaur, Northumberland и другие).
Постройкой этих кораблей заканчивается период строительства батарейных броненосцев; совершается переход к новому типу боевых кораблей казематных броненосцев с улучшенной конструкцией корпуса. В 1866 г. в Англии был построен и вошел в строй броненосец Bellerophon, строитель которого стремился создать боевой корабль с небольшим числом крупнокалиберных, хорошо защищенных орудий.
Броненосец Bellerophon (рис. 59) имел железный броневой 150-мм пояс по ватерлинии, доходящий по высоте только до средней палубы; выше его был поставлен 150-мм каземат с траверзами для десяти крупнокалиберных (229-мм ) орудий. Кроме того, было установлено два 175-мм орудия в носовом забронированном щите и одно 175-мм в корме, несколько 102- и 152-мм пушек стояло открыто на палубе. Главные размеры броненосца 91x17x8 м, водоизмещение 7550 т. Благодаря мощной машине (6520 л. с.) и увеличенному отношению длины к ширине его скорость хода доходила до 14,2 узла. Боевая рубка в носовой части была покрыта 200-мм броней{60}. [110]
Носовая часть корабля Bellerophon имела форму прочного тарана{61}. Поворотливость и маневренные качества корабля значительно улучшились: раньше на штурвалах приходилось ставить до 70 человек, поворачивавших в течение 1 1/2 минут руль всего лишь на 20°, теперь же обыкновенный руль был заменен балансирным. Паровых рулевых машин в то время не было; первая удачно сконструированная паровая рулевая машина появилась в 1866 г.
При постройке Bellerophon было введено более удобное расположение орудий для артиллерийского обстрела прямо по носу, в расчете на использование пушек при таране корабля противника. Это повлияло на дальнейшее усовершенствование броненосцев.
Кроме указанных преимуществ (возможность ведения продольного огня и увеличение скорости хода при сохранении парусности), корабль этот имел ряд конструктивных усовершенствований.
Корпус его был построен по так называемой клетчатой , или бракетной {62} системе набора, сохранившейся с теми или иными изменениями до настоящего времени (продольно-поперечная система). Набор состоял из продольных непрерывных связей (стрингеров), между которыми поставлены шпангоуты из отдельных кусков листового железа или стали (бракетов). Поверх набора настилалась внутренняя обшивка, так что получалось междудонное пространство высотой 1 м, обеспечивавшее непотопляемость корабля при повреждении наружной обшивки днища. Водонепроницаемые шпангоуты и стрингеры, поставленные через определенные промежутки, разделяли междудонное пространство на отдельные клетки, отчего эта система набора и получила свое название. Корпус до средней палубы был разделен водонепроницаемыми поперечными переборками. Клетчатая система набора корпуса была комбинацией поперечной и продольной систем. Продольная система{63} была применена при постройке в 1858 г. большого по тому времени парохода Great Eastern (25 000 т) , предназначавшегося специально для прокладки трансатлантического кабеля. [111]
Длина этого корабля в 11,5 раза превышала его углубление, поэтому постройка по поперечной системе была невозможна.
Строители предложили продольную систему набора, состоящую только из продольных стрингеров в днище, по бортам и под палубой; каждому стрингеру соответствовал пояс наружной и внутренней обшивки. Корпус представлял собой как бы двойную железную трубчатую балку с продольными ребрами. Такая чисто продольная система набора из-за трудности ее осуществления была единичной и в дальнейшем развилась в современную продольную систему набора корпуса корабля.