Глава II.
Военное кораблестроение феодального общества
§ 5. Общий обзор развития кораблестроения в эпоху феодализма
В IV в. Римская империя разделилась на части. Глубокий социально-экономический кризис рабовладельческого общества, борьба классов, упадок промышленности и торговли привели Римскую империю к падению.
Рабовладельческий строй, тормозивший развитие производительных сил, пал под ударами революции рабов и уступил место более прогрессивному строю.
Исторический процесс вывел на арену борьбы другие народы, которым предстояло создать государства с новыми формами общественной жизни, новый феодальный строй, который зародился и развивался внутри отживающего рабовладельческого строя. Основой нового строя была собственность феодала на средства производства и неполная собственность его на работника производства крепостного.
Уже в 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную, или Византийскую, которая после падения Западной империи в конце IV в. существовала до середины XV века, сохраняя свое могущество и значение в морской торговле.
В состав Византии входили более культурные области империи Греция, Малая Азия, Сирия и Египет, поддерживавшие ремесленное производство в крупных городах (Константинополь, Александрия и другие) и торговые сношения с Востоком. Это давало Византии значительные средства, позволявшие держать сильный флот.
На месте бывшей Западной Римской империи начали складываться новые государства: франкское (западное и восточное), англо-саксонское и другие, объединившие до известной степени владения отдельных феодальных герцогов. В этих государствах [45] начали устанавливаться новые феодальные производственные отношения, при которых непосредственный производитель в отличие от античного раба, не заинтересованного в труде, был собственником орудий производства, но не владел землей, которая принадлежала феодалу; последний получал рабочие руки и плату натурой за пользование землей от закрепощенного им земледельца.
Товарищ Сталин, характеризуя феодальный строй, указывает, что. «При феодальном строе основой производственных отношений является собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства, крепостного, которого феодал уже не может убить, но которого он может продать, купить. Наряду с феодальной собственностью существует единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства и на свое частное хозяйство, основанная на личном труде. Такие производственные отношения в основном соответствуют состоянию производительных сил в этот период. Дальнейшее улучшение плавки и обработки железа; распространение железного плуга и ткацкого станка; дальнейшее развитие земледелия, огородничества, виноделия, маслоделия; появление наряду с ремесленными мастерскими мануфактурных предприятий, таковы характерные черты состояния производительных сил.
Новые производительные силы требуют, чтобы у работника была какая-нибудь инициатива в производстве и наклонность к труду, заинтересованность в труде. Поэтому феодал покидает раба, как не заинтересованного в труде и совершенно неинициативного работника, и предпочитает иметь дело с крепостным, у которого есть свое хозяйство, свои орудия производства и который имеет некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу натурой из своего урожая.
Частная собственность получает здесь дальнейшее развитие. Эксплоатация почти такая же жестокая, как при рабстве, она только несколько смягчена. Классовая борьба между эксплоататорами и эксплоатируемыми составляет основную черту феодального строя»{21}.
В своем развитии феодализм прошел через ряд ступеней, каждая из которых имеет присущие ей отличительные черты, дофеодальный период, феодализм и абсолютистско-феодальный порядок.
Как же развивалось кораблестроение в условиях феодального строя?
В дофеодальный период кораблестроение ничем не отличалось от кораблестроения развитого рабовладельческого общества. Флот утратил свое значение, и кораблестроение почти не [46] развивалось, так как на этой ступени развития феодализма в процессе возникновения в Европе и Азии огромных варварских государств основную роль играла сухопутная армия.
Вторая ступень развития феодализма характеризуется распадом ранее созданных централизованных государств на мелкие, замкнутые в экономическом и политическом отношении единицы. Централизованная политическая власть пришла в упадок. В это время, известное под названием средневековья, флот еще более утрачивает свое значение, а армия заменяется рыцарской конницей. Военное дело в целом приходит в упадок.
Фридрих Энгельс так характеризует этот период: «В отношении развития тактики все средневековье является совершенно бесплодным периодом, каким оно было и для всех других наук»{22}.
Когда государства фактически распались на отдельные самостоятельные единицы феоды с господствующим в них замкнутым натуральным хозяйством, обмен продуктами производства носил случайный характер; потребность в военно-морском строительстве отпала и содержание флота было не под силу отдельному феодалу. Поэтому судостроение, в том числе и военное, переживало период застоя и упадка.
С XI в. начинается разделение труда между деревней и городом, сосредоточивающим в себе ремесла и торговлю. Ремесленники объединились в производственные цехи по специальностям, в том числе в корабельные, в приморских городах. Северные приморские города в середине XI века объединились в Ганзейский союз и развили широкую морскую торговлю между Западной Европой и древней Русью через вольные города Новгород и Псков.
Развитие техники шло медленно. Только со времени крестовых походов XII XIII вв., ожививших морскую торговлю европейских стран с Ближним Востоком, начали строить крупные торговые корабли. Крестовые походы дали толчок к развитию кораблестроения от мелкого кустарного к централизованному в приморских городах Италии.
По мере развития городов и сосредоточения в них ремесленных цехов начался прогресс техники разных ремесел, особенно металлообрабатывающих и текстильных. Города богатели от торговли товарами своего ремесленного производства.
Этот период феодальной раздробленности отмечается почти беспрерывными войнами феодалов между собою, с крепостным крестьянством и городами. Эти войны, вызываемые классово-эгоистическими грабительскими интересами феодальных групп, носили реакционный характер. Они сопровождались грабежами и разорением крепостного крестьянства, приносили огромный экономический ущерб. [47]
Военная техника все более совершенствуется, особенно с изобретением огнестрельного оружия. С этого времени появляется особый стимул для морского судостроения.
Дальнейшее кораблестроение связано с зарождением и развитием в недрах феодального общества нового способа производства, новых общественных классов, в частности с развитием класса буржуазии, почему Ф. Энгельс и называет мореплавание «...определенно буржуазным промыслом».
Состояние кораблестроения в период средневековья Ф. Энгельс охарактеризовал следующими словами: «Долгое время как кораблестроение, так и навигация, повидимому, не прогрессировали»{23}. Рассматривая дальнейший ход развития общества и указывая на те изменения, которые происходили внутри его, Ф. Энгельс пишет, что «Те же причины, которые вызвали появление постоянных армий на суше, вызвали к существованию постоянный военный флот на море, и только с этого времени мы можем говорить о военном флоте, как таковом. Эра колониальных предприятий, которая теперь открылась перед всеми морскими нациями, также свидетельствовала о необходимости постройки больших военных флотов для защиты их торговли и новых колоний. С этого времени начинается период, более богатый морскими сражениями и развитием морских вооружений, чем какой-либо из предыдущих»{24}.
В последний период развития феодального общества, при поддержке городов, по мере роста производительных сил и налаживания экономических связей, складываются крупные политические объединения. Феодальная раздроблённость препятствовала развитию внутреннего рынка (производству и товарообмену), поэтому горожане, в руках которых находились промышленность и торговля, способствовали образованию сильной единой королевской власти. Появляется серьезный стимул для военно-морского судостроения, появляются флоты, возникающие на новой материальной основе. Корабли строятся государством и крупными торгово-промышленными обществами. Этому делу способствуют культурные достижения книгопечатание, труды математиков и механиков, составление географических карт и др. Постепенно, по мере накопления навыков, строительство кораблей становится объектом исследования.
В XV в. в связи с развитием промышленности и техники и применением крупных изобретений появляется огнестрельное оружие. Новые методы чугуно и меднолитейного дела открывают возможность изготовлять пушки. «Распространение огнестрельного оружия повлияло революционизирующим образом не только на самое ведение войны, но и на политические отношения господства и угнетения. Чтобы добыть порох и огнестрельное [48] оружие, нужны были промышленность и деньги, а тем и другим владели горожане. Огнестрельное оружие было поэтому с самого начала оружием городов и возвышающейся монархии, которая в своей борьбе против феодального дворянства опиралась на города»{25}.
Междоусобные династические войны периода феодальной раздробленности прекратились с образованием централизованных абсолютистских государств. Однако несправедливые, захватнические войны, целью которых было расширение территорий одних государств за счет других и порабощение народов, продолжались в последующий исторический период и приносили огромные бедствия народным массам.
В эпоху феодализма, наряду с несправедливыми, захватническими войнами, были и справедливые, освободительные, целью которых была защита от внешнего нападения или освобождение от иноземного гнета. Так, например, справедливые освободительные войны русского народа (разгром немецких рыцарей войсками Александра Невского в 1242 г., разгром монголо-татарских орд на Куликовом поле в 1380 г. под предводительством Дмитрия Донского, война за освобождение русских земель от польских оккупантов в начале XVII в., Отечественная война 1812 г. под руководством гениального полководца Кутузова) оказали огромное влияние на борьбу свободолюбивых народов всего мира за свою независимость и государственную самостоятельность.
Утверждение абсолютных монархий, сосредоточивших в своих руках крупные средства, на данном этапе исторического развития дало возможность строить большие, сильно вооруженные корабли и держать постоянные военные флоты.
Географические открытия, захват колоний и расширение мирового рынка явились непосредственным результатом дальнейшего развития общества и движения его по пути капиталистического развития. Это привело к принципиальным изменениям в расположении мирового экономического центра. До сих пор он находился в бассейне Средиземного моря, но когда центр мирового экономического развития переместился в Западную Европу, в государства, лежащие на побережье Атлантического океана (Испания, Португалия, Голландия, Англия и Франция), сюда же, естественно, переместился и центр судостроения.
Этот новый период был не что иное, как утверждение и развитие абсолютистско-феодальных порядков, когда происходил процесс окончательного складывания нового, более высокого, капиталистического способа производства, который в результате целого ряда последовавших буржуазных революций взломал феодальные порядки, ставшие тормозом на путях его развития. [49]