Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Предисловие

Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием для народов Советского Союза — она была самой жестокой и тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых в истории нашей Родины.

Красная армия на протяжении всей войны имела дело с хитрым, сильным и коварным врагом.

Вполне естественно, что война потребовала от РККА, в том числе и от ВВС, огромного напряжения сил и средств.

Победы не приходили сами, они завоевывались в упорных и кровопролитных боях ценой жестоких потерь. Поэтому, недооценка немецких самолетов и летчиков люфтваффе, а также завышение и безудержное восхваление своих побед, сокрытие своих поражений и ошибок — это неуважение памяти многих тысяч советских летчиков, не вернувшихся с фронта, принижение мужества, героизма, мастерства наших пилотов, победивших хорошо обученного и многоопытного противника, летавшего, к тому же, на первоклассных самолетах.

Литература, посвященная Великой Отечественной войне, весьма обширна и многообразна. Однако в современной российской историографии до сих пор нет ни одного объективного исследования, в котором бы с единых позиций рассматривались вопросы боевой эффективности авиации враждующих сторон.

Эту сложную задачу, ранее в таком масштабе и с такой глубиной никем не решенную, и взяли на себя авторы книги — книги-исследования, «Штурмовики Красной Армии».

Системный подход к анализу эффективности боевого применения штурмовой авиации с использованием современного математического аппарата и достижений вычислительной техники, необычайная (ввиду давности лет) глубина модели эффективности боевого применения самолетов-штурмовиков, жестко увязанная с тактикой их боевого применения, с условиями наземных и воздушных боев, а также с летно-боевой подготовкой летчиков и воздушных стрелков, помноженные на беспристрастную оценку реальных результатов боевых действий летчиков-штурмовиков РККА — вот те краеугольные камни, составившие уникальность настоящего издания.

К этому необходимо еще добавить исторический аспект развития самолетов штурмовой авиации Красной армии, в частности штурмовиков ОКБ им. С. В. Ильюшина, органично вписанный в структуру и содержание исследования.

На основе обширного фактического материала авторами совершенно по новому описывается история становления в СССР типа самолета непосредственной авиационной поддержки наземных войск и, в частности, штурмовика Ил-2, ставшего впоследствии непревзойденным классиком штурмовой авиации, давшего новую сущность и полнокровную жизнь штурмовой авиации.

Эта книга является еще одним напоминанием о героях Великой Отечественной войны — летчиках, техниках, вооруженцах..., авиастроителях и авиаконструкторах, памятью их доблести, их страданий и их Победы, оплаченной жизнями лучших из лучших...

Средняя выживаемость летчиков-штурмовиков ВВС Красной армии в первый год войны не превышала 9–11 боевых вылетов, а в середине войны — около 26. Летчик-истребитель жил на фронте примерно в 2–2,5 раза дольше...

Тяжко достались фронтовикам-летчикам их ордена — слишком велика была вероятность погибнуть... Но мы сделали все, что смогли. Мы воевали честно!

А. Н. Ефимов, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, маршал авиации
[4]
Дальше