§ 8. Военное кораблестроение в эпоху абсолютизма. Переход от гребных к парусным военным кораблям. Создание постоянных военных флотов
Вторая половина XVI и начало XVII вв. отмечены в истории военного кораблестроения установлением основных типов мореходных военных кораблей.
Происходит резкое разграничение кораблей на военные и торговые, хотя бы и вооруженные. Абсолютные монархии Испании, Англии и Франции, а также Голландская республика (Генеральные штаты) переходят от системы привлечения торговых судов на время войны к постройке и содержанию постоянных военных флотов. Ядром этих флотов становятся исключительно парусные корабли. Гребные (галеры и парусногребные галионы) остаются лишь для нужд местного плавания. Стремясь к колониальным захватам и расширению морской торговли, эти государства [69] имели для защиты своих интересов постоянный регулярный военный флот.
В этот период следует отметить два морских боя, которые особенно повлияли на дальнейшее развитие боевых кораблей. Это бой при Лепанто (в Коринфском заливе) в 1571 г., относящийся к периоду Кипрской войны с турками союза в составе Испании, Венеции и католической церкви и разгром испанской «Непобедимой Армады» англичанами в 1588 г.
В бою при Лепанто союзный испано-венецианский флот состоял из 206 кораблей, в том числе 11 галеасов, из которых шесть были поставлены во главе боевого строя галер. Турки же имели 208 галер и 60 галионов. Суда союзников были хорошо вооружены пушками, турки же больше надеялись на стрелков из лука, рассчитывая, что за время одного выстрела из пушки лучник успеет выпустить 30 стрел. Воины союзников имели на себе железные и кожаные латы, предохранявшие их от стрел.
Превосходство в артиллерии, сосредоточение огня на решающем направлении и взаимная поддержка судов союзников решили исход боя, турецкий флот был разбит, потеряв 225 судов, союзники потеряли всего 15 галер. Этот последний крупный бой гребных судов показал, что в дальнейшем путь развития военных кораблей должен итти в направлении усиления их артиллерии.
Соперничество испанцев и англичан на морских путях в Вест-Индию, нападения английских корсаров на испанские караваны и содействие, оказываемое англичанами восставшим против Испании голландцам, привели к разрыву между этими государствами.
Испанцы для высадки армии в Англии собрали громадный по тому времени флот, «Непобедимую Армаду», из 132 парусных кораблей; большую часть составляли высокобортные галионы{37}, артиллерия которых не соответствовала их величине, испанцы рассчитывали на абордаж, тем более, что на кораблях было много солдат. Флот англичан состоял из 197 судов, из них только 34 были государственными (в том числе два по 1 000 т, остальные 100-800 т ), прочие (водоизмещением 30-400 т) были вооруженными торговыми кораблями. Испанские корабли превосходили английские по величине, но значительно уступали по артиллерии, маневренным качествам и опытности судового состава, набранного у англичан из участников корсарских предприятий, а также были перегружены войсками.
Англичане, не допуская абордажа, поражали большие испанские корабли артиллерийским огнем.
Из-за высоты бортов испанских кораблей и малой величины орудийных портов снаряды испанцев пролетали выше низких [70] английских кораблей. Артиллерия английских кораблей поражала высокие испанские корабли в жизненных частях у ватерлинии. Расстроенная Армада, потерявшая возможность отступления через канал, направилась на север, обогнула Шотландию, Ирландию, потеряв в пути от бурь много кораблей; обратно на родину вернулось только 50 судов.
Этот первый крупный бой парусных кораблей выявил значение более совершенной артиллерии, скорости хода и маневренности кораблей. В этом направлении и пошло дальнейшее их развитие.
В 1488 г. в Англии был построен по тому времени крупный корабль Great Harry (рис. 34){38}. Это была экспериментальная постройка крупного военного корабля водоизмещением около 1000 т с высокими надстройками и башенками для стрелков; корабль имел две батарейные палубы, по восемь пушек с борта в каждой, кроме того, были поставлены пушки на полуюте и в кормовом транце. Три мачты со стеньгами несли прямые паруса.
В морском бою с французами в 1512 г. однотипный корабль Regent, построенный в 1498 г., взял на абордаж французский корабль Cordelier. Из-за возникшего пожара оба взорвались и погибли. Крупный по тому времени военный корабль Cordelier имел прорезанные в бортах пушечные порты. Эту систему в дальнейшем приняли англичане. [71]
Франция начала развивать свой военный флот в начале XVI в., во время войны с Англией. Она имела тогда 39 парусных военных кораблей с адмиральским Cordelier во главе. Но затем до конца столетия французский флот не развивался, так как слабая морская торговля Франции не побуждала к этому; кроме того, внутренние противоречия (религиозная борьба) не способствовали подъему промышленности страны. Французский флот возродился только в начале XVII в., во время англо-голландских войн, в которых Франция принимала участие, и в последующих войнах с Англией.
Англичане взамен погибшего корабля построили в 1514 г. Henry Grace de Dieu того же типа, но с более сильной артиллерией и крупнее по размерам (около 1500 т ). Борта, ранее прямые, получили некоторый завал внутрь; вся корма от главной мачты занята высокой четырехъярусной надстройкой с пушками по бортам. Крупные бортовые пушки в двух батарейных палубах, причем нижние порты были расположены близко от воды и на волнении закрывались. Вооружение 80 пушек разного калибра, экипаж 400 матросов, 50 канониров и 350 солдат.
Постоянный военный флот в Англии был организован в первой половине XVI в. Корабли того периода представляли собой вооруженные нефы. Были сооружены верфи в Вульвиче и Дептфорде, а существовавшие в Портсмуте значительно расширены. В 1547 г. английский военный флот, кроме вооруженных торговых, имел 30 крупных кораблей (более 300 т). Такие корабли, как Henry Grace de Dieu, были единичными. Ко времени англоиспанской войны в распоряжении государства было всего лишь 18 новых кораблей водоизмещением 500-800 т ; остальные, в том числе и крупный корабль Triumph (l 000 т ), были старые, частью негодные для службы. Флот был пополнен вооруженными торговыми кораблями.
Один из крупных английских военных кораблей того времени, принимавших участие в бою с «Непобедимой Армадой», показан на рис. 35. Этот корабль уже не имел высоких надстроек, делавших его трудноуправляемым; все внимание обращено на усиление бортового огня.
В первой половине XVII в. в Англии обращается большое внимание на развитие военного флота и усовершенствование кораблей. В области кораблестроения современники отмечали улучшение очертаний корабля и его парусности. Были подняты выше от воды нижние пушечные порты, введены шпили для подъема якорей и усовершенствованные помпы для откачки воды из трюма, а также покрытие подводной части корабля медными листами для предохранения от обрастания, что одновременно повышало скорость корабля.
Специально созданные комиссии кораблестроителей установили, что длина корабля по килю должна равняться трем ширинам, [72] а ширина трем осадкам, считая последнюю не более 5 м; тяжелые надстройки, ухудшающие маневренность, должны быть сокращены; на крупных кораблях следует иметь три палубы, из которых нижняя должна быть на 0,6 м выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море; палубы должны быть сплошными и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшать крепости корабля.
Эти соображения были учтены при постройке крупного военного корабля нового типа, послужившего основанием для дальнейших усовершенствований. В 1635 г. был заложен корабль Royal Sovereign (другое его название Sovereign of the Seas). Это был первый трехдечный линейный корабль водоизмещением около 1700 т (рис. 36){39}. Главные размеры его таковы: длина по батарейной палубе 53 м (по килю 42,7 м) , наибольшая ширина 15,3 м, глубина трюма 6,1 м. Он имел три батарейные палубы на нижней до 30 пушек (пушки и полупушки), на средней столько же (кулеврины и полукулеврины), на главной 28 пушек меньшего калибра; кроме пушек на верхней палубе (свыше 18), под полубаком помещалось еще 14 пушек, [73] под полуютом 12 и было много амбразур в надстройках для ручного огнестрельного оружия. Общее число пушек 126; корабль имел 11 якорей. Корабль этот участвовал в англо-голландских войнах и в 1696 г. сгорел во время ремонта. Долголетняя служба свидетельствовала о его прочности. Палубы шли ровно, без перерывов и уступов, как это было на кораблях более ранней постройки, что придавало кораблю солидную крепость. В развитие этого типа в 1656 г. был построен корабль Prince Royal (рис. 37), явившийся следующим шагом по пути совершенствования кораблей. Водоизмещение его 1400 т , длина [74] по килю 35 м, ширина 13 м; вооружение 64 пушки одного калибра, расположенные по бортам в двух палубах.
В Англии стремились к введению на флоте пушек одного калибра и к совершенствованию их, чему способствовала развивающаяся промышленность. К этому времени развитие металлургии и техники производства металлических изделий, а также опыт строительства кораблей дали возможность ввести в конструкцию кораблей значительные изменения. Введение железных связей делает прочнее конструкцию корпуса корабля и позволяет увеличить его размеры. Однако оборудование кораблей остается примитивным: для управления кораблей пользовались ручным приводом, для водоотлива служили ручные помпы, вентиляции внутренних помещений не было, помещения обогревались жаровнями и освещались подвесными масляными лампами.
С открытием морского пути в Индию и возникновением мирового торгового рынка повышается значение торгово-промышленных портов Амстердама и Антверпена.
К середине XVI в. прежний ремесленно-цеховой способ производства уступил место мануфактурному; во главе голландской промышленности (суконные и полотняные мануфактуры) становится крупная буржуазия.
Голландия была в то время экономически достаточно мощной страной; она держала в своих руках почти все рыболовные промыслы в Северном море{40}.
Положение Голландии, являвшейся как бы европейской колонией Испании, не соответствовало ее экономическому прогрессу, тем более что последняя объявила за собой монополию колониальной торговли.
Возникла борьба молодой капиталистической страны со страной феодального абсолютизма за свое освобождение, в результате которой Голландия в 1598 г. стала независимой капиталистической страной. В 1602 г. в Голландии была основана Ост-Индская торговая компания, а в 1620 г. Вест-Индская. На многочисленных торговых кораблях Голландия ввозила колониальные товары в Европу и заполняла ими все европейские порты. Для защиты своих торговых караванов Голландия имела и военный флот.
Так как Англия также активно вела колониальную политику, то на почве конкуренции неминуемо возникали разногласия. В 1651 г. английским парламентом был издан «Навигационный акт», которым вводился ряд ограничений для голландских купцов и промышленников в пользовании английскими портами и [75] территориальными водами для рыболовства. Колониальные товары могли ввозиться в Англию только на английских судах и непосредственно, а не транзитом через голландские порты.
Это послужило поводом к первой англо-голландской войне (1652-1654 гг.). Первые столкновения на море были не удачны для голландцев, которых связывала необходимость защиты морских торговых караванов, проводимых через Ла-Манш в свои порты, так как англичане стремились уничтожить торговые суда противника. В состав обоих флотов входили вооруженные торговые суда, бои носили характер артиллерийских поединков кораблей (поражение корпуса и рангоута с последующим абордажем). Голландцы, потерпев поражение в нескольких сражениях, заключили мир, признав английский «Навигационный акт».
Ко времени второй англо-голландской войны (1665-1667 гг.) та и другая стороны пришли к заключению, что одновременно охранение своих торговых судов и борьба с военным флотом противника несовместимы. Торговым судам было приказано оставаться в портах, и только некоторые под конвоем выходили в море. Англия подготовила к войне 114 военных кораблей, разделенных на три эскадры; Голландия 103 корабля. У тех и других, кроме того, были брандеры. В первом сражении голландцы потерпели поражение, потеряв 14 кораблей утонувшими и 18 взятыми в плен. Во втором сражении были разбиты англичане, потеряв 10 кораблей, а голландцы 6. В третьем морском сражении летом 1666 г. голландцы потерпели поражение, и английский флот, приблизившись к голландским берегам, уничтожил много торговых судов в прибрежных гаванях и устьях рек, используя брандеры и пиннасы{41}.
Обычно в зимнее время боевые действия на море прекращались, и крупные корабли становились на ремонт в портах, с наступлением же весны, если ожидалась война, снова вооружались. Но весной 1667 г. англичане этого не сделали, ограничившись лишь оборонительными мерами и не рассчитывая на серьезные нападения голландцев. Этим воспользовался голландский адмирал де-Рюйтер и с флотом в 60 кораблей с транспортами вошел в устье Темзы, сжег много торговых судов и, высадив десант, овладел портом Ширнесс. Эта атака произвела панику в Лондоне, где, по словам очевидцев, были слышны выстрелы голландских пушек. Несколько крупных 76-90-пушечных военных английских кораблей были захвачены голландцами, которые затем блокировали берег Англии и удалились только после заключения мира. [76]
Урок, полученный англичанами, недооценивавшими защиту берегов флотом, надеявшимися на береговые укрепления, заставил их усилить свой военный флот крупными кораблями.
Третья англо-голландская война (1672-1674 гг.) была весьма тяжелой для голландцев, так как Англия заключила союз с Францией и Голландии угрожало нападение как на море, так и на суше. Союзный флот состоял из 65 английских и 36 французских кораблей, 20 брандеров и большого числа малых судов; он расположился в бухте Солебей, где был неожиданно атакован голландским флотом под командованием де-Рюйтера. Флот голландцев состоял из 91 корабля, 44 брандеров и значительною количества малых судов. Расстроив союзный флот, де-Рюйтер отошел к своим берегам. На зиму действия флотов прекратились, а на следующий год голландцы решили заблокировать английский флот в Темзе и приготовили для этого восемь судов, нагруженных камнями для затопления их в устье реки. Операция не удалась, так как английский флот вышел в море раньше, чем предполагалось. Союзный флот{42} был разбит де-Рюйтером в морском бою при острове Тексель. В этом бою голландцы применили впервые линейный строй кораблей с бортовым расположением артиллерии.
Голландия, которой угрожали французские войска с суши, должна была все же заключить мир с Англией и уплатить военные издержки.
Военные корабли того времени получили то оформление, какое они с теми или иными изменениями сохранили до конца деревянного судостроения. Эти суда были не прежними вооруженными нефами, а кораблями, специально построенными для войны и резко отличавшимися от торговых. Развитие промышленности позволяло изготовлять более мощные пушки однообразного калибра, которые устанавливались по бортам на лафетах (рис. 38) ; для этого была усилена толщина бортов и подкреплена палуба. Пушки крупного калибра устанавливались на нижней палубе меньшего на верхних. Чтобы увеличить крепость и долговечность кораблей и устранить рассыхание и трещины в деревянных частях корпуса (течь и присутствие воды в трюмах были обычным явлением на прежних кораблях), было введено предварительное пропаривание дерева{43}.
Так как артиллерия главное оружие боя была сведена к известному единообразию, то явилась возможность классифицировать военные корабли по рангам в зависимости от числа [77] пушек; это же определяло число палуб и величину корабля. Вместо существовавшего разделения кораблей на:
а) государственные корабли водоизмещением 800-1 200 т,
б) средние корабли водоизмещением 600-800 т ;
в) малые корабли водоизмещением ниже 350 т ,
устанавливается шесть рангов военных кораблей, как показано в таблице, относящейся к началу XVIII в. В зависимости от ранга отпускались средства на содержание кораблей.
Ранги | Число пушек | Распределение пушек | Вес всей артиллерии, т | Водоизмещение корабля, т | Число команды | |||
Нижняя главная палуба | 2-я палуба | 3-я палуба | Полубак и полуют | |||||
1 | 100 | 28-49-фунт. | 28-24-фунт. | 28-12-фунт. | 16-6-фунт. | 214 | 1869 | 780 |
2 | 90 | 26-32-фунт. | 26-18-фунт. | 26-9-фунт. | 12-фунт. | 175 | 1566 | 680 |
3 | 80 | 26-фунт. | 26-12-фунт. | 24-6-фунт. | 4-фунт. | 147,5 | 1350 | 520 |
3 | 70 | 26-24-фунт. | 26-12-фунт. | | 18-фунт. | 126,5 | 1128 | 480 |
4 | 60 | 24-фунт. | 26-9-фунт. | | 10-фунт. | 104,0 | 995 | 365 |
4 | 50 | 22-18-фунт. | 22-фунт. | | 6-фунт. | 85,5 | 755 | 280 |
5 | 40 | 20-12-фунт. | 20-6-фунт. | | | 57,5 | 594 | 190 |
5 | 30 | 8-9-фунт. | 22-фунт. | | | 34,0 | 421 | 135 |
6 | 20 | 20-6-фунт. | | | | 22,5 | 374 | 115 [78] |
Боевые корабли соединялись в эскадры. Боевым строем был строй кильватерной колонны (корабли располагались в линию один за другим). В боевую линию входили самые сильные корабли первых трех рангов, отчего они и получили название линейных кораблей. Корабли четвертого и пятого рангов, более слабые по артиллерии, но быстроходные, получили название фрегатов (во Франции малые фрегаты назывались корветами ) и служили для целей разведки. Корабли шестого ранга являлись посыльными судами. Кроме того, в состав военного флота входили брандеры, бомбардирские суда{44}, транспорты и вспомогательные суда, носившие различные наименования (кетчи, хулки, флейты и другие).
Главное ядро военных флотов того времени составляли корабли второго и третьего рангов, более крупные корабли были еще единичными, так как конструкция корпуса (поперечный набор без диагональных связей, которые были введены лишь позднее) не позволяла увеличивать длину корабля и, следовательно, число пушек. Ориентировочные размеры некоторых кораблей показаны ниже.
Главные размеры | Число пушек | |||||
100 | 90 | 70 | 54 | 32 | 18 | |
Длина по батарейной палубе, м | 50,0 | 48,0 | 45,7 | 33,0 | 26,2 | 22,6 |
Длина по килю, м | 42,0 | | | | | |
Ширина наибольшая, м | 14,0 | 13,4 | 12,1 | 10,6 | 8,2 | 6,9 |
Осадка в воде, м | 6,0 | 5,8 | 5,4 | 5,1 | 4,0 | 2,7 |
Глубина трюма под нижней палубой, м | 5,8 | 5,5 | 5,2 | 4,7 | 3,5 | 2,8 |
Водоизмещение (официальное), т | 1550 | 1310 | 1015 | 690 | 330 | 200 |
На английских кораблях того времени нижняя палуба приходилась немного ниже ватерлинии и орудийные порты палубы (при межпалубной высоте около 2 м) возвышались не более 0,7 м над уровнем воды. Это объясняется стремлением англичан увеличить число пушек непропорционально размерам корабля, что перегружало его и иногда служило причиной гибели.
У французских и голландских кораблей отношение числа пушек к водоизмещению корабля было меньше и нижние порты были расположены выше.
На рис. 39 показан общий вид английского 90-пушечного корабля Royal Charles, захваченного голландцами при набеге на устье Темзы. [79]
На рис. 40 показан голландский 80-пушечный корабль Hollandia; голландские корабли были меньше по величине, имели небольшую осадку и плоское днище.
Во Франции еще в XIV в. была попытка создать постоянный флот. Он состоял из 33 кораблей водоизмещением до 300 т (по тому времени крупным) ; к ним были присоединены галеры и 100 вооруженных торговых кораблей всего 200 судов.
С этим флотом французы сделали несколько набегов на берега Англии. Затем в начале XVI в. была вторая попытка создать военный флот во время войны с Англией, но только во второй [80] половине XVII в., в противовес возрастающему морскому могуществу Англии, был создан постоянный военный флот. Был расширен порт Брест, основан Тулон, оборудованы верфи, доки и арсеналы; постройка кораблей велась усиленными темпами. Два флота атлантический и средиземноморский были подчинены центральному управлению. Французские корабли строились больше английских по размерам, были соответственно сильнее по артиллерии и быстроходнее. К числу больших кораблей, выстроенных в то время, относятся трехдечные 104-пушечные корабли Ville de Paris и Soleil Royal водоизмещением около 2000 т. Общий вид французских военных кораблей середины XVII в. показан на рис. 41.
Когда в 1689 г. возникла война с Англией, то французский военный флот состоял из 276 кораблей, из которых было 110 линейных кораблей. В морских столкновениях с соединенным англо-голландским флотом после первых успехов французы потерпели поражение в морском бою при мысе Ла-Хог.
Кроме крупных кораблей, в состав военного флота входили и небольшие вспомогательные суда различных типов и наименований; они использовались как транспортные, посыльные и патрульные суда. Некоторые из этих судов показаны на рис. 42 и 43. На северных морях преимущественно применялись полякры и флейты , а в Средиземном море тартаны и бригантины ; последние, кроме парусов, имели весла. Они вооружались несколькими мелкими пушками. [83]