Содержание
«Военная Литература»
Техника и вооружение

Общее устройство танка БТ-7

Компоновка танка

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 по своей компоновочной схеме повторял танк БТ-5, но конструктивно отличался от него установкой карбюраторного двигателя М-17Т, новым сварным бронированным корпусом и впоследствии установкой (с 1937 г.) новой конической башни, а также применением мелкозвенчатых гусениц. Кроме того, на танке БТ-7А было установлено более мощное оружие — 76,2-мм пушка КТ-28.

Корпус танка был разделен на пять отделений: управления, боевое, моторное, трансмиссионное и кормовое.

Отделение управления находилось в носовой части танка. В нем размещались сиденье механика-водителя, приводы управления, КИП, стационарный и ручной огнетушители и привод управления жалюзи. Для движения машины по заданному курсу в условиях боевой обстановки на части танков была предусмотрена установка танкового компаса КИ на специальном кронштейне. Отделение управления было отделено от боевого распорной аркой, обеспечивавшей дополнительную жесткость подбашенного листа.

В боевом отделении, расположенном в средней части танка, размещались: вооружение, приборы наблюдения, средства связи, сиденья наводчика и заряжающего, боекомплект, а также часть ЗИПа.

Моторное отделение, отгороженное от боевого моторной перегородкой, располагалось в средней части танка. В нем располагались: двигатель, обращенный передней своей частью к корме танка; два радиатора (по обеим сторонам двигателя); две аккумуляторные батареи, укрепленные на кронштейнах возле моторной перегородки (в пространстве между нижней половиной картера двигателя и радиаторами); два топливных бака (между наружной и внутренней стенками бортов).

Трансмиссионное отделение находилось за моторным и было отделено от него вентиляторной перегородкой. В нем располагались: насаженный на носок коленчатого вала двигателя маховик с установленными на нем главным фрикционом и центробежным вентилятором; коробка передач; бортовые фрикционы; электрический стартер; шестерни бортовых редукторов (в картерах); масляные и топливные баки (между наружной и внутренней стенками бортов корпуса). В кормовом отделении за кормовой перегородкой устанавливался дополнительный кормовой топливный бак емкостью 400 л.

Боевая масса машины составляла 13,8 т.

Броневая защита. Корпус и башня

Броневая защита танка — противопульная, выполненная из броневых катаных листов толщиной 6, 10, 13, 15 и 20 мм. Броневая защита машин первых годов выпуска находилась на уровне броневой защиты танка БТ-5.

Корпус танка БТ-7 собирался из броневых и стальных листов и представлял собой жесткую конструкцию коробчатого сечения, продолговатой суженной закругленной носовой частью и трапецевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса были выполнены преимущественно с помощью сварки и в меньшей степени — с помощью заклепок.

В лобовых листах корпуса располагался входной люк механика-водителя, незначительно смещенный к левому борту. Люк закрывался двухстворчатой крышкой массивных приварных (приклепанных) петлях. Герметичность люка обеспечивалась резиновым уплотнением. Верхняя створка люка в открытом положении фиксировалась с помощью зубчатого сектора, приваренного к крыше корпуса. Для облегчения открывания она была снабжена уравновешивающим пружинным механизмом. Для наблюдения за полем боя и вождения машины в боевых условиях в крышке люка имелась смотровая щель с фланцем для крепления смотрового прибора «триплекс». С 1937 г. толщину верхней створки увеличили до 20 мм. [131]

Вертикальные броневые листы носовой части корпуса танка в месте приварки трубы с литыми кронштейнами направляющих колес были усилены приклепанными воротниками. Для предотвращения деформации труба была усилена подкосами, на которых устанавливались кронштейны для крепления фар.

Борта корпуса имели двойные стенки. Наружные — броневые, съемные. Внутренние — выполненные из 4-мм конструкционной стали марки 3. С внешней стороны внутренних листов приваривались шесть подкосов, к которым крепились вертикальные спиральные пружины подвески и съемные листы навесной брони. Второй и третий подкосы (по ходу машины) в нижней части соединялись между собой броневой планкой, защищавшей расположенные между ними бортовые топливные баки. Между четвертым и пятым подкосами устанавливались масляные баки. Кроме того, между вторым и третьим подкосами внутренние стенки корпуса имели развал, который обеспечивал подвод воздуха к радиаторам системы охлаждения двигателя, а в кормовой части — отверстия для выхода нагретого воздуха при движении танка с закрытыми жалюзи.

В передней верхней части по левому борту внутренняя стенка имела отверстие, в котором крепился звуковой электрический сигнал, а по правому борту — люк с крышкой для выброса из танка стреляных гильз. В месте установки балансиров и шестеренчатого редуктора колесного хода (гитары) 4-мм внутренний лист, не защищенный наружными броневыми листами, закрывался броневыми накладками.

Наружные съемные броневые листы (по пять с каждого бора) крепились к подкосам с помощью винтов с конусной головкой. Причем, три броневых листа — передний, средний и верхний задний (с каждого бора) были соединены в один с помощью накладок и заклепок, а остальные два листа, защищающие картеры бортовых редукторов и гитары, крепились к бортовой броне с помощью накладок и болтов. В верхней части бронированного корпуса в месте расположения передних вертикальных спиральных пружин подвески имелись люки, закрытые броневыми крышками, которые обеспечивали доступ к регулировочным гайкам передних узлов подвески. В верхней части, с каждой стороны бронированного корпуса, на пяти кронштейнах крепились надгусеничные полки, которые имели съемные задние наклонные части.

Крыша корпуса танка состояла из пяти основных частей: крыши над боевым моторным и трансмиссионным отделениями, масляными баками и кормовым топливным баком.

Крыша над боевым отделением состояла из трех сваренных между собой броневых листов, образующих отверстие под нижний погон башни. По бокам подбашенного листа устанавливались броневые накладки, закрывавшие заливные горловины бортовых топливных баков и броневые ввертывающиеся пробки, защищавшие стаканы вертикальных спиральных пружин подвески передних опорных катков.

Съемная крыша над моторным отделением состояла из среднего листа, двух колпаков над радиаторами и поперечной планки. Для доступа к двигателю и системам обеспечивавших его работу, в средней части листа, имелся большой прямоугольный люк, закрываемый крышкой на петлях. В передней части крышки люка имелась ручка, которая одновременно выполняла роль ограничителя угла склонения пушки при стрельбе назад. В средней части крышки люка над броневым колпаком, защищавшим отверстие для прохода воздуха (над всасывающей трубой двигателя), устанавливался воздухоочиститель. Над отверстиями для входа охлаждающего воздуха в радиаторы устанавливались броневые колпаки. Боковые отверстия для входа воздуха были закрыты защитными металлическими сетками.

Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух (переднего и заднего с вырезами для прохода выхлопных труб) броневых листов (жалюзи) и расположенного над ними защитного сетчатого колпака. Регулировка угла поворота жалюзи осуществлялась с места механика-водителя с помощью специальной тяги.

Крыша над масляными баками представляла собой узкие броневые листы, закрывавшие масляные баки от поражения сверху, и крепившиеся к подкосам с помощью винтов. Над заливными горловинами [132] баков в них имелись круглые лючки, закрывавшиеся броневыми крышками. Над кормовым топливным баком устанавливалась съемная крыша. В горизонтальной ее части имелись два люка для доступа к заливной горловине кормового топливного бака и к соединениям воздушной и топливной трубок, закрываемых броневыми крышками.

В 1937 г. броневая защита корпуса была усилена за счет установки бронированных стаканов задних узлов подвески и железных колпаков, предохранявших стаканы подвески от грязи, а также за счет улучшения крепления бронировки крышек картеров бортовых редукторов.

Со второй половины 1937 г. была изменена конструкция корпуса машины с целью увеличения до 1,2 м глубины преодолеваемого брода.

Для буксировки танк был оснащен двумя буксирными крюками, размещенными в носовой части корпуса и двумя кормовыми буксирными рымами.

При установке на танк БТ-7А башни Т-26–4 с 76,2-мм пушкой в корпус танка БТ-7 были внесены следующие изменения: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором и изменено крепление сеток колпаков, утоплены в крыше регулирующие стаканы подвесок первой пары опорных катков (ввинчивались и вывинчивались специальным ключом) и изменена укладка боекомплекта в корпусе.

Башня танка — сварная, имела вид усеченного конуса с кормовой нишей (до сентября 1937 г. на танк устанавливалась эллиптическая башня, такая же как и на танке БТ-5). Танки БТ-7 выпускались с двумя типами башен, незначительно отличавшимися друг от друга только внутренним оборудованием. На линейные танки БТ-7 устанавливались башни, имевшие боеукладку, расположенную в нише. На радиофицированных (как правило, командирских) танках (БТ-7РТ) устанавливались башни, у которых в нише размещалась радиостанция. В верхней части задней стенки, при отсутствии тыльного пулемета, находилось отверстие для стрельбы из личного оружия, закрывавшееся броневой пробкой.

В средней части крыши башни для посадки экипажа располагались два овальных люка, имевших уравновешивающие пружинные механизмы. На танках с зенитными пулеметными установками, башни имели только один левый овальный люк. На правом люке устанавливалась вращающаяся зенитная установка для стрельбы по воздушным целям из 7,62-мм пулемета ДТ. При установке эллиптических башен входные люки имели прямоугольную форму. Со второй половины 1937 г. сварное броневое прикрытие амбразуры (маски) пушки было заменено на штампованное.

В передней части крыши башни располагались три отверстия. Крайнее правое предназначалось для установки командирской панорамы, среднее в центре — для вентиляции и левое — для установки перископического прицела. В левой части крыши ниши башни имелось отверстие с броневым стаканом для ввода антенны (на линейных танках это отверстие закрывалось броневой крышкой). На тех танках, где командирская панорама не устанавливалась, это отверстие закрывалось броневой крышкой и использовалось для флажковой или световой сигнализации. В бортах башни были сделаны смотровые щели со стеклоблоками «триплекс» и имелись отверстия с броневыми пробками для стрельбы из личного оружия. На крыше в трех местах устанавливались рымы для демонтажа и монтажа башни на танк.

Поворот эллиптической башни осуществлялся с помощью ручного двухскоростного механизма поворота, крепившегося с левой стороны башни. При одном обороте маховичка механизма на первой передаче башня поворачивалась на 2°, а на второй передаче — на 4°. Танки с коническими башнями оснащались односкоростными механизмами поворота башни.

На танках БТ-7А устанавливалась сварная башня Т-26–4, имевшая форму цилиндра с овальной кормовой нишей. С правой стороны от амбразуры пушки вваривался цилиндр, в дно которого устанавливалась шаровая опора пулемета ДТ. В бортах башни имелись смотровые щели и отверстия для стрельбы из револьвера, закрывавшиеся броневыми пробками. В крыше башни были сделаны два входных люка прямоугольной формы. При установке на танк зенитного 7,62-мм пулемета ДТ поворотное основание зенитной установки устанавливалось на правый люк. В передней части крыши были сделаны четыре отверстия: справа — для командирской панорамы, слева сзади — для сигнализации, в центре, над казенной частью орудия — для вентиляции боевого отделения и, наконец, слева — для перископического прицела.

Вращение башни Т-26–4 осуществлялось с помощью ручного односкоростного механизм поворота. [133]

Вооружение

Основным оружием танка БТ-7 являлась 45-мм пушка. На танках выпуска 1935–1937 гг. устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К обр. 1934 г. с клиновым вертикальным затвором с полуавтоматикой инерционно-механического типа, гидравлическим тормозом отката и пружинным накатником. При стрельбе использовались ножной и ручной спуски. В общей маске с пушкой устанавливался спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Спаренная установка имела единые механизмы наведения. Пулемет, кроме того, имел независимый сектор обстрела в вертикальной плоскости +5° и + 1,5° — в горизонтальной. Углы наведения по вертикали спаренной установки составляли от — 8° до +23°. Для стрельбы использовались: танковый телескопический прицел ТОП обр. 1930 г. и танковый перископический прицел ПТ-1 обр. 1932 г. Масса спаренной установки (качающейся части) составляла 220–250 кг, а полная масса башни с вооружением и боекомплектом — около 1100 кг.

С конца 1938 г. на танк стала устанавливаться 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. с электроспуском и стабилизированным прицелом ТОП-1 (ТОС) производства завода «Авиаприбор». Стабилизация линии прицеливания в вертикальной плоскости обеспечивалась с помощью гироскопа. В поле зрения прицела коллиматором вводился световой сигнал в виде небольшого светлого пятна («зайчика»). При колебании пушки в вертикальной плоскости световой сигнал («зайчик») перемещался относительно стабилизированной линии прицеливания, которая постоянно удерживалась в точке наводки. Во время движения танка при совпадении светового сигнала с точкой прицеливания выстрел происходил автоматически. Сложность освоения в войсках данной конструкции прицела было связано, прежде всего, с длительным периодом обучения наводчиков для выработки у них необходимых навыков при использовании прицела во время стрельбы сходу. В связи с этим от установки на серийные танки БТ-7 прицелов ТОС-1 впоследствии отказались.

В качестве вспомогательного оружия на линейных танках выпуска 1937 г. в нише башни стал устанавливаться еще один (тыльный) 7,62-мм пулемет ДТ. Часть танков БТ-7, начиная с 1936 г. оснащалась 7,62-мм пулеметами, устанавливаемыми на зенитной турельной установке П-40. Кроме того, в 1935 г. была введена укладка сигнального пистолета (ракетницы) с 20 патронами.

Со II квартала 1936 г. для ведения прицельной стрельбы ночью часть танков БТ-7 оснащалась двумя прожекторами, расположенными на маске пушки. Дальность действия прожекторов достигала 2 км. Тыльный пулемет ДТ и прожекторы были отменены в 1938 г.

Танк БТ-7А оснащался 76,2-мм танковой пушкой обр. 1927/32 г. (КТ-28) и тремя 7,62-мм пулеметами ДТ, один из которых располагался в передней части башни, с правой стороны пушки, второй тыльный — в крышке люка кормовой ниши (для танков без радиостанции) и третий зенитный — на крыше башни в турельной установке П-40.

В боекомплект танка входили:

при установке эллиптической башни: для танков с радиостанцией — 132 выстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ (38 дисков); для линейных танков — 172 выстрела и 2394 патрона к пулеметам ДТ;

при установке конической башни: для танков с радиостанцией — 146 выстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ; для линейных танков — 188 выстрелов и 2394 патрона к пулеметам ДТ;

при установке башни Т-26–4 с 76,2-мм пушкой: для танков с радиостанцией — 40 выстрелов и 2016 патронов к пулеметам ДТ; для линейных танков — 50 выстрелов и 3339 патронов к пулеметам ДТ.

Боекомплект танка располагался на полу и боковых стенках боевого отделения, в нише башни (на танках без радиостанции) и на стенках башни.

К 45-мм танковой пушке выстрелы располагались следующим образом. На полу боевого отделения между передней перегородкой и передней балансирной трубой устанавливались два снарядных ящика, в которых в специальных обоймах «чемоданного» типа размещались артиллерийские выстрелы. В каждую обойму укладывались 3 (при установке эллиптической башни) или 4 (при конической) выстрела одного типа. В каждом ящике укладывались по четырнадцать обойм для размещения 84 (112) выстрелов. На стенках боевого отделения в корпусе справа и слева выстрелы к пушке размещались в специальных креплениях вертикально в два ряда. На правой стороне располагалось 19 выстрелов, слева — 15 выстрелов. В боевом отделении башни выстрелы размещались в двух (для цилиндрической башни) или трех (для конической) стеллажах, каждый из которых представлял собой железный ящик со средней перегородкой. Всего в стеллажах ниши башни укладывалось 40 (42) выстрела. Кроме того, при установке цилиндрической башни на ее бортах размещались вертикально слева и справа по 7 выстрелов. При установке радиостанции [134] в нише башни, боеукладка в ней отсутствовала. Укладка пулеметных дисков производилась на правом и левом бортах боевого отделения и в нише башни, рядом со стеллажами артиллерийских выстрелов, а также на правом и левом бортах башни.

Укладка 76,2-мм выстрелов в танке БТ-7А несколько отличалась, чем укладка выстрелов в танке БТ-7. На полу боевого отделения в трех металлических ящиках (правом и двух левых) размещался 31 выстрел. Правый снарядный ящик крепился на передней балансирной трубе. Левые два ящика размещались вдоль боевого отделения спереди и сзади. Выстрелы в ящиках располагались поперек танка и имели индивидуальное крепление. Поверх крышек ящиков укладывался резиновый коврик, крепившийся к ним с помощью брезентового ремня. На стенках боевого отделения размещались 9 выстрелов, из них: на правом борту — 3 выстрела горизонтально в общей обойме и 2 выстрела — вертикально в стойке; на левом борту — 3 выстрела в общей обойме и 1 выстрел — вертикально в стойке. В нише башни (на танках без радиостанции) на правой и левой стенках в лотках размещалось по 5 выстрелов. Пулеметные диски размещались в боевом отделении: на правом борту — по краям снарядной укладки в двух рамках по 6 дисков в каждой, на левом борту — по краям снарядной укладки в трех рамках по 6 дисков в каждой, а также в передней вертикальной рамке — 7 дисков и горизонтальной передней — 3 диска. В нише башни с правой стороны размещалась одна рамка с 7 дисками и с левой — одна рамка на 14 дисков.

Силовая установка

На танке БТ-7 устанавливался двигатель М-17Т (Т — танковый), созданный на базе авиационного двигателя М-17Ф, выпускавшегося в СССР по лицензии немецкой фирмы BMW. Этот четырехтактный, двенадцатицилиндровый, V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения имел угол развала цилиндров 60° и сниженную с 600 л. с. (441 кВт) до 400 л. с. (294 кВт) мощность при частоте вращения коленчатого вала 1650 об/мин. На двигателе устанавливались два карбюратора типа К-17-Т. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера СТ-61 (СТ-610) мощностью 4 л. с. (2,94 кВт) или стартером СМС-4565 мощностью 3,5 л. с. (2,6 кВт) — на машинах более ранних выпусков. При разряженных АКБ пуск двигателя осуществлялся из боевого отделения вручную с помощью заводной рукоятки, установленной на редукторе пуска. В системе зажигания применялись два магнето БС12-ПАЭ с механическим (на машинах первого выпуска) или автоматическими приводами опережения зажигания, одно пусковое магнето типа ПС, переключатель зажигания, двадцать четыре запальных свечи типа ЭС-ЭП или ЭС-П и провода высокого напряжения, заключенные в металлические бронированные трубки. На части машин были установлены магнето «Сцинтилла». В отличие от танка БТ-5 на машине устанавливался новый более эффективный комбинированный воздухоочиститель, состоявший из двух самостоятельно работающих воздушных фильтров: внутреннего. Емкость топливных баков была увеличена до 790 л за счет установки кормового и четырех дополнительных топливных баков на надгусеничных полках машины.

На танке БТ-7М впервые в мировом танкостроении был установлен специальный танковый дизель В-2. Этот четырехтактный, V-образный, двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения развивал мощность до 500 л. с. (367,6 кВт) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин. Благодаря высокой топливной экономичности, при одном и том же, по сравнению с танком БТ-7, запасе топлива, он обеспечивал танку при движении на гусеничном ходу по шоссе запас хода до 630 км, в то время как у танка БТ-7 этот показатель не превышал 375 км.

В связи с установкой дизеля В-2 существенным изменениям подверглись и системы, обеспечивавшие его работу. Радиаторы системы охлаждения были сделаны более широкими. Воздухоочиститель с повышенной степенью очистки устанавливался непосредственно на двигатель. Для пуска двигателя применялись одновременно два электростартера мощностью по 6 л. с. (4,4 кВт).

Трансмиссия

В состав механической трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион (сталь по стали), коробка передач, два многодисковых бортовых фрикциона (сталь по стали) с ленточными тормозами (с накладками из феродо), два бортовых редуктора и два шестеренчатых редуктора (гитары) привода ведущих колес колесного хода. Диски бортовых фрикционов были взаимозаменяемы с дисками главного фрикциона.

В связи с установкой нового двигателя четырехступенчатая коробка передач в 1937 г. была заменена [135] на усиленную трехступенчатую. В последствии была разработана и устанавливалась на танки новая усиленная четырехступенчатая коробка передач, которая обеспечивала танку на форсированном режиме скорость движения до 70–80 км/ч на гусеничном ходу и до 90–100 км/ч на колесном.

Для обеспечения поворотов танка использовались традиционные рычаги управления (для гусеничного хода) или съемное рулевое колесо для колесного хода. Штурвал начиная с 1937 г. стал изготавливаться из пластмассы (вместо дерева).

На танке БТ-7М были уширены наружные барабаны и тормозные ленты бортовых фрикционов, усилена полуось бортового редуктора за счет изготовления ее из более прочной стали (18ХНВА). Кроме того, была улучшена защита главного и бортовых фрикционов от проникновения пыли к подшипникам и трущимся частям, снижены вдвое усилия на рычагах управления бортовыми фрикционами за счет применения шарикового механизма выключения и применены колодочные тормоза с накладками из чугуна.

Ходовая часть

Ходовая часть танка БТ-7 по сравнению с танком БТ-5 значительных конструктивных изменений не претерпела, за исключением: диаметр опорных катков был увеличен до 830 мм, диски которых со второй половины 1937 г. были усилены за счет приварки специальных колец в местах их крепления к ступице. В 1937 г. так же были усилены рычаги управляемых опорных катков, пружины узлов подвески ведущих опорных катков колесного хода, введены кривошипы направляющих колес с увеличенной консолью, направляющие и ведущие колеса гусеничного движителя с уширенным резиновым бандажом (соответственно с 38 до 62 мм и с 52 до 75 мм).

С 1938 г. в серию была введена мелкозвенчатая гусеница с шагом 167 мм вместо 255 мм. В связи с этим число траков в каждой гусенице увеличилось до 70 (35 с гребнем и 35 плоских). Ширина резинового бандажа на ведущих опорных катках колесного хода была увеличена до 120 мм. Резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного движителя были заменены стальными. Число роликов ведущих колес было увеличено с 4 до 6. Диаметр ведущих колес уменьшили до 634 мм, а диаметр направляющих колес — до 504 мм.

Электрооборудование и средства связи

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, с напряжением бортовой сети 12 В. Основным источником электрической энергии танка являлся генератор (динамомашина) ДСФ-500Т мощностью 336 Вт с реле-регулятором РРК-500Т или РРК-37–500Т. На машинах первой серии устанавливался генератор ГА-4561 мощностью 270 Вт с реле-регуляторам РРА-4574 или генератор ДСФ-500 с реле-регулятором РРК-500. При неработающем двигателе источником электроэнергии являлись две 12-вольтовые аккумуляторные батареи 6СТЭ-128. В зависимости от марки установленного генератора, реле-регулятора и электростартера, на танках БТ-7 применялось пять схем электрооборудования.

Потребителями электрической энергии танка являлись: электростартер СМС или СТ-61 (СТ-610), электромотор вентилятора, умформер радиопередатчика, телефонные аппараты, приборы звуковой и [136] световой сигнализации, прожекторы, фары, приборы внутреннего освещения танка. Контрольно-измерительные приборы — амперметр и вольтметр.

В состав вспомогательной аппаратуры входили: вращающееся контактное устройство ВКУ-1 (ВКУ-3А), выключатель АКБ («массы»), тумблеры, контактные переходные и разветвительные соединительные колодки, штепсельные розетки, распределительные щитки в отделении управления, распределительный щиток в боевом отделении, предохранители, центральные переключатели, смонтированные на щитке механика-водителя.

Световая дорожная сигнализация на танке была представлена двумя кормовыми стопсигналами. На танках последних серий звуковой электрический сигнал с вешней стороны левого борта был перенесен в межбортовое пространство под левой надгусеничной полкой.

Электрооборудование танка БТ-7М по сравнению с электрооборудованием танка БТ-7 было упрощено ввиду отсутствия системы зажигания. Для обеспечения надежного пуска дизеля, на танке БТ-7М было установлено четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128.

В качестве средств связи на командирских машинах БТ-7РТ использовалась радиостанция 71-ТК-1 или 71-ТК-3 с поручневой или штыревой (с 1938 г.) антеннами и танковое переговорное устройство ТСПУ-3, ТПУ-3, а впоследствии ТПУ-2. В 1939 г. на 3-х танках БТ-7РСМК были установлены радиостанции РСМК.

Для тушения пожара танк имел два тетрахлорных огнетушителя — ручной с емкостью баллона 3 л и стационарный — 2 л. Оба огнетушителя устанавливались в отделении управления рядом с механиком-водителем.

Укладка ЗИП

Внутри и снаружи танка размещались: инструменты общего назначения и принадлежности (гаечные ключи, отвертки, молотки, зубила и т. п.), специальные инструменты (для данного типа танка), запасные части, принадлежности, съемники, домкраты, крепежные детали, шанцевый инструмент и материалы (вязальная проволока, олово для пайки, бура, нашатырь, наждачный порошок и т. п.). Комплект ЗИП размещался как внутри, так и снаружи танка.

В отделении управления укладывались: подстилочный брезент; два брезентовых ведра и два запасных смотровых стекла для смотровых приборов; шприц для солидола с наконечником и шлангом; рулевая колонка со штурвалом; ручной тетрахлорный огнетушитель; блокирующие кольца (для гусеничного хода); штыревая антенна; большой ящик с комплектом запасных свечей для двигателя, комплект предохранителей и переносная лампа со шнуром; малый ящик с кисетом для малых деталей, ключ к валику с шестерней рулевого управления, отвертка малая и кисет для деталей генератора. Под подушкой сидения механика-водителя укладывались: листовой асбест, наждачная бумага и шланг для слива топлива из баков.

Кроме того, по бокам сиденья механика-водителя размещались два ящика с укладкой запасных частей и инструмента для 45-мм пушки.

В боевом отделении в левом ящике укладывались: соединительный шланг с хомутом, две масленки, два шприца, проволока вязальная, асбестовый шнур и изоляционная лента. В правом ящике укладывались: ключ шведский №1, молоток слесарный, зубило слесарное, напильник личной, отвертка большая, плоскогубцы, бородок, ключ торцовый 11x14, шплинтовыдергиватель.

В отделении трансмиссии на съемном листе кормовой перегородки крепились двухручная пила и топор.

Снаружи танка на крыше корпуса и надгусеничных полках укладывались: две буксирные цепи по 3 м каждая, два 3-тонных домкрата с деревянными подкладками, две большие саперные лопаты и ящик для запасных частей и инструмента, в котором укладывался рабочий инструмент механика-водителя (ключи, ломик, щупы, шланги и т. п.). На правой надгусеничной полке крепился пакет со шпорами. На задних съемных щитках обеих полок было закреплено по два трака — один с гребнем, другой без гребня. [137]

Дальше