Штурмовики-разведчики. Первая попытка
В 1932 г. на вооружение штурмовой авиации Красной армии поступил легкий небронированный штурмовик Р-5Ш, являвшийся одной из модификацией известного разведчика конструкции Н. Н. Поликарпова. Самолет Р-5 М-17б (взлетная мощность 680 л. с., номинальная 500 л. с.) к этому времени уже прекрасно зарекомендовал себя в строевых частях.
Переделки заключались в установке сверху нижнего крыла четырех пулеметов ПВ-1 (по два на каждой плоскости, закрытых обтекателем), одного синхронного пулемета ПВ-1 в носовой части фюзеляжа, спарки пулеметов ДА-2 на турели ТУР-5 и бомбодержателей Дер-5 под фюзеляжем на 240–500 кг.
Других существенных отличий от серийного разведчика штурмовик Р-5Ш не имел.
В стандартном варианте Р-5Ш развивал максимальную скорость горизонтального полета у земли 202 км/ч и на высоте 3000 м 192 км/ч. Высоту 3000 м штурмовик набирал за 30 мин.
В 1934 г. была выпущена совсем небольшая серия штурмовика Р-5ЛШ тот же Р-5Ш, но с восемью пулеметами ШКАС (по четыре пулемета в каждом крыле) для стрельбы вперед и одним оборонительным ШКАС на турели ТУР-8.
Всего было построено 4914 экземпляров Р-5. Сколько из них в штурмовом варианте, точно не известно.
В 1935 г. штурмовики Р-5Ш стали заменять другой модификацией Р-5-го Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный).
Изменения базовой модели коснулись главным образом улучшения аэродинамики (коэффициент лобового сопротивления был снижен в 1,37 раза), установки более мощного мотора М-17ф (взлетная мощность 715 л. с., номинальная 500 л. с.) и усиления вооружения.
Улучшение аэродинамики было достигнуто за счет установки обтекателей на шасси, зализов в узлах крепления стоек и подкосов, а также путем улучшения общей отделки. В результате скорость Р-5ССС, по сравнению с Р-5Ш, возросла на 25–30 км/ч, а потолок на 2000 м. Кроме того, в стойках шасси были введены масляно-воздушные амортизаторы.
Стрелковое вооружение машины состояло из двух синхронных пулеметов ШКАС и четырех ШКАС на нижнем крыле. Бомбовая нагрузка самолета (200–500 кг) размещалась как на внешних бомбодержателях, так и на внутренней подвеске в небольшом бомбо-отсеке под кабиной летчика.
Всего за три года серийного производства (1935–37 гг.) московским авиазаводом № 1 было изготовлено 620 самолетов этого типа.
В 1933 г. конструкторский коллектив во главе с С. А. Кочеригиным создает легкий самолет-разведчик ЛР М-34 (взлетная мощность 750 л. с., номинальная 650 л. с.).
Выполненный по классической схеме одномоторного двухместного полутороплана смешанной конструкции, в целом повторявшей схему Р-5 и с таким же вооружением, ЛР М-34, благодаря более мощному мотору, несколько лучшей аэродинамике, меньшим геометрическим размерам и полетной массе, имел лучшие летные данные не только по сравнению с поликарповским Р-5, но и по сравнению с некоторыми современными ему истребителями, например, с широко известным И-5.
При полетной массе 2426 кг максимальная скорость полета ЛР у земли составила 271 км/ч, а на высоте 5000 м 247 км/ч. Высоту 3000 м ЛР набирал за 7,3 минуты. Дальность полета 700 км. Время виража 17 с. [18]
Обшивка передней части фюзеляжа дюралюминевая, хвостовой полотно на очень легком дюралюминиевом каркасе.
Кабина летчика открытая с откидным левым бортом для входа. Кабина летнаба была закрыта турельным экраном, вращаемым на 360°. На левом борту легкосбрасываемая дверь.
Крылья деревянные. Оперение дюралюминиевое с полотняной обшивкой. Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки, двухлонжеронный.
Шасси по схеме Р-5, но амортизация масляно-воздушная. Колеса дисковые тормозные, что было ново в СССР.
Моторама отъемная на четырех болтах. Радиатор выдвижной вниз, сотовый. Имелся и масляный радиатор.
Стрелковое вооружение разведчика состояло из одного синхронного пулемета ПВ-1 у летчика и одного оборонительного ШКАС на турели у летнаба. Нормальная бомбовая нагрузка 200 кг (8x25 или 2x100 кг).
После установки в 1934 г. на втором опытном экземпляре ЛР более мощного и высотного двигателя М-34Н с нагнетателем (взлетная мощность 835 л. с., номинальная мощность 752 л. с.) летные данные машины улучшились значительно.
При полетной массе 2590 кг ЛР М-34Н имел максимальную скорость у земли 282 км/ч, а на высоте 4000 м 319 км/ ч. Время подъема на высоту 3000 м составило 6 мин. Время виража на высоте 1000 м 17 с. Радиус действия на высоте 3000 м 340 км. Длины разбега и пробега, соответственно, составили 210 и 250 м.
С нормальной бомбовой нагрузкой (полетная масса 2800 кг) максимальная скорость самолета у земли снижалась до 273 км/ч, а на высоте 3700 м до 303 км/ч.
Государственные испытания ЛР М-34Н прошел с высокой оценкой. Самолет вполне мог рассматриваться и в качестве легкого штурмовика-разведчика. Но в этом случае наступательное вооружение должно было быть усилено.
В отчете по госиспытаниям, утвержденным Начальником ВВС Алкснисом 3 октября 1934 г., указывалось, что обзор из кабины летнаба ограничен, имеется тенденция к рысканию на пробеге и взлете, самолет разворачивает влево. При этом особо отмечалось, что представленный на государственные испытания самолет выполнен 39-м авиазаводом весьма небрежно с плохой отделкой внешней поверхности и т. д.
Несмотря на выявленные недостатки, военные испытатели рекомендовали после доведения ЛР М-34Н до состояния эталона запустить самолет в серийное производство в варианте легкого штурмовика-разведчика.
Кроме того, предлагалось разработать новую экранированную турель, увеличить радиус действия на высоте 3000 м до 400 км и максимальную скорость полета на высоте 4000 м до 360 км/ч.
И все же в серию кочеригинская машина запущена не была. Предпочтение было отдано легкому штурмовику P-Z, являвшемуся глубокой модификацией массового разведчика Р-5, но меньших размеров и с редукторным мотором М-34РН (взлетная мощность 825 л. с., номинальная мощность 750 л. с.).
При полетном весе 3150 кг максимальная скорость P-Z не превышала 276 км/ч, а время подъема на высоту 3000 м составляло 6,6 мин.
Вооружение P-Z состояло из одного синхронного пулемета ПВ-1 у пилота, одного ШКАСа у летнаба на турели (на первых 50 экземплярах типа ТУР-32, на последующих ЭТУР-8) и нормальной бомбовой нагрузки (на восьми подкрыльевых балках Д-2 с замками ДЕР-31) 300 кг (в перегрузку 500 кг). [21]
Кабина летчика на этой машине, в отличие от предыдущих модификаций Р-5-го, была выполнена закрытой со сдвигающимся назад фонарем. Турель оборонительной огневой точки находилась в общем обтекателе с фонарем.
В отличие от ЛР P-Z был строг в пилотировании и требовал повышенного внимания летчика, особенно на посадке, а также имел много недостатков в оборонительном вооружении.
Важным преимуществом P-Z являлась освоенная серийным заводом (имеется ввиду завод № 1) технология производства, которая по сравнению с Р-5 практически не менялась, тогда как для серийного производства кочеригинской машины требовалось серьезное переоснащение ряда цехов завода.
Отметим, что к свертыванию работ по самолету ЛР «приложил руку» Андрей Николаевич Туполев. Вследствие этого, не был предъявлен на официальные испытания ЛР с мотором АМ-34РН.
В период 1935–37 гг. 1-й авиазавод выпустил 1031 экземпляр штурмовика P-Z.
Надо сказать, что штурмовик P-Z по комплексу как летных, так и боевых качеств, по сравнению с Р-5, у большинства летного состава популярностью не пользовался.
Штурмовики Р-5Ш, Р-5ССС и P-Z состояли на вооружении штурмовых авиаполков Красной армии и принимали участие в боевых действиях в Китае, в Испании и на Карельском перешейке.
Общим недостатком всех штурмовых вариантов Р-5-го, как показал боевой опыт, являлись низкая скорость, слабое наступательное вооружение и отсутствие бронезащиты экипажа, мотора и его систем, а также других жизненно важных элементов конструкции штурмовиков, что существенно снижало их боевую живучесть, особенно в условиях сильного противодействия огневых средств ПВО и истребительной авиации противника.
Эти недостатки и определили тактические приемы применения этих [22] разведчиков-штурмовиков, которые заключались в нанесении штурмовых ударов по наземным целям с одного захода на максимальной скорости с предельно малых высот (5–25 м) и с подскока на высоту 150–200 м.
Ясно, что такие атаки в должной мере эффективными быть не могли (удар скоротечный, прицеливание затруднено), особенно, при действиях против танков, бронетранспортеров, долговременных оборонительных сооружений и т.д.
Боевое применение штурмовых вариантов Р-5 было достаточно эффективным лишь в тех случаях, когда имелось усиленное прикрытие своей истребительной авиацией и при слабом противодействии зенитных средств и истребителей противника. В остальных случаях разведчики-штурмовики на базе Р-5 несли ощутимые потери.
В последствии опыт начального периода Великой Отечественной войны со всей очевидностью подтвердил невозможность использования тихоходного небронированного штурмовика даже для нанесения бомбоштурмовых ударов в ночных условиях. [23]