Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

§ 7. Влияние географических открытий и применения огнестрельного оружия на развитие кораблестроения

В жизни европейских народов XV век положил начало перевороту в способе производства. Условия для этого постепенно складывались еще в предыдущие века. Под влиянием экономических, политических и социальных факторов, обусловивших процесс первоначального накопления капитала и ослабления феодального землевладения, происходило экономическое и политическое возвышение торгово-промышленных слоев общества. Наряду с ремесленными мастерскими появляются мануфактурные предприятия; в политической жизни европейских государств все большую роль начинает играть буржуазия, стремящаяся к поиску рынков.

Это вызвало многочисленные экспедиции и привело к открытию американского материка, морского пути в Индию и к кругосветным плаваниям. Географические открытия явились следствием развития экономической базы, позволившей строить соответствующие корабли, на которых возможно было совершать такие экспедиции. «...Великие революции, происшедшие в торговле в XVI и XVII веках после географических открытий и быстро подвинувшие вперед развитие купеческого капитала, составляют главный момент в ряду тех, которые содействовали переходу феодального способа производства в капиталистический. Внезапное расширение мирового рынка, умножение обращающихся товаров, соперничество между европейскими нациями в стремлении овладеть азиатскими продуктами и американскими сокровищами, колониальная система — все это существенным образом содействовало разрушению феодальных рамок производства» {30}. [60]

Капиталы, накопленные отдельными лицами и компаниями, проникли в среду промышленного производства. Последнее обусловило морскую торговлю наиболее передовых стран и развитие кораблестроения, а отсюда и появление новых типов торговых и военных кораблей.

После падения Византии, овладения турками Малой Азией и обоснования арабов в Египте прямые торговые сношения венецианцев и генуэзцев с Востоком прекратились. Товары азиатских стран доходили до европейцев через вторые и третьи руки, цена их в Европе сильно повысилась, в то же время рост своей промышленной продукции требовал рынков сбыта. Все это толкало коммерсантов-буржуа на поиск новых рынков, новых земель и, в частности, морского пути в Индию, сказочные богатства которой привлекали европейских купцов. Инициатива поисков принадлежала португальцам и испанцам. В 1498 г. португалец Васко-да-Гама, обогнув Африку, прошел в Индийский океан и достиг берегов Индии. Стоимость вывезенных Васко-да-Гама товаров в шесть раз превысила расходы всей его экспедиции. Почти в то же время (1492 г.) Христофор Колумб, преследуя также цель достижения Индии, открывает Вест-Индские острова. За ними устремились в океан другие португальские и испанские моряки на поиски богатств. Это все было связано с новыми географическими открытиями, которые положили начало колониальной политике европейских государств и ускорили развитие капитализма.

В области навигации к этому времени был достигнут известный прогресс. Магнитный компас стал известен с 1302 г.{31}, развивалась картография; астролябия с 1480 г. вошла в обиход навигаторов.

Высокие неповоротливые круглые нефы, не говоря о гребных галерах, не соответствовали требованиям океанского плавания. Опыт указывал, в каком направлении следует улучшать мореходные качества судов, а материальные условия, производственные и технические средства уже позволяли строить корабли для океанского плавания.

В XV в. получили большое развитие новые типы судов: кappаки и буссы , как торговые корабли, и каравеллы , как экспедиционные; в военных флотах появились крупные галеры — галеасы и более усовершенствованные — галионы.

Кappака представляла собой крупное (до 2000 т) , вместительное торговое судно, имевшее до трех палуб и применявшееся для морских сношений с Индией. [61]

Буссы представляли собою усовершенствованные нефы и использовались в Средиземном и в северных морях. На рис. 29 показан средиземноморский бусс XV в.

Каравелла  — сравнительно небольшое судно (200-400 г) с более пропорциональными, чем у карраки, формами, более быстроходное, однопалубное, с высоким полубаком для защиты от волн. Она имела три мачты, из которых фокмачта была с прямым парусом, остальные с косыми. Каравеллы не были специально торговыми судами. Обладая хорошими мореходными качествами, они использовались испанцами и португальцами для плаваний с целью открытий в Атлантическом океане. На каравеллах, как известно, отплыл и Христофор Колумб в свою первую экспедицию. Самая крупная его каравелла Santa Maria при длине 23 м и ширине 7 м имела водоизмещение 200-230 т и вмещала 80 человек команды.

Установка на галере пушек, появившихся к тому времени, видоизменила ее, превратив в галеас. Галион же, как было указано выше (§6), все более и более входил в состав военных флотов в качестве океанского военного корабля, будучи в то же время первым артиллерийским парусным кораблем. Средним типом между галеасом и галионом для плавания в Средиземном море были парусно-гребные галионы. [62]

Португалия и Испания, разделив между собой открытые земли, приобрели монополию на морскую торговлю с колониями, стали контролировать на морских путях суда и собирать государственную пошлину с привозимых богатств. Для этой цели в Испании был учрежден торговый комитет, ведавший всеми вопросами подготовки судов к плаванию. Комиссары комитета проверяли на судах вооружение, снабжение, число команды и годность судов к дальнему плаванию{32}. В состав комитета входили главный навигатор, главный интендант, главный артиллерист, казначей, космографы и судебный трибунал. Главным навигатором в 1507 г. был Америго Веспуччи{33}.

Для охраны морских путей «в Индию» (т. е. Вест-Индские острова) в 1521 г. был создан военный флот из вооруженных галионов (водоизмещением 300-600 т). Галеры оставались в испанском флоте только для защиты от североафриканских пиратов в Средиземном море.

В Испании и особенно в Португалии экспедиции снаряжались преимущественно за счет государства. Англия и освободившаяся от владычества испанцев Голландия в погоне за колониями также снаряжали экспедиции и развивали свою морскую торговлю.

В развитии кораблестроения, а также способа ведения морских боев революционизирующую роль сыграли дальнейшее развитие производительных сил и появление огнестрельного оружия, а стимулом к развитию явилась необходимость океанского плавания.

Первой пушкой была бомбарда  — короткая железная кованая труба с каменным ядром, вложенным в жерло трубы, с ящиком для пороха на другом ее конце.

Калибр бомбард был небольшой (50-70 мм), устанавливались они на треногах. При стрельбе вырывавшийся с обоих концов пушки огонь угрожал прислуге и самому кораблю. Первое время при несовершенстве артиллерии еще были в ходу баллисты и катапульты, метавшие сосуды с зажигательной смесью, затем они были вытеснены новым, более совершенным средством борьбы, но все же до конца XIV в. корабли, кроме пушек, дополнительно вооружались катапультами, баллистами и арбалетами с металлическими пружинами; стрелки из арбалетов стреляли быстрее и точнее. [63]

Появление огнестрельного оружия способствовало развитию металлургии, прогресс ее повлиял на конструкцию пушек, которые с XV в. начинают совершенствоваться. Огнестрельное оружие дало возвышающимся абсолютным монархиям сильное средство борьбы против феодалов при содействии горожан, в руках которых сосредоточивалась промышленность.

Улучшение конструкции пушек началось с того времени, когда для их изготовления стали применять литой металл — бронзу и чугун; каменные ядра с конца XV в. были заменены чугунными.

Первые пушки, установленные на судах, были небольшого калибра (50-160 мм) и весьма разнообразны по своей длине и по весу выбрасываемой бомбы. Некоторые данные о пушках, того времени приведены в следующей таблице{34}.

Название пушки Длина, калибры Вес выбрасываемой бомбы, фунты
Мушкет Длинное 1
Фальконет 30 3
Сакра 28 9-12
Аспид Короче сакры 9-12
Пушка 17-22 20-100
Полупушка  — 30
Кулеврина 33 20-50
Полукулеврина 32 12,5-30
Серпантин, василиск  — 53
Бастарда  — 41
Камнемет 5 20-100

Кроме того, были еще малые пушки (пассаволянте), подвешивавшиеся на тросах и стрелявшие свинцовыми пулями. Порох был плохого качества и горел медленно, поэтому пушки делались длинноствольными. Пушки заряжались очень медленно, порох насыпался в дуло совками. В течение всего боя пушки могли произвести не более двух-трех выстрелов, поэтому число их на некоторых нефах и карраках доходило до 200 и более. Пушки устанавливались на палубе и в высоких носовых и кормовых надстройках, носивших название замков, так как в случае абордажа они являлись укрепленными пунктами, откуда можно было обстреливать палубу.

В половине XVI в. появились еще мортиры{35} — короткие большого калибра пушки, выбрасывавшие ядра, начиненные [64] горючими веществами, или два ядра, соединенных цепью для повреждения такелажа и снастей. Дальность стрельбы пушек того времени не превышала 120 м.

На галерах пушки устанавливались главным образом в носу и только частично в корме. Так, например, венецианская галера 1571 г. имела одну пушку 150-мм , четыре 88-мм и 20 мелких пушек, часть которых была установлена в корме{36}.

Недостаточная прочность галер и невысокий надводный борт, занятый гребцами, не позволяли увеличивать на них число пушек.

Поэтому в середине XVI в. венецианцы стали строить из дуба высокобортные суда, средние по типу между галерами и чисто парусными судами; длина их доходила до 80 м. Эти суда были названы галеасами ; они имели один ряд весел и три мачты с косыми парусами. Надводный борт был немного завален внутрь, а не выступал наружу, как у галер. До 70 пушек устанавливались в носу, корме, между банками по бортам и на куршее. По силе вооружения один галеас равнялся пяти галерам.

Галеасы как авангард союзного флота (в состав союзного флота входили корабли испанские, венецианские и римской католической церкви) впервые были применены в морском бою с турками при Лепанто (1571 г.), а также входили в состав испанской «Непобедимой Армады». В сражении при Лепанто, где участвовало в бою одиннадцать галеасов, турецкие корабли не смогли осуществить абордаж этих артиллерийских кораблей. Также и в походе «Непобедимой Армады» испанцы не смогли использовать свои десантные войска, так как англичане уклонялись от абордажа и действовали артиллерией своих кораблей.

Эти два события свидетельствуют о том, что вооружение кораблей артиллерией, несмотря на ее несовершенство в то время, практически уже почти исключило абордаж и требовало разработки новых тактических приемов, соответствующих тактико-техническим свойствам этого нового оружия, и новых типов кораблей, на которых можно расположить большое количество орудий и усилить ударную мощь корабля. На рис. 30 показан венецианский галеас, участвовавший в бою при Лепанто. Для передвижения такого крупного судна под веслами приходилось ставить 7-8 гребцов на весло. [65]

В дальнейшем галеасы сохраняли своеобразную, присущую судам Средиземного моря парусность и весла; по форме корпуса они приближались к галионам, но с уменьшенными надстройками в оконечностях. В XVII в. они вытесняются парусными военными судами с усовершенствованной оснасткой, более пригодной для океанского плавания.

В начале XVI в. стали прорезывать порта для орудий в бортах судна. Это имело громадное значение в деле развития военного кораблестроения, а также повлияло на изменение тактики морского боя. Явилась возможность однообразного расположения большого числа пушек увеличенного калибра в нескольких палубах; неудобная и бессистемная расстановка разнокалиберных пушек на верхней палубе и надстройках заменилась стройной бортовой установкой. Это давало возможность установить зависимость между размерами корабля и силой его артиллерийского огня. Положено было начало строительству специально военных кораблей.

Насколько разнообразно было артиллерийское вооружение (на военных нефах), видно из нижеследующего примера, основанного на документах XVI в. Неф водоизмещением 500 т имел следующие пушки: на палубе — две серпантины, две большие кулеврины и две бастарды, на полуюте — две средние кулеврины, две малые серпантины (вес ядра 2,5 фунта), шесть фальконетов и 24 пассаволянте, по бортам и на возвышении вокруг мачты — шесть камнеметов, на полубаке — 24 пассаволянте, на [66] марсах один средний и десять малых (вес пули 0,1 фунта) камнеметов.

На военных кораблях с высокими надстройками и несовершенной парусностью трудно было держать боевой строй, так как эти корабли были малоповоротливы и их сносило ветром. Артиллерия, тогда еще слабая, была вспомогательным средством, и бои решался абордажной схваткой. Ввиду медленности заряжания пушек и небольшой дальнобойности приходилось стрелять при известном сближении, после чего производился обстрел неприятеля из мушкетов и аркебузов (мелкие пушки на треногах). При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становится сильным оружием: сконцентрированная бортовая установка давала возможность направить мощный залп по неприятелю. Корабли в бою стали держаться параллельных курсов, обстреливая друг друга. Бой большей частью кончался артиллерийским поединком, сдачей полуразрушенного и обессиленного противника. Лишь в крайнем случае дело доходило до абордажа.

С конца XV и начала XVI вв. размеры парусных кораблей стали увеличиваться, парусность их совершенствовалась (рис. 31). Неф имел верхние реи с прямыми парусами; главные размеры его были более пропорциональными. Хотя неф был торговым кораблем, но на нем устанавливались пушки для защиты [67] от корсаров. Обычно вооруженные нефы и галионы во время войны дополнительно вооружались и становились военными кораблями. Ими пополняли государства свои незначительные постоянные военные флоты.

То же можно сказать и о карраках, хотя они были почти исключительно торговыми судами дальнего океанского плавания, рассчитанными на большую грузоподъемность, имевшими довольно непропорциональные главные размеры. Так, например, португальская каррака Madre de Dios, совершавшая плавания в Индию, при наибольшей длине 50 м (по килю меньше) имела ширину 14,2 м и осадку 3,4 м.

Вооруженные карраки не отличались хорошими мореходными качествами. Это были грузные суда с высокими надстройками. Вследствие своих плохих ходовых качеств карраки с их богатым грузом часто делались добычей корсаров.

На рис. 32 показана португальская каррака более поздней эпохи, построенная по образцу генуэзских, но с выдержанными размерами и уменьшенными надстройками.

Испанцы строили специальные, хорошо вооруженные и быстроходные парусные корабли водоизмещением до 200 г для перевозки из Вест-Индии золота и драгоценностей. Эти суда назывались [68] фрегатами (раньше так назывались легкие галеры). Чтобы не привлекать внимания корсаров, они ходили отдельно от торговых караванов, конвоируемых талионами, и благодаря скорости хода могли легко уйти от неприятеля.

К военным кораблям переходной эпохи от гребных к парусным судам следует отнести также испанские корабли, представляющие нечто среднее между галеасами и парусными галионами (рис. 33). Они имели три мачты с прямыми парусами и были снабжены в качестве вспомогательного движителя одним рядом весел; установка пушек была подобна установке их на галеасах. Эти корабли входили в состав испанского военного флота для охраны ближних морских путей, и несколько их, вооруженных 50 пушками разного калибра, участвовало в походе «Непобедимой Армады».

Дальше