Опытные и экспериментальные образцы, созданные на базе танка БТ-7
В период серийного производства танка БТ-7 велись опытно-конструкторские работы с целью повышения его огневой мощи, защищенности и подвижности. На базе танка БТ-7 были разработаны различные экспериментальные образцы машин, такие как танки повышенной проходимости и защищенности БТ-СВ и БТ-СВ-2, химические и огнеметный танки ХБТ-7, БХМ и ОТ-7, группа телемеханических танков, командирский танк КБТ, танки-мостоукладчики, минные заградители, танки с пультовым управлением и с различным навесным инженерным оборудованием. Кроме того, на базе танка разрабатывались самоходные артиллерийские установки, бронетранспортер, танк с ракетным вооружением. С использованием узлов и агрегатов танка БТ-7 был разработан проект и изготовлен макет летающего танка МАС-1.
В 1936 г. планами опытных работ АБТУ по заводу № 183 предусматривалась разработка танка БТ-7 повышенной проходимости танка БТ-7Б-ИС массой 13,5 т с шестью ведущими опорными катками, а также колесно-гусеничного танка БТ-9 с улучшенными показателями подвижности.
В 1937 г. на автобронетанковой рембазе № 12 ХВО по предложению изобретателя Н. Ф. Цыганова был изготовлен опытный колесно-гусеничный танк БТ-СВ. В разработке машины принимали участие инженеры-конструкторы Вернер, Кревневич и Жиров. В 1937 г. были проведены испытания опытного образца танка БТ-СВ. По результатам испытаний в начале 1938 г. конструкция машины была подвергнута доработке. На танке, в отделении управления и в бортах башни установили смотровые приборы триплекс, а также перископический прицел и предусмотрели место для установки командирской панорамы ПТК на крыше башни. Усовершенствованный вариант танка получил обозначение БТ-СВ-2. В 1932 г. танк БТ-СВ-2 также прошел полигонные испытания.
Танк БТ-СВ (БТ-СВ-2) был создан с использованием узлов, агрегатов и систем танка БТ-7. Основным отличием машины являлась конструкция башни и бронированного корпуса, не имевшего вертикально расположенных броневых листов. По сравнению с танком БТ-7, носовая часть корпуса не была сужена, и в отделении управления находились: справа механик-водитель, слева радист-моторист. В отделении управления под ногами радиста имелся аварийный десантный люк. Экипаж танка был увеличен до четырех человек.
Основным оружием являлась 45-мм танковая пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от 5° до + 17°. В боекомплект танка входили 175 выстрелов и 1386 патронов к пулемету, уложенных в 22 пулеметных дисках. При установке радиостанции количество артиллерийских выстрелов сокращалось до 140 шт. Из всего количества выстрелов, только 7 укладывались в башне, а остальные выстрелы находились в укладках на полу боевого отделения [138] и на его бортах. Высота боевого отделения составляла всего 1400 мм и поэтому у заряжающего исключалась возможность работы стоя. Для обеспечения возможности ведения стрельбы ночью на маске пушки устанавливались два прожектора.
Броневая защита танка БТ-СВ была разработана в двух вариантах, которые различались лишь толщиной брони. Первый вариант был рассчитан на защиту от снарядного обстрела. Броневые листы корпуса и башни, выполненные из гомогенной брони марки «ФД» имели максимальную толщину 50–55 мм и обеспечивали защиту от 45-мм снарядов. Второй вариант обеспечивал защиту от огня 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК. Максимальная толщина броневых листов, изготовленных из гомогенной броневой стали марки «ИЗ», составляла 25 мм.
Корпус опытной машины был изготовлен из листов конструкционной стали марки 3 толщиной 6–12,5 мм, которые располагались под большими углами наклона. Верхний лобовой лист имел угол наклона 53°, нижний 58°, бортовые листы: верх 55°, низ 15°, кормовые листы: верх 58°, низ 48°. Коническая башня без кормовой ниши имела один общий люк. Конусность башни составляла 35°, а ее крыша имела наклон 5° к горизонту.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть по сравнению с базовой машиной имели незначительные изменения. Емкость топливных баков была уменьшена до 380 л (кормовой топливный бак не устанавливался). Запас хода машины по шоссе достигал 120 км. Поворотливость танка снизилась, так как угол поворота передних управляемых опорных катков составлял всего 12°. Ходовая часть была закрыта броней, шахты пружин передних узлов подвески были наклонены назад на угол 38°. [139]
В корпусе машины у радиста-моториста был установлен макет радиостанции 71-ТК-1 (71-ТК-3).
Эти машины не были приняты к серийному производству, но именно такое рациональное размещение броневых листов нашло воплощение на опытном танке А-20, а в последующем и на знаменитом танке Т-34.
Для обеспечения надежного управления, наблюдения и связи с танковыми подразделениями на основании ТТЗ разработанного ГБТУ РККА в 1937 г. КБ завода № 183 под руководством М. И. Кошкина при участии конструкторов НАТИ А. С. Щеглова и Н. И. Коротоножко на базе танка БТ-7 был создан и испытан опытный образец командирского танка КБТ-7. Первые проработки специального командирского танка на базе колесно-гусеничного танка БТ велись конструкторским бюро ХПЗ под руководством А. О. Фирсова еще в 1932 г.
КБТ-7 отличался от серийного танка БТ-7 тем, что вместо башни с пушечным вооружением на корпусе устанавливалась бронированная надстройка и размещалось специальное оборудование.
Экипаж машины состоял из четырех человек: командира подразделения, начальника штаба, радиста-пулеметчика и механика-водителя. Механик-водитель располагался так же как и на серийном танке, за ним справа находился командир, слева начальник штаба, перед которым располагался откидной столик, за ними посредине у перегородки моторного отделения стрелок-радист.
Бронирование танка было противопульным. Для уменьшения вероятности поражения экипажа броневые листы надстройки устанавливались под наклоном. Лобовой и кормовой листы толщиной 18 и 13 мм, соответственно, были наклонены под углом 20°, бортовые листы толщиной 13 мм под углом [140] 15°. Верхний наклонный лист имел толщину 10 мм. На опытном образце надстройка была выполнена из обычной конструкционной стали марки 3.
В переднем, заднем и бортовых листах надстройки в специальных шаровых опорах могли устанавливаться два 7,62-мм пулемета ДТ. Третий (запасной) пулемет одновременно предназначался для стрельбы по воздушным целям и мог устанавливаться на основании люка крыши корпуса надстройки в турели П-40. Под основанием люка на полу боевого отделения располагалась подъемная площадка, обеспечивавшая в рабочем положении широкий обзор местности и удобную стрельбу из зенитного пулемета по наземным целям.
Для наблюдения из танка за полем боя и подчиненными подразделениями были установлены два прибора ПТ-К и четыре смотровых прибора «триплекс». Расположение командира позволяло попеременно вести пулеметный огонь из всех пулеметов одному человеку, не мешая работе остальным членам экипажа. Боекомплект для пулеметов составлял 1953 патрона, снаряженных в 31 пулеметном диске.
Внешняя связь на большие расстояния обеспечивалась с помощью радиостанции РТУ со штыревой антенной, а на малых дальностях с помощью радиостанции 71-ТК-1 с подъемной штыревой антенной. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТСПУ-5 на четыре абонента.
Управление внутри танкового подразделения осуществлялось посредством двух сигнальных танковых светосемофоров СТС, расположенных на верхних наклонных листах надстройки корпуса в бронированных коробках. [141]
Для связи с самолетом-разведчиком днем и ночью танк был оборудован специальным танковым авиасигнальным приспособлением (ТАСП), которое размещалось на обоих надгусеничных полках машины. В ночных условиях подсветка сигнальных полотнищ ТАСП осуществлялась четырьмя прожекторами (по два с каждого борта), установленными на надгусеничных полках в броневых стаканах.
Для вождения КБТ-7 вне дорог в условиях ограниченной видимости у механика-водителя был установлен компас КИ.
Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на серийном танке БТ-7. Запас хода машины по шоссе достигал: на гусеничном ходу 220 км и на колесном ходу 450 км.
Танк не был принят на вооружение по причине неудовлетворительных условий стрельбы из пулеметов ДТ, малого объема боевого отделения и главным образом из-за демаскирующих признаков машины, резко выделявших ее среди линейных танков.
Для обеспечения управления танком с места командира машины в случае выхода из строя механика-водителя заводом № 183 совместно с НИИ-20 НКАП (бывшее Остехбюро) с 1936 г. проводились опытные работы по установке на танк БТ-7 пультового управления, основанного на электропневматическом принципе (одновременно велись работы по созданию такого же оборудования на электромеханическом принципе). Оборудование обеспечивало переключение передач с места командира танка. Несколько танков БТ-7 с пультовым управлением прошли полигонные испытания в 1937–1938 гг. [142]
В продолжение работ по оснащению реактивной артиллерией танка БТ-5 инженером В. И. Александровым в 1936 г. был разработан проект установки реактивного вооружения и для танка БТ-7. Основное оружие танка было сохранено. Два ракетных орудия калибра 132 мм устанавливались по бортам конической башни и были снабжены механизмами вертикального наведения, прицелом и системой электроспуска. Углы наведения по вертикали составляли от 5° до +20°. Горизонтальное наведение орудий на цель осуществлялось поворотом башни. На танке размещалось шесть реактивных снарядов, два из которых находились в каналах орудий, а четыре в специальных снарядных ящиках, размещенных на надгусеничных полках машины. Питание на электрозапал реактивного снаряда поступало от аккумуляторной батареи танка через предохранительный и боевой рубильники. При стрельбе из ракетных орудий дистанция до цели определялась с помощью шкалы дальности штатного телескопического прицела. С помощью маховичков подъемного механизма и прицельного приспособления устанавливались углы возвышения и местности. После производства выстрела перезаряжание установки должно было производиться в близлежащем укрытии.
В 1936 г. вместо штатного вооружения танка БТ-7 было разработано размещение в башне строенной установки 12,7-мм крупнокалиберного пулемета ДК и двух 7,62-мм пулеметов ДТ с прицелом ПЯ, а в кормовой нише башни тыльного пулемета ДТ в шаровой установке. Боекомплект составлял 1750 патронов к пулемету ДК и 2079 патронов к пулеметам ДТ. Опытная установка пулеметов имела углы наведения по вертикали от 12° до + 23° и для тыльного пулемета ДТ от 3° до + 6°.
В том же году на трех танках БТ-7 в опытном порядке были установлены стабилизированные прицелы ТОП «Орион». Один из этих опытных танков прошел испытания на НИБТ полигоне. Кроме того, в 1938 г. в КБ завода № 183 был разработан проект установки 37-мм автоматической пушки в башне танка и пулемета ДТ у механика-водителя.
В 1938 г. АБТУ РККА были выданы технические условия на проектирование стабилизированной башни танка БТ-7, проект которой был выполнен в НИО ВАММ им. Сталина. Цель стабилизации башни заключалась в уменьшении угловых колебаний башни в плоскости стрельбы при движении танка по пересеченной местности. Башня устанавливалась на специальном рессорном подвесе с применением мощного гироскопа. В проекте была использована серийная башня с подвесным поликом. Рессорный подвес обеспечивал максимальное вертикальное перемещение башни относительно корпуса на 200 мм и максимальные угловые перемещения по 8° в каждую сторону по горизонту. При установке стабилизированной башни боекомплект танка уменьшался на 20 выстрелов, а масса возрастала на 250 кг. [143]
С целью повышения огневой мощи танка БТ-7А в 1938 г. АБТУ РККА было выдано задание на установку в нем 76,2-мм танковой пушки. На протяжении всего 1939 г. эти работы велись на заводе № 183 совместно с ЛКЗ и заводом № 92. Были изготовлены опытные образцы танка БТ-7А с установкой пушек Л-11 и Ф-32, которые в том же году прошли полигонные испытания.
Танковая пушка Л-11 являлась модернизированным вариантом пушки Л-10 с удлиненной до 30 калибров длиной ствола, клиновым полуавтоматическим затвором и усиленными противооткатными устройствами (тормоз отката гидропневматический с пружинным клапаном). Техническая документация на монтаж пушки в башню танка была разработана [144] СКБ-4 ЛКЗ под руководством И. А. Маханова. Пушка Л-11 поступила на АНИОП в марте 1939 г. При испытании стрельбой в танке БТ-7А в апреле 1939 г. было выяснено, что установка в танк данной системы возможна, но ее эксплуатация крайне затруднительна и небезопасна из-за тесного боевого отделения. Кроме того, в башне танка необходимо было установить дополнительную вентиляционную установку. Во время испытаний стрельба велась унитарными выстрелами с осколочными и бронебойными снарядами от полевой пушки обр. 1902/30 гг. массой 6,23 кг и 6,51 кг, и начальной скоростью 635 м/с и 612 м/с соответственно. Установка пушки обеспечивала углы вертикального наведения от 1,5° до +25°. Масса всей орудийной установки составляла 1070 кг. По результатам испытаний от установки Л-11 в танк БТ-7А отказались.
В основу же танковой пушки Ф-32 была положена схема 76,2-мм дивизионной пушки Ф-22 конструкции В. Г. Грабина. Для того, чтобы вписаться в габариты башни танка БТ-7А ствол пушки был изготовлен из высоколегированной стали, а длина отката ограничивалась 300 мм. Пушка имела полуавтоматический вертикальный клиновой затвор и противооткатные устройства с компенсатором, позволяющие без охлаждения вести интенсивный огонь, обеспечивая нормальную работу полуавтоматики затвора. Углы наведения по вертикали составляли от 6° до + 28°. Для стрельбы использовались прицелы ПТ-1 и ТМФД. Стрельба велась теми же выстрелами, что и из пушки Л-11. В ходе проведенных испытаний на Сенежском полигоне ВАММ в сентябре 1939 г. из танка БТ-7А, вооруженного пушкой Ф-32, было сделано 242 выстрела. По результата испытаний, установка данной пушки была признана более простой, надежной и удобной в обращении и эксплуатации. При сравнительном анализе результатов полигонных испытаний двух артиллерийских систем Л-11 и Ф-32, предпочтение было отдано последней, которая была рекомендована к установке в танки БТ, Т-28, КБ и Т-34. Впоследствии она была принята на вооружение танков Т-34 и устанавливалась в тяжелый танк КВ-1.
В 1940 г. инженером Палкановым для самообороны танка БТ-7 было предложено и в опытных образцах реализовано два варианта установки миномета малого калибра. Минометы устанавливались у механика-водителя и в специальной башенке расположенной на крыше башни.
Наряду с ракетным и более мощным артиллерийским вооружением на танках БТ-7 устанавливалось химическое и огнеметное вооружение. [145]
Химический танк ХБТ-7 (ХБТ-Ш) был разработан на базе танка БТ-7 в 1936 г. СКБ московского завода «Компрессор». Танк предназначался для огнеметания, заражения и дегазации зараженной местности, а также постановки дымовых завес. Опытный образец машины был изготовлен заводом «Компрессор» в 1936 г. и отличался от линейной машины отсутствием 45-мм танковой пушки и ее боеукладки, а также радиостанции и антенны. Вместо пушки в маске башни устанавливался брандспойт огнеметного оборудования и спаренный 7,62-мм пулемет ДТ. Кроме того, была изменена укладка гусениц при движении на колесном ходу из-за размещения на надгусеничных полках емкостей для огнесмеси.
Химическое оборудование машины КС-40 состояло из двух резервуаров емкостью по 300 л, размещенных на надгусеничных полках и защищенных 10-мм броневыми листами; насоса с приводом; трубопроводов; брандспойта с устройством поджига огнесмеси; 13-литрового воздушного баллона и контрольно-измерительных приборов. Брандспойт огнемета имел задвижку «Пито», отсекающую струю огнесмеси с помощью пневматического клапана. Насадка брандспойта с устройством поджига была заключена в специальный металлический кожух. Для поджига струи огнесмеси использовались две свечи с питанием от аккумуляторных батарей машины. Установленное оборудование позволяло производить огнеметание на дальность до 70 м, дымопуск продолжительностью 40 минут и газопуск 5–10 минут. Ширина полосы заражения боевыми ОВ при скорости движения машины 12 км/ч составляла 23–25 м, а ширина полосы дегазации зараженной местности 8 м. Для постановки устойчивой дымовой завесы в зимних условиях за счет выхлопных газов производился подогрев дымообразующей смеси. С этой целью трубопровод к кормовой распылительной форсунке был проложен рядом с выхлопными трубами. [146]
В результате проведенных работ по монтажу огнеметного оборудования КС-40 масса машины возросла до 15 т, а средняя скорость снизилась до 16,5 км/ч на гусеничном ходу и 21,2 км/ч на колесном. Машина не была принята на вооружение по причине перегрузки элементов ходовой части, плохой герметичности трубопроводов химической аппаратуры, ненадежной работы силовой установки, неудобства технического обслуживания и регулировки элементов ходовой части, а также невозможности ведения прицельной стрельбы из пулемета ДТ.
В марте 1937 г. специальным конструкторским бюро завода «Компрессор» был разработан второй проект танка ХБТ-7 с аппаратурой КС-50 пневматического типа. Аппаратура была проще и удобнее в эксплуатации, чем КС-40. Емкость резервуаров составляла 650 л. Осенью 1937 г. был изготовлен опытный образец машины ХБТ-7 с аппаратурой КС-50, но перегрузка ходовой части так и не была устранена. Дальнейшие работы по машине ХБТ-7 были прекращены.
Для постановки дымовых завес для линейных танков БТ-7 в 1936 г. заводом «Компрессор» был разработан и изготовлен опытный образец съемного дымового прибора. Прибор монтировался на танк силами войсковых мастерских и обеспечивал постановку дымовой завесы в течение 12 минут. Емкость резервуара для спецсмеси составляла 100 л. От поражения огнем противника он имел броневую защиту толщиной 10 мм. Подогрев дымообразующей жидкости осуществлялся специальным подогревателем. Было изготовлено два прибора, один из которых был установлен на танке.
В 1937–1938 гг. параллельно с работами над химическими танками велись работы по защите танков от боевых ОВ. Так, в НИО ВАММ им. Сталина военными инженерами М. В. Данченко, Ж. Я. Котиным и П. В. Сивковым были разработаны ТТТ к танкам, приспособленным для использования в условиях применения ОВ, а также при движении под водой и в зимних условиях. Они предусматривали установку вентилятора с воздушным фильтром и герметизацию машины за счет специальных съемных приспособлений, перевозимых на танке. Указанное оборудование обеспечивало защиту экипажа от воздействия боевых ОВ в течение 2 часов и возможность преодоления водных преград по дну глубиной до 4 м и шириной до 3 км с продолжительностью пребывания экипажа под водой до 45 минут. Время монтажа приспособлений на танк составляло не более 40 минут. В ходе этих научно-исследовательских работ на танке БТ-7 был установлен и прошел испытания противодымный фильтр, который был забракован из-за его низкой эффективности действия.
Огнеметный колесно-гусеничный танк ОТ-7 (ОП-7) был создан в 1939 г. на базе танка БТ-7М и отличался от него установкой огнемета и связанными с этим изменениями в конструкции корпуса. Переоборудование машины производилось на московском заводе «Компрессор», который в 1940 г. изготовил опытный образец огнеметного танка.
Основным оружием танка являлась 45-мм танковая пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ. Второй пулемет ДТ зенитный, монтировался в турели на крыше башни. В качестве дополнительного оружия применялась огнеметная установка, брандспойт которой устанавливался в шаровой опоре в передней части крыши подбашенной коробки справа от механика-водителя. Экипаж машины состоял из трех человек.
Огнеметная установка пневматического действия КС-63 включала два бака для огнесмеси емкостью по 85 л каждый, трубопроводы, цилиндр с поршнем и насадку [147] диаметром 29 мм. Баки устанавливались снаружи танка на надгусеничных полках и были защищены 10-мм броневыми щитками. Пневматическая система состояла из трех 13-литровых баллонов со сжатым воздухом, двух понижающих редукторов, трубопроводов и клапана управления. Воздух под низким давлением (8–10 кгс/кв. см) подводился в бачок для обеспечения подачи бензина к форсунке, а при огнеметании выбрасывал через нее струю бензина. Под действием высокого давления (20–25 кгс/кв. см) воздух подавал огнесмесь из баков в цилиндр огнемета, а при огнеметании открывал клапан насадки и выбрасывал струю огнесмеси. Поджиг огнесмеси производился бензиновым факелом, воспламенение которого происходило от запальной электрической свечи.
Угол горизонтального обстрела огнемета составлял 55°, углы вертикального наведения от 9° до + 12°, мертвое пространство не превышало 5,5 м. Огнеметание производил механик-водитель. Для наведения огнемета на цель имелось специальное приспособление, встроенное в прибор наблюдения механика-водителя. Это приспособление состояло из вертикальных рисок, нанесенных на наружную и внутреннюю поверхности стеклоблока прибора, и стрелки, связанной с огнеметом. Наведение огнемета осуществлялось с помощью двух рукояток, из которых одна поворачивала его в вертикальной плоскости, а другая в горизонтальной. На конце рукоятки вертикального наведения имелась электрокнопка для производства огневого выстрела. Емкость огневого выстрела составляла 8–12 л, число выстрелов 10–15. Практическая скорострельность достигала 10 выстр./мин., дальность огнеметания 70 м. В боекомплект танка входили 188 выстрелов к пушке и 1827 патронов к пулеметам ДТ. [148]
Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и вспомогательное оборудование такие же, как на линейном танке БТ-7М. Емкость топливных баков составляла 650 л. Запас хода танка по шоссе достигал: на гусеничном ходу 520 км и на колесном 1070 км.
Для связи между членами экипажа на машине устанавливалось ТПУ-3.
Установка огнемета на линейный танк с сохранением вооружения и боекомплекта при незначительном уменьшении запаса хода из-за исключения дополнительных топливных баков емкостью 160 л, являлась конструкторской удачей, повышавшей огневые возможности танка. К недостаткам танка относилась трудность огнеметания, поскольку оно требовало отвлечения механика-водителя от выполнения его основных функций. Машина на вооружение не принималась.
В 1940 г. на базе танка БТ-7 был разработан и в начале 1941 г. изготовлен опытный образец боевой химической машины БХМ, который в мае того же года прошел полигонные испытания.
Машина отличалась от серийного танка установкой порохового огнемета конструкции НАТИ без изменения основного и вспомогательного оружия машины, но с уменьшенным на 24 выстрела и 8 пулеметных дисков боекомплектом. Установка огнемета в танке потребовала значительных переделок внутреннего оборудования танка и изменения нижней крышки люка механика-водителя.
Огнемет устанавливался в боевом отделении танка. Брандспойт огнемета был выведен в левой части нижней крышки люка механика-водителя. Огнеметание производил механик-водитель. Управление огнеметом (спуск затвора с боевого взвода) было электромеханическим. Шаровое соединение позволяло производить поворот брандспойта огнемета в горизонтальном секторе +60° и вертикальном от 5° до +7,5°. По принципу действия 15-литровый пороховой огнемет относился к поршневым пороховым огнеметам. Выброс огнесмеси через насадок производился под давлением пороховых газов. Пороховой заряд был заключен в специальный 45-мм патрон. Перезарядка огнемета производилась автоматически под гидравлическим напором огнесмеси, создаваемым в резервуаре с помощью сжатого воздуха, поступавшего из баллонов. Поджиг огнесмеси, выбрасываемой из насадка, происходило от факела бензина, воспламенявшегося от электроискры, создаваемой запальными свечами. Емкость огневого выстрела составляла 15 л. Практическая скорострельность [149] достигала 6–7 выстр./мин., дальность огнеметания на стандартной смеси 65–75 м, на вязкой 125–135 м. Емкость магазина 8 патронов. Резервуары для огнесмеси емкостью 600 л и воздушные баллоны были расположены в специальном бронированным прицепе (ХП-2).
Рассматривалась возможность установки огнемета с противопульной защитой на правой надгусеничной полке машины.
Химическое оборудование предназначалось для постановки ядовитых и нейтральных дымовых завес. Распыление производилось под действием пороховых газов от того же порохового газогенератора, который использовался для огнемета.
Конструктивная недоработка некоторых элементов автоматического огнемета и низкие эксплуатационные качества отдельных узлов химического оборудования не позволили принять машину на вооружение и в серийное производство.
В 1936–1940 гг. на танках БТ-7 прошли испытания практически все опытные пороховые огнеметы. В 1938 г. на танк БТ-7 был установлен опытный образец 15-литрового порохового огнемета конструкции завода № 37. Отработка и испытания огнемета проводились на территории НИИ-6 и полигоне в Кузминках (ныне территория г. Москвы). Дальность огнеметания стандартной смесью (65% мазута и 35% керосина) составляла 65–75 м, специальной вязкой смесью НИИ-6–120–135 м. В магазин входило 8 патронов калибра 45 мм. Скорострельность составляла 6–7 выстр./мин.
В танковом отделе НАТИ в 1939 г. под руководством А. Ф. Кравцева ведущими инженерами Г. М. Филимоновым и Г. И. Даниловым был разработан и изготовлен опытный образец 10-литрового огнемета с использованием автоматики 45-мм танковой пушки обр. 1934 г. Дальность огнеметания стандартной смесью составляла 70–80 м, вязкой смесью НИИ-6–110–120 м. Магазин емкостью 7 патронов калибра 45 мм обеспечивал скорострельность до 12 выстр./мин.
В 1940 г. в ГСКБ-47 в Харькове под руководством С. Н. Новикова и М. С. Озерского были разработаны и изготовлены два опытных образца автоматического танкового огнемета с объемом огневого выстрела 7 л, скорострельностью 25 выстр./мин. и дальностью огнеметания стандартной смесью 50–60 м, вязкой смесью НИИ-6–80–100 м. Огнеметание производилось за счет пороховых газов, образовавшихся при воспламенении и горении пороховых шашек. Поджиг выбрасываемой струи производился с помощью электрофакельного устройства. Проведенные летом 1940 г. испытания опытного образца огнемета, установленного в танке БТ-7, продемонстрировали не только его безотказную работу, но и выявили недостаточную автоматичность действия и малую мощность огневого выстрела.
Пороховой огнемет конструкции завода № 174, созданный под руководством Д. И. Елагина и И. А. Аристова, был разработан на основе использования затвора Дегтярева. В качестве порохового заряда применялся укороченный патрон 37-мм противотанковой пушки обр. 1932 г. Емкость магазина составляла 4 патрона. Скорострельность огнемета достигала 18 выстр./мин., дальность огнеметания стандартной смесью 60–65 м, вязкой смесью НИИ-6–90–100 м с электробензиновым поджигом выбрасываемой струи.
В мае 1941 г. пороховые огнеметы конструкции НАТИ, заводов № 37 и № 174 были подвергнуты совместным испытаниям. В ходе испытаний пороховой огнемет завода № 37, установленный в танке БТ-7, показал низкую скорострельность, был сложен в изготовлении и при установке в танк требовал значительных переделок его внутреннего оборудования, в результате от его установки в танк отказались. Огнемет конструкции НАТИ во время испытаний работал безотказно и был рекомендован для установки в танк. Однако лучшим был признан огнемет завода № 174. После доработки конструкции огнемета по результатам испытаний он под маркой АТО-41 был принят на вооружение для огнеметных танков, разрабатываемых на базе танков Т-50, Т-34 и КВ-1.
Кроме того, для усиления линейных танков БТ и Т-26 и обеспечения им возможности поражать живую силу противника с помощью огнемета, производить дымопуск и заражение местности боевыми ОВ, а также ее дегазацию, на Выксинском заводе ДРО ведущим конструктором М. В. Суховым под руководством начальника специального КБ М. У. Мирошина в 1939–1940 гг. были разработаны и изготовлены опытные образцы специальных химических прицепок ХП-2. Прицепка ХП-2 представляла собой одноосный прицеп на колесном ходу со специальным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и резервуаром емкостью 600 л. Она имела противопульную броневую защиту, выполненную из листов толщиной 6, 9 и 10 мм. Выброс спецжидкости производился с помощью сжатого воздуха. На прицепке было установлено специальное приспособление, обеспечивающее ее сцепку с танком, а в случае необходимости и отцепку без выхода экипажа из машины.
Брандспойт огнемета устанавливался в корпусе или башне танка. При установке огнемета в корпусе угол обстрела по горизонту составлял 120°, при установке в башне угол вертикального наведения составлял от 10° до + 15° с фиксацией через 2,5°. С установкой огнемета боекомплект основного оружия сокращался на 10%. Дальность огнеметания составляла 60–70 м, емкость огневого выстрела 18–20 л, рабочее давление 30 кгс/кв. см. Огнеметание могло вестись как короткими, так и продолжительными огневыми выстрелами. Испытания двух прицепок ХП-2 с танком БТ-7 производились в июне 1940 г.
В течение 1938–1939 гг. в НИИ-20 НКАП проводились работы по созданию и испытанию телемеханической аппаратуры для группы танков ТТ-БТ-7, состоявшей из телетанка и танка управления. Телетанк предназначался для разведки минных полей, [150] проделывания проходов в проволочных заграждениях, огнеметания, постановки дымовой завесы, дегазации или заражения местности боевыми ОВ.
Аппаратура телетанка включала приемное устройство и приборы автоматизации органов управления, вооружения и сервоуправления бортовыми фрикционами и тормозами. Радиотелемеханическая линия была защищена от ложных команд и помех и обеспечивала максимальную дальность действия до 4000 м. Продолжительность непрерывного управления составляла 4–6 часов. Управление телетанком могло осуществляться как непосредственно механиком-водителем, так и на расстоянии с помощью кнопочного пульта. Аппаратура обеспечивала выполнение 17 команд по управлению: движением (пуск двигателя, остановка машины, переход на высшую передачу, переход на низшую передачу, повороты влево и вправо); вооружением (подготовка вооружения к действию, огнеметание, дымопуск, заражение местности боевыми ОВ, стрельба из пулемета, повороты башни вправо и влево) и самоликвидацией (подготовка машины к взрыву, взрыв, отмена подготовки к взрыву и запасная команда). Масса аппаратуры управления не превышала 147 кг. На телетанке были установлены 7,62-мм радиоуправляемый пулемет системы Силина, химическая аппаратура КС-60, разработанная московским заводом «Компрессор», и 1 кг ВВ из спрессованного тротила с подрывным устройством для уничтожения аппаратуры и телетанка при необходимости. 7,62-мм пулемет Силина с автоматической перезарядкой имел темп стрельбы 700–1300 выстр./мин (на опытной машине был установлен пулемет ШКАС). Боекомплект составлял 1000 патронов, емкость химприбора 400 л обеспечивала производство 18 огневых выстрелов. Дальность огнеметания составляла 40–50 м. Два бака химической аппаратуры КС-60 имели диаметр 330 мм и длину 2550 мм. Они были забронированы [151] и расположены слева и справа на надгусеничных полках корпуса. При заправке химприбора ОВ величина площади заражения составляла 7200 кв. м, при постановке дымовой завесы в течение 8–10 мин. обеспечивалась непросматриваемая зона длиной 300–400 м. При дегазации зараженной местности емкость бака химприбора обеспечивала обработку площади, равной 360 кв. м.
Танк управления имел такое же вооружение, как и линейный танк, но с боекомплектом 176 артиллерийских выстрелов и 2142 патрона (34 пулеметных диска). Экипаж танка управления состоял из трех человек.
Телемеханическая группа танков ТТ-БТ-7 допускала использование танка управления в качестве линейной машины с артиллерийским вооружением и телетанка, как танка с химическим вооружением, но с ручным управлением.
Государственные испытания, проведенные в 1940 г., показали, что по сравнению с телетанками ТТ-26, телетанки ТТ-БТ-7 имели превосходство по подвижности и были более просты и надежны по конструкции телемеханической аппаратуры. Надежное управление телетанком из танка управления при закрытых на нем люках и использовании штатных приборов наблюдения, осуществлялось на дистанции до 1000 м. Однако прицельная стрельба из пулемета телетанка была невозможна, а стрельба по площади неэффективна. Дальнейшие работы по телетанкам ТТ-БТ-7 с началом Великой Отечественной войны были прекращены. [152]
Одновременно, с разработкой телемеханических танков в предвоенные годы в нашей стране велись работы по созданию различных приборов, повышавших огневую мощь танка и расширявших возможности его боевого использования в любое время суток и в различных климатических условиях. Так, на НИБТ полигоне в 1937 г. на танке БТ-7 были испытаны и рекомендованы к серийному производству прожекторы для ведения стрельбы ночью, проводились испытания противопожарного оборудования. Испытателем полигона капитаном Е. А. Кульчицким была отработана методика прыжков на новом танке. На танке БТ-7 впервые в 1939–1940 гг. прошли испытания отечественных инфракрасных приборов ночного видения, получивших наименования «Шип» и «Дудка». В комплект «Шип», разработанный Государственным оптическим институтом и Московским институтом стекла, входили инфракрасные перископические очки и комплект дополнительного оборудования для вождения машин в ночных условиях. Испытания усовершенствованного комплекта «Дудка» прошли на НИБТ полигоне в июне 1940 г., а затем и в январе феврале 1941 г. В комплект входили перископические инфракрасные очки для механика-водителя и командира танка, два инфракрасных прожектора мощностью по 1 кВт диаметром 140 мм, блок-пульт, отдельный инфракрасный сигнальный фонарь и комплект электрокабелей к прожекторам и очкам. Масса очков без нашлемного крепления (налобный щиток, боковые растяжки и ремни) составляла 750 г, угол зрения 24°, дальность видения до 50 м. Приборы ночного видения были изготовлены заводом № 211 НКЭП. Эти приборы в основном, удовлетворяли ТТТ ГАБТУ РККА и обеспечивали возможность вождения машин в ночных условиях, однако громоздкость и несовершенство конструкции инфракрасных очков, а также трудность их использования, особенно в зимнее время, потребовали их дальнейшей конструктивной доработки, которая не была окончательно сделана из-за начавшейся Великой Отечественной войны.
Для преодоления различных искусственных и естественных препятствий в виде противотанковых рвов, эскарпов и рек для танка БТ-7 были разработаны различные инженерные приспособления.
В 1935 г. НИИТ полигоном РККА по проекту инженера Александрова был разработан деревянный мост, имевший двояковыпуклую форму ферм. В марте-апреле 1935 г. мост прошел полигонные испытания на танке БТ-5, а затем и на БТ-7. Мост массой 1050 кг (вместе с приспособлениями и креплением) имел длину 7 м.
Крепление моста потребовало проведения ряда конструктивных изменений корпуса машины. Установка моста на преодолеваемое препятствие производилась с помощью сбрасываемого деревянного бруса и двух тросов без выхода экипажа из танка. Брус, закрепленный в передней части моста, по команде механика-водителя сбрасывался, захватывался гусеницами танка, тросы, соединенные одновременно с мостом и брусом натягивались, мост приподнимался и устанавливался опрокидыванием на препятствие. Конструкция моста была ненадежна и после пятикратного применения к дальнейшему использованию непригодна.
Движение машин по наведенному мосту допускалось на первой передаче со скоростью не более 7 км/ч. Укладка моста на танк производилась командой из шести-восьми человек. В связи с установкой моста из-за стоек его крепления ухудшилось наблюдение из машины. Кроме того, мост затруднял маневренность танка, а огонь из основного оружия мог вестись только в ограниченном секторе между фермами моста. Использование радиостанции для ведения радиопереговоров стало невозможным.
В январе 1937 г. на НИИТ полигоне проводились испытания 7,5-метрового деревянного моста конструкции военного инженера 2-го ранга Богалева на танке БТ-7, разработанного им в 1936 г. Установка моста осуществлялся также с помощью сбрасываемого бруса. В ходе испытаний была выявлена ненадежная работа механизма сбрасывания. Дальнейшие работы по этим мостам были признаны нецелесообразными. [153]
В 1936 г. в мастерских НИИТ полигона РККА были разработаны и изготовлены деревянные фашины (ДФБТ-7) для танка БТ-7 и унифицированное крепление саперно-танковых приспособлений (УКСТП), которые предназначались для преодоления танками БТ и Т-26 препятствий в виде рвов шириной до 4,5 м и глубиной до 2 м. Был изготовлен опытный образец и 10 комплектов креплений.
Деревянные фашины изготавливались из досок длиной 2,5–3 м с сечением 25x5 см и устанавливались на линейном танке БТ-7 с помощью УКСТП, которое состояло из: стойки, вилки с рычагами, поворотных кронштейнов для крепления фашин и валика с рычагами управления. В результате установки фашин ведение огня из основного оружия машины в переднем секторе ограничивалось 40° 50°. После сброса фашин возможность ведения кругового огня восстанавливалась. Наблюдение с места механика-водителя из-за стоек крепления фашин ухудшилось. Сброс фашин, имевших массу 685 кг, производился без выхода экипажа из машины непосредственно на преодолеваемом препятствии при скорости движения машины 6–7 км/ч. На этой же скорости осуществлялось движение танка по фашинам, диаметр которых составлял 1,1 м. Укладка фашин на танк производилась командой из четырех-пяти человек в течение 1–2 минут. Велись работы по усовершенствованию крепления не только деревянных, но и фашин, изготовленных из хвороста, однако это навесное оборудование танка дальнейшего развития не получило.
Для отрывки траншей специалистами НИИТ полигона РККА в 1940 г. был разработан специальный плуг-канавокопатель, который крепился к танку БТ-7М сзади. Приспособление позволяло производить за один проход отрывку траншей трапецеидальной формы глубиной до 500 мм, шириной по дну 300 мм и по верху 850 мм. Управление навесным оборудованием осуществлялось вручную вне танка с помощью тросового привода. В состав оборудования входили: рама, рабочие агрегаты, колеса для транспортировки, автомат заглубления и выглубления рабочих агрегатов, корпус с отвалами, лемехом и ножами.
С применением универсальных отвалов на высоте 500 мм от дна окопа формировались бермы, предохранявшие канаву от обратной засыпки сваливающегося грунта. Полученные таким образом траншеи предназначались для укрытия пехоты в бою и обеспечивали ей скрытое переползание под огнем противника как в сторону противника, так и по фронту, а при необходимости быстро доводить окоп до профиля позволявшего вести огонь «с колена». [154]
В ноябре-декабре 1940 г. приспособление прошло испытания на НИБТ полигоне. Аналогичное навесное оборудование было разработано и изготовлено для танков Т-26, Т-34 и Т-28. В ходе испытаний лучшие результаты были получены на танке Т-34, который за один проход машины создавал требуемый профиль траншеи.
Для установки минно-взрывных заграждений (МВЗ) НИИТ полигоном РККА в 1937 г. был разработан минный заградитель-прицепка (МЗП), опытный образец которого прошел испытания с танком БТ-7 на НИБТ полигоне осенью 1938 г.
Минный заградитель представлял собой бронированный корпус, установленный на гусеничном движителе, использованного от плавающего танка Т-37А. Противопульная броневая защита была выполнена из броневых листов толщиной 4, 6 и 12 мм. Корпус сварной со съемными верхними листами и открывающимися крышками в передней и задней части для обслуживания механизмов прицепки. Мины ТМ-35 с массой ВВ 1 кг укладывались в специальные обоймы в два яруса по 12 обойм в каждом. В каждой обойме верхнего яруса размещалось по 24 мины, в обойме нижнего яруса 22 мины. Всего размещалось 552 мины ТМ-35 в металлическом корпусе.
Привод механизмов прицепки по выдаче мин осуществлялся от ведущих колес гусеничного движителя во время буксировки ее за танком. Управление при постановке минных полей обеспечивалось с помощью тросового привода. Прицепка крепилась к танку с помощью треугольного буксирного устройства, которое позволяло при необходимости произвести ее автоматическое расцепление. В ходе испытаний автоматика часто не срабатывала и в дальнейшем от ее применения отказались.
Постановка мин в грунт на глубину 250 мм производилась без выхода экипажа из машины. Установка мин осуществлялась непрерывно или очередями. Шаг минировании составлял 0,5–1 м. Наиболее выгодной скоростью минирования было 12 км/ч. Протяженность минного поля, установленного на такой скорости за 1 час, составляла при интервале между минами 0,5 м 276 м, при интервале 1 м 552 м.
Прицепка с полной массой 3660 кг могла буксироваться за танками с максимальной скоростью до 32,5 км/ч как по шоссе, так и по проселочной дороге.
В 1937 г. для обеспечения возможности преодоления танками БТ-7 минно-взрывных заграждений ГАБТУ РККА были выданы ТТТ на разработку бойкового минного трала, который должен был обеспечивать сплошное траление минного поля и непосредственно перед гусеницами танка. Ширина сплошного траления составляла 3,5 м при скорости машины 8 км/ч, при тралении непосредственно перед гусеницами скорость движения машины могла достигать 20 км/ч. Подрыв мин производился в результате удара по ней бойка, отбор мощности на привод которого осуществлялся от двигателя танка. Установка трала предусматривала минимальные изменения в конструкции машины. Время монтажа трала массой 700 кг на танк не превышало 60 минут, а демонтаж 20 минут.
Для облегчения преодоления препятствий и эвакуации с поля боя аварийных и подбитых машин на НИБТ полигоне была разработана и в ноябре 1935 г. прошла полигонные испытания автосцепка для танков БТ-7. Работа автосцепки заключалась в возможности сцепления танка с сзади идущей машиной с помощью специального тросового механизма без выхода экипажа из машины. Расцепка машин также осуществлялась без выхода экипажа по команде механика-водителя сзади идущей машины. В зависимости от предназначения (преодоления препятствия или эвакуации) оно могло устанавливаться как в кормовой, так и в носовой части корпуса машины и состояло из сцепного устройства (системы рычагов подъема станка с защелками и тяги) и тросового привода управления.
Другая конструкция автосцепки была разработана красноармейцами Кубышевым, Демковым, Мироновым и Бараевым, и изготовлена в мастерских НИБТ полигона летом 1940 г. В июле того же года автосцепка, установленная на двух танках БТ-7, прошла полигонные испытания. Каждый автосцеп состоял из двух поворотных бортовых крючков со спаренными с ними тросовыми петлями, соединенными с буксирными тросами, уложенными на машине и кормового крюка. Бортовой крюк устанавливался в специальной вращающейся опоре, изготовленной из поворотного кулака автомобиля ГАЗ. В походном положении бортовые крюки вместе с петлями располагались вдоль надгусеничных полок. Поворот тросовых петель в вертикальное положение осуществлялся с помощью тросов управления и поперечного валика по условной команде экипажа аварийного танка. С подходом машины-эвакуатора экипаж аварийной (эвакуируемой) машины поворачивал оба бортовых крюка в перпендикулярное положение. При проходе эвакуационной машины на малой скорости вдоль эвакуируемого [155] танка на расстоянии 0,75–1,2 м, она своей петлей зацеплялась за бортовые крюки танка, при этом происходила сцепка и разматывание двух буксирных тросов, закрепленных на обеих машинах.
В ходе проведения испытаний были выявлены недостатки данной конструкции автосцепки, прежде всего ее громоздкость. Она также не отвечала требованиям безотказности, быстроте и надежности сцепа и расцепа. Дальнейшие работы были направлены на разработку конструкции автосцепов для оснащения ими только буксирных (резервных) танков и бронированных тягачей. При этом линейные танки предполагалось оснащать только простыми и удобными прицепными устройствами (крюками).
Кроме изготовления и испытаний опытных машин, созданных на базе танка БТ-7, были разработаны эскизные проекты различных боевых и специальных машин.
В 1934 г. для перевозки стрелковых частей механизированных соединений были предприняты попытки создания гусеничных бронетранспортеров. С этой целью УММ РККА были выданы ТТТ на создание таких машин на базе танков Т-26 и БТ, так как уже в то время считали, что варианты колесных бронетранспортеров повышенной проходимости даже с использованием цепей «Оверолл» на две задние пары колес, не обладали должной проходимостью на поле боя. Для обеспечения одинаковой подвижности с танковыми соединениями было принято решение о разработке БТР на базе серийного танка БТ-7 и опытного танка Т-46. С этой целью корпуса обоих машин подвергались конструктивным изменениям, обеспечивавшим размещение 12–20 человек, включая механика-водителя. Кроме того, разрабатываемая конструкция машин предусматривала возможность переоборудования их под машину для войск ПВО, штабной танк и санитарную машину.
БТР должен был иметь 9 мест для десанта с двумя ручными пулеметами или 6 мест в варианте с двумя станковыми пулеметами. Экипаж БТР состоял из механика-водителя и командира. Конструкция корпуса БТР должна была обеспечивать высадку десанта через два люка. Причем один десантный люк должен был располагаться или сзади корпуса БТР, или сверху на крыше, а второй обязательно в днище корпуса машины.
В качестве основного оружия БТР предполагалось оснастить пулеметом ДТ, установив его во вращающейся башенке, а в качестве дополнительного легкой переносной огнеметной установкой. Для ведения огня десантом в бортах корпуса располагались амбразуры, закрываемые броневыми крышками. Предусматривалось оснащение БТРов ОПВТ и средствами связи, в качестве которых использовались семафоры и флажки. В перспективе планировалось осуществить защиту боевого расчета от ОВ. В металле этот проект реализован не был. [156]
Для ведения наземной и воздушной разведки, проведения воздушно-десантных операций, обеспечения глубоких рейдов конницы, а также преодоления больших естественных и искусственных препятствий в мае 1937 г. по проекту инженера НИЭРО М. Смалько был разработан проект и изготовлен деревянный макет летающего танка МАС-1 (ЛТ-1).
Танк представлял собой машину специальной конструкции, разработанную на базе узлов и агрегатов танка БТ-7 и приспособленную для передвижения в воздухе и на земле. На земле машина передвигалась с использованием колесно-гусеничного движителя, а для полета использовались выдвижные крылья, хвостовое оперение, складывающаяся винтовая установка, которая обеспечивала танку высотный потолок до 2000 м.
По своей компоновочной схеме машина имела три отделения: моторное в носовой части, совмещенные отделения (управления и боевое) в средней части и трансмиссионное в кормовой части корпуса. В совмещенном отделении друг за другом располагались два члена экипажа: механик-водитель (пилот) и командир танка (он же пулеметчик). Для наблюдения за полем боя и вождения танка использовались смотровые щели с триплексами.
Основным оружием танка являлась спаренная установка 12-мм пулеметов ДТ, размещенная в полусферической башенке кругового вращения, установленная над боевым отделением и один 7,62-мм пулемет ШКАС, приспособленный для стрельбы через вращающийся винт. Сиденье командира было жестко связано с башней. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от 6° до +22°. В боекомплект входили 2000 патронов к пулеметам ДТ и 3000 патронов к пулемету ШКАС. Для стрельбы из пулеметов использовались телескопические оптические прицелы.
Бронированный корпус обтекаемой формы, отвечающий аэродинамическим условиям, предполагалось изготовить из катанных броневых листов толщиной 3, 4, 7 и 10 мм, а башню из 10-мм броневых листов.
Между моторным и совмещенным отделениями находилась разборная перегородка со специальными люками, предназначавшимися для обслуживания двигателя во время его работы. В верхнем броневом листе моторного отделения находился люк для осмотра двигателя, а в днище люк для демонтажа масляного насоса и водяной помпы. В моторном отделении вдоль продольной оси машины устанавливался двенадцатицилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения М-17би мощностью 716 л. с. (526 кВт), по обеим сторонам которого размещались радиаторы системы охлаждения. В передней части двигателя находилась передача на винтовую установку, механизм ее складывания и масляный бак. С трансмиссией двигатель [157] был соединен карданным валом. Проектом были предусмотрены два варианта размещения главного фрикциона в моторном или трансмиссионном отделениях.
В трансмиссионном отделении располагались: коробка передач, главный фрикцион (по второму варианту), два бортовых фрикциона, два бортовых редуктора, механизм убирания крыльев и хвостового оперения, два топливных бака емкостью 480 л и две аккумуляторные батареи. Над отделением трансмиссии были расположены: люк для посадки и выхода экипажа, люки для регулировки бортовых фрикционов и осмотра коробки передач. Коробка передач обеспечивала танку четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад. Бортовые фрикционы сухого трения и ленточные тормоза с накладками феродо располагались на главном валу коробки передач. Привод от коробки передач на ведущие колеса при гусеничном ходе осуществлялся через бортовые редукторы, при колесном ходе через гитары.
Подвеска машины индивидуальная, пружинная с горизонтальным расположением пружин. В ходовой части танка использовались четыре пары опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и два ведущих колеса гусеничного движителя. При колесном ходе первая пара опорных катков была управляемой, задняя ведущей.
Крылья машины (складывающиеся и выдвижные) типа центроплан состояли из двух половин наружной и внутренней (выдвижной). Обшивку крыльев предполагалось изготавливать из нержавеющей стали. Наружная половина крыла крепилась к корпусу танка и могла поворачиваться вокруг оси крепления на 90° назад. Внутренняя половина выдвигалась специальным механизмом, имеющим привод от двигателя машины и стопорилась механически. Размах крыльев достигал 16,2 м, площадь несущей поверхности составляла 32 кв. м.
Хвостовое оперение состояло из четырех лонжеронов, соединенных попарно, к которым крепился стабилизатор, киль и рули направления и высоты. Своими лонжеронами хвостовое оперение крепилось на специальных каретках внутри танка и с помощью специального механизма выдвигалось и задвигалось одновременно с крыльями.
Винтовая установка состояла из двух металлических лопастей, которые крепились на специальных осях во втулке винтовой установки, и двух рычагов с тягами складывающего механизма. Укладка лопастей при использовании машины на местности производилась в специальные ниши корпуса, которые закрывались броневыми щитками с помощью специального механизма.
При движении на местности на гусеничном ходу машина управлялась с помощью двух рычагов бортовых фрикционов, на колесном с помощью рулевого колеса, в полете двумя педалями привода руля высоты и элеронов.
Танк с расчетной боевой массой 4,5 т должен был развивать максимальную скорость на гусеничном ходу до 70 км/ч, на колесном до 120 км/ч и в полете до 200 км/ч. Посадочная скорость составляла 60–70 км/ч. Машина имела запас хода на гусеничном ходу 180–200 км, на колесном 280–300 км и дальность полета 800 км.
В качестве средств связи на танке в боевом отделении у командира устанавливалась стандартная радиостанция с поручневой антенной на башне.
В декабре 1938 г. инженерами НИО ВАММ РККА для дальней переброски танков был разработан проект подвески танка БТ-7 к самолету дальней бомбардировочной авиации (ДБА).
В 1936 г. заводом «Компрессор» разрабатывался проект химического танка ХБТ-7, предназначенного для заражения и дегазации местности. Емкость двух резервуаров составляла 650 л. Выброс отравляющей жидкости на дальность 70 м производился с помощью сжатого воздуха. Ширина полосы заражения составляла 25 м, плотность 50 г/кв. м., время заражения 40 минут. При заражении местности использовался подогрев жидкости с помощью выхлопных газов. Продолжительность газопуска составляла 12 минут. При дегазации местности ширина полосы составляла 7–8 м. В качестве вооружения для самообороны использовался пулемет ДК.
В 1937 г. КБ ХПЗ разрабатывались проекты самоходных установок на базе танка БТ-7 аналогичные самоходной артиллерийской установки СУ-5.
В апреле того же года были выданы ТТТ на проектирование самоходной установки на базе танка БТ-7, вооруженной 76,2-мм пушкой Л-10. Машина проектировалась по типу артиллерийского танка АТ-1 и имела боевую массу 13,5 т, экипаж три человека и противопульную броневую защиту, выполненную из броневых листов толщиной 15 мм. Пушка имела углы вертикального наведения от 2° до + 60° и по горизонту без поворота машины + 15°. В качестве вспомогательного вооружения устанавливались пулеметы ДТ. В боекомплект машины входили 60 выстрелов и 2520 патронов (40 дисков). Для ведения наблюдения и стрельбы использовались прицелы ТОП и ПТ-1. На САУ устанавливалась радиостанция 71-ТК с ТПУ и телефон с кабелем длиной 500 м.
Кроме того, в том же году в целях усиления броневой защиты серийных танков проводились работы по разработке проекта и изготовлению опытного образца корпуса танка БТ-7 с экранированной броней. Опытные образцы танка БТ-7 с экранированной броней корпуса планировалось изготовить в 1938 г., а испытать на НИБТ полигоне в 1939 г. Трудности проведения работ по экранированию танков БТ были связаны со значительным увеличением боевой массы машины и возросшими в связи с этим нагрузками на элементы ходовой части и трансмиссии, и поэтому эти работы были в 1939 г. прекращены. Тем не менее, к эти работам вернулись вновь в мае 1941 г. Предполагалось проработать три варианта экранировки корпусов танков БТ-5 и БТ-7. Однако в окончательном виде был разработан лишь один вариант экранировки, который был утвержден ГАБТУ. Чертежи экранированных машин были направлены на Мариупольский завод для производства брони. С началом Великой Отечественной войны работы по экранированию танков БТ-5 и БТ-7 были прекращены.
В июне 1941 г. до начала Великой Отечественной войны в РККА был поднят вопрос с обеспечением войск противотанковой самоходной артиллерией. Заводу № 183 была поставлена задача разработать проекты САУ на базе легких колесно-гусеничных танков БТ-5 и БТ-7, вооруженных 57-мм пушкой ЗИС-4. Данные проекты были выполнены, но в металле осуществить их не стали т. к. КБ завода № 183 было перенацелено на создание аналогичных САУ, но уже на базе среднего танка Т-34. [158]