От авторов
К настоящему времени опубликован ряд работ, посвященных штурмовым самолетам (самолетам поля боя) СССР и опыту их боевого применения на фронтах Великой Отечественной войны.
При формировании настоящей монографии нами ставилась задача системного анализа развития штурмовых самолетов СССР и эффективности их боевого применения применительно к развитию оперативно-тактической мысли наземных войск РККА. При этом упор делался на использование только достоверных материалов результатов полигонных испытаний, выводов специальных комиссий ВВС по оценке эффективности действий групп штурмовиков по войскам и технике противника и т. д.
При подготовке настоящего издания были использованы материалы Центрального архива Министерства обороны РФ, Российского государственного военного архива, Российского государственного архива экономики, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива кино-фотодокументов, материалы НИР ВВИА им. Н. Е. Жуковского и ВВА им. Ю. А. Гагарина, а также материалы из архивов авторов.
Кроме этого, мы получили личные замечания и разъяснения от ряда летчиков-штурмовиков и воздушных стрелков участников боевых действий Отечественной войны.
Орфография и стиль в цитируемых документах авторами оставлены без изменений.
В настоящее время готовится к изданию вторая и третья части книги, которые будут содержать подробные материалы, касающиеся боевого применения и развития штурмовых самолетов семейства «Ил» в период 1941–43 гг. и 1943–45 гг., соответственно. Также будет дан сравнительный анализ эффективности боевого применения самолетов поля боя СССР и Германии, при этом будет представлен разработанный авторами облик оптимального самолета такого назначения.
В четвертой части книги предполагается подготовить к изданию материалы, посвященные созданию штурмовых самолетов в Советском Союзе в послевоенные годы.
С чувством глубокой признательности за оказанную помощь в создании этой книги и ратные подвиги выражаем свою благодарность дважды Герою Советского Союза маршалу авиации А. Н. Ефимову, взявшего на себя труд прочитать рукопись и написавшему к ней предисловие, Герою Советского Союза генерал-майору авиации В. А. Кумскову, Герою Советского Союза полковнику Б. С. Левину, кавалеру трех орденов Славы капитану Г. А. Литвину, полковнику А. С. Меловатскому, полковнику А. П. Сергееву, Герою Советского Союза полковнику В. К. Тихоненко, а также летчику-испытателю подполковнику В. И. Алексеенко.
Искреннюю признательность выражаем М. И. Абдулаевой, А. П. Аганину, Е. В. Арсеньеву, Г. А. Герасимову, Т. Ю. Жуковой, Ю. В. Засыпкину, К. Ю. Косминкову, В. Т. Кульбашному, С. Д. Кузнецову, А. В. Куракину, Ю. А. Лаирову, В. С. Проклову, Г. П. Серову, В. И. Староконь, С. В. Сомоновой, Н. Д. Таликову, В. Н. Ткачеву, Д. В. Ткачеву, В. А. Шалыминову, бескорыстная помощь которых помогла авторам закончить работу над книгой.
Особую признательность авторы выражают Л. П. Берне, взявшему на себя нелегкий труд отредактировать текст рукописи.
Мы осознаем, что некоторые аспекты развития штурмовой авиации РККА в целом и штурмовых самолетов ОКБ им. С. В. Ильюшина и их боевого применения освещены все же недостаточно полно и требуют дальнейшего уточнения.
Мы с благодарностью примем все замечания и дополнения, касающиеся настоящего издания, которые просим направлять в издательство «Авико Пресс».
Да простят нас ветераны Великой Отечественной войны за возможные ошибки или неточности, допущенные нами при подготовке книги.
Авторы